Программа элективного курса




Скачать 206.43 Kb.
НазваниеПрограмма элективного курса
Дата публикации05.07.2013
Размер206.43 Kb.
ТипПрограмма
shkolnie.ru > История > Программа
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная

школа № 33 с углубленным изучением отдельных предметов

Дзержинского района города Волгограда


Программа элективного курса

«История сословий в России»

(с IX до XVIII вв.)

для профильной подготовки

учащихся 10 классов

Автор-составитель:

учитель истории и обществознаний

высшей категории

Шлегович Вера Геннадьевна

Волгоград 2012

I. Пояснительная записка.



Курс «История сословий в России» рассчитана на 17 часов для изучения в 10 классе профильной школы. Он охватывает период с IX до конца XVIII вв. и основан на полном курсе лекций известного русского историка В.О. Ключевского.

^ Цель программы – создание условий для формирования и развития у учащихся интереса к изучению отечественной истории, умения самостоятельно приобретать и применять на практике исторические знания, что очень важно сегодня в связи с общей гуманитаризацией образовательного процесса.

Курс дает не только обзор, но и анализ исторических процессов, создававших видоизменявших сословный строй в России в указанный период. Он интересен еще и тем, что учащиеся узнают, как борются между собой частные интересы, как в этой борьбе вырабатывается путем обобщения и примирения сознание общих интересов, или как последние терпят крушение, разлагаясь на частные. Это, на мой взгляд, становится особенно интересным в свете исторических процессов, происходящих в современной России.

Базовый курс истории не дает возможности остановиться на более глубоком изучении исторического склада нашего общества. А между тем, он пробуждает интерес к нашей истории, и полученные знания могут пригодиться при изучении какой угодно части исторической науки.

Программа курса составлена таким образом, чтобы учащиеся могли получить не только теоретические знания, но и практические навыки.

Задачи курса: 1. Обзор и анализ исторических процессов, создававших и

видоизменявших сословный строй в России.

2. Повышение мотивации учебной деятельности

3. Воспитание уважительного отношения к историческому прошлому

российского общества.

Содержание курса структурировано таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими. Предполагается использование активных методов обучения: тестирование, составление кроссвордов (сканвордов), работа в группах и парах, выполнение и защита индивидуальных творческих заданий.

Программа предусматривает оценку успехов в изучении данного курса в форме итогового зачета при условии выполнения трех обязательных работ, выбранных учащимися, с учетом дополнительных баллов, полученных за активность и инициативу в период изучения курса.

В процессе обучения учащиеся закрепляют следующие умения и навыки:

  • отбирать и анализировать необходимый материал;

  • находить причинно-следственную связь исторических событий;

  • искать сходство в различных явлениях и находить различие в сходных явлениях;

  • выполнять индивидуальные творческие задания;

  • составление схем и таблиц;

  • осуществлять публичное выступление и защиту проекта.

II. Учебно-тематический план



№ п/п


Наименование тем курса


Всего часов

В том числе


Формы контроля

лек-

ции

прак-

тика

семи-

нар

1.

Введение.

1

1










2.

Происхождение сословий.

1

1







Опрос-беседа

3.

Влияние сословного деления на политический порядок.


1


1







Сравнительные схемы.

^ Раздел I. Начальный период истории русских сословий

4.

Этнографический и экономический состав русского общества в IX и X веках.


1


1







Опрос-беседа

5.

«Русская Правда» - характеристика русского общества в первый период.


2





1


1

Отчет по практической работе, тест

6.

Церковь и русское общество.

1

1







Сравнительная таблица

^ Раздел II. Удельный период истории русских сословий

7.

Изменение сословного деления.

1

1










8.

Характер сословных отношений.

1

1







Тест.

^ Раздел III.Третий период в истории русских сословий

9.

Классификация чинов в московском государстве.


1


1







Опрос-беседа, описательная таблица.

10.

Происхождение и ход общественного деления в Московском государстве.


1





1



Тест, отчет по практической работе.

11.

Происхождение и деление низшего провинциального дворянства.


1


1







Опрос-беседа

12.

Положение служилых людей.

1

1







Письменный опрос.

13.

Состав общества в Московском государстве второй половины XVI века.


1


1







Сравнительная таблица.

^ Раздел IV. Четвертый период истории русских сословий

14.

Происхождение сословного права.

1

1







Опрос-беседа.

15.

Разрушение чиновного склада русского общества.


1








1

Описательная схема, тест.

16.

Итоговый урок. Особенности и характерные черты формирования сословий в России с IX до конца XVIII вв.


1








1

Зачет




^ Всего по курсу:

17

12

2

3





III. Содержание программы.

Введение (1 час).

Основное содержание курса.

Тема 1. Происхождение сословий (1 час).

Понятие сословия. Сословные права и обязанности. Наследственное неравенство перед законом. Политическое и экономическое происхождение сословий.

Понятия: сословие; сословное право; привилегия; личные обязанности; вещественные обязанности; права политические; права гражданские.

Тема 2. Влияние сословного деления на политический порядок (1 час).

Место сословного государства в ряду преемственно сменявшихся общественных союзов. Исторические процессы, открывающиеся в истории. Общая характеристика сословного процесса в России и его периодизация. Источники истории сословий.

Раздел I. Начальный период истории русских сословий.

Тема 3. Этнографический и экономический состав русского общества в IX-X веках (1 час).

Первоначальное основание политического деления общества. Военно-промышленное происхождение Киевского княжества. Состав русского общества в IX-X веках. Следы сословного деления общества в IX-X веках.

Понятия: «руссы»; тысячи; тысяцкие; сотские; старцы градские; витязь; гость.

Тема 4. «Русская Правда» – характеристика русского общества в первый период (2 часа).

Сословия по «Русской Правде»: княжие мужи, люди, холопы, бояре, закупы, смерды и боярские тиуны. Политическое и экономическое основания сословного деления «Русской Правды». Особенности сословного образования русского общества в первый период.

Понятия: княжие мужи; люди; холопы; огнищанин; боре; закупы; смерды; боярские тиуны.

Тема 5. Церковь и русское общество (1 час).

Положение церкви в первые века христианства на Руси. Воздействие церкви на состав государственного общества (перемены в русском рабовладельческом праве). Состав церковного общества (сходство и отличие с государственным по составу и устройству).

Понятия: церковные (богадельные) люди; черно- белое- духовенство; миряне; паломники; прощеники (пущеники), задушные люди, молчаливое освобождение; закладней.

Раздел II. Удельный период истории русских сословий.

Тема 6. Изменение сословного деления (1 час).

Источники изучения этого периода. Новая сословная терминология. Изменения в характере церковной власти.

Понятия: дети боярские; дворяне; люди земские (черные); челядь дерноватая.

Тема 7. Характер сословных отношений (1 час).

Отношение к князьям бояр и вольных слуг. Отношение земских людей к удельному князю. Появление переходных классов: слуг «под дворским» и закладней. Характер сословных отношений, вытекающих из договора.

Понятия: городская осада; гражданский договор; кормление; довод; служилые – приказные – холопы; дворовые – страдные – холопы.; закладни.

Раздел III. Третий период в истории русских сословий.

Тема 8. Классификация чинов в Московском государстве (1 час).

Чины служилые. Чины тяглые. Посадское население Москвы. Люди нетяглые. Характеристика основных категорий общества Московского государства.

Понятия: чин; служилые по отечеству, служилые по прибору; посадские; уездные; целовальная служба; крестьяне черные и дворцовые; крестьяне крепостные.

Тема 9. Происхождение и ход общественного деления в Московском государстве (1 час).

Политическое основание деления. Перемена в значении верховной власти. Перемены в характере отношений государя к обществу. Разверстка государственных повинностей между отдельными классами общества. Состав и характер московского боярства. Двор московского государя в XVI веке. Отношения московских чинов к думным.

Понятия: личное подданство; подданство государственное; приказная сфера; окольничий; думные дворяне; московские дворяне.

Тема 10. Происхождение и деление низшего провинциального дворянства (1 час).

Разверстка службы по земле и земли по службе. Поземельное устройство новобранцев на опасных границах государства. Отношение поместного землевладения к вотчинному. Влияние военного устройства Московского государства на сословно-географическое размещение русского общества.

Понятия: поместное землевладение; поместные оклады; поместные дачи.

Тема 11. Положение служилых людей (1 час).

Сходство служилых и тяглых классов. Главные обеспечения ответственности: вера, доверие, круговая порука. Основное правило присяжной земской службы и категории высшего столичного купечества.

Понятия: голова; целовальники; гости.

Тема 12. Состав общества в Московском государстве второй половины XVI века (1 час).

Дальнейшее расчленение общества. Происхождение холопства докладного и кабального. Происхождение крестьянской крепости. Дробление крепостного крестьянства.

Понятия: докладное холопство; кабальное холопство; жилая неволя; порядная грамота; крестьянский заряд; крепостные крестьяне.

Раздел IV. Четвертый период истории русских сословий.

Тема 13. Происхождение сословного права (1 час).

Понятие о сословном праве. Начало законодательного момента IV периода. Сословное право и обособление сословий по правам. Источник сословных прав. Жалованная сословная грамота – форма сословного законодательства в XVII веке.

Понятия: сословные права; жалованная грамота.

Тема 14. Разрушение чиновного склада русского общества (1 час).

Троякий процесс этого разрушения. Сословный состав русского общества в XVIII века. Характеристика сословного состава русского общества XVIII века. Изменения в русском обществе в XVII-XVIII веках.

Понятия: «Табель о рангах»; ландраты; земский комиссар; деловые и задворные люди.

Итоговый урок. Особенности и характерные черты формирования сословий в России с IX до конца XVIII веков (1 час).

IV. Методические рекомендации по содержанию курса

и проведению занятий.


№ занятия

Наименование темы

Цели занятия

Виды деятельности

Формы контроля

1.

Введение

(1 час)

1) Ознакомить с основным содержанием курса.

2) Показать важность и необходимость изучения данного курса.

Конспектирование учащимися лекции





2.


Происхождение сословий

(1 час)


1) Показать разницу сословных прав и обязанностей.

2) Раскрыть основы (политические и экономические) происхождения сословий.

3) Сформировать у учащихся понятие о сословиях.


Конспектирование лекции. Работа с понятиями.


Опрос-беседа.


3.


Влияние сослов-ного деления на политический порядок

(1 час).


1) Показать место сословного государства в истории общественных союзов.

2) Способствовать умению учащихся сравнивать и сопоставлять общие процессы и отдельные явления в истории.


Конспектирование лекции. Работа с понятиями. Составление сравнительной схемы сословного процесса в России с западноевропейским


Обсуждение составленных схем.

^ Раздел I. Начальный период истории русских сословий.


4.


Этнографический и экономический состав русского общества в IX и X веках

(1 час).


1) Раскрыть основы происхождения Киевского княжества и первоначального деления общества.

2) Научить составлять характеристику общества и отдельных его слоев.


Конспектирование лекции. Работа с понятиями.

Составление характеристики состава русского общества в X и XI веках.


Опрос-беседа. Обсуждение характеристик.


5, 6.


«Русская Прав-да» - характери-стика русского общества в пер-вый период

(2 часа).


1) Показать политические и экономические основания «Русской Правды».

2) Сформировать у учащихся знания о русском обществе начального периода по источнику «Русская Правда».

3) Закрепить навыки работы с источником.


Конспектирование лекции. Работа с понятиями.

Практическая работа с источником «Русская Правда».

Описание основных сословий по «Русской Правде».


Тест.

Отчет о практической работе.
Семинар. Игра «Отгадай героя»


7.


Церковь и русское общество

(1 час).


1) Показать взаимосвязь положения церкви и ее влияние на состав государственного общества.

2) Развитие умения составлять сравнительные таблицы.


Конспектирование лекции. Работа с понятиями.

Составление сравнительной таблицы (церковное общество с государственным).



Опрос-беседа.
Таблица.

^ Раздел II. Удельный период истории русских сословий.


8.


Изменение сословного деления

(1 час).


1) Раскрыть причины изменения сословного деления и характера верховной власти.

2) Познакомить с новыми источниками изучения этого периода.


Конспектирование лекции. Работа с понятиями.

Знакомство с новыми источниками.





9.


Характер сословных отношений

(1 час).


1) Показать роль гражданского договора во взаимоотношениях удельных князей и общества.

2) Раскрыть историческую связь нового деления удельного общества делениями предшествующего.


Конспектирование лекции. Работа с понятиями.

Составление схемы, связывающей новое и предшествующее деление.


Тест.

Обсуждение схемы.

^ Раздел III. Третий период в истории русских сословий.


10.


Классификация чинов в московском государстве

(1 час).


1) Продолжить работу над навыками составления характеристик основных категорий общества.

2) Определить отличительные черты каждой категории.


Конспектирование лекции. Работа с понятиями.

Практическая работа – составление таблицы «Чиновное деление в Московском государстве».


Опрос-беседа.

Отчет о практической работе.


11.


Происхождение и ход общественного деления в Московском государстве

(1 час).


1) Раскрыть основную причину деления московского общества.

2) Проследить перемены в верховной власти и характере отношений государя и общества.

3) Сформировать общее представление о дворе московского государя в XVI в.

4) Помочь учащимся составить характеристику московского боярства.


Работа с понятиями.
Практическая работа - составление схемы государева двора, создание устного диафильма.


Тест.

Отчет о практической работе.


12.


Происхождение и деление низшего провинциального дворянства

(1 час).


1) Показать разверстку службы по земле и земли по службе.

2) определить следствие этой разверстки.

3) Сформировать понимание о значении военного устройства Московского государства.


Конспектирование лекции. Работа с понятиями.

Определение причинно-следственной связи.


Опрос-беседа.


13.


Положение служилых людей

(1 час).


1) Раскрыть сходство приемов в устройстве служилых и тяглых людей.

2) Обосновать главные обеспечения ответственности (вера, доверие, круговая порука).

3) Сформировать основное правило присяжной земской службы.


Конспектирование лекции. Работа с понятиями.



Письменный опрос


14.


Состав общества в Московском государстве второй половины XVI века

(1 час).


1) Проследить дальнейшее расчленение общества в низших слоях.

2) Выявить причины происхождения крестьянской крепости и влияние ее на состав крестьянского населения.


Конспектирование лекции. Работа с понятиями.

Составление схемы дробления крепостного крестьянства.


Разбор составленных схем.

Игра «Угадай героя»

^ Раздел IV. Четвертый период истории русских сословий.


15.


Происхождение сословного права

(1 час).


1) Раскрыть понятие о сословном праве.

2) Сформировать представление о разнице в происхождении сословных прав (два пути).


Конспектирование лекции. Работа с понятиями.

Работа с источниками.


Опрос-беседа


16.


Разрушение чиновного склада русского общества

(1 час).


1) Раскрыть троякий процесс этого разрушения.

2) познакомить с основными документами этого процесса.

3) Сформировать представление о русском обществе XVII-XVIII веков.

4) Продолжить работу по составлению таблицы и характеристики основных категорий населения.


Конспектирование лекции. Работа с понятиями.

Практическая работа: описательная таблица (схема) русского общества. Выявление произошедших изменений.


Опрос-беседа.

Отчет по практической работе.

Тест. Семинар.


17.


^ Заключительное занятие.

Особенности и характерные черты формирования сословий в России с IX до конца XVIII вв.

(1 час).


1) Закрепить, как и на каких основаниях делилось и переделялось русское общество.

2) Закрепить знания о характере отношений общества и власти в изученный период.

3) Сделать основной вывод из истории наших сословий.


Отчеты учащихся по индивидуальным заданиям.

Семинар.


Зачет.


V. Возможные индивидуальные и групповые задания.

1. «Историческая гостиная» - организация игровой ситуации.

2. Создание устного (рисованного) диафильма по одной из тем.

3. Создание Музея истории и быта российских сословий (оформление и представление отдельных залов).

4. Написание реферативных работ на темы:

  • «Формирование российского дворянства»

  • «Дворяне: дворовые или служилые люди»

  • «Церковная сословная организация»

  • «Чиновное деление в Московском государстве2

  • « московское боярство XVI века»

  • «состав крестьянского населения»

  • «Посадское население Москвы»

  • «Холопы и холопство на Руси»


VI. Список литературы.
- Ключевский В.О. История сословий в России. Полный курс лекций. Минск. «Харвест». 2004.
- Энциклопедический словарь российской жизни и истории. М. «ОЛМА-ПРЕСС Образование». 2004.
- Школьная энциклопедия. История России. IX-XVII века. М. «ОЛМА-ПРЕСС Образование». 2003.
- Очерки по истории России с IX до 1917 г. М. Политиздат 1990.
История Отечества в документах. Хрестоматия для учащихся старших классов средней школы. М. «ИЛБИ». 1994, 2004.
- Серия «История нашей Родины». М. «Наука». 1983.
Ионов И.Н. Российская цивилизация. М. «Просвещение». 2001.

Похожие:

Программа элективного курса iconПрограмма элективного курса 9 класс
Настоящая программа рассчитана на изучение элективного курса технологии учащимися 9 классов в течение 24 часов
Программа элективного курса iconПрограмма элективного курса по обществознанию «Решение сложных заданий в курсе обществознания»
Программа данного элективного курса предназначена для учащихся 11 класса, мотивированных на сдачу экзамена в формате егэ, и рассчитана...
Программа элективного курса iconПрограмма элективного курса «Здоровье человека и окружающая среда»
Актуальность предлагаемого элективного курса обусловлена неблагоприятной экологической обстановкой в стране в целом и в нашем регионе...
Программа элективного курса iconАвторская учебная программа элективного курса «готовимся к егэ по физике»
Изучение программы элективного курса поможет проверить целесообразность выбора профиля дальнейшего обучения и профессиональной деятельности...
Программа элективного курса iconПрограмма элективного курса «Физические характеристики человека»
Программа элективного курса «Физические характеристики человека» предназначена для учащихся 8-х классов общеобразовательных школ...
Программа элективного курса iconПрограмма элективного курса для обучающихся 9 класса основной школы Тип элективного курса
Теоретико – множественный подход при изучении школьного курса математики создает благоприятные условия для целенаправленного изучения...
Программа элективного курса iconРабочая программа элективного курса по химии «Мир овр»
Рабочая программа элективного курса по химии «Мир овр» предназначен для учащихся 11 классов общеобразовательного и профильного уровня....
Программа элективного курса iconРабочая программа элективного курса по химии «В царстве кристаллов»
Рабочая программа элективного курса по химии «В царстве кристаллов» предназначен для учащихся 8 классов. Разработана на основе авторской...
Программа элективного курса iconРабочая программа элективного курса по химии «Мир расчетных задач»
Рабочая программа элективного курса по химии «Мир расчетных задач» предназначен для учащихся 9 классов. Разработана на основе авторской...
Программа элективного курса iconПрограмма элективного
Программа курса составлена с учетом содержания курса математики 10-х классов и рассчитана на 34 часа
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница