Скачать 214.54 Kb.
|
Слайд 1 (заставка). Тема: Героические страницы истории России X - XVII в.в. Цель: В игровой форме повторить и обобщить пройденный материал, проверить, как учащиеся усвоили новые факты и события, воспитывать любовь и патриотизм к своей Родине. Формировать у учащихся умение характеризовать людей и выделять у них лучшие человеческие качества: стойкость, мужество, упорство, терпение, целеустремленность. Развивать интерес учащихся к истории, находчивость и смекалку, побуждать подростков к расширению познавательных интересов, эмоциональному, эстетическому, интеллектуальному совершенствованию. Оборудование: компьютерная презентация: портреты великих русских полководцев, русское оружие, исторические карты, схемы сражений, иллюстрации, посвященные выдающимся событиям из истории России, отрывки из документов, музыка. Эпиграф: А слава тех не умирает, Кто за Отчество умрет; Она так в вечности сияет, Как в море ночью лунный свет. Гавриил Романович Державин ^
Здравствуйте, садитесь. Я хочу начать наш урок с отрывка из стихотворения Евгения Ароновича Долматовского «Память». Слайд 2 (стих). История в суждениях пряма, Грядущему на пятки наступает, А что, в какой цене - решит сама: Ее весы - забвение и память. Однако, беспристрастная, она Сумела все же завести любимцев. Находит фото их и имена. Чтобы могли наследники гордиться. Она особо привечает тех, Кто воевал, не думая о славе, Кто даже малый подвиг и успех Считал себе приписывать не вправе. ? Как вы думаете, о ком это стихотворение? О героях нашей Родины. Выводы учителя: То, что нам досталось от прошлых поколений, добыто трудом миллионов людей. Мы с благодарностью должны помнить о делах минувших дней, изучать и знать историю своего Отечества и своего народа. Слайд 3 (тема урока) Тема нашего урока: «Героические страницы истории России X – XVII в.в.» Открываем тетради, записываем число и тему урока. Слайд 4 (цели урока) Учитель: каждый народ вправе гордиться своей историей. Ведь историю русского народа тысячелетиями создавали наши предки. Период, охватывающий почти семь веков, насыщен значительными событиями и явлениями. И сегодня в игровой форме мы вспомним не только о тех, кто, не боясь никаких опасностей, внес большой вклад в защиту нашей Родины, но и те события, участниками которых им пришлось стать.
Слайд 5 (разные картинки)
Вывод учителя: вы сумели ответить на все вопросы. Всякое государство имеет свою историю. А эта история складывается из жизни людей. Наша страна славится своими полководцами и историческими деятелями. Им поставлены памятники, в их честь сочиняют музыкальные произведения, о них пишут книги и стихи, им посвящают картины. Россия чтит и помнит своих героев.
Слайд 6 (портреты)
4. Кузьма Минин, 5. Святослав, 6. Александр Невский, 7. Дмитрий Пожарский, 8. Сергий Радонежский, 9. Ярослав Мудрый, 10. Летописец Нестор. Учитель: внимательно рассмотрите изображения исторических деятелей и полководцев и на основе текста, называем имя и указываем номер портрета человека, о котором идет речь.
Выводы учителя к ответам учащихся: Во главе всех сколько-нибудь значительных событий стоят те или иные исторические деятели. Это люди с разными характерами и волей, целеустремлённые и проницательные, которые оказывали большое влияние на исход событий. И очень часто мы их запоминаем по их поступкам и словам.
Вывод учителя: многие поколения создавали русскую историю. Каждое из этих поколений внесло свой вклад в общее дело и многие из них беззаветно служили Родине. Слайд 7 (три богатыря) ? Как вы думаете, можно ли сказать, что эти исторические деятели беззаветно служили Родине? Почему? ? Кто изображен на экране? Что вызнаете об этих людях? Вывод учителя: действительно в русских былинах они олицетворяли справедливость, силу и мужество, борьбу за свободу и независимость.
Слайд 8 (памятники), исторические справки.
^ Да, были у России и взлеты, и падения, но, страна выживала и крепла. А сколько тайн и загадок хранит история до сих пор, сколько неизведанного и неисследованного.
Слайд 9 (Хабаровск).
Слайд 10 (береста).
Слайд 11 (стрельцы)
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14 (вопрос и картинки, затем вылетает ответ).
? Назовите три моря, о которых Афанасий Никитин пишет в своей книге? (Черное, Каспийское, Аравийское) Учитель: Книга Афанасия Никитина «Хождения за три моря» описывает людей и их обычаи, храмы и природу Индии. Поразили Афанасия Никитина гигантские слоны, которые были верными помощниками человеку. Обезьяны его позабавили, а к змеям он привыкнуть так и не смог: они внушали ему страх и отвращение. Слайд 15 (город) Выводы учителя: история оставила нам в наследство разнообразные памятники, письменные и вещественные, в том числе и целые города, которые являлись очагами развития культуры на Руси и центрами европейского значения.
Слайд № 16 (Рязань и Москва).
Слайд № 17 (Киев и Козельск).
Слайд № 18 (Новгород).
Слайд № 19 (древний город) Выводы учителя: жизнь городов была нелегкой. Они служили источником добычи и постоянно подвергались нападению врагов. Поэтому города служили опорными военными пунктами. Не раз им приходилось бороться с оружием в руках за свою свободу и независимость целого государства.
? Скажите, какое оружие применялось русскими воинами в XI – XIII веках? Слайд № 20 (оружие 11-13 веков) Историческая справка ? Какое оружие XIV - XVII веков вы знаете? Слайд № 21 (оружие 14-17 веков) Историческая справка Выводы учителя: Мы с вами знаем, что много разных испытаний выпало на долю нашей страны. Но из любых испытаний страна выходила с честью. И результат столкновений зависел от многих причин: от героизма воинов, от талантливого воеводы, от удачно выбранного места сражения.
Слайд № 22 – 23 (Невская битва и карта)
? Где и в каком году произошла Невская битва? Река Нева, 15 июля 1240 год. ? Покажите место битвы на карте. Слайд № 24 - 25 (Ледовое побоище и карта)
Войско в снежных искрах. ? Где и в каком году произошло Ледовое Побоище? Чудское озеро, 5 апреля 1242 ? Покажите место битвы на карте. Слайд № 26 - 27 (Куликовская битва и карта)
? Где и в каком году произошла Куликовская битва? Река Дон, Куликово поле, 8 сентября 1380 г ? Покажите это событие на карте. Слайд № 28-29 (Стояние на Угре и карта)
Бросил наземь ярлык Под сафьянный caпог И сказал: «Дань платить мы не будем!» ? Где и в каком году произошло «Стояние на Угре»? Река Угра, 1480 год. ? Покажите реку Угру на карте. Слайд № 30 - 31 (Поход Батыя на Русь и карта)
? Когда был первый поход Батыя на Русь? 1237-1242 г.г. ? Покажите маршрут Батыя на карте. Слайд № 32 - 33 (сожжение Москвы и карта)
Зарыдал тут Дмитрий-князь: «Ой, ты, матушка-столица! Ты меня не дождалась!» ? В каком году был поход Тохтамыша на Русь? Август 1382 года. ? Покажите поход Тохтамыша на карте. Слайд 34 (открытка ко дню воинской славы). IX. Во все века героизм и мужество воинов России были неотъемлемой частью величия Российского государства. Поэтому приказом Президента в России были установлены Дни воинской Славы. Это дни побед, в которых российский народ снискал себе почет и уважение. День освобождения Москвы в 1612 году силами народного ополчения - один из таких Дней. Это 4 ноября – День народного единства и согласия. Наше следующее задание посвящено именно этому празднику. ^ Слайд № 35 (текст и музыка «Сказ земли русской») В конце 1611 года Киевское (Московское) государство представляло зрелище полного разрушения. Шведы заняли Новгород. Турецкий (польский) отряд вошел в Москву и укрепился за стенами Кремля и Китай – города. Но с конца 1611 года, призывные грамоты, расходившиеся из Троицкого монастыря, подняли население ^ (Нижнего Новгорода) на борьбу против интервентов под руководством их старосты - Василия Шуйского (Кузьмы Минина). На призыв стали стекаться служилые люди, дворяне и дети боярские, которым Шуйский (Минин) нашел и вождя - князя Михаила Федоровича Романова (Дмитрия Михайловича Пожарского). Так создалось второе ополчение против турок (поляков). С чудотворной иконой Казанской Божией Матери рязанское (нижегородское) ополчение 4 ноября 1612 года штурмом взяло Китай-город и изгнало турок (поляков) из Москвы. Благодаря героической борьбе народа, Россия в н. XVII b. сохранила свою независимость. А теперь самостоятельно проверьте, правильно ли вы сделали работу. Слайд № 36 (ответы к тексту) ? Поднимите руки, у кого нет ни одной ошибки. У кого одна ошибка, две и т. д. Слайд 37 (поле битвы) ? Назовите имена уроженцев Мордовии, которые приняли участие в событиях 1612 г.г. Научай Суроватов, Баюш Разгильдеев. ? Расскажите, что вы о них знаете? Научай Суроватов вошел в состав «Совета всей земли», Баюш Разгильдеев возглавил борьбу с крымскими татарами, которые воспользовались слабостью России и совершили набег на русские земли. ? Какие еще Дни Воинской славы вы знаете? Куликовская битва, День Победы. Слайд 38 (День Победы) ? Когда мы празднуем День Победы? ? В честь, какой Победы учрежден этот праздник? Что вы знаете о Великой Отечественной войне? ? Как вы думаете, почему истинная любовь к Отечеству проявляется во время тяжелых испытаний? Что значит «самопожертвование» для блага Отечества? ^ многие испытания выпали на долю народов нашей страны. Но не подавлен был дух патриотизма, стремления к свободе и справедливости. Слайд № 39 (эпиграф) Подведение итогов. Таким образом, сегодня на уроке мы еще раз перелистали страницы истории нашей Родины, вспомнили о замечательных людях, благодаря трудам, таланту и мужеству которых наша страна превратилась в могучую и великую державу и убедились в том, что сила России – в ЕДИНСТВЕ НАРОДА. Поэтому не случайно эпиграфом нашего урока послужили слова Гавриила Романовича Державина А слава тех не умирает, Кто за Отчество умрет; Она так в вечности сияет, Как в море ночью лунный свет. ^ в X – XVII веках и тех людей, которые беззаветно служили своему Отечеству. Слайд 40 (спасибо) Многие из вас очень хорошо работали на уроке и поэтому вы получаете следующие оценки: называются фамилии учащихся и ставятся оценки. ^ Ученик (историческая справка): Памятник Минину и Пожарскому был сооружен к 200-летию великих и трагических событий Смутного времени в Москве. В1804 году скульптор Иван Петрович Мартос по собственной инициативе создал первый эскиз памятника. Начался сбор средств, который быстро дал необходимую сумму. Памятник был открыт 20 февраля 1818 года в Москве на Красной Площади. __________________________________________________________________________________________________________________________________ ^ Михайло-Архангельский собор ведет историю со времени основания Нижнего Новгорода. В 1627 г. в Нижний Новгород пришел царский указ о возведении за счет государственной казны каменного Михайло-Архангельского собора – памятника народному ополчению Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Возведен новый храм был Антипой Константиновым (Возоулин) в 1629 гг. __________________________________________________________________________________________________________________________________ Ученик (историческая справка): памятник открыт 8 сентября 1862 года, в центре Новгорода, во время празднования 1000-летия Руси. Это работа М.О. Микешина. Персонажи памятника символизируют различные периоды истории России. Рюрик – зарождение русского государства, Владимир – расцвет Киевской Руси, Дмитрий Донской – выступление против монгольского ига, Иван III – образование централизованного государства, Минин и Пожарский – победа над польскими интервентами, Пётр I – выход России к морям и преобразование страны. _______________________________________________________________________________________________________________________ Ученик (историческая справка): Первым памятником героям Куликовской биты стала церковь на Куликовом поле, собранная вскоре после битвы из дубов Зеленой дубравы, где был спрятан в засаде полк князя Владимира Боброка. В 1848 году на Красном холме Куликова поля архитектором А.П.Брюлловым была сооружена 28-метровая чугунная колонна в честь победы Дмитрия Донского. __________________________________________________________________________________________________________________________________ ^ В одном из пределов Покровского Собора был похоронен юродивый Василий Блаженный, благодаря которому храм приобрел свое название. Авторами собора летопись называет русских зодчих - Постника и Барму. Согласно легенде Иван Грозный, увидев Собор, был так восхищен его красотой, что приказал ослепить зодчих, чтобы они не могли нигде больше построить храм, равный по красоте Покровскому собору. Был возведен в 1554 году в честь покорения казани. ______________________________________________________________________________________________________________________ Ученик (историческая справка): Обязательным - было копьё и метательные дротики. В ближнем бою использовался меч, он был дорогим оружием, и его могли себе позволить только знатные дружинники. Простые воины чаще сражались боевым топором. У каждого дружинника обязательно был лук и колчан со стрелами. ^ __________________________________________________________________________________________________________________________________ ^ Пищали и мушкеты появились в конце XIV века. Ими обеспечивались стрельцы и солдаты, что давало заметное военное преимущество. Первое упоминание о применении пушек на Руси относится к 1382 году, когда, москвичи защищали город от войск Тохтамыша. Официальной датой появления артиллерии на Руси считается 1389 год. Роль артиллерии возросла в эпоху правления Ивана IV Грозного. Именно тогда она становится самостоятельным родом войск. Учитель: В XIX веке на Амуре было основано военное поселение, названное «пост Хабаровка», которое превратилось в большой город Хабаровск. А на Транссибирской магистрали есть станция с необычным названием – «Ерофей Павлович». Учитель: из нее делают поплавки, используют для разжигания костра и печей, плетут короба, а о Древнем Новгороде рассказывают берестяные грамоты. Учитель: Стрелецкое вооружение состояло из пищали, бердыша и сабли. Стрельцу также полагалось перевязь для патронов и шлем. В стрелецких полках также существовали пикиперы, вооружённые длинными пиками. Стрелецкое вооружение было хорошо приспособлено для дальнего и для рукопашного боя. Учитель: слово «Ура» монгольского происхождения (вперед). В 1242 г русские его еще не употребляли. К 1380 г. этот боевой клич распространился по Руси, его принесли перебежчики из Золотой Орды. Учитель: Книга Афанасия Никитина «Хождения за три моря» описывает людей и их обычаи, храмы и природу Индии. Поразили Афанасия Никитина гигантские слоны, которые были верными помощниками человеку. Обезьяны его позабавили, а к змеям он привыкнуть так и не смог: они внушали ему страх и отвращение. Царь-пушка — отлита из бронзы в 1586 году русским мастером Андреем Чоховым во времена правления царя Федора Ивановича. Царь-колокол отлит русскими мастерами Иваном и Михаилом Маториными (отец и сын) в 1733—1735 годах, по указу императрицы Анны Иоанновны. Документ: «Великий князь Александр поспешил пойти против врагов. И была сеча великая со шведами, избили множество шведов, и самому королю нанёс рану в лицо острым своим мечом...» (Невская битва). Документ: «И была тут злая и великая сеча для немцев и чуди, и слышен был треск от ломающихся копей и звук от ударов мечей, и лёд на замёрзшем озере подломился, и не видно было льда, потому что он покрылся кровью». (Ледовое побоище) Документ: «И молвил князь Владимир брату своему, великому князю Дмитрию Ивановичу: «Не поддавайся, брат, монголам - ведь поганые уже поля русские топчут и вотчину нашу отнимают» (Куликовская битва). Документ: «...пришёл хан со всем своим войском, желая перейти реку. И монголы начали стрелять в наших, а наши в них. И отбили монгол от берега, и много дней они подступали и не могли перейти реку». (Стояние на Угре) Документ: «Пришли из восточной стороны на Русскую землю безбожники монголы и начали воевать Рязанскую землю, попленили Рязань всю и сожгли и князя убили. От множества войск земля стонала и гудела» (Поход Батыя на Русь). Документ: «Хан появился внезапно. Была внутри города сеча великая. И в один час изменился облик его, когда был взят, и посечен, и пожжен. И не на что было смотреть. Вновь был выжжен посад вокруг Кремля. Была разве только земля, и пыль, и пепел, и святые церкви разорены» (поход Тохтамыша на Русь). |
![]() | Разработка урока по истории России XX в. Тема: История правозащитного движения 1950-1983гг Цели урока: показать кропотливую работу и героические усилия правозащитного движения по преобразованию сталинского, тоталитарного... | ![]() | Урок повторения по истории России в 7 классе. Тема: Восемнадцатый век в истории России Обобщить знания детей, полученные при изучении деятельности Петра Первого и его последователей |
![]() | Урок истории Тема: «Эпоха Петра Великого в истории России». Автор:... Проверить знания учащихся и степень усвоения материала о периоде правления Петра1 | ![]() | Ю. П. Гавриков Куба: страницы истории издательство «наука» Г 13 Гавриков Ю. П. Куба: страницы истории.— М.: Наука, 1979.— 168 с, ил., 0,5 ил.— (Серия «Страны и народы») |
![]() | Урок по истории России 8 класс Подготовила и провела учитель истории... Александра II, выделить основные события войны, определить её место и значимость в мировой истории, истории России, сформулировать... | ![]() | Методическая разработка урока истории Тема Формирование чувства уважения и гордости к истории России путем акцентирования внимания на событиях 1812 года |
![]() | Классный час в 9 11классах Тема: «Россия начиналась не с меча» ... | ![]() | Урок истории в 7 классе Тема: Екатерина России конца XVIII века, выяснить причины того, почему идея «просвещенного абсолютизма» не прижилась в России |
![]() | Урока по истории России в 9 классе Тема: «Геополитическое положение России в н. 20в» ... | ![]() | Урок по истории России тема: «Северная война» (7класс) Познакомить учащихся с событиями Северной войны 1700-1721 гг.; определить значении Северной войны для России; оценить роль реформы... |