Урок обществознания в 10 классе Тема урока «Нет перед Богом иудея и эллина…»




Скачать 93.71 Kb.
НазваниеУрок обществознания в 10 классе Тема урока «Нет перед Богом иудея и эллина…»
Дата публикации19.06.2013
Размер93.71 Kb.
ТипУрок
shkolnie.ru > История > Урок
Урок обществознания в 10 классе


Тема урока

«Нет перед Богом иудея и эллина…»

Учитель истории и обществознания

МОУ Октябрьская СОШ

Александрова Любовь Александровна

МОУ Октябрьская СОШ

Мантуровского муниципального района

Костромской области

Российской Федерации
2011 г


Пояснительная записка.
Патриотическое воспитание, воспитание толерантности – одно из важнейших направлений деятельности современной российской школы. История может способствовать решению этой задачи, показывая примеры мужества и героизмы. К сожалению в рамках старшей школы в тематическом плане по истории в классах непрофильного уровня с трудом выделяется 7 часов на изучение событий Второй мировой и Великой отечественной войны. В курсе обществознания на проблемы межнациональных отношений и того меньше часов.

Данный урок проводился в рамках темы «Нации и межнациональные отношения» в 10 классе по обществознанию. На тему в соответствии с программой Л.Н. Боголюбова, Ю.А. Лабезниковой отводится 2 часа. На уроке рассматривались такие вопросы как, что такое национализм, межнациональные конфликты и пути их преодоления, уроки Холокоста и культура межнациональных отношений. С вопросами для обсуждения, ребята были познакомлены заранее. Группой учащихся был подготовлен материал по истории Холокоста. На всех этапах занятия использовалась компьютерная презентация, составленная учителем по плану. Урок разработан в соответствии с личностно ориентированной технологией, главной целью которой является создание условий для реализации личностных функций, где «солирует» не педагог. Педагог здесь не столько учит и воспитывает, сколько стимулирует ученика к психологическому и социально – нравственному развитию, развивает индивидуальность, признает самоценность каждого ученика в коллективе. Урок имеет большой воспитательный потенциал и значимость с точки зрения оценочно-смыслового подхода. Здесь очень важна личностная оценка, которая зависит от того где, в какой ситуации, человек встретился с этой темой и какие выводы он сделает.

Учащимся предложена следующая литература и источники по теме:

  1. Помнить, чтобы жить! Сост.А.Гербер, И.Альтман, Л.Пятецкий, Е.Беленькая. Москва 2006

  2. Русская литература о Холокосте Хрестоматия для учащихся Отв. Сост. И.Альтман Москва 1997

  3. Красносельский М.Тема Холокоста в современных периодических изданиях российских экстремистов// Тень Холокоста. С.167-172

  4. Альтман И.А., Гербер А.Е.,Полторак Д.И. История Холокоста на территории СССР. Учебное пособие для средней общеобразовательной школы. М., 2001. С.44-46

  5. Центр и Фонд «Холокост»



Эпиграф урока: «Не моря разделяют народы, а невежество,

не различия языка, а враждебные отношения» Д. Ресскин.

Цель урока:

  • Создать условия для формирования убеждений у обучающихся, что национализм нередко перерастает в межнациональную вражду, сопровождающуюся, геноцидом другого народа, поэтому человечеству, нужно стремиться к взаимопониманию и справедливости.


^ Задачи урока

  • показать на примере Холокоста, что фашизм-это великое зло, против которого нужно бороться всем вместе.

  • развивать коммуникативные навыки учащихся и навыки критического мышления

  • учить сопереживать, нравственно оценивать мир, быть толерантным по отношению друг к другу, продолжить работу по формированию толерантного сознания и активной позиции нетерпимости к современным проявлениям интолерантности.

Урок – диалог 1 час

Вопросы для обсуждения:

1.Что такое национализм: любовь к своей нации или минное поле между нациями?

2.Может ли какая либо нация осчастливить человечество?

3. Уроки Холокоста – что изменилось сейчас?

Основные понятия урока.

Гетто (возможно от итал. geto nuove — «новая литейная», исторический район Венеции, впервые упоминаемый в 1516 году) — районы крупных городов, где проживают этнические меньшинства, добровольно либо принудительно, в более или менее жёстких условиях.

Геноцид – истребление целых групп населения по национальному признаку.

^ Межнациональные отношения – одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг другу, имеющим тенденцию к нарастанию противостояния вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн.

Национализм - идеология и политика, основу которой составляют идеи национальной исключительности и превосходства, стремление к национальной замкнутости; недоверие к другим нациям, нередко перерастающее в межнациональную вражду

Холокост (Holokaustosis-греч) – всесожжение огнем, жертвоприношение посредством сожжения. Это название получила нацистская политика геноцида и физического уничтожения еврейского населения Европы.

Фашизм (итал. fascismo, от fascio - пучок, связка, объединение), социально-политические движения, идеологии и государственные режимы тоталитарного типа. В узком смысле фашизм - феномен политической жизни Италии и Германии 20-40-х гг. 20 в. «Новый порядок» - порядок, заведенный немецко-фашистскими оккупантами на захваченных территориях.
^ Технологическая карта урока

Этапы урока

Содержание деятельности учителя

^ Содержание деятельности обучающихся

Мотивация.
Постановка проблемы. Целевая установка урока

Изучение основных проблем урока Поиск решения проблемы

^ Подведение итогов дискуссии.

Рефлексия.


Домашнее задание.


Урок начинается с интеллектуального тренинга. Учитель просит учащиеся объяснить смысл эпиграфа урока и его связь с темой «Нации и национальные отношения»
Беседа.

-Назовите известные вам межнациональные конфликты?

-В межнациональных конфликтах гибнут люди, уничтожаются ценности. Причин тому много.

– Каковы причины межнациональных конфликтов?
Национальные чувства очень уязвимы, история показывает, что в таких случаях нередко возникает желание найти виновного во всех бедах и главным виновником чаще становятся люди другой национальности.
-Что такое национализм: любовь к своей нации или минное поле между нациями?



Свое крайнее выражение политика национализма получила в фашисткой Германии. Гитлер с его человеконенавистнической идеей искоренения «неполноценных» рас и идеей господства «сверхлюдей», решил сделать мир «счастливым»

-Может ли какая либо нация осчастливить человечество?

-Каковы уроки Холокоста – что изменилось сейчас?





-Ребята, объясните название нашего урока?

- Подумайте, где вы можете использовать знании, полученные на уроке?

1.Написать эссе по теме « Здоровая нация так же не замечает своей национальности, как здоровый человек своего позвоночника» Б. Шоу

2. Написать письмо сторонам, вовлеченным в конфликт, с призывом к сдержанности и решению проблемы мирным путем.


Беседа. Включение ребят в деятельность.
Обсуждение в классе. Ответы ребят о причинах межнациональных конфликтах.

В ходе дискуссии, ребята приходят к выводу, что

1.Природа сотворила людей разными, но равными в своем достоинстве и правах

2.Нет наций плохих и хороших, есть плохие и хорошие люди, а точнее плохие и хорошие поступки.

3.Национальтное происхождение не является, ни недостатком, ни достоинством.
Выступление детей с заранее подготовленной презентацией об истории Холокосте.
Обсуждение проблемы в классе. Ребята приходят к выводу, что

1. Цель всех народов – жить для счастья. А счастья одного народа за счет другого быть не может. Пока, тем не менее, единства наций на Земле нет.

В ходе обсуждения учащиеся высказывают аргументы об уроках Холокоста:

1.Надо стремиться лучше узнавать о других нациях и главное – обладать культурой общения. Правила общения просты: будь уважителен, терпим, отзывчив, проявляй к людям такое отношение, какого ты ждешь от них; уважай национальную гордость других народов.

2. Историю Холокоста нужно изучать именно потому, что данные события должны стать путем к толерантности для всех людей, живущих на земле.

Затем школьники выполняют задание на рефлексию: закончить любую из предложенных фраз ( фразы на слайде)

^ Сегодня на уроке я узнал...

Самым интересным на уроке было…

Сегодня на уроке я так и не понял….

Хотел бы узнать подробнее…



Основные выводы урока.

1.Если иссякнет память, трагедии повторяются. Поэтому так важно память сохранить.

2.Природа сотворила людей разными, но равными в своем достоинстве и правах

3. Нет наций плохих и хороших, есть плохие и хорошие люди, а точнее плохие и хорошие поступки.

4.Национальтное происхождение не является, ни недостатком, ни достоинством.

5.Все межнациональные конфликты начинаются с внутреннего состояния личности, ее поведения.

6. Оценивая сквозь призму времени Холокост, необходимо вынести урок и индивидуальный и общечеловеческий, для сегодняшнего глобального и поликультурного мира это очень важно. Историю Холокоста нужно изучать именно потому, что данные события должны были стать уроком для всех людей, живущих на земле.

7. Патриотизм- это ненавязчивая неприязнь к «чужим», а высоконравственное чувство гражданина, его не надо выставлять напоказ. Патриотизм – это ваш честный труд на благо Родины, стремление сберечь дарованную судьбой землю.

8. Цель всех народов – жить для счастья. А счастья одного народа за счет другого быть не может. Пока, тем не менее, единства наций на Земле нет.

^ Дополнительный материал к уроку.
.
Причины межнациональных конфликтов

1. Усложнение социально-экономического развития стран мира, существование отсталости многих из них.

2. Непродуманная или намеренно экстремистская политика ряда деятелей.

3. Колониальное население.

4. Ошибки и просчеты руководства ряда стран в решении национальных вопросов.
Национальные чувства очень уязвимы, история показывает, что в таких случаях нередко возникает желание найти виновного во всех бедах и главным виновником чаще становятся люди другой национальности.
-Что такое национализм: любовь к своей нации или минное поле между нациями?

^ Пути разрешения межнациональных конфликтов.

1. Осознание всеми людьми неприемлемости насилия, выработка уважения к национальным чувствам всех этнических групп, народов.

2. Проведение лояльной, продуманной политики учета интересов всех народов и народностей.

3. Создание эффективно действующих международных комиссий, советов, других организаций для мирного решения национальных споров.

4. Представление национально-культурной автономии всем желающим национальным меньшинствам, что позволит им сохранять свои обычаи, язык, культуру в целом.
Условия гармонизации национальных отношений

1. Наличие правового государства.

2. Отказ национального меньшинства от сепаратизма, признание за верховной властью всех полномочий в обороне, ведение иностранных дел.

3. Предоставление компактно расселенным меньшинствам широкой автономии и самоуправления, права решения собственных местных дел, включая местные налоги.

4. Признание культурной автономии меньшинств, финансирование из центрального бюджета, преподавание, вещание на языке этнического меньшинства.

5. Максимальное перемещение центра тяжести принятия властных решений на локальный, местный уровень. (Человек и общество. Современный мир / под редакцией В. И. Купцова.)







Похожие:

Урок обществознания в 10 классе Тема урока «Нет перед Богом иудея и эллина…» iconУрок обществознания в 10 классе. Тема урока: «Рыночные отношения...

Урок обществознания в 10 классе Тема урока «Нет перед Богом иудея и эллина…» iconТема урока: СССР на завершающем этапе II мировой войны
Урок истории в 9 классе учителя истории и обществознания I квалификационной категории Бочкарёвой Ю. В
Урок обществознания в 10 классе Тема урока «Нет перед Богом иудея и эллина…» iconУрок литературы в шестом классе. Тема урока
...
Урок обществознания в 10 классе Тема урока «Нет перед Богом иудея и эллина…» iconУрок обществознания в 7 классе. Тема урока: «Реклама»
Подвести учащихся к пониманию роли торговли и рекламы в жизни современного общества, формирование умения работать с дополнительными...
Урок обществознания в 10 классе Тема урока «Нет перед Богом иудея и эллина…» iconУрок обществознания в 8 классе по теме: «Гражданин и государство»
Автор: Молоткина Елена Александровна, учитель истории и обществознания, первой категории
Урок обществознания в 10 классе Тема урока «Нет перед Богом иудея и эллина…» iconУрок в 4 классе по программе Д. Б. Кабалевского. Тема четверти: Между...
Художественно-педагогическая идея урока: музыка искусство человеческого общения!
Урок обществознания в 10 классе Тема урока «Нет перед Богом иудея и эллина…» iconУрок литературы в 11 классе. Тема урока
Тема урока: «Преображение Марии» (по повести В. Закруткина «Матерь человеческая»)
Урок обществознания в 10 классе Тема урока «Нет перед Богом иудея и эллина…» iconУрок литературного чтения в 3 классе Тема урока: К. Паустовский «Стальное колечко» (2 урок)
Оборудование урока: толковый словарь С. И. Ожегова, портрет писателя, мультимедийный проектор, учебник
Урок обществознания в 10 классе Тема урока «Нет перед Богом иудея и эллина…» iconУрок во 2 – а классе по чтению. Тема урока
Тема урока: Сравнительная характеристика образа ветра у поэтов, художников, композиторов – музыкантов на основе анализа следующих...
Урок обществознания в 10 классе Тема урока «Нет перед Богом иудея и эллина…» iconУрок-конференция Тема урока: «Систематика животных»
Интегрированный урок биологии в 7-м классе с углублённым изучением иностранных языков
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница