Урок русского языка в 8 классе Тема урока: Неполные предложения




НазваниеУрок русского языка в 8 классе Тема урока: Неполные предложения
Дата публикации27.01.2014
Размер68.8 Kb.
ТипУрок
shkolnie.ru > История > Урок
Урок русского языка в 8 классе

Тема урока: Неполные предложения

Цель урока: Углубить знания учащихся о строении предложений, формировать практические умения и навыки, учить определять пропущенный член предложения, ставить тире на месте его пропуска, совершенствовать умения различать односоставные и неполные предложения, обратить внимание на стилистические особенности употребления неполных предложений, развивать и обогащать речь учащихся, воспитывать серьезное отношение к жизни.

Ход урока

  1. Мотивирование учебной деятельности: слово о богатстве русского языка, в том числе о разнообразии синтаксических конструкций.

  2. ^ Актуализация опорных знаний.Прочитайте предложения, сначала с повествовательной, а затем с вопросительной интонацией, выделяя голосом тот член предложения, который является основным в вопросе.

Дайте ответы на вопросы.

    • Вы завтра едете на экскурсию?

    • Вы завтра едете на экскурсию? Мы.

    • Вы завтра едете на экскурсию? Завтра.

    • Вы завтра едете на экскурсию? Едем.

    • Вы завтра едете на экскурсию? Да, на экскурсию.



  1. Ответьте на вопрос:

    • Какие члены предложений вы пропускали в каждом ответе?

    • С какой целью вы их пропускали?

    • Как называется предложение, в котором пропущены члены предложения?

  2. Изучение новой темы.

    • Чтение теоретического материала о неполных предложениях.

    • Чтение статьи о разграничении полных и неполных предложений.

  3. Наблюдение за сферами использования неполных

предложений.

1) Неполные предложения широко используются

для построения загадок.

    • Прочитайте загадки про себя.

    • Какой член предложения в них пропущен?

(отгадка - подлежащее).

    • Прочитайте вслух полные предложения, вставив в загадку

отгадку в качестве подлежащего.

      1. Не мед, а ко всему льнет (слово).

      2. Сидит в ложке, свесив ножки (лапша).

      3. Весь мир одевает, а сама нагишом (иголка).

      4. Не огонь, а жжется (крапива).

      5. По чаще бредет, валежник ломает, пчел разгоняет

(медведь).

      1. Уходит от беды с целой головою, заметает все

следы золотой метлою (лиса).

      1. Ест козявок и мышей, не боится даже змей (еж).

      2. Имеет огромный рост, но маленький хвост (слон).



  1. Неполные предложения широко используются в пословицах,

которые представляют собой сложные предложения.

    • Выразительное чтение пословиц.

    • Какой член предложения, как правило, в них пропущен? Восстановите его.

    • Раскройте смысл пословиц.

1)Силой одного человека поборешь, знанием – тысячу.

2)От ученого набирайся ума, от мастера – сноровки.

3)Борись с трудностями умом, с опасностями – опытом.

4)Золото добывают из земли, а знания - из книги.

5)Не место красит человека, а человек - место.

6)Солнце красит землю, а человека – труд.

7)Дерево сильно корнями, а человек – друзьями.

8)Земля не может жить без солнца, а человек – без счастья.

3) ^ Неполные предложения в художественной литературе.

Робота с текстом “ПРО ВЕРНУЮ ДРУЖБУ”.

Про верную дружбу.

В одном городе, на одной улице и даже в одном доме жили три мальчика. Один мальчик любил собирать всякие железки, винтики, гаечки, а потом мастерить из них машины и самолеты. Второй мальчик любил слушать всякие истории про старину. А третий мальчик любил копаться в песке.

Эти мальчики дружили между собой и всегда помогали друг другу.

Однажды третий мальчик вырыл в песочнице такую яму, что провалился в нее с головой . Тогда прибежали два других мальчика и помогли ему выбраться из ямы. А уж он всегда помогал первому мальчику искать винтики и гаечки, а второму – слушать истории про старину.

Вот какая у них была крепкая дружба!

Потом эти мальчики выросли.

Первый мальчик стал хорошим инженером.

Второй - известным историком.

Третий – знатным экскаваторщиком.

Они разъехались по разным городам, но все равно продолжали дружить и приходить друг другу на помощь в трудную минуту.

Однажды экскаватор сломался. Никто его починить не смог. Тогда экскаваторщик написал письмо инженеру, тот все бросил, прилетел на самолете и починил экскаватор.

В другой раз экскаваторщик выкопал какой-то старый горшок. Он хотел этот горшок выкинуть, но потом написал письмо историку. Тот все бросил, прилетел на самолете и сказал, что это вовсе не горшок, а кувшин, да такой старинный, что ему место в музее.

Экскаваторщик взял этот кувшин и отнес его в музей. Там экскаваторщика очень благодарили и даже написали про него статью в газету.

Экскаваторщик очень расстроился: про него написали, а про его друзей, которые ему так помогли, не написали!

Я успокоил экскаваторщика и пообещал, что обязательно напишу про его друзей и, главное, про их крепкую дружбу, которая началась в раннем детстве и которой не страшны ни долгие годы, ни большие расстояния.

И, как видите, я сдержал свое обещание. (По М. Бартеневу.)

    • Найдите неполные предложения в тексте.

    • Ответьте на вопросы.


Как помогли друзья друг другу? Почему экскаваторщик написал письмо инженеру? Как вы думаете, почему инженер бросил все свои дела и прилетел к другу? Что нашел экскаваторщик? Кому он написал письмо о своей находке? Что сказал ему историк? За что благодарили экскаваторщика в музее? Почему экскаваторщик расстроился, когда про него написали в газете?

Как вы думаете, почему для настоящей дружбы не страшны ни долгие годы, ни большие расстояния? Как вы думаете, кому интереснее жить: тем, у кого есть друзья, или тем, у кого нет, и почему?

4) Неполные предложения в поэзии.

    • Выразительно прочитайте, выучите наизусть.

Весна дары приносит – все то, что ждут и просят.

Тепло приносит пашням.

Лесам – траву с листвой.

Гнездовья – птицам нашим, вернувшимся домой.

Улыбки – для старушек, подснежники - для мам.

Для речек – водополье, для зерен – борозду. ( А. Костецкий.)

    • Выразительно прочитайте стихотворение, делая паузу на месте пропущенных слов.



Есть у воды привычка течь,

У солнышка – светить,

У дуба – тишину стеречь,

У поля – хлеб растить.

Есть у плодов привычка зреть,

Привычка петь – у птиц,

Есть у костра привычка греть,

Светиться – у зарниц.

Есть добрые привычки

И у пчелы, и у цветка,

И у пилы, и у станка,

У книг, у строф, у букв.

(Н. Мережников)



    • Сравните:

Посеешь поступок – пожнешь привычку,

Посеешь привычку – пожнешь характер,

Посеешь характер – пожнешь судьбу.

    • Составьте диалог о хороших привычках.

4. Выразительное чтение.

Восстановите пропущенные члены предложения. Выучите наизусть и запишите по памяти.

Оставляет ветка плод,

Оставляет пчелка мед,

Нивы – золото зерна,

Золотой янтарь – сосна,

Овцы – тонкое руно,

Лозы – пряное питье.

Оставляет человек

Имя доброе навек.

(О.Дриз)

Но этот на земле оставил дом,

Тот - мост, а тот - высотную плотину,

Тот урожай взрастил,

Тот - новый сад,

Тот в космосе прокладывал дорогу.

Отдельно вроде каждый понемногу,

В совместности – громада из громад!

(Н. Грибачев)

Есть две формы жизни: тление и горение.

Трусливые и жадные изберут первую, мужественные

и щедрые – вторую.

5. ^ Работа с текстом.

Найти неполные предложения, восстановить пропущенные члены предложения. С какой целью они пропускаются? Спиши, восстанавливая текст. Объясни, где сможешь, постановку тире.

Жизнь – это множество дорог. Одна прямая и гладкая, как скатерть, другая – извилистая, крутая, с ухабами и неожиданными поворотами.

Перед молодыми людьми, вступающими в самостоятельную жизнь, проблема одна: какую из этих дорог выбрать? Не ошибеш(?)ся – выбереш(?) правильную. Пусть и не прямую, и не гладкую, как скатерть, но свою, и тогда тебе будет всегда сопутствовать счастье, признание, материальный достаток, моральное удовлетворение от любимой работы. Ошибеш(?)ся – будеш(?) менять одно место за другим, и все тебе будет казат(?)ся не твоим. В народе таких людей называют перекатиполем.

6.Составление устного высказывания на тему:

“А какую дорогу в жизни вы бы выбрали для себя?”

Домашнее задание:

А. Написать мини-сочинение “Что человеку нужно для счастья”, используя неполные предложения.

Б. Подобрать и записать 6 пословиц и 6 загадок в форме неполных предложений.

Похожие:

Урок русского языка в 8 классе Тема урока: Неполные предложения iconУрок русского языка в 3 классе тема урока «Способы образования имён существительных»
Конспект урока русского языка в 3 классе. Умк «Начальная школа XXI века». Автор разработки: Беджаше Майя Нуриевна, учитель высшей...
Урок русского языка в 8 классе Тема урока: Неполные предложения iconУрок русского языка в 5 «А» классе Тема: «Главные и второстепенные члены предложения»
Цель: повторить определение понятий главных и второстепенных членов предложения
Урок русского языка в 8 классе Тема урока: Неполные предложения iconКонспект урока русского языка в 8 классе Тема: Главные и второстепенные члены предложения
Цели: обобщение и систематизация знаний о главных и второстепенных членах предложения
Урок русского языка в 8 классе Тема урока: Неполные предложения iconУрок русского языка в 5 классе. Знаки препинания при однородных членах...
Цель урока: усвоение и закрепление грамматико-орфографического материала на уроке
Урок русского языка в 8 классе Тема урока: Неполные предложения iconСценарий медиаурока с компьютером Урок русского языка в 8 классе...
Урок предназначен для учителей русского языка 8-х классов. Урок проходит с использованием презентации. Материал урока может быть...
Урок русского языка в 8 классе Тема урока: Неполные предложения iconРазработка урока русского языка с использованием ит в 5 классе Тема:...
Тип урока: повторение изученного в начальных классах, закрепление материала, урок-презентация
Урок русского языка в 8 классе Тема урока: Неполные предложения iconУрок – практикум Тема. Неполные квадратные уравнения
Урок русского языка разработан по теме «Мягкий знак в конце существительных после шипящих» по системе развивающего обучения Л. В....
Урок русского языка в 8 классе Тема урока: Неполные предложения iconРазработка урока русского языка в 10 классе по теме «Односоставные предложения. Обобщение»
Конспект урока русского языка в 10 классе по теме «Односоставные предложения. Обобщение»
Урок русского языка в 8 классе Тема урока: Неполные предложения iconУрок русского языка в 8 классе. Повторение изученного по теме «Однородные члены предложения»
Оборудование урока: мультимедийный экран, таблицы, схемы, памятки, опоры, карточки
Урок русского языка в 8 классе Тема урока: Неполные предложения iconУрок русского языка в 6 классе. Тема: Местоимение Тема урока
Цель: организация деятельности учащихся по распознаванию приставок не- и ни в отрицательных местоимениях
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница