Элективный курс по истории «Династия Романовых»




Скачать 176.59 Kb.
НазваниеЭлективный курс по истории «Династия Романовых»
Дата публикации03.03.2014
Размер176.59 Kb.
ТипЭлективный курс
shkolnie.ru > История > Элективный курс
Пояснительная записка.

Элективный курс по истории «Династия Романовых» состоит из 19 занятий. Данный курс направлен на развитие интереса учащихся к истории Отечества, его прошлого. Курс рассчитан на тех учащихся, которые проявляют интерес к истории как науке, к исследовательской её стороне, желают расширить знания по данной теме. В процессе занятий учащиеся узнают о том, как образовалась династия развивалась, начиная с первой половины XVII века и до первой четверти XX века.

Работая по данной программе, учащиеся познакомятся с трудами известных российских историков. Изучение курса позволит учащимся приобщиться к самостоятельной творческой работе, к анализу специальной литературы, источников, документов, что окажет положительное воздействие на повышение речевой культуры учащихся, их мыслительной деятельности. Курс предполагается изучать в 10 классе, так как к этому моменту учащиеся могут интерпретировать и анализировать узловые проблемы отечественной истории.

Развитие познавательной деятельности обучающихся реализуется через использование материалов мультимедийной презентации, использование анимации, анализа полученной информации. Урок предполагает активную познавательную деятельность учащихся. С помощью презентации можно проработать большой объем информационного материала. В начале урока с целью повышения заинтересованности обучающихся используется интерактивный текст, в ходе урока учащиеся работают с картой на интерактивной доске. При изучении нового материала слайды позволяют иллюстрировать рассказ разнообразными наглядными средствами.

^ Мультимедиа и гипермедиа – технологии – это мощные образовательные ресурсы. Они могут обеспечить среду формирования и проявления информационной и коммуникативной компетенций.

Формы занятий должны быть различны: лекции, беседы, семинары, доклады по заданным темам. Учебные занятия целесообразно проводить раз в неделю.

Цели и задачи курса:

Задачи :

Образовательные: подведение учащихся к основным направлениям внешней и внутренней политики Руси в первой четверти XVII в,

Подведение к пониманию важности (для Русского государства) объединение страны вокруг новой династии русских царей (Романовы).

Развивающие : формирование у учащихся умений работать с различными источниками информации, картой, самостоятельно делать выводы, обосновывая их фактами, излагать суждения о причинно – следственных связях исторических событий и явлений;

Воспитательные: Воспитание гражданственности и патриотизма, чувства уважения к прошлому своей страны через личное отношение к истории Родины.

План элективного курса:

1.Введение (Династия Романовых – начало)

2.Михаил Федорович Романов «Кроткий» (1613-1645)

3.Алексей Михайлович «Тишайший» (1645-1676)

4.Федор Алексеевич (1676-1682)

5.Софья Алексеевна (1682-16890

6.Петр 1 «Великий» (1689-1725)

7.Екатерина 1. (1725-1727)

8.Петр 2 (1727-1730)

9.Анна Иоановна (1730-1740)

10.Иоан Антонович (1740-1741)

11.Елизавета Петровна (1741- 1761)

12.Петр 3 (1761-1762)

13.Екатерина 2 «Великая» (1762-1796)




14.Павел 1(1796-1801)

15.Александр 1(1801-1825)

16.Николай 1 (1825-1855)

17.Александр2 (1855-1881)

18.Александр 3 (1881-18940

19.Николай 2 (1894-1917)



Тема

Тип урока

Кол-во часов

1

Введение (Династия Романовых – начало)

Вводная лекция

1

2

Михаил Федорович Романов «Кроткий» (1613-1645)

лекция

1

3

Алексей Михайлович «Тишайший» (1645-1676)

лекция

1

4

Федор Алексеевич (1676-1682)

лекция

1

5

Софья Алексеевна (1682-16890

лекция

1

6

Петр 1 «Великий» (1689-1725)

лекция

1

7

Екатерина 1. (1725-1727)

лекция

1

8

Петр 2 (1727-1730)

лекция

1

9

Анна Иоановна (1730-1740)

лекция

1

10

Иоан Антонович (1740-1741)

лекция

1

11

Елизавета Петровна (1741- 1761)

лекция

1

12

Петр 3 (1761-1762)

лекция

1

13

Екатерина 2 «Великая» (1762-1796)

лекция

1

14

Павел 1(1796-1801)

лекция

1

15

Александр 1(1801-1825)

лекция

1

16

Николай 1 (1825-1855)

лекция

1

17

Александр2 (1855-1881)

лекция

1

18

Александр 3 (1881-18940

лекция

1

19

Николай 2 (1894-1917)

лекция

1



  1. Введение (Династия Романовых – начало).

  2. Учитель объявляет тему урока, знакомит с планом урока(слайд 2) (учитель объясняет, что тема достаточно сложная и нужно приложить максимум усилий для её усвоения).

  3. п\п 1. Мотивационный момент. Для установления связи нового материала с ранее изученным организуем беседу (слайд 3):

  4. - Охарактеризуйте отношения Руси с соседними странами (Речь Посполитая, Швеция) (карта №1)

  5. - Назовите причины Смуты (1.Резкое ухудшение положения крестьян в связи с отменой Юрьева дня и введением 5- летнего срока сыска беглых. 2.Династический кризис, бездетная кончина царя Федора. С ней пресеклась и правящая династия Рюриковичей. 3.Борьба боярских кланов не прекращалась даже тогда, когда интервенты стояли у ворот Москвы. 4. Стихийные бедствия – дожди, ранние морозы и как следствие жесточайший голод. 5.Сначала скрытая, а затем и открытая интервенция. Как это бывало во все времена, внутренние неурядицы одной страны тотчас побуждали соседние государства к действию.)

  6. - Найдите на карте владения Речи Посполитой, Швеции, Руси. (карта №1)

  7. Таким образом, учитель подводит учащихся к направлениям внешней политики Руси (слайд 4)

  8. - Какие задачи предстояло решить Руси относительно внешней политики?

  9. Учащиеся дают ответ о том, что России необходимо было решить вопрос о престолонаследии (вопрос о «добром» царе, угодном богу).

  10. В результате этого:

  11. - Ликвидировалась бы опасность интервенции со стороны Речи Посполитой и Швеции;

  12. - Открылась возможность заселения и освоения Сибири и дальнего востока. (карта №2)

  13. Как можно решить было решить задачи?

  14. Учащиеся приходят к выводу, что необходима новая династия (работа с термином) русский царей.

  15. Учитель говорит, что на русский трон претендовали не только русские бояре, но и иностранные короли и королевичи.

  16. п\п 2. Учащимся демонстрируется анимация из электронной энциклопедии «История России 862 – 1917» «Земский Собор 1613г.». Предлагается выполнить задание (ответьте на вопрос)

  17. - Для чего нужен законный признанный всеми Царь?

  18. (Для завершения Смуты, стране нужен был законный, признанный всеми слоями общества монарх. В конце 1612г. руководители 2-го ополчения разослали по городам грамоты с требованием прислать представителей всех сословий на Земский собор. После ожесточенных споров и интриг остановились на кандидатуре 16 летнего Михаила Романова – сына Федора (в монашестве Филарета)Романова. 21 февраля он был официально объявлен новым русским царем.

  19. 11 июля 1613 года в Успенском соборе Московского кремля венчался на царство Михаил Федорович Романов. На торжестве не было отца, Федора Никитича Романова (патриарха Филарета), одного из ярких политических деятелей XVII в. Он томился в польском плену.

  20. Далее учитель спрашивает: как получилось, что русским царем стал Михаил Романов? Почему его отец был в плену? Откуда пошли Романовы?(слайд 5)

  21. п\п 3. Романовы – старый московский боярский род: Андрей Кобыла (боярин великого князя Семеона Гордого) → его сын Федор Кошка (боярин Великого князя Дмитрия Донского) → «Кошкин род».

  22. Кошкины – единственная не титулованная фамилия «не потонула в потоке новых титулованных слуг, нахлынувших к московскому двору с первой половины XVв (В.О.Ключевский).

  23. Кошкины+ Захарьины ꞊ Романовы

  24. В начале XVI в. При дворе положение приобрел Роман Юрьевич Захарьин (происходил от внука Кошки, Захария) – родоначальника новой ветви Романовых.

  25. Существует предание:

  26. Дом боярина Романа Юрьевича Захарьина часто навещал преподобный Геннадий Костромской. Он и предсказал, что дочь Анастасия будет царицей, предсказание сбылось в 1547г. , на ней женился Иван IV. Родство с царем вернуло утраченное влияние. Брат Анастасии Никита Романович Юрьев – Захарьин, сумел получить второй по значению придворный чин окольничего, затем первый – боярина. Около 1554 – 1555гг. во втором браке у него родился сын Федор – будущий патриарх.

  27. Проблемный вопрос: Как же произошло, что из первых лиц в государстве Юрьевы – Захарьины попали в немилость?

  28. п\п 4.После смерти Ивана IV преемником стал сын Федор, в число регентов при нем вошел и Никита Романович Юрьев – Захарьин, перед своей смертью вверил своих детей Б.Годунову (брату царицы). Старший Никитич позже стал боярином, потом главным дворовым воеводой – основным руководителем ближней Боярской думы. После смерти Федора Ивановича, молва называла ближайшим наследником престола Федора Никитича (в Коломенском дворце был найден портрет где он в царском облачении и подпись : «Царь Федор Никитич романов».

  29. В начале июля 1601г. Боярская дума приговорила «изменников» (Романовых), якобы пытавшихся отравить царя (Б.Годунов мстил), к лишению имуществ и ссылке в отдаленные места.

  30. Проблемный вопрос: что могло случиться, если ссыльный мог влиять на окружающих и к его мнению прислушивались?

  31. п\п 5.С большей степенью вероятности можно предположить, что в 1605г. до Филарета(он же Федор Никитич Романов)дошел слух о движении к Москве Лжедмитрия I, и он питал надежды на скорую перемену в жизни.

  32. Интересно, что С.Ф.Платонов истоки «самозванщины» связывал именно с Никитичами, по его мнению в борьбе за власть представители новой дворцовой знати (Романовы и их близкие: черкасские, Сицкие, Шереметьевы, Репнины, Карповы, Шестуновы и др.) для Б.Годунова опаснее чем Рюриковичи и Гедиминовичи.

  33. Как бы ни было, Лжедмитрий I пытаясь утвердиться, пожелал заручиться поддержкой именно клана Романовых. Вернул из ссылки Нагих и Романовых. Летом 1605г. Лжедмитрий I возвел Филарета в сан Ростовского митрополита, но тот больше жил не в своей епархии, а в Москве. После смерти Лжедмитрия I и воцарения В.Шуйского ездил в г.Углич открывать мощи царевича Дмитрия.

  34. В 1609г. Ростов, где находился Филарет, подвергся нападению отрядов Лжедмитрия II, узнав, что привезли пленным Филарета, Лжедмитрий II обласкал его и назначил патриархом Всея Руси.

  35. В.О.Ключевский прямо называет Филарета «ставленником обоих самозванцев»;получил сан митрополита от первого и патриарха Всея Руси от второго.

  36. Сотрудничество Филарета с Лжедмитрием II являлось вынужденным. После распада Тушинского лагеря, в марте 1610г. польский отряд увез «нареченного патриарха» в Иосифо-Волоколамский монастырь. Оттуда его «отполонили» русские воины и он с честью был принят в среде московской иерархии. Но не долго, к власти пришел В.Шуйский. после его низведения победила пропольская партия. Гетман Жалкевский решил послать к Сигизмунду III «Великое посольство», во главе с В.В. Голицыным и Филаретом (потенциальные соперники польского королевича).

  37. В августовском договоре 1610г. о призвании королевича Владислава, говорилось, что русским царем Владислав может быть если примет православие( за это выступали Гермоген и Филарет). Договоры в Смоленске зашли в тупик. Большая часть «Великого посольства» разбежалась. Остальных во главе с Голициным и Филаретом — Сигизмунд весной 1611г. арестовал и отправил в Польшу. (Филарет пробыл в плену свыше 8 лет).

  38. После воцарения Михаила, был решен вопрос о поставлении Филарета в патриархи.

  39. Далее идет изложение материала учителем с использованием заранее подготовленных докладов учащихся.

  40. п\п 6. В июне 1619г.у г.Вязьма состоялась передача пленных, Филарета обменяли на польского полковника.

  41. Филарет вернулся окруженный ореолом исповедника, мученика.(Историческая песнь «Возвращение Филарета»).

  42. Докладчик №1.По случаю освобождения родителя сын : 1)Заложил церковь во имя святого пророка Елисея. (Филарет вернулся в деень святого Елисея).2)Объявил амнистию заключенным,3)дал обет посетить ряд монастырей. (слайд №6)

  43. Скоро состоялась интронизация (работа с термином) патриарха Филарета (возведение на патриаршию кафедру), претендентов больше не было. Согласился не сразу, «старый мол», страдал. «Хочу мол» в монастырь. Упрашивали : царь, собор русских епископов, иерусалимский патриарх Феофан. Убедили, что возведение — это Божья воля. Соблюли все формальности : Филарета избрал совет епископов.

  44. С 1619г. (длилось 14 лет) двоевластие. Михаил Федорович управлял вместе с Филаретом (ему присвоен титул «Великий государь». Все дела решали вместе. Филарет не правил вместо Михаила Федоровича — это было совместное правление - «Государственно — политическая симфония»! Случившаяся в истории России лишь однажды.......

  45. ^ Докладчик №2.Филарет не имел богословского образования (был сдержан в церковных делах), опасался нарушить канон. При спорных вопросах полагался на мнение собора епископов (1620г. постановили перекрещивать всех иноверцев — католиков и протестантов). После смуты к иноверцам относились настороженно и подозрительно. Филарет пришел к выводу (после польского плена), что «латинство — худшая из всех ересей», но не стал решать вопрос единолично.

  46. п\п 7. При Филарете строилось много храмов, не только в Российском государстве, в Карелии (Орешек, Копорье, Иван -городе, Яме) отошедшей к Швеции — противостояние западному влиянию — в данном случае лютеранскому. (карта №1)

  47. Докладчик №3.Уделял много внимания изданию церковных книг, при Филарете вышло больше изданий чем в целом до него. В деле издания богословских книг проявлял осторожность (1.Литовский Лаврентий Зизаний - «Катехезис» ,правщики нашли несоответствия — неосторожные высказывания о Св. Троице, книгу выправили но не издали.2.В 1625г. в Москву прибыл ковчег с ризой Господней от песидского шаха Аббаса. Были сомнения является ли подленной? К шаху попала из Грузии. Решили : 1.Поститься неделю,2.Во всех монастырях и храмах петь молебны. Носили в народ. Пробовали исцелять — получалось. Значит — подлинная. Положение о праздновании Ризы Господней — 27 марта.)

  48. Шла успешно колонизация Сибири, для распостранения православия Филарет учредил Тобольскую епархию. (карта №2)

  49. В Филарете осторожность сочеталась с властностью (архиепископ Пахомий : «Сей Филарет возрасту и сану был среднего, Божественные писания отчасти разумел, нравом опальчив и мнителен, а владелен таков был, яко и самому царю боятися его......»

  50. п\п 7. ВЫВОД :

  51. Патриаршество Филарета стало временем внешнего торжества Церкви. Филарет имел психологию правителя государства, нежели православного священнослужителя. Он даже внешне был более похож на боярина , чем на иерарха. Сохранился портрет Федора Никитича (Филарета) — один из не многих, написанных по его заказу.

  52. Патриарх Филарет, по словам А.В.Карташева, своим иерархическим авторитетом реализовал «номинальное самодержавие Михаила Федоровича, облекая его в сакральные одежды». В начале 1630- х гг. настало время подумать и о преемнике на патриаршем престоле. Им стал псковский архиепископ Иосаф.

  53. Патриарх Филарет отошел в мир иной в октябре 1633г., на 80-м году жизни.

  54. Закрепление (рефлексия). тест.

  55. 1. как назывался период истории Русского государства между правлением династий Рюриковичей и Романовых?

  56. 2. Единственная не титулованная фамилия «не потонула в потоке новых титулованных слуг, нахлынувших к московскому двору с первой половины XVв (В.О.Ключевский).

  57. 3.Кто предсказал родство Романовых с царской фамилией?

  58. 4. Михаил Федорович управлял вместе с Филаретом (ему присвоен титул «Великий государь». Все дела решали вместе. Филарет не правил вместо Михаила Федоровича — это было совместное правление, как оно называлось?

  59. 5. После смуты к иноверцам относились настороженно и подозрительно. Филарет пришел к выводу (после польского плена), что ………..

  60. 6. Шла успешно колонизация Сибири, для распостранения православия Филарет учредил….

  61. 7. Архиепископ Пахомий : «Сей …………….. возрасту и сану был среднего, Божественные писания отчасти разумел, нравом опальчив и мнителен, а владелен таков был, яко и самому царю боятися его......», о ком он писал?

  62. 8. При Филарете строилось много храмов, не только в Российском государстве, в частности в Карелии, отметьте города

  63. 9. Преемником на патриаршем престоле после Филарета стал….




    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    Смута

    *

























    Кошкины




    *






















    Геннадий Костромской.







    *



















    «Государственно — политическая симфония»










    *
















    «латинство — худшая из всех ересей»













    *













    Тобольскую епархию.
















    *










    Филарет



















    *







    Орешек, Копорье, Иван -город, Ям























    *




    Иосаф

























    *



  64. п\п 8. Итак, сегодня мы рассмотрели с вами одну из интереснейших тем периода смутного времени, связанного с новой династией русских царей.

  65. А так же ознакомились с основными направлениями внешней и внутренней политики Руси в первой четверти XVII века, причинами появления новой династии русских царей, расширили словарный запас историческими терминами и понятиями.

  66. Разумеется тема достаточно сложная и еще требует к себе немалого внимания как на уроках, так и вне учебных занятий.

2. Михаил Федорович Романов «Кроткий» (1613-1645). (Из-за большого количества информации учитель вправе выбрать материал по своему усмотрению. В данном случае целесообразно использовать: «Энциклопедия Российской монархии». ООО издательство «Эксмо», М.2002г. Интернет /Home page – www.eksmo.ru) стр.326-331

3. Алексей Михайлович «Тишайший» (1645-1676) там же стр.40-44

4.Федор Алексеевич (1676-1682) там же стр.473-474

5. Софья Алексеевна (1682-16890) там же стр.448-451

6. Петр 1 «Великий» (1689-1725) там же стр.378-388 (Иоан Алексеевич стр.262-263)

7.Екатерина 1 (1725-1727) там же стр.220-223

8.Петр 2 (1727-1730) там же стр.388-390

9.Анна Иоановна (1730-1740) там же стр.51-58

10.Иоан Антонович (1740-1741) там же стр.263-264

11.Елизавета Петровна (1741-1761) там же стр.229-234

12.Петр 3.(1761-1762) там же стр.390

13. Екатерина 2 «Великая» (1762-1796) там же стр.223-229

14.Павел 1. (1796-1801) там же стр.363-368

15. Александр 1. (1801-1825) там же стр.10-18

16.Николай1. (1825-1855) там же стр.34-347

17.Александр 2. (1855-1881) там же стр.19-28

18.Александр3. (1881-1894) там же стр.28-31

19. Николай2. (1894-1917) там же стр.347-353

Похожие:

Элективный курс по истории «Династия Романовых» iconЭлективный курс
Элективный курс предназначен для учащихся старшего школьного возраста (10-11 классы общеобразовательных школ, а также школ с углубленным...
Элективный курс по истории «Династия Романовых» iconЭлективный курс Издательское дело Класс
Элективный курс нацелен на ознакомление с различными программами компьютерной верстки
Элективный курс по истории «Династия Романовых» icon«музыка в доме романовых»
В 2013 году Россия отмечает одно из важнейших и судьбоносных событий в своей многовековой истории – 400-летие со дня воцарения на...
Элективный курс по истории «Династия Романовых» iconЭлективный курс "Русская орфография: просто о сложном". для учащихся
Элективный курс предпрофильной подготовки учащихся 9-ых классов посвящён одной из важных задач филологического образования в школе...
Элективный курс по истории «Династия Романовых» iconЭлективный курс Фундаментальные эксперименты и фундаментальные константы...
В ходе изучения данного элективного курса учащимся создаются условия для решения следующих образовательных задач
Элективный курс по истории «Династия Романовых» iconЭлективный курс профильного обучения по алгебре «Уравнения и неравенства...
Это будет способствовать повышению математической подготовки учащихся, самоопределению в выборе профиля обучения, выявлению способностей...
Элективный курс по истории «Династия Романовых» iconВнеклассное мероприятие «Музыкально-поэтическая гостиная» «Всё начинается с любви»
По благословению Преосвященнейшего епископа Магаданского и Синегорского Иоанна в феврале 2013 года в городе Магадане прошли XIII...
Элективный курс по истории «Династия Романовых» iconЭлективный курс профильного обучения по алгебре «Решение неравенств...
Программа курса предназначена для учащихся 9 класса. Она будет способствовать повышению математической подготовки учащихся, самоопределению...
Элективный курс по истории «Династия Романовых» iconПрограмма Элективный курс «Формула успеха» 10 класс Автор Лапаева Наталья Петровна
Элективный курс «Формула успеха» – это реальная психология для старшеклассников, для тех, кто собирается жить осмысленно и эффективно,...
Элективный курс по истории «Династия Романовых» iconЭлективный курс «Методы решения физических задач» 1 11 Факультативный курс «Астрофизика»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница