«Фразеологизмы мудрость народа»




Скачать 90.78 Kb.
Название«Фразеологизмы мудрость народа»
Дата публикации11.03.2014
Размер90.78 Kb.
ТипУрок
shkolnie.ru > История > Урок
Тема урока: «Фразеологизмы – мудрость народа»
Эпиграф урока:

Ох, как скучно жить на свете,

Коли нет фразеологизмов

Цели урока:

Образовательные:

  • познакомить учащихся с понятиями «фразеология», «фразеологизм»;

  • с особенностями употребления фразеологизмов в речи;

  • пополнить фразеологический словарик учащихся;

  • развивать умения и навыки использования фразеологизмов в речи.

Развивающие:

  • развивать умение рассуждать, сравнивать, анализировать;

  • способствовать развитию речи, логического и творческого мышления учащихся;

  • развивать кругозор;

Воспитательные:

  • воспитывать любовь и уважение к родному языку, Родине;

  • воспитывать критическое отношение к результатам своей деятельности;

Оборудование: шуточные рисунки, мультимедийный проектор, компьютерная презентация (Power Point), интерактивная доска.

^ Ход урока

I. Организационный момент: приветствие, проверка рабочего места, готовности к уроку.

II. Создание положительной мотивации, целевой установки.

Старые люди рассказывают, что в древнем государстве Языкознании встречались бродячие слова. Они появлялись то здесь, то там, одинаково смотрели на людские горести и радости. Сказывают, что даже на одном языке разговаривали иногда. Много у этих слов было общего. А счастья не было. Словно тени, слонялись они по стране, одинокие, несчастные, нигде не находили себе пристанища. И что самое грустное – они никак не могли встретить друзей. Но однажды по стране прошёл слух, что в царстве Фразеологии появился волшебник, который всех одиноких и неприкаянных делает счастливыми. Со всей страны съехались разные слова в этот город. Очень уж хотелось им поскорее найти друзей. Волшебник (а был он очень мудрым человеком) выстроил эти слова под флагом Фразеологии, повелел им друг друга братьями величать и не обижаться друг на друга. И приняв клятву верности, они стали называться одним словом – Фразеологизмом. Ведь всё равно каждый из них не потерял соей красоты, яркости, а только лучше стали, как всякие счастливые.

- О каком разделе русского языка мы будем говорить сегодня на уроке?

- Запишите тему урока, определите его цели.

Запись в тетради: Мои цели на уроке …….

III. Станция «Терминологическая»

Одним из лучших украшений речи являются особые обороты, устойчивые выражения, которые называются фразеологизмами.

Ещё великий М. В. Ломоносов называл устойчивые сочетания «фразесами», «идиотизмами», « российскими пословиями», предлагая включить их в словарь. Учёные поняли, что фразеологизмы создают как бы особый ярус в языке. Родился новый раздел о языке – фразеология. Фразеологизмы по-своему отражают жизнь нашего народа с очень далёких времён, в них выражен дух народа, его история, обычаи

Фразеология – раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов. Слово фразеология происходит от двух греческих слов: фразис – «выражение» и логос – «учение».

Фразеологизм – устойчивое сочетание слов, используемое для называния отдельных предметов, признаков, действий.

^ IV. Станция «Наблюдаем, размышляем»

Проблемный вопрос:

Отличаются ли фразеологизмы от свободных сочетаний?

Типографский:

  • работник;

  • сторож;

  • станок;

  • шрифт;

  • стол;

Типографский работник = хороший работник
- Можно ли так говорить? Исправьте речевые ошибки.

  • Вы заблудились в трех елях?

(Он заблудился в трех соснах)

  • У него семеро четвергов на неделе.

(У него семь пятниц на неделе.)

  • Он привык из кильки делать кита.

(Он привык из мухи делать слона.)

Вывод: Во фразеологизмах нельзя произвольно заменять слова, т.е. они обладают постоянством лексического состава.

В составе фразеологизмом используются слова, которые не всем понятны:

  • Попасть впросак?

^ (ПРОСАК – СТАН ДЛЯ КРУЧЕНИЯ ВЕРЕВОК!)

  • Точить лясы?

(ЛЯСЫ – ТОЧЕНЫЕ СТОЛБИКИ ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ ПЕРИЛ!)

Работа с таблицей:

Признаки свободных

словосочетаний

Признаки

фразеологизмов

1. Любое из слов можно заменить другими словами

1. В их составе нельзя заменять слова по своему желанию

2. Слова сохраняют свою смысловую самостоятельность

2. Слова теряют свою смысловую самостоятельность

3. Создаются в процессе речи, не требуют запоминания

3. Не создаются в речи, а, как и слова, используются готовыми, требуют запоминания


Проблемный вопрос №2:

Являются ли фразеологизмы членами предложения?

1. Он приехал на место происшествия к шапочному разбору.

2. Мы увидели на клумбе анютины глазки.

3. На той стороне в колхозном сарае нас ожидал старенький, видавший виды (т. е. "сильно поношенный, долго бывший в употреблении") трактор.

^ Вывод: Фразеологизм в предложении является одним членом предложения.

Проблемный вопрос:
Могут ли у фразеологизмов быть синонимы и антонимы?


Тертый калач

стреляный воробей

Ни зги не видно

тьма кромешная, хоть глаз коли

Жить своим умом

жить чужим умом

Кот наплакал

куры не клюют

Вывод: Фразеологизмы имеют синонимы и антонимы.

Физкультурная минутка.

Станция «Мастерская художника»

- Наш знакомый художник приготовил для Вас очередное интересное задание.

(Ребята знакомятся с шуточными рисунками и разгадывают, какие же фразеологизмы нарисованы на них, объясняют их употребление в речи.)

На рисунках нарисованы такие фразеологизмы:

писать как курица лапой

крокодиловы слёзы

сесть в калошу

взять быка за рога

рог изобилия

Станция «Загадочный мир фразеологии»

Каждое выражение, ставши крылатой фразой, имеет своё основание, часто – в глубокой древности. Знание происхождения таких выражений открывает нам глаза на многие интересные факты из истории нашего народа.

- Ребята, вам хочется узнать, откуда фразеологизмы входят в нашу речь? Почему мы говорим «рог изобилия», «бить баклуши», «крокодиловы слёзы»?
Учитель проверяет домашнее задание. Ученики к уроку должны были подготовить сообщения о происхождении фразеологических оборотов, используя разные словари и пособия.
^ Рог изобилия. Древнегреческий миф повествует о том, что жестокий бог Крон не желал иметь детей, так как боялся, что они отнимут у него власть. Поэтому жена его родила Зевса тайком, поручив нимфам ухаживать за ним. Зевс был вскормлён молоком божественной козы Амалфеи. Однажды она, зацепившись за дерево, отломила себе рог. Нимфа наполнила его плодами и подарила его Зевсу. Тот подарил его воспитавшим его нимфам, пообещав, что из него будет появляться всё то, чего они бы ни пожелали. Так выражение стало символом неисчерпаемого богатства, достатка.
^ Бить баклуши. Что такое баклуши? оказывается, первоначально это словосочетание значило: раскалывать осиновый чурбан на чурки (баклуши) для изготовления из них ложек, поварёшек и других мелких изделий. Дело это было простое, не требующее больших усилий и умений, поэтому выражение «бить баклуши» превратилось во фразеологизм.
^ Крокодиловы слёзы. Этот фразеологизм означает притворную, лицемерную жалость, неискреннее сожаление. Выражение произошло от широко распространившегося в старину поверья, что крокодил якобы плачет, съедая свою жертву. В одном Азбуковнике (словаре) 17 века сказано о крокодиле: «Егда иметь человека ясти (то есть когда ловит человека, чтобы съесть его), тогда плачет и рыдает, а ясти не перестаёт».
^ Заварить кашу. В наши дни каша – только вид пищи, а раньше это слово имело ещё один смысл: свадебный пир, свадьба. О том, какое значение придавалось каше, можно судить по свадьбе Дмитрия Донского. Приятно было устраивать кашу у отца невесты. Но Дмитрий Донской считал ниже своего достоинства ехать к нижегородскому князю Дмитрию Константиновичу, а последний отказался ехать в Москву, к молодому Дмитрию, которому в то время было 16 лет. Поэтому кашу устроили между двумя городами в Коломне.

  • От этих хлопотливых «каш», в которое втягивался весь город, и родилось выражение заварить кашу.


^ Казанская сирота. После завоевания Иваном Грозным Казани татарские мурзы (князья), пользуясь незлопамятностью русских, прикидывались бедными и назойливо выпрашивали награды. С той поры того, кто прибедняется, чтобы разжалобить кого-либо и получить себе выгоду, народ насмешливо называет казанской сиротой.

Фразеологизм «голубь мира» получил широкое распространение с апреля 1949 года, со времени первого созыва Всемирного конгресса сторонников мира. Французский художник Пабло Пикассо создал рисунок для международной эмблемы мира, изображающий голубя с оливковой ветвью в клюве. Ещё в древнем библейском мифе о всемирном потопе голубка приносит Ною в ковчег оливковую ветку – известие о том, что стихия умиротворилась. В Древнем Риме символом мира были голубки, свившие гнездо в опрокинутом шлеме Марса, бога войны.
^ На воре шапка горит. Происходит это выражение от старинного анекдота. Искали однажды вора, не смогли найти и обратились к мудрецу. Тот повёл потерпевших на базар, где обычно все собирались, и вдруг крикнул в толпу: «на воре шапка горит!» Один человек невольно схватился за голову. Он т оказался вором. С тех пор так и говорят о человеке, который невольно выдаёт себя нечаянным словом или поступком.

Физкультурная минутка.

- А нас ждет следующая станция.

Станция «Фразеологическая разминка»

  • Как говорят о человеке, который совершенно лишён музыкального слуха?

(Медведь на ухо наступил)

  • Выполняется быстро, ловко, хорошо.

(Горит в руках)

  • Так говорят о человеке, который легко меняет свои решения, намерения и т. д.

(Семь пятниц на неделе)

  • Очень темно, совершенно ничего не видно.

(Ни зги не видно)

  • Оказаться в неловком, глупом положении.

(Сесть в калошу)

  • Молчать, не говорить лишнего.

(Будто муху проглотил)

  • Выполнять обещание.

(Дать зарок)

  • Изобретать то или сообщать о том, что уже давно изобретено или известно.

(Открывать Америку)

  • Как говорят о человеке очень скромном, тихом, кротком.

(Мухи не обидит)

  • Его вешают, приходя в уныние.

(Вешать нос)

  • Не цветы, а вянут.

(Уши вянут)

Учащиеся выполняют тест.

Станция «Обобщаем, делаем выводы»

Давайте вспомним, что мы сегодня нового узнали о фразеологии и фразеологизмах?

- Назовите основные термины урока. Дайте их определение.

- Как фразеологизмы помогают изучать прошлое нашего народа?

- Чем могут различаться фразеологизмы-синонимы?

- Что необходимо учитывать при употреблении фразеологизмов в речи?

- С какой целью используются фразеологизмы в художественной литературе

- Какова роль фразеологизмов в языке?

- Каждый из Вас поставил перед собой в начале урока цели, достигли ли Вы их сегодня при изучении данной темы?

^ VI. Саморефлексия учащихся (работа с таблицей)

Оцените свою работу на уроке.


1. Отвечал на вопросы учителя




2. Был внимательным




3. Поднимал руку, был активным




4. Работал у доски




1. Было ли тебе интересно на уроке?

2. Какие задания тебе понравились?


3. Какие задания вызвали затруднения? Почему?




^ VII. Комментирование отметок работы учащихся на уроке.

VIII. Домашнее задание:

Составьте рассказ о школьной жизни, используя следующие фразеологизмы: вносить предложение, выходной день, привести в порядок, в один голос, ни свет ни заря, все как один, на каждом шагу, не долго думая, взяться за дело, первым делом, не покладая рук, рука об руку.

Вот и подошел к концу урок. Говорят, конец – делу венец. И нам хочется верить, что все эти задачи и рассказы не только увлекли вас, но и показали, как интересно изучать русский язык, как много в нём тайн, как много неожиданного в каждом слове, если в него пристально вглядеться.

Берегите его, не портите, не искажайте, не заостряйте грубыми словами, штампами. Наш язык – это великое сокровище народа, созданное на протяжении многих веков его истории.
Желаю вам успехов!



Похожие:

«Фразеологизмы мудрость народа» iconУрока углубить, расширить и обобщить знания по теме «Фразеологизмы»
Обучающие: продолжать учиться правильно толковать фразеологизмы, подбирать фразеологические синонимы, фразеологические антонимы,...
«Фразеологизмы мудрость народа» icon«на русском; о русском; по-русски» Народная мудрость — соль языка
Народная мудрость — соль языка (пословицы и поговорки русского народа и их «родственники» в языке моей страны)
«Фразеологизмы мудрость народа» iconУрока: 1 обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Фразеологизмы»
Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с фразеологизмами русского языка. Откройте ваши тетради, запишите число, классная работа...
«Фразеологизмы мудрость народа» iconУрок творчества по русскому языку в 6 классе Тема: Праздник фразеологизмов, пословиц, поговорок
Цель: повторить, систематизировать знания, полученные в процессе изучения темы «Лексика. Фразеологизмы»; развить умение учащихся...
«Фразеологизмы мудрость народа» iconГбу «скош №2 VIII вида г. Твери Целаковой В. А. «Немеркнущий подвиг народа»
Приближается светлый весенний праздник, праздник боевой славы народа героя, народа-богатыря, народа- победителя
«Фразеологизмы мудрость народа» iconСуществует два основных вида мудрости: человеческая и Божья
Американский толковый словарь: Мудрость (1) понимание истины, правды и непреходящих ценностей; (2) Житейская мудрость
«Фразеологизмы мудрость народа» icon«Хлеб всему голова» всем известная пословица. В нем заложена вековая...
Это был настоящий праздник. Сколько же замечательных слов о хлебе сохраняет народ в своей казне устном
«Фразеологизмы мудрость народа» icon«Пускай старая мудрость направляет юную бодрость и силу, пускай юная...
Добрый день! Сегодня с вами литературный редактор номера Валерия Барышникова (7А кл.)
«Фразеологизмы мудрость народа» iconС. Тема: «Государство-достояние народа»
Провозглашается и обеспечивается право народа на участие в решение государственных дел. Человек, его права и свободы ставятся в демократическом...
«Фразеологизмы мудрость народа» iconМудрость, мудрый
Мудрость, мудра гармония скромность тишина (тишина глубинная деятельной личности) глубокий, душевный ум, разум, интеллект культура...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница