Скачать 94.13 Kb.
|
МБОУ «Дивенская основная Общеобразовательная школа» «Утверждаю» Директор школы /Шатова Е.В./ ПРОГРАММА историко – краеведческого кружка на базе школьного музея «История и культура Дивенской земли» на 2011 – 2012 уч.г. Руководитель кружка: Бражникова Наталья Владимировна ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА “Любовь к родному краю, знания его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества.” Д.С.Лихачёв Краеведение – один из элементов исторического образования в школе, одна из важных отраслей обществоведческой системы. Краеведение является источником обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему и формирования гражданственных понятий и навыков. Историческое краеведение в школе играет существенную педагогическую роль в идейно-политическом, трудовом, нравственном и эстетическом воспитании учащихся, а так же занимает важное место в формировании патриотических качеств молодого поколения. Краеведение в настоящее время, по определению академика Д. С. Лихачёва, — «самый массовый вид науки». В последнее десятилетие по России в целом резко возрос интерес к проблемам изучения родного края. С одной стороны, это дань моде, с другой — насущная необходимость, и диктуется она потребностями общества в создании условий для становления гражданина. Один из патриархов отечественного краеведения, председатель Союза краеведов России С. О. Шмидт, утверждает, что «интерес к тому, что ближе всего, — основа интереса ко всему остальному и путь к пониманию этого „остального“, к развитию общих представлений о мире и обществе». Остро ощущается необходимость возрождения русской культуры, изучения истории народа, восстановления духовности. Любовь к родине, народу, истории своей страны важно прививать с детства, поэтому целесообразно проводить в школе краеведческую работу. Школьное краеведение способствует развитию учащихся любознательности учащихся, познавательных интересов, собирательской активности, увлечению наукой. Сегодня мы всё чаще обращаемся к духовным ценностям прошлого, пытаемся искать пути восстановления прерванных связей времён, осознаём необходимость изучения своих национальных корней как источника нашего нравственного здоровья, силы и богатства. Краеведение – одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содействует осуществлению общего образования, воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей. Краеведческая работа расширяет кругозор ребят, знакомит их с жизнью России, родного посёлка, воспитывает любовь к малой родине. Активное участие школьников в краеведческой работе приучает самостоятельно делать выводы и принимать решения, сплачивать учащихся в дружный коллектив, помогает укреплению школьной дисциплины. Данная программа предназначена для ведения краеведческой работы и призвана помочь учащимся шире познакомиться с родным краем, глубже понять своеобразие его природы, истории и культуры. При разработке программы учитывается возраст (5 – 9 кл.), контингент учащихся, занятость, интерес детей к истории родного края. Программа кружка построена на принципе взаимосвязи истории малой родины с историей страны. Местные материалы играют важную роль, увязывают жизнь и быт нашего маленького сельского уголка с огромным понятием Россия, помогают усвоению учащимися самых сложных вопросов развития страны. Большую роль играет изучение материала непосредственно на месте событий. В этих целях предусмотрены экскурсии, работа в музее и архивах. Принципы построения программы: - Принцип возрастания сложности (от простого к сложному) - Принцип учёта эмоциональной сложности (создание благоприятного эмоционального фона, формирование положительных эмоций - Принцип учёта объёма и степени разнообразия материала (переход к новому объёму материала на основе сформированности какого либо умения, разнообразия и увеличения материала поэтапно) - Принцип интеграции и дифференциации обучения - Принцип взаимодействия человека с природой (краеведческий принцип) Цель программы: на основе собранного местного материала способствовать изучению отечественной истории, формированию мировоззрения, воспитанию нравственности, убежденности, активной жизненной позиции через поисково- исследовательскую направленность. Задачи: - углубление и расширение знаний по истории своего родного края; - знакомство с основными краеведческими понятиями; - развивать умения самостоятельно работать с материалом; -приобщить школьников к поисково-исследовательской деятельности ; - воспитывать волевые качества, гражданское отношение к отечественной истории; -способствовать развитию навыков учебно-исследовательской деятельности Основные методы обучения: - Практические - Рассказ педагога и рассказы детей - Беседы - Дискуссии - Встречи с интересными людьми - Экскурсии - Составление презентаций - Сотрудничество с другими музеями Что должны знать и уметь учащиеся: - Работать с первоисточниками, самостоятельно добывать знания - Составлять доклады, рефераты - Оформлять дневник похода - Применять полученные знания на практике - Самостоятельно провести беседу с населением по записи воспоминаний - Практиковаться в умении проводить экскурсии Ожидаемые результаты: - Формирование навыков исследовательской и поисковой работ - Оформление стендов - Вызвать чувство патриотизма и любовь к родному краю. - Составление презентаций - Составление новых экскурсий Работа кружка заканчивается итоговым занятием. Оно может быть проведено в форме вечера или конференции, отчетов, докладов, в виде презентации кружка.
^ I четверть
II четверть
III четверть
IV четверть
![]() |
![]() | Комплексная программа развития Школьного музея Боевой и Трудовой... Данный проект направлен на развитие краеведческого музея Староладожской школы, имеет огромное значение в деле воспитания и формирования... | ![]() | Рабочая программа по курсу: «История и культура Ленинградской земли» Составлено на основе программы регионального компонента «Природа, история и культура Ленинградской Земли», лоиро, Санкт – Петербург,... |
![]() | Рабочая программа по курсу: «История и культура Ленинградской земли» Составлено на основе программы регионального компонента «Природа, история и культура Ленинградской Земли», лоиро, Санкт – Петербург,... | ![]() | План работы историко-краеведческого музея Обработка вновь поступивших экспонатов, маркировка, занесение в книгу музейного фонда |
![]() | Конспект открытого занятия на базе школьного музея «Быт и культура народа своего края» Продолжить знакомство с традициями и обычаями русского народа, с народными умельцами и их промыслами | ![]() | «Принцип культуросообразности в воспитании учащихся на примере школьного... Последнее время все чаще стали говорить о культурологическом образовании учащихся, ведущим принципом которого, является принцип культуросообразности.... |
![]() | «Вагановские чтения – 2010» Роль школьного историко-краеведческого... Ьности является реализация государственной программы «Патриотическое воспитание Граждан Российской Федерации на 2001-2010гг.» и Указа... | ![]() | Уважаемые туристы напоминаем Вам, что входные билеты оплачиваются... Экскурсионная программа в Государственном историко-культурный заповеднике "Трипольская культура" |
![]() | Отчет о работе школьного краеведческого музея мобу сош с. Мраково Великой Отечественной войны; воспитание чувства гордости за свою Родину и своих односельчан | ![]() | Конспект занятия экскурсии в школьном музее «Быт и культура народов края» Цель. Познакомить с одной из коллекций школьного музея «Быт и культура народов края» «Богородская игрушка» |