Сутра сердца праджня-парамиты




Скачать 49.28 Kb.
НазваниеСутра сердца праджня-парамиты
Дата публикации28.02.2013
Размер49.28 Kb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > История > Документы

СУТРА СЕРДЦА ПРАДЖНЯ-ПАРАМИТЫ


Предлагаемый вниманию читателей небольшой текст является, тем не менее, одним из важнейших текстов буддизма Махаяны. Он относится к классу так называемых праджня-парамитских сутр, то есть канонических текстов, повествующих о высшей интуитивной премудрости, совершенном понимании, переводящем на другой берег существования, то есть в нирвану. Данная сутра не просто один из текстов данного класса. Она представляет собой как бы квинтэссенцию учения о Запредельной Премудрости, кратким и сжатым изложением его сути, сердцевины, сердца. Отсюда и название сутры.

Как и всякая праджняпарамитская сутра, данный текст не просто излагает определенную доктрину, но как бы стремится породить в изучающем ее человеке особое, высшее состояние сознания, состояние непосредственного переживания, видения реальности, как она есть. А это состояние как раз и есть Праджня-парамита, Запредельная Премудрость. Сутра, как и разработанное на основе праджняпарамитских текстов философское учение мадхьямики (шуньявады), называет эту реальность шуньятой (пустотой) – неописываемой и невыразимой в категориях и понятиях (которые суть ментальные конструкты) реальностью.

Сутра однозначно, в своеобразной «шоковой» манере провозглашает условность и относительность фундаментальнейших положений раннебуддийского учения (Хинаяна, Тхеравада), ставших ко времени ее создания буквально святыми для всех буддистов, и их неприменимость к истинной реальности, как она есть. С точки зрения этой истины (парамартха сатья) все элементы психики изначально упокоены и пребывают в нирване, а все живые существа уже здесь и теперь являются Буддами: сансара (круговерть рождений-смертей) и нирвана суть одно и то же. Усмотрение различий между ними – плод заблуждения, впрочем, тоже пустого и иллюзорного, лишенного своей собственной природы.

«Сутра сердца праджня-парамиты» (Праджня-парамита хридая сутра; кит. Божоболомидо синь цзин) является одной из наиболее популярных и почитаемых сутр дальневосточной Махаяны, особенно в школе Чань (Дзэн). Она и ранее переводилась на русский язык (с санскрита А.А.Терентьевым – "Сутра сердца Праджня-парамиты" и ее место в истории буддийской философии // Буддизм: история и культура. М., 1989 и с тибетского – С.Ю.Лепеховым – Идеи шуньявады в коротких сутрах Праджняпарамиты // Психологические аспекты буддизма. Новосибирск, 1991). С китайского языка текст переводится впервые. Данный перевод выполнен Е.А.Торчиновым с китайской версии великого китайского переводчика и философа 7 века Сюань-цзана, включенной им в его компендиум праджняпарамитских текстов Маха праджня-парамита сутра.

Китайский текст не только отражает ее ранние санскритские версии, но и особенности восприятия и понимания сутры на Дальнем Востоке, поскольку не только в Китае, но и в Корее, и в Японии и во Вьетнаме языком буддийского канона был классический литературный китайский язык.



Текст сутры:

Бодхисаттва Авалокитешвара1 во время осуществления глубокой праджня-парамиты ясно увидел, что все пять скандх пусты. Тогда он избавился от всех страданий, перейдя на другой берег.

Шарипутра2! Чувственно воспринимаемое не отлично от пустоты.

Пустота не отлична от чувственно воспринимаемого.

Чувственно воспринимаемое – это и есть пустота.

Пустота – это и есть чувственно воспринимаемое.

Группы чувств, представлений, формирующих факторов и сознания так же точно таковы.

Шарипутра! Для всех дхарм пустота – их сущностный признак. Они не рождаются и не гибнут, не загрязняются и не очищаются, не увеличиваются и не уменьшаются. Поэтому в пустоте нет группы чувственно воспринимаемого, нет групп чувства, представлений, формирующих факторов и сознания3, нет способностей зрительного, слухового, обонятельного, вкусового, осязательного и умственного восприятия4, нет зримого, слышимого, обоняемого, ощущаемого вкусом, осязаемого5 и нет дхарм; нет ничего от сферы зрительного восприятия и до сферы умственного восприятия6.

Нет неведения и нет прекращения неведения и так вплоть до отсутствия старости и смерти и отсутствия прекращения старости и смерти7.

Нет страдания, причины страдания, уничтожения страдания и пути, ведущего к прекращению страданий8.

Нет мудрости и нет обретения, и нет ничего обретаемого.

По той причине, что бодхисаттвы опираются на праджня-парамиту, в их сознании отсутствуют препятствия. А поскольку отсутствуют препятствия, то отсутствует и страх. Они удалили и опрокинули все иллюзии и обрели окончательную нирвану. Все Будды трех времен9 по причине опоры на праджня-парамиту обрели аннутара-самьяк-самбодхи.

Посему знай, что праджня-парамита – это великая божественная мантра, это мантра великого пробуждения10, это наивысшая мантра, это несравненная мантра, наделенная истинной сутью, а не пустопорожняя. Поэтому и называется она мантрой праджня-парамиты.

Эта мантра гласит:

^ ГАТЕ, ГАТЕ, ПАРАГАТЕ, ПАРАСАМГАТЕ, БОДХИ, СВАХА!11

Сутра сердца праджня-парамиты закончена.


Примечания


1. Авалокитешвара (кит. Гуаньшиинь – Созерцающий Звуки Мира) – великий бодхисаттва махаянского буддизма, символ великого сострадания. Его китайское имя является переводом древнейшей санскритской формы «Авалокитесвара», т.е. «Внимающий Звукам Мира», тогда как позднейшее «Авалокитешвара» означает «Господь, Внимающий Миру».

^ 2. Шарипутра – один из наиболее выдающихся учеников Будды, «Знаменосец Дхармы».

3. Здесь перечисляются пять скандх (кит. юнь), т.е. групп элементарных мгновенных психфизических состояний (дхарм), образующих эмпирическую личность: рупа скандха (сэ) – группа чувственно воспринимаемого; ведана скандха (шоу) – группа чувствительности (приятное, неприятное, нейтральное); самджня скандха (сян) – группа образования представлений и проведения различий; самскара скандха (син) – группа формирующих факторов, волевой аспект психики, формирующий карму и виджняна скандха (ши) – группа сознания.

^ 4. Здесь перечисляются индрия – шесть органов, или способностей чувственного восприятия, к которым относится и «ум» – манас.

5. Здесь перечисляются объекты чувственного восприятия (вишая). Под «дхармами» здесь имеется в виду «умопостигаемое» как объект манаса.

6. Здесь содержится свернутое перечисление элементов психики (дхарм), классифицируемых по дхату (цзе) – источникам сознания, включающим в себя способность восприятия и ее объект (двенадцать дхату).

7. Здесь содержится свернутое перечисление двенадцати элементов причинно-зависимого происхождения (пратитья-самутпада), учение о котором являлось одной из первейших основ раннего буддизма. Неведение (авидья; у мин) – первый элемент зависимого происхождения, старость и смерть – последний. Между ними располагаются следующие элементы (звенья – нидана): влечение-воление, сознание, имя и форма (психическое и физическое), шесть баз чувственного восприятия, соприкосновение органов чувств с их объектами, чувство приятного, неприятного или нейтрального, вожделение, стремление к желаемому, полнота жизни, новое рождение (в свою очередь ведущее к старости и смерти).

8. Здесь перечисляются и отрицаются (на уровне абсолютной истины) Четыре Благородные Истины буддизма: истина о всеобщности страдания, истина о причине страдания, истина о прекращении страдания и истина о пути к прекращению страдания (т.е. к нирване).

^ 9. То есть Будды прошлого, настоящего и будущего.

10. Совершенное и всецелое пробуждение (просветление), кит. аноудоло саньмао саньпути – высшая цель буддизма Махаяны, обретение состояния Будды.

11. Мантра в китайском чтении имеет вид: ЦЗИДИ, ЦЗИДИ, БОЛОЦЗИДИ, БОЛОСЭНЦЗИДИ, ПУТИ, САПОХЭ! Ее условный перевод: "О, переводящая за пределы, переводящая за пределы, уводящая за пределы пределов, уводящая за пределы пределов беспредельного к пробуждению, славься!"

Предисловие, перевод с китайского и примечания Е.А.Торчинова

Похожие:

Сутра сердца праджня-парамиты icon«Книга: от первых шагов к электронному
Китае. «Алмазная сутра» одно из главных произведений буддийского канона (дальневосточная традиция) «Ваджраччхедика Праджняпарамита...
Сутра сердца праджня-парамиты iconЧто такое «Калькулятор возраста сердца»?
«Калькулятор возраста сердца» – это универсальный интерактивный он-лайн инструмент, разработанный специально для того, чтобы узнать...
Сутра сердца праджня-парамиты iconИнфаркт миокарда
Для этого сердце имеет собственную разветвленную систему сосудов, которая по внешнему виду напоминает корону или венец. Поэтому сосуды...
Сутра сердца праджня-парамиты iconВсемирный день сердца – 30 сентября
Сердце играет настолько важную роль в нашей жизни, что во всём мире решено было отмечать специальный «день Сердца». С 2001 года по...
Сутра сердца праджня-парамиты iconПлан-конспект урока на тему: «Работа сердца. Сердечный цикл. Регуляция работы сердца»
Цель: углубить знания учащихся о работе сердца, изучить сердечный цикл,сформировать у учащихся понятия о нейрогуморальной регуляции...
Сутра сердца праджня-парамиты iconСеминар Пробуждение Сияющего Сердца   ® Школа Воспоминания Друнвало...
Установление глубокой связи со своим Высшим я через крохотное пространство Сердца
Сутра сердца праджня-парамиты iconКонспект урока Урок биологии в 8-м классе по теме «Строение и работа сердца»
Сформировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия о сердечном цикле и автоматизме работы сердца
Сутра сердца праджня-парамиты iconИ генетическая предрасположенность к неблагоприятному течению ишемической...
Полиморфные маркеры g2667C, G3014A, C3872T, A5237g гена crp и генетическая предрасположенность к неблагоприятному течению ишемической...
Сутра сердца праджня-парамиты icon1. закон чистого сердца
Псалтирь 65: 18 Если бы я видел беззаконие в сердце моем, то не услышал бы меня Господь. Бог не ищет совершенных людей, Он ищет чистые...
Сутра сердца праджня-парамиты iconИнформационный бюллетень о сердечно-сосудистых заболеваниях
Сердечно-сосудистые заболевания (ссз) представляют собой группу заболеваний сердца и кровеносных сосудов, таких как ишемическая болезнь...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница