Конспект урока по истории: «Борьба русских земель с западными завоевателями»




Скачать 92.65 Kb.
НазваниеКонспект урока по истории: «Борьба русских земель с западными завоевателями»
Дата публикации27.03.2013
Размер92.65 Kb.
ТипКонспект
shkolnie.ru > История > Конспект


Конспект урока по истории: «Борьба русских земель с западными завоевателями».

Класс: 6

Цель:

1.Будут называть понятия: крестоносцы, ополченцы, дружина. Историческую личность: Александра Невского.

2.Выделять причины нападений крестоносцев, шведов, читать схемы, планы военных действий.

3. Продолжить формирование умений участвовать в обсуждении, анализировать исторические факты, сравнивать явления и события.

3. Воспитывать чувство патриотизма, любви и преданности своей Родине.

Важнейшие даты: (на доске)15 июля 1240 г. – Невская битва.

5 апреля 1242 г. – битва на Чудском озере. (Ледовое побоище)

Выдающиеся личности: (на доске) Александр Ярославович (Невский); Ярл Биргер.

^ Тип урока:

комбинированный с использованием ИКТ (информационных коммуникационных технологий).

Оборудование:

учебная аудитория, мобильный мультимедиа комплекс на базе ноутбука

Ход урока

Учитель

Учащиеся

  1. Организационный момент

Видеоряд. Звучат колокола

1.В каком княжестве символом народовластия был вечевой колокол?

2.Для каких вопросов собирал людей вечевой колокол на вече?

3.Как вы думаете, по данному сюжету для чего созывает этот колокол?

1.Символом народовластия вечевой колокол являлся для новгородского княжества.

2.Вече решало вопросы войны и мира, избирала высших должностных лиц, приглашало князей.

3.Этот колокол созывал для решения военных действий, т.к. Русь была в опасности, на юго-востоке она была захвачена монголо-татарами.

Прочитайте текст на слайде и определите цель нашего урока:

«Когда княжества русские почти исчезали под жестокими ударами татар, когда все князья русские кланялись перед троном Батыя быть его верными подданными, была ещё область, где раздавались песни побед, был ещё князь, никогда не преклонявший колен в шатре хана татарского. Это область была Новгородская, этот князь – Александр Ярославич».

В течение урока сегодня, мы с вами должны будем вспомнить события на Руси в середине 13 века, связанные с битвами против иноземных захватчиков. Постараемся создать образ исторической личности Александра Невского. Для этого на уроке мы будем использовать на уроке мультимедиа комплекс, работать с картами, датами, историческими событиями и понятиями.

Мы сегодня будем изучать победы Новгородского князя Александра Ярославовича.

^ Изучение нового материала

Ребята, монголо-татары в 13 веке, разорившие Русь, были не единственными врагами.

На Западе существовал еще один опасный и коварный враг … И наша задача выяснить кто это.




Вы работаете в группах. Вашей группе необходимо распределить роли, прочитать задание, проанализировать, выполнить и с новыми открытиями выступить перед другими группами.

Распределение в группе по ролям.


Группа 1

Невская битва

Пользуясь ослаблением Руси, в июле 1240 г. шведы во главе со своим правителем ярлом Биргером предприняли экспедицию с целью крестить и обложить данью финские племена корелу и ижору, которые до этого платили дань Новгороду и вместе с новгородцами защищали побережье Финского залива от набегов шведов.

Шведы стали якорем на берегу ^ Невы при впадении в нее Ижоры, где и разбили лагерь. Возникла угроза для крупных русских городов — Старой Ладоги и Новгорода. Княживший в Новгородской земле сын Ярослава Всеволодовича Александр, собрав только свою малую дружину и отряд новгородцев, внезапно напал на шведский лагерь и нанес им серьезное поражение. Летописный рассказ сохранил для нас даже имена дружинников и новгородских воинов, прославившихся во время сражения. Впоследствии за победу над шведами Александр Ярославич получит прозвище «Невский». Невская битва остановила продвижение шведов на восток, но не предотвратила их утверждения в Финляндии. Сами новгородские бояре, видимо, не считали заслуги князя чем-то выдающимся, полагая, что он лишь выполняет свою работу. Деспотический характер Александра Невского быстро привел его к конфликту с вечем. Неслучайно вскоре после битвы Александр был изгнан из Новгорода и получил от отца в удел Переяславское княжество.

Группа 2

Стр. учебника 109-110

Прочитайте текст и помогите персонажам игры выбрать правильное решение:

^ Название битвы

Невская битва

Дата

1240 г

Причины

1.Ослабление Руси

2.Крестить и обложить данью финские племена корелу и ижору, которые платили дань Новгороду.

Место

На берегу реки Невы при впадении в неё Ижоры

Противо-борствующие

силы

Шведское войско под командованием Биргером

^ Исход битвы

Победа войск Александра Невского

Значение

победы

Остановило продвижение шведов на восток

Стр. учебника 109-110

^ Название битвы

Невская битва

Дата

15 июля 1240 г

Исторические личности

Александр Ярославович, Гаврило Олексич- дружинник, Савва - ополчениц

Место

Река Нева

Противо-борствующие

силы

Шведы

Исход битвы

Русское войско одержало победу на реке Нева

Значение

победы

Отбил у шведов желание овладеть устьем реки Невы



Группа 3

Ледовое побоище

В 1241 г. положение на западных рубежах Новгородской земли значительно ухудшилось. Ливонские рыцари начали наступление на русские земли и захватили город-крепость Изборск. Псковское боярство перешло на сторону немецких рыцарей и заключило соглашение с Ригой о совместной защите от Новгорода. Рыцарские отряды появились в 40 верстах от Новгородских стен. В этих условиях новгородцы вынуждены были вновь пригласить на княжение Александра Ярославича.

В конце 1241 г. Александр Невский начал активные действия против крестоносцев. Выбив рыцарей из крепостей Ям и Копорье, Александр и его брат Андрей в начале 1242 г. заняли Псков, вернув город под власть Новгородской республики.

5 апреля 1242 г. Александр Невский разгромил основные силы ордена на льду Чудского озера у острова Вороний камень. В этом сражении, вошедшим в историю как Ледовое побоище, переяславский князь показал себя талантливым полководцем. Клин тяжелой рыцарской конницы («свинья») был разбит благодаря умелому управлению войсками, которые вовремя нанесли фланговые удары. Использовался резервный засадный полк.

Победа на льду Чудского озера на некоторое время остановила завоевания рыцарей в Прибалтике. Александру удалось вернуть Псков под власть Новгорода и отстоять новгородские сферы влияния в Прибалтике. Однако в последующие годы новгородцам и Александру Ярославичу неоднократно приходилось воевать со шведами и новым противником — литовцами.

Группа 4

Стр. учебника 110-112

Прочитайте текст и помогите персонажам игры выбрать правильное решение:

^ Название битвы

Ледовое побоище

Дата

5 апреля 1242 г

Причины

1.Ослабление Руси

2.Захват города-крепости Изборск ливонскими рыцарями.

3. Предательство псковского боярства, которые перешли на сторону немецких рыцарей.

Место

На Чудском озере у острова Вороний камень

Противо-борствующие

силы

Крестоносцев, немецких рыцарей

Исход битвы

Победа войск Александра Невского

Значение

победы

Остановило завоевание рыцарей в Прибалтике. Удалось вернуть Псков под власть Новгорода и отстоять новгородские сферы влияние в прибалтике.

Стр. 110-112

^ Название битвы

Ледовое побоище

Дата

5 апреля 1242 г

Причины

1.Ослабление Руси

2.Захват города-крепости Изборск ливонскими рыцарями.

3. Предательство псковского боярства, которые перешли на сторону немецких рыцарей.

Место

На Чудском озере у острова Вороний камень

Противо-борствующие

силы

Крестоносцев, немецких рыцарей

Исход битвы

Победа войск Александра Невского

Значение

победы

Остановило завоевание рыцарей в Прибалтике. Удалось вернуть Псков под власть Новгорода и отстоять новгородские сферы влияние в Прибалтике.



Время подошло к концу. Заслушаем группы, дадим экспертную оценку на выступление групп, зафиксируем битвы в своих тетрадях по данному алгоритму, по которому вы работали.

Выступление групп

Просмотр анимационной игры с помощью ребят и делаем вывод.

Подведём итоги:

1.В начале урока была поставлена задача: выяснить, кто на Западе был опасным и коварным врагом?

2.Работа с картой: Распределите направления движения немецких рыцарей и шведов

3.Вспомните из истории средних веков, с какой целью западноевропейские рыцари вели крестовые походы?

^ Сделаем вывод:

В результате битв на Неве и Чудском озере было отбито нападение на Русь шведских и немецких рыцарей. Русь с помощью Александра Невского отстояла свою территорию и православную веру. Даже хан Батый говорил о А. Невском: «Нет князя ему равного, это враг опасный, сильный, умный»

Александр Невский выступил как защитник православия, это и сделало его одним из главных героев русской национальной истории.

В ходе урока мы узнали, что опасность угрожала Новгородскому княжеству от шведов и немецких рыцарей.

Учащийся прикрепляет стрелки направлений на исторической карте.

3. С целью распространить свою веру -католичество, разбогатеть на грабежах, приобрести земли.

Закрепление:

Сейчас вы выполните практическую работу, в исторических источниках вставите пропущенные слова и ответите на вопросы письменно в тетрадях.

15 июля 1240 года Невская битва

Битва ещё длилась, но затухая шведы стремились лишь к отступлению. План Александра Ярославича осуществился полностью: ударом конницы в центр лагеря и обходом пешцев вдоль Невы он загнал противника в угол между двух рек Ижоры и Невы, и спасения врагу не было. Ополчение из 700 бойцов разбило более чем трёхтысячное войско шведов.

5 апреля 1242 года Ледовое побоище

Новгородский князь Александр быстро вывел свою рать к восточному берегу Чудского озера, чтобы здесь дать битву рыцарям. В тылу находился заснеженный лесистый берег, с севера широкий участок рыхлого льда, зная что немецкие рыцари будут атаковать клином (свиньёй), острие которого составляют одетые с головы до ног в стальные доспехи конные рыцари. На рассвете началась знаменитая битва, которая вошла в историю как Ледовое побоище.

Текст № 1

Битва ещё длилась, но затухая ______ стремились лишь к отступлению. План ______ Ярославича осуществился полностью: ударом _____ в центр лагеря и обходом пешцев вдоль Невы он загнал противника в угол между двух рек ______ и ______ , и спасения врагу не было. Ополчение из 700 бойцов разбило более чем трёхтысячное войско ______ .

  1. О какой битве идёт речь?

  2. В каком году она произошла?

  3. Как в народе стали называть Александра

Ярославича после окончания битвы?

Текст № 2

______ князь Александр быстро вывел свою рать к восточному берегу _____ ______ , чтобы здесь дать битву рыцарям. В тылу находился заснеженный лесистый берег, с севера широкий участок рыхлого _____ , зная что _____ рыцари будут атаковать клином (______), острие которого составляют одетые с головы до ног в стальные доспехи конные рыцари. На рассвете началась знаменитая битва, которая вошла в историю как _____ ______.

  1. О какой битве идёт речь?

  2. В каком году она произошла?

Домашнее задание:

§ 13, в 1, 3,4 (у)



Приложение 1. вопросы ученику



Похожие:

Конспект урока по истории: «Борьба русских земель с западными завоевателями» icon13. борьба руси с западными завоевателями задание 1
Шведские феодалы и немецкие рыцари воспользовались для вторжения в русские земли
Конспект урока по истории: «Борьба русских земель с западными завоевателями» iconБилеты и ответы для экзамена по Отечественной истории
Борьба русских земель и княжеств с монгольским завоеванием и крестоносцами в хш в
Конспект урока по истории: «Борьба русских земель с западными завоевателями» iconБорьба Руси с западными завоевателями. Невская битва.(1 час). Ледовое побоище (1час)
Дать представление учащимся об одной из важной исторической личности Руси – Александре Невском
Конспект урока по истории: «Борьба русских земель с западными завоевателями» icon1 борьба с иноземными завоевателями
Освободительная борьба русского народа против монголо-татарского ига, я не ставил перед собой цель написать реферат, описав всю истории...
Конспект урока по истории: «Борьба русских земель с западными завоевателями» iconТема борьба с европейскими завоевателями в XIII веке причины появления...
Немецкая колонизация земель в Восточной Европе, прово­дившаяся под девизом «Дранг нах Остен» («Натиск на Восток»)
Конспект урока по истории: «Борьба русских земель с западными завоевателями» iconРазработка урока истории для 6 класса по теме: «Правление Дмитрия Донского. Куликовская битва»
Цель урока: показать роль и значение личности Дмитрия Донского в объединение русских земель и борьбе с татаро-монголами
Конспект урока по истории: «Борьба русских земель с западными завоевателями» iconУрока: -обобщение и систематизирование знаний по теме «Героическая...
Обобщение и систематизирование знаний по теме «Героическая борьба  русских людей против монголо татар»
Конспект урока по истории: «Борьба русских земель с западными завоевателями» iconТема урока Цели урока
Расширять знания учащихся в истории русского искусства и культуры, о русских зодчих и живописцах
Конспект урока по истории: «Борьба русских земель с западными завоевателями» iconТема урока: Рождение новой европейской науки
Конспект урока истории в 7 классе учителя истории мкоу лысовской сош ляковой Л. Н
Конспект урока по истории: «Борьба русских земель с западными завоевателями» iconСреди замечательных русских флотоводцев прошлого исключительное место...
Нахимов был ярким воплощением национального военного гения, представителем боевой школы русского военного искусства
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница