Тема урока: Виды информации




Скачать 59.84 Kb.
НазваниеТема урока: Виды информации
Дата публикации26.03.2013
Размер59.84 Kb.
ТипУрок
shkolnie.ru > Информатика > Урок
МОУ Сиверская гимназия

План

открытого урока по информатике в 3 классе

Тема урока:Виды информации.

Способы передачи и получения информации.

Учитель начальных классов

Тимофеева Светлана Валентиновна

МОУ Сиверская гимназия

Гатчинского района

П.Сиверский

2009 год

Тема урока:Виды информации.

Способы передачи и получения информации.

Цели: Познакомить с различными видами информации, со способами передачи и получения информации.

Задачи урока:

учебные:

  • рассмотреть виды информации; способы ее получения и передачи.

  • расширить информационную картину мира.

развивающие:

  • развитие внимания, памяти, логического мышления учащихся;

  • развитие воображения.

воспитательные:

  • повышение интереса к изучаемому предмету;

  • воспитание умения высказывать свое мнение.


Оборудование: учебник-тетрадь для 3 класса С.Н, Тур, Т. П. Бокучава; программа MS Paint, компьютерная презентация «Способы передачи и получения информации».

^ Ход урока.

1. Организационная часть.

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

2. Разминка
Давайте послушаем информацию, которая дается нам в стихах, и узнаем, о каких словах идет речь:

В этом слове – тишина,

Плещет сонная волна,

Шепчут тихо камыши,

Здесь рыбалки хороши…

Без последней буквы слово

Получает смысл новый –

Здесь работа шумная,

Дружная и умная. ( заводь, завод )

^ 3. Введение нового материала
Деятельность человека связана с передачей и получением информации. (Попросить ребят дать определение информации.)

Итак, информация – это сведения об окружающем нас мире.

Человек получает информацию с помощью 5 органов чувств. (Слайд № 2).

  1. Глаза – с помощью глаз человек получает зрительную информацию об окружающем мире. ( Зрение помогает различить цвета предметов, их размеры, форму, узнавать, далеко они или близко, движутся или не подвижны. Благодаря зрению мы читаем книги, смотрим телепередачи, любуемся красотой природы. Глаза – словно окна в мир. Берегите зрение!)

  2. Уши – с помощью ушей человек получает звуковую информацию: слышит речь, музыку, шум. ( Особенно важно для нас слышать речь других людей. Ведь с помощью слов мы передаем друг другу свои мысли, знания. Чудесные звуки природы, музыки тоже очень нужны нам. Эти звуки – часть окружающей нас красоты. Шум может не только мешать, но и нести полезную информацию – например, шум мотора сообщает нам о том, что приближается машина, и нужно быть внимательнее. Помните, что сильный шум, резкие звуки, громкая музыка портят слух, плохо влияют на весь организм. Чаще отдыхайте в тишине!)

  3. Нос – с помощью носа человек получает обонятельную информацию: ощущает запахи окружающего мира. ( Многие приятные запахи доставляют нам радость: запах цветов, запах хвойного леса. Некоторые запахи как бы предупреждают об опасности, например, об утечке газа из газовой плиты или о том, что пища испорчена, есть ее нельзя! И наоборот, приятный запах пищи вызывает аппетит. При насморке человек плохо чувствует запахи. Надо оберегать себя от простуды.)

  4. Язык - с помощью языка человек получает вкусовую информацию: узнает, какова пища на вкус – горькая, соленая, сладкая или кислая. (На языке расположены особые вкусовые сосочки. Благодаря им человек различает вкус пищи. Вкусную пищу человек съедает с аппетитом. Иногда по вкусу мы узнаем, что пища испорчена и есть ее нельзя. Слишком горячая пища обжигает язык, и мы почти не чувствуем ее вкуса. Пища должна быть не очень горячей.)

  5. Кожа – с помощью кожи ( особенно кожи на кончиках пальцев) человек получает тактильную, или осязательную, информацию: узнает о том, каков предмет на ощупь – теплый или холодный, гладкий или шершавый, мягкий или твердый. Даже с закрытыми глазами или в темноте на ощупь можно получить информацию о размерах и форме предмета. ( Кожа предупреждает нас и об опасности. Вот ты прикоснулся к горячему предмету и тут же одергиваешь руку. Почему? Потому, что кожа мгновенно подала сигнал: берегись, горячо! А на морозе она нам подсказывает: очень холодно, не обморозь пальцы, уши и лицо! Кожа – орган осязания. Старайтесь не ранить кожу, не допускать ожогов, обморожения.)


В древности информацию люди передавали звуками, жестами, с помощью наскальных рисунков и зарубок на деревьях.

До сих пор некоторые племена, проживающих в труднопроходимых местах нашей планеты, передают сообщения друг другу с помощью дыма от костра или барабанным боем. (Слайд № 3).

Моряки передают информацию с помощью флажковой азбуки, военные используют сигнальные ракеты, люди с дефектами речи и слуха применяют азбуку жестов. (Слайд №4).

Когда появилась письменность, люди стали передавать информацию не только устно, жестами или рисунками. Выражение мыслей в письменной форме дало возможность не только передавать сведения и сообщения, но и накапливать человеческий опыт в виде рукописей. (Слайд №5). Умение читать и писать стало признаком грамотности людей. С изображением в XV веке книгопечатных станков появилась возможность издавать книги и широко распространять человеческие знания в виде текстовой, числовой и графической информации(уточнить: картинки, рисунки и т. д.)

В дальнейшем были изобретены специальные устройства для печати и получения звуковой информации – телефон и радио. (Слайд №6). Современный человек с помощью технических устройств может передавать и получать текстовую, числовую, графическую и звуковую информацию и использует для передачи информации телефонную связь, радио- и телевещание, компьютерные сети. (Слайд № 7).

Передавать и получать информацию могут не только люди, но и животные и растения. Своим лаем собака-петух может предупредить хозяина о том, что на стадо пытается напасть волк. (Слайд № 8).

Пчела сообщает другим пчелам движениями тела, «в танце», - в какую сторону надо лететь за медом.

Муравьи тоже могут передавать информацию друг другу. (Слайд № 9). Так они строят муравейники (целые подземные города), вместе добывают пищу, вскармливают потомство и даже умеют выращивать грибы у себя в муравейнике.

В Индии по берегам рек встречаются заросли удивительного растения, которое называют «Стыдливая мимоза». Когда начинается тропический ливень, и первые капли дождя падают хотя бы на одно растение, мимоза спешит свернуть свои листочки, спасая их от разрушительной силы дождя. Самое интересное заключается в тои, что как правило одно растение свернуло свои листочки, сигнал о наступающем дожде передаются от одного растения к другому, и вся роща стыдливой мимозы сворачивает свои листочки.

^ 4. Работа в учебнике-тетради
(Слайд № 10).
1. а) Запишите главный орган чувств, с помощью которого получает информацию:

Собака (нос);

Орел (глаза).
(Слайд № 11).
б) Запишите, какой орган чувств плохо развит у крота (глаза).

(Провести беседу о более и менее развитых органах чувств.)
5. Физкультминутка

Давайте действиями и словами передадим информацию. ^ На каждый вопрос дети отвечают хором: «Вот так!» и жестом показывают нужное движение(действие):

- Как живешь? - Вот так! (Показать большой палец)

- Как идешь? - Вот так! ( Прошагать двумя пальцами по ладони)

- А бежишь? - Вот так! (Согнуть руки в локтях и показать, как работают

ими при беге)

- Ночью спишь? - Вот так!(Руки под щеку и положить на них голову)

-Как берешь? - Вот так! (Показать рукой, как что-то берут со стола)

- А даешь? - Вот так! (Показать рукой, как что-то дают)

-Как шалишь? -Вот так! (Надуть щеки и слегка стукнуть по ним ладонями)

-А грозишь? -Вот так! (Погрозить пальчиком своему соседу)

^ 6. Практическое задание
Садимся за компьютеры. В графическом редакторе MS Paint нарисуйте рисунок, по которому видно - какую информацию может получить человек на летней полянке с помощью зрения. (Для подсказки – слайд №12).
^ 7. Домашнее задание
Нарисуйте в учебнике-тетради пример информации, которую можно передать одноклассникам с помощью рисунка. (Слайд № 14)

8. Выставление оценок за работу на уроке и за работу на компьютере.

Литература:

1. Методическое пособие по информатике. С.Н, Тур, Т. П. Бокучава. Санкт - Петербург "БХВ- Петербург"

2. В. П. Трутнева " Считай, смекай, отгадывай "- СПб.: Лань, 1994.

3.  М. Гольцман, М. Дуванов, Я. Задейльман " Информация вокруг нас ". Информатика и образование " №1, 1990, с. 17-25.

4. Учебник - тетрадь по информатике 3 класс С, Н, Тур, Т,П, Бокучава.

Похожие:

Тема урока: Виды информации iconТема урока: Передача информации
И так тема нашего урока «Передача информации» урока запишите в тетрадь.  Какие ассоциации у вас возникают с этой темой? (записываю...
Тема урока: Виды информации iconТема урока: Бутерброды и их виды. Тип урока
Программно-диагностические материалы: пк, программа Power Point, рабочая тетрадь, презентация «Бутерброды и их виды», предметы сервировки...
Тема урока: Виды информации iconТема урока: Виды теплопередач. Цель урока
Цель урока: рассмотреть виды теплопередачи, охарактеризовав каждый из видов, опираясь на эксперимент; показать практическое применение...
Тема урока: Виды информации iconУрока Дата Тема урока Новые понятия
Прием, хранение, обработка и передача информации. Свойства информации, системы управления техническими устройствами
Тема урока: Виды информации iconУрок технологии в 3 классе. Тема урока: «Работа с тканью, виды швов»
Методическое оснащение урока: мультимедийный кабинет, презентация на тему: «Вышивка, виды швов», лоскутки ткани, нитки мулине, линейка,...
Тема урока: Виды информации iconТема урока метод координат
Актуализация знаний – для успешного усвоения материала необходимо актуализировать следующие понятия: виды информации, графическая...
Тема урока: Виды информации iconУрока Дата Тема урока Новые понятия
Тема «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации» (15 часов)
Тема урока: Виды информации iconБилет 1
Понятие информации. Виды информации. Роль информации в живой природе и в жизни людей. Язык как способ представления информации: естественные...
Тема урока: Виды информации iconЭкзаменационные вопросы Информатика
Понятие информации. Виды информации. Свойства информации. Подходы к оценке количества информации. Представление данных. Элементы...
Тема урока: Виды информации iconПримерные билеты по икт
Понятие информации. Виды информации. Роль информации и живой природе и в жизни людей. Язык как способ представления информации: естественные...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница