Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс




Скачать 153.14 Kb.
НазваниеПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
Дата публикации29.07.2013
Размер153.14 Kb.
ТипКонкурс
shkolnie.ru > Информатика > Конкурс


Профессиональный конкурс работников образования

ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРС

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

(2012-2013 учебный год)

______________________________________________________________________
Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 12 г. Ярославля

Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии: среднее образование


Методическая разработка

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ»

(на примере авторского комплекса компьютеризированных игр для дифференциации звуков [С] - [Ш])

Автор: Петрова Наталия Игоревна, учитель-логопед средней школы № 12 г. Ярославля
Место выполнения работы: Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 12 г. Ярославля: 150023, г. Ярославль, ул. Курчатова, 8;

E-mail: NP-76@mail.ru; тел.: (4852) 44-16-05


Пояснительная записка
Профилактика дислексии и дисграфии — актуальная проблема современного образования, т.е. предупреждение нарушения чтения и письма — одно из приоритетных направлений деятельности учителя-логопеда в условиях общеобразовательного учреждения.

По данным отечественных ученых (Ястребовой А. В., Российской Е, Н, Бессоновой Т.П., Спировой Л.Ф.), примерно 35% учащихся начальной школы не справляются с программными требованиями по родному языку.

Из них 15-20% детей школьного возраста (Bakker D. J., Bakwin H. Benton A. L.), и 8,7% детей [Певзнер М. С., Явкин В. М., Корнев А. Н.] имеют стойкие нарушения письма - дисграфические ошибки, обусловленные различными речевыми нарушениями, имевшими место в дошкольном детстве.

Одно из основных нарушений, влекущее появление у учащихся начальных классов специфических ошибок письменной речи – несформированность фонематического слуха, а также всех других фонематических процессов. Специальные исследования Р.Е. Левиной (1968 г.), Т.Б. Филичевой, Н.А. Чевелёвой, Г.Н. Чиркиной (1989 г.) показали, что существует связь между различием звуков и запоминанием их графического обозначения. Недостаточное различение акустически сходных звуков приводит к трудностям при запоминании начертания букв, усвоении их как графем.

Таким образом, своевременная пропедевтика дисграфии и дислексии – важная задача коррекционной работы логопеда с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста, а поиск эффективных методов, приемов и средств работы – актуальная проблема современной логопедической практики. Несомненно, на сегодняшний день публикуется множество дидактических пособий, рабочих тетрадей и методической литературы, ориентированных на помощь учителю-логопеду в подготовке к занятиям по дифференциации звуков. В тоже время современные технологии образования требуют расширения средств, используемых педагогом на коррекционных занятиях. Такими средствами могут стать информационно-коммуникационные технологии.

Анализ поисков и достижений в области изучения и обучения детей с нарушениями речи в последнюю четверть XX и начало XXI века в разных странах мира дает основания утверждать, что роль компьютерных технологий в логопедической работе выходит за пределы традиционной роли нового средства обучения. Благодаря ИКТ появляется возможность мотивировать учебную деятельность ребенка в тех случаях, когда никакими другими средствами это сделать невозможно. Также становится возможным создание принципиально новых «обходных» путей развития речи (как в устной, так и в письменной форме), проектирование и нахождение существенно более эффективных способов решения традиционных «вечных» задач специального обучения. И, наконец, становится реальной перспектива разработки принципиально новых способов качественной индивидуализации обучения.

В тоже время система логопедической помощи на сегодняшний день еще недостаточно оснащена соответствующими информационно коммуникационными средствами. Не смотря на то, что ИКТ используется в коррекционной работе уже более 10 лет, существует несколько наиболее распространенных программ диагностики и коррекции речевых нарушений: «Видимая речь 3.0», которая используется для диагностики и коррекции заикания, «Мир за окном», «Лента времени», «Кроссворды», «Играя, учимся LOGO», «Игры для Тигры», «Фонема». При этом практически отсутствуют компьютеризированные игры (программы), созданные для использования в работе по дифференциации звуков с детьми старшего дошкольного возраста.

Участие в методических объединениях г. Ярославля и Ярославской области, анализ проблем и вопросов, обсуждаемых в научных журналах («Логопед», «Логопед в школе», «Дефектология», «Практическая психология и логопедия») указывают на потребность учителей логопедов в компьютерных комплексах, направленных на развитие фонематических процессов у младших школьников, определяющих успешность пропедевтических занятий по предупреждению дисграфии.

При этом информационно-коммуникационные технологии должны стать не дополнительным средством в обучении и коррекционных занятиях, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающими его эффективность, и максимально способствующими всестороннему развитию интеллектуальной, эмоциональной и личностной сфер детей.

На сегодняшний день Российская система образования претерпевает реформирование, направленное не только на процесс информатизации отечественной системы, но и на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство.

В то же время теоретико-методологический анализ современных исследований показал, что проблеме включения компьютерных технологий в процесс обучения, а также разработке средств информатизации и коммуникации образовательного назначения не уделяется должного внимания. Стоит отметить, что именно начальное школьное образование является базовым для всего последующего обучения применительно ко всем образовательным областям. В этом возрасте у детей закладываются основы обобщенного и целостного представления о мире, человеке, его творческой деятельности, которые развиваются и дифференцируются на дальнейших ступенях обучения, этот же возрастной период является важным для исправления у детей нарушений речи.

Как отмечают многие авторы, применение компьютерной техники и компьютеризированных программ позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития, в т.ч. и речи и значительно повысить эффективность педагогической (коррекционной) деятельности (Р.Ф.Абдеев, В.П. Беспалько, Е.И. Машбиц, О.И. Кукушкина и др.).

Обратимся к определению средств информационно-коммуникационных технологий, в т.ч. ИКТ образовательного назначения:

^ Средства информационно-коммуникационных технологий – программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе средств микропроцессорной вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, накоплению, обработке, хранению, продуцированию, передаче, использованию информации, возможность доступа к информационным ресурсам компьютерных сетей (в том числе и глобальных).

^ Средства информатизации и коммуникации образовательного назначения – средства информационных и коммуникационных технологий, используемые вместе с учебно-методическими, нормативно-техническими и организационно-инструктивными материалами, обеспечивающими реализацию оптимальной технологии их педагогического использования.

В рамках конкурсной работы нами был составлен комплекс дидактических компьютерных игр для коррекционной (логопедической) работы.

Все разработанные нами игры объединены одной коррекционной целю:

- развитие навыков дифференциации звуков [С] - [Ш] в рамках работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи и пропедевтики специфических нарушений письменной речи у детей младшего школьного возраста. Кроме того, данные игры могут быть использованы на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста.

Среди приоритетных задач для создания компьютеризированных игр нами были определены следующие:

  • разработка игр с понятными детям заданиями, легкостью управления;

  • включение в игры анимационных героев, создание сказочных сюжетов для наибольшей заинтересованности детей;

  • создание максимально разнообразных игр, позволяющих максимально эффективно дифференцировать звуки [С]-[Ш];

  • подбор материала и изображений для игр таким образом, чтобы они решали не исключительно задачу развития звукового анализа и синтеза, но и способствовали развитию речи в целом.

Стоит отметить, что предлагаемый нами комплект игр ориентирован на младших школьников с возможностью использования в работе со старшими дошкольниками и может быть использован на коррекционных занятиях дифференцировочного этапа и этапа формирования звукового анализа и синтеза. То есть, к началу использования данных компьютерных игр ребенком (совместно с учителем-логопедом) должен быть пройден артикуляторный (подготовительный) этап, предполагающий постановку звуков и уточнение артикуляторной основы сохранных звуков.

Стоит отметить, все разработанные игры идентичны по своим правилам:

в них предлагаются различные задания с несколькими вариантами ответов. Детям предоставляется возможность поочередно поучаствовать в игре, выбирая ответ. Отметим, что многим детям доступно манипулирование периферическим устройством «мышь» и они могут самостоятельно осуществлять выбор ответа. В случае, если детям трудно самостоятельно выполнять манипулирование мышью, учитель-логопед берёт эту функцию на себя.

Здесь же хотелось бы сделать замечание: мы считаем более удобным и целесообразным демонстрирование игр на большом экране с помощью мультимедийного проектора. В этом случае отображаемое изображение будет более крупным по размеру, более объемным, создавая эффект реалистичности сюжета игры. Используемая в играх анимация ещё более усиливает этот эффект, вызывая у детей глубокий интерес к игре. Кроме того, использование большого экрана, с которым одновременно работает (играет) несколько детей упростит задачу логопеду, связанную с объяснением правил каждому отдельному ребенку. Играя совместно, дети будут более эмоционально положительно взаимодействовать друг с другом. Они смогут оценивать ответы друг друга и наблюдать оценку ответов компьютером.

В некоторых играх можно ввести соревновательный момент, когда участники подсчитывают количество правильных и неправильных ответов. Если же логопед ставит перед собой задачу оценить выполнение всех заданий каждым ребенком, то можно подготовить для этого сигнальные карточки (картонные или бумажные), фишки. В этом случае, увидев задание на экране, каждый ребенок выбирает вариант ответа и поднимает соответствующий сигнальный элемент. Затем, учитель-логопед проводит краткий опрос причин выбора детьми того или иного ответа и нажимает кнопку, сначала нескольких неправильных вариантов, делая пояснения детям, а затем правильный ответ, также объясняя.

Хотелось бы порекомендовать: при использовании разработанного нами комплекса игр, не останавливаться исключительно на задании игры и выборе определенного варианта ответа, а задавать учащимся уточняющие вопросы, использовать проговаривание ответов, так как задача работы логопеда не ограничивается только дифференциацией звуков, но и направлена на развитие речи в целом.

Относительно времени на занятии, которое должно отводиться для использования компьютерных игр, мы не стараемся дать однозначную рекомендацию. С одной стороны, компьютерную игру можно провести в начале логопедического занятия, чтобы активизировать детей, поднять им настроение, заинтересовать и сформировать положительную установку на занятие. С другой же стороны, игру с компьютером хорошо провести в завершении занятия, как обобщающий итог. В этом случае компьютерная игра станет сильным средством поощрения детей. Увлекательный характер, присутствие анимационного героя в игре будет способствовать повышению мотивации к занятиям.

Важно, чтобы учащиеся осознавали, что игра не является исключительно развлекательным моментом, а помогает закрепить свои знания. При этом стоит объяснить детям, что в случае их активности и старательности такие игры станут систематическими.

Присутствие в игре анимационных (сказочных героев) позволяет разнообразить занятия. Особенно удачно станет использование таких героев на всем протяжении занятия в различных упражнениях и заданиях, а встреча с эти же героем в компьютерной игре станет ярким моментом занятия.

Помимо того, что компьютерные игры рекомендованы к использованию на занятиях в логопедическом кабинете, их можно применять для домашних занятий. Это особенно актуально для часто болеющих детей и ребят, имеющих особые сложности в фонематическом восприятии, анализе и синтезе акустически сходных групп звуков. Здесь важно дать правильные рекомендации родителям к проведению домашних занятий с ребенком с использованием ИКТ. Родители должны понимать, что игры должны использоваться как обучающее и тренировочное средство автоматизации знаний и навыков, полученных на логопедическом занятии. В том случае, если ребенок будет играть с компьютером только ради развлечения или не вдумываясь в задание, он быстро потеряет интерес к компьютерным программам и они никогда не станут для него эффективным средством обучения и коррекции.

Рассмотрим образцы компьютерных игр предлагаемые нами в рамках конкурсной работы, направленные на дифференциацию звуков [С]-[Ш] (игры прилагаются к тексту)

  1. «Белоснежка и семь гномов». Ребенку сообщается предисловие к игре, в котором повествуется, что злая волшебница заколдовала гномов, превратив их в различные предметы. На экране будет появляться схема, отражающее местоположение звуков [C]-[Ш] в словах (в начале, середине и конце слова), а Белоснежке вместе с ребенком нужно выбрать ту картинку, которая соответствует данной схеме. Нажав на картинку правильно, ребенок увидит, как на месте картинки появится один из гномов, дав неправильный ответ, на экране появится злая волшебница, смеющаяся над ошибкой.

  2. «Мишка и осы». Ребенку предлагается помочь мишутке добраться до верхней ступеньки лесенки, на которой сидит его друг - Пятачок. По пути следования медвежонка над ним кружат пчелы. На каждой ступеньке расположена картинка, в названии которой ребенку нужно определить наличие и местоположение дифференцируемых звуков (в начале, середине и конце слова). Если медвежонок нажал кнопку правильного ответа, он получает бочонок с медом и поднимается на следующую ступеньку, если неправильного – его кусают осы.

  3. «Звездопад». Дети попадают в гости к Звездочету, который любит собирать падающие звезды. После начала игры «с неба» начинают падать звезды, на которых нарисована картинка со звуком [С] или [Ш] и схема этого слова-названия (соответствующий звук в начале, середине или конце слова). Одновременно падает 3-4 звезды, на одной из которых схема не соответствует слову-названию. Ребенку нужно успеть определить эту звезду и нажать на нее. Если звезда выбрана правильно, она попадает в волшебный мешочек Звездочета, а если неверно – она ярко вспыхивает и сгорает.

  4. «Письмо от Инопланетян». Детям рассказывается, что инопланетяне, живущие на далекой планете, прислали им письмо. В своем письме они рассказывают, что инопланетяне любят кушать. Но их письмо зашифровано. В каждом пузырике письма изображена схема слова с указанием местоположения дифференцируемых звуков (в начале, середине и конце слова), а по периметру экрана расположены картинки овощей, фруктов, продуктов и лакомств. Найдя подходящую под схему картинку, ребенок нажимает на нее. Если картинка подходит под схему, она встает на место пузырика и появляются радующиеся инопланетяне, окрашенные в зеленый цвет, если же допущена ошибка – инопланетяне краснеют и появляется символ запрещающий инопланетянам кушать данный продукт.

Обращаясь к анализу результативности внедрения подобных игр в логопедическую практику, отметим следующие положительные моменты:

- применение средств ИКТ при изложении закреплении материала занятия способствует его лучшему усвоению, в связи с тем, что занятия становятся более увлекательными, улучшается их наглядность;

- компьютеризированные средства позволяют логопеду сформировать целостное восприятие и стойкое запоминание изучаемого материала, опираясь на принцип: слышу, вижу, запоминаю;

- средства информационно-коммуникационных технологий при их использовании на занятиях позволяют поддерживать внимание детей в течение длительного периода времени, что является немаловажным при изложении трудного для восприятия и требующего глубокого осмысления материала;

- демонстрация на экране наглядной информации, использование для иллюстрации видеоизображений, анимационных роликов с аудио сопровождением также повышают эффективность коррекционных занятий за счет облегчения процесса восприятия, повышения интереса к деятельности;

- внедрение средств информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения и коррекции нарушений речи позволяет усовершенствовать формы организации и методы обучения, способствует формированию гармоничной личности в условиях современного информационного общества;

- применение педагогических (коррекционных) технологий, основанных на средствах информатизации и коммуникации, а также использование программных (игровых) комплексов нового поколения способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, активизации самостоятельной работы и инициативности;

- широкий спектр дидактических возможностей информационных и коммуникационных технологий несомненно способствует формированию мировоззрения личности ребенка, а возможность ведения интерактивных диалогов с героями игры – формированию навыков социальной деятельности и взаимодействия;

- знакомство детей с технологиями информатизации и коммуникации, компьютером и различными периферийными устройствами позволяет приобщить учащихся к современным методам получения, обработки, хранения и передачи информации;

- использование виртуальности средств ИКТ предоставляет возможность демонстрации учащимся смоделированных процессов или событий, которые не могут быть представлены реально;

- информационно-коммуникационных технологии дают возможность использования электронных (компьютеризированных) материалов, как в деятельности в учреждении, так и в домашних условиях.

Применительно к работе по дифференциации звуков [С]-[Ш]:

  • компьютерные игры разработанного нами комплекса стали эффективным средством пропедевтической работы по предупреждению ошибок письменной речи;

  • выполняя задания интерактивных героев, дети проявляют больший интерес, нежели работая с тем же материалом на бумажных (карточных) элементах;

  • постоянно получая реакцию компьютера на свои действия (положительную и отрицательную) ребенок становится замотивированным на успешное выполнение заданий;

  • вариативность заданий компьютерных игр позволяет отработать и закрепить навыки дифференциации звуков [С]-[Ш], т.е работа по развитию фонематического восприятия и звукового анализа и синтеза становится более эффективной.

  • возможность записи игр на переносной носитель информации позволяет передавать задания (игр) часто болеющим детям для домашних занятий, что оказывает весомый вклад в непрерывность коррекционной (логопедической) работы.


Дидактические условия использования информационно-коммуникационных технологий на логопедических занятиях
Прежде чем обратиться к основным дидактическим условиям использования ИКТ в логопедической работе остановимся на основных принципах логопедической работы, которые обязательно должны быть учтены в определении содержания компьютерных игр и пособий:

  • Принцип систематичности и последовательности;

  • Принцип доступности;

  • Принцип наглядности;

  • Принцип сознательности и активности;

  • Принцип прочности усвоения знаний;

  • Принцип индивидуального подхода.

Специфической чертой понятия «дидактические условия» является то, что оно включает в себя элементы всех составляющих процесса обучения: цели, содержание, методы, формы, средства.

Дидактические условия – это обстановка, при которой компоненты учебного процесса представлены в наилучшем взаимоотношении и, которая дает возможность учителю-логопеду руководить коррекционно-образовательным процессом, а детям – успешно преодолевать нарушения речи. Остановимся на основных, по нашему мнению, дидактических условиях:

  1. Одно из основных дидактических условий, которое мы определили к применению ИКТ в работе логопеда: компьютерная технология должна быть органично включена в целостный процесс коррекционной работы по преодолению нарушений речи. Именно в этом случае компьютерные технологии станут мощным фактором повышения эффективности коррекционных занятий.

  2. Применяемые программно-методические (компьютеризированные) комплексы должны быть строго ориентированы на решение определенных коррекционных занятий.

  3. Использование компьютерных программ должно быть соотнесено с дидактической целью занятия, органично входить в его структуру и вести к рациональному решению поставленных задач.

  4. Учет принципа усложнения игровой и дидактической задач, т.е. ориентация на зону ближайшего развития детей.

  5. Этапность и адаптивность компьютерных пособий и игр, т.е. учет индивидуальных и личностных особенностей детей.

  6. Содержание в компьютеризированных средствах (программах) элемента случайности для придания им важных психологических педагогических свойств (новизны, неожиданности). Так, например, случайно возникшие новые персонажи, ситуации, неожиданные явления и взаимосвязи положительно влияют на восприятие ребенком компьютерной программы.

  7. Одним из основополагающих условий при реализации всех вышеперечисленных является – проведение занятий с применением компьютерных технологий должно осуществляться логопедом, обладающим достаточным уровнем знаний и умений для осуществления данной деятельности, т.е. прошедшем курсы подготовки в данной области.

  8. Средствами информационно-коммуникационных технологий создавать на занятиях атмосферу, способствующую формированию у детей положительных мотивов к коррекционным занятиям.

  9. Применяемые на занятиях компьютерные программы должны быть технологически и операционно доступны для манипулирования детьми (выбор вариантов ответов с помощью периферического устройства «мышь») и более эффективны, чем другие учебные средства, используемые на занятиях. Только в этом случае применение информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе является целесообразным.

Важным моментом информатизации логопедической работы является строгое соблюдение требований СанПин.

Таким образом, соблюдение основных дидактических условий позволит обеспечить максимальную эффективность информационно-коммуникационных технологий для решения коррекционных задач логопедической работы.

Примерный комплекс упражнений для глаз, используемых после работы с компьютером


  1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

  2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

  3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.

  4. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6; затем налево вверх - направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.



Похожие:

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества 2012-2013 учебный год муниципальное...
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования
...
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования
...
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования
...
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования
...
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет...
...
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет...
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет – конкурс
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет...
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс...
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс...
Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница