Особенности организации и проведения лабораторно-практических занятий в соответствии с требованиями фгос




Скачать 53.33 Kb.
НазваниеОсобенности организации и проведения лабораторно-практических занятий в соответствии с требованиями фгос
Дата публикации30.01.2014
Размер53.33 Kb.
ТипЗанятие
shkolnie.ru > Информатика > Занятие
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС

С.Д. Боровик

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Армавирский механико-технологический техникум» Краснодарского края

Цель образовательного процесса – обучение, воспитание и развитие компетентной личности, способной вести самостоятельный поиск информации, выбирать методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество, применять полученные знания в практической деятельности. Для достижения этой цели при разработке программ профессиональных модулей и учебных дисциплин необходимо чтобы их практикоориентированность (с учётом всех видов практик) составляла 50-65%. Большое количество часов, выделенных на лабораторно-практические занятия, позволяет организовать учебный процесс так, чтобы ясно была видна связь изучаемого материала с практикой, его востребованность в конкретных ситуациях. Местом проведения такого рода занятий являются специально оборудованные учебные кабинеты, лаборатории, производственные цеха… Продолжительность занятия – не менее двух академических часов. За это время студенты, работая в групповой, индивидуальной или фронтальной форме выполняют задания, обозначенные в методических указаниях, самостоятельно или под руководством преподавателя (мастера).

Практическое занятие позволяет закрепить изученный теоретический материал, обеспечить его более глубокое усвоение и формирование умения применять теоретические знания на практике. Например, заданием может служить составление технологических схем производства; проведение продуктовых расчётов; расчет, подбор и выполнения чертежей оборудования; решение разного рода задач, в том числе профессиональных (анализ производственных ситуаций, выполнение профессиональных функций в деловых играх и т.п.); работа с нормативными документами, инструктивными материалами, справочниками; выполнение заданий курсового и дипломного проектирования… Для поддержания внимания, интереса и стимулирования творческого мышления студентов необходимо проводить практические занятия в виде ролевых и деловых игр, имитационных тренингов, в форме мастер-классов, конкурсов профессионального мастерства и др.

Успешное проведение практического занятия будет обеспечено только при его достаточно глубокой подготовке. Для всех видов практических занятий необходимо разработать и утвердить методические рекомендации. Для этого необходимо изучить требования ФГОС к знаниям, умениям и практическому опыту с целью овладения студентами указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями и соответственно сформулировать цели и задачи практического занятия, разработать типовые и нетиповые задания и вопросы, порядок выполнения работы, вопросы (или тесты) текущего контроля знаний. Особое внимание следует уделить методическим материалам и техническим средствам обучения. В качестве информационного обеспечения следует использовать печатные и/или электронные издания основной и дополнительной учебной литературы, изданной за последние 5 лет, профессиональные журналы, Интернет-ресурсы, действующие стандарты и технологические инструкции. Для обеспечения наглядности, в случае проведения практических занятий в учебном кабинете, необходимо использовать современные информационно-коммуникационные технологии, создать и ежегодно пополнять базу мультимедийных презентаций, учебных фильмов, которые, в том числе, могут быть разработаны и созданы самими студентами в процессе выполнения практического занятия. Вычерчивание планов и разрезов цехов, отдельных единиц оборудования следует проводить в компьютерном классе, оснащённом лицензионным программным обеспечением (Компас-график, Компас-3D).

Лабораторное занятие – это одна из форм учебной работы, которая ориентирована на формирование практических умений обращения с различными приборами, установками, аппаратурой, навыков обслуживания машин и аппаратов, установленных в технологической линии, а также исследовательских умений наблюдать, сравнивать, анализировать, устанавливать зависимости, делать выводы и обобщения, оформлять результаты. Эти занятия могут проводиться в специально оборудованных лабораториях, соответствующих требованиям санитарно-гигиенических норм, безопасности и эстетики, или на производстве. Так определение физико-химических и микробиологических показателей качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции должно проводиться в специализированной лаборатории, оснащённой достаточным количеством лабораторных мест, химической посудой, химреактивами, необходимыми современными приборами (технические и аналитические весы, рН-метр, сушильный шкаф, фотоэлектроколориметр, рефрактометр, индикатор радиоактивности, микроскопы, термостаты и др.), навыки работы с которыми необходимы для дальнейшей работы специалиста. При этом наилучший результат достигается при индивидуальной работе, так как в этом случае, чтобы получить положительный результат и в итоге зачет, каждый из студентов четко должен знать методику (алгоритм) выполнения работы, проанализировать полученный результат, сравнить с требованиями стандарта и сделать вывод. В случае проведения демонстрационной работы, необходимо так организовать рабочее место, чтобы все без исключения студенты смогли пронаблюдать за ходом её выполнения. Например, если проводится микроскопирование отдельных препаратов, целесообразно использовать электронный микроскоп, который подключён к компьютеру, что позволяет отобразить наблюдаемое изображение на экране монитора или перенести его с помощью проектора на интерактивную доску для более детального разбора.

Групповая или бригадная форма проведения лабораторного занятия наиболее эффективна при приготовлении колбасной, полуфабрикатной продукции (блюд общественного питания, хлебопекарной и кондитерской продукции…). При этом у студентов проявляется здоровый интерес, азарт и стимул сделать изделие лучше с эстетической точки зрения и вкуснее, чем у других. Органолептические показатели качества определяют сами же студенты при проведении рабочей дегустации, но весомое слово, как специалист, имеет и преподаватель. Он в процессе приготовления отслеживает технологию, а затем в процессе обсуждения со студентами возможных дефектов, объясняет причины их возникновения, способы устранения. На таких занятиях студенты получают реальные навыки и приёмы безопасной работы на технологическом оборудовании небольшой производительности, которое может быть установлено на малых предприятиях – это миникуттеры, волчки, фаршемешалки, шприцы (пусть даже механические), коптильные, пельменные аппараты, пароконвектоматы и др. Наличие этого оборудования в учебной лаборатории является обязательным для достижения эффективного процесса обучения. Видеоматериалы, снятые на производстве, экскурсии, безусловно, выполняют наглядную функцию, но в данном случае можно перефразировать общеизвестную пословицу: лучше один раз сделать, чем сто раз увидеть. Сам метод обучения – лабораторная работа – получил своё название от лат. «laborare», что означает работать. Именно выполняя определённые технологические операции, студенты получают навыки, необходимые для будущей профессии в результате чего происходит становление студента как будущего специалиста.

Таким образом, можно сформулировать общие требования к современному лабораторно-практическому занятию, реализуя которые педагог обеспечит успешность и эффективность его проведения:

- вооружать студентов глубокими и сознательными знаниями;

- формировать у студентов прочные навыки и умения, способствующие подготовке их к будущей работе;

- повышать воспитательный эффект обучения на занятии, формировать черты личности студентов в процессе обучения;

- осуществлять всестороннее развитие студентов, развивать их общие и профессиональные компетенции;

- формировать у студентов самостоятельность, творческую активность, инициативу, как устойчивые качества личности, умения творчески решать задачи, которые встречаются в жизни;

- вырабатывать умения самостоятельно учиться, приобретать и пополнять знания, работать с нормативно-технической литературой, овладевать навыками и умениями и творчески применять их на практике.

Похожие:

Особенности организации и проведения лабораторно-практических занятий в соответствии с требованиями фгос iconУчебные пособия 1 Андриенко Е. В. Социальная психология (Материалы...
Социальная психология (Материалы для семинарских и лабораторно-практических занятий)
Особенности организации и проведения лабораторно-практических занятий в соответствии с требованиями фгос iconМетодические указания по проведению практических занятий по дисциплине:...
Составлено в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности
Особенности организации и проведения лабораторно-практических занятий в соответствии с требованиями фгос iconМетодические указания для проведения практических занятий для студентов...
Маркетинг. Методическое пособие для практических занятий. Сост. М. Б. Кузьмичева. / Российск заочн ин-т текстил и легк пр-ти. М
Особенности организации и проведения лабораторно-практических занятий в соответствии с требованиями фгос iconОбеспечение образовательного процесса оборудованными учебными кабинетами,...
Для проведения практических занятий по заявленным к лицензированию образовательным программам
Особенности организации и проведения лабораторно-практических занятий в соответствии с требованиями фгос iconМетодические указания по выполнению практических занятий Выполнение...
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования республики марий эл
Особенности организации и проведения лабораторно-практических занятий в соответствии с требованиями фгос iconПрограмма дисциплины утверждена
Задача практических занятий: закрепление теоретических положений дисциплины и получение практических навыков использования теоретического...
Особенности организации и проведения лабораторно-практических занятий в соответствии с требованиями фгос iconПрограмма дисциплины утверждена
Задача практических занятий: закрепление теоретических положений дисциплины и получение практических навыков использования теоретического...
Особенности организации и проведения лабораторно-практических занятий в соответствии с требованиями фгос iconИспользование методик ориентированных на действие на уроках кулинарии...
Атель ориентируется на прогнозируемые результаты – качественно обученный выпускник, т е освоивший все профессиональные и общие компетенции...
Особенности организации и проведения лабораторно-практических занятий в соответствии с требованиями фгос iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Оценка бизнеса» разработан...
«Оценка бизнеса» разработан в соответствии с требованиями фгос впо (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и...
Особенности организации и проведения лабораторно-практических занятий в соответствии с требованиями фгос iconПояснительная записка Программа разработана для занятий с учащимися...
Фгос начального общего образования второго поколения. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница