Скачать 2.1 Mb.
|
![]() АКАДЕМИЯ НАУК СССР Серия «Страны а народы» Ю. П. Гавриков Куба: страницы истории ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАУКА» Москве 1979 Г 13 Гавриков Ю. П. Куба: страницы истории.— М.: Наука, 1979.— 168 с, ил., 0,5 ил.— (Серия «Страны и народы»). Книга посвящена наиболее важным событиям в истории Республики Куба, государства, играющего видную роль в современном мире. В ней рассказывается об основных этапах освободительной борьбы кубинского народа, увенчавшейся победой революции в 1959 г., о славной плеяде кубинских революционеров и патриотов (Хосе Марти, X. А. Мелья, Фидель Кастро и др.). Значительное место уделено послереволюционному периоду — 20-летней истории становления первого социалистического государства в Западном полушарии, истории развития дружественных связей с Советским Союзом. Ю. П. Гавриков — кандидат исторических наук, в течение ряда лет находился на дипломатической работе в странах Латинской Америки, занимается проблемами истории этого континента. В 1977 г. в серии «Страны и народы» вышла его книга «Перу: от инков до наших дней», 5.4 Ответственный редактор доктор исторических наук И. Р. ГРИГУЛЕВИЧ Г Q5/f|o2) 53—79 НП © Издательство «Наука», 1979 г. СОДЕРЖАНИЕ От редактора.............. 3 Вступление............. 4 Земля, поразившая Колумба ........ 6 «Да здравствует свободная Куба!»...... 22 «Воспрянул мой народ, народ любимой Кубы!» 30 «Созревший плод»............ 43 Красные знамена пролетариата....... 54 «Осел с когтями льва» . . t..... 63 Несбывшиеся надежды .......... 71 Батистовский тупик .«....... 83 Душа и мозг революции , . ,....... 99 Куба идет к свободе........... 106 От Сьерра-Маэстры до Гаваны....... ИЗ Трудный праздник созидания 126 Примечания.............. 150 Рекомендуемая литература .....> . . 165 ^ Кубинской революции в 1979 г. исполняется 20 лет. И хотя за истекшие годы у нас опубликовано немало книг об острове Свободы, интерес к прошлому и настоящему Кубы не уменьшается, а, наоборот, растет. Это понятно. Ведь дружественные отношения нашей страны с революционной Кубой продолжают успешно развиваться и укрепляться, а ее роль в международных делах и участие в антиимпериалистическом движении становятся все заметнее и весомее. «Тысячами километров отделена Куба от своих друзей в социалистических странах Европы и Азии. Но такова уж природа социалистического интернационализма, что революционная Куба никогда не была и никогда не будет одинокой. Куба — активный и уважаемый участник кипучей жизни большой семьи государств, спаянной узами братства, товарищества и бескорыстной взаимной поддержки» \ Писать о Кубе, ее прошлом и настоящем одновременно и просто, и очень трудно. Просто, потому что основные факты ее истории и современности хорошо иэвестны. Трудно, потому что углубленный их анализ требует немалых знаний и способности к обобщениям. Ю. П. Гавриков по сравнению с другими советскими кубиноведами имеет то преимущество, что он провел пер-» вые годы после победы кубинской революции на посту атташе по делам культуры в нашем посольстве в Гаване* Это дало ему возможность непосредственно погнать и по* любить Кубу, а теперь и написать о ней интересную и нужную книгу, выходящую в дни славного 20-летнего юбилея возникновения первого социалистического госу* дарства в Западном полушарии. И. Гризулевич доктор исторических наук вице-президент Общества советско-кубинской дружбы ВСТУПЛЕНИЕ Насколько велики вклад Кубы в историю человечества, ее роль в современном мире, настолько невелики размеры ее территории: площадь острова составляет около 111 тыс. км21. Узкой полосой, напоминающей ящерицу, протянулся он на 1250 км с востока на запад. С юга его берег омывает Карибское море, у северного побережья плещутся волны Мексиканского залива и Атлантического океана. Ближайшие соседи Кубы — Гаити, Ямайка, США и Багамские острова. Юкатанский пролив разделяет иа востоке Кубу и Мексику. В состав Республики Куба входит много мелких островов, в большинстве своем необитаемых. Исключение составляет наиболее крупный из них — остров Молодежи (до 1978 г. назывался Пинос). Остров Куба представляет собой обширную равнину, обрамленную на востоке высокими горами (пик Туркино достигает около 2 тыс. м). В центральной и западной частях встречается лишь несколько не очень высоких разрозненных горных цепей. Географическое положение Кубы — в тропическом поясе — и теплые морские течения у ее берегов определяют климат острова — морской, жаркий и влажный, с небольшими колебаниями температуры в течение суток и в пределах года. Недра страны богаты полезными ископаемыми: железо, никель, кобальт, медь, хром, марганец, свинец, цинк, мрамор, асфальт, торф. Нефтеразведка свидетельствует о вапасах нефти. В небольшом количестве имеется золото. История Кубы тесным образом связана с историей всей Латинской Америки: и здесь рыскали в поисках золота испанские конкистадоры, и здесь они чинили насилие над местным населением — индейцами, и здесь стал- кивались интересы крупных европейских государств, а позднее и США, стремившихся завладеть островом. Поистине эпический характер приобрела борьба кубинского народа, которую он вел сначала, чтобы освободиться от 400-летнего господства Испании, а затем, чтобы иэ формально независимого государства, в течение полувека находившегося под властью американского империализма, превратиться в подлинно независимую страну. С особой гордостью кубинцы вспоминают о своем героическом прошлом в паши дни, когда на Кубе впервые на континенте успешно строится социалистическое общество. Советский читатель хорошо знает о различных сторонах жизни братского кубинского народа. В СССР выпущено много работ и по истории Кубы, однако среди них нет еще такой, которая была бы рассчитана на массового читателя и освещала бы историю в целом, от древних времен до наших дней. Это обстоятельство и определило ва-мысел автора. ^ Согласно радиоуглеродным данпым, время появления человека на Антильских островах, в состав которых входит и Куба, относится к III тыс. до п. э.1 В XV столетии, к моменту прихода на Кубу европейцев, там жило несколько индейских племен, отличавшихся друг от друга по своему культурному развитию и языку. Археологические раскопки показывают, что первые индейцы-земледельцы, получившие пазвание «таипо», пришли на Кубу с Гаити2. Уровень их культуры был довольно высоким. Они не только делали орудия из хо-рошо отшлифованного камня, в том числе кремневые ножи, но и знали гончарное дело, занимались ткачеством. По свидетельству испанских авторов, на Кубе возде-лывались маниок*, маис (кукуруза), бобовые, тыква, табак, хлопчатник, из волокна которого плелись гамаки и сети, батат (сладкий картофель), выращивались фруктовые деревья. Боевым оружием тайно служили стрелы и каменные топоры. Жили они в круглых деревянных домах с крышей из пальмовых листьев. Перед домом вождя племени — касика — располагалась площадка (батей), где проводились разного рода церемонии и празднества. Женщины тайно пользовались равпыми правами с мужчинами. Придя на Кубу, тайно покорили местные племена сибонеев, стоявших на более пизкой ступени культурного развития. Сибонеи в основном стали подневольными таипо. Те из них, которые продолжали жить самостоятель-по, занимались рыболовством и охотой. Рыболовами были и тайно, причем они даже умели устраивать своеобразные хранилища живой рыбы, со- * Растение с клубневидными корнями, содержащими крахмал, оружая на мелководье из тростника специальные «загороди». Ловили ипдейцы и черепах. В отличие от других индейских племен, населявших территорию пынешпих стран Южной Америки, индейцы Больших Антил не плавили золота, а расплющивали его «зернинки» камнями и получали тонкие листки этого драгоценного металла 3. К концу XV в. в индейском обществе на Кубе ужо наметился процесс социальной дифференциации, свидетельствовавший о начале разложения существовавшего там первобытнообщинного строя. 28 октября 1492 г. на землю Кубы впервые ступил европеец: на остров высадился Христофор Колумб. Его поразила необычная природа, мягкий климат, экзотические фрукты, невиданные птицы. В дневпике мореплаватель сделал запись «о красивейшем месте, которым когда-либо довелось любоваться человеческому взору» \ Правда, Колумб не предполагал, что открыл большой остров. Это установила лишь в 1509 г. испанская экспедиция во главе с Себастьяном де Окампо 5. В том же 1509 г. богатый землевладелец Диего Ве-ласкес получил поручение сына Колумба — Диего, назначенного (испапским монархомв) губернатором «Индий» 7,—колонизовать Кубу. До этого шла усиленная колонизация острова Гаити, названного испанцами Эспань-олой, и других островов в Карибском море, и Куба оставалась вне сферы внимания конкистадоров. Вопреки ожиданиям Веласкеса его люди встретили на острове отчаянное сопротивление индейцев, до которых к тому времени дошли сведения о поголовном истреблении аборигенов Гаити. Только пленение вождя непокорных индейцев — смелого и умного касика Атуэя 8 — позволило конкистадорам одержать победу после нескольких месяцев упорпой борьбы. Последовала жестокая расправа: с лица земли стирались целые индейские поселения, жители подвергались истязаниям и уничтожению. Оставшиеся в живых обрекались на тяжелый подневольный труд. Для упрочения своей власти на острове испанцы начали создавать опорные пункты колонизации — первые города, среди которых была первая столица Кубы — Ба-ракоа (1512) — и нынешняя, называвшаяся тогда Сан-Кристобаль-де-ла-Авана (1514), В городах они учрсж дали муниципальные советы (кабильдо), избиравшиеся из среды наиболее богатых горожан. Вся экономическая и политическая власть па Кубе сосредоточивалась в руках колониальной верхушки, состоявшей из испанских чиновников, землевладельческой, военной и церковной знати. Верховная власть принадлежала испанской короне, в собственности которой находилась вся земля Кубы (поэтому пожалование земли совершалось от имени короля). Губернатор острова формально подчинялся вице-королю Гаити, однако его право распределять на острове от имени короля земли давало ему неограниченную фактическую власть. Обширные наделы — кабальерии — получали дворяне и королевские чиновпики, более скромные участки — пеонии * — предоставлялись простым переселенцам. Зачастую вместе с землей колонизаторы получалп и индейцев для ее обработки в принудительном порядке. Господствующей формой эксплуатации индейцев стала система энкомьенды, т. е. передачи на «попечение» испанского колонизатора определенного числа индейцев, которые проживали на пожалованных ему землях. Эн-комендеро — «попечитель» — обязывался обратить подопечных в христианскую веру, взамен он получал право на неограниченную их эксплуатацию. Это была одна из самых жестоких и беззастенчивых форм эксплуатации коренного населения, которое лишалось не только земли, но и права на часть своего труда. Стремясь выжать из даровой рабочей силы максимальный доход в наиболее короткий срок, «попечители» тем самым вели дело к поголовному истреблению «подопечных» индейцев. Одним из важнейших факторов, приводивших к гибели аборигенов9, помимо жестокой эксплуатации, голода и болезней (кстати, многие из которых завезли на остров испанцы), явилось резкое изменение конкистадорами социально-экономического уклада жизни индейцев. В частности, почти полная ликвидация индейской общины нарушила привычпый образ их жизни, обычаи, лишила традиционных источников питания. * Кабальерия равпа 14,5 га (эта мера площади сохранилась на Кубе до наших дней), пеония — в 5 раз меньше кабальерии, В еще более тяжелом положении находились те индейцы, которые попали в рабство. Согласно королевским декретам, в рабство обращались не желавшие подчиняться колониальным властям и оказавшие им сопротивление. В качестве рабов разрешалось использовать и так называемых диких индейцев, которые не хотели принимать католическую веру. Последнему обстоятельству копкистадоры придавали исключительно важное значепие. Католическая церковь обладала в колонии немалой властью. Она была призвана «освятить» завоевание, придать конкисте вид дела праведного, угодного всевышнему. За спиной испанского воина, как тень, следовал монах с распятием в руках. Церковь, позиции которой особо укрепились в связи с учреждением инквизиции, определяла всю духовную жизнь колонии. Церковь имела различного рода доходы, в том числе одну десятую доходов прихожан. Являясь крупнейшим землевладельцем в колонии, она беззастенчиво эксплуатировала индейцев на церковных землях. Лишь отдельные духовники пытались несколько облегчить тяжелую участь кубинских аборигенов. Среди них видное место занимает испанский монах Бартоломе де Лас-Касас, автор ценнейших трудов по истории конкисты, в частности на Кубе 10. Ни миссионерская деятельность церкви, ни жестокие преследования властей, ни суровые наказания не смогли, однако, сломить свободолюбивый дух индейцев. Непокорные укрывались в труднодоступных местах, откуда совершали набеги на испанские поселения, торговые обозы, сжигали плантации, убивали своих поработителей. Зачастую выступления местного населения приобретали характер восстаний. Так, более 10 лет вели упорную кровопролитную борьбу индейцы под руководством касика Гуама и его жены Хабагуанекс (1522—1533). Восстание было жестоко подавлено, по еще долго отдельные отряды индейцев оказывали в городах сопротивление колонизаторам. Борьба местного населения не могла не повлиять на политику колониальных властей. В 1542 г. Карл V пздал «Новые законы», согласпо которым индейцы объявлялись свободными людьми и обращать их в рабство запрещалось. Однако эти законы постоянно саботировались колониальной верхушкой, да и интересам испанской мо нархии отнюдь не противоречили скрытые формы рабства и эксплуатации коренпого населения острова. Постепенно на Кубе все больше начинает ощущаться нехватка рабочей силы. Широкие масштабы приобретает ввоз негров-рабов из Африки. Еще с 1524 г. па острове становится обычным делом работорговля. Исиапские колонизаторы все чаще прибегают к использованию более сильных физически, чем индейцы, черных невольников. «По свидетельству современников,— пишет известный кубипский историк-марксист X. Ле Риверенд,— один африканец мог заменить па работе нескольких индейцев» и. К 1540—1550 гг. на острове было уже несколько тысяч негров-рабов, занятых в основном на шахтах (добыча меди, золота) и в сельском хозяйстве. На Кубу, как и в другие страны Нового Света, колонизаторов влекло золото. Оно давало возможность колонистам не только оплачивать привозимые испанскими купцами дорогостоящие товары, но и снаряжать экспедиции для завоевания Мексики и других, соседних с Кубой, территорий. Добыча золота на острове достигла высокого уровня еще в первой четверти XVI в., по наиболее крупные месторождения вскоре иссякли, и добыча практически сошла на нет во второй половине того же века. Истощение золотоносных месторождений вызвало массовую эмиграцию поселившихся на острове испанцев в богатые благородными металлами Мексику и Перу11 и привело к кризису кубинской экономики. Сложность положения в колонии усугублялась и постоянными нападениями французских, английских и голландских пиратов, грабивших и разорявших кубинские города 13. Заметный удар по торговым связям Кубы нанес захват Англией, Францией и Голландией некоторых испанских колопий в Карибском бассейне 14. Существенный урон казне наносила и контрабандная торговля с иностранными купцами, являвшаяся одной из форм протеста населения острова против торговой монополии Испании, отражением противоречий между интересами Кубы и метрополии. Путем контрабандной торговли, в частности, реализовывалась большая часть продуктов скотоводства, ставшего после истощения золотых месторождений главной отраслью кубинской экономики. К концу XVI в. скотоводческие латифундии прибрали к |
![]() | М. К. Любавский Л 93 Лекции по древней русской истории до конца XVI века. 4-е изд., доп. — Спб.: Издательство «Лань», 2000. — 480с. — (Мир культуры,... | ![]() | Тема: Героические страницы истории России Развивать интерес учащихся к истории, находчивость и смекалку, побуждать подростков к расширению познавательных интересов, эмоциональному,... |
![]() | Издательство «наука» Москва 1967 л. Редакционная коллегия Редакционная коллегия: А. Я. Манусевич (отв ред.) М. А. Бирман, А. X. Клеванский и. А. Хренов | ![]() | Программа для одаренной молодежи и школьников по краеведению «История... «История и культура Шипуново. Ненаписанные страницы» является универсальным как для изучения истории района, так и для постижения... |
![]() | Урок по окружающему миру в 4-м классе по теме "Страницы всемирной истории" Обобщить знания учащихся, проверить усвоение материала по теме, систематизировать и обобщить представления учащихся по всемирной... | ![]() | Учебник истории память поколений или социальный заказ современности Каждое молодое государство периода формирования нации переживало сходные процесс формирования национальной концепции истории (как... |
![]() | Л истая страницы истории (ж/д) Сбор группы на 1 этаже вокзала за 1 час до отправления поезда у «Сервис Центра» | ![]() | Рабочая программа составлена из расчета 68 часов (+2 часа резерв)... Примерной программы по истории среднего (полного) общего образования (Сборник нормативных документов. История. М.: Дрофа, 2008),... |
![]() | Крылатые слова Познакомить с происхождением некоторых фразеологизмов, раскрывая страницы нашей истории, показывая неразрывную связь языка с историей... | ![]() | Викторина с родителями «Листая страницы истории» Помочь осознать ценность семейного чтения, как эффективного средства образования и воспитания дошкольников |