Сценарий урока «Суд истории. Виновен ли АлександрIв смерти своего отца ПавлаI?»




Скачать 55.06 Kb.
НазваниеСценарий урока «Суд истории. Виновен ли АлександрIв смерти своего отца ПавлаI?»
Дата публикации15.07.2013
Размер55.06 Kb.
ТипСценарий
shkolnie.ru > История > Сценарий
Сценарий урока

«Суд истории. Виновен ли АлександрIв смерти своего отца ПавлаI?»
Урок истории проводится в 8 классе в рамках изучения темы по истории России «Правление Александра I. Дней Александровых прекрасное начало». Урок проводится в форме судебного заседания.

Цели урока:

  1. Расширить знания учащихся в теме «Правление Александра I»

  2. Способствовать развитию ораторских способностей и критического мышления школьников

  3. Сформировать представление об исторических личностях.

  4. Восполнить пробелы в теме «Дней…».

  5. Доказать спорность исторической позиции в восприятии личности.

  6. Совершенствовать творческие способности учащихся.

Оборудование

Презентация

Участники судебного заседания:

  • Подсудимый (Александр I)

  • Судья

  • Секретарь суда

  • Присяжные заседатели (зрители)

  • Прокурор (общественный обвинитель)

  • Адвокат (защитник)

  • Свидетели обвинения

Авторы учебника, авторы статьи Т.С.Антонова, А.П.Харитонов, на основе которой составлена воображаемая дисскусия.

  • Свидетели защиты

Авторы статьи

^ Секретарь Суда:

Всем встать, суд идет. Слушается дело суда истории над императором Александром I .

Обвинитель, учитель истории, Федорова Татьяна Ивановна(или кто-либо из учащихся), защитник, ученик(ца) 8 «б»класса ….


Речь прокурора: Уважаемый суд, господа присяжные заседатели, пред вами человек, обличенный властью и призванный богом защищать не столько личные интересы, сколько интересы христианского населения Руси. Но он не только не справился с возложенной на него задачей, но и нарушил многие христианские заповеди.

В 1800 году от рождества Христова он вступил в заговор против легитимного правителя Российской империи ПавлаI, тем самым нарушив клятву. Положив на алтарь личной славы христианскую душу отца своего и законного монарха, он не погнушался помощью тех, кто, опасаясь за свои льготы, полученные при Екатерине Великой, в ночь с 11 на 12 марта 1801 года убил Павла I , забыв заповеди Христа.


А затем, обернул оружие против своих же союзников, удалив их от двора, тем самым лишний раз, подчеркнув свое лицемерие.

Обвинение докажет, что именно из-за попустительства Александра был убит Павел I, а впоследствии его облик как государя был во многом искажен. Вступив в заговор, он будет вести себя как трус. Узнав о заговоре, он не предупредит своего отца, обрекая близких своих на горечь утраты.

Обвинение требует у суда потомков признать императора Александра I виновным в убийстве Павла I.
^ Речь адвоката:

Уважаемые члены суда, в ваших руках находится историческая судьба этого государя. Мы, навешиваем ярлык труса, предателя, обвиняя во всех смертных грехах человека, который был сыном своего времени, и не всегда мог дать объективную оценку своим действиям.

Обратимся же к свидетелям, которые покажут, что он был наделен многими добродетелями.

В праздничных ликованиях по поводу восшествия на престол Александра принимала участие вся дворянская Россия. «На лицах россов радость блещет!»… «Умолк рев Норда сиповатый, закрылся грозный, страшный взгляд» - такими словами провожал Павлово царствование знаменитый поэт Державин.

«Дней Александровых прекрасное начало…» - современники тогда полностью разделяли знаменитые слова А.С. Пушкина о заре правления молодого царя. И это не удивительно. Дух милосердия и просвещения освещал первые распоряжения нового монарха.

Я приглашаю первого свидетеля, который расскажет о мероприятиях молодого государя
1 свидетель - граф Строганов (свидетель защиты)
Секретарь суда: граф Строганов единственный сын самого богатого в России вельможи, о котором Екатерина Великая говорила, что он «40 лет делает все, что бы разориться, и ни как не может успеть в этом». В молодости Павел Строганов участвовал в событиях Французской революции (присутствовал на митингах, посещал заседания якобинского клуба)
Судья: Что вы можете пояснить по сути дела?
На первых порах живым подтверждением и оправданием надежд явилась энергичная работа молодого государя, спешившего стереть и загладить все болезненные следы правления своего отца и отменить все изданные им стеснительные и унизительные, ненавистные меры.

  • Александр объявил амнистию всем беглецам, которые укрылись за границей от гнева Павла.

  • Торжественно была уничтожена зловещая Тайная экспедиция.

  • Были восстановлены екатерининские Жалованные грамоты дворянству и городам, отмененные Павлом I.

  • Была разрешена деятельность частных типографий и ввоз любых книг из-за границы.

  • Объявлен свободный пропуск русских подданных за границу, ограниченный при Павле.

  • Окончательно отменили пытки при судебном разбирательстве.

  • Были сняты ограничения в одежде.

Таким образом, Александр своими первыми указами просто и быстро устранил все тиранические распоряжения, сделанные Павлом. Именно поэтому я со всей своей горячностью работал в Негласном комитете.


  1. ^ Граф Новосильцев(свидетель защиты)

Секретарь суда:

Граф Новосильцев – двоюродный брат Строгонова; человек умный, проницательный, необыкновенно работоспособный, он много читал, изучал промышленность, имел основательные познания по политэкономии и законоведению.
^ Судья: Что вы можете пояснить по сути дела?

Мы с Александром были друзьями. Он пригласил меня в Негласный комитет. Я с радостью принял это предложение, не отказывая в совете своему государю. Рассказывает о первых мерах молодого Александра.

Адвокат: Что Вы знаете о том, как царь отреагировал на смерть Павла?

Александр искренне скорбел и был в отчаянии, когда узнал о гибели отца.
^

Прокурор: кто виновен в трагедии в ночь на12 марта 1801 года?


По-моему, главными виновниками были: самый доверенный человек императора, обязанный Павлу своими чинами и титулом –военный генерал-губернатор Петербурга граф П.А. Пален и любимец царя – граф Н.П. Панин, а также Николай Зубов, который ударил Павла в висок тяжелой табакеркой. Узнав об этом, Александр впал в оцепенение, из которого его вывел граф Пален: «Полно ребячиться! Ступайте царствовать, Государь!» - изрек он.


  1. ^ Автор статьи (свидетель обвинения).(Приводит высказывания Лагарпа – воспитателя Александра)

Прокурор: как проявился характер Александра в событиях тех дней? Мог ли он подтолкнуть заговорщиков к активным действиям?

Примеры из раздаточного материала

  1. ^ Автор статьи (свидетель защиты)

Адвокат: Можно ли у них найти аргументы в защиту Александра?

  1. Граф Л.Л.Беннингсен (свидетель защиты)

секретарь суда: один из заговорщиков, командующий русской армией зимой 1806-1807гг. (Россия тогда входила в Четвертую антифранцузскую коалицию)

Панин и Пален около полугода уговаривали цесаревича возглавить заговор….

  1. Сперанский (перекрестный допрос)

Секретарь суда: М.М. Сперанский-автор реформ.

Прокурор:

Адвокат:

Прокурор:

Адвокат:


  1. историк, (свидетель защиты)

Секретарь суда: свидетель защиты, ф.и.о,учненик(ца) вызвана, чтобы дать экспертную оценку исторических обстоятельств дела.

Проступок Александра серьезен. Суд должен вынести справедливый приговор. Я же хочу обратить ваше внимание на следующие факты.

Может ли смягчить вину Александра тот факт, что переворот был необходим для спасения России? Был ли безумен Павел, как пишут многие его современники? Многие считают, что «безумие» и «тирания» Павла сильно преувеличены.


  1. ^ Александр I (допрос обвиняемого)

Секретарь суда:

Прокурор: Расскажите суду обстоятельства того времени.

Я

Адвокат: раскаиваетесь ли вы в содеянном?

Грех на мне великий, но искупил страданиями своими, реформами на благо государства, победоносной войной с Наполеоном, а муки душевные навсегда остались со мной.

Судья:

Итак, господа присяжные заседатели, вы выслушали все обстоятельства дела, прения сторон, показания свидетелей, мнение экспертов. А теперь вы должны вынести справедливый приговор: виновен, не виновен, или виновен, но нуждается в снисхождение?

(голосование)

Решение принято, император Александр I, суд потомков признал вас________________, решение окончательное и обжалованию не подлежит.
Итог урока.

Удалось ли повторить материал о начале правления АлександраI?

Цели урока реализованы?
Домашнее задание




Похожие:

Сценарий урока «Суд истории. Виновен ли АлександрIв смерти своего отца ПавлаI?» iconАлександра I в смерти Павла I?
Сегодня мы проанализируем приведенные материалы и проведем историческое судебное разбирательство: можно ли обвинить Александра I...
Сценарий урока «Суд истории. Виновен ли АлександрIв смерти своего отца ПавлаI?» iconУрок по курсу новой истории 7-й класс. Тема: Суд над Карлом 1 Стюартом королём Англии
Цели: развивать навыки дискуссии, спора, умение находить положительные и отрицательные моменты в том или ином вопросе, в том числе...
Сценарий урока «Суд истории. Виновен ли АлександрIв смерти своего отца ПавлаI?» iconПорядок регистрации смерти граждан рк
Регистрация смерти, по общему правилу, производится в консульском отделе Посольства гражданского состояния по месту проживания умершего...
Сценарий урока «Суд истории. Виновен ли АлександрIв смерти своего отца ПавлаI?» iconПродолжение заметок о смерти американской мечты Слово редактора
Начальная информация, полученная в отделении шерифа Питкин Коунти, была туманна и неясна, но выделенный Томпсону адвокат сказал репортерам,...
Сценарий урока «Суд истории. Виновен ли АлександрIв смерти своего отца ПавлаI?» iconИз-за насмешек вступает в бой на кулаках с отцом. Одерживает победу и заслуживает похвалу отца
Молча слушает отца, терпит насмешку и не позволяет себе вступать в бой, за что получает от отца обидное прозвище «мазунчик»
Сценарий урока «Суд истории. Виновен ли АлександрIв смерти своего отца ПавлаI?» iconСценарий открытого урока истории по теме: ««Бунташный»
Цели: Сформировать представление о социальных потрясениях в XVII веке, выяснить общие и отличительные черты «Соляного» и «Медного»...
Сценарий урока «Суд истории. Виновен ли АлександрIв смерти своего отца ПавлаI?» iconМетодическая разработка открытого урока по истории: «Образование...
Данный урок по истории является открытым и входит в блок: «Раннее средневековье. V – X вв». Урок имеет целью расширение и закрепление...
Сценарий урока «Суд истории. Виновен ли АлександрIв смерти своего отца ПавлаI?» iconСценарий урока Тема урока: «Развитие скоростно-силовых качеств методом...
Цель урока – развитие силовых качеств путем повторного выполнения упражнений и использование времени Знания о физкультурно-оздоровительной...
Сценарий урока «Суд истории. Виновен ли АлександрIв смерти своего отца ПавлаI?» iconТема урока: Рождение новой европейской науки
Конспект урока истории в 7 классе учителя истории мкоу лысовской сош ляковой Л. Н
Сценарий урока «Суд истории. Виновен ли АлександрIв смерти своего отца ПавлаI?» iconКалужское удельное княжество
Первоначально Калуга относилась к Можайскому уделу, но после смерти Михаила Андреевича Можайского отошла обратно к великому князю....
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница