Программа дисциплины утверждаю




Скачать 157.27 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины утверждаю
Дата публикации24.08.2013
Размер157.27 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
shkolnie.ru > Информатика > Программа дисциплины




министерство образования и науки рф

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«новосибирский государственный педагогический университет»

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


УТВЕРЖДАЮ

Директор ИФМИЭО

_________А. И. Хасанов

«____»__________2011 г.

Пересмотрена и рекомендована к использованию

в учебном процессе на заседании кафедры алгебры

Протокол № 1 от 23.09. 2011 г.

Зав. кафедрой_______________М. П. Тропин


^ МАТЕМАТИКА И ИНФОРМАТИКА
Направление: 031000.62 Филология

Профиль: Русская филология

Степень выпускника: бакалавр филологии


СОСТАВИТЕЛИ: Царева С.Е., к.п.н., профессор,

Борик М.Ф., ст. преподаватель,

Одинокова Е.В., ст.преподаватель
Новосибирск 2011 год

^ Выписка из ГОС

ЕН.Ф.01

Математика и информатика.

Аксиоматический метод, основные структуры, составные структуры, вероятности, языки и программирование, алгоритмы, компьютерный практикум.

250


^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель освоения дисциплины «Математика и информатика» – сформировать у студентов систему представлений о математике и информатике как составляющей общей культуры педагога.

^ Место дисциплины структуре ООП бакалавриата. Дисциплина «Математика и информатика» входит в обязательную часть дисциплин цикла общематематических и естественнонаучных дисциплин. Изучается в 1,2,3 и 4 семестрах. На неё отводится 250 часов: из них аудиторные занятия составляют 124 часа, самостоятельная работа - 126 часов.

Для освоения дисциплины «Математика и информатика» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения школьного курса математики и информатики.

^ Формы контроля. Оценка результатов обучения осуществляется в ходе промежуточного контроля, который осуществляется в тестовой форме, а также в форме зачёта в 4 семестре.

^ Требования к результатам освоения программы.

Студент должен:

Знать: основные способы математической обработки информации: понятия события, вероятности, частоты, случайной величины, отличия дискретных и непрерывных случайных величин; основные задачи и область применения комбинаторики, теории вероятностей, математической статистики; основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации; основные понятия математики, применимые в профессиональной деятельности педагога; основные математические методы обработки информации; определение информации, возможности информационных и коммуникационных технологий; компьютерные, информационные технологии в решении статистических задач; компьютер как средство управления информацией.

Уметь: использовать основные средства математики в решении некоторых задач профессиональной деятельности; вычислять абсолютную и относительную погрешности; представлять данные задачи в виде таблиц; определять несовместные, равновозможные, независимые события; строить и читать графы, круговые и столбчатые диаграммы, графики изменения величин; ставить и решать статистические задачи, анализировать полученные результаты, формировать выводы и заключения; пользоваться стандартным программным обеспечением; находить необходимую информацию в интернет.

^ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

1. Введение в курс математики. Элементы математической логики. 1.1.Математика как наука и феномен культуры. Математика в профессиональной деятельности. 1.2. Элементы теории множеств, понятие соответствия, операции. 1.3.  Логика как наука. Высказывания и высказывательные формы. Операции над высказываниями и высказывательными формами. 1.4. Основные законы логики. Правила вывода.

2. Системы счисления. Алгоритмы. 2.1. Системы счисления. Позиционные и непозиционные системы счисления. Отношения и операции в позиционных системах. 2.2.  Перевод из одной системы в другую. Двоичная система. 2.3. Понятие алгоритма, свойства, способы задания. 2.4. Системы счисления и алгоритмы в информатике.

3. Комбинаторика. Элементы теории вероятности 3.1. Комбинаторика как раздел математики. Комбинации, их виды. Основные правила комбинаторики. Способы подсчета числа комбинаций. Комбинаторные задачи. способы решения. 3.2. Основные понятия теории вероятностей. Различные подходы к определению понятия вероятности. 3.3. Вероятность суммы и произведения событий. 3.4. Случайные величины. Распределения случайной величины. Числовые характеристики случайной величины.


4. Элементы математической статистики. 4.1. Статистические наблюдения. Способы и формы фиксации результатов статистических наблюдений. 4.2. Основные понятия математической статистики. 4.3. Формы представления статистической информации, статистические ряды, полигоны частот, гистограммы и т. п. 4.4. Числовые характеристики статистического ряда. Численные методы анализа статистических данных.

5. Основные понятия информатики. 5.1. Основные понятия – информация, информационные процессы и технологии. Методы обработки и представления информации. Технические и программные средства реализации информационных процессов. 5.2. Структурная схема персонального компьютера, основные принципы устройства и работы. 5.3. Системное программное обеспечение. Операционная система.

6. Языки программирования. 6.1. Классификация языков программирования. Язык Паскаль. 6.2. Арифметические операции, переменные, стандартные функции в Паскале. 6.3. Структура программы на Паскале. 6.4. Операторы языка Паскаль.

7. Текстовый и табличный редакторы. 7.1. Классификация текстовых редакторов. Текстовый редактор MS Word. Форматирование документа. Колонтитулы и сноски. Работа с графическими объектами. Работа с таблицами и диаграммами. Создание сложных списков. Стили и оглавление. Шаблоны документов. 7.2. Классификация табличных редакторов. Табличный редактор MS Excel. Работа с книгой. Ввод и редактирование данных. Абсолютные и относительные ссылки. Мастер функции, построение графиков и диаграмм функций. Применение MS Excel для решения логических задач. Применение MS Excel для реализации методов статистической обработки данных.

8. Редактор презентаций и браузер. 8.1. Редактор презентаций Power Point. Работа со слайдами в режиме "слайды". Дополнительные визуальные эффекты. Работа с шаблонами. Дизайн презентации. Подготовка демонстрации. Показ слайдов. 8.2. Локальные и глобальные сети ЭВМ. Работа в Интернет при помощи браузера. Поиск информации в Интернет. Электронная почта. 8.3. Основные методы защиты информации, компьютерные вирусы и антивирусные программы.


Содержание дисциплины «Математика и информатика» структурировано по видам учебных занятий с распределением объёмов учебной нагрузки.

Таблица 1. Тематическое планирование для дневного отделения




^ Тематические разделы и темы дисциплины

Виды и формы учебной работы, в часах

Лекции

ПЗ

ЛЗ

СР

1 семестр

1.

Введение в курс математики. Элементы математической логики.

2







2

2.

Системы счисления. Алгоритмы.

4







4

3.

Комбинаторика. Элементы теории вероятности.

4







4

4.

Элементы математической статистики

8







8







18







18

2 семестр

5.

Основные понятия информатики. Методы представления информации.

Персональный компьютер: устройство и принципы работы.

Системное программное обеспечение. Операционная система.







8

8

6.

Языки программирования







28

28













36

36

3 семестр

7.

Текстовый и табличный редактор.

Работа с текстовым редактором MS Word.

Работа с электронными таблицами MS Excel. Их использование для обработки данных педагогического эксперимента (компьютерный практикум по статистике)








36

36













36

36

4 семестр

8.

Редактор презентаций и браузер.

Создание презентаций с помощью МS PowerРoint.

Работа в Интернет. Использование ресурсов (компьютерный практикум по поиску информации в Интернет)







34

36




ИТОГО







34

36


^ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература

  1. Акулов, О.А. Информатика: базовый курс/ О.А. Акулов, Н.В. Медведев. – М.: Омега, 2004. – 551 с.

  2. Баврин, И.И. Математика для гуманитариев. М.: Академия, 2011. - 320 с. - 14 экз.

  3. Гейбука, С.В. Математика и информатика: учебно-методический комплекс/ авт.-сост. С.В. Гейбука; Е.В. Бугровская; Новосиб. гос. пед. ун-т; Ин-т открытого дистанционного образования. - Новосибирск: НГПУ, 2007. - 208 с. -50 экз.

  4. Ермолаев, О.Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник/ О.Ю. Ермолаев. – М.: «Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2004. – 336 с. - 53+27(2003)+9(2006)

  5. Информатика: Практикум по технологии работы на компьютере: Учебник для студентов экономических специальностей вузов / Под ред. Н.В. Макаровой. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 256 с.

  6. Курносов, А.П. Информатика. Серия «Учебники и учебные пособия для высших учебных заведений» / А.П. Курносов. – М.: Колосс, 2006.

  7. Степанов, А.Н. Информатика: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным и социально-экономическим направлениям и специальностям / А.Н. Степанов. – М.: Питер, 2005. – 684 с. - 992 экз.

  8. Царева С.Е. Математика: учебно-методическое пособие.- Новосибирск, изд. НГПУ, 2009. 124 с. - 247 экз.

Дополнительная литература

  1. Аматова, Г.М. Математика: Учеб. пособие для фак-тов подготовки бакалавров образования в области нач. образования и учителей нач. кл. педвузов / Г.М. Аматова, М.А. Аматов. – М.: Московский психолого-социальный институт, 1999. – 488 с.

  2. Безручко, В.Т. Практическая работа в Word/ В.Т. Безручко. – М.: Финансы и статистика, 2004.

  3. Безручко, В.Т. Презентации PowerPoint / В.Т. Безручко. – М.: Финансы и статистика, 2005.

  4. Виленкин, Н. Я. Комбинаторика / Н. Я. Виленкин. – М.: «Наука». – 1969. – 328 с.

  5. Воронов, М.В. Математика для студентов гуманитарных факультетов / М.В. Воронов, Г.Л. Мещерякова. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. – 304 с.

  6. Дейтел, Х.М. Операционные системы. Основы и принципы /  Х.М. Дейтел. – М.: Бином, 2006.

  7. Демина, Л.М. Microsoft Power Point в схемах и рисунках / Л.М. Демина, Р.М. Гатаулин. – М.: МГИУ, 2007.

  8. Донцов, Д. Windows XP. Серия «Лёгкий старт» / Д. Донцов. – С.-Пб.: Питер, 2005.

  9. Жафяров, А.Ж. Математическая статистика/ А.Ж. Жафяров, Р.А. Жафяров. – Новосибирск: Изд. НГПУ. – 249 с.

  10. Житкова, О.А. Редактор презентаций Power Point / О.А. Житкова. – М.: Интеллект-Центр, 2006.

  11. Ивин, А.А. Словарь по логике / А.А. Ивин, А.Л. Никифоров. – М.: Гуманит. центр ВЛАДОС, 1997. – 384 с.

  12. Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы / В.Г. Олифер, Н.А. Олифер. – Спб.: Питер, 2000. – 672 с.

  13. Копыл, В.И. Microsoft Word. Простой и быстрый курс для самостоятельного изучения / В.И. Копыл. – М.: НТ-Пресс, 2005.

  14. Маликова, Л.В. Практический курс по электронным таблицам MS Excel: Учебное пособие для вузов / Л.В. Маликова, А.Н. Пылькин. – М.: Горячая линия – Телеком, 2004. – 244с.

  15. Математика: Учеб. пособие для студентов пед. институтов / Н.Я. Виленкин, А.М. Пышкало, В.В. Рождественская, Л.П. Стойлова. – М.: Просвещение, 1977. – 352 с.

  16. Математический энциклопедический словарь. – М.: Сов. энциклопедия, 1988. – 847 с.

  17. Меженный, О.А. Microsoft Windows Vista: самоучитель / О.А. Меженный. – М.: Вильямс, 2007.

  18. Могилев, А.В. Информатика / А.В. Могилев, Н.И. Пак, Е.К. Хеннер. – М., 2005. – 816 с.

  19. Новиков, Г.А. Работа с текстовым процессором MS Word / Г.А. Новиков. – М.: Телеком, 2005.

  20. Решение задач по статистике, комбинаторике и теории вероятностей / Автор-составитель В.Н. Студенецкая. – Волгоград: Учитель, 2005. – 409 с.

  21. Рудикова, Л.В. Microsoft Office для студента / Л.В. Рудикова. – С.-Пб.: BHV, 2006.

  22. Тестовые задания по разделу «Математика» дисциплины «Математика и информатика»: Электронный ресурс / Составитель С.Е. Царева. Компьютерный класс ИД.

  23. Цилькер, Б. Я. Организация ЭВМ и систем. Серия «Учебник для вузов» / Б. Я. Цилькер, С. А. Орлов.– С.-Пб.: Питер, 2004.

  24. Чуприн, А. Эффективный самоучитель работы в Windows XP Professional / А. Чуприн. – С.-Пб.: Питер, 2005.

  25. Шпак, Ю.А. Самоучитель Microsoft Office Word 2003 / Ю.А. Шпак. – М.: МК-Пресс, 2006.

Электронные учебные пособия

  1. Гейбука, С.В. Математика и информатика [Электронный ресурс]: учебно-методический комплекс/ авт.-сост. С.В.Гейбука; Е.В.Бугровская; Новосиб. гос. пед. ун-т, Ин-т открытого дистанционного образования. - CD с автозапуском: электрон. текстовые, граф., зв. данные. - Новосибирск: НГПУ, 2008. - Систем. требования: Pentium 166 и выше; 60 Mb HDD; 64 Мb RAM; CD-ROM; в/карта с разреш. 800х600 и цв. гаммой 16 bit; зв. карта, колонки или наушники; Microsoft Windows 98, Me, 2000, XP.

  2. Математика и информатика [Электронный ресурс]: практикум: учебное пособие/ Е.Н.Гусева и др. - Москва: Флинта, 2011. - 405 с. - Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/83437/. - Доступна эл. версия. ЭБС "Университетская библиотека ONLINE".

  3. Попов, А.М. Информатика и математика [Электронный ресурс]: учебное пособие/ А.М.Попов, В.Н.Сотников, Е.И.Нагаева; под ред. А.М.Попова. - Москва: ЮНИТИ, 2008. - 303 с. - Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/83270/. - Доступна эл. версия. ЭБС "Университетская библиотека ONLINE".

Рекомендуемые источники Интернет

  1. www.gpntb.ru

  2. http://ru.wikipedia.org/wiki

  3. http://www.krugosvet.ru/articles/27/1002768/print.htm

  4. http://www.bymath.net

  5. http:// www.fepo.ru

Контрольные материалы

Вопросы к зачету

  1. Особенности построения научных теорий. Аксиоматическое построение теории: общая характеристика, примеры. Математические структуры.

  2. Множество, элементы множеств, способы задания. Отношения между множествами. Операции над множествами.

  3. Понятие соответствия, способы задания соответствий, виды соответствий.

  4. Отношения. Свойства отношений.

  5. Операции. Свойства операций.

  6. Логика как наука. Высказывания и высказывательные формы. Операции над высказываниями и высказывательными формами.

  7. Системы счисления. Позиционные системы счисления.

  8. Перевод из одной позиционной системы в другую. Арифметические действия с числами в позиционных системах.

  9. Комбинаторика как раздел математики. Комбинаторные задачи. Комбинации, их виды.

  10. Основные правила комбинаторики. Способы подсчета числа комбинаций.

  11. Комбинаторные задачи, способы решения

  12. Основные понятия теории вероятностей. Различные подходы к определению понятия вероятности. Вероятность суммы и произведения событий.

  13. Случайные величины. Распределения случайной величины.

  14. Числовые характеристики случайной величины.

  15. Статистические наблюдения. Способы и формы фиксации результатов статистических наблюдений.

  16. Основные понятия математической статистики.

  17. Формы представления статистической информации, статистические ряды, полигоны частот, гистограммы и т. п.

  18. Числовые характеристики статистического ряда.

  19. Численные методы анализа статистических данных.

  20. Виды информации. Методы и способы представления информации. Информационные процессы и технологии.

  21. Устройство персонального компьютера, принцип работы и назначение основных устройств и блоков. Периферийные устройства.

  22. Хранение информации и ее носители.

  23. Структура программного обеспечения. Операционные системы.

  24. Компьютерные вирусы. Понятие "защита информации". Классификация способов несанкционированного доступа к информации. Программные способы защиты информации. Правовые способы защиты информации.

  25. Текстовые редакторы. Создание, открытие и сохранение документов в различных формах. Основные режимы работы с документами.

  26. Ввод, редактирование и форматирование текста. Управления форматами шрифта. Проверка правописания. Управление форматом абзаца.

  27. Настройка печати и печать документов

  28. Вставка таблиц, рисунков, диаграмм и других объектов. Управление форматом, размерами и положением объекта. Формат и стиль документа. Колонки и списки. Колонтитулы и автотекст. Шаблоны документов.

  29. Создание, редактирование и форматирование таблиц.

  30. Создание, редактирование и форматирование графических объектов. Создание, редактирование и форматирование заголовков при помощи WordArt. Создание, редактирование и форматирование формул при помощи MS Equation.

  31. Электронные таблицы: книги, листы, ячейки, именованные блоки, адреса. Ввод числовых, символьных данных и формул.

  32. Основные математические и логические функции. Табулирование функций и построение их графиков.

  33. Создание табличных баз данных. Проверка, фильтрация, сортировка данных. Подведение итогов.

  34. Построение различных типов диаграмм по табличным данным. Построение сводных таблиц и диаграмм по ним.

  35. Настройка печати и печать электронной таблицы.

  36. Редактор презентаций MS Power Point. Способы создания презентаций.

  37. Объекты, составляющие слайд. Вставка объектов. Использование анимационных и звуковых эффектов.

  38. Настройка показа и управление показом презентации. Способы печати презентации.

  39. Интернет-браузер MS Internet Explorer. Способы получения информации из Интернет.

  40. Работа с электронной почтой.

  41. Работа с антивирусной программой.

Примеры контрольных работ

Вариант 1

1. Выполните 4 основные операции над множествами А и В, где

А = {0; 8; 11; 15}, { х | х  N , х – четное, 12< х < 20}.

2. Переведите в десятичную систему число 26023(7).

3. Переведите в 5-ричную систему число 3468.

4. Четные пятизначные числа записаны цифрами 1, 2, 3, 4, 5. Сколько можно записать таких чисел, если цифры могут повторяться?

5. Задайте множество. Перечислением пар и с помощью графов задайте на нем симметричное отношение.

6. Определите множество истинности предиката А(х)  В(х), заданного на Х = {6; 12; 18; 20; 30; 60 }, если TА = {12; 18}, а TВ= {6; 12; 20}.

7. Какова вероятность того, что наугад выбранные ответы в тестовом задании будут содержать все правильные ответы, если всего ответов 4, правильных – 2, но испытуемый не знает, сколько в тесте правильных ответов.

8. В контрольной и экспериментальной группах (КГ и ЭГ) до экспериментального обучения различия в уровнях развития внимания были случайными. После экспериментального обучения в ЭГ, отличающегося от обучения в КГ проведением серии специальных занятий, данные диагностики уровня внимания были следующими:

КГ – 12, 12, 16, 18, 14, 16, 18, 24, 16, 18;

ЭГ – 14, 12, 14, 22, 16, 20, 16, 20, 18, 22.

Для полученных статистических данных:

постройте вариационный ряд, статистическое распределение, интервальный ряд, полигон частот, гистограмму, график распределения;

найдите (вычислите) моду, медиану, разброс, среднее арифметическое (математическое ожидание ), дисперсию, среднее квадратическое отклонение;

выясните, являются ли различия в развитии внимания статистически значимыми, с помощью t-критерия Стьюдента, если распределения в выборках подчиняются нормальному закону, в противном случае с помощью U-критерия Вилконксона-Манна-Уитни.

Вариант 2

1. Сколько различных 5-ти буквенных комбинаций можно составить из разных букв слова "диковинка".

2. Бросают 2 кубика. События А - на первом кубике выпала "3" и В - на втором кубике выпала "5" являются: а) совместными; б) независимыми; в) несовместными; г) зависимыми.

3. В читальном зале 7 учебников по литературе и 10 учебников по русскому языку. Библиотекарь наудачу взял 2 учебника. Найти вероятность того, что выбраны учебники по русскому языку.

4. В каждом из трех магазинов нужный товар находится с вероятностью 0,4, 0,7 и 0,8. Какова вероятность найти этот товар во всех магазинах.

5. Для дискретной случайной величины Х с данным законом распределения, найти M(X).

Х

-3

-1

0

1

2

р

0,1

0,1

0,2

?

0,3

6. Составить статистическое распределение: 1;2;6;2;5;7;8;7;7;5. Вычислить среднюю выборочную.

7. На курсы по иностранному языку записалось 14 человек. Чтобы занятия начались необходимо набрать 50 человек.. Через сколько дней начнутся занятия, если каждый день в среднем записывается 4 человека. Составить математическую модель задачи. Построить график.


Похожие:

Программа дисциплины утверждаю iconПрограмма дисциплины утверждаю
Целью освоения дисциплины «Информационные технологии» является подготовка магистрантов к решению следующих задач профессиональной...
Программа дисциплины утверждаю iconПрограмма дисциплины утверждаю
Целью освоения дисциплины «Информационные технологии» является подготовка магистрантов к решению следующих задач профессиональной...
Программа дисциплины утверждаю iconПрограмма дисциплины утверждаю
Целью освоения дисциплины «Социолингвистические аспекты изучения языка» является подготовка магистрантов к решению следующих задач...
Программа дисциплины утверждаю iconПрограмма дисциплины утверждаю

Программа дисциплины утверждаю iconПрограмма дисциплины утверждаю

Программа дисциплины утверждаю iconПрограмма дисциплины утверждаю

Программа дисциплины утверждаю iconПрограмма дисциплины утверждаю

Программа дисциплины утверждаю iconПрограмма дисциплины утверждаю

Программа дисциплины утверждаю iconПрограмма дисциплины утверждаю

Программа дисциплины утверждаю iconПрограмма дисциплины утверждаю

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница