Урок по истории в 5 классе по теме: "История Древней Греции"




Скачать 106.38 Kb.
НазваниеУрок по истории в 5 классе по теме: "История Древней Греции"
Дата публикации10.09.2014
Размер106.38 Kb.
ТипУрок
shkolnie.ru > История > Урок
Повторительно-обощающий урок по истории в 5 классе

по теме: "История Древней Греции"
«Прошлое не безупречно,

но упрекать его бессмысленно,

а вот изучать необходимо».

М. Горький

«История – свидетельница веков,

факел истины, душа памяти,

наставница жизни».

Цицерон.


Цели: 

1. Систематизировать знания учащихся по истории Древней Греции.

2. Продолжить формирование умений работать с исторической картой, логически мыслить, делать выводы, обобщать.

3. На примере истории древней Греции, её культуры продолжать воспитывать в дедях чувство прекрасного, в ходе игры – чувство товарищества, долга, уважения к своим друзьям.
Оборудование: компьютер, презентация, карточки с изображением богов и памятниками архитектуры Древней Греции, раздаточный материал


Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Форма урока: игра – путешествие
Методы:  коллективная работа.


 Ход урока.
I. Организационный момент.
II.  Мотивация познавательной деятельности.
III. Сообщение темы
IV. Целеполагание

V. Актуализация знаний
VI.Обобщение и систематизация знаний.
VII. Подведение итогов 
VIII. Домашнее задание

^ II.  Мотивация познавательной деятельности.
Сегодня ребята мы должны вооружиться знаниями, так как отправляемся в путешествие по Древней Греций. Мы идем не одни, нас сопровождают боги.

^ III. Сообщение темы

IV. Целеполагание

На протяжении многих уроков мы с вами изучали древнюю страну с очень интересной культурой. Эта страна называется Грецией или Элладой, как называли её сами греки. Эта страна повлияла на культуру народов мира, ее люди оставили свой след в истории. Тема нашего сегодняшнего урока –«Повторение и обобщение знаний по истории Древней Греции». Как вы думаете, какие цели мы с вами сегодня для себя поставим? Что мы с вами должны повторить и обобщить ( мнения ребят) .

Мы отделены от Древней Греции тысячами лет, но история сохранила для нас много нового и интересного. Обобщая всё вами сказанное, хочу сказать, что цели нашего урока заключаются в обобщении и приведение в систему всех тех знаний, которые вы получали при изучении этой древней цивилизации. Мы повторим с вами местоположение Греции, черты политического устройства, культурно – историческое наследие. Будем развивать ваше умение мыслить, делать выводы, а так же выясним, хорошо ли вы запомнили термины и исторические личности древности. 

V. Актуализация знаний

Как вы думаете, почему мы с вами изучаем историю Древней греции? Пользуемся ли мы достижениями древних греков? На каких уроках помимо истории вы соприкасаетесь с грецией и достижениями этой страны? В течении жизни вы не раз еще с историей этой замечательной страны.


Наше путешествие по Древней Греции будет проходить в виде агона (соревнования) двух команд:
1 команда «Афиняне» и 2 команда «Спартанцы»

Объявляю правила игры! За каждое задание вы получаете баллы.
За подсказку или недисциплинированность с команды снимается 1 балл.
3. За 1 место участникам агона ставится отметка «5», за 2 место - отметка «4». И мне очень хочется, чтобы в игре вы проявили чувство товарищества, уважения и поддержки своего товарища по команде и своих соперников. Иными словами, чтобы вы проявили те качества, которые были характерны эллинам.


Итак, начинаем наше путешествие в прошлое. 
Я приглашаю всех вас вновь
Перелистать истории страницы.
И сквозь века, промчавшись унестись, 
Под грохот быстрой колесницы.
Согласны ли проверить знания свои, 
Которые на уроках получили?
Тогда скорее в путь, друзья!


 VI. Обобщение и систематизация знаний.


Перед началом путешествия нам необходимо немного размяться. И наш первый тур так и называется «Разминка»
^ ХОД УРОКА

1. Разминка (2–3мин.)

1. Греческий верховный бог? (Зевс)
2. Название острова, на котором Дедал сделал крылья для побега себе и своему сыну Икару? (Крит)
3. Название горы – места обитания богов? (Олимп)
4. Кто являлся авторм поэм "Илиада" и "Одиссея"? (Гомер)
5. Имя чудовища, для которого Дедал построил лабиринт? (Минотавр)
6. Кто мог стать участником олимпийских игр? (Гражданин полиса)
7. Мифические одноглазые великаны? (Циклопы)
8. Сопровождающий ребенка в школу? (Педагог)
9. Единственное государство в Греции не защищенное стенами?
10. Места для зрителей, орхестра, скене – все вместе? (Театр)
2 тур - Географический:

1. Укажите на карте части света

2. Укажите название рек и морей

3.Укажите на карте области Греции.

4. Укажите главные города Греции

3. Тур "Что. Где? Когда: 
Какое событие произошло в Древней Греции в указанные годы?


594 год до н.э. – (реформы древнегреческого архонта Солона). 
480 год до н.э. – (Саламинская битва)
776 год до н.э. – (начало Олимпийских игр). 
490 год до н.э. – (Марафонская битва). 
4. Исторический диктант

1. Демократия - власть народа.
2. Акрополь -
3. Илоты - рабы в Спарте.
4. Полис - город -госураство.

5.Гражданин - лицо, имеющее права и обязанности по отношению к государству.

6.Агора - народная площадь, место проведения народных собраний.

5 тур - имена:

Из предложенных имен 1 команда записывает имена реальных людей, а 2 команда тех, кто известен из мифов.


Солон
Геракл
Деметра
Дарий I
Посейдон
Ксеркс
Мильтиад
Афина
Артемида
Фемистокл
Солон
Ахиллес 
Гомер 
Прометей

Реальные исторические деятели

Герои мифов

Солон
Дарий
Ксеркс
Мильтиад
Фемистокл
Солон
Гомер

Геракл
Деметра
Артемида
Посейдон
Афина
Ахиллес 
Прометей


^ 6 тур - в геческом театре

Исправить текст с ошибками

Текст с ошибками.
В Древней Греции очень любили театр. Каждый вечер ежедневно зрители спешили купить билеты и занять самые лучшие первые ряды. Они с наслаждением и интересом следили за мимикой и жестами актеров, наблюдали за тем, как, обувшись в легкие сандалии, на орхестре танцует хор. Большой поклонницей театра была Аспасия - жена первого стратега Афин Перикла, которая, будучи актрисой, целыми днями пропадала в театре, репетируя и играя различные роли. Однажды ей даже довелось сыграть роль Антигоны в одноименной комедии Аристофана.
^ 8 тур - боги Древней Греции

Загадки” (дополнительно)

Он собьет с пути
Или на путь наставит,
От усталости глаза сомкнуть заставит. 
Весть, как молнию,
Доставит всем с небес,
И зовут его … (Гермес)

Под землей на троне
Мрачный он сидит,
Души эллинов умерших
Он надежно сторожит. 
Пес его свирепый Цербер
Никогда не спит 
Бога этого зовут ... (Аид)

Своей наружностью пугает всех невест. 
От горы его огонь пылает до небес. 
Троны, щит для героя и много чудес 
Кует в своей кузнице ... (Гефест)

Белолика и стройна,
Из пены родилась она. 
Полна любви и не сердита
Богиня эта ... (Афродита)

На фронте Парфенона
Необычная картина: 
В спор вступила с Посейдоном 
Богиня мудрости ... (Афина)

Он меткий стрелок и на лире играет. 
Девять муз его сопровождают. 
В блеске и свете является он —
Брат Артемиды, бог ... (Аполлон)

Театрализованное представление. (15-17 мин)

Давайте представим, что мы собрались на божественной горе Олимп. Вершина этой горы уходит далеко в облака, здесь всегда светит солнце, поют птицы. Этот райский уголок создан для богов Греции. Они собираются сюда для решения вопросов и обсуждения своих дел. Никто из смертных не может подниматься на гору Олимп: если Боги увидят человека, они могут испепелить его. Поэтому греки опасаются подходить близко к горе. Чтобы не навлечь гнев богов, нам нужно затаиться и ничем не выдавать своего присутствия. Давайте послушаем, для чего боги собираются сегодня? Слышите музыку? Это приближаются боги Олимпа…

Зевс: Братья мои! Я призвал вас сюда, в этот укромный уголок божественной горы Олимп, чтобы решить важный вопрос. Из года в год мы враждуем друг с другом, но так и не можем решить, кто из нас главный.

^ Аид: Зевс, ты мой брат! Но я не хочу подчиняться чьей-то воле! Дайте мне право власти! Мы можем поделить наши владения!

Посейдон: Вы забываетесь! Кажется, вы не учитывайте моего присутствия! Аид смеет требовать власти! А я буду бороться! Ведь я тоже Бог, а боги – бессмертны!

Зевс: Посейдон прав – борьба может продлиться долго! Давайте миром решим этот вопрос. Земля огромна, людей на ней много. Мы можем управлять все втроем. Разумеется, я буду выбирать первым!

Тянут жребий.

- Буду властвовать над Богами, людьми, прочей живностью на всей земле.

Посейдон: Я беру под свою власть всю водную стихию. И пусть трепещет всякий, кто разгневит Посейдона – бога морей!

Аид: Что ж, раз смертные вами поделены, - я буду править умершими. Подземное царство мертвых – теперь мой дом. И даже ты, Зевс-Громовержец, не сможешь вмешаться в мир мертвых.

^ Зевс: Хорошо, братья, пусть будет так, как мы решили. Теперь нужно объявить о нашем решении смертным и богам.

Посейдон: Давайте дождемся всех – они явятся и услышат нашу волю.

Афина: Похоже, я пришла первая. Эти жалкие божки, как всегда, опаздывают. Впрочем, они заняты лишь развлечениями, а мой удел – устраивать мир там, где идет война! Я - Афина, богиня войны. Нет у меня времени для развлечений, как, например, у Диониса или Гермеса. А, вот и он, любимец богов, в золотых крепидах с крылышками, порхает сюда! Он – вестник Зевса. Надо спросить Гермеса, - зачем Боги собрали нас?

Гермес: Здравствуй, Афина, - самая свирепая из богинь! Я - посланец богов и покровитель торговли, - всегда опасался твоего гнева. Ведь войны мешают торговле, а ты не проигрываешь сражений!

Афина: А твоя болтовня мешает серьезным делам! Ведь это я - Афина, - изобрела и дала людям корабли, колесницы, научила женщин заниматься домашним хозяйством и рукоделием. Не такая уж я и грозная. Впрочем, ты не знаешь, для чего нас сюда позвали?

^ Гермес: Конечно, уважаемая, знаю. Сегодня старшие боги объявят свое решение – кто будет править миром. Поэтому призвали всех богов.

Афина: Да, я вижу, сюда идут наши трудяги – Деметра и Гефест.

Деметра: Добрый день! Посмотрите, как прекрасна земля и небо! Какой хороший день для урожая и - все цветет и благоухает! Давно не было бурь – ожидается хороший урожай. Самое время быть на полях – у нас так много работы!

Гефест: Вот именно! Объясните, ради чего меня оторвали от моего ремесла?

Деметра: Да, Гефест, ты - мастер – золотые руки!

Гефест: Конечно! Только я в своей кузнице могу сделать любое украшение и оружие. А сейчас, пока я здесь болтаю, меня заменяют золотые механические служанки, которых я сделал вот этими мозолистыми руками!

^ Афина: Лучше бы ты этими мозолистыми руками мне новое копье выковал!

Гефест: Некогда мне твоим копьем заниматься! Я сейчас делаю говорящие часы для моей жены – Афродиты.

Деметра: Не ссорьтесь! Природа так прекрасна, а Олимп – восхитителен! Лучше послушайте - приближается музыка! Это Дионис со своими Нимфами!

Дионис: Доброе утро! И кто это нас разбудил ни свет, ни заря? И кому это мы понадобились? Мы так прекрасно развлекались, веселились в лесу, сатиры до сих пор там резвятся! Я так люблю веселье! Виноградное вино – лучший напиток от всех болезней! Это я познакомил греков с вином, весельем и хмельными праздниками. Даже мой отец – Зевс, - часто пирует с нами. Да что там говорить – вы только взгляните на нимф! Вам и самим захочется танцевать!

^ Танец нимф.

Нимфы: Ах, как прекрасен Дионис! Как весело с ним! Жаль, что мы не можем часто бывать на Олимпе: мы всего лишь Нимфы – богини леса, нам не разрешено общаться с высшими богами. Да мы и сами их побаиваемся: если разгневать бога, то он может испепелить или придумать ужасную кару! А мы только шутим, играем с людьми и животными! Вот почему они иногда могут заблудиться в лесу. Вот весело! А Дионис устраивает такие замечательные пиры! Ой! Идут боги – нам пора уходить!

^ Зевс: Итак, почти все явились! Впрочем, достаточно и тех, кто пришел.

Посейдон: Мы собрались здесь, чтобы объявить вам свою волю. Я, сын божественной Реи, хочу, чтобы все жители морские, а также моряки и путешественники отныне признали мою власть над морской стихией. Где ударит мой трезубец – будет бить ключом вода морская, соленая! На непокорных пусть падут смерчи, а покорные да учтивые будут по глади морской плавать беспрепятственно.

Зевс: Только Зевсу – отцу небес подвластна молния. Я могу испепелить любого, восставшего против меня, - всякую тварь живую! Бойся всякий, осмелившийся возразить Зевсу, ибо кара моя будет великой!

Аид: я, старший сын божественной Реи, уступил моим братьям право власти на земле. Но там, где царит вечная мгла, где души умерших живут вечность, - там будет мое вечное правление и царство. Грозный трехглавый пес Цербер всех пропустит в темные залы, но никто не сможет выйти из него.

Такова наша воля. Вам остается покориться нашей воле и признать нашу власть.

Деметра: Вы - мои братья и я признаю вашу волю. Я - богиня урожая и плодородия – мне не нужна власть над миром.

Гермес, Дионис: Мы - дети твои, Зевс. Мы не будем перечить отцу, признаем вашу волю.

Гефест: по воле Зевса я попал на Олимп, занимаюсь только кузнечным делом, - я признаю власть Зевса.

Гермес: а мы передадим ваше решение смертным.

(Боги уходят на свои места в классе, оставляя свои вещи – символы)

^ VII . Подведение итогов:

В Древней Греции была создана великая цивилизация, наследие которой до сих пор питает мировую культуру;

* зародилась и развивалась богатейшая мифология;

* был создан великий эпос;

* возникла и достигла расцвета философия;

* создана совершенная архитектура и скульптура;

* построены первые театры и написаны первые трагедии и комедии;

  • сделано много научных открытий в астрономии, географии, медицине;

придумали Олимпийские игры, спорт стал обязательным в обучении и повседневной жизни граждан;

* впервые появились демократия и понятие гражданина;

* греки первыми поняли, что законы должны быть одинаковыми для всех граждан;

* греки оставили для подражания примеры беззаветного служения родному полису, его благополучию и свободе.
VIII. Домашнее задание

Похожие:

Урок по истории в 5 классе по теме: \"История Древней Греции\" iconУрок истории в 5 классе на тему: «Олимпийские игры в Древней Греции»
Тема: Цель Выяснить, где и когда, в честь кого проходили олимпийские игры. Кто являлся учредителем этих игр. Уяснить, что олимпийские...
Урок по истории в 5 классе по теме: \"История Древней Греции\" iconУрок истории в 5 классе Путешествие по Древней Греции Автор: Новикова...
Продолжить формирование умений логически мыслить, делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения
Урок по истории в 5 классе по теме: \"История Древней Греции\" icon«Легенды и мифы Древней Греции»
...
Урок по истории в 5 классе по теме: \"История Древней Греции\" iconПлан-конспект урока по изо на тему: «Вазопись Древней Греции», проведённого в 5 классе
Цель урока Ознакомить с видами ваз Древней Греции. Рассказать о красно- фигурной и чёрнофигурной вазописи
Урок по истории в 5 классе по теме: \"История Древней Греции\" iconИнтернет ресурсы по истории
Античная мифология. На сайте расположены сведения о всех мифологических героях Древней Греции, их родословная, сю­жеты, связанные...
Урок по истории в 5 классе по теме: \"История Древней Греции\" iconБыли ли предметы искусства в Древней Греции? Вопросы для изучения
Цель данного проекта – привлечь внимание к мировому культурному наследию, к плохо изученному материалу в искусстве Древней Греции...
Урок по истории в 5 классе по теме: \"История Древней Греции\" iconКонспект урока на тему: «Гончарное искусство Древней Греции. Вазопись»
Цель и задачи: Дать представление об особенностях гончарного искусства Древней Греции и мотивах орнамента
Урок по истории в 5 классе по теме: \"История Древней Греции\" iconУрок по теме «История Древней Руси»
Древней Руси; продолжить формирование образных и логических способностей школьников, умений рассуждать, объяснять понятия, аргументировать...
Урок по истории в 5 классе по теме: \"История Древней Греции\" iconУчебно-методический комплекс по дисциплине
Программа подготовлена в соответствии с требованиями Государственного Стандарта и включает в себя традиционные для вузов разделы:...
Урок по истории в 5 классе по теме: \"История Древней Греции\" iconУрок литературы «Знатоки древнегреческой мифологии». Автор: Фомина Елена Васильевна
Образовательные цели: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Мифы Древней Греции”
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница