Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества




НазваниеВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
Дата публикации18.09.2014
Размер77.8 Kb.
ТипКонкурс
shkolnie.ru > История > Конкурс
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества.

(2013-2014 учебный год)

Номинация: педагогические идеи и технологии:

дошкольное образование.

«Формирование этических представлений у детей с тяжелыми нарушением речи».

Автор: воспитатель первой квалификационной категории

Судибор Марина Васильевна

Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида № 66»

г. Череповец, Вологодской области, 2014
Нравственное развитие - одна из важнейших составляющих полноценной и успешной социализации личности ребенка. Оно включает в себя воспитание нравственных качеств у детей, восприятие эталонов добра и зла, ценностных ориентиров.

В настоящее время перед обществом необычайно остро стоит проблема нравственного воспитания. Педагогическое сообщество заново пытается понять, каким образом привить современным детям нравственно- духовные ценности. Сегодня на ребенка с самого рождения обрушивается огромный массив информации (телевидение, Интернет) скорее способствует размыванию нравственных норм и заставляет нас очень серьезно задуматься над проблемой эффективных средств, методов и приемов нравственного воспитания.

Вопросы нравственного развития нашли свое отражение и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования:

«Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации».

Для нас проблема формирования этических представлений стала актуальной потому, что в компенсирующую группу приходят дети старшего дошкольного возраста из разных детских садов, имеющие тяжелые нарушения речи, не владеющие, как правило, навыками коммуникации. Перед педагогами стоит задача сформировать детский коллектив: научить воспитанников вместе играть, заниматься другими видами деятельности, общаться, разрешать конфликтные ситуации. Так же необходимо помочь неуверенным, агрессивным детям наладить

взаимоотношения со сверстниками.

Исходя из наблюдений за детьми, результатов диагностики по изучению представлений о нравственных качествах, мы поставили перед собой следующие задачи:

1. Создать условия для формирования у детей этических представлений о «доброте», «дружбе», «взаимопомощи», «справедливости», «трудолюбии».

2. Приучать детей выражать своё отношение к поступкам сверстников, правильно оценивать свои поступки и поступки товарищей.

3. Способствовать осознанию необходимости соблюдения правил в игре.

4. Учить детей совместно планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное.

5. Формировать дружеские взаимоотношения между родителями и детьми, используя нетрадиционные формы работы.
Для решения данных задач мы использовали различные методы и приемы формирования этических представлений, суждений, оценок. Расскажу о некоторых из них.
^ Разыгрывание и анализ проблемной ситуации.

При формировании этических представлений ставлю перед детьми новые задачи, сосредотачиваю их внимание на жизненном опыте. Например, предлагаю ребенку рассказать о каком-нибудь случае несправедливости, свидетелем, которого он был, или спрашиваю, что он сделал для того, чтобы исправить эту несправедливость. Обращаю внимание ребенка на такой случай, когда он сам обошелся с кем-либо нечестно, или просто даю начало истории, а детям предлагаю ее закончить, например: «Почему нужно уметь уступать?», «Сломана игрушка» и др. Конечно, решить подобную задачу дошкольнику довольно трудно: необходимо обладать известной долей самокритичности, а также иметь представление о непредвзятом отношении как к окружающим, так и к самому себе. Но учить детей правильно оценивать свои поступки, сравнивая свое поведение с поведением других, - одна из главных задач на пути формирования у них этических представлений.

Еще один прием – это совместная разработка правил поведения.

Трудность в работе заключается в том, что представления детей формируются на

основе разнообразных, часто противоречивых влияний детского сада, семьи, улицы. Поэтому этические правила поведения, которые уже известны одним детям, для других могут быть новыми. Ребенок в разных условиях оперирует имеющимися представлениями так, как это ему удобно или выгодно. Чтобы установить определенную связь между представлениями детей и их чувствами, я

обращаю внимание не только на то, как понимают дети тот или иной поступок, но и на их эмоциональный отклик. Понимание внутренних субъективных причин различных поступков - ключ к справедливому разрешению противоречий, ссор, обид, возникающих между детьми. А разработанные на группе правила поведения

- путь к сокращению числа детских конфликтов.

В нашей группе существуют такие правила: «Умей выслушать товарища не перебивая», «Умей признать, чтобыл неправ», «Никого не обижай ни словом, ни поступком», «Радуйся успеху товарища», «Говори всегда правду» и др.

Большое влияние на развитие нравственных качеств детей оказывает сюжетно- ролевая игра, которая обеспечивает освоение социального опыта взрослых, моральных норм и правил поведения. Принимая в игре на себя какие - либо роли дети учатся сопереживать, оценивать свои поступки и поступки товарищей, формируются дружеские взаимоотношения, умение планировать деятельность, считаться с мнениями других.

По окончании игры провожу с детьми беседу о том, как они строили, как они играли, почему лучше строить и играть вместе; о чём надо договориться перед игрой; что получилось хорошо, а что – не удачно, поощряю дружную работу детей.

Еще одна форма работы по нравственному воспитанию - игровые упражнения

Детям очень нравится выполнять различные игровые упражнения, направленные

на закрепление этических представлений, навыков нравственного поведения. Они

непродолжительны по времени и поэтому легко включаются в режим дня.

Например, игра «Волшебные водоросли».

Цель: снятие телесных барьеров, развить умения добиваться цели приемлемыми способами общения.

Ход игры: каждый участник (по очереди) пытается проникнуть в круг, образованный детьми. Водоросли понимают человеческую речь и чувствуют прикосновения и могут расслабиться и пропустить в круг, а могут и не пропустить его, если их плохо попросят.

^ Игра «Подарки».

Цель: закреплять представления о дружбе, товариществе, доброте, справедливости.

Ход игры: ведущий предлагает детям выбрать из чудесного мешочка подарок,который он подарил бы своемудругу, и назвать те качества,за которые он ценит дружбу со сверстником.

^ Игра "Мои друзья".

Цель: Выявить взаимоотношения детей внутри группы, осознание своих особенностей и особенностей друга.

Ход игры: ведущий предлагает нарисовать друг друга. Дети могут нарисовать своих друзей, как в виде людей, так и в виде животных, птиц, цветов, деревьев и т.п. После выполнения задания дети обсуждают рисунки и отвечают на вопросы: кто здесь нарисован? Почему изобразили именно в таком виде?

^ Анализ смыслового содержания пословиц и поговорок.

В своей работе по формированию этических представлений широко использую пословицы и поговорки, которые помогают сформировать представление о дружбе, дружной работе, дружеских взаимоотношениях, справедливости, о труде («Один за всех и все за одного», «Нет друга, так ищи, а найдешь - так береги», «Вместе – тесно,а врозь – скучно», «Дели хлеб пополам, хоть и голоден сам» и др.)

^ Продолжение тематического рассказа.

Содержанием тематического рассказа могут быть примеры из жизни,

прочитанное произведение художественной литературы. Этот прием направлен

на развитие связной речи и активизацию словарного запаса воспитанников, что так необходимо детям с нарушениями речи. Такую форму работы мы применяем на втором году обучения.

Сформировать представления о дружбе, дружеских взаимоотношениях помогали мне музыкальные произведения. В процессе слушания, исполнения песен между детьми создавалась доброжелательная атмосфера, формировались дружеские взаимоотношения, чувство коллективизма. Мы часто включали такие музыкальные произведения, как Н. Римский – Корсаков «Сказка о царе Салтане», П.И. Чайковский «Детский альбом», Шаинский «Песенка о дружбе» из мультфильма «Кот Леопольд» и др. У нас имеется фонотека таких музыкальных произведений.
Чтобы работа по формированию этических представлений была запоминающейся и интересной, использую яркий, вспомогательный

материал, наглядные пособия:

  • «Цветок нравственности» (В конце игрового упражнения на этом цветке появляются новые лепестки, на которых написаны слова, обозначающие нравственные качества человека. Эти слова являются ключевыми и определяют тему того или иного коллективного обсуждения.)

  • «Волшебная корзина» (В ней, в зависимости от обсуждаемого вопроса находятся плоды, ягоды или грибы, на которых написаны положительные или отрицательные качества человека).

  • «Волшебная цепочка- ожерелье из облаков» (В конце игрового упражнения над цветком появляется ожерелье из облаков, на которых написаны слова, обозначающие положительные качества человека,эти слова определяют итог игрового упражнения) .


В развивающей среде группы есть уголок психологической разгрузки, где

представлены: «мирилки -дружилки», «стаканчик для крика», «игрушка –подушка - шептунчик», сумочка для секретов.

Целенаправленная, постоянная работа в группе по нравственному воспитанию позволила добиться хороших результатов. У наших воспитанников изменился уровень развития нравственных чувств, нравственного поведения и эмоциональной уравновешенности. Дети научились проявлять заботу, сочувствие, взаимопомощь по отношению к окружающим, считаться с мнениями других детей, справедливо оценивать свои поступки и поступки своих товарищей. Самостоятельно развивают игру, договариваются, обсуждают предстоящую работу, понимают важность согласованности действий, настойчивости в преодолении трудностей. Дети стали более дисциплинированными, организованными, доброжелательными.

Источники:

  1. Лопатина А.А. ,Скребцова М.В «Воспитание нравственных качеств у детей» -М: Издательство «Книголюб»; 2007

  2. Петрова В.И Нравственное воспитание в детском саду- «Этические беседы с детьми 4-7 лет» ,2005

  3. Р.С. Буре «Социально- нравственное воспитание дошкольников»-М :2011

  4. Николаева Т.Н, Илларионов С.И. «Этикет и мы «- М,1993

  5. Дошкольное воспитание №9-1990 «Добрые привычки с детства»(стр.51)

  6. Дошкольное воспитание №4-1988 «Воспитание нравственных чувств. Уроки вежливости.

Похожие:

Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества iconКонкурс педагогического творчества
К презентации в pptx “Мама, где мой папа?” на Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет...
...
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества iconВсероссийский интернет конкурс педагогического творчества (2013/14...
Всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год)
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества iconВсероссийский интернет конкурс педагогического творчества (2013/14...
Всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год)
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс...
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс...
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет...
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества iconПрофессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс...
Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества iconВсероссийский интернет конкурс педагогического творчества (2013 2014...
Всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества (2013 – 2014 учебный год)
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества iconВсероссийский интернет конкурс педагогического творчества (2013 2014...
Всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества (2013 – 2014 учебный год)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница