И. С. Тургенев Цели урок : показать благотворное влияние любви на развитие образа Е. Базарова, сформировать личностное восприятие произведения «Отцы и дети» десятиклассниками, формировать умение анализировать худо




Скачать 51.57 Kb.
НазваниеИ. С. Тургенев Цели урок : показать благотворное влияние любви на развитие образа Е. Базарова, сформировать личностное восприятие произведения «Отцы и дети» десятиклассниками, формировать умение анализировать худо
Дата публикации17.07.2013
Размер51.57 Kb.
ТипУрок
shkolnie.ru > История > Урок


Любовь в жизни Е. Базарова.

« Песнь торжествующей любви» в произведении И.С. Тургенева «Отцы и дети » .

Любовь сильнее смерти и страха смерти.

Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

И.С. Тургенев

Цели урок : показать благотворное влияние любви на развитие образа Е.Базарова , сформировать личностное восприятие произведения « Отцы и дети » десятиклассниками, формировать умение анализировать художественное произведение, подчеркнуть художественное своеобразие тургеневского романа на основе анализа текста , воспитывать внимание к слову, способствовать воспитанию эстетического вкуса учащихся.

Тип урока :

Методы :

  • словесный (слово учителя, ответы учащихся , сообщения, беседа по содержанию )

  • наглядный ( презентация )

  • методика распределения заданий

Оборудование : портрет И.С. Тургенева, электронная презентация.

Ход урока



  1. Вступительное слово учителя.

На протяжении нескольких уроков мы говорим о тургеневском романе «Отцы и дети» : о его героях , проблемах, поставленных в произведении .

Роман «Отцы и дети» является многоплановым по тематике. И одной из основных тем романа является тема любви.

( Слайд 1 – эпиграф ) Да, именно любовь находится сегодня в центре нашего внимания. ( Учитель называет тему урока ).

( слайд 2 ) Любви И.С. Тургенев посвятил немало страниц своих замечательных произведений ( « Ася», «Первая любовь» )

  1. ( Слайд 3 ) Рассматривая унылый осенний пейзаж за окном в ноябре 1843 года, Тургенев написал стихотворение «В дороге». По утверждению современников писателя , именно грустный романс, написанный на стихи писателя( музыка Ю Абаза),передаёт настроение тургеневской любви, которую он тогда только предчувствовал .

  2. ( Слайд 4,5,6 )

- Рассказ учащегося о любви Тургенева и Полины Виардо

Учитель : Тургенев испытал великую любовь. Был ли он счастлив? ... но, доживая бобылём в чужой стране , Тургенев в одном из последних своих рассказов « Песнь торжествующей любви »утверждает : « Любовь сильнее смерти и страха смерти .Только ею, только любовью держится и движется жизнь»( слова эпиграфа ).

Любовь Тургенева ( роковая, романтическая ) чем-то похожа на любовь его героев . И , конечно же , мы сразу вспоминаем Павла Петровича Кирсанова (гл.7). История любви П.П. была также романтической и печальной .

  1. – Рассказ учащегося о любви П.П. Кирсанов с прочтением отрывков из текста.

Учитель: Пересказать историю этой романтической любви к загадочной графине Р. трудно : вся в неуловимых штрихах , из которых как будто соткан портрет тургеневской незнакомки . И перед читателями автор - создатель женского портрета…( « взгляд их , быстрый и глубокий, беспечный до удали и задумчивый, до уныния – загадочный взгляд..» - мы слышим музыку тургеневской фразы: повторяющееся до…до.. Сочувствуем ли мы герою ?

Сегодня речь не о П.П. и не о его любви .., но всё-таки и эта история могла бы стать отдельной новеллой, песней торжествующей любви.

  1. Вопросы учителя учащимся .

- Для чего Аркадий рассказывает Базарову историю любви своего дяди ,

зачем Тургенев рассказывает нам о любви П.П.?( роман построен на антитезах - противопоставлениях героев ).

- Как откликнулся Базаров на рассказ Аркадия ?

Базаров осуждает П.П. , « человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и ,когда ему эту карту убили , раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек –не мужчина , но самец »

( предугадывание событий : автор подвергнет своего героя также испытанию любовью ).. не столь уж и различны эти два человека, есть такое чувство, которое может сблизить их .

  1. Любовь Базарова .Коллективная работа с текстом ( гл. 15-19, 25 -27)

А) Первая встреча с Одинцовой Ан. Серг. ( гл. 14 , бал у губернатора )

В отзыве Базарова сквозят пошлость и цинизм : «Что это за фигура «На остальных баб не похожа» « Этакое богатое тело!.. Хоть сейчас в анатомический театр…»

( Слайд 7 ) Однако , оказавшись рядом с Одинцовой в номере гостиницы, он вдруг начинает конфузиться ( с.63. , гл.15 ) « Вот тебе раз !- бабы испугался ! –подумал он. Но пытается скрыть свой состояние развязностью .

Аркадий не переставал удивляться, глядя на своего приятеля. К тому же он ещё и покраснел, услышав приглашение Одинцовой в Никольское, имение «герцогини» , как он её окрестил .

Б) Перемены в герое.

Учитель :Роман о нигилисте вдруг становится трагическим повествованием о влюблённом юноше , и с Базаровым случилось то , что , что происходит с каждым и именуется первой любовью, не зависимо от того , в каком возрасте это случается ( опять звучит тема «Первой любви»).

В) Сцена признания Базарова в любви к Одинцовой.

Базаров у Одинцовой ( Никольское )

Учитель продолжает беседу : В Базарове происходит что- то не базаровское , «что- то другое в него вселилось, чего он никак не допускал». ( гл. 17, с 75 - зачитать). « Постыдные мысли » мучили его… Он любил её , таил свою любовь и …мечтал о нежности … Герой стоит на пороге большой личной драмы. Что особенно мучительно для него ? Он понимает, что О. не способна « увлекаться », разве что из любопытства. Да, действительно, ей хотелось его испытать и себя изведать. ( гл. 17,с.75 )

- ( слайд 8) Театральная страница. Прочтение по ролям ( проверка индивидуального домашнего задания)

С.78-79 « Отворите окно, мне что-то душно…» Анализ текста ( роль пейзажа )

Ей нравились его простота и естественность Но она испугалась необузданности Базарова, неожиданной грубости его чувств. Основа её жизни - спокойствие, которое Базаров мог нарушить .

Он надеется на взаимность …и признаётся в любви :«Так знайте же, что я люблю вас глупо, безумно… Вот чего вы добились» ( гл.18 с 84 – зачитать )…. ( ( Какая она, любовь Базарова ?

Базаров уходит из комнаты , и тем кончаются отношения. Он уезжает на другой день после этого происшествия , потом видится раза два с Анной Сергеевной, даже гостит у неё вместе с Аркадием . Но они смотрят друг на друга и разговаривают спокойно .

Г) Встречи Базарова С Одинцовой

-Почему всё-таки Базаров возвращается В Никольское ? ( О композиции (!) : Марьино- Никольское- дом родителей .Один и тот же герой возвращается в ту же обстановку, встречается с теми же людьми. Но это уже всё-таки другой Базаров –( какой?)- страдающий, сомневающийся, переживающий любовную драму , безуспешно пытающийся отгородиться от реальной сложной жизни своей нигилистической философией )

Он знал, что от неё « толку не добиться» , но поехал, потому, что полюбил ..И надеялся , что обманулся в её холодности, вдруг она тоже полюбит его.

С тем же он приехал и в третий раз ( вдруг она изменит своё отношение к нему ?) , но…. и пробыл совсем недолго.

Вывод : Базаров поставил под сомнение свои нигилистические принципы, подверг жестокому испытанию всё своё мировоззрение и …потерпел поражение Тургенев показывает несостоятельность нигилизма.

Д. ( Слайд 9 ) Последняя встреча с Одинцовой .

- Анализ эпизода ( индивидуальное задание )

В конце романа перед читателем предстаёт романтик: « Дуньте на умирающую лампаду и пусть она погаснет ! »

- Составление синквейна по теме урока .

  1. Заключительная часть урока

- ( слайд10) Прочтение высказывания А.П. Чехова о любви.

- ( слайд11 ) Прочтение наизусть учащимся стихотворения Вл. Соловьёва( индивидуальное задание ).Обсуждение прочитанного.

- Как вы можете объяснить смысл слов : в романе звучит песнь торжествующей любви ?

Вывод в конце урока( учитель) : В поединке Базарова и Одинцовой Базаров терпит поражение. Но побеждает любовь. Великая чистая любовь рождает благородство духа, которое может переродить человека.

- Согласны ли вы со словами Тургенева ? « Любовь сильнее смерти…»


Похожие:

И. С. Тургенев Цели урок : показать благотворное влияние любви на развитие образа Е. Базарова, сформировать личностное восприятие произведения «Отцы и дети» десятиклассниками, формировать умение анализировать худо iconУрок литературы в технологии «критического мышления»
«Идейные споры «отцов» и «детей» в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Взаимоотношения Е. Базарова и П. П. Кирсанова»
И. С. Тургенев Цели урок : показать благотворное влияние любви на развитие образа Е. Базарова, сформировать личностное восприятие произведения «Отцы и дети» десятиклассниками, формировать умение анализировать худо iconУрок-суд На тему: «Конфликт нигилиста, демократа Базарова и аристократа П. П. Кирсанова»
Цель: Систематизировать знания и умения учащихся по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»
И. С. Тургенев Цели урок : показать благотворное влияние любви на развитие образа Е. Базарова, сформировать личностное восприятие произведения «Отцы и дети» десятиклассниками, формировать умение анализировать худо iconУрок 12. «Бактерии в организме человека». Цели. Предметные результаты
Сформировать умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья
И. С. Тургенев Цели урок : показать благотворное влияние любви на развитие образа Е. Базарова, сформировать личностное восприятие произведения «Отцы и дети» десятиклассниками, формировать умение анализировать худо iconПейзаж в романе и. С. Тургенева «отцы и дети» «Я страстно люблю природу,...
Из всех произведений И. С. Тургенева для рассмотрения описания природы (пейзажа) я беру роман «Отцы и дети». Моя задача – рассмотреть...
И. С. Тургенев Цели урок : показать благотворное влияние любви на развитие образа Е. Базарова, сформировать личностное восприятие произведения «Отцы и дети» десятиклассниками, формировать умение анализировать худо iconУрок на тему «Инерция»
Цели: 1 сформировать понятие инерции; 2 учить умению находить в окружающем мире примеры проявления инерции и объяснять их; 3 формировать...
И. С. Тургенев Цели урок : показать благотворное влияние любви на развитие образа Е. Базарова, сформировать личностное восприятие произведения «Отцы и дети» десятиклассниками, формировать умение анализировать худо iconТема. Урок внеклассного чтения. Ю. Яковлев «Девочка с Васильевского острова»
Цель: показать преемственность поколений, осуждение войны через восприятие детей; совершенствовать восприятие и анализ текста на...
И. С. Тургенев Цели урок : показать благотворное влияние любви на развитие образа Е. Базарова, сформировать личностное восприятие произведения «Отцы и дети» десятиклассниками, формировать умение анализировать худо iconТема: Значение и грамматические признаки глагола
Цели: углубить знания детей о глаголе как части речи; формировать умения анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы;...
И. С. Тургенев Цели урок : показать благотворное влияние любви на развитие образа Е. Базарова, сформировать личностное восприятие произведения «Отцы и дети» десятиклассниками, формировать умение анализировать худо icon“Отцы и дети” И. С. Тургенева это произведение, отразившее все стороны...
Базарова можно сколь угодно осуждать, но нельзя не признать, что его мнение также имеет право на существование. Базаров признает...
И. С. Тургенев Цели урок : показать благотворное влияние любви на развитие образа Е. Базарова, сформировать личностное восприятие произведения «Отцы и дети» десятиклассниками, формировать умение анализировать худо icon«Нет у любви бесследно сгинуть права». Самое умное,что достиг человек-...
В 10 классе на уроки литературы отводится всего 3 часа. Это позволяет пройти только лишь программные произведения. Замысел моего...
И. С. Тургенев Цели урок : показать благотворное влияние любви на развитие образа Е. Базарова, сформировать личностное восприятие произведения «Отцы и дети» десятиклассниками, формировать умение анализировать худо icon  И. С. Тургенев. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного)....
Система уроков по изучению жизни и творчества И. С. Тургенева, его романа «Отцы и дети»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница