В. М. Найдыш Концепции современного естествознания




НазваниеВ. М. Найдыш Концепции современного естествознания
страница1/75
Дата публикации27.09.2013
Размер6.86 Mb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   75

В.М.Найдыш

Концепции современного естествознания
Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным специальностям

ГАРДАРИКИ

Москва, 2001

УДК 50(075.8)

ББК 20

Н20
Рецензенты:

доктор философских наук, профессор В.Н. Князев;

кафедра философии и методологии науки МГУ им. М.В. Ломоносова

Найдыш В.М.

Н20 Концепции современного естествознания: Учеб. пособие. -- М.:Гардарики,2001.-476с.

ISBN 5-8297-0001-8 (в пер.)
Естествознание, являясь основой всякого знания, всегда оказывало на раз­витие гуманитарных наук значительное воздействие своими методами, методо­логическими и мировоззренческими установками и представлениями, образами и идеями. Особенно мощным является такое воздействие в настоя­щую эпоху. Фундаментальная подготовка специалистов в гуманитарных облас­тях знания уже немыслима без ознакомления их с историей и современным состоянием естествознания.

Представлена широкая панорама как истории естествознания, так и основ­ных элементов современной естественно-научной картины мира, мировоззрен­ческих и методологических представлений, формирующихся в нашу эпоху в недрах естествознания.

Адресована студентам, аспирантам, преподавателям гуманитарных факуль­тетов и вузов страны.
В оформлении переплета использован фрагмент картины Рене Магритта «Стрела Зенона» (1964)
УДК 50(075.8)

ББК 20

ISBN 5-8297-0001-8 ©УИЦ «Гардарики», 1999

© Найдыш В.М., 1999


ПРЕДИСЛОВИЕ



Наука — это многогранное и вместе с тем целостное образование, отдельные компоненты которого, в том числе естественные и гума­нитарные науки, в своих глубинных мировоззренческих и методологических основаниях теснейшим образом связаны между собой. Вся история познания свидетельствует о наличии мощных токов знании, идей, образов, представлений от естественных наук к гуманитарным и от гуманитарных к естественным, о теснейшем взаимодействии между науками о природе и науками об обществе и человеке. Особен­но важную роль это взаимодействие играло в периоды научных рево­люций, т.е. глубинных преобразований способов познания, принци­пов и методов научной деятельности.

Естествознание всегда оказывало значительное воздействие на развитие гуманитарных наук как своими методологическими уста­новками, так и общемировоззренческими представлениями, образа­ми и идеями. Особенно мощным это воздействие стало сейчас — в эпоху научно-технической революции, радикального изменения от­ношения человека к миру, к природе, глобальных интеграционных процессов как в науке, так и в духовной культуре в целом. Подготовка современного специалиста-гуманитария с широким базовым образо­ванием уже немыслима без ознакомления его с историей и современ­ным состоянием естественно-научного познания. Все это делает не­обходимым введение в учебные планы подготовки специалистов по гуманитарным отраслям науки курса «Концепции современного есте­ствознания», который призван дать широкую панораму как истории естествознания, так и общих элементов современной естественно-на­учной картины мира, мировоззренческих и методологических пред­ставлений, формирующихся в нашу эпоху в недрах естествознания.

Опыт преподавания курса «Концепции современного естество­знания» показывает, что его изучение способствует выработке у сту­дентов ориентиров, установок и ценностей рационалистического отношения к миру, природе, обществу, человеку. Это очень важно именно в наше время, когда накатывается новая очередная истори­ческая волна мифологизации культуры, массовое сознание ремифологизируется, в нем все чаще ставятся под сомнение достижения, ценности и возможности научного познания мира, когда происходит всплеск интереса к мистицизму, расцвет квазинаучного мифотворче­ства, паракультурных форм сознания, оккультизма, магии, астроло­гии, спиритизма; когда бегство от материализма к мистике, от науки к мифу стало модой для отечественного и зарубежного безбрежного скептицизма. В этих условиях приобретает особую значимость ут­верждение идеалов научно-рационального отношения к действитель­ности, на которых построена вся наша цивилизация. Ведь безбреж­ный скептицизм, так же как и безбрежный догматизм, является мощ­ным тормозом экономического, общественного и культурного раз­вития.

Таким образом, основные цели и задачи нашего курса следующие: понимание специфики гуманитарного и естественно-научного типов познавательной деятельности, необходимости их глубокого внутреннего согласования, интеграции на основе целостного взгляда на окружающий мир; более глубокое понимание отличия и единства научно-рациональ­ного и художественно-образного способов духовного освоения мира; осознание исторического характера развития научного позна­ния, исторической необходимости в периодической смене научных картин мира, научных революций, существа социокультурной детер­минации познавательной деятельности;

формирование ясного представления о современной физической картине мира как о системе фундаментальных знаний об основаниях целостности и многообразия природы, которые определяют облик современного естествознания;

формирование представлений о современной астрономической картине мира, которая самым непосредственным образом определя­ет содержание современного научного миропредставления и миро­воззрения;

получение представлений о современной биологической картине мира, о преемственности природных систем, их развития от нежи­вых к живым (к клетке, организму, человеку, биосфере и обществу);

осознание содержания современных глобальных экологических проблем в их связи с основными законами естествознания;

формирование представлений о принципах универсального эво­люционизма и синергетики и их возможных приложениях к анализу процессов, протекающих не только в природе, но и обществе;

ознакомление с методологией естественно-научного познания, принципами теоретического моделирования объекта в естествозна­нии, возможностями перенесения методологического опыта естест­вознания в гуманитарные науки;

формирование представлений о радикальном качественном отли­чии науки от разного рода форм квазинаучного мифотворчества, эзотеризма, оккультизма, мистицизма и др.

Отличительная особенность авторского отношения к курсу «Кон­цепции современного естествознания» состоит в том, что изложение содержания современной естественно-научной картины мира в нем органически сочетается с освещением основных вех истории естест­вознания, с характеристикой предшествующих естественно-научных картин мира.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   75

Похожие:

В. М. Найдыш Концепции современного естествознания iconЛитература по космологии Найдыш В. М. Концепции современного естествознания...
Найдыш В. М. Концепции современного естествознания М. 2007. Глава 11. «Особенности астрономии XX века»
В. М. Найдыш Концепции современного естествознания iconВопросы к зачету по предмету «Концепции современного естествознания»
...
В. М. Найдыш Концепции современного естествознания iconКарпенков С. Х. Концепции современного естествознания: Учеб для вузов. 6-е изд., перераб и доп
Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. – М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2005 г. – 9-е изд., испр и доп....
В. М. Найдыш Концепции современного естествознания iconКарпенков С. Х. К26 Концепции современного естествознания: Учебник для вузов
К26 Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. – М.: Академический Проект, 2000. Изд. 2-е, испр и доп. – 639 с
В. М. Найдыш Концепции современного естествознания iconПрограмма курса Москва 2008 концепции современного естествознания программа курса
Одна из основных задач курса – передать учащимся основные идеи происхождения, истории и современного состояния естествознания; идею...
В. М. Найдыш Концепции современного естествознания iconКонцепции современного естествознания
Научным методом называется способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни
В. М. Найдыш Концепции современного естествознания iconМетодические указания для выполнения заданий по курсу «Концепции современного естествознания»
Проследите эволюционный путь звезды с начальной массой: а 2 Мс; б 2Мс; в 12 Мс
В. М. Найдыш Концепции современного естествознания iconКудрявцев П. С. Курс истории физики. М.: Просвещение, 1982. Кузнецов Б. Г. Эволюция картины мира
Горбачев В. В., Безденежных В. М. Концепции современного естествознания: Уч пособ. – М.: Экономистъ, 2004
В. М. Найдыш Концепции современного естествознания iconПрограмма по дисциплине ен. Ф. «Концепции современного естествознания»
Целью курса является формирование у бакалавров целостного мировоззрения, основанного на современной естественнонаучной картине мира,...
В. М. Найдыш Концепции современного естествознания icon«Концепции современного естествознания»
Контрольная работа по дисциплине ксе представляет собой реферат на одну из нижеперечисленных тем. Выбор темы – произвольный. Объём...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница