Кафедра истории россии




НазваниеКафедра истории россии
страница1/5
Дата публикации12.03.2013
Размер0.76 Mb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5
Федеральное агентство по образованию
АРМАВИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Исторический факультет


КАФЕДРА ИСТОРИИ РОССИИ

"ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ"

Учебно-методический пособие
Автор: к.и.н., доцент Шаповалова Н.Е.

Армавир

2011


Предисловие

Изучение источниковедения отечественной истории играет важную роль в подготовке высококвалифицированных специалистов-гуманитариев. Историк, антрополог, социолог, психолог, политик - каждый из них обращается к источникам со своими вопросами, но все они черпают свою информацию из общей совокупности источников, созданных людьми. Поэтому специалист должен понимать, что общая совокупность источников составляет проекцию культуры во времени, сокровищницу человеческого знания и мирового опыта. Он должен уметь отыскивать и выбирать те виды источников, которые особенно важны и интересны для данной науки; уметь ставить вопросы, находить в источниках ответы, уметь различать голоса людей прошлого, доносимые до нас историческими источниками, и интерпретировать эти данные в соответствии с современным уровнем науки и культуры.

Данный учебно-методический комплекс предназначен для студентов исторического факультета АГПУ дневной и заочной формы обучения, а также всем тем, кто изучает дисциплины, смежные с историей. В нем излагаются по разделам основы теоретического и прикладного источниковедения. Пособие знакомит студентов с основными видами письменных источников в хронологических рамках двух главных этапов их эволюции: 1) Х – середина ХIХ в.; 2) вторая половина ХIХ в. – начало ХХI в. Основное внимание в пособие отводится эволюции источников; приемам выявления обработки и анализа зафиксированной в источниках информации.

^ I. Пояснительная записка (Организационно-методический раздел)

Курс источниковедения входит в цикл специальных исторических дисциплин, служащих фундаментом исторического образования. Предметом изучения источниковедения являются исторические источники. Все, что создано в процессе деятельности людей, несет информацию о многообразии общественной жизни и служит основой для научного познания, является историческим источником.

Источниковедение включает теоретическое и конкретное раскрытие связей познающего субъекта-историка с изучаемым им источником, т.е. это история и практика изучения и использования источника в историческом исследовании.

Курс «Источниковедение» имеет своей целью дать соответствующие современному уровню развития исторической науки знания в области теории и методологии источниковедения, информацию о сохранившихся комплексах исторических источников и методике работы с ними.

^ Проблемно-познавательные задачи курса «Источниковедение» состоят в том, чтобы:

  • на основе теоретико-методологических принципов и приемов научить студентов адекватно использовать источники, включая их в историческую действительность;

  • сформировать умения и навыки выработки методов выявления, отбора источников и последующей обработки содержащейся в них информации;

  • овладеть наиболее общими приемами научной критики и методами работы со всей массой исторических источников;

Воспитательные задачи курса «Источниковедение»:

  • в процессе отбора и изучения источников формировать осознание студентами приоритетной роли достоверного исторического знания в воспитании достойных граждан российского общества;

  • формировать критическое отношение к поверхностным политическим оценкам прошлого нашей Родины, активную жизненную позицию патриота и гражданина.



^ Место курса в системе исторического знания

Курс «Источниковедение» - один из базовых курсов, обеспечивающий фундаментальный уровень подготовки по специальности «история» в рамках ГОС второго поколения.

^ Выписка из ГОС ДПП. Ф.07. Источниковедение

Источниковедение как предмет преподавания и наука о теоретических и прикладных проблемах изучения и использования исторических источников. Основные направления в отечественном источниковедении. Понятие исторического источника. Классификация и систематизация исторических источников. Основные этапы источниковедческого исследования. Установление фактов, влияющих на полноту, точность и достоверность информации источников. Проблема выраженной (актуальной) и скрытой (потенциальной) информации источников. Характеристика, особенности источниковедческого анализа, степень изученности в историографии, методика обработки анализа данных, основные публикации основных групп источников. Центры хранения исторических источников и принципы их организации. Современные методы накопления и анализа источников информации. Методика самостоятельной работы с источниками.

^ Требования к уровню освоения содержания курса

Прослушавшие курс должны знать и уметь:

    • изучать письменные источники во взаимосвязи с другими типами исторических источников (вещественные, изобразительные, технотронные и др.),

    • преодолевать выработанное ранее ограничение кругом источников, возникших в системе социально-экономических и политических отношений;

    • предметную областью источниковедения;

    • владеть приемами источниковедческого анализа; отдавая приоритеты интерпретации исторического источника;

    • ориентироваться в массиве основных источников по отечественной истории, а также в специальных источниковедческих и близких им по проблематике археографических, архивоведческих изданиях;

    • знать особенности массива источников нового и новейшего времени;

    • владеть основными приемами работы с основными видами исторических источников;

    • уметь вырабатывать приемы анализа данных источника и применять полученные знания и умения на практике при выполнении курсовых и выпускных квалификационных работ.

Эти знания и навыки необходимы не только историкам, но и более широкому кругу специалистов гуманитарных наук. Человеческий опыт, повседневный образ жизни, отношения между людьми различных поколений, обычаи и нравы, умение существовать в природной среде, желание знать прошлое своего города, села, края, своего народа или этнической группы, рода или семьи заставляют людей обращаться к документам, архивам, старинным предметам, фотографиям.

В основу преподавания и изучения дисциплины положены межпредметные связи в виде спектра различных отраслей социально-гуманитарного знания при освоении предметной области Истории России, историографии, архивоведения, философии, социологии, политологии, экономики, правоведения, культурологии, исторической демографии и др.

Данный учебно-методический комплекс состоит из программы курса, списка обязательной и дополнительной литературы, перечня вопросов и заданий для самостоятельной работы и к аттестации, планов семинарских занятий и методических рекомендаций к ним.

II. Содержание курса

^ «ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ»

Программа курса для студентов исторического факультета

Введение. Источниковедение как предмет преподавания и наука о теоретических и прикладных проблемах изучения и использования исторических источников. Основные направления в отечественном источниковедении. Теоретическое и прикладное источниковедение: определение предметной области, цели и задачи обучения. Специфика прошлого как объекта познания. Ретроспективный и реконструктивный характер исторического познания. Виды информации о прошлом.

Раздел I. Основы теоретического источниковедения

Понятие исторического источника. Источник как историческое явление. Исторический факт и исторический источник. Понятие об историческом источнике в различных теориях исторического познания. Сущность и структура источника. Диалектическое единство объективного и субъективного в источнике. Классификация и систематизация исторических источников. Установление фактов, влияющих на полноту, точность и достоверность информации источников. Проблема выраженной (актуальной) и скрытой (потенциальной) информации источников. Классификация письменных источников. Видовое разнообразие письменных источников по отечественной истории: летописи, законодательные акты, делопроизводственная документация, частные акты, статические источники, периодическая печать, документы личного происхождения (мемуары, переписка и т.д.), литературные памятники, публицистика, политические сочинения, научные труды. Методы исследования источников. Классификация методов исследования.

Основные этапы источниковедческого исследования. Характеристика, особенности источниковедческого анализа, степень изученности в историографии. Источниковедческий анализ и источниковедческий синтез. Основные принципы источниковедческого анализа и синтеза. Основные стадии работы исследователя с источником. Поиск и выявление источников. методика обработки анализа данных. Задачи источниковедческого анализа: определение внешних особенностей памятника, установление его подлинности, прочтение текста, установление времени, места, авторства, обстоятельств и мотивов происхождения источника, интерпретация текста, оценка его достоверности, полноты, представительности, научной значимости его информации. Выработка приемов анализа данных источника.

Основные публикации основных групп источников. Центры хранения исторических источников и принципы их организации. Современные методы накопления и анализа источников информации. Методика самостоятельной работы с источниками.

Источниковедение и другие специальные исторические дисциплины. От теоретического источниковедения к методологии источниковедения.

^ Общая характеристика источников Х – середины ХIХ вв. Главное содержание данного периода - зарождение многих видов письменных источников и их дальнейшее развитие. Формирование видового многообразия письменных источников.

Летописи как исторический источник. Понятие свод, извод, редакция, список. Летописи Киевской Руси (X – начало XII в.). Повесть временных лет. Летописи Русского централизованного государства (конец XV – XVII в.). Хронографы. Особенности летописания в XVIII–XX вв. Методики и приемы изучения летописей.

Понятие законодательный источник. Понятие грамота, указ, приговор, устав, судебник, уложение, наказ. Законодательные памятники: Русская правда и ее редакции. Судебники 1497 г. и 1550 г., Соборное уложение 1649 г. Понятие манифест, именной указ, регламент, учреждение, наставление, инструкция, положение, наказ, жалованная грамота, закон. Полное собрание законов Российской империи с 1830–1917 гг. Свод основных государственных законов 1906 г. Методики и приемы изучения законодательных источников.

Понятие акт в отечественном источниковедении. Дипломатика как актовое источниковедение. Видовая классификация актов. Публично-правовые акты. Публично-частные акты. Частно-правовые акты. Делопроизводственная документация. Методики и приемы изучения делопроизводственной документации.

Понятие статистические источники. Массовая документация и статистические источники. Основные классификационные признаки. Публикации статистических данных в Российской империи.

Понятие периодическая печать. Типы периодической печати. Основные классификационные признаки. Особенности периодической печати как исторического источника.

Источники личного происхождения. Понятие частная переписка, дневник, мемуары, автобиография, эссе, исповедь. Проблемы классификации. Разновидности частной переписки. Частная переписка в Киевской Руси, в удельный период и в Русском централизованном государстве (XI–XVII вв.). Частная переписка в Российской империи (начало XVIII – начало XX в.): семейная, дружеская, профессиональная. Эпистолярный этикет. Письмо как литературный жанр. Разновидности дневников. Личные дневники периода Российской империи (начало XVIII – начало XX вв.): особенности составления и круг авторов. Дневники как основа мемуаров. Разновидности мемуаров. Мемуары периода Российской империи (начало XVIII – начало XX в.): особенности составления и круг авторов. Приемы исследования источников личного происхождения.

^ Раздел II Основы прикладного источниковедения

Современные тенденции исторического знания и типологические изменения корпуса источников в ХХ в. Источники по отечественной истории второй половины ХIХ в. – начало ХХI вв.

Количественный рост письменных документов (в том числе в печатной форме) и их качественное многообразие, появление новых видов, разновидностей источников. Появление черт массовой документации. Статистические источники, предназначенные для фиксации массовых объектов и явлений.

Изменения в ареале формирования русских письменных источников ХIХ-ХХI вв.: - в границах Российской империи, СССР и РФ.

Комплексы материалов анкетного способа сбора информации. Время появления анкет. Разнообразие вопросных пунктов анкет как самостоятельных программ обследований. Ведомственные и научные программы описаний. Анкеты как один из путей накопления первичной информации в ходе топографических описаний и их дальнейшая обработка. Проблема достоверности ответов на анкеты.

Законодательные и нормативные акты, делопроизводственные материалы ХХ в.: проблемы источниковедческого исследования. Воздействие экономических, политических и социокультурных процессов в обществе на эволюцию законодательства в ХIХ-ХХ вв. Расширение сферы правового регулирования как одна из ведущих тенденций развития законодательных актов. Консервативность внешней формы законодательных актов и устойчивое сохранение распространенных разновидностей. Общие приемы изучения законов, выявление социально-классовой направленности закона, задача его исторической критики.

Понятие конституция, декрет, постановление, распоряжение, инструкция, закон, кодекс, устав. Законодательные источники по истории советского государства (1917–1991 гг.): Конституции 1918, 1924, 1936, 1977, 1993. гг., Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства (1917–1924 гг.), Собрание законов и распоряжений Рабоче–Крестьянского Правительства СССР и РСФСР (1924–1938 гг.), Ведомости Верховного Совета СССР и РСФСР (1938–1991 гг.). Основные черты и состав советских законодательных актов в условиях переходного этапа. Особенности изучения законодательных источников советского периода. основные принципы построения и структура текстов, их содержание. Историко-сравнительный метод при содержательном анализе Советских конституций; исторический подход в истолковании понятий и правовых норм.

Современное законодательство РФ, его специфика как формирующегося документального комплекса: состав разновидностей, порядок их принятия и разработки, соотношение законов и подзаконных актов. Основные проблемы источниковедческого анализа законодательства РФ: отражение в принятых законах реальной социальной потребности развития российского общества; выявление социально-экономической направленности законодательства в условиях переходного характера общества, не сложившейся экономической и социальной структуры. Конституция РФ 1993 г., сравнительный анализ проектов и окончательного текста.

Делопроизводственная документация советского государства (1917–1991 гг.): организационные документы (учреждения, положения, уставы, статуты, правила, договоры, контракты, стандарты и др.), распорядительная документы (решения, резолюции, приказы, распоряжения, поручения, предписания, наказы, инструкции, номенклатуры и др.), протокольная документация (журналы, протоколы, стенограммы), деловая переписка (официальные письма, докладные записки и др.), материалы учета документов (регистрационные карточки, реестры, журналы, книги входящей и исходящей документации и др.), отчетные документы (отчеты, доклады, балансы и др.).

Развитие делопроизводственной документации в ХIХ-ХХ вв. Особенности составления и оформления деловых бумаг. Типология и классификация делопроизводственных материалов. Общие принципы источниковедческого анализа делопроизводственных документов. Комплексный метод изучения делопроизводственной документации. Разновидности документов центральных и местных органов государственной власти в царской России, СССР и РФ. Особенности их состава, происхождения, назначения, содержания, способов принятия.

Документы общественных, политических организаций и движений. Роль документов Коммунистической партии в корпусе источников ХХ в. Произведения и документы руководителей российской социал-демократии и Коммунистической партии СССР. Программные документы общественно-политических движений рубежа 80-90-х гг. ХХ в.; специфика их начальной терминологии и последующая политическая практика.

Компьютеризация в делопроизводстве и возникновение новых способов фиксирования информации, новых типов исторических документов.

Методики и приемы изучения делопроизводственной документации советского периода. Специфика источниковедческого анализа.

Основные факторы, определяющие развитие статистики. Основные направления статистики ХIХ-ХХ вв., формы статистического учета и способы сбора статистической информации на отдельных исторических этапах. Основные принципы источниковедческого изучения статистических источников. Анализ программно-методологических вопросов и техники организации статистических обследований. Оценка полноты, достоверности, представительности и сопоставимости статистических материалов. Методы обработки и анализа статистических данных. Вклад отечественных историков в изучение статистических источников по истории нашей страны с помощью компьютерных технологий.

Статистические источники советского периода (1917–1991 гг.): материалы статистики промышленности и транспорта, материалы статистики сельского хозяйства, включая выборочные обследования крестьянских хозяйств и крестьянских бюджетов, материалы статистики народонаселения (переписи 1920, 1926, 1937, 1939, 1959, 1970, 1979, 1989 гг.). Материалы планирования развития народного хозяйства. Публикации статистических данных в Российской империи и Советском Союзе. Методики и приемы исследования статистических источников.

Развитие периодической печати в ХIХ-ХХ вв. Роль в этом процессе потребности общества в информации, развития форм политической и идеологической борьбы. Эволюция разных типов периодических изданий; жанров периодики. Печать, власть, идеология и политика. Основные принципы и приемы изучения периодики. Роль социального анализа, выявления идейно-политической направленности изданий в источниковедческом исследовании прессы. Количественные методы анализа периодической печати.

Периодическая печать советского периода (1917–1991 гг.): официальные газеты и журналы, общественно-политические, литературно- художественные газеты и журналы, иллюстрированные журналы, научно-популярные и научно-художественные журналы, ведомственные, научные и отраслевые газеты и журналы. Региональные, социальные, профессиональные периодические издания. «Самиздатовская» и «тамиздатовская» периодическая печать. Социальные функции советской прессы, обусловившие изменение ее задач, характера и источников информации, типов изданий.

Современная пресса РФ и ее место в общей структуре СМИ. Стихийный характер возникновения периодических изданий и его государственное регулирование через систему регистрации органов печати, бюджетное финансирование и приватизацию полиграфической базы. Идеологическая дифференциация периодики и рост так называемых «аполитичных» изданий.

Методика и приемы исследования периодических изданий как исторического источника.

Виды источников личного происхождения: мемуары, дневники, переписка. Основные тенденции развития документов личного происхождения и факторы, обусловившие этот процесс; роль в нем роста осознанной социальной активности личности и повышения культурно-образовательного уровня общества. Социальные функции и особенности эволюции отдельных видов документов личного происхождения. Основные разновидности мемуарной литературы, дневников и частной переписки. Степень участия представителей разных социальных групп в создании мемуарных текстов, дневников, эпистолярных источников.

Особенности источников личного происхождения советского периода. Частная переписка в советском государстве (1917–1991 гг.). Мемуары советского периода (1917–1991 гг.). Основные комплексы советской мемуарной литературы: воспоминания об Октябрьской революции и В.И. Ленине, мемуары о Великой Отечественной войне; этапы формирования, состав авторов, тематика. Проблема документированности мемуарных текстов. «Коллективные мемуары», отразившие истоки и существо массового энтузиазма и героизма советского народа в 1930-1940-е годы. Мемуарная литература конца ХХ – начала ХХI вв. ее публицистичность, политическая ангажированность. Мемуары государственных деятелей и властной элиты; проблема установления реальных авторов текстов. Особенности исследования советских источников личного происхождения.

Основные виды вещественных источников ХIХ- ХХI вв. Методы их изучения в системе различных наук и научных дисциплин. Новые носители социальной информации: кинофотодокументы, фонозаписи, источники, созданные в процессе развития компьютерного делопроизводства. Основные их виды и разновидности. Методы изучения источников новых типов в системе традиционных исторических дисциплин и задача формирования новых областей исторического источниковедения, посвященных их разработке. Массовые источники и компьютеризация исторических исследований. Основные требования и правила подготовки выпускной квалификационной работы.
^ III. 1.Распределение часов курса «Источниковедение» по видам занятий (IV курс, ист. факультет)



№№

п/п

Название

тем

Количество часов

Всего

^ Аудиторных занятий

Сам. раб.

лекции

семинары

1.

Введение. Теоретическое и прикладное источниковедение: определение предметной области, цели и задачи обучения

4

2




2

I

Раздел I Основы теоретического источниковедения

22

6




16

I.1

Понятие исторический источник. Сущность и структура источника. Классификация исторических источников и методов исследования

8

2

2

4

I.2

Структура источниковедческого исследования. Источниковедческий анализ и источниковедческий синтез

8

2

2

4

I.3

Общая характеристика источников Х-ХIХ вв.

12

2

2

8

II

Раздел II Основы прикладного источниковедения

50

10

14

26

II.

1.

Особенности источников новейшего времени

8

2

2

4

II.

2.

Законодательные и нормативные акты, делопроизводственные материалы: проблемы источниковедческого исследования

12

2

4

6

II.

3.

Статистические данные и методы их источниковедческого исследования

8

2

2

4

II.

4.

Источники личного происхождения

8

2

2

4

II.

5.

Особенности работы с периодической печатью

8

2

2

4

II.

6

Основные требования и правила подготовки выпускной квалификационной работы

6




2

4




Всего

80

18

18

44
  1   2   3   4   5

Похожие:

Кафедра истории россии iconКафедра истории России межэтническое взаимодействие в россии: исторический...
Шаповалов А. И. Концепция исследования межэтнического взаимодействия в России: практически-политический аспект
Кафедра истории россии iconКафедра истории россии
Шаповалова Н. Е. История России (1861-1917 гг.): Учебно-методический комплекс / Ответственный редактор
Кафедра истории россии iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Научно-педагогическая практика является частью основной образовательной программы подготовки аспирантов. Практика реализуется на...
Кафедра истории россии iconУрок по истории России 8 класс Подготовила и провела учитель истории...
Александра II, выделить основные события войны, определить её место и значимость в мировой истории, истории России, сформулировать...
Кафедра истории россии iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Книга предназначена для студентов исторического факультета агпу
Кафедра истории россии iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Территория и население Российской империи в первой половине ХIХ века. Территория. Административное деление. Население (этнический,...
Кафедра истории россии iconРешением Ученого совета угнту
Кафедра истории и культурологии (далее – кафедра) является основным структурным подразделением Уфимского государственного нефтяного...
Кафедра истории россии iconУчебный курс «Самарский край в истории России»
Цель курса сформировать у учащихся целостные знания по истории Самарского края в ее неразрывной свя­зи с историей России
Кафедра истории россии iconКафедра истории и культурологии поздравляет победителей 64-й внутривузовской...
По секции «Проблемы истории и культуры в эпохи Древности, Средневековья и Нового времени»
Кафедра истории россии iconУрок повторения по истории России в 7 классе. Тема: Восемнадцатый век в истории России
Обобщить знания детей, полученные при изучении деятельности Петра Первого и его последователей
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница