Тема урока «Хлопчатобумажные и льняные ткани»




Скачать 177.53 Kb.
НазваниеТема урока «Хлопчатобумажные и льняные ткани»
Дата публикации21.09.2014
Размер177.53 Kb.
ТипУрок
shkolnie.ru > История > Урок
Конкурсная работа педагога Яковлевой Оксаны Владимировны

Предмет технология Класс 5
Тема урока «Хлопчатобумажные и льняные ткани»

Цель урока:

Дидактическая цель данного урока – создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации.
На данном уроке ставим такие цели

обучающие – обеспечить усвоение учащимися признаков натуральных волокон, свойств хлопчатобумажных и льняных тканей, познакомить с историей получения тканей, сформировать понятия «нити основы и утка», «лицевая и изнаночная сторона ткани;
развивающие – развивать умение наблюдать, выделять общие и существенные признаки и свойства;
воспитательные – воспитывать добросовестное отношение к труду, дисциплинированность, эстетические взгляды;

практические - научить определять направление нити основы, лицевую и изнаночную стороны ткани.

Методы обучения: Беседа, рассказ, наглядно-иллюстративные, практический.

Оборудование и материалы:

  • компьютер,

  • коллекции получения хлопчатобумажных и льняных тканей,

  • образцы тканей,

  • игла,

  • лупа,

  • образцы одежды из х/б и льняных тканей,

  • форма отчета,

  • раздаточный материал.


Ι. Организационный момент

Цель:

выяснить отсутствующих у дежурного;

настроить учащихся на рабочий лад;

дать возможность приготовить учащимся недостающие инструменты и материалы к уроку, чтобы в процессе работы дети не отвлекались на их приготовление.

^ Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Подготовка рабочего места

Настрой на урок объяснение темы




ΙΙ. Изучение нового материала.

Цель:

сообщить тему урока;

сформировать представление о травянистых растениях «хлопчатник» и «лён»

познакомить со способами получения ткани, с историей её производства;

сформировать понятия «нити основы и утка»

Методы: беседа, рассказ, решение проблемной ситуации, доклад учащихся, показ слайдов (повышение мотивации для восприятия материала)

^ Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Тема раздела, который мы будем изучать: “Швейное материаловедение”.
^ Швейное материаловедение – это раздел технологии, который занимается изучением строения и свойств материалов, используемых для изготовления швейных изделий.
- Прежде чем сшить какое-либо изделие, необходимо изучить свойства Материала, из которых оно будет изготавливаться.

Упражнение.

- Из какого сырья сделана парта?

-Как вы понимаете, что такое сырьё?


- Откуда берут древесину? (ее получают из деревьев)
- Составьте логическую цепочку производства парты ПАРТА (изделие) – ДРЕВЕСИНА (материал) – ДЕРЕВО (сырье)
Задание: Составьте логическую цепочку изготовления фартука на основе алгоритма: изделие-материал-сырье.

Проблема: Неизвестно сырье, из которого изготовлены ткани.
- Как можно решить данную проблему? Для этого можно рассмотреть строение ткани.
Перед вами лежат образцы тканей, из которых можно сшить фартук. (Коллекция хлопчатобумажных и льняных тканей).

Задание: Рассмотрите строение ткани через лупу и составьте логическую цепочку.

- Что это за “тонкие волоски” и откуда они берутся?
- Исследовав ткани, вы пришли к выводу, что для ее производства необходимы нити, которые состоят из “тонких волосков”. В швейном материаловедении их называют волокнами.
*Волокно- это гибкое, прочное тело, длина которого во много раз больше, чем поперечный размер.
В швейном материаловедении есть понятие *текстильные волокна – это волокна, которые используют для получения пряжи, ниток, тканей и других текстильных (слайд 2)

- Из чего получают текстильные волокна?
Давайте рассмотрим классификацию текстильных волокон (слайд 3). В ее основе лежит происхождение (способ получения) волокон и их химический состав.
По своему происхождению все волокна делятся на натуральные и химические.
*Натуральные волокна – это волокна, которые нам дает природа.
*Химические волокна – это волокна, которые получают химическим путем в заводских условиях.
С древнейших времен и до конца XIX века единственным сырьем для производства текстильных материалов служили натуральные волокна, которые получали из различных растений или шерсти животных (слайд 4)

-Как вы думаете из чего получают х/б и льняные ткани?

-Сформулируйте тему сегодняшнего урока

Тема нашего сегодняшнего урока: «Хлопчатобумажные и льняные ткани»

-Сформулируйте цели урока

Итак, в конце урока мы должны ответить на вопросы:

  1. Что значит ткань растительного происхождения?

  2. Как и из чего их получают?

  3. Узнать структуру ткани. (запись на доске)

А главное запастись знаниями. Ведь единственная ноша, которая не тянет - это знания и умения.
- А известны ли вам растения, из которых получают волокна? (запись на доске)

Из крапивы, конопли получают технические ткани, шпагаты.

А вот из хлопка и льна получают прекрасные ткани.

А знаете, у каждого из вас дома есть образец хлопкового волокна? Кто подскажет – что это? ( Если ученики не назовут, то можно им помочь.)

Давайте подробнее в этом разберемся. У вас на столах лежат коллекции. Возьмите коробку, на которой написано «Хлопок»

Хлопчатобумажные ткани изготавливают из волокон покрывающих поверхность семян однолетнего растения хлопчатника (слайд 5-6)

Хлопчатник – многолетнее теплолюбивое растение. Произрастает в Средней Азии, Закавказья, Казахстане, в южных районах Украины и Молдавии.

Хлопчатник представляет собой кустарник высотой до 1 м и более. Каждый год после цветения на кустах хлопчатника образуются плоды – коробочки, в которых находятся семена, покрытые волосками. На каждом семени развивается 7–15 тыс. волосков. Это и есть хлопковые волокна. Длина волокна хлопка от 12 до 60 мм. Чем длиннее волокна, тем лучшего качества получаются пряжа и ткани.

Волокна хлопка обычно бывают белого или бурого цвета. Однако в настоящее время учеными уже выведены сорта цветного хлопка. Это имеет не только научную значимость, но в будущем приобретет экономическую ценность.

Учитель показывает этапы получения хлопковой ткани (слайд 7)

Физминутка (Цель: дать возможность отдохнуть; переключиться на восприятие дальнейшего материала)

Теперь давайте посмотрим, как обрабатывают лен А вот такие рубахи из льняного полотна, которое изготавливали в домашних условиях, шили ваши прабабушки.(учитель показывает рубахи из самотканого льна) И сегодня, у каждого человека есть льняная одежда, спим мы на прекрасных льняных простынях.

А с чего все начиналось?

Льняные ткани изготавливают из льна –однолетнее травянистое растение (показывается коллекция льна).(слайд 8-9)

Лён – это однолетнее травянистое растение, из которого получают волокно того же названия. По сбору льна Россия занимает первое место в мире. Лён называют русским шёлков. Это уникальное волокнистое растение с длинными, красивыми и прочными и прочными волокнами. Длина стебля до 1200 мм в каждом из них находятся 350–560 волокон. Лён выращивают в Вологодской, Ивановской, Кировской, Костромской, Ленинградской и других областях России. В нашем районе и в нашем селе тоже выращивают лён, но он для производства ткани непригоден. Его выращивают как семенной материал.

Теперь возьмите коробочку с надписью«Лён»

Учитель показывает этапы льняной ткани (слайд 10)

Ткань получают из ниток. А откуда нити берутся?Сами волокна короткие, а нити получаются длинные.

Получение нитей – это прядение.

Вначале вручную, при помощи незамысловатых веретенец, а потом придумали прялку. Помните у Пушкина: «Три сестрицы под окном пряли поздно вечерком:» Может на такой прялке, а может на такой? (слайд 11-12)

Позже пряжу стали получать на таких станках (слайд 13)

А топом учились переплетать нити или ткать. Сначала процесс производства выглядел так (слайд 14-16), большая часть работы выполнялась вручную, это был тяжёлый труд.

На современном станке легко Аавляяется с работой ткачиха, не прикладывая особой физической силы (слайд 17-19)

Устроен станок интересно.

Одни нити натянуты. Их называют основа. А другая нитка, которую называют уток, «бегает» между натянутых нитей.

Вот такая нехитрая наука!

Итак, запишите в тетрадь:

Ткань получают путем переплетения ниток.

Полотняное переплетение – переплетение ниток через одну (учитель показывает образцы из бумаги и толстых нитей)

Основа – нить, идущая вдоль ткани

Уток – нить, идущая поперек ткани

Кромка – не осыпающийся край ткани.

-Назовите профессии ткацкого производства (слайд 20)



Высказывают предположение на вопрос: что изучает швейное материаловедение

Ответы на вопросы

-Из древeсины

-Это то, из чего изготавливают изделие


.(Работа в парах)


(изделие) ФАРТУК – (Материал) ТКАНЬ – (сырье) ?

Версии учащихся


Выполнение практической работы и запись выводов:

ТКАНЬ (изделие) – НИТИ (материал) – ТОНКИЕ ВОЛОСКИ (сырье)


Ищут определение в учебнике

Учащиеся высказывают свои предположения

-Из растений
Дети предлагают свои варианты

Ответы детей

Ответы учащихся
Хлопок

Лен

Крапива

Конопля

Это вата

Учащийся (докладчик) знакомит с исторической справкой о хлопке
Ученики рассматривают коллекцию.

Дети записывают основные этапы получения ткани в тетрадь).

Выполняют физ. упр.

Учащийся (докладчик) знакомит с исторической справкой о льне


Ученики рассматривают коллекцию

Рассматривание прялки

Запись в тетради

Рассматривание образцов из бумаги и нитей, образцов ткани

Дети называют профессии, а затем смотрят слайд


Из всех предложенных версий, записывать правильные, если таковых не будет сделать подсказку, приводя примеры из сказок.

Приложение 1

Приложение 2



ΙΙΙ. Лабораторно-практическая работа 20 мин

  1. «Изучение нитей основы и утка»

Цели:

изучить признаками определения нитей основы и утка;

изучить признаками определения лицевой и изнаночной стороны ткани;

научить определять нити основы и утка, лицевую и изнаночную сторону

Метод: частично-поисковый



Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Порядок выполнения работы:

  1. Выньте из ткани по две нити разного направления вдоль - основа, поперек - уток (учитель помогает заполнить первую колонку).

  2. Возьмите лупу и сравните, какая из ниток толстая, а какая тонкая? Запишите в тетрадь.

  3. Рассмотрите, какая нитка гладкая, а какая пушистая?

  4. Теперь ответьте на вопрос: Какая нить ровная, а какая извитая?

  5. Какая нить тянется больше, а какая меньше?

  6. Все ответы запишите в таблицу (слайд 22)






Рассматривают образцы и записывают свои наблюдения в тетради

Рассматривают образец ткани и записывают свои наблюдения

Рассматривают образцы
Ответы детей


Работа в тетради




Таблицы раздаются заранее и приклеиваются в тетрадь (таблицу см. ниже)


Таблица «Изучение нитей основы и утка»

Нить

Вдоль или поперек ткани

Толстая или тонкая

Гладкая или пушистая

Ровная или извитая

Тянется больше или меньше

Основа
















Уток

















Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Очень часто, работая с тканью, необходимо знать,как направлена нить основы. На образцах, которые вы получили, я обозначила направление основы. Но вы должны уметь это делать самостоятельно.

Есть три способа определения нити основы:

А) по кромке

Б) по растяжению

В) по звуку

(учитель показывает на образцах)

И так давайте подведём итог: назовите отличительные признаки нитей основы и утка? (слайд 21)

А сейчас попробуйте определить направление нити основы сами, пользуясь данными таблицы (слайд 23)

(под таблицей приклеивают образцы)

Проверяют здесь же и оценивают (взаимопроверка)

Наблюдение, выполнение тех же действий со своими образцами

записывают в тетрадь
самостоятельная работа

Образцы у всех одинаковые





образцы ткани размером 20X20 без кромки

Физминутка

Цель: дать возможность отдохнуть и переключиться на другой вид работы

  1. «Определение лицевой и изнаночной стороны ткани»

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

У нас остался ещё один вопрос, на который мы должны найти ответ.

(Учитель показывает подготовленную заранее коллекцию образцов, прикрепленных разными сторонами наружу)

Посмотрите и скажите, чем отличаются эти лоскутки?

Как определить лицевую сторону?

(Учитель направляет ответы детей)

Лицевую сторону определяют по яркости, по гладкости, по блеску, по чистоте отделки.

Проверка самостоятельной работы учащихся выставление оценок


Учащиеся должны ответить, что часть лоскутов прикреплена яркой (лицевой) стороной, а часть бледной (изнаночной)

учащиеся сами пробуют ответить на этот вопрос

дети рассматривают образцы ткани, пользуясь данными таблицы определяют лицевую и изнаночную стороны, запись в тетради

дети показывают образец и зачитывают свои наблюдения



Образцы разные


ΙV. Закрепление изученного материала. 7-10 мин.

Цель:

выяснить степень владения материалом всех учащихся;

помочь устранить пробелы в знаниях на данном этапе;

систематизация и обобщение приобретенных знаний.

Метод: разгадывание кроссворда, тест

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Сейчас я предлагаю вам разгадать кроссворд (слайд 24)

^ Как называют нити, идущие поперёк ткани?

Не осыпающийся край ткани

Как называют нити, идущие вдоль ткани?

Скрученные волокна

Прочесанное и деленное на равные части волокно

Название профессии, связанная с производством ткани.
Выполните тест и запишите ответы в тетради

Поменяйтесь тетрадями, я буду называть ответы, а проверьте и поставьте друг другу оценки: (нет ошибок –«5», 1 ошибка-«4», 2 ошибки- «3»

А сейчас посмотрите на доску и скажите: удалось ли нам ответить на поставленные в начале урока, вопросы.



Отвечают на вопросы кроссворда

Тест (слайд 25)

Работа в тетради
Взаимопроверка
Учащиеся отвечают на вопрос и обосновывают свой ответ


Если будут отрицательные оценки за тест, проговорить материал ещё раз, ответив на вопросы. Если нет выполнить занимательные задания (см. приложение 3)


V. Домашнее задание 3 мин.

Цель:

закрепление полученных практических и теоретических знаний:

повторение и закрепление материала учебника;

закрепление понятий «нити основы и утка»

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1.Прочитать материал учебника.

2.Во время просмотра презентации, я обращала ваше внимание на то, что ткань получают путем переплетения ниток. Наиболее простой способ переплетении - полотняное. Дома вы сделаете образец такого переплетения. Это не сложно сделать из ниток двух цветов (учитель показывает образец и этапы выполнения. Это будет ваше творческое задание


Записывают задание в дневники

Помечают в тетради этапы выполнения дом. работы

3мин


VΙ. Подведение итогов 5 мин.

Цель:

выставление итоговых оценок;

уборка рабочих мест

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание


Контроль за уборкой.

- сообщение учителя о достижении целей урока;

- объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке; выставление отметок в классный журнал и дневники учащихся;

- сообщение о теме следующего урока: (чтобы узнать тему следующего нужно отгадать загадку):

Наша тетушка игла строчку по полю вела,

Строчка в строчку, строчка в строчку,

Будет платье вашей дочке.




Учащиеся убирают свои рабочие места
Дежурные сдают инструменты приспособления и коллекции
Выставляют оценки в дневники

(Швейная машина)






Приложение 1

Историческая справка о производстве хлопчатника.

Хлопок - выходец из Египта. Мумия, которою нашли археологи, относящаяся к 2500 г до нашей эры была обернута в хлопковую ткань. Название хлопок имеет арабское происхождение.

В Средней Азии хлопчатник также возделывался с древности. Здесь много солнца, а "дитя солнца",как называют хлопчатник, в пору цветения больше всего любит свет и тепло.

Бухарские купцы вместе с шелками везли хлопчатобумажные ткани в Царство Московское.Среди привозных тканей нередко упоминается бязь,которая в переводе означает хлопок.

В России в ХVI веке окрашивали готовые миткали.Собственного прядения в России не было долго, и пряжу возили из Астрахани и Бухары. Только в 1787году купец Иван Каретников пустил фабрику по выработке миткалей и набивных ситцев. Основанная с высочайшего позволения Екатерины 11текстильная мануфактура во Владимирской губернии была прототипом будущих фабрик Иваново- Вознесенска. Сегодня в Ивановской области работает крупнейшее предприятие, которое выпускает прекрасные ткани.

Приложение 2

Историческая справка об использовании льна.

Уже 10 тысяч лет люди выращивают лен на полях.Впервые это стали делать в Индии. К сожалению, в наше время льняных полей не так уж много -растить лен сложно. А жаль. Голубое поле цветущего льна похоже на озеро средь зеленых лугов.

А какие хорошие ткани получаются изо льна! Даже космонавты, отправляясь, в полет надевают льняное белье.

В Древнем Египте умели прясть такие тонкие льняные нити, что они были почти невидимы.Искусные египетские ткачи изготавливали из них тончайшую прозрачную ткань. Через пять ее слоев просвечивало тело, а все платье можно было протянуть через перстень. При этом ткань была очень прочной. Конечно, она ценилась на вес золота, и носить ее могли только цари и жрецы.

Русские мастерицы умели прясть такие тонкие нити, что работать с ними можно было только в сыром и холодном подвале. В сухом теплом помещении тонкие нити часто рвались. Из таких нитей плели знаменитые льняные кружева - блады.Еще на Руси умели ткать льняное полотно с рисунком: ни одной окрашенной нити, а на ткани -то ромашка, то ветки рябины, то петухи.

Приложение 3

Посмотрите на доску, в тетрадь, вспомните, о чем мы говорили и ответьте на вопросы:

  1. Из каких растений можно получить ткань?

  2. Какие ткани получают из конопли и крапивы?

  3. Что такое ткачество?

  4. Что такое основа, уток, кромка?

  5. Как переплетаются нити?

  6. Сколько сторон у ткани?

  7. Как определить направление нити основы?

  8. Почему нить основы звонче?

  9. Как определить лицевую сторону у гладкокрашеной ткани?

Похожие:

Тема урока «Хлопчатобумажные и льняные ткани» iconСписо к крупных промышленных предприятий Костромской области
...
Тема урока «Хлопчатобумажные и льняные ткани» iconТема : Клетка. Ткани. Органы растений. Корень
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний, умений, навыков(вид урока-дидактическая игра)
Тема урока «Хлопчатобумажные и льняные ткани» iconТема программы
Тема урока: Выбор модели, ткани, отделки и фурнитуры. Описание внешнего вида. Детали кроя юбки. Перенос меловых линий
Тема урока «Хлопчатобумажные и льняные ткани» iconКонспект открытого урока,,Свободная роспись по ткани’’
Познакомить учащихся с техникой росписи ткани – батиком, с его возникновением, технологией изготовления
Тема урока «Хлопчатобумажные и льняные ткани» iconПлан-конспект урока по изобразительному искусству и художественному...
Образовательная: Познакомить с историей батика, видами росписи по ткани и техникой выполнения холодного батика
Тема урока «Хлопчатобумажные и льняные ткани» iconУрок технологии в 3 классе. Тема урока: «Работа с тканью, виды швов»
Методическое оснащение урока: мультимедийный кабинет, презентация на тему: «Вышивка, виды швов», лоскутки ткани, нитки мулине, линейка,...
Тема урока «Хлопчатобумажные и льняные ткани» iconУчебник Н. И. Сонин, В. И. Сонина. Биология. Живой организм. Тема урока: «Ткани растений»
Предметные устанавливать взаимосвязь между особенностью строения и функциями растительных тканей
Тема урока «Хлопчатобумажные и льняные ткани» iconТема урока. Традиционная кукла. Изготовление тряпичной куклы-закрутки русской деревни
Положив кусочек ваты на середину ткани, формируем голову, туго перетягиваем шею нитью
Тема урока «Хлопчатобумажные и льняные ткани» iconТема урока : Получение ткани
Перед учащимися была поставлена задача, которую учащиеся решали в течение урока. Класс был готов для решения этой задачи. У всех...
Тема урока «Хлопчатобумажные и льняные ткани» iconДополнительные задания по теме
В первый день было продано 6,2 м ткани, что на 1,25 м меньше, чем было продано во второй день. После этого осталось еще 18,7 м ткани....
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница