Аркадий Поздеев-Башта жетысу страна чарующей природы экскурсоведческие этюды Путеводитель-справочник алматы 2014 оглавление 1




Скачать 271.15 Kb.
НазваниеАркадий Поздеев-Башта жетысу страна чарующей природы экскурсоведческие этюды Путеводитель-справочник алматы 2014 оглавление 1
страница1/2
Дата публикации20.02.2014
Размер271.15 Kb.
ТипСправочник
shkolnie.ru > История > Справочник
  1   2


Аркадий Поздеев-Башта

ЖЕТЫСУ

СТРАНА ЧАРУЮЩЕЙ ПРИРОДЫ

Экскурсоведческие этюды

Путеводитель-справочник

АЛМАТЫ

2014
ОГЛАВЛЕНИЕ

1). Вместо предисловия

2). Глава I. Историческая справка. Выписки из материалов по истории Казахстана «Земля Жетысу»---------------------------------------------------------------------------------------------------------------

3). Туристская карта Жетысу------------------------------------------------------------------------------------

ЧАСТЬ I. АЛМАТИНСКИЙ РЕГИОН

4). Глава II. Алматы, город древний и юный. Историческая справка------------------------------

5). ^ Глава III.Караван приходит с запада---------------------------------------------------------------------

- Тамгалы, Танбалы--------------------------------------------------------------------------------------------

- Каракыр----------------------------------------------------------------------------------------------------------

- Курты---------------------------------------------------------------------------------------------------------------

- Кастекские легенды (горы Каракастак, Кастак или Суыктобе)-----------------------------------

- Мавзолей Суюнбая--------------------------------------------------------------------------------------------

- Жамбыл Жабаев------------------------------------------------------------------------------------------------

- Памятник Карасай батыру------------------------------------------------------------------------------------

- Унгуртас-------------------------------------------------------------------------------------------------------------

- Бесмойнак----------------------------------------------------------------------------------------------------------

- Суык тобе-----------------------------------------------------------------------------------------------------------

- Узын-Агаш-----------------------------------------------------------------------------------------------------------

- Узын-Каргалы-------------------------------------------------------------------------------------------------------

- Каскеленское ущелье---------------------------------------------------------------------------------------------

- Ушконыр---------------------------------------------------------------------------------------------------------------

- Музей Президента (Шамалган)----------------------------------------------------------------------------------

- Памятник Наурызбай батыру-------------------------------------------------------------------------------------

- Стела в честь Анаракайской битвы

- Река Аксай

- Ущелье Карагайлы

^ 6). Глава IV. Большое Алматинское ущелье (Улькен Алматы)

- Большое Алматинское озеро

- Наиболее интересные и посещаемые туристские объекты (Большой Алматинский пик, Вершина Озерная, перевал Жусалы Кезень, Космостанция, вершины Озерная, Турист, Бауржана Момышулы, Сатпаева, Тянь-Шаньская астрономическая обсерватория…

7). Глава V. Малоалматинское ущелье. Самые примечательные объекты.

- Малоалматинский горный узел

- Вечные символы Победы

- Малая Алматинка – река, рождающа легенды

^ 8). Глава VI.Под сенью пика Талгар. В лесных, каменных и снежных лабиринтах Заилийского Алатау. Познавательно-развлекательный тур

9). Глава VII. Горы хранители тайн. Паломнический тур

^ 10). Глава VIII. Навстречу восходу.

- Алматинский заповедник

- Горнолыжный курорт «Ак-Булак»

- «Гунны»

- Иссык (Есик)

- Тургенское ущелье

- Шелек

- БАК – сын Чилика

- Река Чарын

- Каньон Темерлик

- Деревянноен озеро

- Горы Богуты

- Кольсай

- Каинды

- Кеген

- Озеро Тузколь, река Текес, музей М. Макатаева, памятники Райимбеку

- Хребет Кетмень

- Хан-Тенгри

- Тянь-Шаньская одиссея Мерцбахера

- Солнечные долины Борохудзира (лечебно-оздоровительный тур)

- Жаркент

- Горячие источники Чунджи

Глава IX. Или-Балхашский альянс

- Или – главная река Семиречья

- Тамгалы-Тас

- Капчагайское водохранилище

- Балхаш

^ ЧАСТЬ II. ТАЛДЫКОРГАНСКИЙ РЕГИОН

Глава X. Талдыкорган – из станицы в областную столицу

Глава XI. Национальный парк Алтынемель

- Природные и культурные памятники Алтынемеля

^ Глава XII. Капал с окрестностями

- Экскурс в историю

- Капал (Копал)

- Личности, прославившие Капал

- Санаторий Арасан-Капал (Капал-Арасан)

- Коялык

- Баянжурек

- Калакай

^ Глава XIII. Лепсинская легенда

-Биография Лепсинска

- Исторические памятники

- «Жетысуйская кругосветка»: - Алматы – Тулебаев (оз. Балхаш) – Лепсинск – Алматы

^ Глава XIV. Алаколь – Центрально-Азиатское море

Глава XV. Вдохнуть романтику в коммерческий туризм

Аннотация

Автор, А. Г. Поздеев-Башта, журналист, заслуженный деятель туризма Республики Казахстан, заслуженный инструктор туризма РК представил литературно-справочное издание «Жетысу – страна чарующей природы. Пособие для экскурсионной деятельности». В книге дана подробная информация о более чем 200 географических, исторических, этнографических, природных и культурных объектах горного, водного, конного, экскурсионного и других видов туризма в Алматинской области (Жетысу), пользующихся популярностью внутреннего и въездного туризма, в особенности в преддверии проведения всемирной выставки «ЭКСПО-2017». В Казахстане, ожидание туристского бума, подтягивает, заставляет изучать этот бизнес даже косвенных и потенциальных участников туристского кластера. Чтобы разбираться в туристской индустрии, необходимо, как минимум, познакомиться с ее азбукой – теми символами, знаками, понятиями, объектами и предметами, без которых влиться в этот глобальный, охвативший уже и космос поток – невозможно. В книге, предназначенной, прежде всего, людям, неравнодушным к своей земле, своей стране, своей истории и своей судьбе, живущим в Жетысу-Семиречье, даны сведения, которые раньше нам всем казались второстепенными. Сегодня же туризм повсеместно внедряется в нашу жизнь и его надо узнавать со всех сторон: с потребительской, профессиональной, эстетической, экзотической, лечебно-оздоровительной и с экстремальной. Мы все, без исключения, хоть один раз в жизни бываем туристами. Туризм дает работу и заработок, дает знания, здоровье, удовлетворение и наслаждение. Зная, как минимум, свой родной край, его особенности, достоинства и недостатки каждый из нас может употребить эти знания, как для себя, так и для окружающих, для детей и для приезжих. Издание написано на русском, переведено на казахский и английский языки, снабжено иллюстративным и картографическим материалом. Книга имеет актуальное, теоретическое и практическое значение для работников туризма республики, представляет интерес для преподавателей и студентов туристских учебных заведений, как сувенирное издание для отечественных и зарубежных туристов, а также для широкого круга читателей, которые все, рано или поздно, будут вовлечены в это благородное дело.

^ ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

Туристская отрасль в Казахстане, исходя из мнений экспертов, обладает большим потенциалом. Между тем, спустя более, чем два десятилетия независимости, эта индустрия все еще находится на этапе становления. Въездной туризм в Казахстане в настоящее время практически не развит. Причин тому много: это и низкий сервис при достаточно высоких ценах, и отсутствие инфраструктуры на местах. В результате многим турфирмам просто невыгодно заниматься и въездным, и внутренним туризмом, так как эти направления не приносят высокий доход. Кроме того, долгое время никак не сложится общая программа странового продвижения Казахстана в мире. Это вызывает досаду, но с этим невозможно не согласиться. Это та, важнейшая составляющая туризма, которая зависит от нас, людей, представляющих современное казахстанское общество, строящих будущее своей страны. Тем не менее, мы все же что-то уже имеем от того потенциала. Есть в республике туристские фирмы-энтузиасты и общественные организации, которые, несмотря на отсутствие той самой общей программы, о которой говорилось выше, может быть в ущерб себе, движимые исключительно благородными, патриотическими целями и наличием огромной пустующей социально-экономической ниши занимаются въездным и внутренним туризмом (их 5% против 95%, на 2013 год, занимающихся выездным туризмом, не требующим почти никаких усилий). Есть прецеденты, есть зачатки, появившиеся еще в 20 веке, той туристской культуры, которую давным-давно создал и пользуется ею «продвинутый» мир. И есть, несомненно, то главное, что подарила нам природа и судьба, чего нет или очень мало у тех стран и народов, которые сегодня находятся в лидерах этого глобального явления, которое носит название туризм.

Прежде всего, это огромная территория Казахстана расположенная в самом центре Евразии, к югу от Уральских гор и Западной Сибири (это основные потребители, после своих собственных, нашего турпродукта). Здесь необычным образом переплелись между собой древность и современность, восточные традиции и западный модерн. Бескрайние южные степи, горы и озёра и даже часть Каспийского моря, Великий Шёлковый путь и космодром Байконур — всё это Казахстан. Сегодня страна имеет подаренную природой оптимальную совокупность средств, условий, необходимых для ведения, поддержания, сохранения, развития всех видов туризма: это горный; пешеходный; водный; экстремальный; деловой туризм; этнические и эко-туры; лечебно-оздоровительный с санаторно-курортным лечением; познавательные экскурсионные маршруты по стране; охоту и рыбалку, отдых на горнолыжных курортах и других – средств и условий. Но, от общего к частному.

^ Глава I

Историческая справка

Выписки из материалов по история Казахстана «Земля Жетысу»

«Первым губернатором Семиреченской области и первым наказным атаманом казачьего войска был назначен генерал Г. А. Колпаковский. В начале 1969 года Г. А. Колпаковский решил организовать в области свою типографию, необходимое оборудование закупить в Санкт-Петербурге. Заняться этим делом он поручил штабс-капитану Кремкову, на что было выделено из государственной казны 1000 рублей. Штабс-капитан вскоре привез из Санкт-Петербурга первое оборудование: ручной типографский станок с принадлежностями, форму для отливки валиков, бронзу для золочения, шрифты обычные – петит, цицеро, терцию и титульные – цветной (с оттиском и кудрявый), скелетный египетский, многое-многое другое».

«Уже 9 ноября 1869 года из-под станка первой русской типографии Семиреченской области вышел первый печатный лист. Состоялось ее торжественное открытие. Подробности мы узнаем из уст самого заведующего типографией штабс-капитана Кремкова: “Я имел счастье сформировать типографию, – пишет он, – и управлял ею в первое время существования. День ее открытия надо сохранить для истории цивилизации Семиреченской области. Совершившийся факт в столь отдаленном крае не принадлежит к числу обыкновенных. Интеллигенция в крае встала на настоящую почву с помощью типографии, которая проповедует среди оседлого и кочевого населения области идеи правды и добра”. Вскоре в Семиречье появилась первая газета на русском языке – “Публикации по Семиреченской области”.

«С 1884 года на Жетысуйские земли стали переселяться из Китая представители уйгуров и дунган. Они расположились по берегам рек Осек и Шарын Жаркентского района. Некоторая часть их расположилась между реками Чилик и Талгар Верненского уезда, а также в самом городе Верный. Эти народы также внесли свой посильный вклад в социально-экономическое и духовное развитие края. В городе Жаркенте, например, имеется архитектурный памятник, построенный по образцу известных памятников Средней Азии. Его построил по заказу крупного уйгурского богача У. Юлдашева китайский архитектор Хон Пик. Таким образом, постепенно стали развиваться и процветать села русских крестьян-переселенцев, зимовья уйгуров и дунган, которые занимались земледелием. И казахи, обучаясь секретам земледелия у переселенцев, делились с ними вековым опытом в животноводстве».

«Представители передовой русской интеллигенции от чистого сердца помогали казахам, уйгурам и дунганам. Многие из них выступали против произвола царских властей, учиняемых против местного населения. Русские ученые-путешественники М. Пантусов, П. П.Семенов-Тянь-Шанский, В. В.Радлов, А. Н. Краснов, И. В. Мушкетов, Н. Аристов, Г. Н. Потанин исследовали обычаи и традиции казахского народа, политическую структуру общества, строение почвы, экономическое положение, язык и устную литературу, написали многие научные исследования, оставив после себя множество книг. В настоящее время значение их велико. К примеру, работа Н. Аристова о племенах старшего жуза, живших в Жетысу, не потеряла свою научную ценность до настоящего времени».

«Расцвет духовной культуры казахского народа Жетысу приходится на период XIX–XX веков. Произведения таких поэтов и певцов, как Суюнбай Аронулы, Жамбыл Жабаев, Бактыбай Жолбарысулы, Сара Тастанбекова, Кенен Азербаева, Асет Найманбаева известны на всей казахской земле, в Средней Азии, а в советские времена – во всем Союзе. В Жетысу для того, чтобы дать знания молодым, открывались школы – медресе. Одной из таких первых школ была школа Мамания, которая открылась в 1889 году в нынешнем Аксуском районе, в населенном пункте Карагаш. Эту школу построил Калкабайулы Маман би со своими детьми Турысбеком, Сеитбатталом и Есенкулдаром на свои средства. К 1909 году школа давала восьмиклассное образование, а школьники обеспечивались бесплатным питанием, одеждой, учебными пособиями и общежитиями. Эту школу позднее закончили многие известные общественные деятели – К. Казыбаев, Д. Бекжанов, академик Ж. Сыдыков, Герой Советского Союза Е. Сикымов, многие другие. Существование таких медресе стало показателем высокой образованности населения Жетысу. Особенно популярным в то время было изучение грамматики и языка на основе арабской письменности. О высоком уровне образованности “по-мусульмански” казахов Жетысу сказал А. Краснов, побывавшей в тех краях в 80-х годах XIX века».

«Жетысуйские русские школы начали строиться с 1860 года. В 1867 году их количество достигло 8. В 1876 году открылась гимназия для мальчиков, а в 1877 году – для девочек. С 1886 года русскоязычные школы играли большую роль в развитии образованности казахов. Начиная с 80-х годов стали открываться другие учебные заведения: садово-огородное училище в городе Верном, сельскохозяйственные школы в городе Жаркент и в селе Капал».

«Большой вклад в исследование природы Семиречья внес немецкий ученый Готфрид Мерцбахер. В начале ХХ века Готфрид Мерцбахер отправился из Пржевальска через перевал Санташ в Каркару, где купил лошадей, а затем в поселок Охотничий (Нарынкол), где окончательно снарядил экспедицию. Мерцбахер надеялся пойти на Хан-Тенгри из долины реки Баянкол, но там на его пути оказалась высокая гора, которой он дал название “Мраморная стена”. Потом, когда он убедился, что эта гора действительно является узлом Центрального Тянь-Шаня, то окрестил ее “Пиком Николая Михайловича” – в честь председателя Императорского Русского географического общества.

Из долины Баянкол путешественник совершил несколько восхождений на разные вершины. Походы были непростыми. Как известно, в то время отсутствовали топографические карты, были сложными отношения между Россией и пограничными с ней государствами, путешественникам во время их сложного маршрута приходилось рисковать жизнью. Несмотря на неудачу (до подножия Хан-Тенгри они так и не дошли), экспедиция Мерцбахера оказалась довольно результативной. Впервые были открыты и описаны несколько ледников, собрана коллекция минералов, произведена фотосъемка горных ландшафтов. Позднее Готфрид Мерцбахер вспоминал: “Чем стал для меня Тянь-Шань? Напоминанием о всюду проникающем господстве духа всего прекрасного в шуме стройного леса, в грохоте лавин, в страшном реве ледяных потоков, воспоминанием об одухотворенных и величественных впечатлениях, о побежденных страхах и опасностях, о множестве противоречий гор”.

Результаты экспедиций были доложены на собраниях Берлинского, Лондонского, Мюнхенского, Венского и Петербургского географических обществ. Русское географическое общество наградило Готфрида Мерцбахера золотой медалью имени П. П. Семенова-Тян-Шанского. Его труды были отмечены наградами многих стран».

«Интересную информацию из жизни Жетысу на рубеже XIX–XX cтолетий можно получить, листая страницы газеты “Туркестанские ведомости” этого времени. Сюда, в Семиречье, приезжали люди из России, обустраивались, получали временные пособия, заводили живность, домашние сады. Некоторые поселки возникали нелегально, потом их узаконивали. Крестьяне из российских деревень приезжали сюда за лучшей жизнью. Кочевали с одного места на другое».

«Специальный корреспондент “Туркестанских ведомостей” совершил путешествие от Ташкента до Семиречья и в нескольких очерках написал о своих выводах. “Раньше были прекрасные лошади, число которых было неограниченно, удобные повозки, достаточный запас молока и яиц на каждой станции. Зато теперь добавились грязные и неотремонтированные станции, в комнатах для проезжающих не греют, – в трубах накопилось столько летучих мышей, что дым не идет наружу. Мебель плохая. Порою больше суток, – пишет автор, – проезжий сидит на станции и ждет, когда пойдут почтовые лошади. Желающие поехать вне очереди “добывают особые рекомендации и письменные разрешения”. Вывод автор статьи делает неутешительный: “Громадные степные пространства не культивируются, а эксплуатируются, горные богатства не исследуются, скотоводство – в первобытном состоянии, земледелие ведется без всякой системы. Земля велика, обильна, но культуры и прогресса на ней очень мало”. Общественность агитировала богачей помогать малоимущим. В отчете Верненского благотворительного общества за 1901 год сообщается, например, что при капитале данного общества в 18100 рублей годовой доход его составил всего 1334 рубля. Причем 1238 рублей было истрачено на ежемесячные пособия. “Надо сокращать дела благотворения за недостаточностью общественной поддержки”, – делается вывод».

«В Казани вышла в свет книга “Минеральные воды Семиреченской области”. В ней сообщалось об Аксуйских, Копало-арасанских, Аяккалканских и других водах. “Копало-арасанские воды находятся в 29 верстах от Копала, в долине на высоте 3074 футов, – пишет автор книги, – Первое устройство их было в 1854 году – там был построен деревянный барак, который в 1886 году был заменен на роскошный каменный павильон. Кроме ванн в нем имеются жилые помещения для приезжающих. Сезон начинается в мае и длится до конца августа. Воды помогают при ревматизме, подагре, ртутном отравлении, параличах, болезнях суставов”.

«Жетысу – одна из несравненных частей казахской земли. Эту землю не зря называют “золотой колыбелью”. Именно на этой территории древней Казахии казахи, как народ, обрели нынешнее свое самоназвание. Именно тут завершилось формирование нации. Здесь образовалось казахское ханство. Впервые на исторической сцене прозвучало имя народа. На этой земле жили древние племена саков, уйсуней и канлы, – основа казахской нации, составляющие этническую структуру народа. По этим и многим другим причинам Жетысу является древней золотой колыбелью казахов. Также Жетысу можно называть “золотой колыбелью” по той причине, что его природа благоприятна для развития всего живого, а земля отличается плодородием. Помимо семи крупнейших рек на этой территории находятся более тысячи больших и малых водоемов: рек и озер. Не зря в народе говорят: “Там где вода – там и изобилие”. Произрастают густые леса и тугайники. Высятся пестрые горы Алатау, седые вершины которых подпирают темно-синие небеса. Прозрачные воды рек, берущих начало с тающих в течение всего лета ледников, являются целебными как для человека, так и для всего живого».

«Не зря древний легендарный предок Асанкайгы, странствовавший по степи на своей Желмае – одногорбой верблюдице-скакуне, в поисках земли обетованной, сделав привал в этих местах, оценил ее следующими словами: “В Жетысу кроны деревьев изобилуют плодами, это истинная обитель для хозяйствования”.

«Семиречье – историко-географический регион, занимающий юго-восток Казахстана. На севере его находится озеро Балхаш, на северо-востоке – Сасыкколь и Алаколь, на востоке – Джунгарские Алатау, на юго-западе – Аспантау (горы Тянь-Шань). Семиречье простирается с севера на юг на 900 километров, с запада на восток – на 800 километров.

В исторической науке не встречаются конкретные данные, свидетельствующие о появлении названия Жетысу. Впервые Жетысу фигурирует на казахском языке в последнем письме великого казахского ученого Ч. Валиханова, адресованного его отцу. В этом письме написано следующее: “Приезжайте в Жетысу, увезите к себе мою бедную Айсары (жену), не оставьте ее без внимания и заботы”. Если в своих научных трудах ученый все время писал по-русски “Семиречье”, то в конце своей жизни он пишет казахское “Жетысу”, что свидетельствует об его истинных патриотических чувствах».

«Слово “Семиречье”, видимо, является калькой казахского “Жетысу”. Так могло называться одно из урочищ в горах Джунгарского Алатау, которые одно время носили название Семиреченский Алатау. Скорее всего, слово “Семиречье” понималось не в конкретном значении “Семь рек”, а обозначало “многоводие”, в противоположность сухим степям восточного Прибалхашья. Есть мнение, что под Семиречьем понималась какая-то “блаженная страна”, в которой текут семь рек».

«Чокан в 1860 году сделал карту Жетысу. На карте территория Жетысу простирается от реки Каратал до Алаколя, от озера Балхаш до гор Алатау. Горы, находящиеся южнее реки Или, раньше назывались Уйсуньскими. Это древнее название местного народа подтверждают и китайские источники».

«Академик В. В. Бартольдт, автор научного очерка об истории Жетысу, обратил внимание на название края. Он согласен с мнением Ч. Валиханова, писавшего, что территория севернее реки Или называется Жетысу. По его данным Семиречье – более обширная территория, образовавшаяся, когда царское правительство, объединив Жетысу и Кыргызские земли, учредило в 1867 году Семиреченскую область».

«Ученые И. В. Мушкетов, Г. Д. Романов, Р. И. Аболгин и многие другие, исследовавшие почвенный слой края, растительный мир и природные условия, пригодные для хозяйствования, сделали заключение, что Жетысу – территория, наиболее приспособленная для проживания человека».

«Данные историко-археологических исследований доказывают, что издревле население края вело наполовину кочевой и наполовину оседлый образ жизни, в основном занимаясь животноводством. Если сочные альпийские луга на горных вершинах, такие как джайляу Шалкоде, Ойжайляу, – незаменимые пастбища для животных, то подножья этих же гор – прекрасные осенние пастбища. А берега таких рек и озер как Или, Балхаш, Каратал, Шу использовались под теплые зимовья. На равнинах, сообщающихся с подножьями гор, располагались половинные земли, на которых использовались воды горных речушек. Земледелие особенно было развито на берегах рек Или, Шу, Талас и Каратал. То, что природные условия края издревле были особенно удобны для проживания человека, можно увидеть и по памятникам родов и племен, оставшихся с бронзового века. Более 1000 наскальных изображений, открытых на северо-западе от Алматы в 1950 году, являются прямым доказательством того, насколько сложны и развиты были у древнего человека мировосприятие и художественное воображение. А могильники Танбалы дают представление о похоронных обрядах, обычаях, традициях и религиозных представлениях древних людей. Они показывают, что древние люди верили в существование загробной жизни».

«Согласно исследованиям последних лет, памятники эпохи бронзы были найдены в местечках Сериктас, Асы, Кызылбулак, Каракудык, Кольсай и других. Таким образом, можно сделать заключение, что в IV–II-х тысячелетиях до н.э. на землях Жетысу обитали племена Андроновской культуры. Кроме пастбищного животноводства они занимались скотоводством и мотыжным земледелием. О развитии у них прикладного искусства свидетельствуют традиционные украшения сосудов различными видами орнаментов, ювелирные украшения из бронзы».

«Апогей развития культуры сакских и уйсуньских племен приходится на эпоху железа – VIII век до нашей эры и на III век до н.э. Оба берега реки Или изобилуют памятниками названных племен. Особенно много так называемых царских курганов. Это ряды сакских курганов, высотой в 20-30 метров и диаметром в 90-130 метров. Известный археолог, доктор исторических наук К. Акишев, исследовавший этот край, оповестил в свое время мир о находке века – человеке в золотых одеждах, прославившем Казахстан на всю планету. И тут дело вовсе не в золоте, а в ценности ювелирных изделий, выполненных на высоком художественном уровне. Вся одежда “золотого” воина украшена изделиями в знаменитом зверином скифском стиле, тут стилизованные изображения не только диких, но и одомашненных животных. Интересно то, что опушка высокого головного убора изображает горы Алатау, макушка его украшена маленькой скульптурной фигуркой архара. А у подножья гор – стилизованное изображение разъяренного тигра. В передней части саукеле изображены крылатые скакуны, вставшие на дыбы друг против друга. Вся эта композиция говорит о том, что тут похоронен царь сакского племени (тиграхауд), который отличался от других остроконечным головным убором. Если архар – это изображение вождя, который зорко правит своим народом, то разъяренный тигр у подножья гор – батыр, храбро защищающий свой народ и землю от посягательств врага, а крылатые кони готовы в любой момент ринуться на врага в беспощадном бою за независимость своей земли. “Золотой” человек, окружающие его предметы свидетельствуют о том, что на земле Жетысу еще во времена саков существовало государственное объединение. О государственности свидетельствует надпись на дне серебряной чаши. Если до настоящего времени исследователи считали, что сакские племена – это народы, говорящие на фарси, то надпись доказывает, что они были тюркоязычными. Тюрколог, профессор А. Аманжолов прочитал надпись следующим образом: “Ага, (это) для тебя очаг! Чужой (инородец), преклони колени! Пусть у народа (будет изобилие) пищи!” По мнению ученого, эта древняя тюркская надпись показывает что тогда, во-первых, существовало поверье, что человеку и в потустороннем мире потребуется пища; во-вторых, народ был уверен, что в любой момент сможет отразить нападение внешнего врага.

Второй курган известен под названием Бесшатыр. Этот курган был разграблен. Кроме обломков некоторых золотых изделий тут ничего не было найдено. Но особенность этого кургана заключается в том, что похороненный здесь царь находится в деревянном гробе в форме домика. Этот деревянный домик свидетельствует о том, что саки вели полуоседлый образ жизни и жили в таких домах. Прекрасные золотые изделия, изготовленные сакскими ювелирами, были случайно обнаружены в местечке Жалаулы, возле городища Кегень. По мнению профессора К. М. Байпакова этот клад был захоронен грабителем курганов Кегеньского края. В кладе были найдены и казахские национальные украшения. Это говорит о том, что клад был спрятан в начале ХХ века. Возраст некоторых украшений по типу и методу изготовления соответствует археологическим находкам VII–V веков до н.э., найденным на Алтае, в Сибири, на берегах Арала, Каратала».
  1   2

Похожие:

Аркадий Поздеев-Башта жетысу страна чарующей природы экскурсоведческие этюды Путеводитель-справочник алматы 2014 оглавление 1 iconI глава II алматы, город древний и юный историческая справка
Семиречья, сверкнул, словно драгоценный камень город с названием Алматы. На нем и остановим свой выбор, предложим читателю, собирающемуся...
Аркадий Поздеев-Башта жетысу страна чарующей природы экскурсоведческие этюды Путеводитель-справочник алматы 2014 оглавление 1 icon«утверждаю» президент союза шахматистов г. Алматы буликпаев а. К....
Д выявление кандидатов в сборные команды города алматы для участия в командных чемпионатах рк
Аркадий Поздеев-Башта жетысу страна чарующей природы экскурсоведческие этюды Путеводитель-справочник алматы 2014 оглавление 1 icon«утверждаю» президент союза шахматистов г. Алматы булекпаев а. К....
Ответственность за проведение соревнования несет союз шахматистов г. Алматы и утвержденная судейская коллегия
Аркадий Поздеев-Башта жетысу страна чарующей природы экскурсоведческие этюды Путеводитель-справочник алматы 2014 оглавление 1 iconЧто читать летом?
«Чук и Гек», Аркадий Гайдар - аркадий Петрович Голиков, русский, советский писатель. Один из основателей современной детской литературы....
Аркадий Поздеев-Башта жетысу страна чарующей природы экскурсоведческие этюды Путеводитель-справочник алматы 2014 оглавление 1 iconПродукция: Видеосериал «Байкал. Легенды Великого Озера». Фильм «У края чарующей бездны
Видеосериал «Байкал. Легенды Великого Озера». Фильм «У края чарующей бездны» 43 мин. Vcd – рус. Dvd – рус., англ., нем
Аркадий Поздеев-Башта жетысу страна чарующей природы экскурсоведческие этюды Путеводитель-справочник алматы 2014 оглавление 1 icon«утверждаю» президент союза шахматистов г. Алматы булекпаев а. К....
Ответственность за проведение соревнования несет «союз шахматистов алматы» и утвержденная судейская коллегия. Главный судья турнира...
Аркадий Поздеев-Башта жетысу страна чарующей природы экскурсоведческие этюды Путеводитель-справочник алматы 2014 оглавление 1 iconДоклад по программе «Реки и водоемы г. Алматы»
Алматы Департаментом природных ресурсов и регулирования природопользования совместно с Департаментом по мобилизационной подготовке,...
Аркадий Поздеев-Башта жетысу страна чарующей природы экскурсоведческие этюды Путеводитель-справочник алматы 2014 оглавление 1 iconРекомендации к написанию грантовых заявок печурина Л. Е. Путеводитель...
Этот Путеводитель посвящен западным фондам, которые проводят активную работу по поддержке экономических и социальных реформ в России...
Аркадий Поздеев-Башта жетысу страна чарующей природы экскурсоведческие этюды Путеводитель-справочник алматы 2014 оглавление 1 iconАлександр Пикер
Алматы, ул. Тулебаева, 38 фак г. Алматы, ул. Фурманова, 248 бц «Сарканд» 244-54-84, 260-76-79
Аркадий Поздеев-Башта жетысу страна чарующей природы экскурсоведческие этюды Путеводитель-справочник алматы 2014 оглавление 1 iconСвободная продажа авиабилетов в болгарию на сезон лето 2011 прямым рейсом Алматы Бургас Алматы

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница