Урок истории Тема: «Эпоха Петра Великого в истории России». Автор: Тараканова Т. Г. (учитель истории) Место




Скачать 105.79 Kb.
НазваниеУрок истории Тема: «Эпоха Петра Великого в истории России». Автор: Тараканова Т. Г. (учитель истории) Место
Дата публикации15.10.2014
Размер105.79 Kb.
ТипУрок
shkolnie.ru > История > Урок
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
2013/14 учебный год

Номинация конкурса:

Педагогические идеи и технологии
Название работы:

Урок истории

Тема: «Эпоха Петра Великого в истории России».


Автор: Тараканова Т.Г. (учитель истории)

Место выполнения работы: г. Челябинск МАОУ СОШ № 118

Урок истории

Учитель истории: Тараканова Т.Г.

7 класс.

Тема урока: «Эпоха Петра Великого в истории России».

О, мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной,

На высоте, уздой железной,

Россию поднял на дыбы!
(А.С.Пушкин «Медный всадник)).
Цель урока:

Проверить знания учащихся и степень усвоения материала о периоде правления Петра1.

Вместе с учащимися сделать выводы, касающиеся значения петровских преобразований для России, оценить масштаб личности Петра1.

Обобщить представления об эпохе Петра1.
Образовательные цели:

Формирование основ знаний по истории России.

Выработка умений систематизации и анализа полученных знаний.

^ Развивающие цели:

Развитие навыков отбора главного и существенного в материале.

Повторение понятийного материала и хронологии событий.

Воспитательные цели:

Способствовать патриотическому и нравственному воспитанию школьников.

Задачи:

Расширить представления учащихся о роли личности в истории.

Формировать умение учащихся оценивать суждения на основе обобщения событий.

Способствовать формированию самостоятельной мыслительной деятельности.

Оборудование: Карта« Российская империя в первой половине18 века», иллюстрации , посвященные Петру1 и его эпохе.
^ Тип урока: повторительно - обобщающий, комбинированный.
Форма урока: индивидуальная, групповая работа с элементами игры.
Используемая литература:

1.Учебник » История России. Конец 16-18 век»

7 класс - авторы Н.А.Данилов и Л. Г Косулина.
2.Е.В. Смирнова «Тесты по истории России»- к учебнику

Н.А.Данилова и Л. Г Косулиной.

3. А.О. Ишимова «История России в рассказах для детей».

4.»Поурочные разработки по истории России» - к учебнику

Н.А.Данилова и Л. Г Косулиной » История России. Конец 16-18 век»


Ход урока.

План.
1.Вступительное слова учителя( 2-3 мин)

2.Письменная проверка знаний (даты, понятия)- 5-7 минут

3. Решение заданий №№1-9.(20-25 мин)

4.Подведение итогов урока.3 мин)

5.Домашнее задание.(2-3 мин)





Учитель.
Ребята, мы закончили с вами изучение эпохи Петра1.

Сегодня у нас повторительно-обощающий урок по эпохе Петр1(Великого).

В начале урока проверим ваши знания, степень усвоения пройденного материала по теме.

Начнем с небольшого

Письменного опроса.

(ответы на подписанных листочках,как всегда).

^ 1.Вопросы на знание хронологии: Ключ.

(укажите даты этих событий)

А.Начало правления Петра1. (1682)

Б.Взятие турецкой крепости Азов. (1696)

В.Великое посольство. (1697-1698)

Г.Основание Петербурга. (1703)

^ Д.Астраханское восстание. (1705-1706)

Е.Восстание под руководством К. Булавина. (1707-1708)

Ж.Сражение у деревни Лесной. (1708)

З.Полтавская битва. (1709)

И.Сражение на реке Прут.( с турками) (1711)

^ К.Открытие Кунсткамеры. (1714)

Л.Открытие первой публичной библиотеки в С.П. ( 1714)

М.Сражение у мыса Гангут. (1714)

Н.Создание Морской Академии. (1715)

О.Сражение у острова Гренгам. ( 1720)

^ П.Подписание Ништадтского мира. (1721)

Р.Россия – империя, Петр1 – император. (1721)
2.Вспомним новые понятия:

1 Высшее правительственное учреждение, созданное Петром в 1711 г.

2.Политика, направленная на поддержку своего товаропроизводителя.

3.Политика, направленная преобладание вывоза товара над ввозом.

4.Они возглавляли губернии, обладали военной и судебной властью.

5.На мануфактурах работали две категории крестьян. Назовите их.

6.Это многоголосое пение звучало в дни государственных и военных праздников.
^ Ребята, письменная проверка знаний закончена, я читаю вопросы, вы проверяете свои ответы и сдаете работы

Переходим к устным ответам.
Учитель.

Петра1 по праву считают ярким историческим деятелем в истории России. Много исследований и художественных произведений посвящено преобразованиям Петра1.

Историки и писатели по- разному оценивают личность Петра1 и значение его реформ.

Уже современники Петра1 делились на две группы: сторонники и противники его преобразований.

Спор продолжался и позже.

В 18 веке: М. В. Ломоносов славил Петра и восторгался его делами, а чуть позже историк Н.М.Карамзин обвинял Петра в измене «истинно русским» началам жизни, его реформы назвал «блестящей ошибкой».

По приказу Екатерины 2 французский скульптор Э.Фальконе создал на Сенатской площади в Петербурге скульптуру Петра1 на вздыбленном коне (« Медный всадник»), а Екатерина приказала сделать запись -»Петру1 от Екатерины 2,1782 год». Это тоже высокая оценка деятельности Петра1.

А.С. Пушкин в 19 веке характеризовал Петра1. так: »То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник…»

В наши дни споры о личности Петра продолжаются.

Мы повторим и обобщим изученный материал и тоже дадим оценку эпохе Петра1.

Задание№1. Когда Петр пришел к власти, перед ним встала задача проведения в России реформ для решения определенных задач. Давайте вспомним эти задачи.

Ученики называют:
1.Борьба со Швецией за выход в Балтийское море.

2. Создание современных Вооруженных сил: регулярной армии и морского флота.

3.Развитие промышленности, торговли.

4.Реформы в разных областях жизни ...
Решить все эти задачи мог только правитель, обладающий незаурядным характером.
Задание№2.

Напишите прилагательные, которые бы характеризовали личность Петра1.

У какой группы ( по рядам) окажется максимальное количество, выясним через 1 мин.
^ Возможные варианты: сильный, целеустремленный, трудолюбивый, любознательный, энергичный, дальновидный, решительный, волевой, храбрый, талантливый, мудрый, жесткий, требовательный, резкий, уверенный, влиятельный…
^ Работа с иллюстрацией на стр.129 учебника.

В.Суриков »Петр1»

Вопрос. Каким вы видите Петра 1?

(высокий, решительный, энергичный, мужественный, уверенный…)
Задание№3.

На доске записаны несколько понятий, назовите и объясните те понятия, которые связаны с Северной войной:
1.Северный союз,2.коллегии,3. конфузия ( под Нарвой), 4.губернии, 5.уезды, 6.рекрутская повинность,7.»матерь Полтавской баталии», 8.мануфактура ,9. синод,10.остров Гренгам.11.Ништадтский мир.
Называют и объясняют: №№ 1,3,6,7,10,11.
Итак, Северная война длилась с 1700 до 1721 года, закончилась победой России.

Задание№4.На карте покажите основные сражения Северной войны.
Показать: Нарва, Нотебург ( Орешек), деревня Лесная, Полтава, река Прут, мыс Гангут, остров Гренгам, Ништадт.

^ Задание №5.

Перед каким сражением Петр произнес эти слова:»Помните, что будете биться за род свой, за Отечество, за веру православную, не верьте, что неприятель непобедим, мы его уже побеждали. Уповайте на Бога, а о Петре ведайте, что жизнь ему не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе!»
Ответ: Это июнь 1709 год. Полтавская битва. Блестящая победа русских над шведами. Карл 12 и Мазепа бегут в Турцию. Меньшиков и Голицын берут в плен 17000 солдат и офицеров вместе с пушками и знаменами, в числе пленных и генерал Левенгаупт.
После этой битвы во всех землях стали прославлять царя. В самой России многие роптавшие до того на нововведения, перестали роптать, потому что увидели в них явную пользу.

( (А.О. Ишимова «Истории России рассказы для детей»)
Вопросы: 1.Ребята, означала ли эта победа окончание войны?

2.Как и когда закончилась война со шведами?

3.Достигнута ли была цель в войне?
Задание №6. Благодаря каким реформам была достигнута победа в Северной войне?
Ответ: Военная реформа и реформы в области экономики.
Вопрос:

  1. Назовите преобразования в военной сфере и экономике, связанной с военной сферой..


Ответ:

1.Создание регулярной армии за счет рекрутской повинности,

2.Для обучения офицеров открыты: навигацкая, артиллерийская, инженерная, хирургическая и другие школы.

3.Приняты:1716г. «Устав воинский»,позже- « Устав морской».

4.Создается военно - морской флот.

5. Создается военная экономика: металлургические заводы на Урале,

6. Открываются мануфактуры по производству сукна и парусного полотна для армии и флота.

7. Строятся судоверфи в Москве, Петербурге, Архангельске.
^ Давайте вспомним другие преобразования в экономике,

( можно пользоваться записями в тетрадях)

Ответы:
В сельском хозяйстве: внедряются новые орудия труда, появляется новое занятие - овцеводство, расширяются посевы льна, конопли для нужд армии.

^ В промышленности: горно-заводские мануфактуры, оружейные, химические мануфактуры, текстильные мануфактуры. К 1725 году в России более 200 мануфактур.

В торговле: политика меркантилизма, в 1724 году Таможенный тариф -75%

пошлина на ввозимые в Россию товары.

^ В области финансов: 1711 год – денежная реформа, 1718-1724 год- вместо подворной подати - подушная подать.

Страна при Петре поделена на 8 губерний, а в 1719 году еще и на 50 провинций.
Задание №7.

1.Ребята, как вы думаете, все эти преобразования легли всей тяжестью на чьи плечи в стране?

2.Что свидетельствует о недовольстве народа в эпоху Петра1?

Ответ:

Народу было нелегко в эти годы. Об этом свидетельствуют многочисленные восстания на протяжении всего правления царя – реформатора.
На доске перечислены восстания.

3.Каких восстаний при Петре 1 не было?

( работаем в группах) 1 мин.

1.Медный бунт.

2.Астраханское восстание.

3.Восстание Хлопко.

4.Восстание К. Булавина

5.Восстание И. Болотникова

6.Восстание С. Разина.

7. Башкирское восстание

8 Восстания работных людей на Урале.

9.Восстания старообрядцев в Среднем Поволжье, на Севере России.

10. Восстание (Крестьянская война) Е Пугачева.
Ответ: Не было восстаний под №1,3,,5.10.


Задание№8.

Викторина.

Выявим всезнаек!
Вопросы викторины:
1.Какая форма власти сложилась при Петре 1.? (абсолютизм)

2.Как называлась первая (1703год) печатная газета в России? ( «Ведомости»)

3.Назовите имя сподвижника Петра, основавшего Навигацкую школу в Москве, по его же указанию была создана первая в России обсерватория? (Яков Брюс)
4.Есть у одного знаменитого поэта такие строки:

И думал он:

Отсель грозить мы будем шведу.

Здесь будет …?…. заложен

Назло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно.

Ногою твердой стать при море

Сюда по новым им волнам

Все флаги в гости будут к нам,

И запируем на просторе…
1.Объясните, о чем идет речь? (Основание С-Петербурга)

2.Откуда эти строчки? (поэма »Медный всадник»)

3.Кто автор?(А. С Пушкин)
5.Назовите имя автора «Арифметики»- энциклопедии математических знаний, вышедшей в 1703 году.( Леонтий Магницкий)

6..В 1703 году гениальный русский механик создал и испытал первую русскую подводную лодку? (Никонов)

7. Один из основоположников русской светской живописи , получивший по приказу Петра1 образование в Италии?( Иван Никитин)

8.. Назовите документ, который дал возможность служилому человеку, вне зависимости от его происхождения делать карьеру? (1722 год-«Табель о рангах»)

9. Назовите документ , который приравнял поместья дворян к боярским вотчинам?(1714год- Указ о единонаследии)

10..В 1717 году в России вышло в свет знаменитое»Юности честное зерцало».

О чем там шла речь? (Это было специальное пособие по правилам хорошего тона)

11.Шел 7207 год от сотворения мира , через 4 месяца после встречи этого года наступил снова Новый 1700 год. О чем идет речь? ( Петр1 ввел новое летоисчисление от Р.Х.как на Западе)

12.Новорожденных мальчиков принято пеленать, используя голубые ленты, а девочек -- розовые ленты. Знаете ли вы, откуда пошел этот обычай?

( При Петре 1 были учреждены ордена для новорожденных детей царской фамилии—Святого Андрея Первозванного и святой Анны. Ленты этих орденов имели голубой и розовый цвет)
13. 127 человек подписали смертный приговор царевичу Алексею. Но этот приближенный( фельдмаршал) не подписал. При этом он произнес фразу: «Я рожден служить государю, а не кровь его судить…» Кто это был? (фельдмаршал Борис Петрович Шереметьев.)

14.О ком мог сказать так Петр1после подавления стрелецкого бунта, выйдя из монастыря? « Сколь умна, столь и зла! А могла бы быть моей правой рукой.» (Конечно, о своей сестре Софье)

15.В этой коробке находится то из продуктов, что появилось в России при Петре1.

Назовите, что там может быть? --- Работа в группе 1 мин.
^ Ответ: там могут быть: картофель, чай, кофе, табак.
Задание №9 Заслушиваем выступления с оценкой Эпохи Петра1.(по1мин).

Командам ( по рядам) было дано задание--- приготовить выступление с оценкой личности Петра1, его дел.

При этом отметить и положительные и отрицательные моменты.
После выступления учащихся учитель обобщает и дополняет сказанное учащимися.

Учитель.

Сложное время- время перемен. Именно такой эпохой была «Эпоха Петра1».

Благодаря реформам Петра1 Россия преодолевала свою экономическую и культурную отсталость. Да, Петр1 «уздой железной Россию поднял на дыбы».

Для Петра была примером Европа. Не все преобразования Петра воспринимались населением России, так как шел слом вековых Российских традиций. Поэтому были восстания народа, среди аристократии появилась оппозиция.

Но при Петре1. Россия стала империей, полноправной участницей международных отношений, проводившей активную внешнюю политику. Вырос её авторитет.

Имя Петра 1 в 2013 году выдвигалось на конкурс «Имя России», что, безусловно, доказывает тот факт, что он великий исторический деятель!
Учитель подводит итог работы на уроке.

Ребята, большинство из вас показали неплохие знания «Эпоха Петра1», кто сегодня узнал для себя что то новое из этого времени.

Оценки на уроке получили…

После проверки листочков у всех появятся в журнале оценки.
Домашнее задание( опережающее):

Подготовьте по желанию сообщение по темам:
1.Анна Иоанновна на престоле (1730-1740).

2.Правление Елизаветы Петровны (1741-1761)

3. Судьба Александра Меньшикова после смерти Петра1.

Урок окончен. До свидания.

Похожие:

Урок истории Тема: «Эпоха Петра Великого в истории России». Автор: Тараканова Т. Г. (учитель истории) Место iconУрок по истории России 8 класс Подготовила и провела учитель истории...
Александра II, выделить основные события войны, определить её место и значимость в мировой истории, истории России, сформулировать...
Урок истории Тема: «Эпоха Петра Великого в истории России». Автор: Тараканова Т. Г. (учитель истории) Место iconУрок повторения по истории России в 7 классе. Тема: Восемнадцатый век в истории России
Обобщить знания детей, полученные при изучении деятельности Петра Первого и его последователей
Урок истории Тема: «Эпоха Петра Великого в истории России». Автор: Тараканова Т. Г. (учитель истории) Место iconРазработка урока. Тема: «Византийское тысячелетие» Автор: Тараканова...
Восточная Римская империя, Византия, ромеи ( греки), василевс, Свод Юстиниана, греческий огонь, внешняя политика, дипломатия
Урок истории Тема: «Эпоха Петра Великого в истории России». Автор: Тараканова Т. Г. (учитель истории) Место iconКлассный час Тема: «Последний бой, он трудный самый»… Автор: Тараканова...
«Народ умирает, когда становится населением. А населением он становится тогда, когда забывает свою историю»
Урок истории Тема: «Эпоха Петра Великого в истории России». Автор: Тараканова Т. Г. (учитель истории) Место iconУрок истории «Поэмы Гомера «Илиада» и«Одиссея»» 5 класс
Автор: Шевченко Елена Александровна, учитель истории Моу сош №88 г. Ярославля, 2014
Урок истории Тема: «Эпоха Петра Великого в истории России». Автор: Тараканова Т. Г. (учитель истории) Место iconУрок истории «Политика разрядки: надежды и результаты» 9 класс
Автор: Шевченко Елена Александровна, учитель истории моу сош №88 г. Ярославля,2014
Урок истории Тема: «Эпоха Петра Великого в истории России». Автор: Тараканова Т. Г. (учитель истории) Место iconУрок по истории 9 класс учитель истории и обществознания мкоу лебедевской сош
Учебное оборудование: карта России Первой мировой войне карточки с вопросами и ответами
Урок истории Тема: «Эпоха Петра Великого в истории России». Автор: Тараканова Т. Г. (учитель истории) Место iconУрок истории в 5 классе Путешествие по Древней Греции Автор: Новикова...
Продолжить формирование умений логически мыслить, делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения
Урок истории Тема: «Эпоха Петра Великого в истории России». Автор: Тараканова Т. Г. (учитель истории) Место iconИспользование в образовательном процессе современных информационных...
...
Урок истории Тема: «Эпоха Петра Великого в истории России». Автор: Тараканова Т. Г. (учитель истории) Место iconСценарий урока «Суд истории. Виновен ли АлександрIв смерти своего отца ПавлаI?»
Урок истории проводится в 8 классе в рамках изучения темы по истории России «Правление Александра I. Дней Александровых прекрасное...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница