Ю. П. Гавриков Куба: страницы истории издательство «наука»




НазваниеЮ. П. Гавриков Куба: страницы истории издательство «наука»
страница1/17
Дата публикации06.10.2014
Размер2.1 Mb.
ТипКнига
shkolnie.ru > История > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


АКАДЕМИЯ НАУК СССР Серия «Страны а народы»

Ю. П. Гавриков

Куба: страницы истории

ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАУКА» Москве 1979

Г 13 Гавриков Ю. П. Куба: страницы истории.— М.: Наука, 1979.— 168 с, ил., 0,5 ил.— (Серия «Страны и на­роды»).

Книга посвящена наиболее важным событиям в истории Республики Куба, государства, играющего видную роль в современном мире. В ней рассказы­вается об основных этапах освободительной борьбы кубинского народа, увенчавшейся победой революции в 1959 г., о славной плеяде кубинских революционеров и патриотов (Хосе Марти, X. А. Мелья, Фидель Кастро и др.). Значительное место уделено послереволюцион­ному периоду — 20-летней истории становления первого социалистического государства в Западном полуша­рии, истории развития дружественных связей с Со­ветским Союзом.

Ю. П. Гавриков — кандидат исторических наук, в течение ряда лет находился на дипломатической работе в странах Латинской Америки, занимается проблемами истории этого континента. В 1977 г. в серии «Страны и народы» вышла его книга «Перу: от инков до наших дней»,

5.4

Ответственный редактор доктор исторических наук И. Р. ГРИГУЛЕВИЧ

Г Q5/f|o2) 53—79 НП © Издательство «Наука», 1979 г.
СОДЕРЖАНИЕ

От редактора.............. 3

Вступление............. 4

Земля, поразившая Колумба ........ 6

«Да здравствует свободная Куба!»...... 22

«Воспрянул мой народ, народ любимой Кубы!» 30

«Созревший плод»............ 43

Красные знамена пролетариата....... 54

«Осел с когтями льва» . . t..... 63

Несбывшиеся надежды .......... 71

Батистовский тупик .«....... 83

Душа и мозг революции , . ,....... 99

Куба идет к свободе........... 106

От Сьерра-Маэстры до Гаваны....... ИЗ

Трудный праздник созидания 126

Примечания.............. 150

Рекомендуемая литература .....> . . 165

^ ОТ РЕДАКТОРА

Кубинской революции в 1979 г. исполняется 20 лет. И хотя за истекшие годы у нас опубликовано немало книг об острове Свободы, интерес к прошлому и настоя­щему Кубы не уменьшается, а, наоборот, растет. Это понятно. Ведь дружественные отношения нашей страны с революционной Кубой продолжают успешно развивать­ся и укрепляться, а ее роль в международных делах и участие в антиимпериалистическом движении становятся все заметнее и весомее.

«Тысячами километров отделена Куба от своих дру­зей в социалистических странах Европы и Азии. Но та­кова уж природа социалистического интернационализма, что революционная Куба никогда не была и никогда не будет одинокой. Куба — активный и уважаемый участник кипучей жизни большой семьи государств, спаянной уза­ми братства, товарищества и бескорыстной взаимной поддержки» \

Писать о Кубе, ее прошлом и настоящем одновремен­но и просто, и очень трудно. Просто, потому что основ­ные факты ее истории и современности хорошо иэвестны. Трудно, потому что углубленный их анализ требует не­малых знаний и способности к обобщениям.

Ю. П. Гавриков по сравнению с другими советскими кубиноведами имеет то преимущество, что он провел пер-» вые годы после победы кубинской революции на посту атташе по делам культуры в нашем посольстве в Гаване* Это дало ему возможность непосредственно погнать и по* любить Кубу, а теперь и написать о ней интересную и нужную книгу, выходящую в дни славного 20-летнего юбилея возникновения первого социалистического госу* дарства в Западном полушарии.

И. Гризулевич доктор исторических наук вице-президент Общества советско-кубинской дружбы

ВСТУПЛЕНИЕ

Насколько велики вклад Кубы в историю человечества, ее роль в современном мире, настолько невелики размеры ее территории: площадь острова составляет около 111 тыс. км21. Узкой полосой, напоминающей ящерицу, протянулся он на 1250 км с востока на запад. С юга его берег омывает Карибское море, у северного побережья плещутся волны Мексиканского залива и Атлантического океана. Ближайшие соседи Кубы — Гаити, Ямайка, США и Багамские острова. Юкатанский пролив разделяет иа востоке Кубу и Мексику.

В состав Республики Куба входит много мелких ост­ровов, в большинстве своем необитаемых. Исключение составляет наиболее крупный из них — остров Молодежи (до 1978 г. назывался Пинос).

Остров Куба представляет собой обширную равнину, обрамленную на востоке высокими горами (пик Туркино достигает около 2 тыс. м). В центральной и западной частях встречается лишь несколько не очень высоких разрозненных горных цепей.

Географическое положение Кубы — в тропическом по­ясе — и теплые морские течения у ее берегов определяют климат острова — морской, жаркий и влажный, с не­большими колебаниями температуры в течение суток и в пределах года.

Недра страны богаты полезными ископаемыми: желе­зо, никель, кобальт, медь, хром, марганец, свинец, цинк, мрамор, асфальт, торф. Нефтеразведка свидетельствует о вапасах нефти. В небольшом количестве имеется золото.

История Кубы тесным образом связана с историей всей Латинской Америки: и здесь рыскали в поисках зо­лота испанские конкистадоры, и здесь они чинили наси­лие над местным населением — индейцами, и здесь стал-

кивались интересы крупных европейских государств, а позднее и США, стремившихся завладеть островом.

Поистине эпический характер приобрела борьба ку­бинского народа, которую он вел сначала, чтобы освобо­диться от 400-летнего господства Испании, а затем, чтобы иэ формально независимого государства, в течение полу­века находившегося под властью американского импери­ализма, превратиться в подлинно независимую страну.

С особой гордостью кубинцы вспоминают о своем ге­роическом прошлом в паши дни, когда на Кубе впервые на континенте успешно строится социалистическое об­щество.

Советский читатель хорошо знает о различных сторо­нах жизни братского кубинского народа. В СССР выпу­щено много работ и по истории Кубы, однако среди них нет еще такой, которая была бы рассчитана на массового читателя и освещала бы историю в целом, от древних вре­мен до наших дней. Это обстоятельство и определило ва-мысел автора.

^ ЗЕМЛЯ, ПОРАЗИВШАЯ КОЛУМБА

Согласно радиоуглеродным данпым, время появления че­ловека на Антильских островах, в состав которых входит и Куба, относится к III тыс. до п. э.1

В XV столетии, к моменту прихода на Кубу европей­цев, там жило несколько индейских племен, отличавших­ся друг от друга по своему культурному развитию и языку.

Археологические раскопки показывают, что первые индейцы-земледельцы, получившие пазвание «таипо», пришли на Кубу с Гаити2. Уровень их культуры был довольно высоким. Они не только делали орудия из хо-рошо отшлифованного камня, в том числе кремневые но­жи, но и знали гончарное дело, занимались ткачеством.

По свидетельству испанских авторов, на Кубе возде-лывались маниок*, маис (кукуруза), бобовые, тыква, та­бак, хлопчатник, из волокна которого плелись гамаки и сети, батат (сладкий картофель), выращивались фрукто­вые деревья.

Боевым оружием тайно служили стрелы и каменные топоры. Жили они в круглых деревянных домах с кры­шей из пальмовых листьев. Перед домом вождя племе­ни — касика — располагалась площадка (батей), где проводились разного рода церемонии и празднества. Жен­щины тайно пользовались равпыми правами с мужчинами.

Придя на Кубу, тайно покорили местные племена сибонеев, стоявших на более пизкой ступени культурного развития. Сибонеи в основном стали подневольными таи­по. Те из них, которые продолжали жить самостоятель-по, занимались рыболовством и охотой.

Рыболовами были и тайно, причем они даже умели устраивать своеобразные хранилища живой рыбы, со-

* Растение с клубневидными корнями, содержащими крахмал,

оружая на мелководье из тростника специальные «заго­роди». Ловили ипдейцы и черепах.

В отличие от других индейских племен, населявших территорию пынешпих стран Южной Америки, индейцы Больших Антил не плавили золота, а расплющивали его «зернинки» камнями и получали тонкие листки этого дра­гоценного металла 3.

К концу XV в. в индейском обществе на Кубе ужо наметился процесс социальной дифференциации, свиде­тельствовавший о начале разложения существовавшего там первобытнообщинного строя.

28 октября 1492 г. на землю Кубы впервые ступил европеец: на остров высадился Христофор Колумб. Его поразила необычная природа, мягкий климат, экзотиче­ские фрукты, невиданные птицы. В дневпике мореплава­тель сделал запись «о красивейшем месте, которым ког­да-либо довелось любоваться человеческому взору» \ Правда, Колумб не предполагал, что открыл большой остров. Это установила лишь в 1509 г. испанская экспе­диция во главе с Себастьяном де Окампо 5.

В том же 1509 г. богатый землевладелец Диего Ве-ласкес получил поручение сына Колумба — Диего, на­значенного (испапским монархомв) губернатором «Ин­дий» 7,—колонизовать Кубу. До этого шла усиленная ко­лонизация острова Гаити, названного испанцами Эспань-олой, и других островов в Карибском море, и Куба оста­валась вне сферы внимания конкистадоров.

Вопреки ожиданиям Веласкеса его люди встретили на острове отчаянное сопротивление индейцев, до которых к тому времени дошли сведения о поголовном истреблении аборигенов Гаити. Только пленение вождя непокорных индейцев — смелого и умного касика Атуэя 8 — позволи­ло конкистадорам одержать победу после нескольких ме­сяцев упорпой борьбы.

Последовала жестокая расправа: с лица земли стира­лись целые индейские поселения, жители подвергались истязаниям и уничтожению. Оставшиеся в живых обре­кались на тяжелый подневольный труд.

Для упрочения своей власти на острове испанцы на­чали создавать опорные пункты колонизации — первые города, среди которых была первая столица Кубы — Ба-ракоа (1512) — и нынешняя, называвшаяся тогда Сан-Кристобаль-де-ла-Авана (1514), В городах они учрсж­

дали муниципальные советы (кабильдо), избиравшиеся из среды наиболее богатых горожан.

Вся экономическая и политическая власть па Кубе сосредоточивалась в руках колониальной верхушки, состо­явшей из испанских чиновников, землевладельческой, военной и церковной знати. Верховная власть принадле­жала испанской короне, в собственности которой находи­лась вся земля Кубы (поэтому пожалование земли со­вершалось от имени короля). Губернатор острова фор­мально подчинялся вице-королю Гаити, однако его право распределять на острове от имени короля земли давало ему неограниченную фактическую власть. Обширные на­делы — кабальерии — получали дворяне и королевские чиновпики, более скромные участки — пеонии * — пре­доставлялись простым переселенцам.

Зачастую вместе с землей колонизаторы получалп и индейцев для ее обработки в принудительном порядке. Господствующей формой эксплуатации индейцев стала система энкомьенды, т. е. передачи на «попечение» ис­панского колонизатора определенного числа индейцев, которые проживали на пожалованных ему землях. Эн-комендеро — «попечитель» — обязывался обратить подо­печных в христианскую веру, взамен он получал право на неограниченную их эксплуатацию.

Это была одна из самых жестоких и беззастенчивых форм эксплуатации коренного населения, которое ли­шалось не только земли, но и права на часть своего труда.

Стремясь выжать из даровой рабочей силы максималь­ный доход в наиболее короткий срок, «попечители» тем самым вели дело к поголовному истреблению «подопеч­ных» индейцев.

Одним из важнейших факторов, приводивших к гибе­ли аборигенов9, помимо жестокой эксплуатации, голода и болезней (кстати, многие из которых завезли на остров испанцы), явилось резкое изменение конкистадорами со­циально-экономического уклада жизни индейцев. В част­ности, почти полная ликвидация индейской общины на­рушила привычпый образ их жизни, обычаи, лишила тра­диционных источников питания.

* Кабальерия равпа 14,5 га (эта мера площади сохранилась на Кубе до наших дней), пеония — в 5 раз меньше кабальерии,

В еще более тяжелом положении находились те ин­дейцы, которые попали в рабство. Согласно королевским декретам, в рабство обращались не желавшие подчинять­ся колониальным властям и оказавшие им сопротивление. В качестве рабов разрешалось использовать и так назы­ваемых диких индейцев, которые не хотели принимать католическую веру.

Последнему обстоятельству копкистадоры придавали исключительно важное значепие. Католическая церковь обладала в колонии немалой властью. Она была призвана «освятить» завоевание, придать конкисте вид дела пра­ведного, угодного всевышнему. За спиной испанского воина, как тень, следовал монах с распятием в руках. Церковь, позиции которой особо укрепились в связи с учреждением инквизиции, определяла всю духовную жизнь колонии. Церковь имела различного рода доходы, в том числе одну десятую доходов прихожан. Являясь крупнейшим землевладельцем в колонии, она беззастен­чиво эксплуатировала индейцев на церковных землях.

Лишь отдельные духовники пытались несколько об­легчить тяжелую участь кубинских аборигенов. Среди них видное место занимает испанский монах Бартоломе де Лас-Касас, автор ценнейших трудов по истории кон­кисты, в частности на Кубе 10.

Ни миссионерская деятельность церкви, ни жестокие преследования властей, ни суровые наказания не смогли, однако, сломить свободолюбивый дух индейцев. Непокор­ные укрывались в труднодоступных местах, откуда совер­шали набеги на испанские поселения, торговые обозы, сжигали плантации, убивали своих поработителей. За­частую выступления местного населения приобретали ха­рактер восстаний. Так, более 10 лет вели упорную кро­вопролитную борьбу индейцы под руководством касика Гуама и его жены Хабагуанекс (1522—1533). Восстание было жестоко подавлено, по еще долго отдельные отряды индейцев оказывали в городах сопротивление колонизато­рам.

Борьба местного населения не могла не повлиять на политику колониальных властей. В 1542 г. Карл V пздал «Новые законы», согласпо которым индейцы объявлялись свободными людьми и обращать их в рабство запреща­лось. Однако эти законы постоянно саботировались ко­лониальной верхушкой, да и интересам испанской мо­

нархии отнюдь не противоречили скрытые формы рабства и эксплуатации коренпого населения острова.

Постепенно на Кубе все больше начинает ощущаться нехватка рабочей силы. Широкие масштабы приобретает ввоз негров-рабов из Африки. Еще с 1524 г. па острове становится обычным делом работорговля. Исиапские ко­лонизаторы все чаще прибегают к использованию более сильных физически, чем индейцы, черных невольников. «По свидетельству современников,— пишет известный кубипский историк-марксист X. Ле Риверенд,— один африканец мог заменить па работе нескольких индей­цев» и. К 1540—1550 гг. на острове было уже несколько тысяч негров-рабов, занятых в основном на шахтах (до­быча меди, золота) и в сельском хозяйстве.

На Кубу, как и в другие страны Нового Света, коло­низаторов влекло золото. Оно давало возможность коло­нистам не только оплачивать привозимые испанскими купцами дорогостоящие товары, но и снаряжать экспеди­ции для завоевания Мексики и других, соседних с Ку­бой, территорий. Добыча золота на острове достигла вы­сокого уровня еще в первой четверти XVI в., по наибо­лее крупные месторождения вскоре иссякли, и добыча практически сошла на нет во второй половине того же века.

Истощение золотоносных месторождений вызвало массо­вую эмиграцию поселившихся на острове испанцев в бо­гатые благородными металлами Мексику и Перу11 и привело к кризису кубинской экономики.

Сложность положения в колонии усугублялась и по­стоянными нападениями французских, английских и гол­ландских пиратов, грабивших и разорявших кубинские города 13. Заметный удар по торговым связям Кубы на­нес захват Англией, Францией и Голландией некоторых испанских колопий в Карибском бассейне 14.

Существенный урон казне наносила и контрабандная торговля с иностранными купцами, являвшаяся одной из форм протеста населения острова против торговой моно­полии Испании, отражением противоречий между инте­ресами Кубы и метрополии. Путем контрабандной торгов­ли, в частности, реализовывалась большая часть продук­тов скотоводства, ставшего после истощения золотых месторождений главной отраслью кубинской экономики. К концу XVI в. скотоводческие латифундии прибрали к

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Похожие:

Ю. П. Гавриков Куба: страницы истории издательство «наука» iconМ. К. Любавский
Л 93 Лекции по древней русской истории до конца XVI века. 4-е изд., доп. — Спб.: Издательство «Лань», 2000. — 480с. — (Мир культуры,...
Ю. П. Гавриков Куба: страницы истории издательство «наука» iconТема: Героические страницы истории России
Развивать интерес учащихся к истории, находчивость и смекалку, побуждать подростков к расширению познавательных интересов, эмоциональному,...
Ю. П. Гавриков Куба: страницы истории издательство «наука» iconИздательство «наука» Москва 1967 л. Редакционная коллегия
Редакционная коллегия: А. Я. Манусевич (отв ред.) М. А. Бирман, А. X. Клеванский и. А. Хренов
Ю. П. Гавриков Куба: страницы истории издательство «наука» iconПрограмма для одаренной молодежи и школьников по краеведению «История...
«История и культура Шипуново. Ненаписанные страницы» является универсальным как для изучения истории района, так и для постижения...
Ю. П. Гавриков Куба: страницы истории издательство «наука» iconУрок по окружающему миру в 4-м классе по теме "Страницы всемирной истории"
Обобщить знания учащихся, проверить усвоение материала по теме, систематизировать и обобщить представления учащихся по всемирной...
Ю. П. Гавриков Куба: страницы истории издательство «наука» iconУчебник истории память поколений или социальный заказ современности
Каждое молодое государство периода формирования нации переживало сходные процесс формирования национальной концепции истории (как...
Ю. П. Гавриков Куба: страницы истории издательство «наука» iconЛ истая страницы истории (ж/д)
Сбор группы на 1 этаже вокзала за 1 час до отправления поезда у «Сервис Центра»
Ю. П. Гавриков Куба: страницы истории издательство «наука» iconРабочая программа составлена из расчета 68 часов (+2 часа резерв)...
Примерной программы по истории среднего (полного) общего образования (Сборник нормативных документов. История. М.: Дрофа, 2008),...
Ю. П. Гавриков Куба: страницы истории издательство «наука» iconКрылатые слова
Познакомить с происхождением некоторых фразеологизмов, раскрывая страницы нашей истории, показывая неразрывную связь языка с историей...
Ю. П. Гавриков Куба: страницы истории издательство «наука» iconВикторина с родителями «Листая страницы истории»
Помочь осознать ценность семейного чтения, как эффективного средства образования и воспитания дошкольников
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница