Тема: Героические страницы истории России




Скачать 214.54 Kb.
НазваниеТема: Героические страницы истории России
Дата публикации25.01.2014
Размер214.54 Kb.
ТипУрок
shkolnie.ru > История > Урок
Слайд 1 (заставка).
Тема: Героические страницы истории России X - XVII в.в.
Цель: В игровой форме повторить и обобщить пройденный материал, проверить, как учащиеся усвоили новые факты и события, воспитывать любовь и патриотизм к своей Родине. Формировать у учащихся умение характеризовать людей и выделять у них лучшие человеческие качества: стойкость, мужество, упорство, терпение, целеустремленность. Развивать интерес учащихся к истории, находчивость и смекалку, побуждать подростков к расширению познавательных интересов, эмоциональному, эстетическому, интеллектуальному совершенствованию.
Оборудование: компьютерная презентация: портреты великих русских полководцев, русское оружие, исторические карты, схемы сражений, иллюстрации, посвященные выдающимся событиям из истории России, отрывки из документов, музыка.

Эпиграф: А слава тех не умирает,

Кто за Отчество умрет;

Она так в вечности сияет,

Как в море ночью лунный свет. Гавриил Романович Державин

^ ХОД УРОКА.


  1. Организационный момент.


Здравствуйте, садитесь. Я хочу начать наш урок с отрывка из стихотворения

Евгения Ароновича Долматовского «Память».
Слайд 2 (стих).
История в суждениях пряма,

Грядущему на пятки наступает,

А что, в какой цене - решит сама:

Ее весы - забвение и память.

Однако, беспристрастная, она

Сумела все же завести любимцев.

Находит фото их и имена.

Чтобы могли наследники гордиться.

Она особо привечает тех,

Кто воевал, не думая о славе,

Кто даже малый подвиг и успех

Считал себе приписывать не вправе.

? Как вы думаете, о ком это стихотворение? О героях нашей Родины.

Выводы учителя: То, что нам досталось от прошлых поколений, добыто трудом миллионов людей. Мы с благодарностью должны помнить о делах минувших дней, изучать и знать историю своего Отечества и своего народа.

Слайд 3 (тема урока)

Тема нашего урока: «Героические страницы истории России X – XVII в.в.»

Открываем тетради, записываем число и тему урока.
Слайд 4 (цели урока)
Учитель: каждый народ вправе гордиться своей историей. Ведь историю русского народа тысячелетиями создавали наши предки. Период, охватывающий почти семь веков, насыщен значительными событиями и явлениями. И сегодня в игровой форме мы вспомним не только о тех, кто, не боясь никаких опасностей, внес большой вклад в защиту нашей Родины, но и те события, участниками которых им пришлось стать.


  1. Повторение пройденного материала.




  1. И наша первая игра называется «Это должен знать каждый». Вы должны отвечать на вопросы очень быстро. Готовы?


Слайд 5 (разные картинки)


  1. Какую систему создал князь Владимир для обороны от печенегов? Система светового оповещения.

  2. Как назывались укрепленные линии, возводимые на территории Мордовии, для обороны границ русского государства? Засечные черты.

  3. Как звали братьев – монахов, создателей славянской азбуки. Кирилл и Мефодий

  4. Река, где произошло первое сражение русских войск с монголами. Калка

  5. Назовите имена первых русских святых. Борис и Глеб

  6. Назовите имена богатырей, которые вступили в поединок накануне Куликовской битвы. Пересвет и Челубей.

  7. Назовите эмблему царской власти в России. Держава

  8. Воспитатель и воевода Владимира Красное Солнышко. В русских былинах запечатлен в образе богатыря. Добрыня Никитич.

  9. Костромской крестьянин, который завел польский отряд, в непроходимое болото, где и погиб вместе с ним. ^ Иван Сусанин.

  10. Центральная часть древнерусских городов, обнесенная крепостными стенами с башнями. Кремль



Вывод учителя: вы сумели ответить на все вопросы. Всякое государство имеет свою историю. А эта история складывается из жизни людей. Наша страна славится своими полководцами и историческими деятелями. Им поставлены памятники, в их честь сочиняют музыкальные произведения, о них пишут книги и стихи, им посвящают картины. Россия чтит и помнит своих героев.

  1. И наше следующее задание, которое называется «Знаете ли вы их имена», посвящено выдающимся людям России. На экране вы видите портреты известных людей.


Слайд 6 (портреты)



  1. Владимир Красное Солнышко, 2. Дмитрий Донской, 3. Владимир Мономах,

4. Кузьма Минин, 5. Святослав, 6. Александр Невский, 7. Дмитрий Пожарский,

8. Сергий Радонежский, 9. Ярослав Мудрый, 10. Летописец Нестор.

Учитель: внимательно рассмотрите изображения исторических деятелей и полководцев и на основе текста, называем имя и указываем номер портрета человека, о котором идет речь.


  1. Когда он умер, люди говорили: «Зашло солнце земли Русской». В честь него учредили два ордена, которые давали за боевые заслуги. Ему было всего 20 лет, когда он разгромил шведов на Неве. (Александр Невский, портрет № 6).

  2. Этим людям за спасение Москвы дали грамоты со словами: «Московскому государству службу сослужили великую». На памятнике им написали: «Благодарная Россия». (Минин и Пожарский, портреты № 4 и 7).

  3. Его воинская слава побудила печенежского князя изготовить из его черепа чашу для вина, окованную золотом. Его называли русским Македонским (Князь Святослав, портрет № 5)

  4. Этот человек окончательно разгромил печенегов. Был хромым и не обладал большой физической силой, но был храбрым и смелым. Говорил: «Велика бывает польза от ученья книжного». (Ярослав Мудрый, портрет № 9)

  5. Он прожил короткую жизнь – всего 39 лет. Оказался на престоле ребёнком, когда ему едва исполнилось 10 лет. В честь победы в Куликовской битве получил славу национального героя. (Дмитрий Донской, портрет№2).

  6. Этот человек написал автобиографию «Поучения детям». Совершил 83 боевых походов и только в 1 потерпел поражение. (В. Мономах, портрет № 3).

  7. Карамзин писал о нём: «Главное его право на вечную память состоит в том, что он поставил россиян на путь истинной веры». (Владимир, портрет № 1).

  8. Монах Киево-Печёрского монастыря. Именно он считается автором «Повести временных лет». ( Нестор, портрет №10.)

  9. Этот человек был крупной и авторитетной фигурой на Руси. Выступал за объединение государства. В 1380 году благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву. (Сергий Радонежский, портрет № 8).

Выводы учителя к ответам учащихся: Во главе всех сколько-нибудь значительных событий стоят те или иные исторические деятели. Это люди с разными характерами и волей, целеустремлённые и проницательные, которые оказывали большое влияние на исход событий. И очень часто мы их запоминаем по их поступкам и словам.


  1. И наше следующее задание называется «Он крылатое слово прославил. Вы должны ответить, кому принадлежат слова.




  1. «Не могу видеть вас, побеждённых! Если умру, то с вами, если спасусь, то с вами». Д. Донской

  2. «Только, когда нас не будет, то всё ваше будет». Совет рязанских князей послам хана Батыя, которые требовали дань с Рязани.

  3. «Миновали Ярославль. Подошло ополчение. Идем освобождать Москву». Минин и Пожарский.

  4. «Что умеете, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь». В. Мономах

  5. «Не посрамим Земли Русской, ляжем тут костьми. Мертвым нет позора. Если побежим, опозорим себя». Князь Святослав

  6. «Вышел к Неве с дружиной. Ополчению поспешать следом». ^ А. Невский

Вывод учителя: многие поколения создавали русскую историю. Каждое из этих поколений внесло свой вклад в общее дело и многие из них беззаветно служили Родине.

Слайд 7 (три богатыря)
? Как вы думаете, можно ли сказать, что эти исторические деятели беззаветно служили Родине? Почему?
? Кто изображен на экране? Что вызнаете об этих людях?
Вывод учителя: действительно в русских былинах они олицетворяли справедливость, силу и мужество, борьбу за свободу и независимость.


  1. Память о героических подвигах, знаменательных событиях люди увековечивают в скульптуре и архитектуре. И следующее задание называется «История в памятниках архитектуры». Внимательно рассмотрите иллюстрации и определите, какой памятник изображен, и в честь какого события он был воздвигнут.

Слайд 8 (памятники), исторические справки.

  1. Памятник Минину и Пожарскому, в честь победы 2 ополчения.



  1. Архангельский собор в Нижнем Новгороде, в честь победы 2 ополчения.



  1. Памятник «Тысячелетие России», рассказывает о различных периодах истории России.



  1. Чугунная колонна памятник в честь победы Д. Донского над Золотой Ордой.



  1. Собор Василия Блаженного или Покровский Собор построен в честь победы войск Ивана Грозного в войне за покорение Казанского и Астраханского ханства.


^ Выводы учителя: Да, были у России и взлеты, и падения, но, страна выживала и крепла. А сколько тайн и загадок хранит история до сих пор, сколько неизведанного и неисследованного.

  1. Наш следующий конкурс из рубрики занимательная история называется «Чего не знаешь, того не отгадаешь». Внимание, исторические загадки.


Слайд 9 (Хабаровск).


  1. Его фамилию носит далекий областной город, расположенный на реке Амур, а его именем и отчеством названа ж/д. станция. Назовите его фамилию, имя и отчество. Хабаров Ерофей Павлович (ок. 1610 – 1667).


Слайд 10 (береста).


  1. Это может быть в рыболовной сети, это нужно грибнику и ягоднику. Это используют турист и охотник, а так же сельская домашняя хозяйка. И это рассказало нам немало о жизни Древнего Новгорода. Что это? Береста


Слайд 11 (стрельцы)


  1. Когда на Руси впервые появились солдаты с ружьями? Как назывались эти солдаты и эти ружья! В 16 веке. Стрельцы. Пищали.


Слайд 12


  1. Говорят, что в Ледовом побоище никто не кричал «Ура», зато в Куликовской битве «Ура» кричали с обеих сторон. Верно ли это? Да.


Слайд 13


  1. В честь каких царей были названы « Царь- пушка» и «Царь - колокол»? Царь - пушка и Царь - колокол - это собственные имена, т.е. царь среди колоколов и царица среди пушек.

Слайд 14 (вопрос и картинки, затем вылетает ответ).


  1. Первый русский путешественник. Его именем названа подводная гора в Индийском океане. В 1955 году в городе Твери ему был открыт памятник. Его бронзовая фигура, стоящая на судне, обращена к Волге, откуда и началось его «хождение за три моря». Афанасий Никитин

? Назовите три моря, о которых Афанасий Никитин пишет в своей книге? (Черное, Каспийское, Аравийское)

Учитель: Книга Афанасия Никитина «Хождения за три моря» описывает людей и их обычаи, храмы и природу Индии. Поразили Афанасия Никитина гигантские слоны, которые были верными помощниками человеку. Обезьяны его позабавили, а к змеям он привыкнуть так и не смог: они внушали ему страх и отвращение.

Слайд 15 (город)
Выводы учителя: история оставила нам в наследство разнообразные памятники, письменные и вещественные, в том числе и целые города, которые являлись очагами развития культуры на Руси и центрами европейского значения.


  1. И не случайно в Скандинавских сагах Россию называли «Гардарика», что значит - страна городов. Поэтому, следующую часть нашего урока мы посвящаем русским городам. Ваша задача на основе иллюстрации и описания определить, о каком городе идёт речь?

Слайд № 16 (Рязань и Москва).


  1. Древний русский город, находится на правом берегу реки Ока. Первым подвергся нападению монголо-татар в 1237 г. Захватчики вырезали всё население, а сам город сровняли с землёй. Рязань




  1. Первое летописное упоминание об этом городе относится к 1147 году. Суздальский князь Юрий Долгорукий пригласил черниговского князя Святослава Ольговича на 4 апреля, устроив в его честь «обед силён». Москва


Слайд № 17 (Киев и Козельск).


  1. Город на реке Днепр. В «Повести временных лет» сохранилась легенда об основании города князем Кием. В немецкой хронике он описан как крупный город, имеющий 400 церквей, 8 рынков и «бесчисленное число людей». Киев




  1. Древний русский город. Во время монгольского нашествия его жители в течение семи недель оказывали сопротивление войску хана Батыя. Батый, не привыкший к подобному сопротивлению, назвал его «злым городом». Козельск


Слайд № 18 (Новгород).


  1. Один из древнейших русских городов. Крупный торговый и ремесленный центр. Важнейшие вопросы решались на городском вече. Самый благоустроенный и чистый город. О грамотности населения свидетельствуют многочисленные находки берестяных грамот. Новгород Великий


Слайд № 19 (древний город)

Выводы учителя: жизнь городов была нелегкой. Они служили источником добычи и постоянно подвергались нападению врагов. Поэтому города служили опорными военными пунктами. Не раз им приходилось бороться с оружием в руках за свою свободу и независимость целого государства.

  1. Многие русские князья и цари лично принимали участие в сражениях, прекрасно владея оружием. Наше следующее задание посвящено русскому оружию.

? Скажите, какое оружие применялось русскими воинами в XI – XIII веках?
Слайд № 20 (оружие 11-13 веков) Историческая справка
? Какое оружие XIV - XVII веков вы знаете?
Слайд № 21 (оружие 14-17 веков) Историческая справка
Выводы учителя: Мы с вами знаем, что много разных испытаний выпало на долю нашей страны. Но из любых испытаний страна выходила с честью. И результат столкновений зависел от многих причин: от героизма воинов, от талантливого воеводы, от удачно выбранного места сражения.

  1. Следующее задание называется «История глазами поэтов». Послушайте отрывок из стихотворения назовите событие, о котором идет речь его. (Музыка «Гусли»)


Слайд № 22 – 23 (Невская битва и карта)

  1. Пыльною дорогой,
    Соблюдая меж собой
    Распорядок строгий,
    Шла в поход большая рать
    Князя-полководца,
    Чтоб от шведов защищать
    Землю новгородцев.

? Где и в каком году произошла Невская битва? Река Нева, 15 июля 1240 год.
? Покажите место битвы на карте.
Слайд № 24 - 25 (Ледовое побоище и карта)


  1. Рано, рано поутру,
    Из туманной дали
    Резкий голос медных труб
    Люди услыхали.
    То, неся стране беду,
    Тяжело, но быстро,
    Шло по озеру, по льду

Войско в снежных искрах.

? Где и в каком году произошло Ледовое Побоище? Чудское озеро, 5 апреля 1242
? Покажите место битвы на карте.

Слайд № 26 - 27 (Куликовская битва и карта)


  1. Укрытая от вражьих глаз
    Зелёною дубравой,
    Дружина вынесла в тот час
    Знамёна русской славы,
    И нанесла такой удар,
    С отвагою такою,
    Что в страхе сонмища монгол
    Бежали с поля боя.


? Где и в каком году произошла Куликовская битва?

Река Дон, Куликово поле, 8 сентября 1380 г
? Покажите это событие на карте.


Слайд № 28-29 (Стояние на Угре и карта)


  1. Государь прочитал,
    Он спокоен и строг,
    Повернулся к Ахматовым людям,

Бросил наземь ярлык
Под сафьянный caпог

И сказал: «Дань платить мы не будем!»
? Где и в каком году произошло «Стояние на Угре»? Река Угра, 1480 год.

? Покажите реку Угру на карте.

Слайд № 30 - 31 (Поход Батыя на Русь и карта)


  1. И шла чудовищным потоком
    На Русь монгольская орда
    В одном стремлении жестоком
    Сжигать и грабить города.

? Когда был первый поход Батыя на Русь? 1237-1242 г.г.

? Покажите маршрут Батыя на карте.

Слайд № 32 - 33 (сожжение Москвы и карта)


  1. И грохочет над Кремлем
    Русских пушек первый гром.

Зарыдал тут Дмитрий-князь:
«Ой, ты, матушка-столица!
Ты меня не дождалась!»

? В каком году был поход Тохтамыша на Русь? Август 1382 года.
? Покажите поход Тохтамыша на карте.

Слайд 34 (открытка ко дню воинской славы).

IX. Во все века героизм и мужество воинов России были неотъемлемой частью величия Российского государства. Поэтому приказом Президента в России были установлены Дни воинской Славы. Это дни побед, в которых российский народ снискал себе почет и уважение.

День освобождения Москвы в 1612 году силами народного ополчения - один из таких Дней. Это 4 ноября – День народного единства и согласия. Наше следующее задание посвящено именно этому празднику.

^ Ваша задача – внимательно прочитать текст и выписать в тетрадь ошибки.

Слайд № 35 (текст и музыка «Сказ земли русской»)

В конце 1611 года Киевское (Московское) государство представляло зрелище полного разрушения. Шведы заняли Новгород. Турецкий (польский) отряд вошел в Москву и укрепился за стенами Кремля и Китай – города.

Но с конца 1611 года, призывные грамоты, расходившиеся из Троицкого монастыря, подняли население ^ Рязани (Нижнего Новгорода) на борьбу против интервентов под руководством их старосты - Василия Шуйского (Кузьмы Минина). На призыв стали стекаться служилые люди, дворяне и дети боярские, которым Шуйский (Минин) нашел и вождя - князя Михаила Федоровича Романова (Дмитрия Михайловича Пожарского).

Так создалось второе ополчение против турок (поляков). С чудотворной иконой Казанской Божией Матери рязанское (нижегородское) ополчение 4 ноября 1612 года штурмом взяло Китай-город и изгнало турок (поляков) из Москвы. Благодаря героической борьбе народа, Россия в н. XVII b. сохранила свою независимость.

А теперь самостоятельно проверьте, правильно ли вы сделали работу.

Слайд № 36 (ответы к тексту)
? Поднимите руки, у кого нет ни одной ошибки. У кого одна ошибка, две и т. д.
Слайд 37 (поле битвы)
? Назовите имена уроженцев Мордовии, которые приняли участие в событиях

1612 г.г. Научай Суроватов, Баюш Разгильдеев.
? Расскажите, что вы о них знаете? Научай Суроватов вошел в состав «Совета всей земли», Баюш Разгильдеев возглавил борьбу с крымскими татарами, которые воспользовались слабостью России и совершили набег на русские земли.
? Какие еще Дни Воинской славы вы знаете? Куликовская битва, День Победы.
Слайд 38 (День Победы)
? Когда мы празднуем День Победы?
? В честь, какой Победы учрежден этот праздник?
Что вы знаете о Великой Отечественной войне?

? Как вы думаете, почему истинная любовь к Отечеству проявляется во время тяжелых испытаний? Что значит «самопожертвование» для блага Отечества?

^ Выводы учителя: многие испытания выпали на долю народов нашей страны. Но не подавлен был дух патриотизма, стремления к свободе и справедливости.
Слайд № 39 (эпиграф)
Подведение итогов.

Таким образом, сегодня на уроке мы еще раз перелистали страницы истории

нашей Родины, вспомнили о замечательных людях, благодаря трудам, таланту и мужеству которых наша страна превратилась в могучую и великую державу и убедились в том, что сила России – в ЕДИНСТВЕ НАРОДА. Поэтому не случайно эпиграфом нашего урока послужили слова Гавриила Романовича Державина

А слава тех не умирает,

Кто за Отчество умрет;

Она так в вечности сияет,

Как в море ночью лунный свет.

^ Эти слова как нельзя лучше характеризуют те события, которые происходили

в XXVII веках и тех людей, которые беззаветно служили своему Отечеству.

Слайд 40 (спасибо)

Многие из вас очень хорошо работали на уроке и поэтому вы получаете следующие оценки: называются фамилии учащихся и ставятся оценки.
^ Спасибо, урок закончен, все свободны.

Ученик (историческая справка): Памятник Минину и Пожарскому был сооружен к 200-летию великих и трагических событий Смутного времени в Москве. В1804 году скульптор Иван Петрович Мартос по собственной инициативе создал первый эскиз памятника. Начался сбор средств, который быстро дал необходимую сумму. Памятник был открыт 20 февраля 1818 года в Москве на Красной Площади.

__________________________________________________________________________________________________________________________________

^ Ученик (историческая справка): Михайло-Архангельский собор ведет историю со времени основания Нижнего Новгорода. В 1627 г. в Нижний Новгород пришел царский указ о возведении за счет государственной казны каменного Михайло-Архангельского собора – памятника народному ополчению Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Возведен новый храм был Антипой Константиновым (Возоулин) в 1629 гг.

__________________________________________________________________________________________________________________________________

Ученик (историческая справка): памятник открыт 8 сентября 1862 года, в центре Новгорода, во время празднования 1000-летия Руси. Это работа М.О. Микешина. Персонажи памятника символизируют различные периоды истории России. Рюрик – зарождение русского государства, Владимир – расцвет Киевской Руси, Дмитрий Донской – выступление против монгольского ига, Иван III – образование централизованного государства, Минин и Пожарский – победа над польскими интервентами, Пётр I – выход России к морям и преобразование страны.

_______________________________________________________________________________________________________________________

Ученик (историческая справка): Первым памятником героям Куликовской биты стала церковь на Куликовом поле, собранная вскоре после битвы из дубов Зеленой дубравы, где был спрятан в засаде полк князя Владимира Боброка. В 1848 году на Красном холме Куликова поля архитектором А.П.Брюлловым была сооружена

28-метровая чугунная колонна в честь победы Дмитрия Донского.

__________________________________________________________________________________________________________________________________
^ Ученик (историческая справка): В одном из пределов Покровского Собора был похоронен юродивый Василий Блаженный, благодаря которому храм приобрел свое название. Авторами собора летопись называет русских зодчих - Постника и Барму.

Согласно легенде Иван Грозный, увидев Собор, был так восхищен его красотой, что приказал ослепить зодчих, чтобы они не могли нигде больше построить храм, равный по красоте Покровскому собору. Был возведен в 1554 году в честь покорения казани.

______________________________________________________________________________________________________________________
Ученик (историческая справка): Обязательным - было копьё и метательные дротики. В ближнем бою использовался меч, он был дорогим оружием, и его могли себе позволить только знатные дружинники. Простые воины чаще сражались боевым топором. У каждого дружинника обязательно был лук и колчан со стрелами.

^ На голове русского воина шлем. Тело прикрывалось металлическим щитом и прочными кольчугами, которые являлись русским изобретением. __________________________________________________________________________________________________________________________________

^ Ученик (историческая справка): Пищали и мушкеты появились в конце XIV века. Ими обеспечивались стрельцы и солдаты, что давало заметное военное преимущество. Первое упоминание о применении пушек на Руси относится к 1382 году, когда, москвичи защищали город от войск Тохтамыша. Официальной датой появления артиллерии на Руси считается 1389 год. Роль артиллерии возросла в эпоху правления Ивана IV Грозного. Именно тогда она становится самостоятельным родом войск.

Учитель: В XIX веке на Амуре было основано военное поселение, названное «пост Хабаровка», которое превратилось в большой город Хабаровск. А на Транссибирской магистрали есть станция с необычным названием – «Ерофей Павлович».
Учитель: из нее делают поплавки, используют для разжигания костра и печей, плетут короба, а о Древнем Новгороде рассказывают берестяные грамоты.
Учитель: Стрелецкое вооружение состояло из пищали, бердыша и сабли. Стрельцу также полагалось перевязь для патронов и шлем. В стрелецких полках также существовали пикиперы, вооружённые длинными пиками. Стрелецкое вооружение было хорошо приспособлено для дальнего и для рукопашного боя.
Учитель: слово «Ура» монгольского происхождения (вперед). В 1242 г русские его еще не употребляли. К 1380 г. этот боевой клич распространился по Руси, его принесли перебежчики из Золотой Орды.
Учитель: Книга Афанасия Никитина «Хождения за три моря» описывает людей и их обычаи, храмы и природу Индии. Поразили Афанасия Никитина гигантские слоны, которые были верными помощниками человеку. Обезьяны его позабавили, а к змеям он привыкнуть так и не смог: они внушали ему страх и отвращение.

Царь-пушка — отлита из бронзы в 1586 году русским мастером Андреем Чоховым во времена правления царя Федора Ивановича.

Царь-колокол отлит русскими мастерами Иваном и Михаилом Маториными (отец и сын) в 17331735 годах, по указу императрицы Анны Иоанновны.

Документ: «Великий князь Александр поспешил пойти против врагов. И была сеча великая со шведами, избили множество шведов, и самому королю нанёс рану в лицо острым своим мечом...» (Невская битва).
Документ: «И была тут злая и великая сеча для немцев и чуди, и слышен был треск от ломающихся копей и звук от ударов мечей, и лёд на замёрзшем озере подломился, и не видно было льда, потому что он покрылся кровью». (Ледовое побоище)
Документ: «И молвил князь Владимир брату своему, великому князю Дмитрию Ивановичу: «Не поддавайся, брат, монголам - ведь поганые уже поля русские топчут и вотчину нашу отнимают» (Куликовская битва).
Документ: «...пришёл хан со всем своим войском, желая перейти реку. И монголы начали стрелять в наших, а наши в них. И отбили монгол от берега, и много дней они подступали и не могли перейти реку». (Стояние на Угре)
Документ: «Пришли из восточной стороны на Русскую землю безбожники монголы и начали воевать Рязанскую землю, попленили Рязань всю и сожгли и князя убили. От множества войск земля стонала и гудела» (Поход Батыя на Русь).

Документ: «Хан появился внезапно. Была внутри города сеча великая. И в один час изменился облик его, когда был взят, и посечен, и пожжен. И не на что было смотреть. Вновь был выжжен посад вокруг Кремля. Была разве только земля, и пыль, и пепел, и святые церкви разорены» (поход Тохтамыша на Русь).

Похожие:

Тема: Героические страницы истории России iconРазработка урока по истории России XX в. Тема: История правозащитного движения 1950-1983гг
Цели урока: показать кропотливую работу и героические усилия правозащитного движения по преобразованию сталинского, тоталитарного...
Тема: Героические страницы истории России iconУрок повторения по истории России в 7 классе. Тема: Восемнадцатый век в истории России
Обобщить знания детей, полученные при изучении деятельности Петра Первого и его последователей
Тема: Героические страницы истории России iconУрок истории Тема: «Эпоха Петра Великого в истории России». Автор:...
Проверить знания учащихся и степень усвоения материала о периоде правления Петра1
Тема: Героические страницы истории России iconЮ. П. Гавриков Куба: страницы истории издательство «наука»
Г 13 Гавриков Ю. П. Куба: страницы истории.— М.: Наука, 1979.— 168 с, ил., 0,5 ил.— (Серия «Страны и на­роды»)
Тема: Героические страницы истории России iconУрок по истории России 8 класс Подготовила и провела учитель истории...
Александра II, выделить основные события войны, определить её место и значимость в мировой истории, истории России, сформулировать...
Тема: Героические страницы истории России iconМетодическая разработка урока истории Тема
Формирование чувства уважения и гордости к истории России путем акцентирования внимания на событиях 1812 года
Тема: Героические страницы истории России iconКлассный час в 9 11классах Тема: «Россия начиналась не с меча»
...
Тема: Героические страницы истории России iconУрок истории в 7 классе Тема: Екатерина
России конца XVIII века, выяснить причины того, почему идея «просвещенного абсолютизма» не прижилась в России
Тема: Героические страницы истории России iconУрока по истории России в 9 классе Тема: «Геополитическое положение России в н. 20в»
...
Тема: Героические страницы истории России iconУрок по  истории России    тема: «Северная война» (7класс)
Познакомить учащихся с событиями Северной войны 1700-1721 гг.; определить значении Северной войны для России; оценить  роль реформы...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница