Конспект классного часа «Все работы хороши, выбирай на вкус!»




Скачать 87.12 Kb.
НазваниеКонспект классного часа «Все работы хороши, выбирай на вкус!»
Дата публикации31.05.2013
Размер87.12 Kb.
ТипЗанятие
shkolnie.ru > История > Занятие
Конспект классного часа «Все работы хороши, выбирай на вкус!»

Цель занятия: стимулирование осознанного выбора профессии учащимися 9 класса.

Задачи: 1) определить факторы, которые необходимо учитывать при выборе профессии;

2) расширить представления учеников о мире профессий.

Категория и возраст участников: учащиеся 9 классов общеобразовательной школы (14-15 лет).

Продолжительность занятия: 40 минут.

Форма проведения занятия: учитель и психолог попеременно работают с учащимися. Ученики разделены на четыре команды. Начинает вести занятие учитель. Занятие сопровождается показом презентации для лучшего понимания и наглядности обсуждаемой темы.

Здравствуйте, уважаемые девятиклассники! Сегодня у нас необычный классный час. Его будем проводить мы: классный руководитель и психолог. Прежде чем мы определимся с темой нашего занятия, послушайте одну историю:

1) Педагог:^ Вводная история.

В поликлинике работают два врача. Оба молодые, умные, способные. Отличает их только призвание: первый любит свое дело, второй мечтал о работе журналиста, но волей случая попал на медицинское поприще. Первый радуется удачно поставленному диагнозу, для второго – это скучная обязанность. Для первого каждый новый больной – близкий человек, которому надо помочь, для второго – только нагрузка. В конце дня устают оба, но первый возвращается домой удовлетворенный любимым делом, с радостным чувством хорошо исполненного долга, второй – разбитый и сердитый, он долго не может отдохнуть. Нет необходимости доказывать, что первый врач принесет людям, обществу несравненно больше пользы, чем второй. Да и сам он будет более счастлив, чем врач-неудачник.

2) ^ Введение в тему занятия.

Как Вы думаете, о чем эта история?

Эпиграфом к нашему занятию станут слова Бернарда Шоу: «Постарайся получить то, что любишь, иначе придется полюбить то, что получил…».

Цель нашего занятия – попытаться разобраться в том, как надо подходить к выбору профессии.

3) Психолог: ^ Упражнение «Выбор наугад».

Учащимся предлагается написать на маленьком листочке бумаги ту профессию, которая им нравится, и сложить все листочки в коробку. Затем ученики наугад вытаскивают листочки и поднимают руки те, кому достался свой листок. Вывод – что может произойти, когда не задумываетесь над выбором будущей профессии и полагаетесь на случай.

4) Педагог: ^ Упражнение «Профессия на букву».

Педагог предлагает учащимся одну из букв алфавита. Ученики должны назвать как можно больше профессий, начинающихся на эту букву (работа по командам).

5) Психолог: ^ Классификация профессий.

В современном мире насчитывается более 7 тысяч профессий. Чтобы лучше в них ориентироваться, люди предложили профессии классифицировать, то есть объединить в классы. В зависимости от предмета труда выделяют 5 типов профессий:

1 Тип « Человек-человек». Предметом труда являются люди, которые в процессе своей деятельности непосредственно общаются с другими людьми. К этому типу относятся профессии, связанные с медицинским обслуживанием, обучением и воспитанием, бытовым обслуживанием, правовой защитой. Попробуйте назвать такие профессии (врач, медсестра, воспитатель, учитель, продавец, проводник, участковый инспектор). Данный тип предъявляет высокие требования к таким качествам работника, как умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать состояние людей, умение разбираться в человеческих взаимоотношениях, иметь хорошую память, проявлять выдержку, терпение, спокойствие и доброжелательность, обладать развитыми речевыми способностями.

2 Тип « Человек – техника». Он включает в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой, эксплуатацией технических устройств, ремонтом техники. Назовите подходящие к этому типу профессии (каменщик, сварщик, инженер, водитель, токарь, швея, слесарь-ремонтник, электромонтер). Этот тип профессий требует высокого уровня развития наглядно-образного и практического мышления, пространственных представлений, сообразительности, ловкости, хороших двигательных навыков.

3 Тип « Человек- знаковая система». Этот тип объединяет профессии, связанные со знаковой информацией: с текстами, с цифрами, формулами и таблицами, с чертежами, с картами, схемами, со звуковыми сигналами. Как вы думаете, что это за профессии (переводчик, библиотекарь, программист, бухгалтер, кассир, штурман, радист)? Чтобы успешно работать в какой-либо профессии данного типа, необходимо уметь сосредотачиваться, обладать длительным вниманием и усидчивостью, оперировать числами.

4 Тип « Человек - художественный образ». К данному типу можно отнести профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений. Попробуйте назвать такие профессии (художник, журналист, композитор, ювелир, актер, закройщик, реставратор). Важнейшее требование к профессиям этого типа – наличие способности к искусствам, творческое, богатое и яркое воображение, развитый художественный вкус, талант, образное мышление.

5 Тип « Человек- природа». К нему можно отнести профессии, связанные с изучением живой и неживой природы, с уходом за растениями и животными, с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных Назовите подходящие к этому типу профессии (микробиолог, агрохимик, геолог, лесовод, овощевод, зоотехник, ветеринар). Человек, работающий в области этих профессий, должен любить природу, живых существ, быть спокойным и уравновешенным, обладать хорошей наблюдательностью, выносливостью и терпимостью к недостатку комфорта.

В зависимости от характера труда выделяют два типа профессий:

1. Исполнительские. Профессии этого класса связаны с выполнением решений, работой по заданному образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, следованием инструкциям. В большинстве случаев эти профессии не требуют высшего образования (кассир, телефонист, водитель, продавец, машинист).

2. Творческие. Профессии творческого класса связаны с анализом, исследованием, испытанием, контролем, планированием, управлением, конструированием, проектированием, высокого уровня умственного развития, оригинального мышления, часто высшего образования (врач, программист, менеджер, учитель, юрист).

6) Педагог: ^ Факторы, которые необходимо учитывать при выборе профессии.

Как Вы думаете, что Вам необходимо учитывать при выборе своей будущей профессии? (ученики отвечают). Учитель помогает формулировать и систематизировать ответы.

Психолог: Среди старшеклассников был проведен подобный опрос. Вот какие результаты получились: На первом месте, среди причин, по которым старшеклассники выбирают профессию, находится ее престижность. Многие делают выбор, оценивая престижность профессии следующими основными критериями: высокая зарплата, хорошие условия труда. Как правило, среди молодых людей идеальной считается профессия, которая позволяет работать в офисе, сидя в удобном кресле, и без большого напряжения получать очень приличную зарплату.

Во-вторых, многие молодые люди хотят получить любую профессию, лишь бы она хорошо оплачивалась. При этом часто забывают о том, что оплачивается не профессия, а должность. Недостаточно получить конкретную профессию, чтобы потом хорошо зарабатывать. Заработок зависит не только от профессиональных знаний и навыков, но еще и от желания человека работать. Если работа не нравится, то и работать не хочется.

В-третьих, люди выбирают профессию из-за условий труда. Такое основание, конечно, веское, но оно больше связано не с профессией, а с местом работы. Ведь в любой профессии есть довольно большой спектр возможных рабочих мест.

В-четвертых, среди мотивов выбора профессии очень часто встречается доступность обучения, когда молодые люди выбирают ту профессию, которую легче всего приобрести. Идут учиться в то учебное заведение, куда позволяют поступить финансовые возможности, или которое ближе к дому или же куда могут помочь поступить.

Еще одним мотивом в выборе профессии является желание родителей или советы друзей. Этот довод хорош при условии, что родители знают мир профессий не понаслышке и ориентируются в нем уверенно. Иначе их устаревшие представления о профессиях могут привести к обратному результату.

На последнем месте среди причин выбора профессии – возможность трудоустройства. К сожалению, когда молодой человек выбирает будущую профессию, очень редко задумается о том, пользуется ли данная специальность спросом на рынке труда. И как результат, перепроизводство тех же экономистов, юристов, финансистов, которые не могут после получения диплома найти себе работу по специальности.

7) Педагог: Давайте узнаем, какая ситуация сложилась на рынке труда в городе Пскове (информация из городского Центра занятости населения о вакансиях на рынке труда). Подведение итогов.

8) Психолог: Вы назвали много факторов, которые нужно учитывать при выборе профессии. Но зачастую очень важный фактор упускается из виду: насколько профессия подходит человеку по интересам, способностям и особенностям характера. А ведь это очень важно. Вспомните историю про врачей, с которой началось наше занятие. В этом учебном году вы отвечали на вопросы нескольких анкет о себе: мы определяли ваш тип мышления, профессиональные интересы и склонности. Давайте посмотрим, какая картина сложилась в нашем классе (групповые результаты диагностики в виде диаграмм).

9) Педагог: ^ Упражнение «Профессии и требования».

Учащиеся в группах обсуждают и определяют, какие требования (не менее 5) предъявляет к человеку та или иная профессия (врач, юрист, бухгалтер, учитель). Каждой группе достается одна из профессий .

10) Психолог: ^ Рекомендации по выбору профессии.

  • Не обманывайтесь внешней стороной профессии. У некоторых ребят сложилось представление об отдельных профессиях как о легких и романтичных. О профессиях врача, летчика они судят по успехам, операциям, открытиям, виртуозным полетам, которые видели в кино или о которых читали. Будничный, чаще всего тяжелый труд людей этой профессии им неизвестен.

  • Не разделяйте профессии на модные и не модные, почетные и второстепенные. К первым относят, например, профессии компьютерщика, экономиста, бухгалтера, врача, юриста. Ко вторым - профессии продавца, портнихи, кассира, прачки, обувщика, телефонистки, почтальона. Это предрассудок, и его надо преодолеть. Некоторые выпускники школ считают позорным для себя работать в сфере обслуживания. А ведь, честно говоря, в наше время трудно установить грань сферы обслуживания. Разве только почтальон обслуживает врача? А сам врач в больнице кого обслуживает?

В книге Е. Пермяка "Кем быть?" рассказывается о том, как один известный артист на примерке костюма спросил своего школьного товарища - портного:

- Володя, скажи по совести, доволен ли ты своим портновским делом?

- Вполне, - ответил тот.

- А тебя не унижает, что ты шьешь, что тебе приходиться примерять на меня? Все-таки, что не говори, носить костюм куда приятнее, чем его шить...

На это портной ответил своему школьному товарищу-артисту:

- Вася, а тебя не унижает, что приходиться надевать забавные парики, наряжаться в невесть какую одежду, говорить не своим голосом, разыгрывать разных прощелыг и смешить меня, когда я сижу в театре? Не унижает ли тебя то, что тебе приходится развлекать меня? Ну, не стесняйся, скажи!

Артист обнял своего товарища и сказал:

- Прости меня, Володя, за то, что я задал тебе такой подлый вопрос.

Некоторые считают, что есть профессии интеллектуальные и неинтеллектуальные. Многие, например, думают, что профессия слесаря не требует особого напряжения ума. А при ближайшем знакомстве с этой профессией оказывается, что 70% рабочего времени у слесаря-ремонтника приходится на умственный труд. Недаром еще В.Г.Белинский писал, что честный и по-своему умный сапожник, который в совершенстве владеет ремеслом, выше плохого генерала, выше дурного стихотворца.

  • Выбирая профессию необходимо учитывать состояние своего здоровья. Существует около 3 тыс. профессий, по которым имеются медицинские противопоказания. Профессии противопоказаны не потому, что человек не сможет выучиться или работать по той или иной профессии, а потому что эта работа может усугубить недостатки его здоровья. Поэтому, выбирая профессию важно проконсультироваться с врачом.

  • Изучите свои способности, возможности и личностные возможности. Разные профессии требуют от человека не любых, а строго определенных качеств. Конечно, если человек стремится к строго определенной профессии, которая не соответствует его задаткам, темпераменту и способностям, он может в определенной мере преодолеть свое несоответствие. Но выбор профессии по способностям облегчает овладение мастерством. Каждая профессия требует нового комплекса качеств. Так, квалифицированный продавец должен обладать общительностью, доброжелательностью к людям, хорошо развитым эстетическим вкусом, энергичностью, аккуратностью, отличной памятью (особенно зрительной), выдержкой, тактом, способностью принимать быстрые и правильные решения. Ясно, что медлительность, нерешительность и излишняя застенчивость помешают стать отличным работником прилавка.

  • Учитывайте свои интересы.

  • Узнайте как можно больше об интересующей вас профессии.

  • Не откладывайте решение вопроса "кем быть?" на потом. Говорят, что нет ничего случайнее этого выбора. Если вы не нашли себе труда по душе, учась в школе, то после ее окончания можете попасть под влияние случая: пойдете работать или учиться "за компанию", устроитесь на предприятие потому, что туда удобно ездить и т. д.

В конце занятия учащиеся получают буклеты, в которых даны рекомендации по выбору профессии, а также отмечены ошибки при совершении этого выбора.

Похожие:

Конспект классного часа «Все работы хороши, выбирай на вкус!» iconПоложение о проведении дистанционного территориального фестиваля...

Конспект классного часа «Все работы хороши, выбирай на вкус!» iconМуниципальное бюджетное образовательное учреждение города Новосибирска
Оформление класса: картины людей различных профессий, плакаты с цитатами: «Чтобы жить, нужно уметь что-то делать», «Книгу переворошив,...
Конспект классного часа «Все работы хороши, выбирай на вкус!» iconВнеклассное мероприятие "Все работы хороши выбирай на вкус!" Лутохина...
Цели: познакомить учащихся с профессиями, прививать любовь к труду, стремление вырасти полезным своему государству; развивать кругозор,...
Конспект классного часа «Все работы хороши, выбирай на вкус!» iconПраздник по ранней профориентации учащихся начальных классов "Все...
Велика должен трудиться, так как без труда нельзя прожить. Чтобы стать хорошим специалистом, человек должен много знать и много уметь....
Конспект классного часа «Все работы хороши, выбирай на вкус!» iconКонспект классного часа: Права и обязанности учащихся
Тема нашего классного часа «Что такое закон?», «Каким законам подчиняются люди, живущие в нашей стране?»
Конспект классного часа «Все работы хороши, выбирай на вкус!» iconКонспект классного часа в 6 классе специальной коррекционной школы...
План –конспект классного часа в 6 классе специальной коррекционной школы на тему
Конспект классного часа «Все работы хороши, выбирай на вкус!» iconКонспект открытого занятия по теме: «Все работы хороши»
Ведущий: (Приложение 1, слайд 1) Нашу встречу мне хочется начать с известных строк В. В. Маяковского
Конспект классного часа «Все работы хороши, выбирай на вкус!» iconКонспект занятия по развитию речи Тема: «Все работы хороши»
Задачи. Образовательная: Закреплять умение детей образовывать слова – действия, сложные слова, зная название профессий
Конспект классного часа «Все работы хороши, выбирай на вкус!» iconМетодическая разработка классного часа по теме «День защитника Отечества»...
Название работы: «Методическая разработка классного часа по теме «День защитника Отечества»
Конспект классного часа «Все работы хороши, выбирай на вкус!» iconМетодическая разработка открытого классного часа на тему: «Я выбираю жизнь»
Предлагаемая разработка классного часа может оказать помощь юношам и девушкам в принятии единственно верного решения, который должен...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница