Министерство образования и науки российской федерации российский государственный социальный университет




Скачать 211.72 Kb.
НазваниеМинистерство образования и науки российской федерации российский государственный социальный университет
Дата публикации01.04.2014
Размер211.72 Kb.
ТипРешение
shkolnie.ru > История > Решение

Проект


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Первая Всероссийская научно-практическая конференция

ученых-историков и преподавателей
«ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»

28-30 октября 2010 года

г. Москва
РЕКОМЕНДАЦИИ

по совершенствованию исторического образования
Участники Всероссийской научно-практической конференции ученых-историков и преподавателей, всесторонне обсудив состояние исторического образования и перспективы его развития в современной России, отмечают, что в обществе сложилась объективная потребность в дальнейшем совершенствовании всей системы исторического образования и просвещения.

Предпринятые в 90-е годы ХХ века попытки избавиться от политизации исторического образования, ранее господствовавших идеологических стереотипов привели к формированию новых идеологизированных подходов, зачастую отрицающих наличие положительных эпизодов на протяжении значительных периодов российской истории.

В обстановке неясности нравственных и ценностных установок сред­ства массовой информации и некоторые другие общественные структуры ак­тивной пропагандой насилия, культа наживы, основанных на недостоверной информации исторических сюжетов, способствовали снижению общего уровня культуры населения, росту нездорового соперничества и социального инфантилизма. Это привело к общей нестабильности в обществе, к утрате прежних идеалов, культурных и нравственных ценностей в молодежной и студенческой среде.

Сегодня возникла острая необходимость в ориентации исторического образования на формирование у молодежи и студентов системы гражданских ценностей: патриотизма, духовности, инициативности, самостоятельности, межэтнической и межконфессиональной толерантности, понимания необходимости обеспечения социальной стабильности и национальной безопасности России.

Решение этих задач требует существенных изменений методологии системы исторического образования и просвещения, смещения акцентов с исторической подготовки на формирование исторической культуры у российской молодежи и студентов.

Однако существующая практика формирования исторической культуры личности в образовательных учреждениях еще не в полной мере соответствует современным требованиям.

Ее низкая эффективность преимущественно определяется:

- медленным внедрением инноваций, обусловленных изменениями, происходящими в контексте глобальных образовательных тенденций (массовый характер образования и его непрерывность; ориентация на активное освоение человеком способов познавательной деятельности; адаптация образовательного процесса к запросам и потребностям личности; ориентация обучения на личность учащихся, обеспечение возможностей ее самораскрытия и др.);

- нарушением преемственности поколений в передаче исторического опыта, повлекшим за собой несформированность у обучающихся устойчивых представлений об основных принципах и понятиях исторического наследия, низкий уровень историко-образовательной социализации личности;

- недостаточной сопряженностью этапов формирования исторических компетентностей и исторической культуры личности, затрудняющих про­цесс усвоения общественных норм, правил, ценностей, а также познания, принятия и реализации собственной социально-исторической роли;

- недостаточной разработанностью содержания и методики формирования исторического образования;

- недопониманием действующими и будущими работниками сферы исторического образования новых задач исторического воспитания;

- неудовлетворенной потребностью в исторической профессиональной подготовке и переподготовке работников образовательной сферы.

Обсудив доклады и выступления участников, Конференция рекомендует:
В области организационно-правового обеспечения исторического образования:

  • продолжить активное участие в работе по совершенствованию законодательной базы развития исторического образования в Российской Федерации;

  • оказывать всемерную поддержку и помощь государственным органам, общественным организациям по сохранении культурно-исторического наследия как фактора формирования национального самосознания;

  • усилить работу по формированию позитивного имиджа России за рубежом;

  • из числа наиболее авторитетных государственных и общественных деятелей, ученых-историков и преподавателей создать постоянно-действующую Общественную комиссию по историческому образованию;

  • оказывать помощь в совершенствовании архивной политики и ее законодательной базы в целях обеспечения равного и свободного доступа научно-исторического сообщества к архивным материалам;

  • принять участие в разработке дополнительных нормативных актов, определяющих квалификационные характеристики и должностные обязанности преподавателей истории в образовательных учреждениях;

  • способствовать повышению роли всесторонней научной и общественной экспертизы в разработке нормативно-правовых актов в сфере исторического образования;

  • содействовать расширению системы помощи и поддержки инновационным образовательным программам, направленным на решение перспективных задач обновления содержания исторического образования;

  • на основе изменений, происходящих в контексте глобальных образовательных тенденций, разработать концепцию исторического образования, в которой особое место должно принадлежать реализации идеи непрерывного исторического образования – от дошкольной подготовки до послевузовского образования и переподготовки специалистов;

  • продолжить совершенствование практики экспертизы школьных и вузовских учебников и целостных, единых в концептуальном плане линий учебников экспертными и общественными организациями с привлечением Российской академией наук и Российской академией образования научно-педагогических коллективов ведущих вузов и представителей педагогической общественности;

  • способствовать введению государственной системы апробации новых учебников (линий учебников) и постоянного совершенствования уже используемых, что позволит ограничить число действующих учебников по истории тремя-пятью линиями, за включение в число которых могли бы состязаться различные авторские коллективы;

  • продолжить оказание помощи в совершенствовании механизма государственной поддержки издательств, выпускающих высококачественную историческую литературу и авторов, труды которых способствуют разоблачению фальсификаций истории России;

  • инициировать подготовку фундаментального многотомного коллективного труда «История России», в котором в конструктивном, политически не ангажированном, максимально объективном плане должна быть изложена тысячелетняя история нашего государства. Труд должен носить академический характер и быть реализован специальной рабочей группой в составе ведущих российских историков;

  • обеспечить издание и рассылку в школы и вузы периодического издания «Историк», в каждом номере которого ведущие ученые-историки России со строго научных, государственнических позиций рассматривали бы наиболее сложные сюжеты российской истории;

  • в периодическом издании «Историк» предусмотреть публикацию материалов, которые могут составить основу «Библиотечки учителя и ученика»;

  • обеспечить соответствие уровню современных международных требований разрабатываемых национальных государственных стандартов исторического образования для общеобразовательных школ и вузов;

  • на основе современных требований к профессональной квалификации преподавателей и учителей истории продолжить совершенствование и развитие системы повышения квалификации и переподготовки на различных уровнях структур образовательной сферы;

  • создать Ассоциацию ученых-историков и преподавателей;

  • придать статус ежегодного Всероссийскому конкурсу учреждений профессионального образования всех уровней на лучшее оформление и деятельность музея, учебного кабинета, аудитории по отражению важнейших событий истории России и региона.


В сфере совершенствования содержания исторического образования и развития основных направлений учебного процесса:

  • в высших учебных заведениях обеспечить увеличение объема учебного времени, отводимого на преподавание исторических и обществоведческих дисциплин в соответствии с рекомендациями Министерства образования и науки Российской Федерации. При этом произвести перераспределение учебного времени в интересах углубленного изучения исторических событий ХХ – ХХ1 веков, которые в наибольшей степени формируют исторические взгляды и гражданскую позицию молодежи и студентов;

  • рекомендовать в вузах, наряду с базовым инвариантным курсом истории для студентов всех специальностей, создание стройной системы дополнительных спецкурсов и спецсеминаров, строящихся по поисково-предметному принципу и предназначенных для студентов, стремящихся к наиболее глубокому изучению истории своего Отечества;

  • при подготовке учебников и учебных пособий по истории России особое внимание уделять проблемам, в наибольшей степени подвергающимся фальсификациям, таким, как история Великой Отечественной (Второй мировой) войны, послевоенная история стран, входивших в состав социалистического лагеря, история бывших республик СССР (в первую очередь Литвы, Латвии, Эстонии, Грузии) и некоторых других. Обсуждение содержания учебников по этим темам необходимо проводить с привлечением не только отечественных ученых, но и авторитетных представителей политических и научных кругов ближнего и дальнего зарубежья;

  • направить усилия сообщества ученых-историков и преподавателей на подготовку:

а) российской общенациональной исторической энциклопедии;

б) учебника и учебных пособий по истории для неисторических специальностей высшей школы и организовать их обсуждение;

в) книг для чтения и хрестоматий по истории, а также литературы, освещающей вопросы содержания и методики работы преподавателей по предотвращению попыток фальсификации истории для образовательных учреждений;

г) антологии фальсификаций отечественной истории, включающей опубликованные и распространяемые в нашей стране и за рубежом необъективные трактовки событий российского прошлого и всесторонний научный анализ используемой в них аргументации;

д) серий учебно-методических пособий, раскрывающих сущность научных подходов к дискуссионным вопросам отечественной истории.

  • важными задачами при подготовке учебно-методической литературы по истории должны стать:

а) трансляция традиционных ценностей российского общества и демонстрация факторов самобытности истории нашего народа,

б) развитие гражданских качеств личности обучаемых, формирование у них чувства сопричастности к истории своей страны, уважения к предкам и принятия на себя моральной ответственности за настоящее и будущее России,

в) формирование у учащихся и студентов навыков критической оценки исторической информации, способности спокойно и взвешенно относиться к так называемым историческим сенсациям, отделять факты от субъективных оценок, анализировать намерения тех, кто распространяет ту или иную историческую информацию;

  • рекомендовать в качестве новой формы аттестации шире использовать подготовку студентами собственных творческих проектов по избранной теме;

  • продолжить работу по совершенствованию материально-технической базы исторического образования обратив особое внимание на дальнейшее развитие фондов научных и вузовских библиотек, использование возможностей информационных технологий, периодической научной печати;

  • подготовить методические рекомендации по проведению в рамках уже существующих всероссийских и региональных профессиональных педагогических конкурсов конкурса на лучшую интерактивную лекцию по истории России.


В области поддержки и развития гражданско-патриотического воспитания Конференция рекомендует:

  • разработать комплекс мер по поддержке развития гражданско-патриотического воспитания, который должен стать важным этапом в осуществлении государственной политики в области развития исторического образования в новых социально-экономических и общественно-политических условиях.

Комплекс мер по развитию гражданско-патриотического воспитания позволит создать организационно-методическую и технологическую базу целенаправленного, научно-обоснованного процесса формирования исторической культуры населения, обеспечит координацию совместной деятельности его участников, мобилизацию и консолидацию усилий и ресурсов всех уровней власти и общественности на основных приоритетных направлениях развития исторического просветительства, а именно:

- повышение уровня исторических знаний и историко-образовательной подготовки молодого поколения граждан России, обеспечения его гражданско-патриотического воспитания на основе традиционных историко-культурных ценностей;

- обеспечение координации и интеграции деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи путем создания сетевых координационных советов, в состав которых должны войти общественные организации, учебные заведения и другие структуры, участвующие в гражданско-патриотическом и историко-культурном воспитании;

- подготовка и издание серии научно-популярные брошюр под общим тематическим заголовком «Герои Российской истории», общероссийского календаря исторических событий и биографического словаря важнейших персоналий российской истории в целях воспитания граждан Российской Федерации на ярких примерах из истории нашей Родины, создания полифонической картины прошлого, передачи молодому поколению россиян исторической памяти о своих предках, их великих свершениях, их образе мысли, их вере, источниках духовной силы;

- разработка и реализация в Российской Федерации проекта «Всероссийская экспедиция «Моя родина Россия».

- продолжение работы по формированию и расширению музейных коллекций (истории сел, городов, краев, жизни и деятельности земляков, истории образовательных учреждений, историко-этнографических и литературных экспозиций) в образовательных учреждениях с целью историко-культурного просвещения населения;

- создание в рамках проводимой просветительской деятельности на местах (при муниципальных образованиях, в организациях культуры, образования, в некоммерческих и профсоюзных организациях, на предприятиях, по месту жительства) лекторских групп из числа наиболее подготовленных к ведению лекционной работы специалистов в области исторического образования;

- формирование банка данных активных участников гражданско-патриотического и историко-культурного воспитания молодежи;

- организация ряда передвижных тематических выставок историко-культурной направленности;

- развитие и совершенствование работы детских и молодежных общественных организаций и объединений историко-патриотической направленности;

- создание и периодическое совершенствование программы внеаудиторной и внеучебной работы, направленной на формирование у молодежи активной гражданско-патриотической позиции, способствующей противодействию попыткам фальсификации истории («История после звонка»).
В сфере кадрового обеспечения исторического образования:

При подготовке преподавателей и учителей истории необходимо особое внимание уделять проработке проблемных тем, формированию навыков и умений квалифицированно показывать учащимся, как и почему в современном мире возникают фальсифицированные версии истории, а также какой ущерб они наносят интересам страны. Целесообразно больше внимания уделять развитию коммуникативно-диалоговых компетенций преподавателя истории, его способности критически анализировать историческую информацию и отстаивать свою точку зрения в дискуссии, в том числе публичной.

В связи с этим актуализируется потребность в разработке учебно-методической и консультационно-информационной поддержки преподавания исторических дисциплин, новых моделей обучения и повышения квалификации и переподготовки преподавателей истории.

Целью модернизации системы повышения квалификации и переподготовки преподавателей истории должно стать достижение такого уровня развития кадрового потенциала профессорско-преподавательского состава, который необходим для обеспечения непрерывного развития системы исторического образования и усиления ее роли в развитии духовной культуры граждан России.

Суть модернизации системы повышения квалификации и переподготовки преподавателей истории должна состоять в переходе от стабильного функционирования к инновационному опережающему саморазвитию, от реформирования внешними структурами к самопроектированию, саморазвитию, самоорганизации. Этот переход связан с решением принципиально новых задач, нацеленных на реализацию инновационных моделей, методик и механизмов развития системы повышения квалификации и переподготовки профессорско-преподавательского состава историковедческого цикла.

Основной структурой должна стать многоуровневая вертикально интегрированная федерально-региональная модель повышения квалификации и переподготовки, которая:

- выстроена на принципиальных изменениях в распределении компетенций и ответственности на разных уровнях системы дополнительного профессионального исторического образования, как в части его содержания, так и в части создания необходимых условий осуществления образовательного процесса с учетом специфики организации и оценки его результатов;

- быстро, адекватно и гибко реагирует на изменения в историческом образовании, отвечает запросам вузов и школ, эффективно транслирует инновационный опыт, распространяет новейшие достижения исторической науки;

- базируется на единых требованиях к содержанию образовательных программ и обеспечивает единство подходов к повышению квалификации и переподготовке;

- определяет единые финансовые условия повышения квалификации на всей территории Российской Федерации;

- использует инновационные формы повышения квалификации (например, проведение всероссийских слетов молодых преподавателей и учителей истории, с приглашением для участия в них известных учёных, политиков, государственных и общественных деятелей).

Инновационность федерально-региональной модели повышения квалификации профессорско-преподавательского состава и учителей истории заключается в ее каскадности, модульности, многоуровневости.

Важным компонентом формирования такой системы повышения квалификации и переподготовки кадров может стать создание ресурсных центров федеральных округов, которые будут осуществлять координацию деятельности региональных учреждений повышения квалификации, а также университетов и педагогических вузов.

Главным источником всех модернизационных трансформаций в системе повышения квалификации и переподготовки преподавателей истории должен служить институт государственного заказа на новое качество образования и образовательных услуг.

В этом случае государственный заказ системе исторического образования должен предусматривать:

- новые концептуальные подходы к преподаванию исторических дисциплин, изложенные в новых учебно-методических комплексах;

- необходимость разработки механизмов, препятствующих фальсификации исторического знания в ущерб интересам России в рамках системы повышения квалификации и переподготовки преподавателей вузов и учителей истории;

- необходимость разработки средств оценки достигнутых компетенций и квалификационных требований, основанных на компетентностном подходе;

- возможность централизованного подхода к решению задач модернизации системы повышения квалификации и переподготовки профессорско-преподавательского состава вузов и учителей истории.

Важным направлением повышения качества исторического образования должно стать изучение, обобщение и использование опыта научно-педагогической деятельности лучших преподавателей исторических дисциплин.

Ведущую роль в решении этой задачи должны сыграть такие направления работы, как:

- регулярные публикации материалов победителей профессиональных конкурсов преподавателей исторических дисциплин в периодической печати;

- передача опыта лучших преподавателей своим коллегам через проведение мастер-классов, обучающих семинаров, «круглых столов»;

- формирование региональных банков данных лучших преподавателей и их достижений;

- организация мониторинга характера спроса научно-педагогического сообщества на получение и освоение передового опыта преподавания исторических дисциплин.
В сфере информационного сопровождения исторического образования:

Конференция отмечает особую важность организации управления не только процессом официального исторического образования, но и его неофициальным компонентом, выступающим в роли «стихийного исторического образования».

В контексте широкого использования молодёжью информационных и коммуникационных технологий в учебных заведениях и за их стенами конференция отмечает важность развития педагогики и методики исторического образования на принципах, учитывающих, что эти технологии:

- представляют обязательный элемент в преподавании истории;

- затрагивают основополагающие вопросы, в частности, вопрос надёжности источников;

- позволяют преподавателям и учащимся иметь доступ к первоисточникам и их различным толкованиям;

- значительно расширяют доступ к исторической информации и данным исторического характера;

- увеличивают и облегчают возможности для диалога, обмена мнениями и информацией.

В связи с этим содержание исторического образования должно учитывать те знания, которые молодой человек получает из средств массовой информации, в том числе и электронных (включая Интернет), из книг (в том числе историко-художественных), что он слышит от родителей. Только такая сонаправленность действий способна принести действительно значимый и весомый результат.

Поэтому первостепенной задачей научно-исторического сообщества, общественных организаций и движений по противодействию фальсификации истории становится формирование мощного информационного потока научно обоснованного, выверенного исторического знания, идущего как через институты исторического образования, так и через средства массовой информации.

В целях реализации этой задачи следует создать условия, при которых преподаватели могли:

- помогать учащимся в процессе отбора, оценки истинности источников информации и самой информации;

- широко использовать в ходе занятий современные принципы и методы исторического исследования (научности, историзма, объективности, системный и компаративный анализ и др.), позволяющие объективно, с научных позиций подходить к оценке и сопоставлению исторических событий, рассматривать различные точки зрения на них, критически подходить к их истолкованию в научной и популярной литературе, средствах массовой информации;

- поддерживать учащихся в развитии их компетентности, включая критический анализ и логическое мышление.

Конференция считает необходимым обратить внимание государственных органов, общественных организаций, средств массовой информации, научно-исторического сообщества на необходимость разработки комплексной программы информационной поддержки исторического образования.

В этой программе должно быть предусмотрено:

- использование возможностей периодической печати, телевидения, радио, Интернета для популяризации лучших образцов кино-, фото-, печатной продукции в целях пропаганды героической истории нашего народа;

- обеспечение условий для демонстрации по телевидению в вечернее время шедевров художественного и документального кино, посвященных важнейшим событиям новой и новейшей истории России, создание на их основе образовательных фильмов;

- создание интернет-сайта, позволяющего ведущим российским и зарубежным ученым осуществлять разоблачение попыток фальсификации истории России, получивших распространение не только в специальной, но и массовой литературе, на кино- и телеэкране;

- использование в качестве интернет-ресурса по историко-патриотическому и культурному просвещению молодежи размещенных в Интернет-пространстве библиотек и энциклопедий по истории России, а также иных методических и общегуманитарных интернет-ресурсов;

- создание специального интернет-ресурса, содержащего архивные материалы по наиболее сложным и часто фальсифицируемым темам Российской истории, таким как: потери, понесенные российским государством в ХХ веке; история Гражданской, Советско-Польской (1920 г.), Советско-Финской (1939-40 гг.) и Великой Отечественной войн; «катынское дело»; пакт Молотова-Риббентропа (1939 г.) и др.;

- создание на основе современных электронных средств коммуникации информационной сети для неправительственных организаций;

- издание массовыми тиражами популярной литературы, детских ил­люстрированных книг, посвященных отечественной истории, в том числе и на языках народов России;

- дальнейшее внедрение и развитие информационно-коммуникационных технологий на всей территории Российской Федерации в целях развития интеллектуального потенциала и социальной актив­ности граждан на основе обеспечения их разносторонней исторической информацией.
В сфере международного сотрудничества:

  • создать условия для диалога представителей российской исторической науки, российской общественности с зарубежными коллегами по вопросам преподавания нашей общей истории в школах новых независимых государств и стран Восточной Европы;

  • по инициативе России реализовать международный проект «Толерантная история», в рамках которого ученые-историки и педагоги из разных стран бывшего СССР и Восточной Европы могли бы регулярно обсуждать результаты научных исследований, проблемы фальсификации истории, содержания школьных и вузовских учебников, формирования толерантного сознания учащихся;

  • поощрять и поддерживать совместные практические усилия российских научных, учебных и общественных организаций и соответствующих институтов зарубежных стран по обмену информацией, идеями и опытом в области исторического образования, включая обмен учебными материалами, проведение совместных научных мероприятий, предоставление экспертных и консультативных услуг;

  • содействовать участию представителей России в деятельности европейских и международных организаций, занимающихся вопросами исторического образования;

  • продолжить реализацию совместных проектов с Советом Европы и ЮНЕСКО, направленных на совершенствование системы исторического образования и развития межкультурного диалога;

  • рассмотреть возможность расширения сотрудничества с организациями образования, науки и культуры стран СНГ для всестороннего изучения истории и национальных традиций народов, проживающих в этих государствах и объединенных общим историческим прошлым;

  • создать Оргкомитет по подготовке второй встречи славянских стран в рамках продолжения традиции «Славянских диалогов на границе Европы и Азии»;

  • способствовать популяризации результатов научных исследований совместных межнациональных комиссий историков (российско-немецкой, российско-украинской, комиссий России и Болгарии, Венгрии, Польши, Словакии, Сербии, Румынии, Чехии), работающих в Институте всеобщей истории РАН;

  • в качестве поддержки инициативы Президента РФ Д.А. Медведева и Федерального канцлера ФРГ А. Меркель о создании единого российско-германского учебника истории (Российско-германский форум, июль 2010 года, Екатеринбург) способствовать распространению и освоению европейских дидактических подходов в области исторического образования;

  • выделить следующие приоритеты в содержании исторического образования в контексте международного сотрудничества:

а) воспитание активных и сознательных граждан России, терпимо относящихся к национальным различиям, уважающим идеалы демократии и права человека, способных осуществлять эффективную деятельность по укреплению взаимопонимания и доверия между народами;

б) развитие у учащихся способностей к анализу и толкованию исторической информации в критическом и ответственном духе, позволяющих через диалог и открытые дебаты осуществлять поиск истины;

в) формирование понимания российскими гражданами, на основе знаний отечественного историко-культурного наследия, своей индивидуальности и принадлежности к соответствующему сообществу;

г) формирование нетерпимости к преступлениям против человечества;

д) формирование открытых и взвешенных подходов к проблемным вопросам истории ХХ века.
Подводя итоги работы участники Конференции отмечают, что дальнейшее совершенствование системы исторического образования и просвещения будут способствовать:

  • формированию уважительного отношения граждан России к истории своего Отечества как единого многонационального государства, построенного на основе равенства всех народов России,

  • воспитанию подрастающего поколения в духе патриотизма и интернационализма, взаимопонимания и уважения между народами, неприятия шовинизма и национализма, милитаризма и пропаганды войны;

  • формированию важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества, его важнейших социальных ценностей и общественных идей: гражданственности и патриотизма, мира и взаимопонимания между людьми;

      • овладению базовыми знаниями о закономерностях развития человеческого общества с древнейших времен до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах, приобретению историко-культурного опыта;

      • формированию умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;

      • умению анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего;

  • формированию основ социально-гуманитарного знания у обучающихся, приобретению опыта активного освоения исторического и культурного наследия своего народа, родного края, России и мира, стремлению сохранять и преумножать культурное наследие;

  • созданию основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению исторических знаний и выбора истории как профильного предмета на ступени среднего (полного) общего образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.

Высокий уровень развития исторического образования будет привлекать и стимулировать общественно активных и подготовленных представителей науки, образования и творческих профессий к участию в конкретной работе с людьми, а также способствовать ответственному пониманию отечественной интеллигенцией своей роли в формировании гражданского общества, сплочению нашего народа для противодействия современным внешним и внутренним угрозам и вызовам, стремлению внести свой вклад в решение глобальных проблем, стоящих перед Россией и человечеством.


Похожие:

Министерство образования и науки российской федерации российский государственный социальный университет iconМинистерство образования и науки российской федерации российский...
В соответствии с Правилами приема в Российский государственный социальный университет в 2012 году
Министерство образования и науки российской федерации российский государственный социальный университет iconМинистерство образования и науки российской федерации российский...
В соответствии с Правилами приема в Российский государственный социальный университет в 2012 году
Министерство образования и науки российской федерации российский государственный социальный университет iconМинистерство образования и науки российской федерации российский...
В соответствии с Правилами приема в Российский государственный социальный университет в 2012 году
Министерство образования и науки российской федерации российский государственный социальный университет iconМинистерство образования и науки российской федерации российский...
В соответствии с Правилами приема в Российский государственный социальный университет в 2012 году
Министерство образования и науки российской федерации российский государственный социальный университет iconРоссийский государственный социальный университет
Министерство образования и науки российской федерации российский государственный социальный университет
Министерство образования и науки российской федерации российский государственный социальный университет iconМинистерство образования и науки российской федерации министерство...
В соответствии с Правилами приёма в Российский государственный социальный университет в 2012 году
Министерство образования и науки российской федерации российский государственный социальный университет iconМинистерство образования и науки российской федерации министерство...
В соответствии с Правилами приема в Российский государственный социальный университет в 2012 году
Министерство образования и науки российской федерации российский государственный социальный университет iconМинистерство образования и науки российской федерации министерство...
В соответствии с Правилами приема в Российский государственный социальный университет в 2012 году
Министерство образования и науки российской федерации российский государственный социальный университет iconМинистерство образования и науки российской федерации министерство...
В соответствии с Правилами приема в Российский государственный социальный университет в 2012 году
Министерство образования и науки российской федерации российский государственный социальный университет iconМинистерство образования и науки российской федерации министерство...
В соответствии с Правилами приема в Российский государственный социальный университет в 2012 году
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница