«Вагановские чтения – 2010» Роль школьного историко-краеведческого музея в патриотическом воспитании и формировании гражданской позиции школьников




Скачать 46.17 Kb.
Название«Вагановские чтения – 2010» Роль школьного историко-краеведческого музея в патриотическом воспитании и формировании гражданской позиции школьников
Дата публикации16.06.2013
Размер46.17 Kb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > История > Документы
«Вагановские чтения – 2010»
Роль школьного историко-краеведческого музея в патриотическом воспитании и формировании гражданской позиции школьников
Приоритетным направлением в возрождении лучших традиций в деле воспитания подрастающего поколения являются гражданственность и патриотизм. В связи с этой задачей ведущим направлением деятельности является реализация государственной программы «Патриотическое воспитание Граждан Российской Федерации на 2001-2010гг.» и Указа Губернатора Омской области «Об основных направлениях деятельности Администрации по патриотическому воспитанию населения». Большую роль в этом направлении играют музеи.

Школьный музей – замечательный феномен отечественной культуры и образования – обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом.

По направленности своей деятельности музеи разнообразны. У историко-краеведческого музея МОУ «Заливинская средняя общеобразовательная школа» давняя история. 1979 год. Музейная комната в одном из кабинетов школы, организатором которой была Сторожева Г.Я., учитель истории, с которой и началась работа сельского музея на центральной усадьбе ОПХ имени Фрунзе.

По многим объективным причинам в 2000 году по инициативе директора Заливина В.И. и педагогического коллектива школы сохранившиеся материалы перенесены в здание школы. А уже в 2003 году благодаря деятельности Совета музея, возглавляемого заместителем директора школы по воспитательной работе Васильевой Н.Г., музейная комната получает свидетельство о присвоении статуса «Школьный музей».

Деятельность школьного историко-краеведческого музея опирается на несколько значимых моментов. Прежде всего – это энтузиазм его создателей. Немаловажно и то, что жив, к счастью, неподдельный детский интерес к своим корням, к истории своего родного края.

Общими усилиями учащихся и педагогов: Сторожевой Г.Я., Васильевой Н.Г., Строкиной С.П., Павловой Г.М. - музей был эстетично оформлен. Позднее Советом музея была проведена инвентаризация и оформление фонда экспонатов музея. За последние годы появилось много новых экспонатов. Большую роль в развитии музея играет детское объединение «Юный краевед», которое возглавляет преподаватель ИКНнОП, заместитель директора школы по УВР Васильева Н.Г.

Желанием подарить детям радость встречи с Историей, с Людьми и с собственным «Я», стремлением удовлетворить потребность в эмоционально окрашенной, общественно-значимой коллективной работе, возможностью наполнить пустующую нишу ярким, неординарным педагогическим содержанием экскурсионно-краеведческой деятельности и вызвано появление образовательной программы «Школьный музей». Эта программа ориентирована на формирование дополнительных образовательных условий для всестороннего развития базовой культуры личности подростка средствами экскурсионно-краеведческой деятельности.

В основе образовательной программы не столько выработка профессиональных умений, сколько создание психолого-педагогических условий для самореализации и саморазвития подростков.

Программа состоит из четырёх модулей, взаимосвязанных общей целью: «Школа юного экскурсовода», «Учебно-исследовательская и поисково-краеведческая деятельность», «Памятные акции и операции», «Игровая, познавательная и досуговая деятельность по краеведению».

Коллектив Совета музея использует различные формы работы с посетителями: обзорные и тематические экскурсии, подготовка исследовательских работ по истории родного края, историко-краеведческие викторины. За последние годы традиционными стали многие виды работы школьного музея. Уроки: Мужества, по различным вопросам истории родного села, уроки – встречи с интересными людьми - вот далеко неполный список проводимых уроков. К таким урокам как «Из одного ль металла льют медаль за подвиг и за труд», «Наши выпускники» требуется не просто подготовка, а в обязательном порядке присутствует поисковая деятельность, работа над проектами, материалы которых оформляются и хранятся в музее, используются на уроках и во внеурочной деятельности. О пользе встреч обучающихся с ветеранами войны и труда, тружениками тыла говорить излишне. Такие встречи несут в себе огромный воспитательный потенциал. Ежегодно 3-4 раза в год в школе и в сельском Доме Культуры проводятся тематические мероприятия. Огромный воспитательный потенциал содержат в себе такие мероприятия как: КТД «Дорогие мои земляки», вечер «Всё начинается с любви к родной земле…», конкурсные программы «А ну-ка, парни», «Поэзия моя, ты из окопа», фестиваль патриотической песни «Единая Россия - великая Россия» и др. Следует отметить, что на качество проводимых мероприятий влияет тесное сотрудничество школы, в том числе и Совета музея, Совета ветеранов, СДК, сельской и школьной библиотек, филиала школы искусств.

Традиционными стали уроки истории России и классные часы, проводимые в музее, передвижные и временные экспозиции, поиск земляков и установление связи с ними. Ярким примером служит сотрудничество и дружба с бывшими земляками, жителями Белоруссии, Заливиным Я.И., подполковником танковых войск, и семьёй Заливина В.С., генералом - майором авиации, музеем Великой Отечественной войны г. Минска, Калининым М.А., проживающим в городе Москве. Благодаря этому сотрудничеству, музей получил вторую жизнь, что отразилось на дальнейшей воспитательной работе.

Деятельность школьного музея отмечена многочисленными грамотами, дипломами не только районного значения, но и Министерством дополнительного образования. Большой вклад в развитие музея внесли учащиеся школы: Корнева А., Кушнарёва Е., Мясникова М., Сухова С., Артемьева В, Черкасов Е., Шах А., Артемьева Т. и многие другие. Ежегодно учащиеся Заливинской школы готовят доклады к научно-практической конференции по краеведению. Темы различные: «История села», «Развитие образования в селе», «Дети войны», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Судьбы людей в эпоху исторических катаклизмов», «Раз поём –жива Россия» по истории народного ансамбля «Родные напевы» и мн. др. Юные исследователи – краеведы проводят большую работу по созданию летописного свода исчезнувших с карты области деревень, памятников истории и современных населённых пунктов, изучают жизненный путь земляков. Содержание исследовательских работ подтверждает, что их авторы – это поколение не только будущих учёных, но истинных патриотов Отечества, которые сумели сохранить и приумножить наше культурное историческое наследие. Исследовательские работы отмечены дипломами и грамотами школы, района, области.

В Заливинской школе стало традицией проведение совместных мероприятий с воинами-шефами: дни открытых дверей, соревнования, конкурсы и смотры. В летнее время обучающиеся старших классов проходят подготовку в военно-профильном лагере на базе лагеря «Лесная поляна».

Музей в нашей школе служит не только для патриотического воспитания подрастающего поколения на примере людей, прославивших наш край, но и для развития нравственно-личностных качеств молодёжи, формированию гражданской позиции обучающихся.

Васильева Нина Георгиевна

руководитель школьного историко-краеведческого музея

КОУ «Заливинская СОШ»

Тарского муниципального района

Похожие:

«Вагановские чтения – 2010» Роль школьного историко-краеведческого музея в патриотическом воспитании и формировании гражданской позиции школьников iconПрограмма историко краеведческого кружка на базе школьного музея...
Историческое краеведение в школе играет существенную педагогическую роль в идейно-политическом, трудовом, нравственном и эстетическом...
«Вагановские чтения – 2010» Роль школьного историко-краеведческого музея в патриотическом воспитании и формировании гражданской позиции школьников icon2. 11. 11 Районная научно-практическая конференция «Роль музейной...
Районные пушкинские чтения, посвященные 200-летию основания Царскосельского Лицея
«Вагановские чтения – 2010» Роль школьного историко-краеведческого музея в патриотическом воспитании и формировании гражданской позиции школьников icon«Принцип культуросообразности в воспитании учащихся на примере школьного...
Последнее время все чаще стали говорить о культурологическом образовании учащихся, ведущим принципом которого, является принцип культуросообразности....
«Вагановские чтения – 2010» Роль школьного историко-краеведческого музея в патриотическом воспитании и формировании гражданской позиции школьников iconКомплексная программа развития Школьного музея Боевой и Трудовой...
Данный проект направлен на развитие краеведческого музея Староладожской школы, имеет огромное значение в деле воспитания и формирования...
«Вагановские чтения – 2010» Роль школьного историко-краеведческого музея в патриотическом воспитании и формировании гражданской позиции школьников iconВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества ( 2013/2014 учебный год)
Проект будет выполнятся педагогическим коллективом. Он создан для того, чтобы дети получили определенные представления о патриотическом...
«Вагановские чтения – 2010» Роль школьного историко-краеведческого музея в патриотическом воспитании и формировании гражданской позиции школьников iconПлан работы историко-краеведческого музея
Обработка вновь поступивших экспонатов, маркировка, занесение в книгу музейного фонда
«Вагановские чтения – 2010» Роль школьного историко-краеведческого музея в патриотическом воспитании и формировании гражданской позиции школьников icon«Дом детского творчества»
Роль детских и молодежных средств массовых информаций в патриотическом и нравственном воспитании
«Вагановские чтения – 2010» Роль школьного историко-краеведческого музея в патриотическом воспитании и формировании гражданской позиции школьников iconО проведении декады, посвященной Дню Победы в моу комсомольская сош в 2010-2011 уч
Большую роль в патриотическом воспитании играет изучение истории своей Родины, бережное отношение к историческому наследию. Задача...
«Вагановские чтения – 2010» Роль школьного историко-краеведческого музея в патриотическом воспитании и формировании гражданской позиции школьников iconОтчет о работе школьного краеведческого музея мобу сош с. Мраково
Великой Отечественной войны; воспитание чувства гордости за свою Родину и своих односельчан
«Вагановские чтения – 2010» Роль школьного историко-краеведческого музея в патриотическом воспитании и формировании гражданской позиции школьников iconВзаимодействие семьи и школы в нравственно -патриотическом воспитании младших школьников
Данова Надежда Ивановна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель курса «Гражданское образование»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница