Биология, 8 класс. Тема урока




Скачать 86.39 Kb.
НазваниеБиология, 8 класс. Тема урока
Дата публикации14.09.2013
Размер86.39 Kb.
ТипУрок
shkolnie.ru > Информатика > Урок
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8 города Коврова

Биология, 8 класс.

Тема урока: «Строение, состав и свойства костей, типы их соединения».

Учитель биологии: Шмелева Татьяна Викторовна.

Цели урока:

        1. Сфор­мировать знания о строении и свойствах костей, их химическом составе, о типах соединения костей, об особенностях их роста в длину и толщину; показать взаимо­связь строения костей и выполняемых ими функций.

        2. Продолжить развитие обще­учебных навыков работы с различными источниками информации, умений и навыков организации самостоятельной учебной деятельности, проектной деятельности, умения адекватно оценивать собственные достижения, развитие творческих способностей.

  1. Формирование научного мировоззрения, понимания развития собственного интеллекта как ценностной характеристики современной личности, воспитание внимательного отношения к своему здоровью.

^ Тип урока: Усвоение новых знаний.

Вид урока: Комбинированный.

Методы работы: поисковый, исследовательский, проблемный, объяснительно-демонстративный.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, мобильный компьютерный класс с выходом в интернет, презентация урока, задания для работы в группах, натуральные кости, микроскоп, микропрепараты, листы взаимопроверки, дополнительная информация, тестовые задания, интерактивная энциклопедия «Мое тело» («Новый диск»), ЦОРы из коллекции ООО "ДОС.
^ Ход урока

  1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

Учитель: Приобретать знания вы сегодня будете самостоятельно индивидуально и в ходе групповой работы. Призываю вас в ходе обсуждения высказывать своё мнение, не подавлять инициативу товарищей, внимательно выслушивать одноклассников.

В ходе всего урока вы будете заполнять листы взаимопроверки, получать баллы, по сумме которых будет определена итоговая оценка. Важно, чтобы эти баллы выставлялись объективно.

^ Ученики заполняют листы взаимопроверки

Лист взаимопроверки

Фамилия, имя







Вопросы, тесты (за ответ по 1 баллу)







Работа в группе (3 балла)







Выступление (за ответ по 1 баллу)







Дополнения (за ответ по 1 баллу)







Рефлексия (за ответ по 1 баллу)







Отметка за урок







Настроение










  1. ^ Повторение опорных знаний

Учитель: Прежде чем приступить к усвоению нового материала, необходимо воспроизвести знания, полученные ранее, которые будут опорными в этой теме.

  • Вспомните, из чего состоит опорно-двигательная система?

  • Какие функции она выполняет?

Ученики отвечают на вопросы, учитель оценивает ответы.

  1. Этап всесторонней проверки знаний

Организация работы в группах:

  1. Выполнение теста для контроля знаний по теме "Скелет человека"

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3e1e5705-1a04-11dd-bd0b-0800200c9a66/index.htm

Определение баллов.

  1. Задание: перечислите особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью.

Особенности, связанные с прямохождением:

    • S- образная изогнутость позвоночника;

    • увеличение тел позвонков в нижних отделах позвоночника;

  • грудная клетка сжата спереди назад, грудина широкая;

  • расширенная форма таза, широко расставленные тазобедренные суставы;

  • мощное развитие костей свободной конечности;

  • выпрямление ног в коленном суставе, мощное развитие связок;

  • продольный, пружинящий свод стопы;

  • развита пяточная кость.

Особенности, связанные с трудовой деятельностью:

  • мозговой отдел черепа развит больше, чем лицевой;

  • плечевой пояс подвижный, обеспечивают большую подвижность руки;

  • большая подвижность большого пальца и способность его противопоставляться всем остальным.

Проверка выполнения, пояснения учителя, оценивание работы

  1. Подготовка учащихся к активному усвоению материала

Учитель: Скелет состоит из костей, которые определенным образом соединены друг с дру­гом. Типы соединения костей в скелете связаны с основными его функциями: опор­ной, защитной и двигательной. Отсюда вытекают два проблемных вопроса:

        • Какие особенности строения и свойства костей обеспечивают выполнение опорной и защитной функций?

        • Как соединяются между собой кости в скелете и в чем проявляется взаимосвязь строения и функции этих соединений?

Учащиеся дают предположительные ответы.

Сообщение темы и целей урока

  1. Усвоение нового материала

Задание 1. Рассмотрите изображение, ответьте на вопросы:

  • Из чего состоит кость? (костная ткань)

  • К какому типу ткани относиться костная ткань? (соединительная ткань)

  • Какими особенностями обладает соединительная ткань? (много межклеточного вещества)

  • Рассмотрите спил дерева, сравните с костной тканью. Что общего? (ячеистое строение, кольца)

Задание 2. Работа в группах

Учитель: Для того чтобы определить значение подобного строения кости, а также определения свойств, типов костей, особенностей роста, соединения костей, мы поработаем в группах по заданиям. В конце занятия у нас получится карта знаний по теме, которую мы будем составлять в сервисе Cacoo.com. Каждая проектная группа должны будут представить результаты своей работы.

Учащиеся работают в группах, выполняют задания, заполняют карту знаний
1 группа. Химический состав кости.

  1. Изучите пункт «Химический состав кости» на стр. 47 учебника Колесова Д.В. «Биология. Человек».

  2. Познакомьтесь с интерактивной схемой «Химический состав кости». Какие свойства придают кости органические и неорганические вещества?

  3. Заполните свою часть карты знаний, подготовьте кратное выступление о химическом составе костей.

2 группа. Строение кости.

  1. Изучите пункт «Макроскопическое строение кости» на стр. 47 учебника Колесова Д.В. «Биология. Человек».

  2. Изучите интерактивную таблицу «Строение трубчатой кости». Какие функции выполняют части кости? Обратите внимание на компактное вещество (плотное – придаёт прочность кости) и губчатое вещество (рыхлое – придает легкость кости).

  3. Заполните свою часть карты знаний, подготовьте кратное выступление о строении кости.

^ 3 группа. Микроскопическое строение кости.

  1. Изучите пункт «Микроскопическое строение кости» на стр. 48 и рисунок 19 на стр. 49 учебника Колесова Д.В. «Биология. Человек». Выполните лабораторную работу «Микроскопическое строение кости» (стр. 50).

  2. Изучите поясняющий материал: структурным элементом костной ткани является остеон – система костных пластинок, концентрически расположенных вокруг канала, снабжённого кровеносными сосудами и нервами. Между остеонами находятся вставочные пластинки. Пространства между пластинками заполнены плотным межклеточным веществом, через которое происходит питание и дыхание костных клеток. Костные клетки располагаются по наружному периметру костных колец. Подобное ячеистое строение обеспечивает высокую прочность костной ткани при нагрузках и минимальный расход материала и массы костного вещества.

  3. Заполните свою часть карты знаний, подготовьте кратное выступление о микроскопическом строении кости.

4 группа. Рост кости.

  1. Изучите материал интерактивной энциклопедии «Мое тело» по теме «Рост костей».

  2. Ответьте на вопросы: Благодаря чему происходит рост костей в толщину? За счет чего кость растёт в длину? В каком возрасте заканчивается формирование скелета?

  3. Заполните свою часть карты знаний, подготовьте кратное выступление об особенностях роста костей.

5 группа. Типы костей.

  1. Изучите пункт «Типы костей» на стр. 48-49 учебника Колесова Д.В. «Биология. Человек». Какие особенности строения трубчатых, губчатых и плоских костей помогают выполнять их функции?

  2. Выполните интерактивное задание «Форма костей». Рассмотрите натуральные кости, определите их тип. В чем состоит отличие трубчатых костей от губчатых?

  3. Заполните свою часть карты знаний, подготовьте кратное выступление о типах костей, их функциях и расположении в организме.

6 группа. Типы соединения костей.

  1. Изучите пункт «Соединения костей» на стр. 59-61 и рисунки 31, 32 учебника Колесова Д.В. «Биология. Человек». Как соединяются между собой кости в скелете?

  2. Изучите интерактивную схему «Типы соединения костей». В чем проявляется взаимосвязь строения и функции соединений? Какие особенности строения сустава обеспечивают отно­сительную прочность соединения костей и их подвижность?

  3. Заполните свою часть карты знаний, подготовьте кратное выступление о типах соединения костей.

Презентация итогов работы, заполнение листов взаимопроверки


  1. Закрепление знаний

  1. Выполнение интерактивного задания «Строение и свойства костей"

  2. Выполнение проверочных тестов для контроля знаний

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3e1e5704-1a04-11dd-bd0b-0800200c9a66/index.htm

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3e1e5706-1a04-11dd-bd0b-0800200c9a66/index.htm

  1. Рефлексия по итогам урока: Что узнали нового? Чему научились? Все ли цели выполнили? Какие выводы сделали?

^ Ученики анализируют итоги своей работы, формулируют выводы

Выводы:

  • кость – орган тела, образованный преимущественно костной тканью, которая состоит из костных пластинок – остеоцитов и плотного межклеточного вещества;

  • состоит из органических веществ (упругость) и неорганических (прочность);

  • имеет надкостницу, компактное и губчатое вещество, костный мозг;

  • скелет образован трубчатыми, губчатыми и плоскими костями;

  • кости соединяются неподвижно (швы), полуподвижно (хрящи) или подвижно (суставы).

Подведение итогов урока, оценивание работы школьников: 10-14 баллов – «3»; 15-19 баллов – «4»; более 20 баллов – «5»


  1. ^ Сообщение домашнего задания: § 10, § 12 стр. 59-61, карта знаний

Дополнительное задание: изучите предложенную подборку текстов, составьте инфографику с помощью сервиса Piktochart.com.

*** Построены кости из так называемых костных пластинок. Располагаются они не хаотично, а по направлению внутренних сил сжатия и растяжения, возникающих в связи с нагрузкой. При усиленной работе происходит нарастание компактного слоя костей. Ширина их возрастает, а костно-мозговая полость сужается, появляется дополнительные костные клетки, окостенение затягивается. А ведь последний факт свидетельствует, что продлён и рост костей в длину. Именно поэтому кости тренированного человека становятся тяжелее и массивнее, а уменьшение мышечной нагрузки, наоборот, влечёт за собой атрофию костной ткани.

***Исследования отечественного анатома А.О. Обызова свидетельствуют, что поставленная вертикально бедренная кость выдерживает давление в 1,5 т., плечевая кость – «всего» 850 кг. Предел прочности ребер составляет на излом у молодых людей колеблется от 85 до 110 кг. на 1 см², у пожилых людей меньше – 40 кг. Поверьте этой информации сразу и не пытайтесь кости сломать.

*** Кости, имеющие 1 мм² в поперечном сечении, выдерживают нагрузку в 12-16 кг., тогда как кирпич может выдерживать только 0,5 кг. Стало быть, сопротивление давлению кости в 30 раз больше, чем кирпича, и в 2,5 раза больше, чем гранита. На сжатие кость в 10 раз крепче хряща, в 5 раз прочнее железобетона, в 2 раза больше крепости свинца. В положении лёжа тело человека длиннее на 2-3 см., чем в положении стоя. При росте человека выше 1,8-1,85 м. ухудшаются биохимические качества опорно-двигательного аппарата.

Карта знаний по теме

«Строение, состав и свойства костей, типы их соединения»

(сервис Cacoo.com)
Шаблон для работы проектных групп


Итог работы проектных групп

Похожие:

Биология, 8 класс. Тема урока iconКонспект урока Тема: «Питание животных»
Учебник: Н. И. Сонинн «Биология. Живой организм. 6 класс» Москва: Дрофа, 2010 год
Биология, 8 класс. Тема урока iconКонкурса: Педагогические идеи и технологии: среднее образование Название...
Разработка урока биологии в 10 классе по учебнику Общая биология (базовый уровень 10-11 класс)под редакцией В. И. Сивоглазовой
Биология, 8 класс. Тема урока iconУрок биологии, 8 класс Учебник «Биология человек 8 класс»
Учебник «Биология человек 8 класс», А. Г. Драгомилов, Р. Д. Маш, М. «Вентана-Граф», 2012г
Биология, 8 класс. Тема урока iconМетодическая разработка урока Дисциплина: биология Класс: 5 Тема: «Что такое живой организм?»
Н. И. Сонин, А. А. Плешаков. – М.: Дрофа, 2012. В ней отражена попытка реализовать требования фгос ООО в основе которого лежит системно...
Биология, 8 класс. Тема урока iconУрока
Константинов В. М., Бабенко В. Г., Кучменко В. С. Биология 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М. Издательский центр...
Биология, 8 класс. Тема урока iconУчебник «Биология 8 класс «Человек и его здоровье»
Тип урока: изучения нового материала (по дидактической цели) комбинированный (по способам организации деятельности)
Биология, 8 класс. Тема урока iconУрок-проект «Покрытосеменные растения» Предмет-биология. Класс-6...
...
Биология, 8 класс. Тема урока iconУрока. Предмет математика Класс 4 «А» класс (1-4) Программа Л. В....
В 4 «А» классе обучается 21 человек. Из них 15 девочек и 6 мальчиков. Класс обучается по развивающей системе обучения Л. В. Занкова....
Биология, 8 класс. Тема урока iconУрока Структура урока Тема, класс: Еще раз об одной опасности письма
Тип урока определила по наличию и последовательности структурных частей. Эта деятельность была главной на уроке
Биология, 8 класс. Тема урока iconУрока-дубля в 6 классе тема «Экскурсия по Лондону»
Авторы: Белкина Л. В., Буланова О. И., учителя английского языка моу сош №36 Дзержинского района г. Волгограда Класс Тема урока:...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница