«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»




Скачать 172.71 Kb.
Название«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»
Дата публикации10.03.2013
Размер172.71 Kb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > Культура > Документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ №80Г.ХАБАРОВСКА

«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель МО Заместитель директора школы по Директор МБОУ СОШ СУИОП

80№ __

Ивлиева С.В. УВРМБОУ СОШСУИОП №80 г.Хабаровск

Г.Хабаровск

Протокол №­­__от ________Быстрякова С.А. Булгакова Е.М.

«10»сентября2011 г. «16»сентября 2011 г. Приказ №____от «___»____2011 г.

Название курса: Изобразительное искусство

Учитель: Томилка В.Н.


^ Класс: 1 класс
Предмет: Изобразительное искусство

2011 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» 1 класс разработана на основе примерной программы по изобразительному искусству, утверждённой приказом Министерства образования РФ 05.03.2004г. №1089 и авторской программы по изобразительному искусству В.С.Кузина, Э.И.Кубышкиной, сборник программ для начальной школы «Система Л.В.Занкова».-Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров»,2010.

Цель: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка

Изучение изобразительного искусства направлено на достижение следующих задач:

• развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

• способствовать освоению школьниками первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

• способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;

• воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

В основе программы лежит тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового, эстетического и патриотического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности.

Блоки объединяют конкретные темы уроков, учебных заданий независимо от вида занятий (рисование с натуры, на тему, лепка, беседа по картинам художников, бумагопластика и т.д.), что позволяет более полно отразить в изобразительной деятельности времена года, более обстоятельно построить межпредметные связи с другими уроками, учесть возрастные особенности детей, их познавательные и эстетические интересы.

Рабочая программа по изобразительному искусству построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на рисование с натуры, по памяти и представлению. Художественно-творческая деятельность учащихся представлена рисованием с натуры, по представлению, на заданные темы и иллюстрирование музыкальных и литературных произведений, декоративным рисованием, лепкой, аппликацией с элементами дизайна, беседами об искусстве и красоте вокруг нас. В первом классе дети знакомятся с различными доступными их возрасту видами изобразительного искусства. Используя лучшие образцы народного искусства и произведения мастеров, учитель воспитывает у них интерес и способность эстетически воспринимать картины, скульптуры, предметы народного художественного творчества, иллюстрации в книгах, формирует основы эстетического вкуса детей, умение самостоятельно оценивать произведения искусства.

Название учебно-методического комплекта

1.Кузин В.С. Изобразительное искусство. 1 кл.: учеб. Для общеобразоват. учрж./ В.С.Кузина, Э.И.Кубышкина.-7-е изд.- М.: Дрофа, 2009.

2.Изобразительное искусство.1 кл.: рабочая тетрадь/ Кузин В.С., Кубышкина Э.И. -М.: Дрофа, 2009.

Рабочая программа рассчитана на 33 часа (из расчёта 1 час в неделю).

Требования к уровню подготовки обучающихся к концу первого класса:

Знать/понимать:
• о деятельности художника (что может изобразить художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);

• основные жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, портрет) и виды произведений (живопись, графика, скульптура, декоративно- прикладное искусство и архитектура) изобразительного искусства;

• известные центры народных художественных ремесел России (Хохлома, Городец, дымковская игрушка);

уметь :

- различать основные (красный, синий, желтый) и составные (оранжевый, зеленый, фиолетовый, коричневый) цвета;

-различать теплые (красный, желтый, оранжевый) и холодные (синий, голубой, фиолетовый) цвета;

-узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;

-сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);

-использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага);

-применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

-пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина);

-выполнять простейшие композиции из бумаги и бросового материала;

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

самостоятельной творческой деятельности;

обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;

-овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.

^ Календарно-тематическое планирование

Изобразительное искусство (33 часа)





п/п

Наименование раздела и тем

Часы

учебного

времени

Плановые

сроки

прохождения

Примечание


По

плану



Фактически


1

^ Раздел 1. Художественный язык изобразительного искусства (9 часов)

Чем и на чем рисует художник. Вводная беседа «Что мы будем делать на уроках изобразительного искусства». Окрашивание бумаги разными способами и художественными материалами.



1










2

Учимся рисовать кистью.

1










3

Линия и штрих – основа рисунка.

1










4

Форма предметов.

1










5

Волшебный мир красок. Основные и составные цвета.

1










6

Волшебный мир красок. Теплые и холодные цвета.

1










7

Техника работы акварелью.

1










8

Техника работы гуашью.

1










9

Композиция рисунка.

1










10

^ Раздел 2. Мир изобразительных искусств (13 часов)

Вид изобразительного искусства – живопись. «Сказка про осень» - рисование на тему.


1










11

Вид изобразительного искусства – графика.

1










12

^ Урок – выставка. Вид изобразительного искусства – скульптура. «В мире животных» - лепка животных.

1










13

Рисование узора в полосе с образца. Беседа «Что такое декоративно-прикладное искусство».

1










14

Архитектура. Московский Кремль – жемчужина мировой архитектуры.

1










15

Дизайн в нашей жизни. Изготовление украшения для новогоднего стола; коллективная работа.

1










16

Виды изобразительного искусства. Викторина.

1










17

Натюрморт. Рисование с натуры фруктов и овощей.

1










18

Пейзаж. Беседа «Родная природа в творчестве русских художников. Красота русской зимней природы».

1










19

Анималистический жанр в изобразительном искусстве. Рисование снегиря.

1










20

Портрет. Рисование по памяти портрета друга.

1










21

Обобщение. Этот удивительный, неповторимый мир живописи.

1










22

Сказочные сюжеты в изобразительном искусстве. «В гостях у сказки» - иллюстрирование русской народной сказки «Маша и медведь».

1










23

^ Раздел 3. Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью (11 часов)

Открытка как самостоятельное художественное произведение.



1










24

Техника граттаж. Графика.

1










25

Рисовать можно пятном.

1










26

Конструирование птиц из бумаги.

1










27

«Волшебный узор». Знакомство с Золотой Хохломой. Беседа «Искусство народных мастеров. Русские народные промыслы».

1










28

«Городецкие узоры». Ознакомление с Городецкой росписью и беседа о ее красоте.

1










29

«Праздничные краски узоров». Ознакомление с дымковской игрушкой и беседа о ее красоте.

1










30

Искусство народных мастеров России. Гжель.

1










31

Искусство народных мастеров России. Хохлома.

1










32

Искусство народных мастеров России. Жостово.

1










33

^ Урок – выставка. Искусство народных мастеров России. Матрешка.

1











^ Содержание программы

Изобразительное искусство

1 класс(33 часа)

Рабочая программа содержит в себе три раздела:

«Мир изобразительных (пластических) искусств»-9 часов;

«Художественный язык изобразительного искусства»-13 часов;

«Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью»-11часов.

Рабочей программой по изобразительному искусству в 1 классе предусмотрены три основных вида художественной деятельности.

Основными направлениями в художественной деятельности являются:

Изобразительная деятельность (рисование с натуры и рисование на темы – живопись, графика, скульптура);

^ Декоративно- прикладная деятельность (декоративная работа – орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий и дизайн) ;

Художественно-конструктивная деятельность (бумагопластика, лепка, архитектура).

Эти виды художественной деятельности тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга в решении поставленных программой задач.

Изобразительное искусство как учебный предмет опирается на такие учебные предметы начальной школы как: литературное чтение, русский язык, музыка, труд, природоведение, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью.

^ Особенности организации художественной деятельности по направлениям по предмету изобразительное искусство:

-Изобразительная деятельность (рисование с натуры, рисование на темы). Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя изображение находящихся перед школьниками объектов действительности, а также рисование их по памяти и по представлению карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью.

-^ Рисование на темы – это рисование композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Важное значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисунки.

-^ Декоративно-прикладная деятельность (декоративная работа и дизайн) осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.

Работы выполняются на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов – листьев, цветов, бабочек, жуков и т.д., дети начинают рисовать карандашом, а затем продолжают работу кистью, самостоятельно применяя простейшие приемы народной росписи.

Во время практических работ важно использование школьниками самых разнообразных художественных материалов и техник: графических карандашей, акварели, гуаши, пастели, цветных мелков, цветной тонированной бумаги, ретуши, линогравюры и т.д.

Дизайн, являясь разновидностью художественного творчества, синтезом изобразительного, декоративно-прикладного, конструкторского искусства, художественной графики и черчения, в современном мире определяет внешний вид построек, видов наземного воздушного и речного транспорта, технических изделий и конструкций, рекламы, мебели, посуды, упаковок, детских игрушек и т.д.

Дизайн, в отличие от других видов художественного творчества органично соединяет эстетическое и трудовое воспитание, так как это процесс создания вещи (от замысла до изготовления в материале).

Дизайн вещей занимает в жизни детей важнейшее место, особенно в наше время, когда мир детей перенасыщен промышленной продукцией.

Детское дизайнерское творчество способствует появлению вещей, придуманных и изготовленных самими детьми, которые особо ценятся ими, становятся любимыми. В этом процессе учащиеся познают радость созидания и приобретенного опыта, получают удовольствие от использования собственных изделий. Также этот процесс стимулирует художественные и творческие таланты.

Художественно-конструктивная деятельность (бумагопластика, лепка). Лепка – вид художественного творчества, который развивает наблюдательность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности. На занятиях лепкой у школьников формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции.

В содержание предмета входит эстетическое восприятие действительности и искусства (ученик - зритель), практическая художественно-творческая деятельность учащихся (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.


^ Формы и средства контроля:

Урок – выставка (2часа)
Учебно-методические средства обучения:

I. Основная литература:

1.Кузин В.С. Изобразительное искусство. 1 кл.: учеб. Для общеобразоват. учрж./ В.С.Кузина, Э.И.Кубышкина.-7-е изд.- М.: Дрофа, 2008.

2.Изобразительное искусство.1 кл.: рабочая тетрадь/ Кузин В.С., Кубышкина Э.И. -М.: Дрофа, 2008.

3.Кузин В. С. Изобразительное искусство: рабочая тетрадь. 1 кл. – 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2006. – 63 с.
^ II. Дополнительная литература:

1.О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Методическое письмо от 5. 03.2004 № 1089. - на сайте www . ed . gov . ru .

2.Программно-методические материалы. Изобразительное искусство. Начальная школа/ Сост. В. С. Кузин, В. И. Сиротин. – М.: Дрофа, 1999. – 224 с.

3.Абрамова М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4 кл. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 128 с.

4.Доля С. И. Изобразительное искусство. 4 класс: поурочные планы по учебнику В. С. 5.Кузина, Э. И. Кубышкиной. – Волгоград: Учитель, 2007. – 94 с.

5.Дроздова С. Б. Изобразительное искусство. 4 класс: поурочные планы по учебнику В. С. Кузина, Э. И. Кубышкиной «Изобразительное искусство в начальной школе. 3-4 классы» в 2 частях. Часть 1. – Волгоград: Учитель - АСТ, 2004. – 96 с.

6.Дроздова С. Б. Изобразительное искусство. 2 класс: поурочные планы по учебникам Е. И. Коротеевой, Н. А. Горяевой под ред. Б. М. Неменского. – Волгоград: Учитель, 2008. – 171

7.Дроздова С. Б. Изобразительное искусство. 3 класс: поурочные планы по учебникам Н. А. Горяевой, Л. А. Неменской, А. С. Питерских под ред. Б. М. Неменского. – Волгоград: Учитель, 2007. – 207 с

8.Зеленина Е. Л. Играем, познаем, рисуем: Кн. для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 1996. – 64 с.

9.Коньшева Н. М. Лепка в начальных классах: Кн. для учителей. – М.: Просвещение, 1985. – 75 с.

10.Лободина Н. В. Изобразительное искусство. 4 класс: поурочные планы по программе Б. М. Неменского. – Волгоград: Учитель, 2007. – 251 с.

11.Марысаев В. Учебное пособие по изобразительному искусству для начальной школы. – М.: Аквариум, 1998. – 54 с.

12.Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: 1-4 кл.: методическое пособие. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 191 с.

13.Павлова О. В. Изобразительное искусство в начальной школе: обучение приемам художественно-творческой деятельности. – Волгоград: Учитель, 2008. – 139 с.

14.Павлова О. В. Изобразительное искусство. 1 класс: поурочные планы по учебнику В. С. Кузина, Э. И. Кубышкиной. – Волгоград: Учитель, 2007. – 175 с.

15.Порте П. Учимся рисовать человека / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005.- 123 с.

16.Порте П. Учимся рисовать окружающий мир / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 124 с.

17.Порте П. Учимся рисовать диких животных / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 122 с.

18.Порте П. Учимся рисовать от А до Я / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 123 с.

19.Садкова Л. М. Изобразительное искусство. 2 класс: поурочные планы по учебнику В. 17.С. Кузина, Э. И. Кубышкиной. – Волгоград: Учитель, 2006. – 141 с.

20.Садкова Л. М. Изобразительное искусство. 3 класс: поурочные планы по учебнику В. С. Кузина, Э. И. Кубышкиной. – Волгоград: Учитель, 2007. – 255 с.

21.Стасевич В. Н. Пейзаж. Картина и действительность. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1978. – 136 с.

22.Федотова И. В. Изобразительное искусство. 1 класс: поурочные планы по учебнику Л. А. Неменской «Искусство и ты». – Волгоград: Учитель, 2007. – 119 с.

23.Ушакова О. Д. Великие художники: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004. – 37 с.
III.Учебно-наглядное оборудование:

  1. Таблицы:

Хохлома

Гжель

Дымковская игрушка

Жостово

2.Обучающие электронные ресурсы

Похожие:

«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю» iconУтверждаю согласовано согласовано
Для реализации поставленных целей вводятся следующие виды морального и материального поощрения сотрудников
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю» iconСогласовано утверждаю

«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю» iconСогласовано Утверждаю

«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю» iconСогласовано согласовано
Междуреченска от 04. 03. 2004 года №320р «О реорганизации муниципальных образовательных учреждений» в форме присоединения к нему...
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю» icon«Согласовано» «Рассмотрено» Директор гбоу сош с. Курумоч
«Утверждаю» «Согласовано» «Рассмотрено» Директор гбоу сош с. Курумоч Заведующий с/ п на педагогическом совете
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю» icon«Утверждаю» Директор по развитию Голавская Н. П. «Согласовано» Главный врач Драчева Т. А

«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю» iconСогласовано утверждаю
Диагностика уровня профессиональной компетенции и информационных потребностей
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю» iconУгту согласовано утверждаю
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю» iconСогласовано утверждаю  
Заведующий структурным Директор гбоу сош №5 «ОЦ» подразделением Г. Новокуйбышевска
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю» iconСогласовано утверждаю
Соревнования проводятся среди спортсменов школьного возраста, активно занимающихся
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница