Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования




Скачать 136.55 Kb.
НазваниеРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Дата публикации26.03.2013
Размер136.55 Kb.
ТипПедагогическая практика
shkolnie.ru > История > Педагогическая практика


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Армавирская государственная педагогическая академия»

Кафедра истории России



УТВЕРЖДЕНА

Ученым советом ФГБОУ ВПО «АГПА»

протокол № ___ от «___» ___________ 2012 года

Ученый секретарь академии __________________М.П.Евдокимова




^ РАССМОТРЕНА И ОДОБРЕНА

на заседании кафедры истории России

« » ___________ 20___ _года

(протокол № ____)

Зав.кафедрой д.и.н. профессор.

_____________А.И. Шаповалов



^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРАКТИКИ
по научной специальности 07.00.02 – Отечественная история
Форма обучения очная/заочная
Составители:

к.и.н., доцент Геворгян Г.А.

Армавир

2012г.

Аннотация

рабочей программы практики
Научно-педагогическая практика является частью основной образовательной программы подготовки аспирантов. Практика реализуется на историческом факультете АГПА кафедрой истории России. Местом проведения практики является кафедра истории России.

Содержание практики охватывает круг вопросов, связанных с такими учебными дисциплинами как «Педагогика и психология высшей школы» и дисциплин, преподаваемых на кафедре истории России.

Педагогическая практика занимает важное место в системе профессиональной подготовки аспирантов и выступает как средство превращения педагогической теории в инструмент педагогического действия.

Практика нацелена на формирование профессиональных умений и навыков, необходимых в научно-исследовательской деятельности будущим педагогам высшей школы.

^ Основные умения и навыки аспирантов, вырабатываемые

в процессе прохождения научно - педагогической практики.

Аспирант должен уметь:

  1. правильно формулировать цели научно-педагогической деятельности;

  2. отбирать наиболее целесообразные формы, методы, средства и приёмы организации учебной деятельности;

  3. определять рациональное количество учебной информации по теме, уметь выделять главное, акцентировать внимание на основных понятиях, идеях и представлениях;

  4. осуществлять дифференцированный подход в обучении, использовать оптимальное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм контроля;

  5. планировать и проводить воспитательную работу со студентами, организовывать внеклассную работу по учебному предмету;

  6. изучать и анализировать учебную и воспитательную деятельность педагогов-историков;

Помимо этого практикант обязан:

  1. овладеть навыками объективного контроля за качеством усвоения студентами учебного материала;

  2. приобрести навыки научно-исследовательской и методической работы для разработки отдельных научных и методических проблем.

Практика предусматривает следующие формы организации учебного процесса: лекции, семинары, практические занятия, индивидуальные задании. Кроме указанных традиционных форм организации учебного процесса должно быть выработано умение использовать нетрадиционные технологии, формы, методы и приемы преподавания.

Общая трудоемкость практики составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.

Разделы рабочей программы


  1. Цели прохождения практики

  2. Место практики в структуре ООП ВПО

  3. Структура и содержание практики

  4. Формы контроля

  5. Учебно-методическое и информационное обеспечение практики

  6. Материально-техническое обеспечение практики




  1. ^ ЦЕЛИ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ

Целью прохождения практики является достижение следующих результатов образования:

знания:

на уровне представлений: о научной и учебно - методической

деятельности преподавателя, о ценностных основах

профессиональной деятельности в сфере высшего образования;

о сущности и структуре образовательных процессов;
на уровне воспроизведения: углубление методических и психолого- педагогических знаний в ходе выполнения практической работы,

приобщение аспирантов к изучению и творческому

использованию в практической деятельности прогрессивных

научных идей;

на уровне понимания: расширение профессионального кругозора,

составляющего основу интеллектуального компонента

педагогической культуры, развитие профессионально значимых

свойств и качеств личности преподавателя, необходимых для

последующей работы в высших учебных заведениях;

интеграцию и обобщении ранее приобретённых

профессионально - педагогических знаний;

умения и навыки: закрепление и развитие у аспирантов методических

умений и навыков, отработка методов способов и приёмов

управления познавательной деятельностью студентов;

овладение способами ориентации в профессиональных

источниках информации (журналы, сайты, образовательные

порталы и т.д.); овладение навыками и умениями организации

воспитательной среды, создания условий, развивающих личность

студента.

Содержание практики является логическим продолжением разделов ООП таких как – «Педагогика и психология высшей школы», «Методика преподавания истории на старшей ступени общего образования» и служит основой для последующего изучения разделов ООП: ряд дисциплин психолого – педагогического направления могут быть представлены в учебном процессе только после окончания практики, такие как – «Актуальные проблемы преподавания истории и обществознания» и т. д., прохождения других видов практик, а также формирования профессиональной компетентности в профессиональной области: организация научно – учебного процесса в учебных заведениях высшего профессионального образования.

Научно- педагогическая практика основывается на знаниях, умениях и навыках полученных при изучении следующих учебных дисциплин: «Педагогика и психология высшей школы», «Методика преподавания истории на старшей ступени общего образования» и т. д.


  1. ^ СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ


Общая трудоемкость практики составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.


п/п

Наименование разделов практики

Виды учебной нагрузки и их трудоёмкость, часы

^ Всего часов

лекции

семинар.

(практич.)

занятия

лаборат. занятия

самост. работа

участие в работе кафедры, УМК

другие виды

1.

Организационное собрание
















4

4

2.

Ознакомление с направлениями работы кафедры













12




12

3.

Подготовка к проведению лекционных, практических занятий










60







60

4.

Посещение занятий ведущих преподавателей кафедры













24




24

5.

Проведение занятия

4
















4

6.

Проведение занятия




2













2

7.

Проведение занятия







2










2

























108




  1. ^ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ


Контроль за соблюдением сроков практики и её содержание осуществляет зав. кафедрами, а также руководитель практики аспирантов, назначенный зав. кафедрой из числа ведущих преподавателей.

Руководитель практики фиксирует посещение лекций, семинарских занятий аспирантами, оценивает ведение конспектов занятий, качество их проведения, отдельно оцениваются личностные качества аспиранта (организованность, аккуратность, исполнительность, инициативность и др.).

По окончании практики аспирант представляет на кафедру отчет о прохождении практики с представлением необходимой документации.
ПОЛОЖЕНИЕ

о педагогической практике аспирантов (слушателей ПВШ) АГПА


  1. Продолжительность педпрактики – в соответствии с графиком учебного процесса на 2011-2012 учебный год с 12 марта по 23 апреля. В это время аспирант (слушатель ПВШ) обязан посетить однородные занятия на кафедре (по указанию руководителя педпрактики) в объеме не менее 12 часов.

  2. Перед проведением занятий аспирант (слушатель ПВШ) обязан представить зав. кафедрой подробный план занятий (или конспект лекций) с визой руководителя педпрактики.

  3. За период педпрактики аспирант (слушатель ПВШ) обязан провести 4 часа практических и 4 часа лекционных занятий.

  4. После прохождения педпрактики занятия, проведенные аспирантами (слушателями ПВШ), обсуждается на заседании кафедры с обязательным участием руководителя педпрактики и научного руководителя.

  5. Отчет о педпрактике аспирант (слушатель ПВШ) предоставляет в отдел аспирантуры не позднее, чем через одну неделю после заседания кафедры. Отчет должен включать:

а) краткий план-конспект практических и лекционных занятий с визой научного руководителя и заключением зав. кафедрой о выполнении;

б) индивидуальный отчет о прохождении педпрактики с визой руководителя педпрактики и научного руководителя;

в) выписку из протокола заседания кафедры;

г) протокол (форма прилагается).

  1. Если аспирант (слушатель ПВШ) работает по совместительству преподавателем педвуза, он освобождается от прохождения практики при условии предоставления в отдел аспирантуры копии трудовой книжки, характеристики учебной деятельности с указанием видов учебной и воспитательной работы и их оценкой.

  2. Аспиранты (слушатели ПВШ), не работающие в педвузе, обязаны пройти педпрактику при кафедрах АГПА.



  1. ^ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАКТИКИ


Литература

  1. Панина Т.С.,  Вавилова Л.Н. Современные способы активизации

обучения. – М.:Академия, 2007. – 176 с.

  1. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М.: академия, 2006. –

288 с.

  1. Фокин Ю.Г. Теория и технология обучения. Деятельностный подход.

– М.:Академия, 2007. – 216 с.

  1. Островский Э. В., Чернышева Л. И. Психология и педагогика : учеб.

пособие / под ред. Э. В. Островского. – М. : Вузовский учебник, 2006.
Дополнительная литература


  1. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект / Ю. К. Бабанский. – М., 1977.

  2. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В. П. Беспалько. – М., 1995.

  3. Бершадский М. Е. Дидактические и психологические основания образовательной технологии / М. Е. Бершадский, В. В. Гузеев. – М., 2003.

4. Браун А. Инновационные образовательные технологии // Высшее образование в России.-2007.- №4.- С. 98-100.

5. Вакулюк В.Мультимедийные технологии в учебном процессе

//Высшее образование в Росси.- 2004.-№2.-С.101-106.

6. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный

подход / А. А. Вербицкий. – М., 1991.

7. Воронина Т. Управление инновациями в сфере образования

//Высшее образование в России.- 2001.-№6.- С. 3-11.

8. Гершунский Б.С. Философия образования: [Учеб. пособие для высш. и

ф. пед. учеб. заведений] / Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол. - соц.

ин-т: Флинта, 1998. - 427 с. - М., 1998.

9. Глоссарий современного образования (терминологический словарь)

/ Л. В. Левчук // Народное образование. – 1977.

10. Гребенюк О. С., Гребенюк Т. Б. Теория обучения. – М., 2003.

11. Гузеев В. В. Оценка, рейтинг, текст / В. В. Гузеев // Школьные технологии

– 1998.

12. Губарьков С. Создание университетских комплексов как часть

стратегии инновационного развития России // Проблемы теории и

практики управления.-2005.-№5.- С.95-101.

  1. Денисенко И.А. Инновационное направление развития современной науки образования // Инновации в образовании.- 2006.-№3.-С.5-12.

  2. Дмитриенко Т. А. Образовательные технологии в современной высшей школе // Педагогика.- 2004.-№2.- С.54-60.

  1. Загвязинский В. И. Теория и практика проблемного обучения в высшей школе / В. И. Загвязинский. – Челябинск, 1982.

  1. Закон РФ «Об образовании» ФЗ от 13.01.96 г. №12 – ФЗ (с измен. от 10.01.03 г.)

  2. Звонникова В.И. Инновационные методы оценки учебных достижений студентов //Высшее образование сегодня.-2006.-№5.- С.12-20.

  3. Змеев С. И. Технология обучения взрослых : учеб. пособие для

студентов высш. пед. учеб. заведений / С. И. Змеев. – М., 2002.

  1. Еремкин А.И. Трудоустройство выпускников вузов: инновационные

модели // Высшее образование сегодня.-2004.-№7.- С.10-14.

  1. Ларионова М.В. Интеграционные процессы в образовании:

европейский опыт // Высшее образование сегодня.-2006.-№3.

С.44-50.

  1. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. – М.: Центр «Педагогический поиск». 2000.

22. Кочнев А. Инновационная образовательная деятельность // Высшее

образование в России. 2005-№8.-С. 75-89.

  1. Палат Е.С. Современные информационные технологии в образовании. М.: Академия. 2000.

  2. Попков В. А., Коржуев А. В. Дидактика высшей школы: учеб. пособие. – М.: Академический Проект, 2001.

  1. Попков В. А., Коржуев А. В. Учебный процесс в вузе: состояние, проблемы, решения. – М., 2000.

26. Пидкасистый П. И. Искусство преподавателя / П. И. Пидкасистый,

М. Л. Портнов. – М., 1999.

  1. Резник С.Д. Организационно-управленческая культура студента - инновационный подход // Высшее образование сегодня.- 2003.

  2. Сенашенко В. С. О подготовке преподавателей высш. школы на базе магистратуры / В. С. Сенашенко, Н. В. Сенаторова. – СПб., 1998.

  3. Сиротина М. Информационная поддержка инновационной деятельности вуза// Информационные ресурсы России.-2006.-№1.- С.12-14.

  1. Скок Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность: Учебн. Пособие для преподавателей / отв. Ред. Ю.А.Кудрявцев – М.: Педагогическое общество России. 2000.

  2. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности : учеб. пособие для студ-в пед. учеб. заведений / С. Д. Смирнов. – М., 2001.

  3. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от

деятельности к личности : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.

заведений. – М. : Академия, 2003. – 304 с.

33. Татарченкова С.С. Урок как педагогический феномен: Учебно-

методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2005.

34. Торгунская Н.Л. Педагогическая сущность инноваций в вузе

// Высшееобразование сегодня.- 2007.-№4.-С.49-51.

35. Фокин Ю. Г. Психодидактика высшей школы. – М., 2000.

36. Фокин Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе. – М.,2002.

37. Хозяинов Г. И. Технология обучения как способ повышения

эффективности педагогического процесса / Г. И. Хозяинов //

Вестник учебных заведений физической культуры. – 2003.

38. Шкабара И. Е. Роль аналитической деятельности в педагогическом

мониторинге / И. Е. Шкабара // Стандарты и мониторинг

образования. – 2003. – № 6. – С. 41 – 44.

40. Шленов Ю.В. Модернизация образования - стратегическая

задача научной общественности высшей школы // Качество

Инновации. Образование.- 2003.-№1.-С.2-13.

41. Якунин В. А. Психология деятельности студентов / В. А. Якунин. –

СПб., 1994.
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы представлены в полной мере: разработана программа по научно-педагогической практике аспирантов.

  1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАКТИКИ


Материально-техническое обеспечение данной практики представлено следующим: аудитория, оснащенная презентационной техникой (проектор, экран, компьютер/ноутбук, комплект электронных презентаций/слайдов и т.д.).


Похожие:

Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМ инистерство образования и науки российской федерации федеральное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки Российской Федерации Федеральное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМ инистерство образования и науки российской федерации федеральное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМ инистерство образования и науки российской федерации федеральное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМ инистерство образования и науки российской федерации федеральное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМ инистерство образования и науки российской федерации федеральное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница