«Особенности сестринского процесса в реабилитации пациентов с заболеваниями внутренних органов»




Название«Особенности сестринского процесса в реабилитации пациентов с заболеваниями внутренних органов»
страница1/5
Дата публикации09.09.2014
Размер0.6 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
shkolnie.ru > Культура > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5
Профессиональный конкурс работников образования

^ ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРС

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

(2013-2014 учебный год)

_______________________________________________________________________
Министерство здравоохранения Оренбургской области

^ Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Медногорский медицинский колледж»

Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии:

профессиональное образование


^ Особенности сестринского процесса в реабилитации пациентов с заболеваниями внутренних органов
Учебно-методический комплекс


Автор:

Долгих Анастасия Юрьевна, преподаватель ГБОУ СПО ММК

^ Место выполнения:

ГБОУ СПО ММК, г.Медногорск Оренбургской области,

ул. Молодёжная,3



Учебно-методический комплекс

ТЕМА: «Особенности сестринского процесса в реабилитации пациентов с заболеваниями внутренних органов»




УМК «Особенности сестринского процесса в реабилитации пациентов с заболеваниями внутренних органов» предназначен для преподавателей и студентов отделения «Сестринского дело» по предмету основы реабилитации, ПМ 02. Комплекс содержит теоретическое обоснование темы, алгоритмы практических навыков, графические структуры темы, вопросы подготовки к занятиям и контроля знаний, сестринский процесс при некоторых заболеваниях внутренних органов, тесты.

В ходе изучения темы у студентов формируются следующие профессиональные компетенции:

- Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

- Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

- Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.

- Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

- Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

- Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

- Вести утвержденную медицинскую документацию.

- Осуществлять реабилитационные мероприятия.

- Оказывать паллиативную помощь.

Содержание УМК:

  1. Методическая разработка лекционного занятия по теме:

« Особенности сестринского процесса в реабилитации пациентов с заболеваниями внутренних органов »

  1. Методическая разработка семинарско- практического занятия для преподавателя по теме: «Особенности сестринского процесса в реабилитации пациентов с заболеваниями внутренних органов »

  2. Методические указания для студентов к семинарско-практическому занятию. Тема: «Особенности сестринского процесса в реабилитации пациентов с заболеваниями внутренних органов»


^ I.Методическая разработка лекционного занятия по теме: «Особенности сестринского процесса в реабилитации пациентов с заболеваниями внутренних органов»

Продолжительность лекции – 2 часа.

Место проведения: учебная аудитория.

преподавателей по предмету основы реабилитации и студентов отделения « Сестринского дела».

Цели:

  1. Учебная:

    1. Дать представление о реабилитации, видах реабилитации;

    2. Ознакомиться этапами реабилитации на примере ИБС;

    3. Научить оформлять сестринскую историю болезни, осуществлять сестринский процесс при уходе за пациентом на этапе реабилитации.

  2. Воспитательная:

    1. Добиться сознательного отношения к изучаемой теме, воспитать у студентов чувство ответственности за жизнь пациента при проведении реабилитационных мероприятий, подготовки пациента к различным видам обследования больных с заболеваниями внутренних органов.

  3. Развивающая:

    1. Развить у студентов умение работать со справочной литературой, научить анализировать, выделять главное, активизировать познавательную деятельность созданием проблемных ситуаций.



Интергация

Межпредметные связи

Терапия Анатомия Хирургия

патология Основы реабилитации физиология

сестринское латинский язык

дело

внутрипредметные связи

Физиотерапия физическая культура Сестринский процесс

в реабилитации с травмами

опорно-двигательного

аппарата

сестринский Сестринский процесс сестринский

процесс в реабилитации процесс

в реабилитации пациентов с заб - ем в реабилитации пациентов внутренних органов органов слуха

с онкологическими

заболевания

Оснащение: тематические таблицы, мел, доска.

^ Граф логической структуры темы:

Реабилитация – это процесс, целью которого является профилактика инвалидности в период лечения заболевания и помощь больным в достижении максимальной физической, психической, профессиональной, социальной и экономической полноценности, на которую они способны в рамках существующего заболевания.

^ Виды реабилитации:

- медицинская реабилитация.

- профессиональная реабилитация.

- социальная и психологическая реабилитация.

Этапы реабилитации:

Стационарный, санаторный, амбулаторный.

План лекции

  1. Определение понятие реабилитация.

  2. Виды реабилитации.

  3. Реабилитация больных с ИБС соответственно этапам.



  1. Определение понятие реабилитация.

Термин « реабилитация» (rehabilitation) происходит от лат. слова rehabilitation – восстановление, от rehabilito- восстанавливаю.

По определению ВОЗ (1958), реабилитация – это процесс, целью которого является профилактика инвалидности в период лечения заболевания и помощь больным в достижении максимальной физической, психической, профессиональной, социальной и экономической полноценности, на которую они способны в рамках существующего заболевания.

Современное понимание реабилитации включает в себя комплекс социально-экономических, медицинских, психологических, педагогических, юридических, профессиональных и других мер, целью которых являются скорейшее и наиболее полное восстановление утраченных человеком тех или иных физических функций, личного и социального статуса.

Главным элементом эффективной реабилитации как практической организованной деятельности является стоимость того общественно полезного продукта, который производят лица, прошедшие последовательно весь технологический комплекс мероприятий восстановительного характера.

Концепция реабилитации состоит в том, чтобы с помощью системы координированного комплекса мероприятий различного характера избежать или снизить степень инвалидности, вернуть человеку способность трудиться, быть экономически независимым активным членом общества.

^ 2. Виды реабилитации

Реабилитацию подразделяют на несколько видов.

Медицинская реабилитация представляет собой комплекс лечебных мероприятий, направленных на максимальное восстановление нарушенных физических функций организма, а в случае невозможности этого – развитие компенсаторных и заместительных приспособлений.

Профессиональная реабилитация решает вопросы определения степени трудоспособности, восстановления имеющихся ранее профессиональных навыков или переобучения, трудоустройства пациентов.

Социальная реабилитация включает в себя разработку соответствующей законодательной базы, принятие на государственном уровне нормативно-правовых актов, гарантирующих определенные социальные права и льготы лицам, нуждающихся в реабилитации, обеспечение реализации этих постановлений.

Психологическая реабилитация сопровождает все остальные виды реабилитации и направлена на коррекцию возникающих в связи с травмой или заболеванием психических нарушений, формирование позитивного отношения к проводимым мероприятиям, врачебным рекомендациям, регулирование взаимоотношений пациента с обществом, семьей, а также психологическую адаптацию к изменившейся вследствие болезни жизненной ситуации.

^ 3. Реабилитация больных с ИБС соответственно этапам

Реабилитация инвалидов вследствие заболевания внутренних органов имеет специфические особенности, отличающие ее от реабилитации при других заболеваниях. В этой группе заболеваний большая часть принадлежит патологии сердечно - сосудистой системы. Это патология, которая в наше время является одной из основных причин инвалидизации и смертности. Тяжелое осложнение ИБС – инфаркт миокарда ( ИМ).

Реабилитацию больных с ИМ традиционно разделяют на три этапа: стационарный ( лечение в больнице в остром периоде заболевания до начала клинического выздоровления); санаторный, или послебольничный (в реабилитационном центре, санатории с момента выписки из стационара и до возвращения к трудовой деятельности); амбулаторный, или подцеживающий (в кардиологическом диспансере, поликлинике, врачебно-физкультурном диспансере).

Стационарный этап. Задачи стационарного этапа реабилитации больных включают:

- предупреждение возможных осложнений, обусловленных ослаблением функций сердца, нарушением свертывающей системы крови, значительном ограничением двигательной активности в связи с постельным режимом;

- улучшение функционального состояния сердечно-сосудистой системы путем воздействия физических упражнений преимущественно для тренировки периферического кровообращения, ортостатического устойчивости;

- восстановление простых двигательных навыков, адаптация к элементарным бытовым нагрузкам, профилактика гипокинезии;

- создание положительных эмоций.

Программу физической реабилитации больных с инфарктом миокарда больничную фазу строят с учетом принадлежности больному из четырех классов тяжести состояния. Период пребывания в стационаре условно делят на четыре ступени, которые подразделяют на подступни (а,б, в) для более дифференцированного подхода в выборе нагрузки. Класс тяжести, перевод больного с одной ступени на другую определяет лечащий врач.

Ступень I охватывает период пребывания больного на постельном режиме. Физическая активность в объеме подступни «а» допускается после ликвидации болевого синдрома и тяжелых осложнений острого периода и обычно ограничивается сроком одни сутки.

Показания к переводу больного на подступень «б» следующие: купирование болевого синдрома; ликвидация тяжелых осложнений в течение 1-2 сут заболевания при неосложненном течении.

Противопоказаниями к переводу больного на подступень «б» являются: сохранение приступов стенокардии ( до 2-4 в сутки); выраженные признаки недостаточности кровообращения в виде синусовой тахикардии ( до 100 уд/мин и более); тяжелая отдышка в покое; большое количество застойных хрипов в легких; приступы сердечной астмы или отека легких; сложные тяжелые нарушения ритма, провоцируемые физической нагрузки или ведущие к нарушению гемодинамики; склонность к развитию коллапса.

С переводом больного на подступень «б» ему назначают комплекс в исходном положение лежа на спине. Основное назначение этого комплекса – борьба с гипокинезией в условиях предписанного больному постельного режима и подготовка его к возможно раннему расширению физической активности. Комплекс лечебной гимнастики включает в себя легкие упражнения для дистальных отделов конечностей и туловища, упражнения на расслабление, дыхательные. Во время занятий необходимо следить за пульсом больного. При увеличении частоты пульса более чем на 15-20 ударов делают паузу для отдыха. Продолжительность занятий 10- 12 мин.

Ступень II включает объем физической активности больного палатного режима – до выхода его в коридор. На этой ступени активности лечебную гимнастику больной выполняет в прежнем объеме, лежа на спине, но число упражнений увеличивается.

При адекватной реакции на данный объем физической активности больного переводят на подступень «б» и ему разрешают ходить вначале вокруг кровати, затем по палате, присаживаться к столу, принимать пищу, сидя за столом. У больных Iи II классов тяжести допустимо учащение пульса на занятиях до 120 уд./мин.

Ступень III включает период от первого выхода больного в коридор до выхода его на прогулку на улицу. Основные задачи физической реабилитации на этой ступени активности: подготовка больного к полному самообслуживанию, выхода на прогулку на улицу, дозированной ходьбе в тренировочном режиме. На подступень IIIа занятия ЛГ проводят индивидуального или малогрупповым методом с учетом индивидуальной реакции каждого больного на нагрузку. При адекватной реакции на нагрузку больных переводят на режим подступени «б». Пациенты осваивают подъем сначала на пролет лестницы, а затем на этаж. Этот вид нагрузки требуют тщательности контроля и осуществляется в присутствии инструктора ЛФК, который определяет реакцию больного по пульсу, артериальному давлению самочувствию. Общая продолжительность занятия 20-25 мин.

Начало ступени активности IV знаменуется выходом больного на улицу. Основные задачи ЛГ на этой ступени – подготовить больного к переводу в местный санаторий для прохождения второго этапа реабилитации или к выписке домой под наблюдением участкового врача. На занятиях используют движение в крупных суставах конечностей с постепенно увеличивающейся амплитудой и усилием, а также для мышц спины и туловища. Продолжительность занятий до 30 – 35 мин.

Последующие подступени IVа и IVб отличаются от предыдущей наращиванием темпа ходьбы до 80 шагов в минуту и увеличением маршрута прогулки 2 раза в день до 1,0 – 1,5 км. Прогулки постепенно увеличивают до 2-3 км в день в 2-3 приема, темп ходьбы 80-100 шагов в минуту.

Уровень нагрузок ступени IV в доступен больным до перевода их в санатории: примерно до 30-го дня болезни – больным первого класса тяжести; до 31-45-го дня второго класса и 33-46-го дня – третьего; больным четвертого класса тяжести сроки этого уровня активности назначают индивидуально.

В результате мероприятий по физической реабилитации к концу пребывания в стационаре больной, перенесший ИМ, достигает уровня физической активности, допускающего перевод его в санаторий. Он может полностью себя обслуживать, подниматься на 1-2 пролет лестницы, совершать прогулки на улице в оптимальном для него темпе.

Санаторный этап.

Второй этап реабилитации – послебольничный – наступает с момента выписки из больницы и при неосложненном инфакте продолжается 2 мес. В первый месяц периода выздоровления наиболее эффективно продолжать реабилитацию в кардиологическом санатории.

По результатам пробы с физической нагрузкой больных, направляемых в санаторий, подразделяют на три класса:

1-й класс – работоспособность 700кгм/мин и более;

2-й класс – работоспособность 500 – 700 кгм/мин;

3 – й класс – работоспособность 300 – 500 кгм/мин.

Задачи санаторного этапа реабилитации включают:

- восстановление физической работоспособности, устранение остаточных явлений гипокинезии, расширение функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы;

- увеличение физической активности; подготовка к физическим бытовым и профессиональным нагрузкам.

Противопоказаниями к назначению ЛФК этот период являются: недостаточность кровообращения II степени и выше; хроническая коронарная недостаточность IV функционального класса; тяжелые нарушения ритма сердца и проводимости; рецидивирующее течение инфаркта миокарда; аневризма аорты, аневризма сердца с явлениями сердечной недостаточности.

Противопоказаниями к занятиям в кабинете ЛФК поликлиники, врачебно-физкультурного диспансера служат: частые приступы стенокардии, стенокардия покоя, нестабильная стенокардия, тяжелые нарушения ритма; недостаточность кровообращения свыше 170/100 мм рт.ст.; сопутствующий сахарный диабет тяжелой формы. Этот этап является естественным продолжением госпитальной фазы реабилитации; предусмотрено постепенное увеличение тренирующих и бытовых нагрузок, начиная с IV-й ступени активности до заключительной – VII – й. основное содержание программ физической реабилитации на санаторном этапе составляет лечебная гимнастика и тренировочная ходьба.

Амбулаторный этап. Третий этап реабилитации начинается с 3-4 –го месяца от начала заболевания и продолжается при установлении инвалидности в течение всей жизни.

При условии регулярных занятий на предыдущем этапе физическая работоспособность приближается к такой, как у здоровых людей того же возраста, - 700 – 900 кгм/мин.

Задачи этого этапа:

- поддержание и увеличение физической работоспобности;

- вторичная профилактика ИБС и повторного инфаркта.

На втором – третьем месяце выздоровления больные находятся дома под наблюдением участкового врача поликлиники. Они занимаются ЛФК во врачебно-физкультурном диспансере, поликлиники 3-5 раз в неделю или самостоятельно в домашних условиях. При занятиях ЛГ, тренировках на велотренажере, беговой дорожке от 10 до 20 мин в конце месяца оптимальным считают увеличение ЧСС на 20 -25 уд./мин, но не более 120 уд./мин. В дополнение к ЛГ показаны прогулки 2 раза в день на 3 – 5 км, к концу месяца допустима на 2-3 мин ускоренная ходьба с увеличением ЧСС до 145 уд./мин. Ориентировочные сроки временной нетрудоспособности больных с инфарктом миокарда составляет от 2 до 4 мес.
  1   2   3   4   5

Похожие:

«Особенности сестринского процесса в реабилитации пациентов с заболеваниями внутренних органов» iconИнформация об инновационных проектах
Новые технологии в профилактике, лечении хронических заболеваний и реабилитации пациентов разного возраста: современные консервативные...
«Особенности сестринского процесса в реабилитации пациентов с заболеваниями внутренних органов» icon1. Личная информация
Узкая специализация: Малоинвазивная хирургия (артроскопия крупных суставов), лечение и реабилитация пациентов со спортивной травмой....
«Особенности сестринского процесса в реабилитации пациентов с заболеваниями внутренних органов» iconЗадание Ответьте на теоретический вопрос. Вещевое обеспечение сотрудников...
Составьте представление к увольнению и приказ об увольнении из органов внутренних дел
«Особенности сестринского процесса в реабилитации пациентов с заболеваниями внутренних органов» iconРекомендации по осуществлению взаимодействия органов управления образованием,...
Ситуация в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ
«Особенности сестринского процесса в реабилитации пациентов с заболеваниями внутренних органов» iconИ текста присяги сотрудника органов внутренних дел
Утвердить Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (Приложение n 1) и текст Присяги сотрудника органов внутренних...
«Особенности сестринского процесса в реабилитации пациентов с заболеваниями внутренних органов» icon22. Постановление Правительства от 19. 01. 1999 г. №72
О повышении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел российской федерации, учреждений и органов уголовно...
«Особенности сестринского процесса в реабилитации пациентов с заболеваниями внутренних органов» icon26. Решение Верховного Суда РФ от 26. 06. 2002 г. № Гкпи 2002-296
О повышении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно...
«Особенности сестринского процесса в реабилитации пациентов с заболеваниями внутренних органов» iconПриказ от 26 мая 2000 г. N 569 об утверждении инструкции по организации...
Утвердить прилагаемую Инструкцию по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел
«Особенности сестринского процесса в реабилитации пациентов с заболеваниями внутренних органов» iconСравнительная оценка вариантов офтальмохирургической реабилитации...
Работа выполнена в фгбвоу впо «Военно-медицинская академия имени С. М. Кирова» мо РФ
«Особенности сестринского процесса в реабилитации пациентов с заболеваниями внутренних органов» iconПриказ мвд РФ и мнс РФ от 22 января 2004 г. N 76/ас-3-06/37 "Об утверждении...
О взаимодействии налоговых органов с другими органами исполнительной власти см справку
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница