Скачать 1.54 Mb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» Крылова Е.В., Таламанова М.Н. Возрастная морфология Учебно-методическое пособие Рекомендовано методической комиссией биологического факультета для студентов факультета физической культуры и спорта ННГУ, обучающихся по направлению 034300 «Физическая культура» Нижний Новгород 2012 УДК 612.1 ББК Р345.1 К 85 К 85 Крылова Е.В., Таламанова М.Н. ВОЗРАСТНАЯ МОРФОЛОГИЯ: Учебно-методическое пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2012. – 98 с. Рецензент Профессор, мастер спорта международного класса Кузьмин В.Г. В настоящем пособии содержится 2 раздела: общая и частная возрастная морфология. В разделе общей возрастной морфологии рассмотрены задачи и современные методы предмета. Представлены сведения об акселерации роста и развития, рассмотрены наиболее интегральные критерии биологического возраста. В разделе частной возрастной морфологии дано понятие о возрастной периодизации, уделяется внимание вопросам, посвященным критическим периодам онтогенеза, факторам риска при развитии конкретных систем и органов. Данное учебно-методическое пособие предназначено для студентов факультета физической культуры и спорта ННГУ, обучающихся по направлению 034300 «Физическая культура». УДК 612.1 ББК Р345.1 © Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2012 Содержание
Введение Возрастная морфология в учебном плане факультета физической культуры и спорта является необходимой частью курса естественнонаучных дисциплин, логически продолжая освоение системы знаний о строении и функционировании организма человека – анатомии, физиологии, биохимии. Целью получения знаний о взаимосвязи особенностей строения, развития двигательных качеств и функциональных возможностей организма является качественная подготовка квалифицированных профессиональных кадров в области физкультуры и спорта, способных грамотно решать вопросы спортивного отбора и ориентации, нормирования нагрузок, прогнозирования спортивных достижений, организации учебной и воспитательной работы. Предлагаемый к изучению учебный материал знакомит студентов с современными методами исследования биологического возраста и степени физического развития человека, с возрастной периодизацией онтогенеза от периодов пренатального развития до пожилого и старческого возраста, раскрывая особенности возрастной изменчивости систем организма с точки зрения адаптационно-регуляторной теории. Уделяется внимание вопросам, посвященным критическим периодам онтогенеза, факторам риска при развитии конкретных систем и органов, а также акселерации и особенностям процессов старения. Важной частью курса Возрастной морфологии является изучение методов антропоскопии и антропометрии, влиянием специфических нагрузок и при воздействии факторов внешней среды, в том числе и вредных для человека позволяющих дать оценку гармоничности развития, определить тип конституции и оценивать динамику изменений, возникающих с возрастом. Данные методы доступны и просты в практике, являются универсальными и ими можно пользоваться на протяжении всей индивидуальной жизни человека. Умение применять эти методы в практике физической культуры необходимо для спортивного отбора и прогнозирования высокого спортивного результата. ^ Глава 1. Возрастная морфология как учебная дисциплина Возрастная морфология – это наука о формообразовательных и структурных изменениях организма в течение его индивидуального развития. Возрастная морфология тесно связана с анатомией и использует данные из смежных биологических наук – эмбриологии, генетики, физиологии и других. В свою очередь, она обеспечивает научными фактами возрастную физиологию, педагогику, педиатрию, гериатрию, школьную гигиену, теорию и методику физической культуры. ^ Возрастную морфологию подразделяют на общую и частную. Общая возрастная морфология изучает закономерности роста и развития организма в целом, роль факторов наследственности и внешней среды в осуществлении этих процессов. Она подвергает исследованию наиболее интегральные критерии биологического возраста – антропометрические, костные, зубные и признаки полового созревания. На основании этих критериев создаются схемы возрастной периодизации. Общая возрастная морфология рассматривает вопросы акселерации роста и развития, а также конституцию и соматотипы в их взаимосвязи с темпами развития организма человека. Частная возрастная морфология изучает закономерности возрастных изменений отдельных органов и систем организма; определяет на системном, органном, тканевом и клеточном уровнях показатели биологического возраста и использует их для внесения уточнений в возрастную периодизацию. В числе основных задач курса возрастной морфологии необходимо назвать следующие:
Эти данные возрастная морфология использует для прогнозирования сроков наступления полового созревания, потенций роста тела в длину и развития двигательных качеств, что приобретает особую важность в юношеском спорте. ^ Для решения поставленных задач возрастная морфология использует ряд методов. Основными методами исследования физического развития человека являются антропометрия (соматометрия) и антропоскопия (соматоскопия). Также используется гониометрия (метод измерения подвижности в суставах), динамометрия (метод измерения силы мышечных групп) и гистологические и гистохимические методы исследования микроструктур с помощью световой и электронной микроскопии. ^ Данный метод применим к так называемым описательным признакам, которые являются особенно важными для индивидуализации спортивной тренировки и при отборе спортсменов. Это такие показатели, как поверхность тела, характеризующая процессы энергетики в организме, мышечные периметры, свидетельствующие о степени развития мускулатуры и ее локализации, компоненты веса тела; показатели таких физических качеств тела, как гибкость и сила, характеризующие состояние позвоночного столба и грудной клетки и т.п. Исследование особенностей состава тела спортсмена – костной, жировой и мышечной массы – приобретает значение для динамических наблюдений в тех видах спорта, где принято разделение спортсменов на весовые категории. Для описания строения тела человека необходимо в первую очередь иметь достаточную информацию о форме тела, т.е., о его наружных очертаниях. Форму тела человека определяет костный скелет, мышцы и подкожно-жировой слой. Костный скелет, как опора тела человека, состоит из скелета туловища, двух пар конечностей и черепа. Осмотр позвоночника. Форма позвоночного столба определяет особенности телосложения человека (рис.1). Позвоночник рассматривают в сагиттальной и фронтальной плоскостях. Определяют форму линии, образованной остистыми отростками, обращают внимание на симметричность лопаток, уровень плеч, состояние треугольника талии (между линией талии и опущенной рукой). Нормальный позвоночник имеет физиологические изгибы в сагиттальной плоскости, во фронтальной – представляет собой прямую линию. ![]() Рис.1 Различные виды телосложения: а – сутулое, б – нормальное, в – перегибистое Позвоночный столб имеет 4 изгиба, направленные вперед – лордозы (шейный и поясничный) – и направленные назад – кифозы (грудной и крестцовый). Величины изгибов зависят от возраста, пола и других индивидуальных особенностей человека. С возрастом увеличивается грудной изгиб, приводящий в преклонном возрасте к появлению так называемого старческого горба. У женщин изгибы в поясничном отделе выражены резче, чем у мужчин. Характер и величина изгибов позвоночника определяют осанку тела и форму спины. Осанкой называют привычную позу непринужденно стоящего человека. Она зависит от формы позвоночника, равномерности развития и тонуса мускулатуры торса. Следует помнить, что некоторые размеры тела человека изменяются в течение суток: рост человека больше утром, чем вечером; область талии меняется после принятия пищи. Выделяют пять признаков нормальной осанки (рис.2):
Нередко занятия несоответствующим видом спорта, ранняя специализация (гимнастика, штанга) ведут к расстройству функции позвоночника и мышечному дисбалансу, что отрицательно сказывается на осанке, функции внутренних органов и работоспособности в целом. ![]() ![]() Рис. 2 Признаки правильной осанки Нарушение осанки не является заболеванием, это состояние, которое при своевременно начатых оздоровительных мероприятиях не прогрессирует и является обратимым процессом. Различают 3 степени нарушения осанки (рис.3): I степень характеризуется небольшими изменениями осанки, которые устраняются целенаправленной концентрацией внимания ребенка. II степень характеризуется увеличением количества симптомов нарушения осанки, которые устраняются при разгрузке позвоночника в горизонтальном положении. III степень характеризуется нарушениями осанки, которые не устраняются при разгрузке позвоночника. ![]() ![]() Рис.3 Признаки нарушения осанки При увеличении физиологических изгибов различают: сутуловатость, круглую спину и кругло-вогнутую спину (рис.4). При уменьшении физиологических изгибов определяют плоскую спину. При комбинированном изменении - плоско-вогнутая спина. Во фронтальной плоскости может определяться асимметричная осанка: плечи установлены на разной высоте, лопатки на разных уровнях, неравенство треугольников талии, асимметрия мышечного тонуса. В отличие от сколиоза при этом не имеется торсии позвонков и при разгрузке позвоночника все виды асимметрии устраняются. ![]() Рис.4 Типы осанки: а – нормальная осанка, б – кифотическая осанка (круглая спина, сутулая спина), в – плоская спина, г – плосковогнутая спина, д – кифолордотическая осанка (кругловогнутая спина) |
![]() | Учебно-методическое пособие Рекомендовано методической комиссией... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный... | ![]() | В. А. Берендеев История политических учений Запада Учебно-методическое пособие Рекомендовано методической комиссией факультета международных отношений для студентов ннгу, обучающихся по направлениям подготовки... |
![]() | - Рекомендовано методической комиссией филологического факультета для студентов ннгу, обучающихся по направлению подготовки 031300... | ![]() | Учебно-методическое пособие Рекомендовано методической комиссией... Абсолютная ссылка – указывает на ячейку или группу ячеек, безотносительно к активной ячейке электронной таблицы |
![]() | Учебное пособие Рекомендовано методической комиссией физического... Целью этого пособия является обучение студентов основам физики поверхностных электрических явлений в полупроводниках для понимания... | ![]() | Основы стиховедения ... |
![]() | Ннгу, обучающихся по направлению подготовки 080800 «Прикладная информатика... Рекомендовано методической комиссией факультета вычислительной математики и кибернетики для студентов ннгу, обучающихся по направлению... | ![]() | Учебное пособие Рекомендовано методической комиссией экономического... Применение методов поиска оптимального решения и нечеткой логики в экономических задачах |
![]() | Практикум Рекомендовано методической комиссией физического факультета... Фотопроводимость в гетеронаноструктурах с квантовыми точками InAs/GaAs: Практикум. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет,... | ![]() | Методическая разработка Часть Рекомендовано методической комиссией... Рекомендовано методической комиссией механико-математического факультета для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям... |