Образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения




НазваниеОбразовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
страница1/17
Дата публикации13.03.2014
Размер2.46 Mb.
ТипОбразовательная программа
shkolnie.ru > Культура > Образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Начальник Управления образования Заведующий

Администрации города Новочеркасска МБДОУ детским садом № 29

_______________ И.В. Троценко ___________ Е.П. Ажогина

Приказ № 95 от 18.08.2013г.
ПРИНЯТО

на педагогическом совете

МБДОУ детского сада № 29

Протокол № 4 30.05.2013г

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

детского сада общеразвивающего вида № 29


на 2013-2017 год.


г. Новочеркасск

2013г.
СОДЕРЖАНИЕ

^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Анализ работы 4

1.1. Общие сведения 6

1.2. Мониторинг семей воспитанников 7

1.3. Структура управления 8

1.4. Аналитическое резюме по педагогическим кадрам 9

1.5. Особенности образовательного процесса, приоритетное направление 9

2. Цели и задачи МБДОУ 10

I ЧАСТЬ

Раздел 1. Комплексирование программ и технологий воспитания, обучения и развития детей 16

Раздел 2. Проектирование образовательного процесса и форм его организации в МБДОУ 20

2.1. Организация режима пребывания детей в ДОУ. 20

2.2. Годовой календарный график 25

2.3.Модель образовательного процесса 27

2.4.. Система физкультурно-оздоровительных мероприятий

Раздел 3. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей. 33

3.1. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ребенка 38

3.1.1. Образовательная область «Физическая культура» 38

3.1.2. Образовательная область «Здоровье» 40

3.2. СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ребенка 43

      1. Образовательная область «Безопасность» 43

3.2.2. Образовательная область «Социализация» 44

3.2.3. Образовательная область «Труд» 47

3.3. ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ребенка 51

3.3.1. Образовательная область «Познание» 51

3.3.2. Образовательная область «Коммуникация» 55

3.3.3. Образовательная область «Чтение художественной литературы» 58

3.4. ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ребенка 59

3.4.1. Образовательная область «Художественное творчество» 59

3.4.2. Образовательная область «Музыка» 61

Раздел 4. Планирование результатов освоения образовательной программы 63

Раздел 5. Критерии и показатели реализации образовательной программы ДОУ 67

5.1. Комплексная программа диагностических исследований 62

5.2.Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов работы 71

II ЧАСТЬ

Раздел 1. Особенности организации образовательного процесса в группах 76

1.2. Реализация регионального компонента 77

1.3 Дополнительное образование по реализации приоритетного направления деятельности ДОУ 79

Раздел 2. Условия реализации образовательной программы ДОУ 83.

    1. Управление и контроль 83

    2. Взаимодействие участников воспитательно-образовательного процесса 84

    3. Создание условий для реализации комплекса оздоровительных мероприятий 93

      1. Здоровьесберегающие технологии 93

      2. Организация питания 95

    4. Предметно-пространственная среда 96

    5. Материально-техническое обеспечение 98

    6. Взаимодействие с семьями воспитанников 99

    7. Взаимодействие с социумом 105

      1. Обеспечение преемственности со школой 105


ПРИЛОЖЕНИЯ

  1. Распределение объема максимальной образовательной нагрузки на дошкольников на неделю 109

  2. Предполагаемая модель личности выпускника 112


^ Пояснительная записка

Образовательная программа является обязательным нормативным документом, разрабатываемым и реализуемым, каждым образовательным учреждением самостоятельно согласно п. 5 ст. 14 Закона Российской Федерации «Об образовании».

Образовательная программа показывает как с учетом конкретных условий и особенностей контингента воспитанников создается собственная модель организации воспитания, образования и развития дошкольников в МДОУ.

Образовательная программа представляет собой нормативно-управленческий документ, характеризующий:

  • специфику содержания образования, воспитания и развития воспитанников;

  • особенности организации, кадровое и методическое обеспечение педагогического процесса и инновационных преобразований педагогической системы.

Образовательная программа разработана в соответствии:

с международно-правовыми актами:

  • Конвенцией о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 (с изм. И доп.);

  • Конвенцией о правах ребенка (одобрена Генеральной Асамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990)

  • Декларацией прав ребенка провозглашена резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Асамблеей ООН от 20.11.2959);

с законами Российской Федерации:

  • Конституцией РФ от 12.12.1993 (с изм. И доп.);

  • Семейным кодексом РФ от 08.12.1995 №223 ФЗ (с изм. доп.);

  • Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 (с изм. и доп.);

  • Законом Российской Федерации «Об образовании».

с документами Правительства РФ:

  • « О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы» (распоряжение от 7 февраля 2011 г. № 163-р)

с документами Федеральных служб:

  • СанПиН 2.4.1.2660-10 от 22.07.2010 (с изменением N 1 от 20 декабря 2010 г.)

с нормативно-правовыми документами Минобразования России

  • «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» (приказ Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2011 г. № 2562)

  • Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ МО и Н РФ от 23.10.2009 г. №655).

  • Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Мин. Образования и науки РФ от 20.07.2011 № 2151)

  • примерной основной образовательной программой дошкольного образования, которая определяет содержание обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

а также Устава ДОУ и Запросами родителей (законных представителей).

Смена модели образования с учебно - дисциплинарной на личностно - ориентированную, создание новой концепции развития образования дошкольника, развивающаяся педагогика ненасилия существенно изменила отношение взрослых к детям. Уровень развития ребенка, его неповторимой индивидуальности становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы. Педагоги ДОУ ориентируются не только

на подготовку к школе, но и на сохранение полноценного Детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности. Уважение к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития – непременное условие гуманистического подхода.

Актуальность и значимость нового подхода к управлению образовательным учреждением состоит в необходимости сохранения, развития и удовлетворения социального заказа в современных условиях. Осознание этого привело нас к необходимости создания Образовательной программы.

Образовательная программа охватывает все основные моменты жизнедеятельности детей, с учетом концептуальных подходов, определенных в программе развития МБДОУ № 29, приоритетности видов детской деятельности в каждом возрастном периоде. Содержание разработанной образовательной программы отвечает ведущим идеям современного образования:

  • Признание самоценности дошкольного периода.

  • Сохранения и развития психофизического здоровья дошкольников и школьников.

  • Гуманизация и демократизация воспитательно-образовательного процесса.

  • Свобода выбора программ и технологий

Программа опирается на, изложенные научные принципы ее построения.

Гуманизация - предполагающий, что основным смыслом педагогического процесса становится развитие личности ребенка:

  • признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;

  • признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;

  • недопустимость осуждения ребенка при необходимости осуждения его поступков;

  • -акцентирование внимания на развитие субъектной активности ребенка, формирование его общечеловеческих ценностей.

Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивают развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.

Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития.

Непрерывность образования - предусматривает связи всех ступеней образования, начиная с младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении в начальной школе по любой из программ начального образования. Соблюдение принципа преемственности, формирование интегративных качеств, требует не только и не столько овладения детьми определенным объемом информации, знаний, сколько воспитания и развития познавательных интересов и сформированных умений их удовлетворять.

Инновационность образования реализуется путем перевода коллектива дошкольного образовательного учреждения в поисковый режим деятельности на основе поиска, внедрения и использования новых педагогических технологий.

Системность. Образовательная программа представляет собой целостную систему высокого уровня: все компоненты в ней вза­имосвязаны и взаимозависимы.

Управляемость реализацией Образовательной программы предполагает постоянное ее регулирование и коррекцию на основе мониторинга воспитательно-образовательного процесса.

Программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, профилактику недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.

Содержание Программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

1.Анализ работы

1.1. Общие сведения о ДОУ

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 29 функционирует с 1935 года. В 2010 году дошкольное учреждение в соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении в ходе лицензирования и аттестации получило статус дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей.

Учредитель: Управление образования Администрации города Новочеркасска.

Адрес МБДОУ детского сада № 29: 346405, Ростовская область, г. Новочеркасск, улица Свободы 21.

Руководитель: Ажогина Елена Павловна, заведующий ДОУ с высшим образованием, высшей квалификационной категории .

Плановая мощность детского сада (по муниципальному заданию) – 6 групп, 137 детей

Фактическая мощность –6 групп, 156 человек, из них

^ Списочный состав в 2012– 2013 учебном году составил 159 детей.

В ДОУ функционирует 5 групп для детей дошкольного возраста от 1.5 до 7 лет:

1-я младшая группа (2-3 года) -26человек

  • 2 –я младшая группа

(3 – 4 года)

– 25 человек

  • средняя группа

(4 – 5 лет)

– 31 человек

  • старшая группа «А»

(5 – 6 лет)

– 25 человек

  • старшая группа «Б»

(5 – 6 лет)

- 26 человек

  • подготовительная группа

(6 – 7 лет)

– 26 человек.

Комплектование групп осуществляется детьми с 1.5 лет до 7 лет по возрастному принципу.

^ Наличие элементов инфраструктуры в МБДОУ:

Оздоровительные: физкультурный зал, кабинет педагога-психолога с сенсорной зоной, физкультурно-оздоровительные уголки в каждой возрастной группе, спортивные зоны на игровых участках (нестандартное и нетрадиционное оборудование - дорожка для профилактики плоскостопия, яма для прыжков в длину, футбольная площадка, беговые дорожки, оборудование для сохранения равновесия, для метания мяча, лесенки для лазания и пролезания).

Образовательные: изостудия, мини-музей «Горница», музыкальный зал, театральная студия, картинная галерея, выставочные панно, в каждой возрастной группе: уголки Книги, для экспериментирования, для конструирования, для труда, библиотеки, уголки творчества.

Воспитательные: игровые уголки для мальчиков и девочек в группах, уголки уединения.

Дошкольное учреждение распложено в отдельно стоящем двухэтажном здании, на обособленном земельном участке, удаленном от промышленных предприятий, магистральных улиц. Территория детского сада огорожена забором, оборудована наружным электрическим освещением, отвечающим современным требованиям. Общая площадь составляет 1374.1 м2, площадь территории 6993 м2.

На территории расположено 6 прогулочных площадок, спортивная площадка. Участки оснащены игровым оборудованием, отделены друг от друга маленьким забором.

Рядом с детским садом находятся социально – значимые объекты: библиотека им. Островского, МБДОУ детский сад № 40. отделение Сбербанка России, сеть магазинов розничной торговли промышленными и продовольственными товарами, аптеки. Детский сад активно взаимодействует со школами своего микрорайона – МБОУ СОШ № 9 и № 31. Организовано сетевое взаимодействие с микрорайоном Соцгород: музей ОАО НПО НЭВЗа, Дворец Культуры НЭВЗа, детские сады микрорайона Соцгород.

Режим работы учреждения предусматривает 10,5 – часовой (с 07.00 до 17.30) рабочий день по пятидневной рабочей неделе.

В МБДОУ в рамках взаимодействия с родителями действует консультационный пункт для родителей, реализуются семейные проекты, в рамках «Музыкальной гостиной» организуются встречи с родителями.

1.2. Мониторинг семей воспитанников детского сада

Критерии

2011-2012 уч. год

2012-2013 уч.год

Общее количество семей

156, из них

159

Полных

123

122

Неполных

12

12

С одним ребенком

75

57

С двумя детьми

52

63

Многодетных

3

5

Проблемных

15

22

Опекунство

1

1

Образовательный уровень родителей

Высшее образование

(один, или оба родителя)

30

35

Среднее специальное (один или оба родителя)

93

88

Среднее образование (один, или оба родителя)

2

1

Социальный состав %

Служащие

24

22

Рабочие

68

70,7

Неработающие

7,2 (9человек)

6,5

Предприниматели

0,8 (1 человек)

0,8

Вывод: социальный статус семей по сравнению с прошлым годом практически не изменился, увеличилось число семей, имеющих 2 детей и более, неполных и с проблемами в семье (жилищные, воспитательные)
1.3. Структура управления:

В МБДОУ создана четко продуманная и гибкая структура управления в соответствии с целями и задачами работы учреждения.














Все функции управления (прогнозирование, программирование, планирование, организация, регулирование, контроль, анализ, коррекция) направлены на достижение оптимального результата.

Вся работа осуществляется через: собрания трудового коллектива, педагогический совет, совет ДОУ, профком, творческие группы, заведующего.

Отношение между МБДОУ детским садом №29 и Учредителем – Управлением образования Администрации города Новочеркасска определяются действующим законом РФ, нормативно правовым федеральными, региональными и муниципальными документами и Уставом МБДОУ, отношение МБДОУ № 29 с родителями (законными представителями) регулируются в порядке установленным законом РФ «Об образовании» и Уставом МБДОУ.

Локальные акты согласованы с профсоюзным комитетом МБДОУ и одобрены решением общего собрания трудового коллектива и общим собранием родителей. Деятельность учреждения строится на основе документов, регламентирующих его функционирование:

  • Закон об образовании РФ.

  • Договор с учредителем.

  • Устав МДОУ.

  • Локальные документы.

  • Правила внутреннего трудового распорядка.

  • Должностные инструкции.

  • Договор с родителями воспитанников.

Вывод: структура и механизм управления МБДОУ обеспечивает его стабильное функционирование.

1.4. Аналитическое резюме по педагогическим кадрам

Педагогический коллектив включен в активную творческую работу, стабилен, (7 педагогов работает в детском саду более 10 лет, 3 педагога – более 25 лет), объединен едиными целями и задачами, имеет благоприятный психологический климат.

Возрастной состав: Педагогический стаж работы:

^ Возрастной состав педагогов





до 5 лет

5-10 лет
Педагогический стаж





10-20 лет

Свыше 25 лет
^ Квалификационная категория

20-30

30-40

40-50

50 и выше

0-5

5-10

10-15

15-20

20 и выше




Соответствие

II

I

Высшая

3

3

5

2

2

3

3

3

2




5

5

1

2


1.5. Особенности образовательного процесса, приоритетное направление. В соответствии с Концепцией дошкольного воспитания отношения педагогов и детей строятся на основе личностно-ориентированной модели общения, в атмосфере эмоционального благополучия и комфорта, как для ребенка, так и для взрослых. Детский сад работает по программе развития и воспитания детей в детском саду «Детство», под редакцией Т.И. Бабаевой, В.И. Логиновой. Используем три взаимосвязанных линий развития ребенка:

Линия чувств, в которой дошкольнику обеспечивается эмоционально-комфортное состояние в общении со взрослыми и сверстниками, а так же гармонию с предметным миром.

Линия познания – где ребенку предоставляется возможность развития наглядно-образного мышления и воображения, через расширение круга объектов познания.

Линия творчества, осуществляется в единстве с развитием познания и чувств, и способствует пробуждению у детей творческой активности, стимулирует воображение.

Так же в образовательной программе

  • выделены образовательные области: физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка;

  • интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;

  • в основу организации образовательного процесса определен комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью;

  • решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.

^ Приоритетным направлением является художественно-эстетическое развитие детей, Это предполагает объединение всех видов художественной деятельности детей в единый целостный педагогический процесс формирования у детей эстетической культуры, духовности и развития художественного творчества. Данное направление усилено организацией дополнительного образования: кружков «Веселый каблучок» и «Разноцветные карандаши» для детей старшего дошкольного возраста и расширением совместной, художественно-творческой деятельностью с детьми младшего и среднего дошкольного возраста, Внедрение программ И.А.Лыковой «Цветные ладошки», А.И.Бурениной «Ритмическая мозаика»

Особое внимание в МБДОУ уделяется внедрению в образовательный процесс развивающих и личностно-ориентированных технологий, которые ориентированы:

  • на построение гуманных взаимоотношений ребенка и педагога;

  • на гармоничное развитие ребенка, способного к саморазвитию и активному освоению окружающего мира, а также физическому, самосовершенствованию и саморегуляции;

  • на реализацию интеллектуального и творческого потенциала детей в деятельности;

  • на воспитание у детей эстетического отношения, творческого отношения к миру, чувства личной ответственности.

Педагогический коллектив МБДОУ детского сада №29 принимает активное участие в модернизации педагогического процесса, создании предметно-пространственной среды, изменении содержания образования, которые создадут наиболее благоприятные условия развития ребенка, его природного потенциала, становления «Я-концепции».

Анкетирование родителей, проведенное с целью выявления удовлетворенности качеством образовательных услуг и определения их социального заказа, показало, что 95 % родителей полностью удовлетворены условиями, которые созданы для физического, интеллектуального, эстетического развития детей, а также качеством образовательной деятельности педагогов.

Анализ образовательных запросов родителей выявил следующее: в основном родители 75 % выдвигают на первый план запросы, связанные с состоянием здоровья детей, родители, связанные со сферой бизнеса формулируют заказ на развитие интеллектуальных и творческих способностей. Эти данные (удовлетворение запроса родителей в образовательных услугах) обусловили выбор концептуальных положений и приоритетных направлений в развитии деятельности учреждения, а именно: Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

  1. ^ Цели и задачи МБДОУ детского сада № 29

Детский сад проектирует создание в учреждении центр культурно-образовательного пространства Детства, как среды развития и саморазвития, развитие интеллектуальных и творческих способностей, самореализацию воспитанников в различных видах детской деятельности, формирование привычки к здоровому образу жизни; развития через психолого - педагогическую профилактическую работу, как одаренного ребенка, так и отстающего от нормы.

^ Художественное творчество ребенка как показатель развития основ духовности личности.

Творчество — сложный социальный феномен, проблемы которого изучают и практически разрешают специалисты разных направлений: педагоги, социологи, философы.

Детству принадлежит потребность и способность к художественному творчеству, что объясняется доминированием у ребенка правополушарной активности мозга, при несомненной ее взаимосвязи с работой левого полушария как обретения рождения художественной образности.

Именно в дошкольный период особенное развитие получает присвоение ценностей, отраженных в культуре. Развитие же ценностных ориентации детей всецело зависит от воспитания, обучения, культуры и включения их в индивидуальный опыт ребёнка.

Р.Г.Казакова рассматривает продукты детского творчества в рисовании как "феномен самовыражения", так как это связано с новым отношением к оценке его социальной значимости. Современное звучание приобрело положение ученого о том, что изобразительная деятельность является одним из условий социализации ребенка.

Т.С.Комарова в своих исследованиях подчеркивает, для создания выразительных образов большое значение имеет взаимодействие художественного слова, музыки, изобразительно искусства. Взаимосвязь искусств в образовательном процессе с другими видами деятельности интегрирует воспитательно-образовательную работу с детьми, повышая тем самым ее эффективность и интерес.

Обращение Т.С. Комаровой к взаимосвязи изобразительного искусства с другими видами искусств (музыки, литературы, слова и т.д.), а также указание на создание в группе эмоциональной благоприятной творческой атмосферы позволило нам определить способы организации художественной среды на основе интеграции, позволяющей ребёнку реализовывать свои потребности.

Проблема взаимодействия искусств, всегда вызывала интерес ученых, занимающихся вопросами дошкольной педагогики. Так под руководством Н.А. Ветлугиной ряд ученых разрабатывал методику проведения комплексных занятий, включающих восприятие различных видов искусства и непосредственно в непосредственно художественно-творческой деятельности детей.

В исследованиях С.П.Козыревой изучалась взаимосвязь изобразительного искусства и музыки, что способствовало углублению эстетического развития дошкольников, обогащению их творчества новыми образами

Способом взаимосвязи живописи и музыки в развитии эмоций детей дошкольного возраста нашла отражение и в исследовании Т.В.Васильевой. Автор отмечает особую силу такого взаимодействия в развитии способностей ребёнка. В основе взаимосвязи лежит цвет как символ передачи эмоционального состояния человека. Е.В.Савушкина, изучая вопрос развития образной речи старших дошкольников в процессе восприятия произведений искусства, отмечает, что в специальном обучении на развитие словесного творчества влияет соотнесение художественного образа, возникшего на основе восприятия произведений живописи, с литературными и музыкальными образами. Влияние данной взаимосвязи на качество продуктов художественной деятельности детей было также отмечено в работах Н.А.Вершининой, Л.В.Компанцевой, Н.Л.Кульчинской, Н.А.Курочкиной.

Принципы развивающего обучения и воспитания на основе изучения искусств, место искусств в нравственном, эстетическом, духовном развитии ребёнка нашли отражение в работах Е.В. Квятковского. Автор поднимает данную проблему - обращение к чувствам ребёнка - как условие их духовного развития. Чем раньше происходит побуждение эстетических чувств, тем больше гарантий того, что у наших детей не наступит эстетическая глухота.

Таким образом, процесс художественного восприятия у детей нуждается в целеноправленном и осознанном развитии со стороны педагогов. Особое внимание при этом следует уделять обучению детей видеть не только содержательную, но и выразительную, собственно художественную сторону произведений искусства. Только при этом условии художественное восприятие детей станет полноценным компонентом их творческого развития, духовного становления.

Изучая проблему творчества как показателя развития основ духовности P.M. Чумичева приходит к выводу, что необходимо пересмотреть акценты в содержании творческой деятельности ребенка, характер взаимодействия педагога и ребенка для разработки модели художественно-эстетического развития дошкольников, сущность которой бы заключалась в развертывании ценностного, творческого и коммуникативного потенциала. Эти положения, при разработки концепции, явились для нас ведущими.

Таким образом, современные педагоги, ориентированные на саморазвитие и самовоспитание ребёнка, создание условий для реализации его творческого потенциала ищут методы приобщения детей к искусству, опираясь на принципы гуманизации, личностно-ориентированного взаимодействия, диалога культур. Причем большое внимание уделяется созданию творческой обстановки при организации образовательного процесса. В последние годы группа ученых под руководством С. Парнса предложила ряд рекомендаций, которые дают возможность педагогу создавать атмосферу, побуждающую ребенка к творчеству и помогающую духовному становлению.

Эти рекомендации мы положили в основу организации педагогического процесса:

  1. Устранение препятствий, которые бы мешали творческим проявлениям детей. Необходимо помочь детям обрести уверенность во взаимоотношениях со сверстниками в процессе художественно-творческой деятельности.

  2. Поддерживать живость воображения, проявления фантазии, свободного воображения у детей в МБДОУ, так как они являются фундаментами творческого развития.

  3. Развивать детскую восприимчивость, повышать чувствительность, широту и повышенность восприятия всего окружающего.

  4. Помогать детям видеть смысл, общую направленность их творческой деятельности.

  5. Давать возможность умственной разминки в обстановке совместного группового поиска творческих решений и др.

^ Познавательная активность как основа развития интеллектуальных способностей детей.

Основным результатом интеллектуально-познавательной деятельности, как отмечают отечественные ученые Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, является, прежде всего, развитие ребенка в процессе овладения научными понятиями и приобретения новых умений, новых способов действий.

Успех обучения, приходят к выводу ученые, определяется тем, что и как будет делать ребенок. Для того чтобы ребенок усвоил заданный ему способ решения той или иной задачи или разрешения той или иной проблемной ситуации, ему необходимо ответить на ряд вопросов: Как я это делаю? Почему делаю именно так, а не иначе? Именно поисковая деятельность обеспечивает ему возможность усвоения системы научных понятий, позволяя ему стать субъектом учения.

Исследователи отмечали, организация поисковой деятельности, обеспечивающей его развитие, возможна при выполнении педагогом важного условия: он должен включиться в осуществляемый ребенком поиск, стать его участником, Постановка учебной задачи, ее совместное с ребенком решение, организация оценки найденного способа действия - таковы составляющие развивающего обучения.

Развивающее обучение предполагает изменение форм организации познавательной деятельности ребенка. Она может быть представлена как определенная программа действий ребенка по поиску способов для достижения целей, или как постановка проблемы педагогом и решения " ребенка.

Поэтому в МБДОУ детском саду № 29, мы прежде всего создали благоприятные условия для развития у ребенка любознательности и познавательной активности как основы его интеллектуального развития. При этом мы определили и должны успешно решить вместе с родителями следующие задачи:

  • побуждать детей наблюдать, выделять, обсуждать, обследовать и определять свойства, качества и назначение предметов, побуждать детей

постигать взаимосвязь объектов ближайшего и отдаленного окружения;

  • поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов, наблюдения и экспериментирования;

  • направлять поисковую деятельность детей;

  • помогать использовать в самостоятельной игровой деятельности знания, умения. Переносить известные способы в нестандартные проблемные ситуации;

  • приобщать к познавательному общению и взаимодействию со сверстниками; опосредованно задавать проблематику познавательного общения; поощрять возникновение проблемных вопросов.

Н.Н. Поддъяков считая, что развитие ребенка определяется его собственной активностью, пишет: «Ребенок в этом процессе выступает как полноценная личность, творец собственной деятельности, ставящий ее цели, ищущий пути и способы ее достижения. Данный тип активности лежит в основе детского творчества в самом широком значении этого слова». Именно поэтому в нашем детском саду мы большое внимание уделяем организации самостоятельной деятельности детей, которая будет стимулировать детскую познавательную активность.

Для того, чтобы ребенок овладел опытом творческой деятельности мы его включаем в решение специально разработанной системы значимых для него проблем и проблемных задач.

И.Я. Лернер, отмечает, что проблематизация способна принимать облик не только вербального вопрошания, но и реального совместного действия ребенка со взрослым во время которого ребенок проявляет свою познавательную активность.

Проблемный «подход» ребенка к миру культуры, ко всей действительности отражает объективную закономерность детского развития и иногда кажется даже естественным. В ребенке узнают «маленького философа» (С. Маршак) и «неутомимого исследователя» (К. Чуковский). Это же неоднократно давало повод считать его олицетворением общечеловеческого, иногда — божественного, творческого начала, на которое следует равняться взрослому творцу. По словам английского философа Ф. Бэкона, чтобы войти в науку, мы. должны уподобиться детям. Почти вторя ему, русский мыслитель П. А. Флоренский писал, что секрет творчества в сохранения юности, а секрет гениальности — в сохранении детства на всю жизнь. Возможно, в приведенных высказываниях имеется некоторая доля романтизации детства, но они не лишены оснований.

Однако очевидно и другое: при всей своей закономерной природе детские проблематизации носят стихийный, неустойчивый, смутный характер. В большей степени эмоциональные, нежели рациональные, они, раз возникнув, быстро затухают. Тем самым заметно снижается общее психического развития ребенка. Как бы «переболев ими в дошкольном возрасте, ребенок получает устойчивый «иммунитет» к проблемам на долгий срок, бывает — и на всю жизнь. Поэтому мы ставим перед педагогами задачу — превратить эти проблематизации в устойчивую и самоценную тенденцию детского развития, т. е. культурно оформить их. Но для этого сам педагог должен сформировать у себя проблемное отношение к культуре как предмету его совместной деятельности с ребенком. Такое же отношение должно быть зафиксировано и в содержании образования.

^ От здоровья и жизнерадостности детей зависит и их духовная жизнь и интеллектуальное и творческое развитие, поэтому в нашем дошкольном учреждении мы придаем, столь важное, значение вопросам охраны и укрепления здоровья.

В материалах Всемирной организации Здоровья дается определение понятия «здоровья» как состояние физического, душевного и социального благополучия, поэтому, руководствуясь этим понятием, мы и подходили к организации работы в ДОУ. Организуя работу в ДОУ, мы исходили из позиций личностно-ориентированного образования, которое предполагает создание благоприятных условия для развития детей и оказание им помощи и поддержки в саморазвитии. Исходя из этих концептуальных положений, важно было определиться: Какие условия необходимо создать, которые бы способствовали сохранению и восстановлению утраченного здоровья детьми? И какие средства избрать для общей и индивидуальной поддержки детей в процессе их саморазвития? Нами были определены следующие условия, способствующие охране и укреплению здоровья:

  • создание в образовательном учреждении благоприятного психологического климата;

  • внедрение в образовательный процесс здоровъесберегающих технологий;

  • изучение ребенком себя, своих возможностей в сфере физического развития;

  • формирование у детей навыков, способов и приемов, направленных на сохранение и укрепление здоровья (обучение способам выполнения физических упражнений, самомассаж, закаливающие процедуры, дыхательные упражнения;

  • организация работы с педагогами и родителями по укреплению здоровья в различных сферах деятельности, укрепить физическое и психическое здоровья.

Коллектив МБДОУ детского сада № 29 определил основные задачи по охране и укреплению здоровья детей:

  • воспитание потребности у дошкольников в здоровом образе жизни;

  • развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка;

  • создание условий для реализации потребности в двигательной активности в повседневной жизни;

  • выявление интересов и склонностей детей в двигательной деятельности и реализации через систему оздоровительной работы.

Основными задачами художественно-эстетического развития детей в нашем детском саду, являются:

  • обеспечение обогащенного художественно-эстетического, познавательного, речевого развития детей, формирование базисных основ личности;

  • воспитание и развитие детей с учетом ярко выраженных индивидуальных психических особенностей, проявлений одаренности в музыкальной и изобразительной деятельности;

  • формирование предметно-развивающей среды и условий для обогащения разнообразной художественной деятельности детей;

  • создание модели взаимодействия детского сада и семьи в художественно-эстетическом развитии детей.

Художественно-эстетическое развитие ребенка мы определяем показателями детей в изобразительной, музыкальной и театральной деятельности.

Для реализации этих задач нами были определены основные направления в организации оздоровительной работы с дошкольниками:

  • диагностика;

  • закаливание;

  • профилактическая работа;

  • физическое развитие детей;

Обобщая вышесказанное, определили основные подходы к построению воспитательно-образовательного процесса:

  • универсализация развития личности ребенка;

  • развитие личности ребенка с позиции принципа целесообразности, отраженного мышления, чувства и действия;

  • равноценное развитие спортивных, прикладных, социальных, художественных, интеллектуальных и этических способностей;

  • интеграционный подход в развитии деятельностной сферы ребенка;

  • создание основы для плодотворной, творческо-поисковой деятельности педагогов;

  • формирование нового педагогического мышления;

  • стимулирование и мотивация в работе с кадрами;

  • переориентация на новые техно-образовательные системы;

  • индивидуально-дифференцированные формы работы с семьями.

Содержание и формы воспитательно-образовательного процесса Детского сада определяются с учетом:

  • статуса учреждения;

  • направлений, заданных реализуемыми программами;

  • результатов педагогической деятельности;

  • профессиональных возможностей и склонностей педагогов;

  • потребностей родителей в образовательных услугах.

Исходя из вышеизложенного, были определены следующие цель и задачи образовательной программы ДОУ:

Цель: Обеспечение ФГТ (федеральных государственных требований) дошкольного образования как системы требований к содержанию и уровню развития детей каждого психологического возраста с учетом соблюдения преемственности при переходе к следующему возрастному периоду (ступени образования).

Задачи:

  1. Создание оптимальных условий для охраны и укрепления здоровья, физического и эмоционально-психического развития, формированию ценностей здорового образа жизни, с учетом индивидуального и дифференцированного подходов.

^ Предполагаемый результат:

  • Создание комфортной среды психофизического пребывания ребенка в ДОУ,

  • Создание развивающей предметно-пространственной среды для обогащенной разнообразной детской деятельности;

  • Обеспечение права выбора ребенком содержания, средств, форм выражения, партнеров в совместной и самостоятельной деятельности (центры развития в группах по интересам, кружки).

  • Разработка и реализация комплексно-целевой программы «Здоровье» по созданию здоровьесберегающего пространства,

  1. Использование традиционных и инновационных программ и технологий, направленных на обновление и оптимизацию воспитательно-образовательного процесса, развитие познавательных способностей детей, детского творчества, интеллектуального развития.

^ Предполагаемый результат:

  • активизация творческих проявлений и креативности всех субъектов воспитательно-образовательной деятельности (выставки, конкурсы, фестивали),

  • создание единого банка программ и технологий развития творческих, интеллектуальных способностей воспитанников;

  • разработка методических материалов регионального компонента содержания образования (малая Родина);

  1. Обеспечение условий для развития профессиональных компетентностей педагогов и специалистов

Предполагаемый результат:

  • использование вариативных форм персонифицированного повышения профессиональных компетентностей педагогов и специалистов;

  • создание механизма методической, информационной, профессионально-личностной и иной поддержки субъектов процесса социокультурного развития личности;

  1. Создание условий для развития ДОУ как открытой системы для родителей и общественности:

Предполагаемый результат:

  • создание сайта ДОУ,

  • разработка модели системы партнерского взаимодействия ДОУ с семьей воспитанников и социальными партнерами в условиях нововведения;

  • включение педагогов и родителей в сетевое взаимодействие с педагогическим, родительским сообществом микрорайона, района, города, положительная динамика активного участия родителей в деятельности ДОУ,

ЧАСТЬ I (обязательная)

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Похожие:

Образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения iconОсновная общеобразовательная программа дошкольного образования Муниципального...
Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения разработана сроком на 1 год
Образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения iconОсновная общеобразовательная Программа дошкольного образования муниципального...
...
Образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения iconОбразовательная программа на 2013-2014 учебный год Образовательная...
Образовательная программа является нормативно-управленческим документом муниципального бюджетного образовательного учреждения «Бокситогорская...
Образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения iconОбразовательная программа муниципального дошкольного образовательного...
Условия реализации образовательной программы дошкольного образовательного учреждения
Образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения iconКоллективный договор между администрацией муниципального бюджетного...
И первичной профсоюзной организацией муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения №6
Образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения iconОбразовательная программа 3 -4, 5, 7 9 классов муниципнального бюджетного...
Образовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения «Александро-Горкской оош» это нормативный документ, формирующий...
Образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения iconПрограмма рассмотрена и одобрена утверждаю: на заседании педагогического совета Заведующий мбдоу
Наименование: Образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад компенсирующего...
Образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения iconОбразовательная программа Муниципального бюджетного дошкольного образовательного...
Возрастные и индивидуальные особенности детей, воспитывающихся в образовательном учреждении
Образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения iconПоложение о Медицинском кабинете Муниципального бюджетного дошкольного...
Настоящее положение разработано для Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №35 комбинированного...
Образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения icon1 Настоящий Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного...
Настоящий Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения регулирует деятельность некоммерческой организации...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница