Инструкция по выполнению: На выполнение работы предоставляется 180 минут (3 часа)




Скачать 151.26 Kb.
НазваниеИнструкция по выполнению: На выполнение работы предоставляется 180 минут (3 часа)
Дата публикации03.10.2014
Размер151.26 Kb.
ТипИнструкция
shkolnie.ru > История > Инструкция

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников

2013 – 2014 учебный год

Предмет – история, 9 класс

Составитель – Харьковская Светлана Викторовна, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ№18
Мы рады приветствовать Вас на олимпиаде школьников по истории!

Инструкция по выполнению:

  1. На выполнение работы предоставляется 180 минут (3 часа).

  2. Работа состоит из различного уровня сложности заданий, которые предполагают выбор правильного ответа или развернутые ответы, где Вы с наибольшей полнотой можете проявить свои знания и умения.

  3. За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания дается один или более баллов.

  4. Баллы, полученные Вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий с максимальной полнотой и набрать как можно больше баллов.

^ Желаем успеха!

I. Решите тест.

1. Образование Древнерусского государства относится:

1) к VIII в.

2) к IX в.

3)к Хв.

4) к XI в.

2. Архитекторы В.И. Баженов и М.Ф. Казаков создавали свои произведения в стиле:

1)модерн

2) классицизм
3)романтизм

4) нарышкинское барокко

3. Земельное владение, даваемое при условии несения военной и государственной службы без права наследования, продажи, обмена, называлось:

1) полюдьем

2) поместьем

3) вотчиной

4) волостью

4. С какой целью Иван IV вводит опричнину?

1) вывести из кризиса экономику страны
2) покончить с набегами монголо-татар

3) укрепить сословно-представительную монархию

4) насильственными методами установить неограниченную власть

5. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите имя князя, о котором в нем идёт речь.

Свержение ига устраняло политическое к тому препятствие, а брак с Софьей давал на то историческое оправдание: <...> мог теперь считать себя единственным оставшимся в мире православным и независимым государем, какими были византийские императоры, и верховным властителем Руси.

1) Иван III

2) Иван IV

3) Иван Калита

4) Дмитрий Иванович Донской

6. Укажите верное соответствие.

1) восстание декабристов — 1825 г.

2) восстание на броненосце «Потёмкин» — 1773 г.

3) восстание под предводительством СТ. Разина — 1905 г.

4) крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачёва — 1667 г.

7. В чем состояло значение Бородинского сражения?

1) завершило разгром наполеоновских войск на территории России

2) заставило Наполеона отступать по старой Смоленской дороге

3) позволило соединиться 1 -и и 2-й русским армиям

4) надломило дух французской армии

8. Военные поселения — это:

1) растянутый вглубь порядок построения войск

2) расположение солдат во время военных сборов

3) крепости, построенные во время войны на Северном Кавказе

4) организация войск, при которой совмещалась военная служба и сельскохозяйственная деятельность

9. Укажите причину поражения России в Крымской войне.

1) низкий моральный дух русской армии

2) экономическая отсталость России

3) быстрая сдача врагу Севастополя

4) ведение войны на чужой территории

10. Прочтите отрывок из документа и укажите его название.

Обладать другими людьми, как собственностью своею, продавать, закладывать, дарить и наследовать людей наподобие вещей, употреблять их по собственному своему произволу без предварительного с ними соглашения и единственно для собственной своей прибыли, выгоды, а иногда и прихоти есть дело постыдное, противное человечеству, противное законам естественным, противное святой вере христианской... И потому не может долее в России существовать дозволение одному человеку иметь и называть другого своим крепостным. Рабство должно быть решительно уничтожено, и дворянство должно непременно отречься от гнусного преимущества обладать другими людьми.

1) указ о «вольных хлебопашцах»

2) Уставная грамота Российской империи

3) «Русская правда» П.И. Пестеля

4) «Жалованная грамота дворянству»

11. Окончательное оформление абсолютизма в России относится:

1) кXVI b.

2) к XVII в.

3)k XVIII b.

4) к XIX в.

12. Появление книгопечатания на Руси связано с именем:

1) Бармы и Постника

2) А. Рублёва и Ф. Грека

3) В. Растрелли и Э. Фальконе

4) И. Фёдорова и П. Мстиславца

13. Заповедными на Руси называли:

1) места царской охоты на редких животных

2) годы, в течение которых крестьянам запрещалось уходить от своих владельцев в Юрьев день

3) поселения, жители которых временно освобождались от государственных повинностей

4) территории, которые вошли в состав Российского государства в XVII— XVIII вв.

14. Что из названного явилось последствием Смутного времени на Руси?

1) введение Юрьева дня

2) упадок хозяйства

3) введение опричнины
4) усиление самодержавия

15. Прочтите отрывок из летописи и укажите имя князя, о котором идёт речь.

Затем послал <князь> по всему городу сказать: «Если не придёт кто завтра на реку - будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, - будет мне врагом». Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре». На следующий же день вышел <князь> с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же, стоя, совершали молитвы.

1) Олег

2) Владимир

3) Ярослав Мудрый

4) Дмитрий Донской

16. В каком году началась Крымская война?
1) в 1812 г. 3)в1853г.

2) в 1817 г. 4) в 1877 г.

17. Е.Ф. Канкрин, П.Д. Киселёв — это реформаторы в правление:

1) Николая 1

2) Екатерины II
3) Александра 1
4) Александра III

18. Передвижниками в XIX в. называли:

1) людей разного чина и звания

2) членов творческого объединения художников

3) сторонников насильственных методов борьбы

4) крестьян, вынужденных уходить на заработки в город

19. Что явилось итогом экономического развития России к концу XIX в.?

1) ускорение темпов развития российской промышленности

2) уменьшение государственного вмешательства в экономику

3) превращение России в мирового экономического лидера

4) проникновение крепостничества в промышленность

20. Прочтите отрывок из царского манифеста и укажите событие, о котором в нем говорится.

Спасение России от врагов, столь же многочисленных силами, сколь злых и свирепых намерениями и делами, совершенное в шесть месяцев всех их истребление, так что при самом стремительном бегстве едва самомалейшая токмо часть оных могла уйти за пределы наши, есть явно излиянная на Россию благость Божия, есть поистине достопамятное происшествие... В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознёс себя народ российский, и в ознаменование благодарности нашей к Промыслу Божию... вознамерились мы в первопрестольном граде нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа....

1) Русско-турецкая война 1877—1878 гг.

2) Кавказская война

3) Крымская война

4) Отечественная война 1812 г.

Часть 2

^ II. Задания 1—8 требуют ответа в виде одного-двух слов, последовательности букв или цифр.

1. Расположите в хронологическом порядке следующих полководцев. Укажите ответ в виде последовательности буквенных обозначений выбранных элементов.

А) А.Д. Меншиков

Б) Д.М. Пожарский

В)Д.М. Боброк

Г) А.В. Суворов

2. Установите соответствие между датами и событиями. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и внесите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами

  1. 1564 г.
    Б) 1687 г.

  2. 1725 г.



1)начало книгопечатания

2)основание Российской академии наук

3)открытие Славян о греко-латинской академии

4)издание первой российской газеты «Ведомости»






Запишите в таблицу выбранные цифры.

А

Б

В










З. Какие два из перечисленных органов власти возникли в XIX в.? Отметьте верные ответы и запишите соответствующие им цифры..

1) Приказ тайных дел

2) Государственная дума

3) министерства

4) Боярская дума

5) Государственный совет

4. Прочтите отрывок из воспоминаний и напишите фамилию общественного деятеля, к которому обращается в своём письме городской голова Н.А. Алексеев.

Милостивый государь Павел Михайлович! ...Вы принесли в дар Московской городской думе Вашу художественную коллекцию, на которую Вы положили столько нравственных забот и материальных затрат и которая издавна составляет гордость и украшение не только города Москвы, но и всей нашей родины. Московская городская дума... единогласно постановила выразить Вам глубокую благодарность за Ваше пожертвование на пользу города Москвы.

5. Расположите в хронологическом порядке следующие события. Укажите ответ в виде последовательности буквенных обозначений выбранных элементов.

  1. перенесение резиденции митрополита из Владимира в Москву
    Б) создание Синода

  2. крещение Руси

Г) учреждение патриаршества на Руси

6. Установите соответствие между понятием и определением. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и внесите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.

Понятие

Определение

А) парсуна Б) мозаика В) фреска

]) изображение красками на сырой штукатурке

2) произведение русской портретной живописи

3) керамическая плитка для облицовки каминов, печей, стен

4) изображение, выполненное из цветного непрозрачного стекла или керамической плитки


7. Какие два из перечисленных ниже понятий возникли в ходе Великих реформ Александра II? Отметьте верные ответы и запишите соответствующие им цифры .

1) система кормлений

2) военные поселения

3) земство

4) подворная подать

5) регулярная армия

8. Прочтите отрывок из доклада «О некоторых общих началах, могущих служить руководством при управлении Министерством народного просвещения» и укажите его автора.

Углубляясь в рассмотрение предмета и изыскивая те начала, которые составляют собственность России... открывается ясно, что таковых начал, без коих Россия не может благоденствовать, усиливаться, жить, - имеем мы три главных: 1) Православная вера; 2) Самодержавие; 3) Народность.
III. Прочтите отрывок из сочинения российского историка СМ. Соловьёва и выполните задания l, 2. Используйте в ответах информацию из источника, а также знания из курса истории.

Условия, на которых татары принимают к себе в подданство какой-нибудь народ, суть следующие: жители подчинённой страны обязаны ходить с ними на войну по первому востребованию, потом давать десятину от всего, от людей и от вещей, берут они десятого отрока и девицу, которых отводят в свои кочевья и держат в рабстве, остальных жителей перечисляют для сбора подати. Требуют также, чтоб князья подчинённых стран являлись без замедления в Орду и привозили богатые подарки хану, его жёнам, тысячникам, сотникам - одним словом, всем, имеющим какое-нибудь значение; некоторые из этих князей лишаются жизни в Орде; некоторые возвращаются, но оставляют в заложниках сыновей или братьев и принимают в свои земли баскаков, которым как сами князья, так и все жители обязаны повиноваться, в противном случае по донесению баскаков является толпа татар, которая истребляет ослушников, опустошает их город или страну; не только сам хан или наместник его, но всякий татарин, если случится ему приехать в подчинённую страну, ведёт себя в ней как господин, требует всё, чего только захочет, и получает.

1. Как называется система политической и экономической зависимости русских княжеств от Золотой Орды? Укажите хронологические рамки этой зависимости.

2. Какие формы зависимости называет автор? К каким экономическим и политическим последствиям привела монголо-татарская зависимость? Назовите не менее двух последствий.
IV.Краеведение.

1. Прочтите слова из выступления капитана А. П. Арбузова и напишите историческое событие, в период которого он произнес эти слова.

«...клянусь Георгием, которого честно ношу четырнадцать лет, не осрамлю имени командира. Если вы увидите во мне труса, то заколите меня штыком, а на убитого -плюйте».

2. Прочтите отрывок из документа, изданного в 1892 г., и напишите его название.

«Права бродячих инородцев или ловцов, живущих в отдалении и рассеянии, состоят в применении правил для кочующих...».

Задание с развернутым ответом

3.Составьте рассказ о воспитании детей у народов родного края.


Ответы к заданиям 9 класс

Максимальное количество баллов -50.

I. Решите тест (один балл за каждый правильный ответ, всего – 20 баллов)

  1. 2

  2. 2

  3. 2

  4. 4

  5. 1

  6. 1

  7. 4

  8. 4

  9. 2

  10. 3

  11. 3

  12. 4

  13. 2

  14. 2

  15. 2

  16. 3

  17. 1

  18. 2

  19. 1

  20. 4

II. Задания с открытым кратким ответом (2балла за каждый правильный ответ, всего –16 баллов).

1.вбаг

2.132

3.35

4.Третьяков

5.вагб

6.241

7.35

8.Уваров
III. Работа с текстом (8 баллов)

1. Монгол о- татарское иго (XIIXV bb.).(2 балла)

2. Формы экономической зависимости русских земель от Золотой Орды: выплата дани, чрезвычайные поборы. Формы политической и военной зависимости: русские воины должны были участвовать в военных действиях на стороне монголов, русские князья получали в Орде ярлыки на княжение. (2 балла)

В результате нашествия русские земли были разорены, уничтожены многие города, нанесён удар ремесленному производству, товарно-денежным отношениям, памятникам духовной культуры, были нарушены торговые и культурные связи с Южной и Юго-Западной Русью, другими европейскими странами. (2 балла)

Усилилась феодальная раздробленность и междоусобная борьба. В результате нашествия погибла значительная часть князей и дружинников. Это в дальнейшем способствовало усилению самодержавия, так как русские князья взяли за образец деспотические отношения, которые существовали между ханами Золотой Орды и их вассалами. (2 балла)
IV Краеведение (6 баллов)

1.1балл

2. 1 балл

3. 3 балла

Похожие:

Инструкция по выполнению: На выполнение работы предоставляется 180 минут (3 часа) iconИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы...
Состоит из 8 заданий (В1 – В8). Ответы к этим заданиям вы должны сформулировать самостоятельно
Инструкция по выполнению: На выполнение работы предоставляется 180 минут (3 часа) iconИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы...
Включает 35 заданий (А1–А35). К каждому заданию предлагается 4 ответа, только один из которых правильный
Инструкция по выполнению: На выполнение работы предоставляется 180 минут (3 часа) iconИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы...
На выполнение экзаменационной работы по информатике отводится 4 часа (240 минут). Экзаменационная работа состоит из 3 частей, включающих...
Инструкция по выполнению: На выполнение работы предоставляется 180 минут (3 часа) iconИнструкция для учащихся
На выполнение экзаменационной работы по физике отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 50 заданий, которые разделены на 2...
Инструкция по выполнению: На выполнение работы предоставляется 180 минут (3 часа) iconИнструкция по выполнению работы Для выполнения экзаменационной работы...
Включает 35 заданий. К каждому заданию дается 4 ответа, только один из которых правильный
Инструкция по выполнению: На выполнение работы предоставляется 180 минут (3 часа) iconИнструкция по выполнению работы (11 кл.) На выполнение олимпиадной...
Iii состоит из творческого задания, на выполнение которого отводится 2 часа
Инструкция по выполнению: На выполнение работы предоставляется 180 минут (3 часа) iconИнструкция по выполнению работы (9 кл.) На выполнение олимпиадной...
Iii состоит из творческого задания, на выполнение которого отводится 2 часа
Инструкция по выполнению: На выполнение работы предоставляется 180 минут (3 часа) iconИнструкция по выполнению заданий
Задания тестового раунда включают 30 тестов, на выполнение которых отводится 45 минут. На выполнение 5 заданий аналитического раунда...
Инструкция по выполнению: На выполнение работы предоставляется 180 минут (3 часа) iconВариант Инструкция по выполнению работы
На выполнение экзаменационной работы дается 4 часа (240 мин). В работе 23 задания. Они распределены на 3 части
Инструкция по выполнению: На выполнение работы предоставляется 180 минут (3 часа) iconМетодические указания по выполнению лабораторно-практической работы...
Время на выполнение домашнего задания 2 часа, общее время на выполнение работы, включая собеседование и отчет по работе 4 часа
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница