МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
АРМАВИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ Утверждено на заседании кафедры информатики и ИТО Протокол № ___ от ”___”________ Зав. кафедрой___________________ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС по дисциплине "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ " для специальности "историческое образование " озо Форма отчетности: зачет 4 курс, 7 семестр. УМК подготовлен доцентом кафедры информатики и ИТО Егизарьянц А.А. АРМАВИР 2013 год АННОТАЦИЯ Данный курс предполагает изучение следующих тем: «Основные понятия и определения предметной области – информатизация образования. Цели и задачи использования информационных и коммуникационных технологий в образовании», «Методы анализа и экспертизы для электронных программно-методических и технологических средств учебного назначения», «ИКТ в реализации информационных и информационно-деятельностных моделей в обучении. ИКТ в активизации познавательной деятельности учащихся. ИКТ в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся», «Методические аспекты использования информационных и коммуникационных технологии в школе», «Перспективные направления разработки и использования средств ИКТ в образовании». ^ : формирование у студентов знаний, необходимых при использовании компьютерных технологий в профессиональной деятельности.
Задачи дисциплины:
рассмотреть компьютерные технологии как современные технологии сбора, хранения, переработки, передачи и представления информации;
изучить теорию и практику применения информационных технологий в деятельности работника системы образования.
В результате изучения дисциплины "Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе " студент должен:
знать / понимать
• методы и технологии, обеспечивающие общение человека с ЭВМ на естественном или ограниченном естественном языке;
• методы автоматизации информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и организационного управления учебным заведением (системой учебных заведений);
• перспективные направления разработки и использования средств ИКТ в образовании.
уметь
• использовать современные информационные технологии с целью сбора, хранения, переработки, хранения, передачи и представления профессионально значимой информации.
В результате изучения курса студенты получают знания в области информатизации образования, а также навыки применения информационных технологий в работе учителя, социального педагога, школьного психолога. Лекции по курсу проводятся с целью дать слушателям знания по изучаемым темам в наиболее общем, системном виде. Лабораторные занятия предполагают выработку у студентов навыков практического использования ИКТ для удовлетворения нужд системы образования. Итоговый контроль осуществляется в форме зачета. 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Целевая установка и организационно-методические указания. Данный курс предполагает изучение следующих тем: «Основные понятия и определения предметной области – информатизация образования. Цели и задачи использования информационных и коммуникационных технологий в образовании», «Методы анализа и экспертизы для электронных программно-методических и технологических средств учебного назначения», «ИКТ в реализации информационных и информационно-деятельностных моделей в обучении. ИКТ в активизации познавательной деятельности учащихся. ИКТ в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся», «Методические аспекты использования информационных и коммуникационных технологии в школе», «Перспективные направления разработки и использования средств ИКТ в образовании». В результате изучения курса студенты получают знания в области информатизации образования, а также навыки применения информационных технологий в работе учителя предметника, классного руководителя, учителя начальных классов, завуча по воспитательной работе, социального педагога, школьного психолога. Лекции по курсу проводятся с целью дать слушателям знания по изучаемым темам в наиболее общем, системном виде. В ходе проведения лекций раскрываются основные, концептуальные вопросы, перед студентами ставятся задачи, предполагающие самостоятельное изучение материала как по отдельным направлениям, так и по какой-либо проблеме в целом. После прослушивания лекций студент должен усвоить предложенный материал на уровне “иметь представление”, а отдельные элементы на уровне “знать”. Более глубокие знания студент получает при изучении рекомендуемой литературы, ознакомлении с электронными источниками информации, при общении с преподавателем на консультациях. Выработка практических навыков применения ИКТ в образовании происходит на лабораторных работах. Лабораторные занятия предполагают выработку у студентов навыков практического использования ИКТ для удовлетворения нужд системы образования. Текущий контроль осуществляется при проведении лабораторных работ. Итоговый контроль предполагает учет выполненных работ в течении семестра. Студенты, отчитавшиеся по всем лабораторным работам, получают зачет “автоматом”. Учебно-материальная база курса включает нормативные документы высшего профессионального образования, нормативные документы в области информации, информатизации и защиты информации, сборники лекций и другую учебно-методическую литературу, специализированные компьютерные классы и технические средства обучения. 2. ^ № | ТЕМА | Лек | Лаб | Ауд | Сам | Всего | 1. | Основные понятия и определения предметной области – информатизация образования. Цели и задачи использования информационных и коммуникационных технологий в образовании. | | | | | | 1.1. | Введение. Основные понятия (ИКТ, информатизация образования). Нормативные документы в области информатизации образования. Направления применения компьютерной техники в школе. | 1 | | 1 | 4 | 5 | 1.2. | Опыт информатизации современных школ. Программное обеспечение организации деятельности учебного заведения. | 1 | | 1 | 4 | 5 | 1.3. | Требования к оснащению кабинета информатики, нормативные документы. Технические средства в оснащении кабинета начальных классов. Требования к компьютеризированным рабочим местам учителя и ученика. Организация компьютеризированных предметных кабинетов. | | | | 4 | 4 | 2. | Методы анализа и экспертизы для электронных программно-методических и технологических средств учебного назначения. | | | | | | 2.1. | Электронные средства учебного назначения. Их классификация. Проблемы обеспечения заведений сферы образования лицензионными программными продуктами. Компьютерное пиратство. | | | | 6 | 6 | 2.2. | Требования к электронным средствам учебного назначения (стиль изложения материала, формы обращения, структурирование учебной информации, организация системы навигации, учет физиологических особенностей восприятия цветов и форм, учет элементов оформления и законов композиции). | | | | 6 | 6 | 3. | Информационные и коммуникационные технологии в реализации информационных и информационно-деятельностных моделей в обучении. Информационные и коммуникационные технологии в активизации познавательной деятельности учащихся. Информационные и коммуникационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся. | | | | | | 3.1. | Применение компьютерных технологий в практике работы учителя-предметника, классного руководителя, учителя начальных классов, работников администрации учебного заведения и других работников системы образования. Современные инструментальные средства создания электронных средств учебного назначения. | | 5 | 5 | 6 | 11 | 3.2. | Технологии дистанционного образования. Системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся. Авторские средства создания программных продуктов учебного назначения. Проектная методика. | | | | 6 | 6 | 3.3. | Поиск информации в Интернет. Фильтрация информации. Сетевой этикет. Интернет- и игровая зависимость. | | | | 6 | 6 | 4. | Методические аспекты использования информационных и коммуникационных технологии в школе. | | | | 4 | 4 | 4.1. | Санитарно-гигиенические требования к кабинету информатики. Учет санитарно-гигиенических норм при организации использования компьютерной техники в образовательном процессе учебных заведений. | | 1 | 1 | 4 | 5 | 5. | Перспективные направления разработки и использования средств ИКТ в образовании. | | | | | | 5.1. | Перспективы применения средств ИКТ в образовании. Перспективы применения открытого программного обеспечения в системе образования. | | | | 6 | 6 | | ЗАЧЕТ | | | | | | | ИТОГО | 2 | 6 | 8 | 56 | 72 | ^ 3.1. Краткое содержание лекций Лекция №1. Разделы №№ 1.1 и 1.2. Информатизация образования. Цели и задачи использования информационных и коммуникационных технологий в образовании. Содержание. Основные понятия (ИКТ, информатизация образования). Нормативные документы в области информатизации образования. Направления применения компьютерной техники в школе. Опыт информатизации современных школ. Программное обеспечение организации деятельности учебного заведения. 3.2. Краткое содержание лабораторных работ Лабораторная работа № 1. Использование возможностей MS Word в работе учителя начальных классов, учителя предметника, социального педагога, классного руководителя, завуча по воспитательной работе. Цель работы: выполнив предложенные задания, ознакомиться с некоторыми возможностями использования текстового процессора в системе образования. Лабораторная работа № 2. Использование возможностей MS Excel в работе социального педагога и учителя предметника. Цель работы: выполнив предложенные задания, ознакомиться с некоторыми возможностями использования табличного процессора в системе образования. Лабораторная работа № 3. Использование возможностей MS Excel в работе социального педагога и учителя предметника. Цель работы: выполнив предложенные задания, ознакомиться с некоторыми возможностями использования табличного процессора в системе образования. ^ 4.1. Рекомендации для самостоятельного изучения разделов курса. Тема: Информатизация образования. Цели и задачи использования информационных и коммуникационных технологий в образовании. Изучить литературу: [2] – стр. 3-21 [7] – стр. 3-17 Трудоемкость – 4 час. Тема: Современный кабинет информатики и компьютеризированный предметный кабинет. Изучить литературу: [3] – стр. 5-35 [12] – журнал Информатика и образование, № 7, 2004 г., с. 13-22 Трудоемкость – 2 час. Тема: Электронные средства учебного назначения. Компьютерное пиратство. Изучить литературу: [2] – стр. 22-43 [3] – стр. 54-61 Трудоемкость – 2 час. Тема: Оценка качества электронных средств учебного назначения. Изучить литературу: [3] – стр. 62-71 [5] – стр. 32-34 [6] – стр. 3-22 Трудоемкость – 2 час. Тема: ИКТ в деятельности работников системы образования. Изучить литературу: [2] – стр. 62-93, 105-153 [5] – стр. 6-30 [7] – стр. 145-161 [9] – стр. 3-158 Трудоемкость – 12 час. Тема: ИКТ в активизации познавательной деятельности учащихся, в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся. Изучить литературу: [2] – стр. 44-55, 133-153 [7] – стр. 18-144 [10] – стр. 4-143 [13] – стр. 199-379 Трудоемкость – 6 час. Тема: Интернет и образование. Изучить литературу: [2] – стр. 94-104 [7] – стр. 162-242 [11] – стр. 3-238 Трудоемкость – 5 час. Тема: Условия эффективного и безопасного использования ИКТ в образовательных целях. Перспективные направления разработки и использования средств ИКТ в образовании. Изучить литературу: [2] – стр. 56-61, 154-181 [3] – стр. 62-71 [5] – стр. 33-34 [15] – стр. 6-185 [20], [21] Трудоемкость – 3 час. 4.3 Список рекомендуемой литературы в библиотеке АГПУ с указанием места хранения. УДК 6Ф7 ББK 32.81 а.з. З-38 (Кабинет педагогики) Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учебное пособие для высших пед. учеб. заведений.-Москва: Академия, 2003. -192C. Рекомендуется для изучения разделов № 1, 2, 3, 4, 5  УДК 518 ББK 22.18 а.з. Ш-30 (Абонемент) Шафрин Ю.А. Информационные технологии в 2-х ч. Часть 2.-Москва: Лаборатория Базовых Знаний, 2000. -356C. Рекомендуется для изучения раздела № 3  УДК 518 ББK 22.18 а.з. Ш-30 (Читальный зал) Шафрин Ю.А. Информационные технологии в 2-х ч. Часть 2.-Москва: Лаборатория Базовых Знаний, 2000. -356C. Рекомендуется для изучения раздела № 3  УДК 371.01 ББK 74.202.4 а.з. З-38 (Абонемент) Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Г. Захарова. - 2-е изд., стер.-Москва: Академия, 2005. -192C. Рекомендуется для изучения разделов № 1, 2, 3, 4, 5  УДК 371.01 ББK 74.202.4 а.з. З-38 (Читальный зал) Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Г. Захарова. - 2-е изд., стер.-Москва: Академия, 2005. -192C. Рекомендуется для изучения разделов № 1, 2, 3, 4, 5  УДК 371 ББK 74.00 а.з. Н-76 (Читальный зал) Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е.С. Полат.-Москва: Академия, 2005. -272C. Рекомендуется для изучения разделов № 1, 3  УДК 371 ББK 74.00 а.з. Н-76 (Абонемент) Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы квалиф. пед. кадров / Под ред. Е.С. Полат. - 2-е изд., стер.-Москва: Академия, 2005. -272C. Рекомендуется для изучения разделов № 1, 3  УДК 371 ББK 74.00 а.з. Н-76 (Общежитие № 2) Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы квалиф. пед. кадров / Под ред. Е.С. Полат. - 2-е изд., стер.-Москва: Академия, 2005. -272C. Рекомендуется для изучения разделов № 1, 3  УДК 371 ББK 74.00 а.з. Н-76 (Учетная карточка) Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы квалиф. пед. кадров / Под ред. Е.С. Полат. - 2-е изд., стер.-Москва: Академия, 2005. -272C. Рекомендуется для изучения разделов № 1,3  УДК 371 ББK 74.00 а.з. Н-76 (Читальный зал) Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы квалиф. пед. кадров / Под ред. Е.С. Полат. - 2-е изд., стер.-Москва: Академия, 2005. -272C. Рекомендуется для изучения разделов № 1,3  УДК 37 ББK 74.200 а.з. Н-76 (Абонемент) Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е.С. Полат. - 2-е изд., стер.-Москва: Акалемия, 2005. -272C. Рекомендуется для изучения разделов № 1,3  УДК 6Ф7 ББK 32.973 а.з. П-58 (Абонемент) Попов В.Б. Основы информационных и телекоммуникационных технологий. Сетевые информационные технологии: учеб. пособие.-Москва: Финансы и статистика, 2005. -224C. Рекомендуется для изучения раздела № 3  УДК 6Ф7 ББK 32.973 а.з. П-58 (Читальный зал) Попов В.Б. Основы информационных и телекоммуникационных технологий. Сетевые информационные технологии: учеб. пособие.-Москва: Финансы и статистика, 2005. -224C. Рекомендуется для изучения раздела № 3  УДК 6Ф7 ББK 32.97 а.з. Ч-49 (Читальный зал) Черников Б.В. Информационные технологии в вопросах и ответах: учеб. пособие.-Москва: Финансы и статистика, 2005. -320C. Рекомендуется для изучения раздела № 3  УДК 6Ф7.32 ББK 32.81 а.з. Г-87 (Читальный зал) Громов Г.Р. От гиперкниги к гипермозгу: информационные технологии эпохи интернета. Эссе, диалоги, очерки + CD-ROM приложение.-Москва: Радио и связь, 2004. -208C. Рекомендуется для изучения раздела № 3  УДК 518(07) ББK 74.263.2 а.з. С-23 (Читальный зал) Сборник нормативных документов. Информатика и ИКТ.-Москва: Дрофа, 2004. -60C. Рекомендуется для изучения разделов № 1, 2  УДК 378 ББK 74.58 а.з. Б-19 (Научный отдел) Бакай Елена Петровна Дидактические средства мониторинга качества знаний студентов вузов (на примере дисциплины "математика и информатика"): автореферат, 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования.-Майкоп: , 2006. -23C. Рекомендуется для изучения раздела № 3  УДК 373.01 ББK 74.204 а.з. С-50 (Научный отдел) Смирнова Елена Евгеньевна Формирование умений творческой деятельности будущих учителей информатики: автореферат, 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (информатика).-Москва: , 2007. -20C. Рекомендуется для изучения раздела № 3  УДК 6Ф7 ББK 32.81 а.з. А-65 (Кабинет информатики) Анеликова Л.А. Практикум по Word Pad.-Москва: Интеллект-центр, 2005. -56C. Рекомендуется для изучения раздела № 3  УДК 6Ф7 ББK 32.81 а.з. А-65 (Читальный зал) Анеликова Л.А. Практикум по Word Pad.-Москва: Интеллект-центр, 2005. -56C. Рекомендуется для изучения раздела № 3  УДК 6Ф7 ББK 32.973 а.з. В-67 (Абонемент) Волков В.Б. Понятийный самоучитель работы в Excel / В.Б. Волков.-Санкт Петербург: Питер, 2006. -223C. Рекомендуется для изучения раздела № 3  УДК 6Ф7 ББK 32.973 а.з. В-67 (Кабинет информатики) Волков В.Б. Понятийный самоучитель работы в Excel / В.Б. Волков.-Санкт Петербург: Питер, 2006. -223C. Рекомендуется для изучения раздела № 3  УДК 6Ф7 ББK 32.973 а.з. В-67 (Общежитие № 2) Волков В.Б. Понятийный самоучитель работы в Excel / В.Б. Волков.-Санкт Петербург: Питер, 2006. -223C. Рекомендуется для изучения раздела № 3  УДК 6Ф7 ББK 32.973 а.з. В-67 (Техфак) Волков В.Б. Понятийный самоучитель работы в Excel / В.Б. Волков.-Санкт Петербург: Питер, 2006. -223C. Рекомендуется для изучения раздела № 3  УДК 6Ф7 ББK 32.973 а.з. В-67 (Читальный зал) Волков В.Б. Понятийный самоучитель работы в Excel / В.Б. Волков.-Санкт Петербург: Питер, 2006. -223C. Рекомендуется для изучения раздела № 3  4.4. Список электронных ресурсов, рекомендуемых к самостоятельному изучению Для изучения материалов раздела №1: Матрос Д. Ш. Информационная модель школы // Электронный журнал «Педагогические и информационные технологии». — 2001. — № 1. Отраслевой стандарт Министерства образования РФ «Информационные технологии в высшей школе»: Термины и определения. ОСТ ВШ 01.002—95. Для изучения материалов раздела №2: Осин А. В. Технология и критерии оценки образовательных электронных изданий. Зимина О.В., Кириллов А. И. Рекомендации по созданию электронного учебника. Академия XXI век. Защита авторского права. Для изучения материалов раздела №3: Мельников А.В., Цытович П.Л. Принципы построения обучающих систем и их классификация // Электронный журнал «Педагогические и информационные технологии». — 2001. — № 4. Проект отраслевого терминологического стандарта Центра тестирования: Педагогические тесты. Термины и определения. Сайт программы «Обучение для будущего Материалы по проблемам дистанционного образования на сайте Федерального агентства по образованию. Материалы Центра дистанционного образования Института общего среднего образования РАО. Для изучения материалов раздела №4: Санитарно-гигиенические требования к кабинету информатики на сайте Федерального агентства по образованию. Для изучения материалов раздела №5: Митко К.А., Щеголев О.Н., Федоров А. Г. Учебники нового поколения и новые задачи образования в XXI в. Для подготовки и выполнения лабораторных работ: Электронные заготовки в электронной библиотеке АГПУ. \\Server\el-lib\Информатика\ИКТ\ ^ Студент, выполнивший все лабораторные работы, получает зачет. 6. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 6.1. Литература основная 1. Бент Б. Андерсен, Катя ван ден Бринк. Мультимедиа в образовании: специализированный учебный курс. – М., Дрофа, 2007. -224 с. 2. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 192 с. 3. Интерактивная доска в школе/ авт.-сост. Е.А.Голодов, И.В.Гроцкая. В.Е.Бельченко. – Волгоград: Учитель, 2010. – 86 с. 4. Intel® «Обучение для будущего»: Учеб. пособие. - М., 2006. - 128 с. 5. Ларина И.Б. Сборник задач по курсу «ИКТ в образовании»: Для студентов педагогических специальностей. Часть I. – Армавир, РИЦ АГПУ, 2008. – 31 с. 6. Ларина И.Б., Нелин В.М. Некоторые особенности проектирования интерфейса педагогических программных продуктов. Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности «Информатика». – Армавир, 2005. – 23 с. 7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений/ Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров; под ред. Е.С.Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 272 с. 8. Сборник нормативных документов. Информатика и ИКТ.-Москва: Дрофа, 2004. -60C. 9. Соловьева Л.Ф. Компьютерные технологии для учителя. - СПб., 2004. - 160 с. 10. Шилова О.Н., Лебедева М.Б. Как разработать эффективный учебно-методический пакет средствами информационных технологий. - М., 2006. - 144 с. 11. Якушина Е. Интернет для отдыха и работы. Самоучитель. – СПб.: Питер, 2005. – 239 с. 12. Периодические издания: "Информатика и образование", "Информатика", "Педагогическая информатика", "Компьютерные учебные программы и инновации", "Мир ПК", "КомпьютерПресс" и др. 6.2. Литература дополнительная 13. Войтов А.Г. Учебное тестирование для гуманитарных и экономических специальностей: Теория и практика. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006. – 402 с. 14. Гурская Е.С. Компьютер для школьника. Домашние задания быстро и просто. – СПб.: Питер, 2007. – 304 с. 15. Днепров А.Г. Защита детей от компьютерных опасностей. – СПб.: Питер. 2008. – 192 с. 16. Колосков П.В., Тихомиров А.Н., Прокди А.К., Клеандрова И.А. и др. Весь Office 2007. 9 книг в 1. Полное Руководство. – СПб., Наука и техника, 2009. – 608 с. 17. Компьютерная подготовка решений и документов: Учеб. пособие/Сост.: Т.В. Жидкова и др.— М.: Дело, 2002. 18. Могилев А.В. и др. Информатика: учеб. пособие для пед. вузов./ Могилев А.В., Пак Н.И., Хеннер Е.К.-Москва: АСАDEMIA, 1999. -816C. 19. Могилев А.В., Пак Н.И., Хеннер Е.К. Практикум по информатике: Учеб. пособие/Под ред. Е.К. Хеннера.— М.: ИЦ "Академия", 2001. 20. Нелин В.М., Талочкин Н.А. Гипертекстовая среда HYTE. Методическое пособие. Ч.I. Основы программирования мультимедиа приложений в среде HYTE. – Армавир, 2000. 21. Нелин В.М., Талочкин Н.А. Гипертекстовая среда HYTE. Методическое пособие. Ч.II. Методические основы разработки мультимедиа приложений в среде HYTE, ориентированных на практическое применение. – Армавир, 2000. 22. FrontPage 2000: Базовый курс.— М.: Мультимедиа технологии и дистанционное обучение, 2002. . | | |