План-конспект урока начало раздробления Древнерусского государства Кудакова Людмила Владимировна




НазваниеПлан-конспект урока начало раздробления Древнерусского государства Кудакова Людмила Владимировна
Дата публикации15.10.2014
Размер66.2 Kb.
ТипУрок
shkolnie.ru > История > Урок
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Начало раздробления Древнерусского государства









Кудакова Людмила Владимировна







Учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ №22 г. Балаково

История

6 класс

Учебник «История России. С древнейших времен до конца ХVI века. 6 класс» А. А. Данилов, Л. Г. Косулина М., «Просвещение», 2009.







Цель урока: Формирование у обучающихся умений новых способов действия, расширение и углубление уже сформированных. Расширение содержательной базы за счёт включения в неё новых элементов. Воспитание интереса к истории как к предмету, уважения к истории как прошлому наших предков. Развитие навыков работы с картой, учебником, иллюстрациями, а также умения сравнивать, выделять главное и находить общие и отличительные черты. Создание представления о главных политических центрах Руси в период феодальной раздробленности.

Задачи :

1. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

^ 2. Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов; толерантность;

3. Способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

^ 4. Готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе;

5. Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний исторических личностей.

Ожидаемые результаты:

У учащихся сформируется представление о начале процесса раздробленности на Руси, влиянии половецких нашествий на его ускорение; закрепят умение использовать исторические понятия: государство, династия, великий князь, вотчина, раздробленность.

Смогут определять закономерности развития Руси, приведших к раздробленности, осознание роли личностей сыновей и внуков Ярослава Мудрого в русской истории; причинах народной любви к Владимиру Мономаху. Дадут верное определение понятиям – рать, уделы, экономика, эксплуатация

Тип урока : комбинированный

Формы работы учащихся: работа с картой, учебником, иллюстрациями, историческим документом.

Необходимое техническое оборудование:мультимедийный проектор, или интерактивная доска, карта «Русь в XII- начале XIIIв.», картина В. Васнецова «Отдых Владимира Мономаха после охоты»

^ План урока:

  1. Постановка проблемы урока: Почему на Руси начались усобицы?

2. Поиск решения проблемы:

а)Распад союза Ярославичей

б)Правление Владимира Мономаха в Киеве


^ Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Формирование УУД

^ I. Создание проблемной ситуации.

– Посмотрите на название нашей темы. На предыдущем уроке мы говорили о правлении Ярослава Мудрого. Удалось ему создать крепкое государство?



Ученики называют тему урока и отвечают, что государство оказалось непрочным.


Ученики знакомятся с текстом учебника с.73-75, дают характеристику отношениям между князьями и родственным отношениям между ними.

Регулятивные УУД

1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность в учебной ситуации.
Познавательные УУД

1. Находить достоверную информацию в источнике (тексты учебника)

2. Анализировать (выделять главное).

3. Обобщать, делать выводы.
Коммуникативные УУД

1. Умение работать в группе.

2. Излагать своё мнение, аргументируя его.

3. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.
Личностные УУД

1. Оценивать свои и чужие поступки.


^ II. Формулирование проблемы.

– Какую проблему урока нам предстоит решить?

– В чём, по вашему мнению, была причина такой ненависти между братьями?

– Какие у вас есть предположения, версии для решения проблемы? Какая информация нам может понадобиться?



^ Почему на Руси начались усобицы?
Предлагают свои версии

III. Актуализация знаний.

– Мы изучали в курсе истории Средних веков признаки феодальной раздробленности.Давайте вспомним их.

– Иногда причины плохих отношений могут крыться в прошлом. Кто были предшественники Ярославичей? Вспомните правителей, о которых мы говорили на прошлых уроках.



Ученики должны выполнить задание.

^ IV. Планирование деятельности.

– Что, по вашему мнению, нужно узнать, чтобы найти решение проблемы?



Для ответа на вопрос необходимо изучить, как развивались события на Руси после смерти Ярослава Мудрого.


^ V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

1.Распад союза Ярославичей

– Ярослав, наученный горьким опытом, постарался предотвратить усобицы между сыновьями, оставив завещание. В истории его принято называть «очередным порядком престолонаследия». От слова «очередь». Что это за очередь и кто в ней стоит? Как распределились земли между наследниками Ярослава?
– Что, по вашему мнению, не предусмотрел Ярослав? Обсудите ответ в группах

– Как и почему сыновья Ярослава нарушили завещание отца?

– Пожалуйста, назовите последствия усобиц для Руси.


– Усобицами воспользовался новый страшный враг. Кочевые племена. В своё время Русь соседствовала с кочевниками.
– В 1068 году к границам Руси подошли племена половцев. Пожалуйста, дайте характеристику этим племенам.

– Какие отношения складывались между Русью и половцами?

– Как это соседство повлияло на процесс распада Древнерусского государства?

– Какой ответ на вопрос урока можно дать?

3. ^ Правление Владимира Мономаха в Киеве

– В 1097 году в городе Любеч состоялся съезд князей, которые хотели остановить вражду и договорились: «Каждый да держит отчину свою». Князья перестали переезжать из одного удела в другой. Можно ли считать это событие распадом Древнерусского государства?
– Но Любечский съезд не остановил усобицы. Как вы думаете почему?
– Более того, при внуках Ярослава единое государство начинает распадаться. Попробуйте сформулировать причины этого распада.
– Скажите, кто и как пытался остановить княжеские усобицы?

– Что из этого вышло?

– Как по вашему, почему Владимиру Мономаху удалось добиться успеха?




– В очереди сыновья Ярослава. Княжить в Киеве они должны были по очереди, по старшинству. Соблюдалась очерёдность и на богатые уделы. Князья переезжали из княжества в княжество.
– Он не предусмотрел, что князья не хотели заботиться о своих уделах, зная, что они здесь временно. Кроме того, вотчинники горожане не хотели уже платить дань в далёкий Киев. Им нужен был свой постоянный правитель.

В годы правления сыновей Ярослава не раз нарушалось единство Руси. Ярославичи стали враждовать друг с другом.
Ученики должны назвать гибель людей, упадок хозяйства.

Указаны кочевое скотоводство, родоплеменные отношения, начало перехода к цивилизации.

Отношения могли быть как дружеские, так и враждебные, даже заключались браки, поддерживалась торговля.

Любое мнение должно быть аргументировано.

Любое мнение должно быть аргументировано.

Ученики должны указать, что усобицы пытался остановить Владимир Мономах, ему на короткое время удалось приостановить распад государства.

Ученики должны дать характеристику князю, перечислить его действия.



^ VI. Выражение решения проблемы.

– И теперь давайте попробуем ответить на основной вопрос нашего урока:

Почему на Руси начались усобицы?


На рубеже XI–XII веков Древнерусское государство постепенно распадалось на самостоятельные княжества.





^ VII. Применение нового знания.


– И сейчас мы вновь попытаемся выступить в роли историков. Перед вами документ «Повесть временных лет», пожалуйста, выполните задание, которое дано в конце документа.

– И в конце урока поработаем с терминами и датами (озвучиваю термины и события)




Работа с историческим источником и вопросами к нему с. 83-84

Учащиеся письменно выполняют в тетради, записывая определения и даты (взаимопроверка учащихся)






^ VIII. Домашнее задание.

– В ходе княжеских усобиц выделились наиболее сильные политические центры. О формировании главных политических центров Руси вы прочитаете в § 10-11, ответите на вопросы после §. Желающие могут выполнить дома задание 5 на с. 83 письменно. Можно составить простой план в тетради с. 80-83 (Государственное правление в период раздробленности).








c:\users\мой компьютер\desktop\1366146824_39d5.jpg

Приложение 1


http://fictionbook.ru/static/bookimages/07/06/15/07061598.bin.dir/h/i_285.jpg

Художник: Виктор Васнецов

Название картины: Отдых великого князя Владимира Мономаха после охоты

Время создания: 1896 год

Инструменты: Холст, масло

Приложение 2

Похожие:

План-конспект урока начало раздробления Древнерусского государства Кудакова Людмила Владимировна iconФормирование древнерусского государства.(Методическая разработка...
Формирование древнерусского государства.(Методическая разработка урока истории. 6класс. Мбоу г. Иркутска сош№67. Учитель: Шестак...
План-конспект урока начало раздробления Древнерусского государства Кудакова Людмила Владимировна iconПлан-конспект урока по истории «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром»
Учебник: Данилов А. А. Косулина Л. Г. История России с древнейших времен до конца XVI в./ А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. – М.: Просвещение,...
План-конспект урока начало раздробления Древнерусского государства Кудакова Людмила Владимировна iconМетодические рекомендации тема восточные славяне и образование древнерусского государства
Возникновение Древнерусского государства и дискуссионные вопросы норманской теории
План-конспект урока начало раздробления Древнерусского государства Кудакова Людмила Владимировна iconКонспект урока истории Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
План-конспект урока начало раздробления Древнерусского государства Кудакова Людмила Владимировна iconПлан урока: Организационный момент 2 мин. Повторение 2 мин. Вопросы...
Дегтярёва Людмила Владимировна, учитель изобразительного искусства гкс(К)оу «Шадринская школа-интернат №11 I, V видов»
План-конспект урока начало раздробления Древнерусского государства Кудакова Людмила Владимировна iconКонкурсная работа Методическая разработка урока истории в 6 классе...
Цель урока: формирование представлений о политической раздробленности Древнерусского государства и особенностях развития главных...
План-конспект урока начало раздробления Древнерусского государства Кудакова Людмила Владимировна iconПлан-конспект урока симметрия       фио беляева Ирина Владимировна  
Горячев А. В и др. Учебник «Информатика в играх и задачах» часть I, II класс. М.,«Баласс», 2009г
План-конспект урока начало раздробления Древнерусского государства Кудакова Людмила Владимировна iconЭкзаменационные вопросы
Проблема возникновения государства на Руси: основные версии. Этапы становления древнерусского государства в IX – XI вв. Первые русские...
План-конспект урока начало раздробления Древнерусского государства Кудакова Людмила Владимировна iconПлан конспект урока
...
План-конспект урока начало раздробления Древнерусского государства Кудакова Людмила Владимировна iconПлан-конспект урока Учителя
Учителя: Семенова Евгения Владимировна – учитель информатики, Афанасьева Надежда Афанасьевна – учитель математики
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница