Формы и методы коррекционной работы учителя – логопеда по формированию коммуникативных компетентностей обучающихся начальной школы, в соответствии с требованиями фгос II поколения




Скачать 75.65 Kb.
НазваниеФормы и методы коррекционной работы учителя – логопеда по формированию коммуникативных компетентностей обучающихся начальной школы, в соответствии с требованиями фгос II поколения
Дата публикации07.02.2014
Размер75.65 Kb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > Информатика > Документы
Формы и методы коррекционной работы учителя – логопеда по формированию коммуникативных компетентностей обучающихся начальной школы, в соответствии с требованиями ФГОС II поколения.

Чернигова Н.В.

МОУ СОШ № 21 с углубленным изучением отдельных предметов

г. Волгограда Ворошиловского района

Нарушение письменной речи является одной из самых актуальных проблем школьного обучения, поскольку письмо является одним из средств получения знаний. Большой проблемой в настоящее время является то, что количество детей с органической патологией возрастает с каждым годом, потребность в специальной коррекционной помощи (в том числе и логопедической) повышается, начиная с раннего возраста и на протяжении начальной школы. В то же время, количество штатных единиц логопедов в дошкольных и школьных учреждениях, сокращается.

Интерес ученых к проблемам нарушения письменной речи обусловлен многими факторами. В частности, большая распространенность среди обучающихся начальных классов и дальнейшее их перерастание в стойкие дисграфии. Необходимость организации своевременной профилактики, полноценной диагностики и эффективной коррекции нарушений письма; многообразие причин возникновения и сложность механизмов дисграфии.

Особый интерес к изучению дисграфии связан также с тем, что она является специфическим расстройством речевой деятельности у обучающихся и, одновременно, нарушением усвоения и функционирования одного из важнейших школьных навыков - письма. Наличие дисграфии препятствует овладению детьми письменной речью как особой формой речи, своеобразным средством общения и обобщения опыта, освоение которого сопряжено с качественными изменениями интеллектуальной, эмоциональной, волевой и других сфер личности учащихся.

Значимым является и то, что с сентября 2011 года в силу вступил новый государственный стандарт образования второго поколения (ФГОС), который предъявляет к ученику новые требования. Главный смысл разработки Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения (ФГОС) заключался в создании условий для решения стратегической задачи развития российского образования - повышения качества образования, достижения новых образовательных результатов. Иначе говоря, ФГОС предназначен не для фиксации состояния образования, достигнутого на предыдущих этапах его развития, а ориентирует образование на достижение нового качества, адекватного современным (и даже прогнозируемым) запросам личности, общества и государства. Ориентировка обучения только на формирование у младших школьников знаний умений, связанных с освоением учебного предмета, не может привести к серьезным результатам в развитии личности ученика; необходимо, чтобы в поле зрения учителя постоянно находилась деятельность, которой занимается ребенок, - ее цель, мотив, конкретные учебные действия и операции. Только в этом случае учащийся становится активным участником деятельности или, как говорят психологи, ее субъектом.

Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика и формирования у него умения учиться. В ФГОС раскрываются те универсальные учебные действия, которые должны формироваться у современного школьника, чтобы достичь главной цели образования по стандарту второго поколения, а именно научить ребенка учиться. Достижение этой цели обеспечить успешную социализацию ребенка в общество. Своевременное выявление причин, приводящих к неуспеваемости на начальных этапах обучения, у детей младшего школьного возраста и соответствующая коррекционная работа могут уменьшить вероятность перерастания временных неудач в обучении в хроническую неуспеваемость. Это, в свою очередь, снижает возможность возникновения у ребенка нервно-психических, психосоматических расстройств как последствий стресса, связанного с отрицательными эмоциями и различных форм девиантного поведения, выступающих в качестве индивидуальной, но неадекватной компенсации неуспеха в школьной деятельности. Трудности начального этапа обучения значительно снижают возможности успешной адаптации и последующего обучения ребенка в среднем звене. Следует отметить, что недостаточное овладение навыками письма в начале школьного обучения также может привести к проблемам социализации, которая в свою очередь является одной из основных задач новых стандартов образования.

Основной целью коррекционной работы учителя –логопеда является развитие речевых навыков для формирования универсальных учебных действий. Бедность словарного запаса, неумение выразить свою мысль в виде распрастранённого предложения, непонимание связей в тексте, а отсюда неумение последовательно передавать содержание услышанного, увиденного или пережитого, приводят к тому, что ученики на более поздних этапах обучения не владеют навыками написания изложения и сочинения. Особенно трудна для этих учащихся монологическая речь.

Для успешного решения задач по повышению уровня общеобразовательной подготовки учащихся необходимо заложить прочный фундамент знаний в начальных классах. Учитель - логопед активно помогает ученикам в усвоении программного материала, индивидуализируя методы и приёмы их обучения, эффективно осуществляет коррекцию имеющихся у них нарушений устной и письменной речи.

Чтобы заинтересовать учащихся, сделать обучение осознанным, в структуру традиционного логопедического занятия можно включать элементы информационно-коммуникативных технологий. Компьютерные технологии выступают как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия, направленные на коррекцию нарушенного механизма, формирование тех психических функций, которые обеспечивают функционирование операций письма и чтения. Внедрение современных компьютерных технологий в школьную логопедическую практику позволяет сделать работу логопеда более продуктивной и эффективной, расширяя возможности организации взаимодействия логопеда с другими участниками образовательного процесса.

На основании вышеизложенного, появилась потребность введения в основной перспективный план логопедической работы для обучающихся с нарушением чтения и письма различной степени тяжести, элементов современных компьютерных технологий. Применение компьютерных технологий в процессе коррекции у детей младшего школьного возраста позволяет сочетать коррекционные и учебно-развивающие задачи логопедического воздействия, учитывать закономерности и особенности психического развития школьников. Использование в коррекционном процессе компьютерной технологии способствует активизации у детей компенсаторных механизмов на основе сохранных видов восприятия. Работа по коррекции трудностей в обучении чтению и письму, а также контроль над результатами деятельности школьников проводится с опорой на зрительное и слуховое восприятие. Технология данной деятельности состоит из нескольких составляющих:

  • уточнение артикуляции звуков;

  • развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений; развитие слогового анализа и синтеза;

  • формирование мотивации к овладению правильным письмом;

  • развитие когнитивных функций и произвольной саморегуляции;

  • формирование самоконтроля при письме;

  • расширение словарного запаса, обогащение активного словаря;

  • развитие познавательных процессов (мышления, образной, оперативной памяти, слухового и зрительного внимания, а также способности к концентрации, распределению и переключению внимания);

  • формирование связной речи (разные виды пересказа, составление рассказов);

  • расширение поля зрения ребёнка;

  • развитие конструктивного мышления (путём моделирования букв из элементов, реконструирования букв);

  • совершенствование навыка письма, чтения.

В своей работе учитель-логопед может опираться на уже готовый продукт: компьютерные логопедические тренажёры; компьютерные тесты; приключенческие квесты и обучающие игры; книги, учебники и энциклопедии; электронные рассылки; логопедические ресурсы. Использование информационно - коммуникативных технологий ( ИКТ ) в системе работы логопеда позволяет существенно усилить мотивацию ребенка к логопедическим занятиям, сократить время, необходимое для коррекции и автоматизации ряда речевых навыков, формировать у ребенка активную позицию субъекта обучения; систематизировать работу школьного логопеда. На логопедических занятиях можно использовать следующие развивающие и обучающие компьютерные программы:




  • Семейный наставник. Русский язык. Начальная школа.

  • Трое из Простоквашино. Шарик учит азбуку.

  • Гарфилд второклассникам. Грамматика и письмо.

  • Гарфилд второклассникам. Лексика и орфография.

  • Ваш домашний логопед.

  • Развитие речи.

  • Трудные звуки.

  • Супердетки. Весёлый диктант.

  • Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе.

  • Академия младшего школьника.

  • Я люблю Грамматику.

В результате целенаправленной коррекции, применяя информационно-коммуникативные технологии, как элемент занятия, способствуют формированию правильного навыка чтения и письма, а в дальнейшем и самоконтроль. Ведёт к повышению мотивации к учению, активизации непроизвольного внимания, памяти, мышления, расширению возможностей работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей и решению задач на логопедических занятиях, оптимизирует работу учителя-логопеда на занятии. Основными критериями оценки эффективности являются данные, полученные в результате первичного и повторного логопедического обследовании. Динамики речевого развития каждого ребенка (по речевым картам и протоколам обследования, дневникам наблюдения). Косвенным показателем эффективности может быть успешность в обучении (у ребёнка должны сформироваться коммуникативные компетентности, определенные программой по русскому языку), качество общения учащихся, отзывы учителей и родителей.

Таким образом, коррекционно-развивающая работа многоаспектна и носит комплексный характер.
^ Список используемой литературы:

1. Безруких М.М. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальной школы.

2. Городилова В.И. Кудрявцева М.З. « Чтение и письмо» Обучение, развитие и исправление недостатков. С-Петербург,1996.

3. Логопедия / Под ред. Волковой Л.С. М.: ВЛАДОС, 1995.

4. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методика коррекционной работы логопеда на школьном логопункте.

5. Ефимова С.П. Упражнения для занятий с детьми, имеющих трудности при обучении письму. М., 1994;

7. Кобзарева Л.Г., КузьминаТ.И. Ранняя диагностика нарушения чтения и его коррекция.

8. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. М., 1989.

9. Селивёрстов В.И. Речевые игры с детьми. М.: ВЛАДОС, 1994.


Заявка на участие в педчтениях:


  1. Чернигова Нина Вячеславовна

  2. Ученой степени, звания – не имею.

  3. Учитель-логопед, МОУ СОШ № 21 с углубленным изучением отдельных предметов г. Волгограда Ворошиловского района

  4. 400120 г. Волгоград Ворошиловский район, ул. Елецкая 9 б,

Тел/Факс 94-73-38

  1. E-mail ninokch@mail.ru

  2. Форма участия очная, на дискуссионной площадке №4 «Компетентность учащегося в системе образовательных результатов: способы достижения, диагностики и оценивания».

  3. Тема материала статьи: «Формы и методы коррекционной работы учителя – логопеда по формированию коммуникативных компетентностей обучающихся начальной школы, в соответствии с требованиями ФГОС II поколения».

Похожие:

Формы и методы коррекционной работы учителя – логопеда по формированию коммуникативных компетентностей обучающихся начальной школы, в соответствии с требованиями фгос II поколения iconО разработке образовательной программы для начальной школы в связи с введением фгос
В целях обеспечения эффективного введения фгос в начальной школе и разработке образовательной программы для начальной школы на 2010-2011...
Формы и методы коррекционной работы учителя – логопеда по формированию коммуникативных компетентностей обучающихся начальной школы, в соответствии с требованиями фгос II поколения iconПриказ №197 от 16 июля 2010 года «О создании и полномочиях Совета...
В целях обеспечения эффективной разработки проекта модернизированной образовательной системы начальной ступени школы в соответствии...
Формы и методы коррекционной работы учителя – логопеда по формированию коммуникативных компетентностей обучающихся начальной школы, в соответствии с требованиями фгос II поколения iconЕфименко Инна Александровна
Статья посвящена вопросу о совместной деятельности учителей начальной классов и учителя-логопеда, способствующей повышению результативности...
Формы и методы коррекционной работы учителя – логопеда по формированию коммуникативных компетентностей обучающихся начальной школы, в соответствии с требованиями фгос II поколения iconМетодическая разработка на тему «Дифференцированно-организационные...
Методы и приемы
Формы и методы коррекционной работы учителя – логопеда по формированию коммуникативных компетентностей обучающихся начальной школы, в соответствии с требованиями фгос II поколения iconПриказ №36. а от 09. 02. 2011г. План график моу сош №52 по внедрению...
Внести изменения в нормативно-правовую базу школы в соответствии с требованиями фгос второго поколения
Формы и методы коррекционной работы учителя – логопеда по формированию коммуникативных компетентностей обучающихся начальной школы, в соответствии с требованиями фгос II поколения iconАнализ работы начальной школы муниципального автономного общеобразовательного...
Программ развития образования, основными направлениями Программы развития школы, основной образовательной программой начального общего...
Формы и методы коррекционной работы учителя – логопеда по формированию коммуникативных компетентностей обучающихся начальной школы, в соответствии с требованиями фгос II поколения iconПланирование коррекционной работы учителя логопеда в условиях введения...
Планирование коррекционной работы учителя – логопеда в условиях введения Федеральных государственных требований к структуре основной...
Формы и методы коррекционной работы учителя – логопеда по формированию коммуникативных компетентностей обучающихся начальной школы, в соответствии с требованиями фгос II поколения iconОрганизация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы в рамках фгос второго поколения
Сегодня она понимается преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся...
Формы и методы коррекционной работы учителя – логопеда по формированию коммуникативных компетентностей обучающихся начальной школы, в соответствии с требованиями фгос II поколения iconХолмова Земфира Леонидовна мбоу вмр «Заоникиевская специальная (коррекционная)...
Совместная деятельность учителя логопеда и учителя начальных классов по преодолению речевых нарушений у учащихся младших классов...
Формы и методы коррекционной работы учителя – логопеда по формированию коммуникативных компетентностей обучающихся начальной школы, в соответствии с требованиями фгос II поколения iconПрограмма внеурочной деятельности в начальной школе кружок «Исток»
Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, составлена...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница