Учебно-методическое пособие Рекомендовано методической комиссией биологического факультета для студентов факультета физической культуры и спорта ннгу, обучающихся по направлению 034300 «Физическая культура»




НазваниеУчебно-методическое пособие Рекомендовано методической комиссией биологического факультета для студентов факультета физической культуры и спорта ннгу, обучающихся по направлению 034300 «Физическая культура»
страница1/10
Дата публикации03.03.2014
Размер1.54 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
shkolnie.ru > Культура > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

Крылова Е.В., Таламанова М.Н.

Возрастная морфология
Учебно-методическое пособие

Рекомендовано методической комиссией биологического факультета для студентов факультета физической культуры и спорта ННГУ, обучающихся по направлению 034300 «Физическая культура»

Нижний Новгород

2012
УДК 612.1

ББК Р345.1

К 85
К 85 Крылова Е.В., Таламанова М.Н. ВОЗРАСТНАЯ МОРФОЛОГИЯ: Учебно-методическое пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2012. – 98 с.
Рецензент Профессор, мастер спорта

международного класса Кузьмин В.Г.
В настоящем пособии содержится 2 раздела: общая и частная возрастная морфология. В разделе общей возрастной морфологии рассмотрены задачи и современные методы предмета. Представлены сведения об акселерации роста и развития, рассмотрены наиболее интегральные критерии биологического возраста. В разделе частной возрастной морфологии дано понятие о возрастной периодизации, уделяется внимание вопросам, посвященным критическим периодам онтогенеза, факторам риска при развитии конкретных систем и органов.

Данное учебно-методическое пособие предназначено для студентов факультета физической культуры и спорта ННГУ, обучающихся по направлению 034300 «Физическая культура».


УДК 612.1

ББК Р345.1

© Нижегородский государственный

университет им. Н.И. Лобачевского, 2012

Содержание





стр.

Введение

4







Общая возрастная морфология




Глава 1. Возрастная морфология как учебная дисциплина

5

1.1 Классификация и задачи возрастной морфологии

5

1.2 Методы возрастной морфологии

6

1.2.1 Метод антропоскопии

6

1.2.2 Метод антропометрии

14

1.2.3 Дерматоглифика

36

Практическое задание

40

^ Глава 2. Биологический возраст и способы его оценки

41

Глава 3. Акселерация

46

^ Глава 4. Конституция человека

49

4.1 Генетические и фенотипические маркеры конституции

49

4.2 Определение типа телосложения

51







Частная морфология

54

Глава 5 Возрастная периодизация

54

5.1 Общая периодизация онтогенеза

55

5.2 Краткая характеристика пренатального периода развития

56

5.3 Краткая характеристика постнатального периода развития

58

5.4 Критические и терминационные периоды органогенеза

62

5.5 Старение организма человека и витаукт

67

5.6 Возрастные изменения органов

70

5.7 Продолжительность жизни

72

^ Глава 6. Спортивная морфология

75

6.1 Организм человека как функциональная система

75

6.2 Адаптация и ее морфологические проявления в организме спортсменов

76

6.3 Структурные изменения в различных системах организма под влиянием физических нагрузок

78

6.4 Смещаемость внутренних органов у спортсменов

85







Список литературы

89

Приложения

90



Введение
Возрастная морфология в учебном плане факультета физической культуры и спорта является необходимой частью курса естественнонаучных дисциплин, логически продолжая освоение системы знаний о строении и функционировании организма человека – анатомии, физиологии, биохимии. Целью получения знаний о взаимосвязи особенностей строения, развития двигательных качеств и функциональных возможностей организма является качественная подготовка квалифицированных профессиональных кадров в области физкультуры и спорта, способных грамотно решать вопросы спортивного отбора и ориентации, нормирования нагрузок, прогнозирования спортивных достижений, организации учебной и воспитательной работы.

Предлагаемый к изучению учебный материал знакомит студентов с современными методами исследования биологического возраста и степени физического развития человека, с возрастной периодизацией онтогенеза от периодов пренатального развития до пожилого и старческого возраста, раскрывая особенности возрастной изменчивости систем организма с точки зрения адаптационно-регуляторной теории. Уделяется внимание вопросам, посвященным критическим периодам онтогенеза, факторам риска при развитии конкретных систем и органов, а также акселерации и особенностям процессов старения. Важной частью курса Возрастной морфологии является изучение методов антропоскопии и антропометрии, влиянием специфических нагрузок и при воздействии факторов внешней среды, в том числе и вредных для человека позволяющих дать оценку гармоничности развития, определить тип конституции и оценивать динамику изменений, возникающих с возрастом. Данные методы доступны и просты в практике, являются универсальными и ими можно пользоваться на протяжении всей индивидуальной жизни человека. Умение применять эти методы в практике физической культуры необходимо для спортивного отбора и прогнозирования высокого спортивного результата.


^ Общая возрастная морфология

Глава 1. Возрастная морфология как учебная дисциплина
Возрастная морфология – это наука о формообразовательных и структурных изменениях организма в течение его индивидуального развития. Возрастная морфология тесно связана с анатомией и использует данные из смежных биологических наук – эмбриологии, генетики, физиологии и других. В свою очередь, она обеспечивает научными фактами возрастную физиологию, педагогику, педиатрию, гериатрию, школьную гигиену, теорию и методику физической культуры.
^ 1.1 Классификация и задачи возрастной морфологии
Возрастную морфологию подразделяют на общую и частную.

Общая возрастная морфология изучает закономерности роста и развития организма в целом, роль факторов наследственности и внешней среды в осуществлении этих процессов. Она подвергает исследованию наиболее интегральные критерии биологического возраста – антропометрические, костные, зубные и признаки полового созревания. На основании этих критериев создаются схемы возрастной периодизации. Общая возрастная морфология рассматривает вопросы акселерации роста и развития, а также конституцию и соматотипы в их взаимосвязи с темпами развития организма человека.

Частная возрастная морфология изучает закономерности возрастных изменений отдельных органов и систем организма; определяет на системном, органном, тканевом и клеточном уровнях показатели биологического возраста и использует их для внесения уточнений в возрастную периодизацию.

В числе основных задач курса возрастной морфологии необходимо назвать следующие:

  1. Выяснение общих закономерностей и частных проявлений процессов роста и развития организма в связи с особенностями влияния наследственности и внешней среды.

  2. Определение среди морфологических признаков наиболее информативных показателей биологического возраста человека.

  3. Установление наиболее благоприятных периодов для направленных педагогических воздействий и эффективного формирования тех или иных качеств организма.

  4. Изучение тенденций роста и развития, характерных для определенной исторической эпохи (при сравнении показателей биологического возраста в составляемых группах людей, представляющих разные поколения).

  5. Разработка нормативных значений размеров тела для оценки физического развития человека.

  6. Выяснение отличий роста и развития детей разных соматотипов.

Эти данные возрастная морфология использует для прогнозирования сроков наступления полового созревания, потенций роста тела в длину и развития двигательных качеств, что приобретает особую важность в юношеском спорте.
^ 1.2 Методы возрастной морфологии
Для решения поставленных задач возрастная морфология использует ряд методов. Основными методами исследования физического развития человека являются антропометрия (соматометрия) и антропоскопия (соматоскопия). Также используется гониометрия (метод измерения подвижности в суставах), динамометрия (метод измерения силы мышечных групп) и гистологические и гистохимические методы исследования микроструктур с помощью световой и электронной микроскопии.
^ 1.2.1 Метод антропоскопии
Данный метод применим к так называемым описательным признакам, которые являются особенно важными для индивидуализации спортивной тренировки и при отборе спортсменов. Это такие показатели, как поверхность тела, характеризующая процессы энергетики в организме, мышечные периметры, свидетельствующие о степени развития мускулатуры и ее локализации, компоненты веса тела; показатели таких физических качеств тела, как гибкость и сила, характеризующие состояние позвоночного столба и грудной клетки и т.п.

Исследование особенностей состава тела спортсмена – костной, жировой и мышечной массы – приобретает значение для динамических наблюдений в тех видах спорта, где принято разделение спортсменов на весовые категории.

Для описания строения тела человека необходимо в первую очередь иметь достаточную информацию о форме тела, т.е., о его наружных очертаниях. Форму тела человека определяет костный скелет, мышцы и подкожно-жировой слой.

Костный скелет, как опора тела человека, состоит из скелета туловища, двух пар конечностей и черепа.

Осмотр позвоночника. Форма позвоночного столба определяет особенности телосложения человека (рис.1). Позвоночник рассматривают в сагиттальной и фронтальной плоскостях. Определяют форму линии, образованной остистыми отростками, обращают внимание на симметричность лопаток, уровень плеч, состояние треугольника талии (между линией талии и опущенной рукой).

Нормальный позвоночник имеет физиологические изгибы в сагиттальной плоскости, во фронтальной – представляет собой прямую линию.


Рис.1 Различные виды телосложения: а – сутулое, б – нормальное, в – перегибистое
Позвоночный столб имеет 4 изгиба, направленные вперед – лордозы (шейный и поясничный) – и направленные назад – кифозы (грудной и крестцовый). Величины изгибов зависят от возраста, пола и других индивидуальных особенностей человека. С возрастом увеличивается грудной изгиб, приводящий в преклонном возрасте к появлению так называемого старческого горба. У женщин изгибы в поясничном отделе выражены резче, чем у мужчин. Характер и величина изгибов позвоночника определяют осанку тела и форму спины.

Осанкой называют привычную позу непринужденно стоящего человека. Она зависит от формы позвоночника, равномерности развития и тонуса мускулатуры торса. Следует помнить, что некоторые размеры тела человека изменяются в течение суток: рост человека больше утром, чем вечером; область талии меняется после принятия пищи.

Выделяют пять признаков нормальной осанки (рис.2):

  1. остистые отростки расположены вдоль отвеса, опущенного от бугра затылочной кости до межъягодичной складки;

  2. надплечья на одном уровне;

  3. лопатки на одном уровне;

  4. одинаковые треугольники талии;

  5. правильные изгибы позвоночника в сагиттальной плоскости: до 5см в поясничном отделе и до 2см в шейном.

Нередко занятия несоответствующим видом спорта, ранняя специализация (гимнастика, штанга) ведут к расстройству функции позвоночника и мышечному дисбалансу, что отрицательно сказывается на осанке, функции внутренних органов и работоспособности в целом.



Рис. 2 Признаки правильной осанки
Нарушение осанки не является заболеванием, это состояние, которое при своевременно начатых оздоровительных мероприятиях не прогрессирует и является обратимым процессом. Различают 3 степени нарушения осанки (рис.3):

I степень характеризуется небольшими изменениями осанки, которые устраняются целенаправленной концентрацией внимания ребенка.

II степень характеризуется увеличением количества симптомов нарушения осанки, которые устраняются при разгрузке позвоночника в горизонтальном положении.

III степень характеризуется нарушениями осанки, которые не устраняются при разгрузке позвоночника.



Рис.3 Признаки нарушения осанки
При увеличении физиологических изгибов различают: сутуловатость, круглую спину и кругло-вогнутую спину (рис.4).

При уменьшении физиологических изгибов определяют плоскую спину.

При комбинированном изменении - плоско-вогнутая спина.

Во фронтальной плоскости может определяться асимметричная осанка: плечи установлены на разной высоте, лопатки на разных уровнях, неравенство треугольников талии, асимметрия мышечного тонуса. В отличие от сколиоза при этом не имеется торсии позвонков и при разгрузке позвоночника все виды асимметрии устраняются.



Рис.4 Типы осанки: а – нормальная осанка, б – кифотическая осанка (круглая спина, сутулая спина), в – плоская спина, г – плосковогнутая спина, д – кифолордотическая осанка (кругловогнутая спина)
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Учебно-методическое пособие Рекомендовано методической комиссией биологического факультета для студентов факультета физической культуры и спорта ннгу, обучающихся по направлению 034300 «Физическая культура» iconУчебно-методическое пособие Рекомендовано методической комиссией...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный...
Учебно-методическое пособие Рекомендовано методической комиссией биологического факультета для студентов факультета физической культуры и спорта ннгу, обучающихся по направлению 034300 «Физическая культура» iconВ. А. Берендеев История политических учений Запада Учебно-методическое пособие
Рекомендовано методической комиссией факультета международных отношений для студентов ннгу, обучающихся по направлениям подготовки...
Учебно-методическое пособие Рекомендовано методической комиссией биологического факультета для студентов факультета физической культуры и спорта ннгу, обучающихся по направлению 034300 «Физическая культура» icon-
Рекомендовано методической комиссией филологического факультета для студентов ннгу, обучающихся по направлению подготовки 031300...
Учебно-методическое пособие Рекомендовано методической комиссией биологического факультета для студентов факультета физической культуры и спорта ннгу, обучающихся по направлению 034300 «Физическая культура» iconУчебно-методическое пособие Рекомендовано методической комиссией...
Абсолютная ссылка – указывает на ячейку или группу ячеек, безотносительно к активной ячейке электронной таблицы
Учебно-методическое пособие Рекомендовано методической комиссией биологического факультета для студентов факультета физической культуры и спорта ннгу, обучающихся по направлению 034300 «Физическая культура» iconУчебное пособие Рекомендовано методической комиссией физического...
Целью этого пособия является обучение студентов основам физики поверхностных электрических явлений в полупроводниках для понимания...
Учебно-методическое пособие Рекомендовано методической комиссией биологического факультета для студентов факультета физической культуры и спорта ннгу, обучающихся по направлению 034300 «Физическая культура» iconОсновы стиховедения
...
Учебно-методическое пособие Рекомендовано методической комиссией биологического факультета для студентов факультета физической культуры и спорта ннгу, обучающихся по направлению 034300 «Физическая культура» iconНнгу, обучающихся по направлению подготовки 080800 «Прикладная информатика...
Рекомендовано методической комиссией факультета вычислительной математики и кибернетики для студентов ннгу, обучающихся по направлению...
Учебно-методическое пособие Рекомендовано методической комиссией биологического факультета для студентов факультета физической культуры и спорта ннгу, обучающихся по направлению 034300 «Физическая культура» iconУчебное пособие Рекомендовано методической комиссией экономического...
Применение методов поиска оптимального решения и нечеткой логики в экономических задачах
Учебно-методическое пособие Рекомендовано методической комиссией биологического факультета для студентов факультета физической культуры и спорта ннгу, обучающихся по направлению 034300 «Физическая культура» iconПрактикум Рекомендовано методической комиссией физического факультета...
Фотопроводимость в гетеронаноструктурах с квантовыми точками InAs/GaAs: Практикум. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет,...
Учебно-методическое пособие Рекомендовано методической комиссией биологического факультета для студентов факультета физической культуры и спорта ннгу, обучающихся по направлению 034300 «Физическая культура» iconМетодическая разработка Часть Рекомендовано методической комиссией...
Рекомендовано методической комиссией механико-математического факультета для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница