Внеурочное мероприятие по истории для обучающихся 5-9 классов «Искусницы Русской земли». Праздник конкурс, посвященный истории рукоделий




Скачать 104.12 Kb.
НазваниеВнеурочное мероприятие по истории для обучающихся 5-9 классов «Искусницы Русской земли». Праздник конкурс, посвященный истории рукоделий
Дата публикации22.08.2013
Размер104.12 Kb.
ТипКонкурс
shkolnie.ru > История > Конкурс
Тема:Внеурочное мероприятие по истории для обучающихся 5-9 классов «Искусницы Русской земли». Праздник – конкурс, посвященный истории рукоделий.

Цель:углубление знаний, полученных школьниками на уроках, получение новых знаний краеведческого характера, расширение кругозора

.

Сценарий разработала учитель истории и обществознания МКОУ Квитокская СОШ №2 Кальянова Т.Н.

Ход мероприятия

Ведущая Было это в школе нашей.

Было это белым днем.

Плели, шили, вышивали

Три девицы под окном.

Изба, убранная по-крестьянски. Девушки вяжут, шьют, вышивают и поют:

В низенькой светелке

Огонек горит.

Молодая пряха

У окна сидит.

Молода, красива,

Карие глаза.

По плечам развилась

Русая коса.

1-я девушка. Ой, девчонки, что это мы все загрустили? Давайте, что-нибудь веселенькое споем.

Поют частушки.

1-я девушка.

У меня на кофте белой

Кружева-снежиночки.

Как по улице пойду —

Любуйся, ягодиночка!

2-я д е в у ш к а.

Хорошо бы к сарафану

Кружевные рукава,

Да боюсь я — возле печки

Изорвутся кружева.

3-я девушка.

Повстречались мы с миленком

У лесочка на мосту.

Про лесочек, про мосточек

Нынче кружево плету.

1-я девушка. Ну, плети, плети.

3-я девушка (плетет кружево). Не салфетку я плету — жизнь по ниточке перебираю. Овладеть этим искусством сложно, с самого детства нужно учиться. Особенно сложно плетение на коклюшках. Только детские пальчики могли из нитки, тонкой, как паутинка, на крошечных волосяных булавках плести уни­кальные, почти прозрачные кружева.

Говорят, кружево появилось в Венеции в XVI в. Из Италии мода на кружева пришла в Европу. Из них шили пышные воротники и манжеты, женские платья, ими украшали мужские камзолы, шляпы, ботфорты, белье. По круже­вам сходили с ума, из-за кружев разорялись, кружевные вопросы обсуждали короли, кардиналы, министры. За кружева заточали в тюрьмы, били плетьми и даже отрубали головы. Почему? Посмотрите на любое изделие, украшенное кружевами. Оно нарядно, красиво, оно приносит людям радость и ощущение праздника. Пока люди ищут красоту и радость, они будут носить кружева.

2-я девушка (шьет). А я знаю про русские кружева. Впервые о них упоми­нается в Ипатьевской летописи под 1252 г. — ими был обшит кожух князя Да­ниила Галицкого. Названы они златыми. А потом их описания встречаются в исторических документах все чаще с такими вот эпитетами: кованые, плетеные, пряденые, саженные жемчугом, низанные жемчугом и перьями, пухом и гор­ностаем.

На Руси в старину кружевоплетение называлось «женским замышлением», а сами кружевницы — «плетеями». «Павлинки», «Дубовый лист», «Корабли», «Протекай речка», «Барабаны», «Денежки филейные», «Лапти», «Брошки-пышки», «Города старинные», «Вертячки», «Край», «Розы», «Бараньи рожки», «Блины», «Вороньи глаза», «Пава за павой», «Пышечки», «Пустушки», «Яблоч­ки», «14 рыбок» — это все... кружевные узоры.

1-я девушка (вышивает). А мне нравится вышивать. Вышивка на Руси долгое время служила главным украшением крестьянского быта. Узорочьем украшали рубахи, сарафаны, передники, головные уборы. Невеста, готовя же­ниху подарок, счетной гладью и крестом вышивала ему нагрудную вставку для косоворотки. На свадебных полотенцах вышивались две птицы по обеим сторонам пышного куста — как пожелание любви и счастья молодым. Солнечные теплые тона, много белого и красного цвета — все это согласовывалось с понятиями добра и красоты. Задолго до свадьбы помимо приданого девушка выши­вала до 50 полотенец для раздаривания. '

Праздничным полотенцем связывали руки жениха и невесты — чтоб ни­когда не разлучались. Полотенцами были повязаны дружки. Яркие рушники развевались на расписных дугах свадебных троек, их развешивали по стенам избы, образуя своеобразную картинную галерею.

Полотенца с вышивкой сопровождали человека от купели до погоста. В них принимали новорожденного после его крещения. Полотенца жертвовали в цер­ковь по обету после смерти и отпевания.

2-я девушка. Тебе нравится кружева плести, тебе — вышивать, а мне — сказки слушать. Давайте-ка одну сейчас и послушаем.

Выходят модница, экстравагантно одетая, и приказчик.

Приходит в магазин модница. Вся гнется, ковыляется, модну походку вы­делывает. Руки раскинула, пальчики растопырила. Показать модница хочет, что всегда по-иностранному разговариват, по-русски только понимат, и то не в большу силу, и вся она почти иностранка.

Так вот, пришла эдака фифа, фасонность и ногами, и руками, и всем телом проделала, головой по особенному мотнула, глаза сначала под лоб завела, потом кругом повела и завыговаривала:

— Ах-ах-ах. Надобно мне матерьи на платье! И самой модной-размодной, чтоб была самая распоследняя мода! Приказчик кренделем изогнулся, руки фертом растопырил, ноги колесом
закрутил и тоже в нос да с завыванием залопотал под стать моднице: ми

— Да-с, у нас для вас есть в аккурате, что вам желательно-с! Дернул приказчик с верхней полки кусок материи, весь пыльный, о прила­вок шлепнул — пыль тучей поднялась.

А приказчик развернул материю, моднице опомниться не дает:

— Вот-с, как раз для вас, пожалте-с, сорт особенной — поолко-тьерс!

Модница от пыли платочком заотмахивалась, на материю и прямо и сбоку поглядела, руками пошшупала, ей и не очень нравится, а коли модная материя, то что будешь делать.

— А отчего эти пятна на матерьи?

— Это цвет ле-жоа-нтьин-с! К вашей личности особенно подходящий. Ах, сак пристало! Даже убирать неохота, так к вам подошло!

Модница очен-но довольна, что сыскала особенну модну материю.

— А кака отделка к этому поолк-коо-тьеру цвета лежантьин?

Приказчик выташшил из-под прилавка обрывки старых кружев, которыми пыль вытирали. Голос выгнул так, что и сам не поверил своему уменью говорить на иностранный манер.

— Для этой материи и только для вас, другим и не показывай, вот-с, извольте-с, отделка-с, проо-ваас-дуу-р!

И что бы вы думали? Купила-таки модница материю полкотер, цвета лежантин, с отделкой про вас, дур...

3-ядевушка. А не поиграть ли нам, девицы, а не поиграть ли нам, красави-? Да не одним только, а с гостями нашими?

приглашают зрителей принять участие в игре. Желающие делятся на две команды.

^ РАЗМИНКА. НЕОБЫЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

1. Из каких необычных материалов изготавливали рубашки героини народных сказок?

ответ: к рапива, волосы.

2.Триста лет назад французскому королю Людовику XIV подарили перчатки из и прочной и эластичной нити на свете. Из чего была сделана эта нить?

Ответ: из паутины. Даже станочек специальный изобрели, в нем — 24 паука, за месяц из каждого вытягивали 4 км паутинной нити. Но станок не прижился: слишком прожорливы были восьминогие работники. На них никаких мух не напасешься.

3. Какая связь между пеньковой веревкой и скифами?

ответ: перед вами испытанный помощник водопроводчика — пенька. Эти прочные волокна — стебли конопли. Той самой конопли, которая славится своими вкусными семенами, из которых выжимают масло, используемое для приготовления пищи, освещения жилищ и улиц, разведения красок и при вар­ке мыла. Из пеньки изготовляют мешки, сети, веревки, канаты. А еще это жи­вой памятник того времени, когда в причерноморских степях бродили кочев­ники-скифы. Конопля пришла вместе со скифами из Средней Азии, проделав путь в несколько тысяч километров. Семена конопли, случайно попавшие в повозки кочевников, быстро прижились на новом месте.

^ КОНКУРС I. ПРЯХИ

Для конкурса нужны две прялки, привязанные к спинкам стульев, два веретена, вата или пряжа. Необходимо попробовать спрясть нитку.

Ведущий.

Подходите ближе, пряхи,
Пряжу тките на рубахи.
Тот, кто нить длинней спрядет,

Вот того награда ждет.

Звучит песня «Пряхи» (в исполнении школьного ансамбля или записи). С окончанием песни заканчивается конкурс.

^ КОНКУРС II. «ПОГОВОРКА — ЦВЕТОЧЕК, А ПОСЛОВИЦА — ЯГОДКА»

За одну минуту участникам предстоит вспомнить пословицы и поговорки, связан­ные с женскими рукоделиями. Например: «Не учи безделью, учи рукоделью», «Без веретена пряжи не спрядешь», «Без клиньев и кафтана не сделаешь», «Без топора не плотник, без иглы не портной», «Для того наперсток сделан, чтоб руки не нако­лоть», «Кроить не шить, после не распорешь», «Наши пряли, а ваши спали», «Не знаешь шить золотом, так быть молотом», «Не привыкай к безделью, учись руко­делью», «Ремесло не коромысло: плеч не отдавит, а век пропитает», «Кто в калеке, кто в парче, а мы в холсту — по тому ж мосту», «Куда нам с посконным рылом да в суконный ряд».

^ КОНКУРС III. РУССКИЕ РУКОДЕЛИЯ В ЗАГАДКАХ

Выходят два скомороха — Фома и Ерема.

Оба. Мы пришли к вам снова!

Фома. Фома.

Ерема. Да Ерема.

Фома. Вас на конкурс позвать. .

Е р е м а. Да загадки загадать.

Фома. А ну-ка, отгадайте загадку:

Эта часть костюма

Не мужской кафтан

Носит красна девица

Длинный………

Ерема. А вот еще загадка.

Ходит девица с косой,

С непокрытой головой.

Красоте помощник

Расписной...

(Кокошник)

Ф ома. Молодцы! А что же это мы, Ерема, не спросили, в чем парни ходили?

Ворот вышит, а застежка

Сбоку подбородка.

Всем наряд известен этот

Как...

(Косоворотка)

Слышь-ка, Ерема, че это мы такие простущие загадки загадываем? Ты, чай, видишь, что люди-то здесь не простые, гости именитые. Давай-ка, брат, им загадочки-то посложней. Договорились? Начинай. Только пусть они свои ответы на бумажке запишут, а мы проверим.

1. Собой не однака,

А нужна однако

Младенцу и мертвецу,

И доброму молодцу.

(рубаха)

2. Надену – ободом сведет,

Сниму – змеёй упадет.

Тепла не дает,

А без него холодно.

(пояс)

3. Есть человек

Без рук, без ног.

Голова есть — без мозгу,

Брюхо есть — без кишок.

Бока есть — без мяса.

(Донце к прялке или швейке)

4. Голову едят,

Тело бросают,

А кожу носят.

(Лен)

^ КОНКУРС IV. ЖЕНСКИЕ РУКОДЕЛИЯ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Надо указать автора и название произведения.

1. «За утренним чаем не засиживались. Матушка очищала в столовой стол и ставила швейную машину. Приходила домашняя швея, выписанная из селаПестравки, — кривобокенькая, рябенькая Соня, с выщербленным от постоянного перегрызания нитки передним зубом, и шила вместе с матушкой тоже какие-то будничные вещи. Разговаривали за шитьем вполголоса, с треском рвали коленкор».

1.ОТВЕТ: А. Н. Толстой «Детство Никиты».

2. «А как минуло мне девять лет, зазорно стало матушке по миру водить меня, застыдилась она и осела на Балахне; кувыркается по улицам из дома в дом, а на праздниках — по церковным папертям собирает. А я дома сижу, учусь кружева плести, тороплюсь, бывало, не удается чего — слезы лью.

В два года с маленьким, гляди-ка ты, научилась делу, да и в славу по городу вошла: чуть кому хорошая работа нужна, сейчас к нам: ну-ка, Акуля, встряхни поклюшки».

ОТВЕТ: М.Горький «ДЕТСТВО». .

3. «На другой же день приступила она к исполнению своего плана, послала купить на базаре толстого полотна, синей китайки и медных пуговок. С по­мощью Насти скроила себе рубашку и сарафан, засадила за шитье всю девичью, и к вечеру все было готово».

ответ: А. С. Пушкин «Барышня-крестьянка».

^ КОНКУРС V. ПЕСЕННЫЙ

Надо угадать мелодию и указать, какие рукоделия, орудия труда, материалы упоми­наются в песнях «Пряха», «Уж я сеяла ленок», «Коробейники».

^ КОНКУРС VI. «ТРИ ПОДСКАЗКИ»

Используя три подсказки, надо угадать, о чем идет речь.

1. Это известно в России с XIII в.;

это бывает нагольным, а бывает расшитым камнями и металлическими бляхами;

без этого не отправлялись в дорогу. Одни носили это в холодное время года,
а другие — даже летом.

ОТВЕТ: тулуп.

2. Это носят как мужчины, так и женщины. В России это стало известно позже, чем в других европейских странах;

в годы правления Павла I носить это было запрещено;

император говорил, что именно благодаря этому началась Французская ре­волюция.

ответ: жилет.

^ ЛОТЕРЕЯ ДЛЯ ЗРИТЕЛЕЙ

При входе зрители получают 10 номеров. Ведущие загадывают загадки, и зритель, разгадавший загадку под соответствующим номером, получает приз.

^ Фома. А вот, господа, разыгрывается лотерея!

Е р е м а. Воловий хвост да два филея.

Еще разыгрываются часы о двенадцати камнях, да на трех кирпичах, из неметчины привезены на дровнях.

Еще разыгрывается чайник без крышки и дна — только ручка одна. Настоя­щий фарфор! Был выкинут во двор, а я подобрал, да так разумно, что можно и фарфор разыгрывать в лотерею.

Номер у каждого есть из вас, следует заплатить сейчас. Вам номера на ци­гарки сгодятся, а у меня в кармане рубли зашевелятся.

1. Вещица эта понравится

Каждой красавице.

Названа женским именем.

Раньше не было и в помине.

(Фенечка)

2. Маленька Кутафьюшка

В тесном месте сидит.

(Пуговица)

4. Два братца, Одно сердце.

(Ножницы)

5. Стоит Ермак, Заломя колпак.

(Крючок для вешанья)

6. Сито плюс вито,

В нем поныто,

Сорок узлов,

Пятьдесят концов.

(Бисер)

7. Желтенький жучок,

На кончике червячок.

(Булавка)

8. Барыня-княгиня

Весь мир нарядила,

А сама нагая ходит.

(Игла)

9. На одной яме

Сто ям с ямой

(Наперсток)

10. Вещица к лицу

И педагогу и швецу.

(Мел)

Во время лотереи со зрителями жюри подводит итоги всего праздника-конкурса и награждает участников.




Похожие:

Внеурочное мероприятие по истории для обучающихся 5-9 классов «Искусницы Русской земли». Праздник конкурс, посвященный истории рукоделий iconВнеклассное мероприятие. Историческая игра
Мбоу сош с. Посёлки прошла историческая игра «Колесо истории» среди команд 5-6 классов. Это мероприятие было связано с годом российской...
Внеурочное мероприятие по истории для обучающихся 5-9 классов «Искусницы Русской земли». Праздник конкурс, посвященный истории рукоделий iconУрок по обществознанию. 8 класс Тема: «Святыни земли русской»
Продолжить знакомство обучающихся с духовными ценностями русской истории; формировать национальное самосознание; учить анализировать...
Внеурочное мероприятие по истории для обучающихся 5-9 классов «Искусницы Русской земли». Праздник конкурс, посвященный истории рукоделий iconВсероссийский интернет-конкурс педагогического мастерства
Название работы: «Историческое ассорти» (внеклассное мероприятие по истории для обучающихся 6 класса)
Внеурочное мероприятие по истории для обучающихся 5-9 классов «Искусницы Русской земли». Праздник конкурс, посвященный истории рукоделий iconВнеклассное мероприятие для Недели истории (с презентацией). 7 класс....
Цель мероприятия: формирование интереса к истории, воспитание патриотических чувств
Внеурочное мероприятие по истории для обучающихся 5-9 классов «Искусницы Русской земли». Праздник конкурс, посвященный истории рукоделий iconКурс русской истории
Методологическое удобство и дидактическая целесообразность второй из них в Изучении местной истории. Схема социально-исторического...
Внеурочное мероприятие по истории для обучающихся 5-9 классов «Искусницы Русской земли». Праздник конкурс, посвященный истории рукоделий iconСценарий утренника в подготовительной к школе группе посвященный Дню Защитника Отечества
Развивать познавательный интерес детей к русской истории через закрепление знаний о героях Российской армии в литературных, художественных...
Внеурочное мероприятие по истории для обучающихся 5-9 классов «Искусницы Русской земли». Праздник конкурс, посвященный истории рукоделий iconРассказы из русской истории XVIII века
Каталог цифровых образовательных ресурсов и образовательных ресурсов Интернета по истории для обучающихся на ступени основного общего...
Внеурочное мероприятие по истории для обучающихся 5-9 классов «Искусницы Русской земли». Праздник конкурс, посвященный истории рукоделий iconУчитель истории и обществознания гбоу оош №4 Сарайкина Ольга Григорьевна....
Развитие у обучающихся познавательной активности, зрительного, звукового и пространственного восприятия
Внеурочное мероприятие по истории для обучающихся 5-9 классов «Искусницы Русской земли». Праздник конкурс, посвященный истории рукоделий iconВнеклассное мероприятие: «Путешествие по Древнему Египту» Подготовила...
Оборудование: наглядные пособия, игровой материал, творческие задания обучающихся (рисунки, поделки из пластилина и пенопласта, стенгазета),...
Внеурочное мероприятие по истории для обучающихся 5-9 классов «Искусницы Русской земли». Праздник конкурс, посвященный истории рукоделий iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
России; 2 способствовать формированию положительной нравственной оценки таких качеств характера, как упорство, настойчивость, верность...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница