Москва издательство «весь мир» 2002




НазваниеМосква издательство «весь мир» 2002
страница1/14
Дата публикации07.10.2014
Размер2.99 Mb.
ТипКнига
shkolnie.ru > История > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14









СЕМИОТИКА

Агеев В.Н.




УДК 003 ББК 87.4 А 23

МОСКВА ИЗДАТЕЛЬСТВО «ВЕСЬ МИР» 2002

ВЕСЬ МИР ЗНАНИЙ - широкая по тематике образовательная серия. Авторы - ведущие отечественные и зарубежные ученые - дают ключ к пониманию проблем современной науки. Доступные, увлекательные тексты рассчитаны на самую широкую аудиторию и в первую очередь на тех, кто учится и учит.



В СЕРИИ ВЫШЛИ:

А. Андреев ^ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Д. Кеоун БУДДИЗМ

К. Кнотт ИНДУИЗМ

Н. Короновский НАША ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ

Д. Кристал ^ АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК КАК ГЛОБАЛЬНЫЙ

А. Никифоров ЛОГИКА

К.Фараджев РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ

М. Федорова ^ КЛАССИЧЕСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Э. Фромм ФРЕЙД

Д. Харитонович МАСОНСТВО Л.Хахалин ПЕДИАТРИЯ ГОТОВЯТСЯ К ВЫПУСКУ:

К. Бек ^ ИСТОРИЯ ВЕНЕЦИИ

X. Клаут ИСТОРИЯ ЛОНДОНА

И.Комбо ИСТОРИЯ ПАРИЖА

Э. Кормышева ЦИВИЛИЗАЦИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Е. Кравченко ^ МАКС ВЕБЕР

А. Патрушев ВЕХИ ГЕРМАНСКОЙ ИСТОРИИ

О. Посконина ИСТОРИЯ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ ВЕСЬ МИР ЗНАНИИ ™

А 23
Владимир Агеев

Семиотика. М.: Издательство «Весь Мир», 2002. - 256 с. - (Весь Мир Знаний). ISBN 5-7777-0175-2

В книге освещен широкий круг вопросов, связанных с созданием и использованием различных знаков и знаковых систем, а также построенных на их основе языков, как естественных, возникших стихийно в про- цессе эволюции человека (устная и письменная речь, языки жестов, мимики и т.д.), так и искусственных (формальные языки, языки программирования, системы записи, кодирования и др.). Рассматриваются общие методологические подходы к изучению языков различной природы в рамках семиотики - науки о знаках и знаковых системах. Рассказывается о новых научно-практических направлениях семиотики, свя- занных с изучением проблем человеко-компьютерного взаимодействия, когнитивных процессов, проблем искусственного интеллекта. Материал изложен живо и увлекательно, проиллюстрирован запоми- нающимися рисунками и графиками.

Книга рассчитана на широкий круг читателей. Она может представлять интерес как для гуманитариев, так и для специалистов инженерного профиля, а также для школьников старших классов, студентов и аспирантов.

УДК 003 ББК 87.4

Весь Мир Знаний™ - зарегистрированный торговый знак Издательства «Весь Мир»(№ 180520 от

8.10.1999)

ISBN 5-7777-0175-2

© Издательство «Весь Мир», 2002


Электронное оглавление

Электронное оглавление ....................................................................................................... 3

Введение ................................................................................................................................... 5

Глава 1. О РОЛИ ЗНАКОВЫХ СИСТЕМ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА ............................. 6

1. Общение и коммуникативная деятельность человека.........................................................................6

Коммуникативный процесс .............................................................................................................................................. 7

Рис. 1. Классификация видов общения ................................................................................................................. 7

Интерактивный процесс .............................................................................................................................................. 7

Перцептивный процесс ............................................................................................................................................... 8

2. Этапы развития средств коммуникации.................................................................................................8

Рис 2. Этапы развития средств коммуникации..................................................................................................... 9

3. Особенности восприятия информации человеком..............................................................................10

Рис. 3. Две стратегии обработки информации человеком ................................................................................. 11

Таблица 1. Особенности познавательных процессов, присущих человеку ............................................. 13

4. О когнитивных моделях обработки информации ...............................................................................13

Глава 2. СЕМИОТИКА - НАУКА О ЗНАКАХ И ЗНАКОВЫХ СИСТЕМАХ.......... 17

5. Развитие представлений о знаках и языках .........................................................................................17

6. Основные понятия семиотики ................................................................................................................19

Рис. 4. Триада: знак (S)-концепт (С)-денотат (D) ............................................................................................... 19

Рис. 5. Омонимия — совпадение знаков, обозначающих различные сущности.............................................. 20

Рис. 6. Синонимия - обозначение разными знаками одной и той же сущности .............................................. 20

Знаковой системо .............................................................................................................................................. 20

Рис. 7. Классификация систем знаков ................................................................................................................. 21

Натуральные (естественные) - знаки ............................................................................................................. 21

Образные знаки ................................................................................................................................................. 21

Конвенциональные знаки ................................................................................................................................. 22

7. Принципы семиотического подхода.......................................................................................................22

Рис. 8. Три основных раздела общей семиотики ................................................................................................ 22

Рис. 9. Светофор как знаковая система ............................................................................................................... 23

Рис. 10. Триада: человек-орудия труда и знаковые системы - окружающая среда ......................................... 24

Глава 3. ВИДЫ СЕМИОТИЧЕСКИХ СИСТЕМ ........................................................... 25

8. Передача информации на генетическом уровне ..................................................................................25

Рис. 11. Модель двойной спирали ДНК .............................................................................................................. 26

Рис. 12. Модель процесса деления молекулы ДНК............................................................................................ 26

9. Сигналы в животном мире и речевое общение человека ..................................................................26

10. Язык как знаковая система ...................................................................................................................27

11. Проблемы создания и понимания текста ............................................................................................29

Рис. 13. Коммуникативная функция текста ........................................................................................................ 30

Глава 4. СЕМИОТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ, ФУНКЦИОНИРУЮЩИЕ В ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ ...................................................................................... 33

12. О содержании понятия «социальная информатика» ........................................................................33

13. Процесс художественной коммуникации ............................................................................................36

Рис. 14. Процесс художественной коммуникации ............................................................................................. 37

14. Художественная литература..................................................................................................................38

15. Живопись и архитектура........................................................................................................................39

16. Семиотика театра, кино и телевидения...............................................................................................40

Глава 5. КОМПЬЮТЕРНАЯ СЕМИОТИКА ................................................................. 44

17. Гипертекст — новый способ письменной коммуникации...............................................................44

18. Пользовательский интерфейс как знаковая система .......................................................................47

Рис. 15. Схема отношений в человеко-компьютерной системе ........................................................................ 47

Рис. 16. Действия пользователя в процессе диалога с компьютерной системой............................................. 47

Метафора «компьютер как партнер по диалогу» .......................................................................................................... 49

Метафора «модель мира»................................................................................................................................................ 50

Метод манипулирования объектами на экране дисплея .............................................................................................. 51

Метафора «компьютер как посредник» ......................................................................................................................... 51

19. Иконические знаки — пиктограммы ..................................................................................................52

Пиктограммы, являющиеся изображениями обозначаемых объектов.................................................................. 52

Рис. 17. Пиктограммы, являющиеся изображениями предметов...................................................................... 52

Пиктограммы, указывающие на характер выполняемых действий. ..................................................................... 52

Рис. 18. Пиктограммы, указывающие на характер выполняемых операций ................................................... 52

Пиктограммы, использующие функциональную аналогию. ................................................................................. 53

Рис. 19. Пиктограммы, использующие функциональную аналогию ................................................................ 53

Пиктограммы, обозначающие результат выполнения операции........................................................................... 53

Рис. 20. Пиктограммы, указывающие на результат операции .......................................................................... 53

20. Кодирование цветом................................................................................................................................53

Рис. 21. «Цветовой круг», образованный основными цветами и их оттенками .............................................. 54

Таблица 2. Оценка четкости восприятия цветовых образов на ахроматичном фоне ...................................... 54

Таблица 3. Оценка четкости восприятия цветовых образов на цветном фоне................................................. 55

Таблица 4. Влияние цвета на ощущение пространства, температуры, эмоционального состояния .............. 55

Принцип физиологического соответствия .............................................................................................................. 55

Принцип эмоционального соответствия .................................................................................................................. 56

Глава 6. ПРИКЛАДНАЯ СЕМИОТИКА ......................................................................... 57

21. Формализация и моделирование ..........................................................................................................57

Рис. 21. Типы моделей .......................................................................................................................................... 58

22. Основные свойства модели ....................................................................................................................59

Адекватность модели объекту моделирования ............................................................................................................. 59

Изоморфизм и гомоморфизм моделей ........................................................................................................................... 60

Рис. 22. Гомоморфизм моделей ........................................................................................................................... 60

Рис. 23. Изоморфизм моделей .............................................................................................................................. 60

23. Типы моделей ...........................................................................................................................................61

Материальные (физические) модели.............................................................................................................................. 61

Информационные (семиотические) модели .................................................................................................................. 61

Рис. 24. Классификация информационных моделей по типу используемых знаковых систем ..................... 62

Рис. 25. Классификация информационных моделей по степени формализации структур данных ............... 62

Рис. 26. Классификация информационных моделей по степени учета фактора времени............................... 63

Воображаемые (мысленные) модели ....................................................................................................................... 63

24. Что такое искусственный интеллект? .................................................................................................63

25. Базы знаний и экспертные системы.....................................................................................................64

Рис. 27. Модели представления знаний............................................................................................................... 65

Рис. 28. Семантическая сеть................................................................................................................................. 65

Семантические сети................................................................................................................................................... 66

Продукционная модель ............................................................................................................................................. 66

Фреймовые модели .................................................................................................................................................... 66

Рис. 29. Пример фрейма........................................................................................................................................ 66

Рис. 30. Структура типовой экспертной системы .............................................................................................. 67

По связи с реальным масштабом времени............................................................................................................... 67

По степени интеграции ............................................................................................................................................. 67

26. Поддержка творческой деятельности человека .................................................................................68

Пространство планирования ..................................................................................................................................... 69

Содержательное пространство ................................................................................................................................. 69

Пространство аргументации ..................................................................................................................................... 69

Риторическое пространство ...................................................................................................................................... 69

27. Интеллектуальные информационные системы.................................................................................70

Рис. 31. Структура интеллектуальной ИПС ....................................................................................................... 71

Рис. 32. Библиографическая карточка, заполняемая на каждый текстовый документ ................................... 72

Заключение ............................................................................................................................ 75

Литература ......................................................................................................................................................76

Именной и предметный указатель.................................................................................... 79

Содержание ............................................................................................................................ 83


Введение

Знаменитый детектив Шерлок Холмс обладал, как известно, необыкновенной способностью зорко подмечать в окружающем мире такие факты и явления, которые другим людям представлялись совершенно незначительными, не стоящими особого внимания. Известно также, что во многих случаях именно такого рода факты позволяли легендарному сыщику путем логических рассуждений восстанавливать в полной мере картину случившегося, находить ключ к решению запутанных задач.

Однажды на вопрос доктора Ватсона, почему при своем неплохом зрении он часто не замечает того, что видит Холмс, последний ответил: «Вы смотрите, но вы не наблюдаете, а это большая разница». Действительно, наблюдать - это не просто пассивно созерцать происходящее, это значит, прежде всего, делать правильные выводы из увиденного, затем - сопоставлять полученные факты с уже известными, находить аналогии и т.д. Наблюдательность, как и всякую другую способность, человек может развивать и совершенствовать. Шерлок Холмс выработал ее у себя долгими годами тренировок.

Наблюдательность нужна не только детективам, Многие профессии связаны с необходимостью принимать решение на основе результатов наблюдений. Например, с древних времен охотникам для успешной охоты нужно было уметь читать следы зверей, находить дорогу по различным приметам -зарубкам на деревьях, отдельно лежащим камням и т.д. Скотоводы и земледельцы должны уметь предсказывать погоду по природным явлениям. Мореплавателям всегда было важно умение ориентироваться по звездам и солнцу. Врачи по едва заметным признакам отклонения от нормы ставят больному диагноз... Этот список можно было бы продолжить.

Да и в повседневной жизни каждый из нас постоянно попадает в ситуацию, когда нужно сориентироваться в окружающей обстановке и принять то или иное решение. То, насколько правильным оно окажется, во многом зависит от нашей наблюдательности, а точнее, от нашей способности осмыслить увиденное и услышанное. В одних случаях ошибка при принятии решения не приводит к катастрофическим последствиям (например, при покупке товара мы не обратили внимания на то, что срок годности, указанный на этикетке, давно истек). В других - ошибка может дорого обойтись (при выезде на перекресток водитель не заметил запрещающего сигнала светофора).

Умение действовать сообразно обстановке особенно необходимо в случае, когда какая-либо работа выполняется коллективно. Здесь ошибочные действия одного человека могут свести на нет усилия

всех остальных. Поэтому люди с древнейших времен старались найти средства, помогающие им действовать согласованно. С этой целью они уже на ранних этапах своего развития стали придумывать способы обмениваться различными знаками, с помощью которых становилась возможной их совместная деятельность.

Первобытные люди для этого пользовались простейшими системами знаков, основанными на жестах, мимике, нечленораздельных звуках криках. В дальнейшем появилась устная речь, постепенно сформировался разговорный язык — стихийно возникшая в человеческом обществе система дискретных, членораздельных звуковых знаков. Затем возникла письменность, письменная форма речи.

По мере развития общества появляются новые и совершенствуются старые системы знаков. Необхо- димость в новых знаковых системах возникает потому, что имеющиеся на данном этапе средства и способы коммуникации уже перестают удовлетворять возросшие потребности человека. Ведь каждый новый предмета быта, новый инструмент, каждая новая технология требуют каких-то знаков для их обозначения, описания. В результате в разговорном языке появляются новые слова, а старые слова при этом наполняются новым содержанием, новым смыслом.

Изменяя окружающую среду, человек постоянно совершенствовал свои орудия труда, он создавал

7

новые предметы быта и при этом совершенствовался сам, приспосабливаясь к новой обстановке. Важную,

если не важнейшую, роль в этом процессе играли и продолжают играть создаваемые человеком знаковые системы. Неудивительно поэтому, что вопросы, связанные с природой знаковых систем и с возникновением языков общения, с древнейших времен интересовали ученых.

Человек живет в мире знаков, пользуется знаками и в определенных ситуациях сам как бы является знаком. Походка человека, особенности фигуры, тембр голоса, прическа — вот неполный набор признаков, по которым мы сразу определяем знакомого, хорошо известного нам человека среди множества других людей. Одежда человека, его манера поведения многое могут рассказать о самом человеке тому, кто умеет не только смотреть, но и наблюдать (вспомним Шерлока Холмса).

Наука, занимающаяся изучением знаков, знаковых систем и языков, созданных на их основе, называется семиотикой.

Одной из важнейших знаковых систем, созданных человеком, являются естественные, или разговорные, языки (по некоторым данным, языков народов мира существует от 2,5 до 5 тысяч). Однако семиотика, как общая наука о знаках, занимается изучением не только естественных языков. В ее орбиту попали такие явления культуры, как кино, театр, живопись, архитектура и т.д. Более того, как было сказано выше, и сам человек является объектом изучения семиотики.

8

Поскольку знак есть носитель информации, семиотика имеет большое прикладное значение при исследовании и проектировании знаковых систем, используемых в процессах передачи и обработки информации. Прикладные разработки идут по двум основным направлениям. Первое — это создание искусственных языков, позволяющих удобно алгоритмизировать процессы обработки информации (например, языков программирования, языков для индексирования документов и т.п.). Второе направление - это создание

алгоритмов, обеспечивающих обработку текстов на естественном языке (машинный перевод, автоматическое индексирование и реферирование, перевод с естественного языка на формальный и т.п.).

Цель данной книги - познакомить читателя с тем, чем занимается и какие задачи ставит перед собой на современном этапе своего развития семиотика.

9
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Похожие:

Москва издательство «весь мир» 2002 iconОлдос Леонард Хаксли Контрапункт ocr бычков М. Н
«Хаксли О."Контрапункт. О дивный новый мир. Обезьяна и сущность. Рассказы"»: Издательство act; Москва; 2002
Москва издательство «весь мир» 2002 iconЗона далеко не то, чем кажется. В ней что-то происходит. И это «что-то»...
Зона, подкидывающая ученым все новые и новые опасные сюрпризы. Но исследователи упорно продолжают свою миссию, и все яснее понимают:...
Москва издательство «весь мир» 2002 iconИздательство «мир» москва 1980 Сб. 3 П62 Пб2
Последний долгожитель. Сб венгерских научно-фант расска-зов. Пер с венг. / Сост. П. Куцка и Т. Воронкина. Послесл. Е. Парнова. М.:...
Москва издательство «весь мир» 2002 iconИздательство «мир» москва 1981
Дорога воспоминаний: Сб научн фантаст произведений; Пере-воды/Составитель Р. Рыбкин; Предисл. Дм. Биленкина. М
Москва издательство «весь мир» 2002 iconП ресс-релиз 24 сентября 2010 года Итоги выставки «Весь мир питания...
С 14 по 17 сентября в Москве, в цвк «Экспоцентр», прошла 19-я Международная выставка World Food Moscow/ «Весь мир питания 2010»....
Москва издательство «весь мир» 2002 iconПрограмма по слесарному делу для 11 класса составлена на основе программы
Программа разработана на основе программ «Новая модель обучения в специальных (коррекционных) образовательных школах VIII вида» под...
Москва издательство «весь мир» 2002 iconУчебное пособие Издательство Института Психотерапии Москва
Психология материнства: Учебное пособие. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 240 с
Москва издательство «весь мир» 2002 iconИз чего же построен окружающий нас мир?
Этот вопрос. Фалес утверждал, что все состоит из воды, Анаксимен говорил, что мир построен из воздуха, а по мнению Гераклита, весь...
Москва издательство «весь мир» 2002 iconМосква Издательство «Знание»

Москва издательство «весь мир» 2002 iconУчебник «Окружающий мир» 1 класс часть А. А. Вахрушев\\Москва. Баласс-...
Познакомить учащихся с различными состояниями веществ их свойствами (1-я линия развития – уметь объяснять мир)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница