Бойкова Наталья Владимировна воспитатель I квалификационной категории мбдоу «Детский сад №48 «Солнышко»




Скачать 171.7 Kb.
НазваниеБойкова Наталья Владимировна воспитатель I квалификационной категории мбдоу «Детский сад №48 «Солнышко»
Дата публикации04.03.2013
Размер171.7 Kb.
ТипСказка
shkolnie.ru > Информатика > Сказка
Бойкова Наталья Владимировна

воспитатель I квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад № 48 «Солнышко»

общеразвивающего вида, г. Кандалакша
I. Сказка – эффективное средство развития речи дошкольников.


В мире нет ничего, что не может

быть поучительным, - нет и сказок,

которые, не заключали бы в себе

материал «дидактики», поучения.

М.Горький

Сегодня вопрос о развитии речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети стали общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса чаще, чем друг с другом. Повсеместно расширяется повальное увлечение детьми всех возрастов компьютерными играми. Компьютерные игры сегодня оказываются более привлекательным занятием для детей, чем чтение книг. А ведь чтение книг служит одним из условий развития слуха, а на этой основе – усвоения языка (Н.С.Карпинская).

Одной из задач чтения и рассказывания является обогащение словаря ребенка. Ребенок не творит «своего» языка, а путем общения с взрослыми воспринимает родной язык, созданный в течение веков.

Слушая взрослых, дети запоминают многие слова, выражения, способ их использования и таким путем обогащают свой язык.

Психологи утверждают, что дошкольный возраст – сензитивный период, а значит, он наиболее благоприятен для развития речи, формирования культуры речевого общения. Практика показывает: это очень трудоемкая и ответственная работа, требующая определенной системы и терпения со стороны педагога, подбора наиболее действенных средств и методов обучения.

Одно из таких средств – сказка. Сказочно-фольклорный мир представляет собой систему, наиболее оптимальную для восприятия, понимания ее ребенком-дошкольником, наиболее соответствующую его возрастным особенностям и потребностям.

Сказка является эффективным средством и методом развития речи детей. Она способствует не только развитию речи, но и помогает дошкольнику передать свои мысли, эмоции, переживания.

Язык сказок очень живописен – в нем много метких сравнений, ярких эпитетов. Поэтому сказка служит одним из самых эффективных методов обогащения словаря образными выражениями.

Сказки вырабатывают у детей художественный вкус, а также умение чувствовать и понимать выразительные средства языка. Подражая речи героев сказки, дети научаются правильному и четкому звукопроизношению, выразительному интонированию, четкой артикуляции.

Е.А.Флерина обращала внимание на интонации – средство выражения эмоциональной стороны человеческой речи и отмечала, что «в процессе слушания рассказа, чтения, ребенок научается через слово видеть, понимать и оценивать предметы, явления; он научается сопоставлять факты, анализировать, делать несложные умозаключения. Для осмысления окружающего литературное произведение дает готовые языковые формы».

Пересказывая, рассказывая сказки, у детей формируется грамматически правильная речь, богатая сложными предложениями, с разнообразной лексикой: глаголами, определяющих действие; прилагательными, характеризующими персонажей; наречиями. Это способствует осмыслению выразительных деталей текста, слиянию образных и логических компонентов.
II. Современные методы и приемы развития речи

дошкольников при знакомстве со сказками.

Что за прелесть – эти сказки…

А.С.Пушкин

Чрезвычайно важно создавать благоприятные условия для развития речи в соответствии с возрастными особенностями ребенка. Профессиональное использование различных педагогических средств, приемов и методов и умелое их сочетание способны не только развивать речь детей, но и обеспечить гармоничное воспитание в соответствии с современными требованиями.

Современная методика развития речи содержит разнообразные приемы совершенствования всех сторон речи дошкольников. Их можно использовать при знакомстве детей со сказками. Рассмотрим некоторые из них:

Чтение вслух и рассказывание сказок – им принадлежит главенствующая роль в ознакомлении детей со сказками во всех возрастных группах.

Моделирование сказок. Использование геометрических, форм, схематичного изображения, как стимульный материал для составления сюжетов сказок.

Например,

сказка «Три поросенка» -

«Волк и семеро козлят» -

Ритмизация (простукивание, прохлопывание ритма, отражающего особенности движения – быстрый, моросящий дождик, настроение героев – «идет грустный медвежонок», «скачет веселый зайка»)

Психогимнастика - выразительная передача в мимике, движениях эмоциональных состояний (этюды «Горе», «Радость»)

Музыкальное сопровождение (фрагменты классических произведений: А.И.Хачатурян «Танец с саблями», П.И.Чайковский «Вальс цветов»)

Сказкотерапия – интегрированная деятельность, в которой действия в воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний.

Словесная режиссерская игра – упражнение детей в звуковом оформлении связного высказывания (разная сила голоса, темпа и ритма речи), использование в речи образных выражений, сказочных повторов, а так же лексических средств (прилагательных, наречия) для определения свои эмоций, чувств от прослушивания сказки, музыки.

Словесное рисование - точное определение словами состояний героев («петушок обиделся»), изображение их позы, мимики, жестов не раскрытых в контексте литературного произведения (глаза у мышат радостные, они улыбаются, пляшут).

Драматизация – «это игра детей в рассказанное или прочитанное произведение» Р. И. Жуковская

Приемы работы со сказками для детей дошкольного возраста



II. Исследование речи дошкольников.

Жизнь ребенка полна лишь

тогда, когда он живет в мире

сказок, творчества, воображения

фантазии, а без этого он

засушенный цветок.

В.Сухомлинский.

Изучив методы и приемы, которые предлагают современные авторы, проанализировав данные диагностики на начало учебного года в соответствии с комплексной программой «Детство», разработанной коллективом РГПУ под ред. В.И.Логиновой, Т.И.Бабаевой решили провести дополнительное исследование среди воспитанников II младшей группы.
^ Диагностика на начало 2006- 2007 учебного года по разделу развитие речи


Уровень. Раздел


ЗКР

Грамматический

строй

Связная речь

словарь

Высокий


27,6%

18,4%

4,6%

27,6%

Средний


58,6%

54%

41,4%

27,6%

Низкий


13,8%

27,6%

54%

44,8

Целью исследования определили: повышение уровня речевого развития дошкольников через знакомство со сказками.

Объект – речевые умения и навыки детей дошкольного возраста.

Предмет – развитие звуковой культуры, словаря, грамматического строя, связной речи у дошкольников.
Была сформулирована гипотеза, заключающаяся в том, что сюжеты любимых сказок будут способствовать эффективному развитию речи дошкольников.

На первом этапе исследовались дети 4 лет, был проведен устный опрос:

  • Какие сказки ты знаешь;

  • Назови главного героя и расскажи, какой он;

  • Расскажи, как начинается сказка и как она заканчивается;

В ходе опроса обращали внимание на уровень речевого развития (звуковая культура речи, словарь детей, грамматический строй и связная речь)

Исследование показало, что детям очень нравятся сказки, Дети активно, с радостью включались в беседу. Но не на все вопросы они смогли ответить правильно. Наибольшее затруднение вызвали вопросы о начале и концовке сказок (33% детей ответили верно).

Вопрос о главном герое сказки вызвал у детей большое оживление. Каждый старался, как можно громче рассказать о героях. При этом дети называли своего любимого героя, который им больше понравился, однако названный герой не всегда был главным действующим персонажем. 26,6 % детей вообще не смогли ответить на этот вопрос.

Вопрос: «Какой он (герой)? Что он делает в сказке?» не вызвал затруднение. Все ребята отвечали на данный вопрос по-разному: выражали отношение к герою, как речью, так и мимикой. Например, Ваня, рассказывая про сказку «Волк и семеро козлят», говорит: «Мама - хорошая, а волк – не хороший» и грозит пальчиком. Характеризуя героя, дети часто описывали внешние особенности и действия персонажа. Лиза на вопрос о главном герое ответила, что ей нравится Колобок, потому что он «желтый и круглый», и потому что «он убежал от зайчика». Юре Колобок нравится потому, что «…он хороший, песенку пел…. Убежал от зайчика».

Вопрос о начале сказки оказался очень трудным для детей. Только 13,3% детей ответили на него (Сережа: «Курочка снесла яичко», Ульяна: «Дедушка репку посадил»). Остальные дети (86,7%) не смогли ответить на данный вопрос.

Следующим этапом стало наблюдение за деятельностью детей в Центре театрализованной деятельности. Задача наблюдения состояла в том, чтобы выяснить, как дети используют знание сюжетов сказок в различных видах деятельности.

Детям были предложены шапочки и маски знакомых сказочных персонажей. Созданы условия для самостоятельной игровой деятельности (эстетичное оформление, доступность).

В процессе наблюдения мы выяснили, что дети надевают шапочки и маски животных, имитируют способ их передвижения (прыгают как зайчики); используют звукоподражание (рычат как волк); используют мимику и жесты (показывают как баба пекла колобок).

Однако у 13,3% детей умение использовать атрибуты драматизации слабее. Дети не умеют, поэтому и не хотят использовать и обыгрывать атрибуты драматизации. Так Вика, если надевает шапочку, то не обыгрывает ее, а просто ходит по группе.

Дополнительное исследование подтвердило диагностические данные. Речевой уровень не у всех детей соответствовал возрастным нормам.

^ Диаграмма уровня речевого развития 2006 - 2007 год


Проанализировав знания и умения детей, мы выяснили, что на момент исследования высокий уровень речевого развития имел один ребенок, средний – 58,6%, низкий – 41,4% детей.

IV. Повышение качества речи детей средствами сказки.

Не ленись читать сказки, ибо в них

ты легко отыщешь и то, что иные с

таким трудом обретали в житейском

опыте, и постигнешь все

ВАСИЛИЙ I Македонянин


Исходя из результатов исследования и диагностических данных, поставили задачи развития и повышение качества речи детей дошкольного возраста на основе сказки:

  • развивать образную и выразительную речь дошкольников;

  • формировать правильное звукопроизношение;

  • развивать связную речь;

  • формировать грамматический строй речи.

Для решения поставленных задач был разработан перспективный план работы, который включал еженедельное проведение занятий по ознакомлению детей со сказками.

На занятиях по развитию речи использовали различные методы и приемы. Эффективными приемами являются использование мнемотаблиц и карт - схем при пересказе русской народной сказки «Заюшкина избушка», украинской народной сказки «Колосок». Рассказ авторской сказки «Корова Буренка» О.А.Шороховой под сопровождение фонограммы «Вальс цветов» П.И.Чайковского, а после этого дети делились своими впечатлениями о музыке, подбирали слова-синонимы, отражающие настроение не только героев сказки, но и самой музыки (плавная, медленная, под нее хочется летать). После чтения сказки «Два жадных медвежонка» дети подготовили и показали настольный театр по этой сказке, пантомимический этюд «Жадина». На занятии по формированию звуковой стороны речи использовали сказки, разработанные А.Лопатиной. Таким образом, сказку использовали практически на всех речевых занятиях.
Сказочные сюжеты присутствовали и на других занятиях.

Вид занятия
тема

Название сказки

Познавательное занятие по теме: «Ознакомление со свойства воды»

Сказка «Кому нужна водичка» (Т.И.Попова)

Занятие по ознакомлению с природой: «Рассматривание комнатных растений»

Сказка «Азалия и белый кот» (Л.В.Скребцова)

Познавательное занятие по теме: «Знакомство с профессиями»

Сказка «Садовник» (Н.Абрамцева)

Аппликация: «Путешествие в подводное царство»

«Сказка про королевство принца Ножницы» (Н.Бойкова)

Познавательное развитие: «Беседа о маме»

Сказка «Сердце матери» (М. Скребцова)

Развитие связной речи: «Пересказ сказки «Лиса и козел»

«Волшебный сундучок и домовенок Кузя» (Н.Бойкова)


Деятельность детей вне занятий предусматривала

  • чтение авторских и народных сказок;

  • рассматривание иллюстраций известных художников (Ю.Васнецова, Е.Рачева, В.Сутеева, Т.Мавриной);

  • прослушивание фонограмм сказок;

  • показ настольного, кукольного, пальчикового, теневого театров

подготовка драматизаций;

  • просмотр видео – диафильмов.

В течение 2007-2008 учебного года с детьми были подготовлены драматизации по сказкам «Корова Буренка» (О.А.Шороховой), «Колосок» (украинская народная сказка), «Теремок» (русская народная сказка), «Цыпленок – хвастунишка» (Т.Емельяненоко). Данные спектакли были показаны детям младшей группы и родителям.

В ходе театрализованной деятельности дети продемонстрировали умение использовать в речи образные сравнения, эпитеты, фразеологизмы («у страха глаза велики», «маленький, да удаленький», «глаза таращить») Для передачи настроения, использовали не только, мимику и жесты, но и связное повествование и речь объяснение («Жихарка не послушался, поэтому беда с ним произошла»).
V. Взаимодействие с родителями по использованию сказки в развитии речи.
Сказки это блестящее, лучшее в

мире золото, то золото, что

блестит огоньком в детских глазах,

звенит смехом из детских уст и

уст их родителей

Г.Х. Андерсен
Оптимизации деятельности с детьми способствовало привлечение родителей к воспитательно - образовательному процессу.

Вначале родителям была предложена анкета по следующим вопросам:

  • Как Вы считаете, нужно ли современным детям читать сказки?

  • Могут ли сказки научить чему-нибудь ребенка?

  • Рассказываете ли Вы перед сном (в течении дня) сказки? Какие?

  • Какие сказки знает Ваш ребенок?

  • Любит ли Ваш ребенок слушать сказки?

  • Есть ли у Вас дома «библиотечка» для ребенка? Какие книги в ней есть?


В анкетировании приняли участие 15 семей.

Отвечая на вопрос о необходимости знакомства со сказками современных детей, все родители отмечают, что современным детям сказки необходимы.

Ответ на вопрос: «Чему могут научить сказки детей» был однообразным. Родители считают, что сказки оказывают только нравственное значение (учат доброте, честности, справедливости). Только в одной анкете мы нашли ответ, что сказка учит фантазировать, развивает творчество; и в двух анкетах родители отметили, что сказка развивает мышление.

Все родители при ответе на вопрос «Рассказываете ли Вы сказки в течение дня?» ответили, что они читают или рассказывают сказки. В одной анкете было отмечено, что детям показывают сказки с помощью кукольного театра.

На вопрос: «Какие сказки знает Ваш ребенок?» почти все родители ответили одинаково, то есть перечислили сказки, характерные для этого возраста: «Заюшкина избушка», «Теремок», «Колобок», «Гуси – лебеди» и т.д. Только в одной анкете родители отмечают, что ребенок не знает никаких сказок.

Ответ на вопрос: «Любит ли слушать сказки Ваш ребенок?» тоже совпадает у всех родителей. Они отмечают, что дети очень любят сказки, сами выбирают их. Но одна анкета вызвала недоумение. Родители отмечают, что сказки ребенку не интересны, т.к. ребенок неусидчив, хотя в группе ребенок с удовольствием слушает сказки.

Отвечая на последний вопрос анкеты «Есть ли у Вас дома детская библиотечка для ребенка?», родители перечислили большое количество детских книг, которые есть в детской домашней библиотеке.

Таким образом, можно сделать вывод, что современные родители понимают значимость сказок в нравственном воспитании дошкольников, стараются читать их детям, покупают книги сказок. Но знания их о значении сказки в жизни ребенка стереотипны и односторонни.

Для того чтобы расширить знания родителей по данной теме, решили провести родительское собрание «Использование сказки в развитии речи детей». На собрании для родителей была предоставлена информация о роли сказок в речевом и всестороннем развитии, методах ознакомления детей со сказками (чтение, рассказывание, показ различных театров, просмотр мультфильмов по мотивам сказок), а дети показали драматизацию сказки «Теремок».

Продолжая работу, для родителей были подготовлены консультации: «Круг детского чтения», «Использование текстов сказок в речевом развитии дошкольников», «Мультики – опасная зона», «Обучение правилам безопасности по сказкам». Еще одной эффективной формой наглядной информации для родителей - оформление папки с психологическими сказками - «Сказки – подсказки», в которых предлагались пути решения проблемных ситуаций в период адаптации ребенка к детскому саду, возрастных кризисных периодах.
VI. Заключение.
Сказки нужны детям как воздух, потому что через сказки — умные мудрые с невероятными и обычными событиями фантастическими и обычными героями,— они постигают правду жизни. Сказки кристаллизуют душу ребенка и очищают душу взрослого».

^ Шалва Амонашвили

В заключение проведенной работы с детьми в конце мая 2008 года была проведена повторная диагностика по следующим критериям:

  • отличие сказки от других жанров (предлагалось отличить сказку, от стихотворения или рассказа);

  • подбор традиционных зачинов и концовок сказок; («Жили – были», «В некотором царстве, «За тридевять земель»);

  • умение пересказывать сказки (по мнемотаблице, моделям, начальный этап – по плану);

  • придумывание сказок; (придумывание иных, новых названий известных сказок, не искажая идеи произведения; введение вместо привычного героя придуманного нового персонажа; ведение частицы «не» в сюжет сказки (не репка росла на грядке, а …), придумывание сказки по началу)

  • умение оценивать поступки героев;

  • умение составлять описательный портрет, использование в речи различных по конструкциям предложений (простых, сложных союзных и бессоюзных, с прямой речью).

В ходе опроса обращали внимание на построение связной речи, грамматический строй, звуковую культуру и словарь детей и выяснили, что:

речь детей стала образной и выразительной за счет использования сравнений, эпитетов, метафор;

связная речь обогатилась предложениями разной конструкцией; (простые, сложносочиненные, сложноподчиненные, союзные и бессоюзные);

в речи детей появились новые грамматические формы; (наречия, образование слов с помощью суффиксов, приставок);

дети стали пользоваться описательной речью, речью – доказательством;

дети научились задавать вопросы разного характера; (не только кто? что?, но и проблемные, поисковые)

произошли улучшения в звукопроизношении.

^

Сравнительная диаграмма по развитию речи


(сентябрь2006 - май2008)


4 года: грамматика -18,4% ЗКР -27,6% связная речь -4,6%

обогащение словаря – 28%
5-6 лет: грамматика -69,5% ЗКР -56,4% связная речь– 61%

обогащение словаря – 73,2%


Данная диаграмма полностью подтверждает выдвинутую гипотезу о том, что сказка является эффективным методом развития речи детей дошкольного возраста.

Проведенная работа и диагностика в мае 2008 года (на конец средней группы) показывают, что еще не у всех детей речь соответствует возрастным особенностям. Есть дети с низким уровнем
звуковой культуры речи, грамматического строя, связной речи, словарном запасе.
^ Результаты диагностирования развития речи (май 2008)

Уровень. Раздел

ЗКР

Грамматический строй

Связная речь

Словарь


Высокий



56,4%


69,5%


61,1%


69,5%


Средний



30,3%


.26,1%


30,3%


26,1%


Низкий



13,1%


4,7%


4,7%


4,7%


В 2008-2009 учебном году воспитанники посещают старшую группу, и работу по развитию речи дошкольников средствами сказки продолжаем и в этом году. Надеемся, что результаты будут положительные, и к выпуску детей из детского сада речь их станет правильной, яркой и выразительной, потому что «чрез сказку ребенок овладевает родным языком, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа» (Н.Н.Палагина)

Похожие:

Бойкова Наталья Владимировна воспитатель I квалификационной категории мбдоу «Детский сад №48 «Солнышко» iconБойкова Наталья Владимировна воспитатель I квалификационной категории...
Закрепить и уточнить знания детей о празднике Рождество Христово, и о его значении
Бойкова Наталья Владимировна воспитатель I квалификационной категории мбдоу «Детский сад №48 «Солнышко» iconБойкова Наталья Владимировна воспитатель I квалификационной категории...
Активизировать речевые высказывания. Уточнить и закрепить произношение гласных звуков в звукоподражательных словах
Бойкова Наталья Владимировна воспитатель I квалификационной категории мбдоу «Детский сад №48 «Солнышко» iconБойкова Наталья Владимировна воспитатель I квалификационной категории...
В зал входят дети, родители. Они рассаживаются на заранее приготовленные стулья. Часть зала отгорожена занавесом. За ним — интерьер...
Бойкова Наталья Владимировна воспитатель I квалификационной категории мбдоу «Детский сад №48 «Солнышко» iconБойкова Наталья Владимировна воспитатель I квалификационной категории...
В зале детей встречает ведущая (взрослый). Дети входят в зал под любой народный напев или инструментальный наигрыш, рассаживаются:...
Бойкова Наталья Владимировна воспитатель I квалификационной категории мбдоу «Детский сад №48 «Солнышко» iconКузнецова Татьяна Викторовна воспитатель высшей квалификационной...
...
Бойкова Наталья Владимировна воспитатель I квалификационной категории мбдоу «Детский сад №48 «Солнышко» iconКузнецова Татьяна Викторовна воспитатель высшей квалификационной...
Учить использовать в речи новые слова и выражения, правильно согласовывать их в роде, числе и падеже
Бойкова Наталья Владимировна воспитатель I квалификационной категории мбдоу «Детский сад №48 «Солнышко» iconКузнецова Татьяна Викторовна воспитатель высшей квалификационной...
Начинам знакомство с нашими шахматными персонажами. Всякое шахматное сражение разворачивается на специальном поле – доске
Бойкова Наталья Владимировна воспитатель I квалификационной категории мбдоу «Детский сад №48 «Солнышко» iconКузнецова Татьяна Викторовна воспитатель высшей квалификационной...
Формировать знания о том, какие столовые приборы используют при употреблении разных блюд и продуктов
Бойкова Наталья Владимировна воспитатель I квалификационной категории мбдоу «Детский сад №48 «Солнышко» iconКузнецова Татьяна Викторовна воспитатель высшей квалификационной...
Цель: Показать родителям важность ознакомления детей среднего дошкольного возраста с основными нормами и правилами поведения
Бойкова Наталья Владимировна воспитатель I квалификационной категории мбдоу «Детский сад №48 «Солнышко» iconТрудовой десант на территории заказника “Долгая поляна”
Воспитатель второй квалификационной категории мбдоу “Детский сад комбинированного вида “Сказка” города Тетюши” Тетюшского Муниципального...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница