Учебно-методический комплекс по дисциплине « дв1»




Скачать 226.52 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине « дв1»
Дата публикации07.08.2013
Размер226.52 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
shkolnie.ru > Информатика > Учебно-методический комплекс
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Армавирская государственная педагогическая академия»

Кафедра информатики и информационных технологий обучения

Учебно-методический комплекс по дисциплине
«М2.ДВ1» «Методика преподавания информатики в профильной школе»

(шифр) (наименование дисциплины)

Направление подготовки 050100.68 «педагогическое образование»
Магистерская программа
«Математика и информационные технологии»

Составитель: Козырева Г.Ф.
Утверждено на заседании кафедры

информатики и информационных технологий обучения

Протокол №___от

Зав. кафедрой__________________Бельченко В.Е.

Армавир, 2012
Обоснование УМК

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Методика преподавания информатики в профильной школе» разработан в соответствии с требованиями ФГОС ВПО (вариативный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного выпускника и предназначен для студентов, обучающихся по направлению 050100.62 «педагогическое образование»
Учебно-методический комплекс дисциплины рекомендован к утверждению учебно-методической комиссией на заседании кафедры информатики и информационных технологий обучения от «_____» ___________ 20__ г., протокол № __.


Автор (составитель): доцент Козырева Г.Ф.
Рецензенты: ______________________________________
------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Учебно-методический комплекс дисциплины утвержден

на заседании Учебно-методической комиссии кафедры информатики и информационных технологий обучения

«____»_________________ 20___ г. протокол № ____

Председатель УМК __________________/ _________________________

(подпись) Ф.И.О.

Учебно-методический комплекс дисциплины согласован с руководителем программы «Математика и информационные технологии»

«____»_________________ 20___ г.

Руководитель программы
_________________/ Манвелов С. Г./

(подпись) Ф.И.О.

^ Представление содержания УМКД

Пояснительная записка 4

Распределение часов и учебно-тематический план дисциплины 6

Список рекомендуемой литературы (основной, дополнительной) 7

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ 9


^

Пояснительная записка


Краткая характеристика предмета изучения. На этапе информатизации общества информатика как учебный предмет обретает особую значимость, а методическая система обучения школьному курсу информатики и информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) характеризуется динамизмом и вариативностью. Модернизация системы школьного образования предусматривает рас-

ширение возможностей выбора каждым старшеклассником индивидуальной образовательной программы и профилизацию старшей ступени общего образования.

Курс «Методика преподавания информатики в профильной школе» позволяет погрузить магистрантов в теорию и методику обучения информатике в профильной школе, вооружить их методами познания и сформировать познавательную самостоятельность.

^ Цель дисциплины: формирование компетенции в области теории и методики обучения информатике в старшей средней (полной) школе как теоретической и практической готовности магистранта к преподаванию информатики в профильной школе на основе современных технологий обучения, способности к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества.

^ Задачи дисциплины:

- формирование умений определения эффективности технологий обучения и разработка адекватных методик преподавания информатики в профильной школе; адаптация общедидактических положений к обучению информатике в старшей средней (полной) школе; технологическая разработка информационных структур в виде монологического изложения и в задачном исполнении, составление и применение логико-структурных схем;

− формирование умений координирования содержания и способов контроля с изучением учащимися нового учебного материала; планирования учебного процесса; применения технологий обучения, воспитывающих понимание ценности образования, а также технологий, обеспечивающих интеграцию социальных и образовательных стратегий обучения информатике в профильной школе; составление новых учебных программ; осуществление преемственности в организации обучения.

В результате изучения дисциплины «Методика преподавания информатики в профильной школе» студент должен:

знать / понимать

  • вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса, которая выражается в проектировании индивидуальных образовательных траекторий учащихся;

  • завершение  профильного  самоопределения старшеклассников и формирование  способностей  и  компетентностей, необходимых  для продолжения образования в соответствующей сфере профессионального образования.

уметь

  • организовывать образовательный процесс путем введения интерактивных, деятельностных компонентов, что означает создание учебных ситуаций, которые приведут к освоению учащимися проектно - исследовательских и коммуникативных методов.


Содержание курса определено требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по направлению 050100.62 «педагогическое образование», примерной основной образовательной программой, разработанной учебно-методическим объединением по образованию в области педагогики.
^

Распределение часов и учебно-тематический план дисциплины


Таблица 1. Распределение трудоемкости (в часах) дисциплины

Форма обучения

Семестр, курс изучения

Объем часов

Часы аудиторных занятий:

Часы самост. работы

Форма

текущего контроля

Формы

рубежного и промежу­точного контроля

Всего

В т.ч. в интерактивной форме

Из них:

лекций

Практич. занятий

Лабораторн занятий

Очная

6 курс,

1 семестр

108

16

16

4

12

-

56

экзамен

индивидуальное задание

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО в результате освоения дисциплин обучающийся должен овладеть комплексом компетенций. Выполнение этого требования проверяется при аттестации образовательной программы, в том числе путём контроля остаточных знаний обучающихся.

Таблица 2. Распределение компетенций, формируемых в ходе изучения дисциплины

Коды компетенций

Название компетенции

Форма текущего контроля качества компетенции

ОК - Общекультурные компетенции профиля




ПК-1

способностью применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях;


индивидуальное задание

ПК-3

способностью формировать образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной образовательной политики;


индивидуальное задание

ПК-8

готовностью к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных заведениях различных типов;


индивидуальное задание

ПК-9

готовностью к систематизации, обобщению и распространению методического опыта (отечественного и зарубежного) в профессиональной области;


индивидуальное задание

ПК-14

готовностью к осуществлению педагогического проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов;


индивидуальное задание

ПК-17

способностью изучать и формировать культурные потребности и повышать культурно-образовательный уровень различных групп населения;


индивидуальное задание

ПК-20

готовностью к использованию современных информационно-коммуникационных технологий и СМИ для решения культурно-просветительских задач;


индивидуальное задание
^

Список рекомендуемой литературы (основной, дополнительной)


Основная литература

  1. Лапчик М.П. и др. Методика преподавания информатики –М.: Академия. 2001.

  2. Макарова Н.В. Программа по информатике: системно-информационная концепция – Спб., Питер, 2004

  3. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе 8-11 кл.: методическое пособие – М.,: БИНОМ, 2008

  4. Сборник нормативных документов. Информатика и ИКТ - М., Дрофа, 2004

Дополнительная литература

  1. Андреева Е.В. Комбинаторные задачи: материалы для подготовки школьников к олимпиадам по информатике - М., Чистые пруды, 2005

  2. Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование»

  3. Семакин И.Г. Информационные модели и системы. Элективный курс: методическое пособие - М.,: БИНОМ, 2007

  4. Калинин И.А. Элективный курс «Основы информационной безопасности при работе в телекоммуникационных сетях» - М., Чистые пруды, 2007

Периодические издания

  1. Семакин И.Г. Значение проектной методики в достижении личностных и метапредметных результатов обучения информатике на профильном уровне// Информатика и образование – 2012, №5, с.3-41

  2. Семакин И.Г. Предметные результаты обучения информатике на профильном уровне в X- XI Кл // Информатика и образование – 2012, №1, с.19-32

  3. Титоров Д.Ю. Профильный курс информатики «Интернет-технологии» Информатика в школе – 2007, №7

  4. Чусавитина Г.Н. Элективный курс «Основы информационной безопасности» //Информатика и образование – 2007, №4

  5. Георгиева Р.И. Практикумы-проекты по информационным технологиям для профильных классов//Информатика и образование – 2007, №4

  6. Дергачева Л.М. ЕГЭ в задачах: решения и методические рекомендации по выполнению//Информатика в школе – 2010, №2

Интернет-ресурсы

  1. Калугина Т. Г. Актуальные проблемы профильного обучения и организации ЕГЭ в средней школе. http://www.urorao.ru

  2. Дильдин И.А. Преподавание информатики на профильном уровне: проблемы и перспективы http://rudocs.exdat.com/docs/index-145000.html?page=8

  3. Сетевой семинар «Преподавание профильного курса информатики» http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/pk.php

  4. Преподавание информатики и ИКТ в старшей школе на профильном уровне http://www.doshkolnik.edu.cap.ru/?t=hry&eduid=5503&hry=./52352/76603/80848/80857

  5. Н.Д.Угринович Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в старшей школе на профильном уровне http://inform.sch117nn.edusite.ru/DswMedia/progprofb.htm

  6. Элективные курсы http://informatiky.jimdo.com

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Армавирская государственная педагогическая академия»

Кафедра информатики и информационных технологий обучения

^

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


«М2.ДВ1» «Методика преподавания информатики в профильной школе»

Направление подготовки 050100.68 «педагогическое образование»
Магистерская программа
«Математика и информационные технологии»
Степень выпускника магистр

Форма обучения очная

Армавир – 2012 г.

^ Лист согласования
Составитель: Козырева Галина Федоровна,
кандидат педагогических наук, доцент

Рабочая программа дисциплины (модуля) утверждена

на заседании кафедры информатики и информационных технологий обучения

«____»_________________ 20___ г. протокол № ____
Заведующий кафедрой __________________/ Бельченко В.Е./

Рабочая программа дисциплины (модуля) утверждена

на заседании Учебно-методической комиссии кафедры информатики и информационных технологий обучения

«____»_________________ 20___ г. протокол № ____

Председатель УМК __________________/ ___________________________________

(подпись) Ф.И.О.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Рабочая программа дисциплины (модуля) согласована с руководителем магистерской программы по направлению 050100.62 «педагогическое образование», профиль «Математика и информационные технологии»

(наименование программы)

«____»_________________ 20___ г.

Руководитель программы

_________________/ Манвелов С. Г./

(подпись) Ф.И.О.
^ 1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Методика преподавания информатики в профильной школе» являются формирование компетенции в области теории и методики обучения информатике в старшей средней (полной) школе как теоретической и практической готовности магистранта к преподаванию информатики в профильной школе на основе современных технологий обучения, способности к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества.

.

^ 2.Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

Дисциплина «Методика преподавания информатики в профильной школе» относится к вариативной части общенаучного цикла.

Для освоения дисциплины студенты используют знания и умения, сформированные в ходе изучения курса «Теория и методика обучения информатике» на предыдущем уровне образования.

Освоение данной дисциплины является основой для последующей научно-исследовательской работы студента.

Таблица 1. Распределение трудоемкости (в часах) дисциплины

Форма обучения

Семестр

Трудоемкость

Лекции, час

Практич., час

Лаб.раб., час

СРС, час

Форма аттестации

зач.ед.

час

очная

1

3

108

4



12

56

экзамен


Таблица 2. Распределение трудоемкости (в часах) дисциплины

Дидактический минимум содержания дисциплины

Содержательно-логические связи

Коды учебных дисциплин, практик

Коды формируемых компетенций

на которые опирается содержание учебной дисциплины

для которой содержание учебной дисциплины выступает опорой

Вопросы общей методики обучения информатике и ИКТ в профильной школе.

М.2




ПК-1

Научно-методические основы обучения информатике и ИКТ на базовом уровне

М.2




ПК-1, ПК-3, ПК-14

Научно-методические основы обучения информатике и ИКТ на профильном

уровне среднего (полного) общего образования

М.2




ПК-1, ПК-3, ПК-9

Научно-методические основы элективного компонента обучения информатике

М.2




ПК-1, ПК-3, ПК-9, ПК-14



^ 3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО магистратуры по направлению 050100.62 «педагогическое образование»:

профессиональные компетенции (ПК):

ПК-1

способностью применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях;


ПК-3

способностью формировать образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной образовательной политики;


ПК-8

готовностью к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных заведениях различных типов;


ПК-9

готовностью к систематизации, обобщению и распространению методического опыта (отечественного и зарубежного) в профессиональной области;


ПК-14

готовностью к осуществлению педагогического проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов;


ПК-17

способностью изучать и формировать культурные потребности и повышать культурно-образовательный уровень различных групп населения;


ПК-20

готовностью к использованию современных информационно-коммуникационных технологий и СМИ для решения культурно-просветительских задач;


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать / понимать

  • вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса, которая выражается в проектировании индивидуальных образовательных траекторий учащихся;

  • завершение  профильного  самоопределения старшеклассников и формирование  способностей  и  компетентностей, необходимых  для продолжения образования в соответствующей сфере профессионального образования.

уметь

  • организовывать образовательный процесс путем введения интерактивных, деятельностных компонентов, что означает создание учебных ситуаций, которые приведут к освоению учащимися проектно - исследовательских и коммуникативных методов.

^ 4. Структура и содержание дисциплины «Методика преподавания информатики в профильной школе»
Таблица 3. Содержание дисциплины

№ раздела

Наименование раздела

Содержание раздела

Форма текущего контроля




Вопросы общей методики обучения информатике и ИКТ в профильной школе.

Концептуальные основы стандартизации профильного компонента обучения информатике и

информационным технологиям (ИТ).


Индивидуальное задание




Научно-методические основы обучения информатике и ИКТ на базовом уровне

среднего (полного) общего образования.

Методики освоения компьютерных технологий представления информации; изучение средств и

технологий создания и преобразования информационных объектов.


Индивидуальное задание




Научно-методические основы обучения информатике и ИКТ на профильном

уровне среднего (полного) общего образования

Методика обучения средствам ИКТ и их применению;изучение информационной деятельности человека.


Индивидуальное задание




Научно-методические основы элективного компонента обучения информатике

Основные функции элективных курсов, характеристика и классификации элективных кур-

сов информатики; общие требования к методическому обеспечению элективного курса.

Технология модульного обучения элективным курсам информатики.


Индивидуальное задание


Таблица 4. Тематический план по дисциплине

№ п/п

Раздел курса, темы занятий

Всего часов

Всего аудитор­ных часов

В т.ч. в интерактивной форме

Из них

СРС

Лекц.

Пр.



Вопросы общей методики обучения информатике и ИКТ в профильной школе.

11

3

3

1

2

8



Научно-методические основы обучения информатике и ИКТ на базовом уровне

среднего (полного) общего образования.

11

3

3

1

2

8



Научно-методические основы обучения информатике и ИКТ на профильном

уровне среднего (полного) общего образования

25

5

5

1

4

20



Научно методические основы элективного компонента обучения информатике

25

5

5

1

4

20

Итого:

108

16

16

4

12

56


^ 5. Образовательные технологии

Темы, входящие в содержание курса, транслируются в форме лекций. Во время лекции укрупненные дидактические единицы передаются в экстраактивном информационном режиме для достижения глобальных целей воспитания и развития.

На практических занятиях каждый студент получает индивидуальное задание, направленное на формирование компетенций определенных данной рабочей программой. Во время выполнения заданий студент может консультироваться с преподавателем, определять наиболее эффективные методы решения поставленных задач. Если какая-то часть задания остается не выполненной, студент может продолжить её выполнение во время внеаудиторной самостоятельной работы.

^ 6. Содержание форм, методов, средств организации образовательного процесса

6.1.Темы(содержание) лекционных занятий

Лекция 1. Вопросы общей методики обучения информатике и ИКТ в профильной школе. Научно-методические основы обучения информатике и ИКТ на базовом уровне

Ретроспективный анализ тенденций профилизации содержания обучения информатике в полной средней школе: формирование концепции содержания непрерывного курса информатики (начало 1990 г.), первые программы профильных курсов информатики, профильная дифференциация курсов информатики, учебные и методические пособия.

Концептуальные основы стандартизации профильного компонента обучения информатике и информационным технологиям (ИТ). Основные компетенции в области информатики и ИКТ. Личностный смысл и творческая составляющая содержания обучения информатике и ИКТ. Структура личностно-ориентированного содержания образования в области информатики и ИКТ.

Развитие представлений учащихся о понятии «информация» и информационных процессах; методические особенности изучения информационных моделей и систем. Игровые технологии в обучении информатике. Методики освоения компьютерных технологий представления информации; изучение средств и технологий создания и преобразования информационных объектов.
Лекция 2. Научно-методические основы обучения информатике и ИКТ на профильном уровне среднего (полного) общего образования. Научно методические основы элективного компонента обучения информатике

Развитие умений проектировать на основе информационного моделирования объектов и процессов, решать принципиально новые задачи, порожденные привнесенным информатикой информационным подходом к анализу окружающей действительности. Методика обучения средствам ИКТ и их применению;изучение информационной деятельности человека.

Основные функции элективных курсов, характеристика и классификации элективных курсов информатики; общие требования к методическому обеспечению элективного курса.

Технология модульного обучения элективным курсам информатики. Рефлексивное управление обучением на уроках. Модульное структурирование и организация учебных занятий в рамках учебных модулей элективного курса информатики.
6.2.Темы практических занятий.

Практическое занятие № 1. Ретроспективно-содержательный анализ программ профильных курсов информатики

Содержание занятия.

Выявление преемственных связей профильного обучения информатики в процессе реализации образовательных линий базового курса (1990–2003 гг.).

Проецированиефундаментальных основ науки информатики на содержание обучения информатике и ИКТ в профильной школе.
Практическое занятие № 2. Методические особенности изучения информационных моделей и систем.

^ Содержание занятия.

Игровые технологии в обучении информатике.

Разработка сценария и методики проведения деловой игры или лабораторной работы с элементами деловой игры.

Методика изучения средств и технологий создания и преобразования информационных объектов.

Подготовка мультимедийных презентаций для проведения различных типов учебных занятий.

Практическое занятие № 3. Методические особенности обучения средствами ИКТ и их применению

^ Содержание занятия.

Проектирование и разработка образовательного сайта на выбор: обучающий, исследовательский, проектный, информационный, справочный.
Практическое занятие № 4. Методика изучения информационной деятельности человека

^ Содержание занятия.

Создание методических разработок лекционных занятий:

проблемная лекция, лекция-визуализация, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция-экспресс конференция, лекция-консультация, лекция с обратной связью.
Практическое занятие № 5, 6. Методика обучения элективным курсам информатики

^ Содержание занятия.

Выполнение комплексного учебно-методического проекта, включающего проектирование и разработку блочно-модульного содержания обучения элективному курсу информатики и ИКТ, создание учебных модулей; формирование «портфеля» учебных ситуаций на основе метода case-study: ситуация-проблема, ситуация-оценка, ситуация-иллюстрация, ситуация-упражнение.
6.3.Темы(содержание) самостоятельной работы студентов
На самостоятельную работу студентов в течение семестра отводится 56 часов.

Тема 1. Вопросы общей методики обучения информатике и ИКТ в профильной школе.(8 часов).
Тема 2. Научно-методические основы обучения информатике и ИКТ на базовом уровне среднего (полного) общего образования (8 часов).
Тема 3. Научно-методические основы обучения информатике и ИКТ на профильном уровне среднего (полного) общего образования (20 часов).
Тема 4. Научно методические основы элективного компонента обучения информатике (20 часов).

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:_____________________________________________

б) дополнительная литература: _______________________________________

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы: ______________________
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины

_______________________________________________________________________

(Указывается материально-техническое обеспечение данной дисциплины).

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине « дв1» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дв1
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по дисциплине « дв1» iconУчебно-методический комплекс курс по выбору по дисциплине « дв4»
Учебно-методический комплекс по дисциплине " Технические и аудиовизуальные средства обучения"
Учебно-методический комплекс по дисциплине « дв1» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине « Б2»
Учебно-методический комплекс (далее умк) по дисциплине «Информатика» разработан в соответствии с требованиями фгос впо к обязательному...
Учебно-методический комплекс по дисциплине « дв1» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Информатика»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Использование современных информационных и коммуникационных технологий» разработан в...
Учебно-методический комплекс по дисциплине « дв1» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Информатика»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Использование современных информационных и коммуникационных технологий» разработан в...
Учебно-методический комплекс по дисциплине « дв1» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине « дв6»
Учебно-методический комплекс по дисциплине " Технические и аудиовизуальные средства обучения"
Учебно-методический комплекс по дисциплине « дв1» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине « дв32»
Учебно-методический комплекс по дисциплине " Технические и аудиовизуальные средства обучения"
Учебно-методический комплекс по дисциплине « дв1» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине « дв12»
Учебно-методический комплекс по дисциплине " Технические и аудиовизуальные средства обучения"
Учебно-методический комплекс по дисциплине « дв1» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине « дв12»
Учебно-методический комплекс по дисциплине " Технические и аудиовизуальные средства обучения"
Учебно-методический комплекс по дисциплине « дв1» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине « дв6»
Учебно-методический комплекс по дисциплине " Технические и аудиовизуальные средства обучения"
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница