Скачать 6.86 Mb.
|
![]() В.М.Найдыш Концепции современного естествознания Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным специальностям ГАРДАРИКИ Москва, 2001 УДК 50(075.8) ББК 20 Н20 Рецензенты: доктор философских наук, профессор В.Н. Князев; кафедра философии и методологии науки МГУ им. М.В. Ломоносова Найдыш В.М. Н20 Концепции современного естествознания: Учеб. пособие. -- М.:Гардарики,2001.-476с. ISBN 5-8297-0001-8 (в пер.) Естествознание, являясь основой всякого знания, всегда оказывало на развитие гуманитарных наук значительное воздействие своими методами, методологическими и мировоззренческими установками и представлениями, образами и идеями. Особенно мощным является такое воздействие в настоящую эпоху. Фундаментальная подготовка специалистов в гуманитарных областях знания уже немыслима без ознакомления их с историей и современным состоянием естествознания. Представлена широкая панорама как истории естествознания, так и основных элементов современной естественно-научной картины мира, мировоззренческих и методологических представлений, формирующихся в нашу эпоху в недрах естествознания. Адресована студентам, аспирантам, преподавателям гуманитарных факультетов и вузов страны. В оформлении переплета использован фрагмент картины Рене Магритта «Стрела Зенона» (1964) УДК 50(075.8) ББК 20 ISBN 5-8297-0001-8 ©УИЦ «Гардарики», 1999 © Найдыш В.М., 1999 ПРЕДИСЛОВИЕНаука — это многогранное и вместе с тем целостное образование, отдельные компоненты которого, в том числе естественные и гуманитарные науки, в своих глубинных мировоззренческих и методологических основаниях теснейшим образом связаны между собой. Вся история познания свидетельствует о наличии мощных токов знании, идей, образов, представлений от естественных наук к гуманитарным и от гуманитарных к естественным, о теснейшем взаимодействии между науками о природе и науками об обществе и человеке. Особенно важную роль это взаимодействие играло в периоды научных революций, т.е. глубинных преобразований способов познания, принципов и методов научной деятельности. Естествознание всегда оказывало значительное воздействие на развитие гуманитарных наук как своими методологическими установками, так и общемировоззренческими представлениями, образами и идеями. Особенно мощным это воздействие стало сейчас — в эпоху научно-технической революции, радикального изменения отношения человека к миру, к природе, глобальных интеграционных процессов как в науке, так и в духовной культуре в целом. Подготовка современного специалиста-гуманитария с широким базовым образованием уже немыслима без ознакомления его с историей и современным состоянием естественно-научного познания. Все это делает необходимым введение в учебные планы подготовки специалистов по гуманитарным отраслям науки курса «Концепции современного естествознания», который призван дать широкую панораму как истории естествознания, так и общих элементов современной естественно-научной картины мира, мировоззренческих и методологических представлений, формирующихся в нашу эпоху в недрах естествознания. Опыт преподавания курса «Концепции современного естествознания» показывает, что его изучение способствует выработке у студентов ориентиров, установок и ценностей рационалистического отношения к миру, природе, обществу, человеку. Это очень важно именно в наше время, когда накатывается новая очередная историческая волна мифологизации культуры, массовое сознание ремифологизируется, в нем все чаще ставятся под сомнение достижения, ценности и возможности научного познания мира, когда происходит всплеск интереса к мистицизму, расцвет квазинаучного мифотворчества, паракультурных форм сознания, оккультизма, магии, астрологии, спиритизма; когда бегство от материализма к мистике, от науки к мифу стало модой для отечественного и зарубежного безбрежного скептицизма. В этих условиях приобретает особую значимость утверждение идеалов научно-рационального отношения к действительности, на которых построена вся наша цивилизация. Ведь безбрежный скептицизм, так же как и безбрежный догматизм, является мощным тормозом экономического, общественного и культурного развития. Таким образом, основные цели и задачи нашего курса следующие: понимание специфики гуманитарного и естественно-научного типов познавательной деятельности, необходимости их глубокого внутреннего согласования, интеграции на основе целостного взгляда на окружающий мир; более глубокое понимание отличия и единства научно-рационального и художественно-образного способов духовного освоения мира; осознание исторического характера развития научного познания, исторической необходимости в периодической смене научных картин мира, научных революций, существа социокультурной детерминации познавательной деятельности; формирование ясного представления о современной физической картине мира как о системе фундаментальных знаний об основаниях целостности и многообразия природы, которые определяют облик современного естествознания; формирование представлений о современной астрономической картине мира, которая самым непосредственным образом определяет содержание современного научного миропредставления и мировоззрения; получение представлений о современной биологической картине мира, о преемственности природных систем, их развития от неживых к живым (к клетке, организму, человеку, биосфере и обществу); осознание содержания современных глобальных экологических проблем в их связи с основными законами естествознания; формирование представлений о принципах универсального эволюционизма и синергетики и их возможных приложениях к анализу процессов, протекающих не только в природе, но и обществе; ознакомление с методологией естественно-научного познания, принципами теоретического моделирования объекта в естествознании, возможностями перенесения методологического опыта естествознания в гуманитарные науки; формирование представлений о радикальном качественном отличии науки от разного рода форм квазинаучного мифотворчества, эзотеризма, оккультизма, мистицизма и др. Отличительная особенность авторского отношения к курсу «Концепции современного естествознания» состоит в том, что изложение содержания современной естественно-научной картины мира в нем органически сочетается с освещением основных вех истории естествознания, с характеристикой предшествующих естественно-научных картин мира. |
![]() | Литература по космологии Найдыш В. М. Концепции современного естествознания... Найдыш В. М. Концепции современного естествознания М. 2007. Глава 11. «Особенности астрономии XX века» | ![]() | Вопросы к зачету по предмету «Концепции современного естествознания» ... |
![]() | Карпенков С. Х. Концепции современного естествознания: Учеб для вузов. 6-е изд., перераб и доп Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. – М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2005 г. – 9-е изд., испр и доп.... | ![]() | Карпенков С. Х. К26 Концепции современного естествознания: Учебник для вузов К26 Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. – М.: Академический Проект, 2000. Изд. 2-е, испр и доп. – 639 с |
![]() | Программа курса Москва 2008 концепции современного естествознания программа курса Одна из основных задач курса – передать учащимся основные идеи происхождения, истории и современного состояния естествознания; идею... | ![]() | Концепции современного естествознания Научным методом называется способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни |
![]() | Методические указания для выполнения заданий по курсу «Концепции современного естествознания» Проследите эволюционный путь звезды с начальной массой: а 2 Мс; б 2Мс; в 12 Мс | ![]() | Кудрявцев П. С. Курс истории физики. М.: Просвещение, 1982. Кузнецов Б. Г. Эволюция картины мира Горбачев В. В., Безденежных В. М. Концепции современного естествознания: Уч пособ. – М.: Экономистъ, 2004 |
![]() | Программа по дисциплине ен. Ф. «Концепции современного естествознания» Целью курса является формирование у бакалавров целостного мировоззрения, основанного на современной естественнонаучной картине мира,... | ![]() | «Концепции современного естествознания» Контрольная работа по дисциплине ксе представляет собой реферат на одну из нижеперечисленных тем. Выбор темы – произвольный. Объём... |