Художественное своеобразие романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Роман М. Булгакова " Мастер и Маргарита " очень сложен в композиционном плане. В его




НазваниеХудожественное своеобразие романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Роман М. Булгакова " Мастер и Маргарита " очень сложен в композиционном плане. В его
Дата публикации26.01.2014
Размер35.2 Kb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > История > Документы
Художественное своеобразие романа М. Булгакова « Мастер и Маргарита »

Роман М. Булгакова " Мастер и Маргарита " очень сложен в композиционном плане. В его сюжете параллельно существуют два мира: мир , в котором жили Понтий Пилат и Иешуа Га- Ноцри , и современная Булгакову Москва двадцатых - тридцатых годов XX века. Со сложной композицией связана. И непростая , разветвленная система персонажей , большое число двойников , параллелей и антитез .

В состав романа " Мастер и Маргарита " входят два повествования ( о судьбе Мастера и о Понтий Пилате ) , которые находятся в сложных отношениях противопоставления , но в то же время и объединены общей идеей.

Роман о Понтий Пилате занимает меньше текстового пространства , чем роман о судьбе Мастера , но он играет важную смысловую роль , поскольку содержит глубокий философский подтекст. Он состоит из четырех разделов , которые как бы " рассыпаны " в тексте рассказа о Мастере и Маргарите . Первая глава - " Понтий Пилат " - это рассказ Воланда , который выслушивают Иван Бездомный и Берлиоз . Вторая глава - " Казнь " - ' представлена ​​как сон Ивана Бездомного . Третья и четвертая главы - " Как прокуратор пытался спасти Иуду из Кириаф " и " Погребение " - вводятся в роман как восстановленные Воландом рукописи Мастера , которые читает Маргарита . Следует отметить , что роман о Пилате вводится в повествование с помощью персонажей , входящих в систему образов главного романа , вследствие этого главы о Понтий Пилате становятся частью романа о Мастере и Маргарите .

Главы , рассказывающие о прокуратора , резко отличаются по стилю от глав , описывающих Москву. Стиль вставного повествования отличается однородностью , скупостью мерной , чеканной прозы , переходящей , например , в разделе " Казнь " , в высокий стиль трагедии: "Ты не всемогущий бог . Ты черный бог . Проклинаю тебя , бог разбойников , их покровитель и душа! "

Роман о Мастере посвящен современной автору Москве , ее обитателям и их обычаев . Этот рассказ содержит в себе как гротескные сцены , так и сцены лирико - драматического и фантасмагорического характера, обусловливает разнообразие стилей повествования. Он содержит и низкую лексику ( "Если ты , сволочь , еще раз позволишь себе впутаться в разговор ...") , и поэтическую , особенно в эпизодах , посвященных Мастеру , где язык повествования изобилует повторами и метафорами ( "тревожные желтые цветы " ) .

Следует отметить , что сцены , в которых Воланд встречается с жителями Москвы , строятся по одному плану : встреча , испытание , разоблачение , наказание .

Воланд со своей свитой приезжает в Москву , чтобы посмотреть , изменились люди с тех пор , когда он последний раз их видел , не напрасна была жертва Иешуа.

И что же он видит? С москвичами Воланд встречается на представлении в театре " Варьете" . Он видит , что люди такие же , которые и были : в меру алчные , корыстолюбивые , но и достаточно милосердны . "Люди как люди , квартирный вопрос только испортил их" . Они не чувствуют своей ответственности , поэтому в городе распространены доносы и взяточничество.

Жители Кршалаима ничем не отличаются от жителей Москвы . Так же , не замечая своей личной ответственности и выбирая смерть Иешуа , который ни в чем не виноват , вместо смерти Вар - Раввана , они тем самым прислуживают тьме .

Множество посетителей " Варьете" поменяли свою одежду на новую , чем как бы заключили сделку с дьяволом . Они подбирали летевшие банкноты и были наказаны за свою жадность. Наказан был и директор зрелищного сектора за бюрократизм . Булгаков наглядно показал , что работу директора мог выполнять даже костюм без хозяина. Наказаны и остальные работники зрелищного сектора , вовлеченные в " кружковую лихорадку" . Наказан за жадность Никанор Иванович (где выбирали между " не положено " и деньгами) , отправлен в Ялту Степа Лиходеев . Во всех этих эпизодах Воланд и его свита выступают в роли справедливого возмездия.

Так как роман " Мастер и Маргарита " состоит из двух относительно автономных рассказов , он содержит в системе персонажей двух главных героев - Мастера и Иешуа. Эти герои героями - двойниками . Также двойниками являются Иван Бездомный и Левий Матвей как последователи своих учителей , Алоизий Могарыч и Иуда Кириаф как предатели.

В романе " Мастер и Маргарита " присутствует и любовная коллизия. Любовные отношения Мастера и Маргариты связаны со сменой времен года. Эта история любви ( идиллическая по своей сути) разрушается , сталкиваясь с внешним миром , и восстанавливается с помощью потусторонних сил. Как и все герои в романе Мастер и Маргарита делают свой выбор . Мастер делает свой ​​выбор вполне сознательно: ему стал ненавистен плод трудов всей его жизни , роман о Понтий Пилате , слишком много горя испытал Мастер из-за этого романа . Маргарита встает на путь самоотдачи , жертвуя собой ради любимого человека. Она предпочитает Мастера своей богатой , беззаботной жизни в доме у любящего , но нелюбимого мужа , потом она снова приносит себя в жертву во имя любви , отдавшись в руки нечистой силы и став ведьмой ради того , чтобы узнать что-нибудь о Мастере . И за это Маргарита была вознаграждена вечной любовью .

Таким образом , мы видим , что Булгаков нарушает жанровые каноны романа. Он делает главным объектом повествования не историю отдельных личностей , а историю целого народа .

Роман М. А. Булгакова " Мастер и Маргарита " построен как " роман в романе " . Вследствие этого в нем можно выделить две резко контрастирующие манеры повествования , двух главных героев. Роман о Мастере гораздо сложнее в композиционном плане , чем роман о Пилате , но при чтении не возникает ощущения разрозненности частей произведения. Вся тайна композиционной целостности романа - в связующих нитях между прошлым и настоящим.

Похожие:

Художественное своеобразие романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Роман М. Булгакова \" Мастер и Маргарита \" очень сложен в композиционном плане. В его iconРоман отчаяния и надежды Проблематика романа М. Булгакова “Мастер и Маргарита”
Чрезвычайно благодарным материалом в этом смысле является роман М. Булгакова “Мастер и Маргарита” — в силу его хрестоматийной сложности,...
Художественное своеобразие романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Роман М. Булгакова \" Мастер и Маргарита \" очень сложен в композиционном плане. В его iconИсследование особенностей композиции Романа Булгакова
Роман «Мастер и Маргарита» одно из самых самобытных произведений не только в русской, но и в мировой литературе. Несомненно, говоря...
Художественное своеобразие романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Роман М. Булгакова \" Мастер и Маргарита \" очень сложен в композиционном плане. В его iconСовести в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
«Вина – совесть – искупление – прощение», отражающей взгляды автора на закономерность взаимовлияния искупления и прощения для героев...
Художественное своеобразие романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Роман М. Булгакова \" Мастер и Маргарита \" очень сложен в композиционном плане. В его iconСамошкина Александра Юрьевна Место работы: гбоу спо мо «Орехово-Зуевский...
Название статьи: «Роль раскрытия понятий и символов романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» в духовно-нравственном воспитании...
Художественное своеобразие романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Роман М. Булгакова \" Мастер и Маргарита \" очень сложен в композиционном плане. В его iconУрок обобщение по теме М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
Оборудование: портрет М. Булгакова, коллажи по произведению, составленные учениками
Художественное своеобразие романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Роман М. Булгакова \" Мастер и Маргарита \" очень сложен в композиционном плане. В его iconГуманитарный колледж г. Астаны Согласовано: Утверждаю
Посещение русского драматического театра им. Горького. Просмотр спектакля М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Художественное своеобразие романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Роман М. Булгакова \" Мастер и Маргарита \" очень сложен в композиционном плане. В его iconI. Биография М. А, Букова 4
Темой своей работы я выбрала вопрос «В чем загадка романа «Мастер и Маргарита»?» Интерес к этой теме у меня возник уже давно, буквально...
Художественное своеобразие романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Роман М. Булгакова \" Мастер и Маргарита \" очень сложен в композиционном плане. В его iconПлан. I. Образ Маргариты в романе М. А. Булгакова " Мастер и Маргарита...
Бегемота, образ периферийный, но дающий возможность приблизиться к пониманию романа. Меня интересовало, как автор выстраивает образ...
Художественное своеобразие романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Роман М. Булгакова \" Мастер и Маргарита \" очень сложен в композиционном плане. В его iconРоман Булгакова «Мастер и Маргарита»
Какие силы формируют судьбы людей и сам исторический процесс? Что лежит в основе человеческого поведения: стечение обстоятельств,...
Художественное своеобразие романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Роман М. Булгакова \" Мастер и Маргарита \" очень сложен в композиционном плане. В его iconДемонологические образы в романе Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита”
I. Схема строения мира и демонологические образы в представлениях мифологии, фольклора и христианства
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница