Тема: «История одного экспоната: о чем рассказал сундук»




Скачать 119.26 Kb.
НазваниеТема: «История одного экспоната: о чем рассказал сундук»
Дата публикации26.01.2014
Размер119.26 Kb.
ТипРассказ
shkolnie.ru > История > Рассказ
Муниципальный конкурс исследовательских и творческих работ школьников

«Шаг в науку»

Секция ИСТОРИЯ


Тема: « История одного экспоната: О чем рассказал сундук»
Батырев Иван, МБОУ СОККШ с. Знаменка
Научный руководитель: Димова Надежда Сергеевна,

учитель истории

МБОУ СОККШ с. Знаменка


Содержание
Введение

Глава I. Забайкальское казачество.

Глава II. Судьба Селина Феофана Семёновича в истории забайкальского казачества.

Заключение.
Введение

В наши дни многие люди задумываются о том, кем были их предки, ищут информацию. Из историй семей складывается история страны. История – это книги и памятники, достопримечательности, это люди и события, и, конечно история – это то, что сделало нашу страну, наши села такими, какие они сейчас есть.

История каждого края полна важнейшими и разнообразнейшими историческими событиями, наши предки были непосредственными участниками всех этих событий – создателями истории. Сквозь времена протянулась непрерывная и прочная нить, связующая нас, живущих сегодня, с теми, кто жил сотни, тысячи лет назад. Они, наши предки, сражались за Отечество, отстаивали его рубежи, занимались государственным строительством, пахали землю.

Изучая историю своего рода, мы видим, что и в трудную, и в славную, и в значительную минуту для Отечества, наши предки были единым народом, единой страной и служили на благо Отечества. А главное – они любили свою Родину, землю на которой родились, выросли, возмужали, продолжили свой род в надежде на достойное будущее. И начинать изучение России нужно с познания своей малой родины, своего рода и своей семьи.

Не знать историю своего рода – признак низкой культуры. Еще А.С. Пушкин писал, что «неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности». Само выражение «Иван, не помнящий родства» означает человека пустого и никчемного. И как дерево с гнилой сердцевиной непрочно стоит на земле, также и род, утративший родовую память, родовое самосознание – близок к искоренению.

В 2010 году в нашей школе началось создание музея «Истории Забайкальского казачества». Всех жителей села попросили приносить старинные вещи. В доме моего деда Батырева Николая Алексеевича был старинный сундук, в котором хранили муку. Бабушка передала его в дар музею. Приложение 1.

Сундук был покрашен. В музее, чтобы вернуть ему первоначальный вид, стерли краску и увидели надпись «3 отдела Кулаковской ст. канонира Феофана Семенова Селина». Оказалось, что он принадлежал деду моего деда, то есть моему прапрадеду Селину Феофану Семеновичу. Который жил в селе Бишигино и был казаком. Бабушка сказала, что у него была очень трудная судьба и что о нём почти забыли в нашей семье. Мне стало интересно узнать, каким был мой прапрадед и какие жизненные трудности ему пришлось преодолевать. Какую функцию выполнял сундук, который остался на память о прапрадеде.

Предметом исследования является история жизни моего предка.

В качестве объекта исследования выбрана история забайкальского казачества.

Цель исследования: узнать о судьбе моего прапрадеда – казака Селина Феофана Семеновича и его роли в истории страны.
Задачи: 1. Изучить материалы о Забайкальском казачестве.

2.Выяснить предназначение сундука для казака.

3.Установить связь между историей жизни Селина Феофана

Семеновича и историей страны.
Гипотеза: через изучение истории жизни одного человека можно узнать о событиях, происходивших в истории страны.

Глава I. Забайкальские казаки.

Во все времена забайкальское казачество было гордостью нашего края. Именно казаки положили начало возникновению острогов, селений, станиц, городов. С древнетюркского слово "казак" переводится как "свободные", "вольные", "отделившиеся люди", "храбрые, свободолюбивые люди", "удалые воины", "разбойник". Массовое распространение термин получил в XV веке, (хотя использовался и задолго до этого в отдельных случаях) когда часть племён, входивших в Ханство Абулхайра, под предводительством султанов Жанибека и Керея в конце 50-х годов XV века, восстав против хана, перекочевали с берегов Сырдарьи в западное Семиречье (Жетысу), в бассейн реки Чу. Эти племена стали именовать себя "казак", взяв самоназвание "казак", в руcском языке этот народ сейчас известен под названием "казахи". Этноним "казак" закрепился в отношении этого кочевого народа в XV веке с образованием в 1465 году единого ханства от Иртыша до Итиля (Волги). Этноним "казак" встречается в арабских, персидских, русских, греческих и других летописях. Данный термин "казак" использовался ранее разными тюркскими племенами для обозначения своего статуса и состояния. Что касается казачества, то согласно мнению Гумилева, одно из племен при слиянии называло себя именно так и даный термин был взят как самоназвание этой субэтнической группы. Таким образом термин <казак> в настоящее время используется одним довольно крупным этносом - казахами (самоназвание "казак") и субэтнической группой также называющих себя <казак>, известным в русском языке как "казаки". [ 6]

Забайкальское казачье войско вписало в историю России немало славных страниц. Выражение Л.Н. Толстого о том, что "граница породила казачество, а казаки создали Россию", особенно точно характеризует забайкальцев. Именно они создали Россию на востоке страны, а потом на протяжении столетий охраняли ее границу. За каждым прожитым войском днем стояли судьбы людей, прославивших этот край ратными и трудовыми делами. Благодаря им держава укрепилась на дальневосточных границах, вышла к Тихому океану, приобрела несметные богатства на территории от Байкала до Уссурийского края.

Появление казачьих отрядов в Забайкалье относится к началу XVII в., юридически же Забайкальское казачье войско было оформлено в 1851 году 17 марта по инициативе генерал- губернатора Восточной Сибири Н.Н. Муравьева-Амурского императором Николаем I. Оно несло пограничную службу, владело большей частью забайкальских земель. К 1917 году численность забайкальских казаков составила свыше 275 тысяч человек : это примерно 25% населения Забайкальской области. Войско состояло из четырех военных отделов, в которые входило 63 станицы и 515 войсковых поселений, возглавляли которые станичные атаманы. Казачьи поселения самоуправлялись: это была подлинная демократия вплоть до 1920 года, когда было упразднено казачество. [5]

С начала XX века Забайкальское казачье войско трижды было мобилизовано на войну, трижды пролило кровь за интересы России на полях сражений. Две революции и гражданская война разделили казаков на два непримиримых лагеря и, в конечном итоге, привели к ликвидации всего казачества. Массовый исход казаков в Китай и другие страны, огромные людские потери, понесенные в годы войны и репрессий, вычеркнули слово "казак" из лексикона забайкальцев на долгие годы. [3]

Возрождение российского казачества началось в 90-е годы. В 1990 году в Москве состоялся Большой казачий круг, куда съехались представители всех одиннадцати казачьих войск. Наказной атаман Забайкальского казачьего войска Г.В. Кочетов получил наказ Большого круга воссоздать Забайкальское казачье войско. [1 ]

История забайкальского казачества, столь богатая событиями и ратными подвигами, вполне естественно нашла свое отражение на страницах печатных изданий: «Даурия», «Забайкальцы» К. Седых, «Батюшка Забайкал» В. Апрелкова.


Глава II. Судьба Селина Феофана Семёновича в истории забайкальского казачества.

Из рассказов моей бабушки Батыревой Людмилы Николаевны и родственников по линии деда Батырева Николая Алексеевича я узнал следующее.

Селин Феофан Семенович родился в селе Бишигино, Кулаковской станицы. Был потомственным забайкальским казаком. Казаки уважали коренное население – бурят и эвенков. Перенимали у них многие навыки хозяйствования. Феофан Семёнович женился на эвенкийке. К сожалению, её имя родственники не знают. В этом браке у него родилось четверо детей: Ольга – мать моего деда Николая Алексеевича, Мария, Николай, Идомна. Семья была зажиточной. Все трудились, держали большое хозяйство.

После смерти первой жены женился во второй раз, у него родилось две дочери, их судьба неизвестна.

1 августа 1914 года началась Первая мировая война . Эта война шла за многие тысячи километров от Забайкалья, но сказалась она на судьбах людей и на далеких окраинах. На фронт убыла значительная часть взрослого мужского населения. В войне участвовали 12 конных полков и 5 артбатарей Забайкальского казачьего войска. Мобилизация забайкальских казаков началась еще до официального объявления войны. В ЗКВ было мобилизировано около 12 тыс. казаков. На войну казака собирали всей станицей. Собранное снаряжение было довольно таки объемным, поэтому оно в походных сундуках нередко заранее отправлялось на подводах к пункту сбора того или иного отдела. Вот как раз такой походный сундук и остался в память о моём предке. Именно с ним он уходил на войну.

Феофан Семёнович был участником Первой мировой войны в составе Забайкальского казачьего войска, 3-его отдела Кулаковской станицы. Служил в канониром. Это подтверждает надпись на сундуке. Канони́р (нем. Kanonier) — рядовой артиллерии (в Российской империи до 1917 г.), буквально пушкарь. [4 ]

Казаки успешно выполняли боевые задачи и в наступлении и в разведке. Казаков отличала высокая дисциплина и стойкость. Боевое братство присущее русскому солдату, особенно остро было развито у забайкальских казаков.

К концу 1916 г. казаки только первого Читинского полка имели 200 Георгиевских крестов и столько же медалей «За храбрость». Своей удалью и лихостью казаки благотворно влияли на моральное состояние войск. Обычно казаков первой Забайкальской дивизии, появляющихся на линии фронта, солдаты приветствовали радостными криками: «Казаки! Кавалерия вперед!» [2 ]

К сожалению, мы теперь уже, наверное, никогда не узнаем были ли награды у прапрадеда. Но я думаю, что он служил достойно.

В период с февраля 1917 по 1918 г. в России шло размежевание сил, процесс формирования двух противоположных лагерей. С расколом общества на враждующие группировки, которые прибегли к вооруженному противостоянию, началась гражданская война.

В обстановке постоянно нарастающего политического противостояния 7 ноября 1917 г. Читинский исполком принял предложение о создании на добровольной основе Красной гвардии.

Одновременно началось формирование Белой гвардии. В Чите был сформирован добровольческий офицерский отряд, руководителем его стал есаул Г.М. Семенов. Он формировал кавалерийские полки из казаков.

Забайкальское казачество раскололось на два лагеря – красные и белые. Большинство казаков приняло сторону белых.

Феофан Семёнович же перешёл к красным и воевал в партизанском отряде против семёновцев.

После установления Советской власти в Забайкалье прапрадед вступил в колхоз. В это время в стране начался период репрессий. Казаки тоже попали в число неблагонадёжных. Расказа́чивание — проводившаяся большевиками в ходе Гражданской войны политика — массовый Красный террор и репрессии против казачества как социальной и культурной общности, сословия Российского государства. Политика расказачивания была начата большевиками с принятием 11 (24) ноября 1917 декрета ВЦИК СНК «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» и постановления СНК от 9 (22) декабря 1917: началась ликвидация сословных перегородок и повинностей казаков, постепенно превратившиеся в истребление казаков. [4] Существовала Директива ЦК РКП «Ко всем ответственным товарищам, работающим в казачьих районах». Приложение 2

По уточненным данным , с 1930 по 1953 гг. в нашей стране репрессиям подверглись 3 млн. 778 тыс. 234 человека. К расстрелу было приговорено 786 тыс. 98 чел. Все это происходило и в Забайкалье. [2 ]

На сегодняшний день картотека установленных имен репрессированных в Забайкальском крае превышает 21 тысячу человек. Работа эта продолжается.

Родственники считают, что Феофан Семёнович чувствовал то, что новая власть не простит ему годы, проведённые в казачьем войске и зажиточную жизнь. Поэтому чтобы спасти свою семью он перевозит их село Олинск. На новом месте он активно вливается в общественную жизнь и даже работает председателем сельского Совета. Его дети вспоминали, что жил он в постоянной тревоге за их будущее. Поэтому торопился устроить судьбу своих дочерей – выдал их всех замуж, наверное, ещё и потому, чтобы они носили другие фамилии.

Опасения прапрадеда оказались пророческими. В 1938 году он всё-таки был арестован по известной пятьдесят восьмой статье. Припомнили ему и годы казачества и зажиточную жизнь.

Отбывал наказание на севере, примерно в 1943-44 гг. умер где-то на Колыме.

В 1953—1954 гг. в СССР начался процесс реабилитации репрессированных, были отменены незаконные акты против народов, подвергнувшихся переселению и высылке, признаны незаконными решения внесудебных органов ОГПУ-НКВД-МГБ, вынесенные по политическим делам. [ 4]

Селин Феофан Семёнович тоже был реабилитирован (посмертно) в 60-е годы. Но до этих лет его семья жила в постоянном страхе повторных репрессий уже в отношении их и поэтому о своём отце, деде и прадеде не рассказывали ни кому. Даже не все родственники знают о нём.

Заключение

Проведённое нами исследование убедило меня в том, что история страны отражается на судьбах людей.

Жизнь моего прапрадеда тому подтверждение. Вся история забайкальского казачества может быть изучена по его судьбе.

В эпоху советской Перестройки началось возрождение забайкальского казачества. В 1990 году в Москве был созван Большой казачий круг, на котором в числе прочих было принято решение о воссоздании Забайкальского казачьего войска. В 1991 году был образован ансамбль песни и пляски "Забайкальские казаки". В 2010 году в Чите был избран атаманом Забайкальского казачьего войска Сергей Бобров. 30 марта 2011 года забайкальские казаки отметили 160-летие своего войска .[4]

В нашем селе Знаменка началось возрождение станичной церкви, мужчины вступают в казачество. Создан музей.

Я считаю, что мы не должны забывать прошлого своей страны, истории своих семей. Музейный экспонат помог мне хоть чуть-чуть узнать о моём предке и теперь, я думаю, о нём будут помнить все в нашей семье. А при проведении экскурсий в музее экскурсоводы будут рассказывать о хозяине сундука – потомственном казаке, участнике Первой мировой войны – Селине Феофане Семёновиче.


Использованные источники:

1. Апрелков В.Ю. Батюшка Забайкал. Повесть, сказания.-М. Граница, 2009.-152 с.

2. Мышко Е.О. Забайкалье в XX - начале XXI вв. Часть I: Учебная книга для учащихся средних общеобразовательных школ.- ФГУП « Читинская областная типография», 2007.-196 с.

Интернет- ресурсы

3. http: //www.belrussia.rupage-id-407.html

4. http://ru.wikipedia.org/wiki/

5. http://www.proza.ru/2009/12/31/997

6. http ://www.predistoria.orgindex.php?name…file=viewtopic…


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение1

f:\сундук\dscn2070.jpg f:\сундук\dscn2069.jpg

f:\сундук\dscn2072.jpg f:\сундук\dscn2074.jpg

Приложение 2

Из Директивы ЦК РКП «Ко всем ответственным товарищам, работающим в казачьих районах»:

…учитывая опыт года гражданской войны с казачеством, признать единственно правильным самую беспощадную борьбу со всеми верхами казачества путём поголовного их истребления. Никакие компромиссы, никакая половинчатость пути недопустимы. Поэтому необходимо:

1. Провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно; провести беспощадный массовый террор по отношению ко всем вообще казакам, принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью. К среднему казачеству необходимо применять все те меры, которые дают гарантию от каких-либо попыток с его стороны к новым выступлениям против Советской власти.

2. Конфисковать хлеб и заставлять ссыпать все излишки в указанные пункты, это относится как к хлебу, так и ко всем другим сельскохозяйственным продуктам.

3. Принять все меры по оказанию помощи переселяющейся пришлой бедноте, организуя переселение, где это возможно

5. Провести полное разоружение, расстреливая каждого, у кого будет обнаружено оружие после срока сдачи…

Похожие:

Тема: «История одного экспоната: о чем рассказал сундук» iconСундук! Одним из самых известных предметов, пришедших из русской...
Одним из самых известных предметов, пришедших из русской старины, является деревянный сундук. В былые времена сундук заменял много...
Тема: «История одного экспоната: о чем рассказал сундук» iconИстория одного преступления / История одного преступления (1962) [dvdrip] Год выпуска
Сатирический фильм, в котором высмеиваются нарушители общественного порядка и социалистических норм поведения. Перед зрителем проходят...
Тема: «История одного экспоната: о чем рассказал сундук» iconТема конкурса «История одного дня из жизни педагога.»
Повысить познавательный интерес к поиску и исследованию инновационных педагогических идей в сфере образования и воспитания
Тема: «История одного экспоната: о чем рассказал сундук» iconИсследовательская работа «История одного храма» Педагог дополнительного...
История Новосамарки как отражение истории родного края
Тема: «История одного экспоната: о чем рассказал сундук» iconУрок природоведения и технологии Тема: «История одного города. Аппликация из бумаги»
Если вы любознательны и пытливы, часто задаете взрослым вопросы «что?», «где?», «когда?», «зачем?» и «почему?», то предлагаем вам...
Тема: «История одного экспоната: о чем рассказал сундук» iconЯзвенная болезнь — история медицины
О том как развивались представления о язвенной болезни и о том — каким методам лечения следует отдавать предпочтение в настоящее...
Тема: «История одного экспоната: о чем рассказал сундук» iconМетодическая разработка урока математики в 5 классе
А хотели бы вы сами отправиться на поиски сокровищ? А не боитесь? Тогда скорее собирайтесь в путь! Но помните, что впереди вас будут...
Тема: «История одного экспоната: о чем рассказал сундук» iconУрок тема: Внутренние воды Южной Америки
...
Тема: «История одного экспоната: о чем рассказал сундук» iconПрезентации
«История одного шедевра», посвященного произведениям, которые находятся в Государственном Русском музее
Тема: «История одного экспоната: о чем рассказал сундук» iconУрок: история, математика
Сегодня у нас особенный урок, не такой как обычно. Как вы думаете, в чем его особенность? (история + математика)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница