Корюкина Шафика Исхаковна учитель русского языка и литературы




Скачать 207.65 Kb.
НазваниеКорюкина Шафика Исхаковна учитель русского языка и литературы
Дата публикации12.08.2013
Размер207.65 Kb.
ТипУрок
shkolnie.ru > Информатика > Урок
ГБОУ СОШ с. Кашпир м.р. Приволжский Самарской области Корюкина Шафика Исхаковна учитель русского языка и литературы

«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»
Тема:

«Формирование и развитие УУД посредством технологии РКМ »


  1. Пояснительная записка

  1. Анализ недостатков в результатах в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

В школе я проработала 37 лет. Советская система вовсе не грешила отсутствием государственного подхода, и разработанные программы по предметам соответствовали вполне понятным требованиям. И превосходно соответствовали! Отсюда успехи в оборонке и космосе, лучшая в мире физико-математическая школа. Но жизнь не стоит на месте.

С тех пор задачи, стоящие перед обществом, кардинальным образом поменялись, повседневная жизнь и быт претерпели революционные преобразования. В результате наши дети ощущают колоссальный отрыв между получаемыми в школе знаниями, не отражающимися в текущем реальном опыте, и знаниями, навыками, необходимыми для понимания и грамотного, успешного овладения все усложняющимся окружающим миром.

Мотивация к обучению теряется, субъективная ценность образования падает, образовательный процесс становится все более формальным как со стороны учеников, так и со стороны учителей. (Что воспитывает цинизм) Добросовестные же учителя и требовательные родители часто оказываются «плывущими против течения». Но «знаниевая» система изжила себя.

В школу пришли другие дети, и работать по-старому сегодня уже нельзя.

Корень этих проблем лежит не в настрое детей, не в их «пассивности», а в процедуре, которую задает применяемая в массовой школе технология. То есть учитель должен рассказывать предусмотренный программой материал, заставить ученика его выучить и оценить степень усердия.

У школьников ситуация принуждения и постоянного внешнего контроля приводит к следующим последствиям: блокируется активность и самостоятельность, тормозится развитие творческих способностей школьников; возникает неверие в собственные силы, боязнь допустить ошибку; возникает комплекс переживаний, называемый межличностной тревожностью.

Еще Д.И. Менделеев предлагал преподавателю, стремящемуся вбить в голову студента максимально возможный объем учебного материала, не забывать, что камин, доверху забитый дровами, не горит, а дымит.

Я постоянно задаю себе вопрос: «Чему я хочу научить своих учеников?» И в каком бы я классе ни преподавала, ответ всегда неизменен. Я глубоко убеждена в том, что главная цель урока - это воспитание личности, человека, умеющего анализировать прочитанное, самостоятельно оценивать факты, явления, события и на основе полученных знаний формировать свой взгляд на мир. Одним словом, личность в моем понимании - человек, не боящийся мыслить.

Чтобы достигнуть поставленной цели, нужно создать определенные условия для ученика, которые помогли бы ему обрести уверенность в себе, в своих силах, позволили бы раскрыться, способствовали формированию его мировоззрения. Современная методика преподавания, к сожалению, не всегда позволяет создать комфортные условия для каждого ученика, атмосферу творчества или, точнее говоря, сотворчества между учителем и учеником, а также между учащимися.

Я часто задумывалась, почему ребятам скучно на уроках, почему современные дети не любят читать, боятся отвечать, не пишут сочинения, а механически переписывают чужие мысли, не заботясь о том, что содержание их работы не совпадает с темой заданного сочинения. Мало-помалу я начала понимать, что только заученное правило не сделает ребенка грамотным, а выученные даты жизни писателя не помогут ему понять то или иное литературное произведение. С ужасом для себя я сделала вывод: русский язык и русская литература — «мертвые» предметы для современного ученика.

Что же делать, чтобы это изменить? Ответ на этот вопрос мне помогли найти курсы повышения квалификации в СИПКРО. Полученные знания позволили мне пересмотреть методы и приемы работы на уроках литературы и русского языка.

^ II. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведённого анализа:

Нежелание учащихся читать препятствует развитию творческих способностей, умственному развитию личности.

Цель данной работы:

Изучив литературу по ТРКМ, разработать необходимый дидактический материал для внедрения технологии на уроках русского языка и литературы, осуществить апробацию, выявить эффективность данной технологии.

Основные задачи:

  • изучить теоретический материал по технологии РКМ;

  • овладеть способами проведения уроков в рамках технологии;

  • спланировать работу по внедрению технологии развития критического мышления;

  • провести отбор дидактического материала для занятий по данной технологии;

  • разработать модели уроков в соответствии со структурой данной технологии;

  • провести апробацию данной технологии применительно к урокам литературы в 7,10 классах;

  • выявить преимущества данной технологии;

  • проанализировать результаты деятельности учащихся.




  1. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся

Прежде всего, мне необходимо решить денную проблему, чтобы осуществить требования ФГОС.





Изменения в требованиях к результатам

^ Стандарт 2004г. Стандарт II поколения

знать личностные

уметь ЗУН метапредметные УУД

использовать предметные

Виды универсальных учебных действий


регулятивные (организация учащимися своей учебной деятельности)

познавательные (действия, выполняемые ребёнком для присвоения знаний)

коммуникативные (социальная компетенция в общении)





  • проектировать маршрут преодоления затруднений в общении через включении в новые виды деятельности;

  • самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

  • применять методы информационного поиска, в т.ч.с помощью компьютера;

  • осознавать самого себя как движущую силу своего научения, способность к самокоррекции;

  • определять новый уровень отношений к самому себе как субъекту деятельности;

  • прогнозировать.

  • уметь производить поиск и выделение необходимой информации;

  • уметь формировать вариант решения проблемы;

  • уметь выделять в тексте главное, формировать вариант решения поставленной на уроке задачи;

  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования языковых явлений, текста, частей речи;

  • моделировать;

  • строить речевые высказывания.

  • слушать и слышать друг друга;

  • полно и точно выражать свои мысли;

  • добывать недостающую информацию с помощью вопросов;

  • владеть монологической и диалогической формами речи;

  • устанавливать рабочие отношения;

  • формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работе;

  • организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

  • уметь обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общее мнение.


  1. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля)

Я планирую изменить эти противоречия, эту ситуацию, применяя современные образовательные технологии. Технологию РКМ.

Во-первых, критическое мышление есть самостоятельное мышление.

Когда занятие строится на принципах критического мышления, каждый формулирует свои идеи, оценки, убеждения независимо от остальных. Никто не может думать критически за нас, мы делаем это исключительно для самих себя. Следовательно, мышление может быть критическим только тогда, когда носит индивидуальный характер. Ученики должны иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы.

Во-вторых, информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически. Как иногда говорят, «трудно думать головой». Чтобы породить сложную мысль, нужно переработать гору «сырья» - фактов, идей, текстов, теорий, данных, концепций. Разумеется, мыслительные способности детей будут совершенствоваться при обучении, но даже малыши способны думать критически и вполне самостоятельно. В своей познавательной деятельности ученики и учителя, писатели и ученые подвергают каждый новый факт критическому обдумыванию. Именно благодаря критическому мышлению традиционный процесс познания обретает индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и продуктивным.

В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.

В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственные решения проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Он также осознает, что возможны иные решения той же проблемы, и старается доказать, что выбранное им решение логичнее и рациональнее прочих. Всякая аргументация содержит в себе три основных элемента. Центром аргументации, главным ее содержанием является утверждение (называемое также тезисом, основной идеей или положением). Утверждение поддерживается рядом доводов. Каждый довод, в свою очередь, подкрепляется доказательствами. В качестве доказательств могут использоваться статистические данные, выдержки из текста, личный опыт и вообще все, что говорит в пользу данной аргументации и может быть признано другими участниками обсуждения. Под всеми названными элементами аргументации - утверждением, доводами и доказательствами - лежит элемент четвертый: основание.

^ Технология «Развитие критического мышления» решает следующие задачи:

- Образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала.

- Культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров.

- Информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности.

  • Социальной компетентности: формирование коммуникативных навыков и ответственности за знание.

В основу данной технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех фаз (стадий, этапов) Структура данной педагогической технологии стройна и логична. Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

Представим эту структуру в виде схемы с соответствующими пояснениями:
^ Технологические этапы


1 стадия

ВЫЗОВ

2 стадия

ОСМЫСЛЕНИЕ

3 стадия

РЕФЛЕКСИЯ

  • актуализация имеющихся знаний;

  • пробуждение интереса к получению информации;

  • постановка учеником собственных целей обучения.

  • получение новой информации;

  • корректировка учеником поставленных целей обучения.

  • размышление, рождение нового знания;

  • постановка учеником новых целей обучения.

Стадии и приемы технологии

Стадия (фаза)

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Возможные приемы и методы

1. Вызов

Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы.

Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ.

Составляет списки известной информации, рассказ- предположение по ключевым словам, систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки «Мозговая атака»

^ Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведется индивидуально – парами – группами.

2. Осмыс-

ления

Сохранения интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижения от знаний «старого» к «новому».

Ученик читает текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации.

Методы активного чтения:

маркировка с использованием значка «V», «+», «-», «?» (по мере чтения становятся на полях справки)

введение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;

поиск ответов на поставленный в первой части урока вопросы.

Стратегия РАФТ

Стратегия ИДЕАЛ

Стратегия ФИШБОУН

Стратегии: «Мозаика проблем», «Уголки»,

Денотатный граф

Стратегии постановки вопросов: «Ромашка Блума», «Тонкие» и «толстые» вопросы



Познакомившись глубже с теоретической основой технологии, я выработала несколько моделей работы с текстом, скомбинировав известные приемы.

На уроках русского языка при подготовке к изложению с творческим заданием по сюжетному тексту целесообразно применять такую модель.

^

Этапы урока


Цели этапа

Приемы и методы

Вызов

Активизация каждого ученика. Актуализация знаний. Развитие связной речи. Развитие логического мышления.

Анализ заголовка по особым вопросам заголовку.

Рассказ – предположение по ключевым словам.


Осмысление

Организация активного восприятия текста. Направление усилий на степень понимания текста.

Чтение с остановками.

Заполнение двухчастного дневника

(трехчастного дневника)

Постановка вопросов разного типа.

Открытый финал.

Рефлексия

Обобщение и систематизация приобретенного читательского опыта. Обобщение на уровне личностных впечатлений.

Написание синквейна.

Написание изложения с творческим заданием


Приемы, используемые на первой стадии, позволяют задействовать каждого ученика, при составлении рассказа-предположения, во-первых, пробуждается познавательный интерес к теме, во-вторых, каждый, работая индивидуально, создает собственное творение, которое на протяжении последующей работы сопоставляется с оригиналом, таким образом, все находятся в активной позиции.

Чтение с остановками и заполнение двухчастного дневника – это основополагающие приемы стадии осмысления, они позволяют сделать процесс чтения интерактивным, учащиеся сравнивают свои версии с оригиналом, прогнозируют, выделяют важные для понимания слова и выражения, дают им толкование.

При обобщении и систематизации и своего впечатления, и своего отношения к поставленным проблемам учащиеся на стадии рефлексии создают синквейны.

Примеры текстов:

5 класс – Л.Толстой «Акула»

6 класс – М.Артюхова «Трусиха»

7 класс - К.Ушинский «Слепая лошадь»

На уроках литературы мне трудно было применять технологию, т. к. апробированные приемы можно было использовать при изучении сюжетных произведений, небольших по объему, поэтому я решила первоначально проводить уроки внеклассного чтения с применением стратегий технологии

Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Оно требует от ученика вдумчивости и богатого понятийного запаса. Синквейн  – это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний. Правила написания синквейна таковы:

1.Одно ключевое слово – существительное

2. Два определения, характеризующих данное слово (прилагательные, причастия)

3. Три глагола, показывающие действие

4. Четыре слова – предложение, в котором содержится идея

5. Одно слово – метафора, слово – ассоциация.

Обычно рекомендуется использовать синквейн на стадии рефлексии. Этот прием можно использовать и на стадии Вызова. В начале урока, перед объяснением новой темы, учащимся предлагается определить тему следующего синквейна, то есть подобрать слово, стоящее в первой строке. Кроме того, можно использовать Синквейн в различных учебных ситуациях. Например, как обобщение личностного восприятия от экскурсии. Ребята выделяют ключевые слова, связанные с темой поездки, и создают свои небольшие поэтические «шедевры». Возможно применение этого приема на уроках русского языка при изучении различных типов речи, например, – в 5, 6 классах по теме «Описания времени года. Зима» рефлексия может осуществляться с помощью синквейна. Пятиклассникам-шестиклассникам нравится ощущать себя поэтами.

В старших классах этот прием комбинируется с другими. В 10 классе на тему «Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»» отводится несколько уроков, при обсуждении учащиеся ведут двухчастный дневник, в котором отмечают основные черты, детали каждого помещика. К заключительному уроку учащиеся составляют карту путешествия Чичикова, в которой изображают герб помещика и создают синквейны, обобщающие собственное представление о героях. На уроке представляют и защищают свою работу, объясняют, отвечают на вопросы одноклассников.

Следующую модель я использовала на уроках внеклассного чтения. Для таких уроков выбирала небольшие сюжетные произведения (объем текста 1-7 страниц)

По данной модели я проводила уроки внеклассного чтения: в 5классе по произведению Е.Носова «Лоскутное одеяло», И.Бунина «Сверчок», «Зеркало»; в 6 классе - по повести А.С. Пушкина «Метель» в 7 классе - по рассказу Н.Лескова «Неразменный рубль», «Жемчужное ожерелье»;

При изучении тем, связанных со сравнительной характеристикой образов, героев, произведений, уместно применение такой модели:


Вызов

Мозговая атака «Мысли по кругу»



Осмысление

Заполнение сводной таблицы

Объект сравнения

Линии сравнения

Объект сравнения












Рефлексия

Диаманта (на уроке) Эссе (дом.зад.)


При выявлении линий сравнения используется мозговая атака «Мысли по кругу». Учащиеся определяют черты героев, например, Онегина и Ленского, для сравнительного анализа, высказывают их по очереди. Кто не готов, может пропустить. Этот прием способствует развитию умения слушать другого человека. Затем идеи систематизируются коллективно и заносится в графу «Линии сравнения»



Прием «сводная таблица» помогает ребятам систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, героями. Данная работа помогает подготовить обучающихся к сочинению – «Сравнительная характеристика...»

На стадии рефлексии ребята систематизируют и обобщают информацию, создают диаманту стихотворную форму из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением.

  1. Тема (существительное)

  2. Определения (два прилагательных, причастия)

  3. Действие (три глагола)

  4. Ассоциации (четыре существительных, в этой строке осуществляется переход к антонимичным понятиям)

  5. Действие (три глагола)

6. Определения (два прилагательных, причастия)

  1. Тема (существительное)

По данной модели можно проводить уроки по темам:

10 класс – «Тема поэта в творчестве А.Пушкина и М.Лермонтова»

«Онегин и Ленский»,«Е.Базаров и Аркадий Кирсанов»,«Базаров и Свидригайлов», «Наташа Ростова и Элен Курагина», «А.Болконский и Анатоль Курагин».

11 класс – «Тема гражданской войны в творчестве И.Бабеля и А.Фадеева»

^ Диагностика результативности учащихся в режиме ТРКМ

Каждая из технологических стратегий является инструментом для достижения достаточно конкретных целей. Стратегии могут использоваться учителем для развития у школьников таких умений, как, например:

  • умение решать учебные и реальные проблемы;

  • умение выделять из текста основные единицы;

  • способность к продуктивной совместной работе и т.д.

Сложно поставить оценку за сформированность этих умений и качеств. Важно отследить их устойчивое позитивное развитие у каждого ученика. При диагностике развития навыков критического мышления выделяются следующие уровни:

  1. Воспроизведение – узнавание и вызов информации.

  2. Понимание – интерпретация материала, схем.

  3. Применение понятий, законов, процедур в новых ситуациях.

  4. Анализ – выделение скрытых предположений, нахождение ошибок в логике рассуждений, проведение разграничений между фактами и следствиями

  5. Синтез - написание творческого сочинения, составление плана исследования и т.д.

  6. Оценка логики построения материала, значимости продукта деятельности.

Для проверки сформированности этих навыков можно воспользоваться уже известными методиками, так и стратегиями критического мышления.

Можно использовать на уроках литературы и русского языка как сопровождающую диагностику, так и обобщающую.

Сопровождающую диагностику можно использовать, например, при чтении произведения. Ребятам дается задание: составить таблицу толстых и тонких вопросов по данному тексту. Оценивается качество и количество вопросов. При изучении рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» ученик может задать вопрос «Как удалось Жилину сбежать из плена?» ответ будет предполагать знание сюжета, а также и ученик должен будет дать характеристику героя. Можно дать задание сформулировать вопросы, используя классификацию вопросов по Блуму, адаптированную И.О.Загашевым.

Составление кластеров, заполнение таблиц, где нужно формулировать вопрос – все это является формой сопровождающей диагностики.

Так, например, составить кластер основных понятий по теме «Лексика» в 5 классе на начальном этапе или в 9 классе на уроках повторения по этой теме. Оценка выставляется на основании следующих критериев:

  • полнота отражения темы;

  • установление причинно-следственных отношений.

Для обобщенной оценки предлагается использовать критерий креативности (в данном случае – способность ученика синтезировать информацию в графической форме)

Тесты могут использоваться как форма обобщающей диагностики.

Проверить эффективность технологии развития критического мышления помогает срезовая контрольная работа. (приложение 2)

  1. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов ( кадровые, научно-методические, нормативно-правовые, информационные, организаторские)

Достижению новых образовательных результатов способствуют новые условия:

Кадровые:

  • Повышение квалификации.

  • Посещение мастер-классов, семинаров.

Нормативно-правовые:

  • Создание инструкций, положений по работе с ТРКМ.

Научно-методические:

  • Самостоятельное изучение литературы, связанной с применением технологии РКМ.

  • Отбор дидактического материала для проведения уроков внеклассного чтения.

  • Изучение опыта известных стратегий и приемов ТРКМ.

  • Разработка уроков в рамках ТРКМ

Организационные:

  • Организация консультаций для учащихся и родителей.

  • Проведение уроков с применением новых технологий.

Материально-технические:

  • Проектор

  • Компьютер

Информационные:

  • Стенды в кабинете по ТРКМ

  • Библиотека методической и художественной литературы

  • Презентации по теме

Заключение

Цели развития критического мышления отвечают целям образования на современном этапе, формируют интеллектуальные качества личности, вооружают ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения, самообразования, конструирования собственного образовательного маршрута.

Работа по изучению и внедрению технологии развития критического мышления помогает учителю пересмотреть свое собственное отношение к образованию, позволяет воспринимать новые идеи открытого образования. В результате стратегии и приемы, лежащие в основе новых подходов к обучению, становятся не только частью их педагогического опыта, но и двойственным средством для достижения этих задач.

После проведенных уроков с применением стратегий технологии всегда появляются новые идеи. Это еще раз доказывает, что ТРМ не только педагогическая технология с установленными правилами, принципами и набором приемов, но и динамический, развивающий подход к обучению. Смысл образовательного процесса состоит не в строгом следовании алгоритму, а в свободном творчестве педагогов и учеников, работающих с использованием новых технологии.

Список использованной литературы

  1. Богатенкова Н.В., Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроках истории. – СПб., 2001.

  2. Викентьева И. Ода синквейну// Перемена. – 2002.- №3

  3. Громова О. Критическое мышление – как это по-русски? // Библиотека в школе.- 2001.- №12

  4. Загашев И.О. Стратегии обучения умению решать проблемы. // Библиотека в школе.- 2004.- №20

  5. П

    римерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М. : Просвещение, 2011. — 342 с. — (Стандарты второго поколения). — ISBN 978-5-09-019043-5.

Похожие:

Корюкина Шафика Исхаковна учитель русского языка и литературы iconГой Наталья Анатольевна Кудерко Галина Александровна учитель русского...
...
Корюкина Шафика Исхаковна учитель русского языка и литературы iconГой Наталья Анатольевна Кудерко Галина Александровна учитель русского...
Оборудование: раздаточный материал, тексты стихотворений Э. Асадова, А. Лысова, Р. Гамзатова, Л. Скворцова, видеозапись фрагмента...
Корюкина Шафика Исхаковна учитель русского языка и литературы icon«люби, цени и знай русский язык!» Автор: Реветнева Тамара Николаевна,...
Пояснительная записка. Мероприятие проводится в рамках Недели русского языка и литературы с целью воспитания у учащихся бережного...
Корюкина Шафика Исхаковна учитель русского языка и литературы iconНа уроках русского языка и литературы
Фролова Елена Викторовна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
Корюкина Шафика Исхаковна учитель русского языка и литературы iconУрок русского языка и литературы в 6 классе по теме: «Устаревшие слова»
Клеймёнова Алеся Александровна-учитель русского языка и литературы мкоу казачья кадетская сош №19 г. Пятигорска
Корюкина Шафика Исхаковна учитель русского языка и литературы iconУчитель русского языка и литературы
Использование технологии личностно ориентированного обучения на уроках русского языка и литературы
Корюкина Шафика Исхаковна учитель русского языка и литературы iconУрок русского языка в 5 классе «Фонетика»
Автор: Попков Сергей Иванович, учитель русского языка и литературы моу сош №112 Калининского района г. Уфы, Отличник образования...
Корюкина Шафика Исхаковна учитель русского языка и литературы iconОбщеобразовательная школа і-іііст. №1 им. А. П. Довженко Новокаховского...
Белявская Т. Д. – учитель русского языка и литературы, учитель высшей категории, старший учитель
Корюкина Шафика Исхаковна учитель русского языка и литературы iconПринцип наглядности в современной дидактике и методике русского языка
Абдрахманова А. К., учитель русского языка и литературы, мбоу цппмсп калиниского района г. Челябинска
Корюкина Шафика Исхаковна учитель русского языка и литературы iconУрок конференция с элементами Праздника. День славянской письменности...
Мероприятие подготовила и провела учитель русского языка и литературы моу «сош №3» Зилова М. Ю
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница