Конспект учебного занятия по истории в 9 классе по теме «Становление советской власти»




Скачать 115.07 Kb.
НазваниеКонспект учебного занятия по истории в 9 классе по теме «Становление советской власти»
Дата публикации14.03.2014
Размер115.07 Kb.
ТипУрок
shkolnie.ru > История > Урок


Муниципальное автономное образовательное учреждение Белоярского района

«Общеобразовательная средняя (полная) школа п. Сорум»

Конспект учебного занятия по истории в 9 классе

по теме «Становление советской власти»

Составил:

Куликовских Наталья Ивановна,

учитель истории и обществознания

п. Сорум, 2014 год

Тема: «Становление советской власти»

Время изучения: 1 час

Раздел: «Россия в 1917-1927 гг.» (программа по истории России 9 класса под авторством А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной)

^ Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: изучить процесс становления советской власти в России
Задачи урока

образовательные:

- познакомить учащихся с главными решениями II Съезда Советов;

- рассмотреть первые декреты советской власти;

- подвести учащихся к пониманию сути изменений во взглядах руководства партии большевиков на судьбу Учредительного собрания;

- рассмотреть процесс создания советской государственности.

воспитательные:

- продолжить формировать в учащихся чувство национальной идентичности;

развивающие:

- продолжить формирование умений работать с историческими документами, анализировать их, делать выводы, излагать «сквозные» вопросы темы.
^ Методы и формы обучения: элементы проблемного обучения, беседа, работа в группах.
Оборудование:

- мультимедийное: компьютер, проектор, презентация, видеофильм «Две революции. 1917 год», производство ООО «Видеостудия «КВАРТ».
Структура урока

1. Организационный этап.

2. Актуализация знаний по теме «Октябрьская социалистическая революция 1917 г.».

3. Мотивационно-целевой этап – определение темы и цели урока.

4. Организационно-деятельностный этап – изучение нового материала:

- деятельность II Съезда Советов – 25 октября 1917 года;

- первые декреты советской власти;

- причины роспуска Учредительного собрания;

- создание советской государственности.

5. Рефлексивно-оценочный этап – подведение итогов урока, проверка усвоения нового материала, домашнее задание.
Ход урока

1. Организационный момент (1 мин)

Взаимное приветствие, позитивный настрой на работу.
2. Актуализация знаний (3 мин)

Учитель. Прежде чем мы приступим к изучению нового материала, повторим тему, изученную на прошлом уроке. (Учащиеся отвечают на вопросы.)

1. Какой курс провозгласил В.И. Ленин в своих знаменитых «Апрельских тезисах»?

2. Как лидеры большевиков предлагали решить аграрный вопрос в случае прихода их к власти?

3. Какой смысл вкладывал В.И. Ленин в идею «организации контроля над общественным производством»?

4. Какие обещания давали большевики солдатам, находящимся на фронтах Первой мировой войны?

5. Каковы главные причины апрельского, июньского и июльского кризисов Временного правительства? (Слайд №7)

^ 3. Мотивационно-целевой этап (4 мин)

Учитель. Продолжение войны, замедленный характер реформ, отсутствие твердой государственной власти, экономический кризис и снижение уровня жизни населения привели к росту революционных настроений. Большевики сумели использовать эту ситуацию для захвата власти. Приход к власти большевиков означал крах буржуазно-либеральной альтернативы развития страны. (Слайд №8)

Сегодня на уроке мы познакомимся с тем, как происходило становления советской власти. Это тема нашего урока.

(Учащиеся записывают тему урока в тетради.)

А теперь попытаемся сформулировать цель нашего урока. (Слайд №9).

(Учащиеся формулируют цель урока.)

Изучение нового материала будет осуществляться по плану (Слайд №10):

- II Съезд Советов – 25 октября 1917 года;

- первые декреты советской власти;

- причины роспуска Учредительного собрания;

- создание советской государственности.
^ 4. Организационно-деятельностный этап (27 мин)

(Учащиеся самостоятельно знакомятся с текстом учебника на стр. 92-93 и отвечают на вопросы учителя) (Слайд №11)

- Когда начал работу II Съезд Советов?

- Делегатов от какой партии было большинство на съезде?

- Какую оценку дали меньшевики действиям членов партии РСДРП в октябрьские дни 1917 года?

- Какой мирный выход из создавшейся ситуации предложили меньшевики?

(Работа учащихся в группах с историческими документами)

Декрет II Всероссийского съезда Советов «О мире»

26 октября 1917 г.

Рабочее и крестьянское правительство, созданное революцией 24-25 октября и опирающееся на Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, предлагает всем воюющим народам и их правительствам начать немедленно переговоры о справедливом, демократичном мире.

Справедливым или демократическим миром, которого жаждет подавляющее большинство истощенных, измученных и истерзанных войной рабочих и трудящихся классов всех воюющих стран, миром, которого самым определенным и настойчивым образом требовали русские рабочие и крестьяне после свержения царской монархии, - таким миром правительство считает немедленный мир без аннексий (т.е. без захвата чужих земель, без насильственного присоединения чужих народностей) и без контрибуции…

(Лукьянов М.Н. Россия. 1917-1941. Документы. Материалы. Комментарии.

Книга для тех, кто изучает историю Отечества. Пермь, ПГУ – 1993. С. 47)
^ Декрет II Всероссийского съезда Советов «О земле»

26 октября 1917 г.

…Помещичьи имения, равно как все земли удельные, монастырские, церковные, со всем их живым и мертвым инвентарем, усадебными постройками и всеми принадлежностями переходят в распоряжение Волостных Земельных Комитетов и Уездных Советов Крестьянских Депутатов, впредь до разрешения Учредительным собранием вопроса о земле…

Крестьянский наказ о земле

…Самое справедливое разрешение земельного вопроса должно быть таково:

1) Право частной собственности на землю отменяется навсегда; земля не может быть ни продаваема, ни покупаема, ни сдаваема в аренду либо в залог, ни каким-либо другим способом отчуждаема. Вся земля: государственная, удельная, кабинетская, монастырская, церковная, посессионная, майоратная, частновладельческая, общественная и крестьянская и т.д., отчуждается безвозмездно, обращается во всенародное достояние и переходит в пользование всех трудящихся на ней…

6) Право пользования землею получают все граждане (без различия пола) Российского государства, желающие обрабатывать ее своим трудом, при помощи своей семьи или в товариществе, и только до той поры, пока они в силах ее обрабатывать. Наемный труд не допускается…

7) Землепользование должно быть уравнительным, т.е. земля распределяется между трудящимися, смотря по местным условиям по трудовой или потребительной норме…

8) Вся земля, по ее отчуждении, поступает в общенародный земельный фонд. Распределением ее между трудящимися заведуют местные и центральные самоуправления…

Земельный фонд подвергается периодическим переделам в зависимости от прироста населения и поднятия производительности и культуры сельского хозяйства…

Все содержащееся в этом наказе, как выражение безусловной воли огромного большинства сознательных крестьян всей России, объявляется временным законом, который впредь до Учредительного Собрания проводится в жизнь по возможности немедленно…

(Лукьянов М.Н. Россия. 1917-1941. Документы. Материалы. Комментарии.

Книга для тех, кто изучает историю Отечества. Пермь, ПГУ – 1993. С. 50-52.)
Постановление II Всероссийского съезда Советов

«Об образовании рабочего и крестьянского правительства»

26 октября 1917 г.

Образовать для управления страной, впредь до созыва Учредительного Собрания, временное рабочее и крестьянское правительство, которое будет именоваться Советом Народных Комиссаров. Заведование отдельными отраслями государственной жизни поручается комиссиям, состав которых должен обеспечить проведение в жизнь провозглашенной съездом программы, в тесном единении с массовыми организациями рабочих, работниц, матросов, солдат, крестьян и служащих…

Контроль над деятельностью Народных Комиссаров и право смещения их принадлежит Всероссийскому съезду Советов Рабочих, Крестьянских и Солдатских Депутатов и его Центральному Исполнительному Комитету.

(Лукьянов М.Н. Россия. 1917-1941. Документы. Материалы. Комментарии.

Книга для тех, кто изучает историю Отечества. Пермь, ПГУ – 1993. С. 53.)
Декларация прав народов России

2 ноября 1917 г.

Съезд советов в июне этого года провозгласил право народов России на свободное самоопределение.

Второй съезд Советов в октябре этого года подтвердил это неотъемлемое право народов России более решительно и определенно.

Исполняя волю этих съездов, Совет Народных Комиссаров решил положить основу своей деятельности по вопросу о национальностях России следующие начала:

1) Равенство и суверенность народов России.

2) Право народов России на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.

3) Отмена всех и всяких национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений.

4) Свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России.

(Колесникова Л.А., Лапшов П.С. История России. Хрестоматия. Часть II (1917-

1991 гг.). Н. Новгород: Нижегород. гос. архит. – строит, ун-т, 2001. С. 23).
(Учащиеся по группам отвечают на вопросы) (Слайд №12)

- Какое значение имело принятие декрета «О мире»?

- Почему декрет «О мире» принимается одним из первых на II Съезде Советов?

- Как большевики предложили решить аграрный вопрос?

- Какие функции должны были выполнять новые органы власти ВЦИК и СНК?

- Какие принципы национальной политики провозгласила новая власть?
(Слайд №13) (Учащиеся выписывают из рассказа учителя преобразования советской власти).

2 ноября 1917 г. советское правительство приняло Декларацию прав народов России. В ней были сформулированы важнейшие положения, определявшие национальную политику советской власти: равенство и суверенность народов России, право народов России на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства, отмена всех и всяких национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений, свободное развитие национальных меньшинств.

10 ноября было ликвидировано сословное деление общества.

В декабре 1917 г. при Совете народных комиссаров была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК) для «борьбы с контрреволюцией, саботажем и спекуляцией» - первый карательный орган советской власти. Ее возглавил Ф.Э. Дзержинский.

(Учащиеся проверяют записи в тетради) (Слайд №14)

(Учащиеся смотрят отрывок из видеофильма «Две революции. 1917 год», и отвечают на вопрос: «Каковы причины роспуска Учредительного собрания большевиками»)

(Слайд №15,16)

- Отказ Учредительного собрания принять требования большевиков о признании существующего правительства, его декретов и политику как реальность.

- Отказ Учредительного собрания обсудить Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа.

- Разгон воинскими частями, поверившим большевикам, демонстрации сторонников Учредительного собрания в Петрограде. (Слайд №17)

(Учащиеся самостоятельно работают с текстом учебника на стр.96 и заполняют схему из рабочей тетради) (Слайд №18)

^ Высшие органы власти Российской Советской

Федеративной Социалистической Республики (РСФСР)

по Конституции 1918 г.


Съезд Советов рабочих и солдатских депутатов


Высший орган государственной власти



Всероссийский Центральный исполнительный комитет (ВЦИК)


Рабочий законодательный орган


Совет народных комиссаров (СНК)


Высший орган исполнительной власти


Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК)


Высший орган защиты революции (Слайд №19)
^ 5. Рефлексивно-оценочный этап (10 мин)

(Учащиеся совместно с учителем формулируют выводы и оценивают, насколько достигнута цель урока)

Выводы (Слайд №20)

1. На заседании II Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов большинство составляли большевики и левые эсеры.

2. Стремясь избежать ошибок Временного правительства большевики сразу провозгласили Декреты о мире и о земле.

3. Большевики упрочили свое положение разогнав Учредительное собрание.

4. Происходит создание новых органов власти.
Учащимся предлагается выполнить проверочную работу с целью определения уровня усвоения учебного материала. (Слайд №21).
^ Домашнее задание (Слайд №22)

Изучить § 12, стр. 92-95, § 13, стр. 96-98 учебника.
Литература

1. Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. История России. XX – начало XXI века. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009

2. Колесникова Л.А., Лапшов П.С. История России. Хрестоматия. Часть II (1917-1991). - Н. Новгород: Нижегород. гос. архит. – строит. ун-т, 2001.

3. Лукьянов М.Н. Россия. 1917-1941. Документы. Материалы. Комментарии. Книга для тех, кто изучает историю Отечества. – Пермь.: ПГУ, 2001.

Приложение 1

Проверочная работа по теме

«Становление советской власти»

Вариант 1
А1. На II съезде Советов было принято решение о (об):

  1. расстреле царской семьи

  2. создании большевистского правительства

  3. начале вооруженного восстания

  4. отмене выборов в Учредительное собрание


А2. В Декрете о земле говорилось о (об):

  1. передаче земли крестьянам за выкуп

  2. создании фермерских хозяйств

  3. отмене выкупных платежей

  4. ликвидации частной собственности на землю


А3. Декларация прав народов России провозглашала:

  1. главенство русской нации

  2. создание конфедерации народов России

  3. сохранение Российской империи

  4. равенство и суверенитет народов России


А4. Роспуск Учредительного собрания:

  1. приблизил начало Гражданской войны

  2. способствовал демократизации общества

  3. привел к объединению всех социалистических сил

  4. предотвратил установление диктатуры большевиков


В1. Какова суть принятых на II Съезде Советов Декретов о мире и о земле?


Проверочная работа по теме

«Становление советской власти»

Вариант 2
А1. На II съезде Советов было принято решение о (об):

  1. выходе России из войны

  2. начале гражданской войны

  3. свободном выходе народов из состава России

  4. создании правительства из представителей всех социалистических партий


А2. В Декрете о земле говорилось о (об):

  1. разрешении частной собственности на землю

  2. возвращении крестьянам отрезков

  3. конфискации помещичьих земель

  4. отмене выкупных платежей


А3. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа объявляла Россию:

  1. правовым государством

  2. Республикой Советов

  3. Парламентской республикой

  4. конфедерацией социалистических республик


А4. Роспуск Учредительного собрания:

  1. предотвратил восстановление монархии

  2. подтвердил надежды на мирное развитие революции

  3. усилил противостояние в обществе

  4. способствовал демократизации общества


В1. Какие новые органы власти появились в России после II Съезда Советов?



Похожие:

Конспект учебного занятия по истории в 9 классе по теме «Становление советской власти» iconКонспект учебного занятия в форме игры состязания по теме «Текстовый...
В данной методической разработке представлен конспект учебного занятия в форме игры – состязания по теме «Текстовый редактор и электронные...
Конспект учебного занятия по истории в 9 классе по теме «Становление советской власти» iconДипломное сочинение по дисциплине «История России»
Становление советской власти на территории Хвойниского района
Конспект учебного занятия по истории в 9 классе по теме «Становление советской власти» iconКонспект учебного занятия по химии в 9 классе по теме «Предельные...
«Органические соединения» (авторская программа курса химии 9 класса Габриеляна О. С.)
Конспект учебного занятия по истории в 9 классе по теме «Становление советской власти» iconКонспект урока по истории в 5 классе «Обобщающий урок по теме «Древнейшие люди»
На уроках истории учитель формирует психическое (духовное), социальное физическое, здоровье обучающихся
Конспект учебного занятия по истории в 9 классе по теме «Становление советской власти» iconМетодическая разработка открытого занятия
Методическая разработка предназначена для оказания помощи учителям математики, предмет «Алгебра и начала анализа» в организации учебного...
Конспект учебного занятия по истории в 9 классе по теме «Становление советской власти» iconТест по истории Казахстана за 2010 год + коды ответов. 1
В укреплении Советской власти в аулах и проведении земельно-водной реформы большую роль сыграл (ли)
Конспект учебного занятия по истории в 9 классе по теме «Становление советской власти» iconУчебного занятия
Показать основные события из истории Белгородской области, её место в истории России
Конспект учебного занятия по истории в 9 классе по теме «Становление советской власти» iconКонспект урока истории в 5 классе по теме «Древнегреческий театр»
Цель: создать представление о греческом театре и сравнить его с театром современным
Конспект учебного занятия по истории в 9 классе по теме «Становление советской власти» iconКонспект занятия во 2 классе по теме: Использование элементов краеведения...
На основе краеведческого материала поддерживать интерес учащихся к изучению родного края
Конспект учебного занятия по истории в 9 классе по теме «Становление советской власти» iconКонспект учебного занятия по теме: «Методика проведения занятия по...
«Каламбур» мбоу дод первомайского Дома детского творчества Демченко Марины Степановны. Он включает целый комплекс разнообразных упражнений...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница