№ п/п
| тема
| Цель
| ЗУНы
| Индикатор
оборудование
|
час.
| дата
|
1
| Введение.
Особенности культуры XIX-XX вв. Этапы становления.
| Проследить развитие культуры и художественной культуры с конца 18 века по 20 век. Показать особенности культуры данного периода, раскрыть содержание курса 11 класса.
| Называть основные этапы становления культуры 18-20 веков.
|
| 1
|
|
| ^
|
2-3
| 1.Романтизм в художественной культуре Европы XIX в.; открытие «внутреннего человека»
2.Романтизм в художественной культуре Европы XIX в. Живопись и музыка
| Показать романтизм как многогранное направление в развитии европейской худ. культуры 19 века. Раскрыть мироощущения человека данного периода: несовпадение личного и общественного как основа романтической рефлексии. Показать расцвет музыки, из. искусства, литературы.
| Видеть усиление психологического начала, проникновение во внутренний мир личности и развитие лирической образности в произведениях романтиков.
Знать основных творцов в живописи (Ф.Гойя, Т. Жерико, Э.Делакруа), литературе (Гофман, Байрон, В.Скотт, Андерсен), музыке (Верди, Бизе, Лист и др.)
| Презентация, энциклопедия, музыкальные произведения
| 1
1
|
|
4-5
| 3. Импрессионизм.
1. Импрессионизм: поиск ускользающей красоты. Живопись.
2.Импрессионизм. Музыка Дебюсси, Равеля.
| Раскрыть направление импрессионизма как предтечи нетрадиционных направлений в европейском искусстве 20 века. Показать влияние эстетики импрессионизма на музыку, театр, изобразительное искусство.
| Видеть особенности произведе-ний импрессионизма живописи (К.Моне, Э.Мане, А.Сислей, К.Писарро), музыки (К.Дебюсси, М.Равель). Знать Эрмитаж и Музей изобразительных искусств им. АС Пушкина как основные музеи живописи.
| Презентация, энциклопедия, отрывки музыкальных произведений
|
1
1
|
|
6-7
| 4.Экспрессионизм. 1. Экспрессионизм. Действительность сквозь призму страха.
2.Экспрессионизм. Литература, музыка экспрессионизма.
| Раскрыть сущность экспрессионистической образности, показать отражение в экспрессионизме идеи утраты гуманистических и религиозных идеалов, болезненной тоски, одиночества, страха, ненависти.
| Знать, что деструктивные, антигармоничные начала бытия – главные темы экспрессионизма. Видеть символику экспрессионизма. Давать характеристику произведениям Э. разных жанров: ИЗО, музыка, музыкальный театр.
| Презентация, энциклопедия, музыкальные произведения
|
1
1
|
|
8-10
| ^
1. Традиционные течения в искусстве конца 19-начала 20 в. Литература.
2. Нетрадиционные течения в искусстве конца 19-начала 20 в. Живопись.
3. Особенности живописи постимпрессионизма: кубизм, фовизм, сюрреализм
| Показать символизм как философскую «сверхидею» искусства конца 19-нач. 20 в. Показать развитие многожанровой литературы, скульптуры, новаторство архитектуры, ИЗО.
| Знать особенности произведений разных жанров символизма и их авторов: П.Верлен, С.Цвейг, О.Роден, П.Сезанн, В.Гог, П.Гоген, А.Матисс, П.Пикассо, С.Дали и др.
| Презентация, энциклопедия, музыкальные произведения, энциклопедия живописи
|
1
1 1
|
|
| Художественная культура России 19 – начала 20 в.
|
11-13
| ^
1. Литература и музыка в художественной жизни первой половины XIX века
2.Архитектура периода зрелого (высокого) классицизма
3.Живопись. Освоение двух стилей: романтизма и реализма.
| Показать идеологическую основу худ.культуры данного периода: усиление свободомыслия, идей декабризма. Раскрыть сочетание классицизма с новыми романтическими и реалистическими идеалами. Раскрыть понятие «русский ампир», его отражение в искусстве.
| Знать мастеров русской живописи, литературы, музыки, театра, архитектуры: Пушкин, МИ Глинка, К.Брюллов, А.А. Иванов, ПА Федотов, Кипренский, В.А. Тропинин, АН Воронихин, ВП Стасов, О.И. Бове и др.
| Презентация, энциклопедия, музыкальные произведения, энциклопедия живописи
| 1
1 1
|
|
14-16
| ^
1.Расцвет классической литературы и музыки пореформенной эпохи.
2. Отечественное изобразительное искусство
3. Архитектура и скульптура. Поиск национальной самобытности.
| Показать отражение в искусстве общественных борений, идеалы народничества. Раскрыть понятие «народ» и его трактовку в художественных образах, показать слияние образа народа и героя. Раскрыть особенности литературы, музыки, ИЗО, архитектуры данного периода.
| Знать особенности литературы («литературоцентризм» и новые культурные традиции, просвети-тельский, учительский пафос), музыки (идеи национального самовыражения в эстетике «могучей кучки», особенности музыки ПИ Чайковского, НА Римского-Корсакова), живописи (реалистическая образность про-изведений художников-передвиж-ников, их просветительский характер), архитектуры (соеди-нение барокко с элементами народной архитектуры).
| Презентации, энциклопедия, музыкальные произведения, энциклопедия живописи
| 1
1 1
|
|
17-18
| 8. «Переоценка ценностей» в художественной культуре «серебряного века»: открытия символизма.
1.Понятие символизма, отражение в литературе, театре и музыке.
2. Живопись символизма.
| Показать «серебряный век» как этап, завершающий традицию развития русской худ. культуры от древности до советского периода, раскрыть истоки символизма, его роль в литературе, живописи, музыке.
| Знать особенности термина «серебряный век», стремительное развитие нетрадиционных художественных течений и направлений. Видеть отражение в символизме исконно русских идеалов соборности и всеединства. Знать представителей символизма в литературе, живописи, музыке.
| Презентация, энциклопедия, музыкальные произведения,
| 1 1
|
|
19
| ^
| Показать рождение теории «искусства будущего» в худ. культуре «серебряного века»
Раскрыть сущность творческого объединения «Бубновый валет», направления футуризм.
| Знать особенности творчества художников: ИИ Машкова, ПП Кончаловского, МФ Ларионова, НС Гончаровой; поэтов: АЕ Крученых, БП Пастернака, ВВ Маяковского, В. Хлебникова; музыканта СС Прокофьева.
| Презентация, энциклопедия, музыкальные произведения, энциклопедия живописи
| 1
|
|
20- 22
| ^
1. Неоклассицизм в литературе, архитектуре.
2. Художники «Серебряного века». Объединение «Мир искусства»
3. Тема Родины в музыке и живописи. «Русские сезоны» в Париже.
| Раскрыть особенность неоклассицизма в искусстве «серебряного века» как попытку вернуться к традиционной «вечной красоте» художественных образов, «новое дыхание» романтического искусства.
| Знать особенности направления акмеизм и его представителей.
Видеть новое в русской архитектуре (неоклассические проекты ИА Фомина, творчество ФО Шехтеля). Знать суть объединения «Мир искусства», «Русских сезонов» в Париже, особенности музыкального ис-ва.
| Презентация, энциклопедия, музыкальные произведения, энциклопедия живописи
|
1 1
1
|
|
| Европа и Америка. Художественная культура 20 века.
|
|
23
| ^
| Проследить преемственность и новаторство в литературе 20 века: проблема положительного героя, психологизм литературы, гротеск и обличение мирового зла, сюрреализм, светлые духовные идеалы, расцвет научно-фантастической литературы.
| Знать тематику и особенность произведений ЭМ Ремарка, Г. Гессе, А. Камю, А. де Сент-Экзюпери, Ж. Сименона, А. Кристи.
| Литературные тексты, отрывки из литературных произведений
| 1
|
|
24
| ^
| Дать общую характеристику национальным композитор-ским школам 20 века: немецкая, польская, испан-ская, венгерская. Раскрыть понятие музыкального авангарда.
| Знать мастеров музыкального искусства конкретной школы. Понимать термин «музыкальный авангард».
| музыкальные произведения
| 1
|
|
25
| ^
| Дать характеристику театру нового времени, показать поиск новых форм общения с аудиторией и новых средств художественной выразительности. Раскрыть особенность средств выразительности киноискус-ства, его синтетический характер. Показать особенность кино разных стран.
| Знать основных представителей театрального искусства, великих режиссеров 20 века.
Знать представителей киноискусства и их роль в кино: Ч.Чаплин. И.Бергман, А.Вайд, А.Куросава и др.
| Презентация, энциклопедия,
| 1
|
|
26
| ^
| Раскрыть особенность худ.культуры стран Американского континента как молодое образование в мировой культуре, полиэтнический характер традиций. Сочетание элементов худож. мышления разных народов.
| Видеть особенность культуры Америки как воплощение «великой американской мечты», знать роль переселенцев из России в становлении профессионального искусства Америки. Знать особенности разных жанров: литературы, кино, архитектуры, музыки.
| Презентация
| 1
|
|
| Русская художественная культура 20 века: от эпохи тоталитаризма до возвращения к истокам.
|
27-28
| ^
1. Основные тенденции в развитии искусства 20-х годов: литература, изобразительное искусство, архитектура.
2.Основные направления искусства 30-х годов. Их отраже-ние в различных жанрах ис-ва
| Дать характеристику эпохе потрясений и ломки духовно-нравственных устоев культурной жизни России. Показать политизацию искусства и трагедию личности в условиях авторитарного режима. Раскрыть тематику произведений разных жанров данного периода.
| Уметь характеризовать произведения русских творцов в зависимости от направлений и эпохи создания. Знать особенности произведений разных жанров, называть их представителей и их произведения.
| Презентация, энциклопедия, музыкальные произведения, энциклопедия живописи
|
1
1
|
|
29-30
| ^
1.Смысл высокой трагедии: образы искусства военных лет
2.Образы войны в искусстве второй половины 20 века
| Дать характеристику искусства периода Великой Отечественной войны, показать мобильность отдельных жанров. Показать отражение подвига народа в искусстве послевоенных лет.
| Давать характеристику литературы военных лет: драматургия, лирика, публицистика, знать авторов и название произведений.
Знать основные кинофильмы о войне и их режиссеров.
| Презентация, энциклопедия, музыкальные произведения, энциклопедия живописи
|
1 1
|
|
31-32
| 17. «Русская тема» в советском искусстве периода «оттепели».
1.Неоднозначность и противоречивость творчества «шестидесятников» (поэзия, драматургия)
2.Русская тема в живописи и музыке.
| Раскрыть столкновение оптимистических настрое-ний «общества победителей» с деспотическим политическим режимом сталинской системы. Показать истоки возвращения «исторической памяти», их отражение в кино, литературе. Дать понятие «деревенской литературы» и ее творцов.
| Видеть особенности искусства данного периода. Процесс нравственного очищения народа.
Знать представителей разных жанров и направлений и их произведения: ПД Корин, СМ Эйзенштейн, Б. Окуджава, В.Высоцкий, Е.Евтушенко, Ф.Абрамов, В.Шукшин, ВП Астафьев, ИС Глазунов, СС Прокофьев, Д. Шостакович, СВ. Свиридов.
| Презентация, энциклопедия, музыкальные произведения, энциклопедия живописи
|
1
1
|
|
33-34
| ^
1. Разнообразие литературной жизни 2-ой половины XX века.
2.Особенности живописи, музыки, архитектуры. Новые тенденции в искусстве.
| Дать характеристику диссидентскому движению в период «отката оттепели». Раскрыть нравственные идеи АД Сахарова. Показать причины новой волны эмиграции. Раскрыть деятельность литературных журналов «Юность», «Новый мир», показать роль театров, киноискусства. Показать особенности искусства 80-х годов, основную тематику.
| Знать общую характеристику искусства периода «отката оттепели». Показать развитие основных жанров искусства после перестройки 80-х годов. Видеть интеграцию русской художественной культуры в мировую традицию: достижения и издержки на этом пути.
Первые шаги возвращения к истокам традиционных духовно- нравственных ценностей. Восстановление храмов.
| Презентация, энциклопедия, музыкальные произведения, энциклопедия живописи
| 1
1
|
|
35
| 19. Обобщающий урок.
| Обобщить полученные знания в течение учебного года, совершенствовать умения учащихся выполнять обобщающие тесты.
| Уметь применять полученные знания при практических работах и тестировании.
|
|
|
|