Программа дополнительного образования детей «Веселая кисточка»




Скачать 206.26 Kb.
НазваниеПрограмма дополнительного образования детей «Веселая кисточка»
Дата публикации26.09.2014
Размер206.26 Kb.
ТипПрограмма
shkolnie.ru > Культура > Программа
Управление образования администрации муниципального образования Собинского района Владимирской области

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Собинского района детский сад № 12 «Ромашка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей




УТВЕРЖДАЮ ПРИНЯТА


Заведующий МБДОУ на педагогическом совете

детский сад №12 «Ромашка» МБДОУ

____________ Н.В. Горохова детский сад №12 «Ромашка»

«__» __________ 2012 г. «___» __________ 2012г.


П Р О Г Р А М М А
дополнительного образования детей
«Веселая кисточка»

Ознакомление детей 5-6 лет с нетрадиционными техниками рисования.

Срок реализации – 1 год.
Автор: Сырунина Любовь Ивановна –

воспитатель


г. Лакинск, 2012

Содержание
1. Пояснительная записка. 2

2. Актуальность. 3

3. Цели и задачи программы. 3

4. Законодательно-нормативное обеспечение программы. 5

5. Объекты программы и адресная направленность. 5

Организация занятий кружка.

6. Методы и приемы. 6

7. Основные этапы работы. 7

8. Ожидаемые результаты. 7

9. Оценка результативности программы. 7

10. Сотрудничество с родителями. 8

11. Взаимодействие с учреждениями дополнительного образования. 9

12. Календарное планирование. 10

13. Список литературы. 15

Программа дополнительного образования детей

«Веселая кисточка»
Руководитель – воспитатель МБДОУ детский сад № 12 «Ромашка»

II квалификационной категории Сырунина Любовь Ивановна

Возраст детей – 5-6 лет.

Срок реализации – 1 год.
^ Пояснительная записка.

Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цели.

Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной, художественной техники изобразительного искусства дает возможность для развития творческих способностей дошкольников. Важность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста в художественной деятельности позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребенка к школе, что очень важно для детей логопедической группы. Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова пишет: «Движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией».

Художественная деятельность выступает как ведущий способ эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста Исследования Т.С Комаровой показывают, что изобразительная деятельность способствует развитию познавательных процессов и в частности формированию мыслительных операций: анализа, сравнения, синтеза, обобщения.

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём творчестве. Интеграция видов художественно-эстетической деятельности имеет естественный характер. Дети дошкольного возраста часто самостоятельно интегрируют виды изобразительной деятельности. Творческий процесс предлагает создание детьми выразительного образа доступными им изобразительными средствами. Поэтому необходимо знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования.

Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Актуальность.

Ознакомление детей с нетрадиционными техниками рисования особенно актуально в логопедической группе, так как развитие речи ребенка невозможно без совершенствования всех видов движения и, в частности, мелкой моторики. Известно, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в кору головного мозга. Поэтому простые движения пальцев помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, языка, а значит, необходимы для развития речи ребенка.
Цель: развитие самостоятельности, творчества, индивидуальности, художественных способностей и мелкой моторик рук детей, путем экспериментирования с различными материалами нетрадиционных техник.

^ Основные задачи:

1. Образовательные:

    • обучать технике рисования: «монотипия», «набрызг», «кляксография», «метод тычка», «рисование солью», «рисование по мокрому листу», «черно-белый граттаж», «пластилинография», «фотокопия»;

    • помочь освоить технику рисования разнообразными изобразительными материалами: гуашь, акварель, пастель, восковые  и школьные мелки, простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры;

    • знакомить со средствами художественной выразительности и развивать элементарные умения анализировать их;

    • упражнять кисть руки, закрепляя правильное положение при рисовании горизонтальных и вертикальных линий (широких и тонких).

2. Развивающие:

    • развивать творческие способности в процессе изображения предметов, явлений и состояний окружающего мира, в выборе изобразительных материалов.

    • развивать умение передавать форму, строение предмета и его частей; цвет предмета, используя краски спектральных, тёплых, холодных, контрастных цветов, разных оттенков и разной тональности; разные пропорции предметов;

    • развивать композиционные умения при изображении групп предметов или сюжета.

    • развивать художественно – эстетический вкус.

    • развивать у детей усидчивость, старательность в работе, трудовые умения.

3. Воспитательные:

    • воспитывать умение наслаждаться красотой окружающей природы, любоваться предметами быта, народных промыслов;

    • воспитывать художественное восприятие жизни;

    • воспитывать умение замечать красивое и отмечать уродливое в окружающем мире;


При решении этих задач программа опирается на следующие принципы:

^ Принцип научности. Педагог в своей работе применяет только научно обоснованные формы и методы работы, соответствующие конкретному возрасту детей, учитывая их психофизиологические особенности.

^ Принцип проблемности предполагает создание воспитателем проблемных ситуаций, в решение которых вовлекается ребенок. Примером таких ситуаций может быть поисковая деятельность экспериментирование, активное наблюдение.

^ Принцип наглядности позволяет учитывать наглядно-образное и наглядно-действенное мышления ребенка дошкольника.

Принцип гуманности, подразумевающий переход от авторитарного обучения и воспитания к личностно-ориентированному.

^ Принцип интегрированного подхода к отбору содержания знаний, при котором прослеживается вклад разных образовательных областей в реализацию общих целей развития ребенка.

^ Принцип естественной радости предполагает радость эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости.

^ Принцип вариативности предусматривает условия выбора для ребенка материалов для творчества.
Законодательно-нормативное обеспечение программы.

1.Закон РФ «Об образовании».

2. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

3. Федеральные государственные требования к условиям реализации ООП дошкольного образования.

4. Устав образовательного учреждения.
Объекты программы

1. Дети.

2. Семьи детей, посещающих ДОУ и неорганизованные семьи.

3. Педагогический коллектив ДОУ.
Адресная направленность.

Данную программу могут использовать в своей деятельности педагоги, заинтересованные в повышении художественно - эстетического воспитания детей.
^ Организация занятий кружка.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 25 минут. Всего 36 занятий. Цели и общие задачи программы реализуются путем постановки частных задач на каждое занятие.
^ Основными формами работы с детьми являются интегрированная деятельность, творческая деятельность, экскурсии, наблюдения, экспериментальная деятельность, игровые упражнения, рассматривание иллюстраций в соответствии с календарным планом, самостоятельная деятельность, кружковая работа.
^ Итогом детской деятельности могут служить выставки детских работ, совместные с родителями работы, совместные с родителями развлечения с использованием приобретенных навыков.
^ Методы и приемы
Словесный метод.

Беседа, чтение рассказов загадок, художественное слово, использование образцов педагога, физкультминутки.

Информационно – рецептивные методы.

Рассматривание картин, иллюстраций, наблюдения, экскурсии, образец воспитателя, показ воспитателя, объяснения.

^ Репродуктивный метод

Повтор, работа с эскизами, выполнение формообразующих движений рукой.

Исследовательский метод.

Направлен не только на самостоятельность, но и на развитие фантазии и творчества. Здесь ребенок выполняет не какую – либо часть, а всю работу.


^ Основные этапы работы по изучению техники:

1 этап: «Создание интереса»(1 занятие).

На данном этапе педагог обращает внимание детей на средства выразительности разных материалов, с помощью которых можно передать состояние природы, придать новый образ знакомым предметам, расширяет кругозор детей, содействует познанию новых свойств, качеств знакомых материалов, проявляет интерес к новым техникам изображения.

2 этап: «Формирование практических навыков и умений»(2,3 занятие).

Этот этап предусматривает работу по развитию основных практических навыков с различными исходными материалами, над развитием замыслов детей, формирование умения создавать образ и композицию по образцу, предложенному педагогом. Роль взрослого на этом этапе – создать условия для дальнейшего развития интереса, не лишая детей свободы и разнообразия в выборе средств.

3 этап: «Собственное творчество»(4 занятие).

Задача педагога: создать условия для самостоятельности в творчестве, формировать умение самостоятельно придумывать и создавать композицию, экспериментировать с разными техниками и материалами.
Ожидаемые результаты.

  1. Дети освоят правила безопасности во время работы.

  2. Дети смогут создавать сюжеты и образы и объединять их в коллективные композиции.

  3. Освоят технику рисования нетрадиционными способами.

  4. У детей выявятся улучшения показателей мелкой моторики пальцев рук, умение ориентироваться на плоскости, и как следствие, улучшение речевой активности.

^ Оценка результативности программы.

1.Способность эмоционального переживания.

Низкий уровень – ребенок не чувствует художественный образ. Эмпатия и эмоциональные переживания не возникают или проявляются не в меру возрастных и индивидуальных возможностей;

Средний уровень – ребенок ощущает, чувствует, но не видит художественный образ. Эмпатия и эмоциональное переживание возникают. Но не проявляются в меру возрастных и индивидуальных возможностей. Развита мотивационная установка на активное участие в художественной деятельности.

Высокий уровень – ребенок не только видит, но и ощущает, чувствует художественный образ, являясь как бы соучастником событий и явлений, передаваемых художественным произведением. Эмпатия и эмоциональное переживание возникают и проявляются в меру возрастных и индивидуальных возможностей. Развита мотивационная установка на активное участие в художественной деятельности.

2. ^ Способность к активному усвоению художественного опыта, к самостоятельной творческой деятельности, к саморазвитию и экспериментированию.

Низкий уровень – ребенок не обладает основами знаний и представлений о различных видах искусства. Практические художественные умения не сформированы. Самостоятельно применять свой опыт в творческих ситуациях не может.

Средний уровень – ребенок частично обладает основами знаний и представлений о различных видах искусства. Опыт художественно- творческой деятельности недостаточно сформирован. Переносить свой опыт в новые условия и самостоятельно применять в творческих ситуациях может с трудом.

Высокий уровень – ребенок обладает основами знаний и представлений о различных видах искусства. Практические художественные умения сформированы. Обладает опытом художественно-творческой деятельности, который самостоятельно переносит в новые условия и применяет в творческих ситуациях.

3. ^ Специфические художественные и творческие способности (восприятие, исполнительство и творчество).

Низкий уровень – ребенок не обладает обобщенными(типичными) и самостоятельными способами художественной деятельности.

Средний уровень – ребенок частично обладает обобщенными (типичными) и самостоятельными способами художественной деятельности.

Высокий уровень - ребенок обладает обобщенными (типичными) и самостоятельными способами художественной деятельности.
^ Сотрудничество с родителями


Форма мероприятия

Сроки

Знакомство родителей с программой. Беседа «Для чего нужно развивать мелкую моторику рук».

Сентябрь

Знакомство родителей с нетрадиционными техниками рисования.

Октябрь

Коллективная работа «Салют»

Декабрь

Выставка работ «Цветочная радуга»

Февраль

Совместная работа родителей и детей на тему «Наш участок» (на территории детского сада)

Март

Посещение ДШИ (знакомство с художественным отделением)

Апрель

Совместная работа детей и родителей «Наш детский сад»

Май


^ Взаимодействие с учреждениями

дополнительного образования

Учреждения

Совместные мероприятия

Дом Культуры

Г.Лакинск

1. Посещение выставки детских работ «Красота вокруг нас».

2. Встреча с художниками.


МБОУ ДОД «Лакинская школа искусств»

1. Экскурсия с целью знакомства с работой художественного класса.

2. Посещение выставки «Прекрасное рядом».

3. Посещение кружка «Веселая кисточка» учащимися художественного класса ДШИ.


МБОУ ДОД ДПЦ

1. Знакомство с кружками художественно – эстетической направленности.

2. Приглашение на выставки в ДОУ.

3. Посещение выставки «Нетрадиционные техники ИЗО»

Условия реализации программы

- Систематическое проведение мероприятий с детьми 1 раз в неделю.

- Состав участников – постоянный.

- Место проведения – группа, изостудия, участок на улице.

- Время проведения – пятница с 1600-1630.

- Создание среды для проведения кружковой работы, самостоятельной деятельности детей.

^ Обеспечение основных направлений программы
Техническое обеспечение:

а) приобретение необходимой литературы;

б) создание необходимых условий для работы с детьми /приобретение художественного материала/;

Организация методического и психолого-педагогического обеспечения:

а) разработка программы и осуществление контроля над её выполнением;

б) определение структуры, выработка критериев, уровней и методик диагностики;

в) создание здорового микроклимата в коллективе взрослых и детей;

г) продолжение работы с родителями по ознакомлению с нетрадиционными техниками рисования в своей семье;

д) организация работы с родителями по проблеме «Для чего нужно развивать мелкую моторику рук» (анкетирование, беседы, семинары-практикумы);

е) участие в методической работе детского сада и района по проблеме художественно-эстетического развития детей.

^ Календарное планирование


Месяц (техника)

Тема

Программное содержание

Сентябрь
Монотипия

«Знакомство с техникой «монотипия»

Познакомить детей с задачами и возможностями техники. Научить первым навыкам овладения техникой рисования. Развивать воображение, чувство ритма и композиции.

«Кляксы»

Учить детей всматриваться в получившийся оттиск, пытаться увидеть какой-то образ, композицию; слегка доработать оттиск, стараясь усилить и выявить увиденное в монотипии. Воспитывать художественный вкус.

«Бабочка расправляет крылья»

Закреплять умения рисовать с помощью техники; объяснить законы симметрии. Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ бабочки.

«Цвет и настроение»

(монотипия на стекле)

Поддерживать самостоятельность, уверенность, инициативность в выполнении работы. Развивать фантазию детей, учить видеть образы на получившимся оттиске.

Октябрь
Набрызг

«Знакомство с техникой «набрызг»

Познакомить детей с новой техникой. Учить детей составлять гармоничную композицию.

«Осенние фантазии»

Развивать образное представление и воображение; учить дорисовывать недостающие элементы. Воспитывать интерес к познанию природы и отображению представлений в изобразительной деятельности.

«Открытка ко дню воспитателя»

Развивать творческие способности, воображение; развивать умение пользоваться техникой «набрызг».

«Звездная ночь»

Учить создавать образ звездного неба. Упражнять в рисовании с помощью данной техники. Развивать цветовосприятие. Воспитывать смелость, уверенность, инициативность в опытном освоении новых художественных материалов и способов работы с ними.

Ноябрь
Кляксография

«Что я видел по дороге в детский сад»

Познакомить детей с новой техникой. Формировать творческие способности у детей. Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления о природе, эстетические переживания и чувства.

«Мы гуляем по поселку»

Продолжать учить рисовать с помощью техники «кляксография». Развивать воображение и оригинальность мышления.

«Веселый детский сад»

Закреплять умение рисовать с помощью техники «кляксография». Развивать способность детей приспосабливаться к неожиданным ситуациям.

«Веселые капельки»

Воспитывать самостоятельность, инициативность в художественном творчестве. Развивать воображение, чувство цвета, формы и композиции.


Декабрь
^ Рисование солью


«Завитки»


Познакомить детей с новой техникой. Вызвать у детей эмоциональный отклик на собственную работу.

«Зимний лес»


Развивать художественно- творческие способности детей. Воспитывать эстетическое отношение к природе.

«Букет цветов»


Формирование творческих способностей у дошкольников в создании художественных выразительных образов.

«Радужный лед»


Закреплять умение рисовать солью. Вырабатывать умение наслаждаться красотой окружающей природы.

Январь
^ Метод тычка

«Щенок»


Познакомить детей с новой техникой. Воспитывать творческую и эстетически развитую личность.


«Цыпленок»

Продолжать учить рисовать методом тычка. Закреплять умение правильно держать кисть.


«Бабочка»

Поддерживать самостоятельность в выполнении работы. Создать условия для самостоятельного творчества. Развивать композиционные умения при изображении групп предметов или сюжета.

«Новогодний фейерверк»

Развивать творческие способности и творческое воображение детей. Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ фейерверка.

Февраль
Рисование

«по-мокрому листу»

«Дельфин»

Познакомить детей с новой техникой. Воспитывать у детей стремление к достижению результата. Развивать смелость, уверенность, инициативность в опытном освоении новых художественных материалов и способы работы с ними.

«Волшебная страна – подводное царство»

Учить передавать композицию в сюжетном рисунке. Развивать разнонаправленные, слитные, плавные движения руки, зрительный контроль за ними, воображение, фантазию.

«Пейзаж»

Воспитывать умение замечать красоту окружающей природы, любоваться ею. Развивать творческое воображение.

«Выставка цветов»

Закреплять умение рисовать техникой «по -мокрому листу». Воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение цветов.

Март
^ Черно-белый граттаж

«Аквариум»

Познакомить детей с новой техникой. Развивать творческое воображение. Координировать движения рук и глаз. Воспитывать интерес к познанию природы.

«Цветы маме»

Продолжать учить детей самостоятельно и творчески отражать свои представления о цветах изобразительно – выразительными средствами. Воспитывать аккуратность при выполнении работы

«Портрет»

Развивать графические навыки и умения; творческое воображение, фантазию, мелкую моторику рук. Формировать композиционные умения. Развивать чувство цвета и формы.

«Наш участок»

Поощрять самостоятельность, инициативность детей. Закреплять умение рисовать техникой «черно-белый граттаж». Воспитывать интерес к графическим техникам рисования.

Апрель
Пластилинография

«Кошка»

Познакомить детей с новой техникой. Упражнять в размазывании пластилина пальцами по поверхности, разглаживать его. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

«Животные Африки»

Закреплять знание детьми животных, живущих в жарких странах. Приучать вносить в работу индивидуальные особенности. Воспитывать эстетические чувства, желание оберегать и создавать красивое.

«Совенок»

Продолжать формировать интерес к изображению предметов пластилином на плоскости. Развивать чувство формы и цвета; совершенствовать технические умения и навыки в работе с пластическими материалами.

«Модница – гусеница»

Создать условия для самостоятельного творчества. Создание интереса к изображению гусеницы. Развитие детского воображения, художественного и пространственного мышления. Воспитывать трудолюбие, аккуратность.

Май
Фотокопия

«Узор на окне»

Познакомить детей с новой техникой. Развивать способности к композиции, творческое воображение. развивать чувство цвета, формы и композиции.

«Весенний пейзаж»

Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве.

«Наши насекомые»

Создать условия для Самостоятельного творчества детей. Развивать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с изобразительным материалом.

Итоговая работа

«Наш детский сад»

Упражнять в комбинировании различных техник при объемном изображении. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках



Список литературы для педагогов
1. .Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет.- М.: Карапуз-Дидактика, 2006.

2. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки.- Ярославль: Академия развития, 2007.

3. Гетман И. В. Средства художественно-творческого развития // Изобразительное искусство в школе. - 2008. - N 3. - С. 56-58.

4. Коваленко О. О. Коллективное творчество младших школьников // Мир образования - образование в мире. - 2006. - N 3. - С. 126-130.

5. Комарова Т. С. Детское художественное творчество : метод. пособие для воспитателей и педагогов для работы с детьми 2-7 лет / Т. С. Комарова - М. : Мозаика-Синтез, 2005. - 119 с.
6. Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников.- М.: Сфера,

2006

7. Погосова Н.М. Цветовой игротренинг.- М.: Речь, 2007.

8. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста.- М.: Сфера,2006.

9. Климова Е.П. Художественно-эстетическое развитие.- Волгоград: Учитель, 2006.

Список литературы для родителей
1.Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К˚», 1998.

2. Колль М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А. – Мн: ООО «Попурри», 2005.

3. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005.

4. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998.

5. Штейнле Н.Ф. Изобразительная деятельность. – Волгоград: ИТД «Корифей». 2006.
Список литературы для детей

      1. Чуковский К. «Радость».

      2. Бальмонт К. «Осень».

      3. Плещеев А. «Осень наступила».

      4. Пришвин Н. «Листопад».

      5. Бальмонт К. «Росинка».

      6. Калинина Н. «Как ребята переходили улицу» (из книги «Малыши».

      7. Никитин И. «Зашумела, разгулялась…».

      8. Берестов В. «Гололедица».

      9. Воронкова л. «Снег идет»

      10. Городецкий С. «Кто это?».

      11. Берестов В. «Курица с цыплятами».

      12. Балл Г. «Желтячок».

      13. Чуковский К. «Цыпленок».

      14. Кригер О. «Золотая рыка».

      15. Косяков И. «Все она».

      16. Плещеев А. «Весна».

      17. Благина Е. «Посидим в тишине».

      18. Токмакова И. «Где спит рыка».

      19. Маршак С. «Усатый-полосатый».

      20. Сапгир Г. «Кошка».

      21. Сутеев В. «Три котенка».







Похожие:

Программа дополнительного образования детей «Веселая кисточка» iconОбразовательная программа дополнительного образования для учащихся...
Срок реализации программы – 4 года (2 года по 38 часов в год, 2 года по 76 часов в год)
Программа дополнительного образования детей «Веселая кисточка» iconМуниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного...
Данная программа дополнительного образования художественно эстетической направленности, является важным направлением в развитии и...
Программа дополнительного образования детей «Веселая кисточка» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Кожаная пластика»
«О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; Положением о структуре, порядке разработки и утверждения...
Программа дополнительного образования детей «Веселая кисточка» iconАвторская образовательная программа дополнительного образования детей
«О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; в соответствии с положением о структуре, порядке разработки...
Программа дополнительного образования детей «Веселая кисточка» iconПерспективное планирование работы в кружке «Веселая кисточка» «Нетрадиционные техники рисования»
Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей. Оригинальное рисование раскрывает креативные...
Программа дополнительного образования детей «Веселая кисточка» iconОбразовательная программа муниципального бюджетного образовательного...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования детей «Центр...
Программа дополнительного образования детей «Веселая кисточка» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей кружка «авторская песня»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей – центр развития творчества детей и юношества
Программа дополнительного образования детей «Веселая кисточка» iconПрограмма дополнительного образования кружок по нетрадиционному рисованию «Волшебная кисточка»
Рисование является одним из важнейших средств познание мира и развитие знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной,...
Программа дополнительного образования детей «Веселая кисточка» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «школа наук о безопасности»
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Программа дополнительного образования детей «Веселая кисточка» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «беседы по искусству»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница