Дошкольный возраст уникален, ум детей не ограничен «глубоким опытом жизни» итрадиционными представлениями о том, как все должно быть, что позволяет им быть




Скачать 84.96 Kb.
НазваниеДошкольный возраст уникален, ум детей не ограничен «глубоким опытом жизни» итрадиционными представлениями о том, как все должно быть, что позволяет им быть
Дата публикации30.03.2014
Размер84.96 Kb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > История > Документы
Дошкольный возраст уникален, ум детей не ограничен «глубоким опытом жизни» и традиционными представлениями о том, как все должно быть, что позволяет им быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание. Дошкольник в силу своей возрастной специфики - искатель. Его внимание всегда направлено на то, что ему интересно. Поэтому регулярное столкновение с творческими, исследовательскими задачами, в том числе с такими, на которые пока никто не знает ответа необходимы формирующемуся уму, как витамины - растущему организму.

Вопросы развития речи и речевого общения освещены в работах А.Арушановой, Л.С.Выготским, М.И.Лисиной и другими, в которых обозначено, что именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем. Совокупность развитых у ребенка речевых умений и навыков составляют языковую способность, которая позволяет ему понимать и строить новые высказывания в соответствии с речевой ситуацией и в рамках системы правил, принятых в данном языке для выражения мыслей. Именно в дошкольном возрасте необходима помощь взрослого в процессе освоения монологического общения. Использование ТРИЗ - технологии позволяет решать задачи развития речи через систему творческих заданий. Суть этих заданий в том, что ребенок не получает задание в готовом виде, а вовлечен в процесс активного поиска своеобразного «открытия» новых для него явлений и закономерностей.

ТРИЗ – теория решения изобретательных задач. Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер. Главная идея его технологии состоит в том, что технические системы возникают и развиваются не «как попало», а по определенным законам: эти законы можно познать и использовать для сознательного – без множества пустых проб – решения изобретательских задач. ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную науку, так как решение изобретательских задач строится на системе логических операций.

Исходным положением концепции ТРИЗ по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. А также положение Л.С.Выготского о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной. В связи с этим целью использования ТРИЗ-технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой - поисковой активности, стремление к новизне; речи и творческого воображения, т.е. творческая грамотность. ТРИЗ дает детям возможность проявить свою индивидуальность, учит детей нестандартно мыслить, развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.

Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Программа ТРИЗ для дошкольников – это программа коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями для воспитателей. Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить. Обучение решению творческих изобретательных задач осуществляется в несколько этапов.
На первом этапе занятия даются не как форма, а как поиск истины и сути. Ребенка подводят к проблеме многофункционального использования объекта.
Следующий этап – это «тайна двойного» или выявление противоречий в объекте, явлении, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то вредно, что-то мешает, а что-то нужно.
Следующий этап – разрешение противоречий. Для разрешения противоречий существует целая система игровых и сказочных задач. Например, задача: «Как можно перенести воду в решете?» Воспитатель формирует противоречие, вода должна быть в решете, чтобы ее перенести, и воды не должно быть, так как в решете ее не перенести – вытечет. Разрешается противоречие изменением агрегатного состояния вещества — воды. Вода будет в решете в измененном виде (лед) и ее не будет, так как лед – это не вода. Решение задачи – перенести в решете воду в виде льда.
На этапе изобретательства основная задача: научить детей искать и находить свое решение. Изобретательство детей выражается в творческой фантазии, в соображении, в придумывании чего-то нового. Для этого детям предлагается ряд специальных заданий. Например, придумайте новый учебный стул, на котором вам хотелось бы сидеть. Придумайте новую игрушку и др.
Следующий этап работы по программе ТРИЗ – это решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методов. Вся эта работа включает в себя разные виды детской деятельности – игровую деятельность, речевую, рисование, лепку, аппликацию, конструирование и т.д.
На последнем этапе, опираясь на полученные знания, интуицию, используя оригинальные решения проблем, малыш учится находить выход из любой сложной ситуации. Здесь воспитатель только наблюдает, ребенок рассчитывает на собственные силы, свой умственный и творческий потенциалы. Ситуации могут быть разные, из любой области человеческой деятельности. Дети ставятся и в экспериментальные ситуации, где необходимо быстро принимать решения.
Программа ТРИЗ дает воспитателям и детям методы и инструменты творчества, которые осваивает человек независимо от своего возраста. Владея единым инструментом, дети и взрослые могут легче найти общий язык, понять друг друга.

Одним из основных показателей уровня развития ребёнка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в школе. Вот почему в ТРИЗ - педагогике основное внимание уделяется именно этому направлению. Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребёнка по мере  развития его речи.

   Именно методы ТРИЗ-РТВ позволили создать методики по развитию речи дошкольника, которые наилучшим образом позволяют педагогам решать проблемы речевого развития.
Методы и приёмы, предлагаемые ТРИЗ-технологией.

  • Эвроритм – прием фантазирования, при котором конкретный объект рассматривается по плану: 1. Функция и противоречия в данном объекте;

2. Варианты, которыми представлен объект (фантазирование: каких вариантов не существует?);

3. Анализ ситуации: данный объект на земле остался один-единственный, какие последствия этого могут быть?;

4. Анализ ситуации: объект исчез, как будет выполняться функция?;

5. Анализ причин в  ситуации: объект есть, а функция не выполняется;

6. Придумывание новых объектов путем объединения данного объекта с другими (можно произвольными).    

  • Круги Луллия. 

Пособие представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень. В верхней части стержня устанавливается стрелка. Все круги разделены на одинаковое количество секторов. Круги и стрелка подвижны. Свободное вращение всех частей приводит к тому, что под стрелкой оказываются определённые сектора на каждом из кругов.                     

 Цель данного пособия:  уточнять знания дошкольников в различных предметных областях; развивать вариативность воображаемых образов.              

"Составь слово" - используется для составления слов.                              

 "Смешивание цветов" - закрепление получения цвета и его оттенков.     "Сочини сказку" - используется для составления различных вариантов сказок.

  • ^ Пособие «Гусеничка»

формирует  умение сравнивать объекты по нескольким различным признакам. Составлять загадки, используя признаки, представленные в виде зрительных символов. Учить классифицировать объекты по данным признакам, составлять описательные рассказы.

  • «Волшебная дорожка». 

В основе сюжета многих сказок - действия какого- либо героя: он путешествует с определенной целью, при этом взаимодействует с другими объектами (преодолевает препятствия, решает задачи, изменяясь при этом сам и меняя объекты взаимодействия), и многому может научиться.

  • "Дидактический мяч» 

Активно используется в младшем возрасте пособие "Дидактический мяч", с помощью которого детей учим находить слова - антонимы.     Приведём пример использования пособия в разных возрастных группах.    Задания для детей 4-х лет.   Воспитатель предлагает слово - существительное (прилагательное, глагол), а ребёнок говорит противоположное по значению. Пример: грусть - радость; белый - чёрный; плакать - смеяться.

  • ^ Пособие «Часы»  

Символы имён признаков вводились постепенно: от простых (цвет, форма, размер) к более сложным (температура, вес, расстояние, запах и т.д.). В пособиях расположили 17 имён признаков, оставили ещё дополнительные пустые ячейки для будущего. Пособие стало универсальным: использовалось на разных видах занятий и как алгоритм для составления описательных рассказов и загадок.  

  • «Вертолина»

Игра, способствующая расширению и активизации словарного запаса детей, поле разделено на несколько предметных областей: птицы, посуда, одежда и др. раскручивается стрелка и находится определённая область, дети по очереди называют  слова, относящиеся к данной области. Побеждает тот, кто наберёт наибольшее количество баллов.

«Дидактические игры на развитие речи детей, предлагаемые ТРИЗ-технологией»

  • Игра «Дразнилка»

На столе разложены картинки с отгадками. Не произнося настоящих названий картинок, мама даёт им шуточные имена-дразнилки.

    Смотрелки, плакалки, моргалки, подмигивалки и др.- … глаза

    Каталка, возилка, скакалка, ржалка, цоколка - … лошадка.

    Забивалка, ударялка, стучалка - … молоток.

Разгадав загадку, игроки стараются как можно скорее поставить пальчики на соответствующую картинку. Можно поменяться ролями, дети сами придумывают и загадывают загадки, а родители должны угадать, о чём идёт речь.

  • ^ Игра «По кругу»

Дети сидят вокруг стола. В руках мамы стопка перевёрнутых карточек. Ребёнок вынимает из этой стопки любую картинку, например «шуба», и придумывает какое-нибудь словосочетание, «шуба пушистая».  Картинка передвигается к маме, папе, брату и т.д. каждый игрок дополняет картинку определением и передвигает  по кругу. Игрок, назвавший последнее словосочетание, оставляет картинку у себя и получает право вынуть из стопки следующую картинку. Победителем становится обладатель наибольшего количества картинок.

  • ^ Игра «Шкатулка со сказками»

Понадобится коробочка с 8-10 любыми игрушками.  

Содержание: Мама  предлагает вынимать произвольно фигурки из коробки. Надо придумать, кем или чем этот предмет будет в сказке. После того как первый играющий сказал 2 – 3 предложения, следующий вынимает другой предмет и продолжает рассказ. Когда история закончилась, предметы собирают вместе и начинается новая история. Важно, чтобы каждый раз получилась законченная история, и чтобы ребенок в разных ситуациях придумал разные варианты действий с одним и тем же предметом.

  • ^ Игра «Превращения»

Содержание: Взрослый даёт задание назвать то, во что может превратиться кружка без ручки (в стакан), кепка без козырька (в шапку), кувшин без горлышка и ручки (в вазу), диван без спинки (в кровать), стул без спинки (в табурет), кресло без подлокотников (стул).

  • ^ Игра «Исправь ошибку»

 Взрослый произносит предложение, в котором сопоставляются два предмета (объекта). Ребёнку необходимо исправить ошибку, предложив два правильных варианта суждения. Например: «Мел белый, а сажа жидкая. В первой части сравнения сказано о цвете, а во второй части – о твёрдости. Правильно будет так: мел белый, а сажа чёрная или мел твёрдый, а сажа мягкая».

Примерный речевой материал:

  • внучка маленькая, а бабушка старенькая;

  • Ослик Иа большой, а Винни Пух толстый;

  • Лиса хитрая, а Колобок жёлтый;

  • Гулливер высокий, а Дюймовочка маленькая;

  • Заяц серый, а петушок смелый;

  • Винни Пух любит мёд, а Пятачок розовый;

  • Дюймовочка лёгкая, а ласточка большая;

  • У Пьеро рукава длинные, а у Мальвины волосы голубые и т.п.

Дошкольный возраст уникален, от того как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология, позволит воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём!»

Эвроритм

c:\documents and settings\пользователь\рабочий стол\ф мл\sam_0076.jpg

Круги Луллия.

c:\documents and settings\пользователь\рабочий стол\фото\sam_1198.jpg

Пособие «Гусеничка»

c:\documents and settings\пользователь\рабочий стол\фото\sam_1199.jpg

«Волшебная дорожка»

c:\documents and settings\пользователь\рабочий стол\фото\sam_1261.jpg

"Дидактический мяч»

c:\documents and settings\пользователь\рабочий стол\фото\sam_1262.jpg

Пособие «Часы»

c:\documents and settings\пользователь\рабочий стол\фото\sam_1202.jpg

«Вертолина»

c:\documents and settings\пользователь\рабочий стол\фото\sam_1200.jpg

Похожие:

Дошкольный возраст уникален, ум детей не ограничен «глубоким опытом жизни» итрадиционными представлениями о том, как все должно быть, что позволяет им быть iconКритерии оценки работы Докладчика Категория «Полнота, научность, оригинальность»
Оценивать полноту решения. Должны быть сформулированы ответы на все вопросы задачи. Решение должно быть целостным – оно должно быть...
Дошкольный возраст уникален, ум детей не ограничен «глубоким опытом жизни» итрадиционными представлениями о том, как все должно быть, что позволяет им быть iconРефлексия. Младший школьный возраст. Педагог – психолог: Кочутина С. А
Чтобы учение стало ведущей деятельностью, оно должно быть организовано особым образом. Оно, должно быть, сродни игре: ведь ребенок...
Дошкольный возраст уникален, ум детей не ограничен «глубоким опытом жизни» итрадиционными представлениями о том, как все должно быть, что позволяет им быть iconСтена или крыша,а может быть пол?
А также за расходом конструктивных и отделочных материалов. Решившись строить на глазок, вы не будете иметь точной информации о том,...
Дошкольный возраст уникален, ум детей не ограничен «глубоким опытом жизни» итрадиционными представлениями о том, как все должно быть, что позволяет им быть iconМедовый месяц в голубом вагоне
Но свадебное путешествие должно быть неповторимым. А это значит — оно должно кардинальным образом отличаться от любого другого вида...
Дошкольный возраст уникален, ум детей не ограничен «глубоким опытом жизни» итрадиционными представлениями о том, как все должно быть, что позволяет им быть iconМы могли быть счастливы и без этого, но как представлю, что исчезнет...
Но нельзя расслабляться, мой дар часто меня подводит в мелочах надо все очень детально продумать! Ведь это не только день рождения...
Дошкольный возраст уникален, ум детей не ограничен «глубоким опытом жизни» итрадиционными представлениями о том, как все должно быть, что позволяет им быть iconВинчестер за здоровый образ жизни
«отдельно взятых», элементов компьютера, не позволяет быть абсолютно уверенным в том, что в одно прекрасное утро мозги Вашего электронного...
Дошкольный возраст уникален, ум детей не ограничен «глубоким опытом жизни» итрадиционными представлениями о том, как все должно быть, что позволяет им быть iconПедагогическое мастерство Сухомлинского В. А
Опыт собственной многолетней учительской практики, обобщение огромного педагогического наследия прошлого убедили его в том, что “сила...
Дошкольный возраст уникален, ум детей не ограничен «глубоким опытом жизни» итрадиционными представлениями о том, как все должно быть, что позволяет им быть iconМоу «Большенуркеевская сош». Педагог-организатор Ашрафзянова Гульзар Алисовна
На сборе обязательно должен быть разговор о жизни коллектива и должно быть принято контрактное решение
Дошкольный возраст уникален, ум детей не ограничен «глубоким опытом жизни» итрадиционными представлениями о том, как все должно быть, что позволяет им быть iconНу, почему, почему почти все женщины хотят быть привлекательными?
Величие всякого ремесла, быть может, прежде всего, в том, что оно объединяет людей
Дошкольный возраст уникален, ум детей не ограничен «глубоким опытом жизни» итрадиционными представлениями о том, как все должно быть, что позволяет им быть iconХочешь быть счастливым?
«завоевывать» мысли о том, что произошло вчера и беспокойство о том, что может произойти завтра. И вдруг понимаем, что день уже безнадежно...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница