Урок истории и литературы в 8 классе «Русская культура первой половины XIX века»




Скачать 168.04 Kb.
НазваниеУрок истории и литературы в 8 классе «Русская культура первой половины XIX века»
Дата публикации02.03.2014
Размер168.04 Kb.
ТипУрок
shkolnie.ru > Культура > Урок
Интегрированный урок истории и литературы в 8 классе

«Русская культура первой половины XIX века»
Творенье может пережить творца:

Творец уйдет, природой побежденный,

Однако образ, им запечатленный,

Веками будет согревать сердца.

Микеланджело Буонарроти

Цели урока:

  • сформировать у учащихся представлений о русской художественной культуре первой половины XIX века, системе ценностей и убеждений, основанной на нравственных и культурных достижениях человечества, воспитания гуманизма, патриотизма и уважения к традициям и культуре народов России и мира;

  • показать на конкретных примерах, что первая половина XIX в. вошла в историю как начало золотого века русской художественной культуры, для которого были характерны стремительная смена художественных стилей и направлений, взаимообогащение и тесная взаимосвязь литературы и других областей искусства, органическое единство и взаимодополнение лучших образцов западно - европейской и русской народной культуры;

  • воспитывать в детях чувства патриотизма, гордости за великое историко-культурное наследие страны, бережного отношения к культурному наследию России.


Задачи:

  • учить выделять главное, делать и представлять выводы, оценивать и сопоставлять факты, сравнивать, прививать навыки работы в группах;

  • формировать умение отстаивать свою точку зрения, аргументировать её;

  • создать условия для развития коммуникационной, культуроведческой компетенции через расширение, углубление знаний.

Оборудование: учебник Данилова А.А., Косулиной Л.Г. "История России. XIX век", компьютерная презентация; компьютер, мультимедиапроектор, сообщения учащихся.

Основные понятия: классицизм, русско-византийский стиль, академизм, ампир, романтизм, сентиментализм, реализм.
Персоналии: Н. М. Карамзин; В. А. Жуковский; А. С. Пушкин;

М. Ю. Лермонтов; Н. В. Гоголь; А. Н. Островский; И. С. Тургенев;

П. С. Мочалов; М. С. Щепкин; И.П. Мартос; М. И. Глинка;

А. С. Даргомыжский; К. П. Брюллов; О. А. Кипренский; В. А. Тропинин;

А. А. Иванов; П. А. Федотов; А. Г. Венецианов; А. Д. Захаров; А. Н. Воронихин;

К. И. Росси; О. И. Бове; К. А. Тон, П.К. Клодт.

Тип урока: урок - виртуальная экскурсия. Урок спаренный (90 мин.)

Предварительная подготовка: класс разбивается на 6 групп. В каждой группе выделяется модератор, который раздает задания и координирует действия группы. Группы готовят материал для знакомства со стилями и направлениями русской культуры, литературой, музыкой, театром, живописью, архитектурой и скульптурой I половины XIX века, и каждая группа проводит виртуальную экскурсию по выбранному направлению.

Опережающее домашнее задание по группам:

Архивариусы: готовят определения: классицизм, русско-византийский стиль, академизм, ампир, романтизм, сентиментализм, реализм, эклектика и работают по ходу всего урока, дополняя ответы учащихся.

Искусствоведы: подготовить материал о Федотове, описать одну из его картин, рассказать об истории ее создания.
Литераторы: Готовят материал о писателях и поэтах I половины XIX века

(Г.Р. Державин, Н.М. Карамзин, В.А. Жуковский, А.С. Пушкин)
Музыковеды: готовят рассказ об известных композиторах и театральных деятелях I половины XIX века, музыкальный фрагмент произведения.
Архитекторы: сообщение об основных стилях архитектуры, архитектурных и скульптурных памятниках начала века, их создателях.
Группа технической поддержки: обрабатывает все данные и оформляет их в виде презентации под руководством учителя.

План урока:

1. Орг. момент. Вступительное слово учителей истории и литературы. Формирование мотивации и определение целей урока.

2. Актуализация полученных знаний по теме: «Русская культура I половины XIX века».

3. Проведение виртуальных экскурсий учащимися по направлениям:


  1. Литература.

Б) Театр. Музыка

  1. Живопись

Г) Архитектура. Скульптура

  1. Подведение итогов.

  2. Рефлексия.

  3. Выставление оценок.


Ход урока:

1. Орг. момент. Озвучиваются цели и задачи урока. Записывается

домашнее задание: §17; задания в рабочих тетрадях: №1 (с.47), №3 (с.48)

№6 (с.49) (2 мин.) (слайд № 1-4)

^ 2. Актуализация полученных знаний по теме: «Русская культура I

половины XIX века». Учитель литературы ставит перед учащимися проблемные вопросы:

  • Почему I половину XIX века называют «Золотым веком» в развитии русской культуры?

  • Какое влияние оказал 19 век на развитие мировой художественной культуры?

  • Какой вклад внесли в мировую художественную культуру русские деятели искусства?

Приведите аргументы.

Обсуждение (5 мин.) (слайд №5)

^ 3. Выступления творческих групп учащихся с отчетами о реализации домашнего задания.

Вступительное слово учителя истории: (1 мин.)

Что являлось предпосылками развития русской культуры I половины XIX века? (мозговой штурм) Заслушиваются ответы обучающихся:

  • Победа в Отечественной войне 1812 года

  • Восстание декабристов

  • Начало промышленного переворота ( слайд 6-8)

Сейчас мы с вами заслушаем первый творческий отчет группы литераторов. Время выступления каждой группы - 5 мин. (В случае необходимости учитель русского языка и литературы поправляет и дополняет ответы учащихся.) Учащиеся делают записи в тетради, самостоятельно заполняют таблицу по ходу экскурсий.



Вид деятельности


Деятель

Произведение

Направление


Отчет «литераторов» (примерные ответы) - слайд № 9-10

1 ученик:

- Литература первой половины 19 века становится ведущей областью культурной и общественной жизни России. В ней находят отражение передовые общественные идеи, насущные проблемы жизни. Она формирует национальное самосознание, обращается к историческому прошлому страны. Для этого периода характерна быстрая смена различных идейно-эстетических течений.

2 ученик.

- В начале века господствует классицизм с его идеей служения государю и отечеству. На смену ему пришел сентиментализм, провозглашающий культ естественного чувства. Природы. Нередко идеализацию патриархального быта. Основоположником и наиболее ярким представителем сентиментализма в русской литературе стал Н.М.Карамзин, показавший в своей повести «Бедная Лиза» что и крестьянки любить умеют.

3 ученик.

- во втором десятилетии XIX века господствующим становится романтизм с его устремленностью к свободе, жаждой совершенства и обновления, пафосом личной и гражданской независимости. Выдающимся представителем этого направления был поэт В.А.Жуковский. Идеями романтизма пронизаны и ранние произведения М.Ю.Лермонтова, А.С.Пушкина.

4 ученик.

- Начиная с 30-х гг. в литературе утверждается реализм. Его задача правдивое отражение объективной действительности. Становление этого направления связано, прежде всего, с именем А.С. Пушкина («Евгений Онегин») и Н.В. Гоголя («Шинель»)

5 ученик.

- В этот период резко увеличивается количество газет и журналов. В каждой губернии стали выходить «Губернские ведомости». В 1836 году начал издаваться журнал «Современник». «Отечественные записки» назван одним из лучших журналов 40-х годов.
Отчет группы «музыковедов» - слайд № 11-14

1 ученик.

- Первая половина XIX в. стала временем формирования в России национальной музыкальной школы. В этот же период создается русская национальная опера. Огромный вклад в развитие музыкального искусства внесло творчество М.И.Глинки. Созданные им оперы "Жизнь за царя" (у нас она по понятным причинам долгое время именовалась "Иван Сусанин"), "Руслан и Людмила" поставили М.И.Глинку в один ряд с крупнейшими композиторами мира. В своем оперном и симфоническом творчестве М.И.Глинка явился основоположником русской классической музыки.
2 ученик.

- К числу талантливейших композиторов первой половины XIX в. относились А.А. Алябьев - автор более чем 200 романсов и песен (прослушивание музыкального отрывка), А.Н.Верстовский. Крупным явлением в истории русского музыкального искусства стало творчество А.С.Даргомыжского. Большой успех имели его вокальные произведения - в особенности романсы. По мотивам песен и обрядов была создана его опера "Русалка" – лирическая музыкальная драма. В сокровищницу русского музыкального искусства вошла опера А.С.Даргомыжского "Каменный гость", написанная на текст А.С.Пушкина.
3 ученик

- В девятнадцатом столетии русский театр продолжает с одной стороны остро реагировать на политические и социальные изменения в стране, а с другой – соответствовать литературным изменениям.

Почти всё столетие в русской литературе проходит под знаком реализма, который приходит на смену и устаревшему классицизму, и романтизму. Девятнадцатый век дарит отечественному театру имена драматургов, которые фактически с чистого листа создадут театральный репертуар, востребованный и сегодня.

В первой половине столетия такой личностью стал Н.В. Гоголь. Не являясь собственно драматургом, он сумел создать настоящие шедевры мировой драматургии – пьесы «Ревизор» и «Женитьба», которые представили зрителю масштабную картину жизни тогдашнего русского общества и резко критиковали её.

Именно на премьере «Ревизора» император Николай Первый произнёс легендарную фразу «Всем досталось, а мне больше всех!», понимая, кто изображён под маской Городничего.
4 ученик.

- В это время театр уже не может удовлетворяться старым репертуаром, он стремится показывать современного, остро чувствующего время человека. Драматургом, создавшим литературную основу современного русского театра, и стал А.Н. Островский.

Юрист по образованию, служивший в суде, Островский получил прекрасное представление о той среде, которую он затем будет описывать в своих бессмертных пьесах. Подробно и реалистично описывая нравы купеческой среды, он создает, прежде всего, психологический театр, пытающийся заглянуть внутрь человека.

Островский тонко чувствует грядущие общественные перемены и изображает крах устоявшихся купеческих традиций, обеднение и нравственное падение дворянства, возрастание роли денег в человеческих отношениях. Он ярко и точно описывает новых героев жизни, предприимчивых, достаточно циничных и ловких: Глумов («На всякого мудреца довольно простоты»), Липочка («Банкрот»), Паратов («Бесприданница).

Практически все произведения Островского были успешно поставлены в Московском Малом театре, который в этом столетии стал лучшим театром империи.
5 ученик.

- Девятнадцатый век подарил отечественному театру и целую плеяду выдающихся мастеров сцены, имена которых навсегда стали легендой. Одним из основателей русской актёрской школы является М. Щепкин.

История творческого пути М. Щепкина – это история отечественного театра первой половины девятнадцатого столетия. Будучи крепостным и начав карьеру с согласия своего барина, графа Волькенштейна, Щепкин становится актёром Малого театра и играет огромный комический репертуар.

Его успех в комедиях во многом определялся и внешними данными актёра (склонность к полноте и небольшой рост). Но вместе с тем Щепкин обладал и удивительным талантом, позволявший ему прекрасно справляться с самыми разными ролями.

Именно Щепкин стремился вывести актёрскую игру из рамок шаблонности, каждый персонаж в его исполнении обладал многими яркими деталями поведения и внешнего вида. Кроме того, Михаил Семёнович тщательно разрабатывал линию поведения героя, строил рисунок роли на резкой смене поведения персонажа.
Выступление «искусствоведов» (примерные ответы) - слайд № 15-18

1 ученик.

- В живописи растет интерес художников к жизни простых людей, к личности человека. Блестящими мастерами портретного жанра признаны О.А. Кипренский («Портрет А.С.Пушкина»), В.А. Тропинин («Кружевница»), А.Г. Венецианов («На пашне»). Значительное место в живописи занимает творчество Иванова («Явление Христа народу»), утверждавшее необходимость духовно нравственного обновления человека.

2 ученик.

Самоучка Федотов фактически стал родоначальником нескольких уникальных явлений. Во-первых, он первым в Российской империи стал рисовать быт. Во-вторых, он сразу стал этот быт высмеивать. Но это еще не все. Именно он придумал "рацеи" - стихотворный текст, "аккомпанирующий" картине. Таким образом он едко комментировал изображения на своих картинах, которые по оценкам современников и без того были весьма издевательскими. Но если рацеи придумывались всегда после картины, то со "Сватовством майора" вышло по-другому. За год до создания полотна Федотов написал поэму " Поправка обстоятельств, или Женитьба майора". В ней он рассказывал о майоре, решившем поправить свои дела женитьбой на богатой купеческой дочери.

Честные господа,

Пожалуйте сюда!

Милости просим:

Денег не спросим:

Даром смотри,

Только хорошенько очки протри.

О том, как люди на свете живут,

Как иные на чужой счет жуют.

Сами работать ленятся,

Так на богатых женятся…

Кстати сказать, в те времена мезальянс (брак, неравный не по возрасту, а по социальному положению жениха и невесты) был очень распространен. Федотов сам знал много случаев, когда военные, не имевшие видов на доходную штатскую должность, искали простого и удобного выхода - жениться на богатой купеческой дочке. Сейчас, впрочем, мало что изменилось, но вернемся к картине.

Написав «Сватовство майора», художник высмеял все, что мог: и переполох в доме в ожидании "важного" гостя (еще бы! такая честь – зять–офицер), и жеманную невесту, одетую в бальное платье с открытыми плечами (нужно понимать, что к такому платью не полагалось одевать крестик, а его

отсутствие было верхом позора для благовоспитанной купеческой дочери), и мать-купчиху в модном французском платье вкупе со скромным платочком на голове, и отца-купца, который суетливо застегивает сюртук. И, конечно, жениха-майора, молодцевато подкручивающего ус, в предвкушении богатого приданного.

Как вы уже поняли, в "Сватовстве майора" художник высмеивает расхожий житейский эпизод, соответственно, все образы на картине собирательные. Но! Художник – самоучка ничего не рисовал из головы. Все с натуры. Даже мелочи. С чего же он рисовал «Сватовство»?
3 ученик.

- Задумав картину, художник долго искал интерьер, в котором должно было происходить действо. Федотов ходил по купеческим домам, под разными предлогами заходил в гости и придирчиво осматривал жилье. Но его ничего не устраивало.

А однажды, проходя мимо какого-то трактира, художник увидел за окнами, во-первых, люстру с закопченными стеклышками, которая его поразила, и стены - немножко побуревшие, красно-коричневые. Именно так, по мнению художника, должен быть обставлен типичный «ржавый» купеческий быт. Между прочим, эту «купеческую» люстру Федотов даже выпросил у владельца трактира себе домой, чтобы спокойно и тщательно ее зарисовать. А бутылку шампанского, скромно стоящую на картине на стуле слева, Федотов распил вместе с другом, как только закончил ее рисовать.

Что касается персонажей, то сегодня достоверно известно: единственное настоящее лицо на картине - купец (отец невесты на заднем плане справа), которого Федотов рисовал с реального человека. Солидного торговца художник нашел в лавке возле Апраксина рынка. При этом купец долго не соглашался позировать художнику, не понимая, чего от него хотят. Остальные типажи Федотов рисовал… с манекенов. Костюмы для них просил у знакомых. А изобразить стремительное движение невесты художник попросил… своего друга Карла Флуга, на которого и надел невестино платье. Тем самым Федотов добился точной передачи складок платья в движении.
4 ученик.

- Изумленные зрители увидели на полотне сцену из самой жизни. Перед ними неожиданно открывалась хорошо знакомая комната купеческого дома, в которой происходили спешные, последние приготовления к встрече жениха. Со свойственной ему остротой и юмором П. Федотов подмечает в изображаемом событии и в каждом из действующих лиц самое характерное, самое типичное. Для своей картины он выбрал самый напряженный момент, когда все чувства и помыслы этих людей обнажаются, проявляясь со всей полнотой и искренностью. Вот взволнованная, разряженная невеста, засмущавшись, спешит убежать из комнаты. Ей, конечно же, было известно о приходе жениха. О чем, как не об этом, говорят и ее дорогое платье, и жемчужное ожерелье, и. только что сделанная прическа. Она и убегает не столько от вполне естественного волнения, сколько от желания продемонстрировать девичью робость и скромность:

Мужчина, чужой!

Ой, стыд-то какой!

К счастью, маменька вовремя успевает схватить ее за платье («Умная мать за платье — хвать!»), так как на пороге уже появляется сваха в нарядном парчовом платье и с лукаво-веселой улыбкой сообщает о приезде жениха. Тип маменьки на картине П. Федотова — просто великолепен. Это истая, дородная «хозяйка купца» в шелковом платье золотого цвета с голубою ниткой. Только не найдя по своей голове модного чепца, она По-старинному, в сизом платочке, Остальной же наряд

У француженки взят

Лишь вечор для нее и для дочки...

Растерянно улыбаясь, хозяин дома дрожащей рукой торопится застегнуть сюртук, но от радости и волнения никак не может справиться. Об этом тоже рассказывает федотовская «Рацея»:

Как хозяин-купец,

Невестин отец,

Не сладит с сюртуком;

Он знаком больше с армяком.

Как он бьется, пыхтит,

Застегнуться спешит:

«Нараспашку принять — неучтиво!»

Все лица типичны для купеческой среды тех лет. Вот беззубая старуха-приживалка, «тугая на ухо», никак не может понять причину такой суматохи и с жадным любопытством допытывается обо всем у сидельца лавки. Тот, торопясь с бутылками к столу, выразительно указывает ей на соседнюю комнату, где в ожидании стоит жених —

Майор толстый, бравый,

Карман дырявый.

Крутит свой ус:

«Я, дескать, до денежек

Доберусь...»

Типична и сама обстановка купеческого дома на картине «Сватовство майора». Расписанный потолок со свисающей люстрой, портреты на стенах, убранство накрытого стола, поблескивающие бокалы и бутылки рядом с просфорой и Священным писанием...
5 ученик.

- Долгое время «Сватовство майора» считалась картиной, едко высмеивающей некоторые стороны купеческой жизни. Однако если зритель повнимательнее всмотрится в это полотно, то непременно заметит, что все герои картины П. Федотову по-своему милы, всех он осветил своим ласковым отношением. Э. Кузнецов в своем исследовании творчества художника пишет, что к своим персонажам П. Федотов относился так же, «как относился к живым, знакомым ему людям — сочувственно терпимо, со снисходительностью хорошо их понимающего человека. Может быть, даже еще теплее, чем к живым: все-таки это были как - никак его создания, его дети, и он любил их, как любят детей...

«Да, они лицемерят, хитрят, плутуют — но вовсе не злые люди: они смешны, может быть, но не противны. Что же дурного в том, что купец хочет выдать дочь за благородного?»

П. Федотов сначала и хотел просто подшутить, поиронизировать над своими героями, но под волшебной кистью мастера получилась одна из самых теплых и человечнейших картин в русской живописи. Как пишет Л. Байрамова, «здесь все любовь и все приятие с миром. Не напрасно художник так «носился» со своей картиной, будто это была его «лебединая песня». Не напрасно с таким упорством перетаскивал из мира реального в свой вымышленный мир все, что любил и обожал. Сколько в этой картине торжественного благополучия, семейственности и уюта!

Это все не только анекдот, не забавный сюжет о недалеком майоре, тут явлен целый мир — огромный, живой и настоящий.
Отчет «архитекторов» (примерные ответы) - слайд № 19-23

1 ученик.

-Начало XIX века эпоха классицизма в русском зодчестве. Разновидностью этого стиля стал ампир. Ему присущи нарядная монументальность, строгость линий и пропорций. Памятниками этого направления являются творение архитектора А.Н. Воронихина – Казанский собор в Петербурге – огромное крестово-купольное здание с мощной полукруглой колоннадой. Перед собором сооружены памятники М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю де Толли скульптора Б.И. Орловского.
2 ученик.

- В центре Петербурга архитектор А.Д. Захаров возвел громадное здание Адмиралтейства с центральной башней, легкой колоннадой, золоченой иглой с корабликом.
3 ученик.

- 30-50-е гг. период упадка русского классицизма в архитектуре. Наступает период эклектики (смешение стилей). Примером могут служить здания Нового Эрмитажа в Петербурге и Храм Христа Спасителя в Москве – архитектор К.А.Тон. Храм был возведен на народные пожертвования в честь избавления России от наполеоновского нашествия. В 1931 храм был уничтожен большевиками, восстановлен в 2000 году.
4 ученик.

- Популярными символами северной столицы стали самые известные скульптурные произведения К. Клодта — четыре группы укротителей коней для Аничкова моста (1833-1840). В процессе работы мастер сам освоил литейное дело, после того как внезапно умер его постоянный сотрудник В. П. Екимов, выдающийся знаток художественного литья (1838). Иконографически восходящие к античной группе с укротителями -Диоскурами, композиции эти, четкие и динамичные по силуэту, проникнуты идеей властного разума, усмиряющего стихийное буйство, идеей, весьма актуальной в тот период, когда целый ряд стран Европы был охвачен революционным брожением. Копии этих групп были позднее установлены в Петергофе, Стрельне, подмосковных Кузьминках, а также в Берлине и Неаполе. До сих пор его творение вызывает восхищение и вдохновляет поэтов.
5 ученик.

На Невском Клодта взвились кони,

Стремятся вырваться из рук.

В беззвучном ржанье, сбруи звоне,

Копыт не слышен нервный стук.
Хочу услышать ржанья звуки,

Что не доносятся до нас.

И всею силой держат руки

Коней, скосивших гордо глаз.
Стою, конями восхищённый,

И вижу я перед собой

Коней бегущих, луг зелёный,

И неба купол голубой.

(А. Мохорев)

4^ . Подведение итогов. Ответы обучающихся на вопрос урока - слайд № 24-25

Учитель: На приме выступления творческих групп, мы с вами убедились, что искусство и культура I половины XIX века подарило миру уникальные произведения живописи, литературы, архитектуры, музыки, скульптуры. Поэтому не зря называют этот период «Золотым веком русской культуры».

5. ^ Обмен впечатлениями учеников и учителей о совместной работе (рефлексия) - слайд № 26 (5 мин.)

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  1. сегодня я узнал...

  2. было интересно...

  3. я понял, что...

  4. я почувствовал, что...

  5. мне захотелось...




  1. Выставление оценок. Лидеры групп сдают оценочные листы, в которых отражена активность работающих в группе. Учащиеся сдают на проверку тетрадь с заполненной таблицей. (5 мин.)




  1. ^ Учителя благодарят всех за урок.


Название творческой группы_____________________________________

Капитан_______________________________________________________





Фамилия Имя

активность

подготовка

глубина подготовки материала

оценка

1
















2
















3
















4
















5
















Похожие:

Урок истории и литературы в 8 классе «Русская культура первой половины XIX века» icon«Русская музыкальная культура II половины XIX века»
Обзорных уроков в курсе музыкальной литературы, с учетом федеральных государственных требований, не много. За четыре года обучения...
Урок истории и литературы в 8 классе «Русская культура первой половины XIX века» iconУрок по истории. Тема. Культура и быт первой- половины 19 века. 4 часа
Создать у учащихся представление о российской живописи. Познакомить с творчеством выдающихся художников. Показать как искусство воздействует...
Урок истории и литературы в 8 классе «Русская культура первой половины XIX века» iconТест по теме «России первой половины   XIX   века»
Стиль и направление в культуре XVII — начала XIX вв., обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному эстетическому...
Урок истории и литературы в 8 классе «Русская культура первой половины XIX века» iconУрока по истории 8 класса компенсирующего обучения по теме: «Быт...
«Вечернюю (сменную) школу» не обучались нигде от 2 до 5 лет. Уровень подготовки учащихся по предмету минимальный
Урок истории и литературы в 8 классе «Русская культура первой половины XIX века» iconСценарий для танцевального вечера в стилистике первой половины XIX...

Урок истории и литературы в 8 классе «Русская культура первой половины XIX века» iconУрок литературы в 9-м классе с применением икт по теме "Русская культура Серебряного века"
Обучающая: создать целостный образ культуры Серебряного века путем постижения духовной жизни этой эпохи, эпохи всплеска, подъёма...
Урок истории и литературы в 8 классе «Русская культура первой половины XIX века» iconМетодическая разработка конспекта интегрированного урока Тема: «Русское...
Урок в 8 классе «Русское географическое общество и его роль в истории России XIX века»
Урок истории и литературы в 8 классе «Русская культура первой половины XIX века» iconМетодические рекомендации по использованию учебников «Русская литература XIX века. 10 класс»
«Русская литература XIX века. 10 класс». Под редакцией Н. Н. Ионина, М., Мнемозина, 2003
Урок истории и литературы в 8 классе «Русская культура первой половины XIX века» iconЭлективный курс по истории «Династия Романовых»
Курс рассчитан на тех учащихся, которые проявляют интерес к истории как науке, к исследовательской её стороне, желают расширить знания...
Урок истории и литературы в 8 классе «Русская культура первой половины XIX века» iconСюжетная ситуация ухода в русской литературе второй половины XIX века
Работа выполнена на кафедре русской литературы и теории литературы федерального государственного бюджетного образовательного учреждения...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница