Скачать 87.85 Kb.
|
Схема-конспект урока «Н. В. Гоголь «Мертвые души». (Урок повторения и обобщения по поэме Н. В гоголя «Мертвые души»). Учебный проект: « Цена за человеческую душу – два с полтиной…» Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная” и “всякая строчка великого писателя становится драгоценной для потомства. А. С. Пушкин ЦЕЛИ УРОКА: – совершенствовать умение анализировать прозаическое произведение, навыки анализа литературного персонажа; ^ Общеобразовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Тип учебного занятия: урок-защита проекта Формы обучения: групповая, индивидуальная Средства обучения: компьютер для учителя, проектор, творческие проекты учащихся. ^ Microsof Power Point ОБОРУДОВАНИЕ: портрет писателя, рабочие тетради, презентации учащихся, рабочие листы «Результаты тестирования», лист к. ^
А) Выступление группы « Приобретатели-предприниматели». Б) Выступление группы «Живые души России».
VIII. РЕФЛЕКСИЯ. (2 минуты) ^
Выступление учителя. Объявление целей урока. Здравствуйте, ребята! Садитесь. На предыдущих уроках мы познакомились с незабываемыми образами помещиков из поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»: Маниловым, Коробочкой, Ноздрёвым, Собакевичем. Писатель стремился раскрыть в своих героях степень утраты человеческих начал, деградацию человека. Мертвые души… Это словосочетание можно написать без кавычек – и тогда оно будет подразумевать не только умерших крестьян, усердно скупаемых Павлом Ивановичем Чичиковым, но и омертвение всех основных персонажей поэмы. Учитель представляет слайд-презентацию темы. ^ Записываем тему урока в тетрадь «В поисках живой души». Эпиграфом к уроку послужат известные слова А. С. Пушкина: Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательна и всякая строчка великого писателя становится драгоценной для потомства. А. С. Пушкин
Цель: проверить знание содержания произведения путём воспроизведения цитат, соответствующих персонажам поэмы. ТЕСТ.
![]()
![]()
![]() 4) Узнай героя по ключевым словам: «Кусочек яблочка, конфетка, орешек, душенька, ротик, бисерный чехольчик, сигарка, именины сердца, извольте проходить, удостоили посещением, прелюбезнейший, дух наслажденья” ![]() ^ “Вековое стояние, крепкий дуб, неуклюжий порядок, бараний бок, христопродавцы, индюк ростом с теленка, обгрыз, обсосал, машинища, силища, омедведил”. ![]() 6) ^ «…комната была обвешана старенькими полосатыми обоями; картины с какими-то птицами;…за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок» ![]() 7) ^ наглость, хвастовство, паразитизм, страсть к скандалам и собачьему племени, бесцеремонность и безалаберность? ![]() 8) ^ ![]() 9) Какие слова характеризуют Чичикова, главного героя произведения? ![]() ![]() ![]() ^ На этом занятии предстоит итоговая защита проекта следующих групп учащихся: «Приобретатели-предприниматели», «Живые души России». О выполненной работе надо не просто рассказать, ее, как и всякий настоящий творческий проект надо защитить.
Если нас интересует проблема человека и мы хотим понять, что есть истинно человеческое, вечное в людях, давайте попробуем ответить на вопрос: ? Как сохранить в себе человечность даже в такие моменты жизни, когда всё, казалось бы, против тебя и ты на самом деле беспомощен? Задача каждого из вас – взять у групп подготовленную информацию, оставив записи в тетради, так как в учебнике она представлена очень скупо. Лист « Критерии оценки исследовательской работы учащихся» (Заполняется по ходу работы каждой группы). ^ 2.1 А) Выступление группы « Приобретатели-предприниматели» по вопросу:
2.2 б) Выступление группы «Живые души России» по вопросу:
^ СЛАЙД № Практическое задание. КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ. Укажите черты характера господина Чичикова.
^ КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ. Укажите темы, стоящие в центре гоголевской поэмы:
V. ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ. (3 минуты) Возвращение к теме урока, эпиграфу. Так кого же в поэме Н. В. Гоголя мы назовем «живыми» душами, а кого «мертвыми»? Название поэмы оправдали ее герои - Собакевич, Плюшкин, Коробочка, Ноздрев, Манилов, Чичиков. Это - зловещие и безжизненные "восковые фигуры", олицетворяющие человеческое ничтожество, "вековечные гоголевские мертвецы". Вывод: людей превращает в мертвые души имущество, собственность. ^ (3 минуты) Цель: дать анализ успешности урока. Слово учителя. Итак, подведем итоги сегодняшнего урока.
^ Письменно ответить на проблемный вопрос урока: Как сохранить в себе человечность даже в такие моменты жизни, когда всё, казалось бы, против тебя и ты на самом деле беспомощен? ^ – А сейчас давайте оценим свою работу на уроке. Возьмите листы рефлексии, оцените свою работу по шкале. РЕФЛЕКСИЯ Оцени уровень своей работы ![]() “0” – не испытывал никаких эмоций на уроке; “+” – было легко, понравилось; “–” – трудно, не понравилось. – Как вы думаете, уроки с использованием проектной деятельности интересны или нет? ПРИЛОЖЕНИЕ. ^ ФИ Правильных ответов ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Оценка РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ ФИ ![]() |
![]() | Реферат по литературе на тему: “ Мертвые и живые души” в повести Н. В. Гоголя “Мертвые души” Я выбрал поэму Н. В. Гоголя "Мертвые души" потому, что это грандиозное произведение, в котором автор стремился показать не только... | ![]() | Сочинение на тему: «Крестьянская Русь в поэме Гоголя «Мёртвые души» Чичиков, тем весомее оказывается его покупка. Эти души оживают, становятся реальностью, начинают жить своей жизнью вопреки воле хозяина.... |
![]() | В. В. Набоков Актуальность темы "Русь "помещичья", "Русь народная"... Поэма Н. В. Гоголя "Мертвые души" величайшее произведение мировой литературы. В омертвении душ персонажей помещиков, чиновников,... | ![]() | Урок-суд над помещиками из поэмы Н. В. Гоголя "Мертвые души" Мне хочется в этом романе показать хотя бы с одного боку всю Русь” (Н. В. Гоголь) |
![]() | Собакевич персонаж поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» (перв том 1842,... | ![]() | Сводная таблица списка известных иллюстраторов поэмы гоголя «мертвые... «Сто рисунков из сочинения Н. В. Гоголя «Мертвые души» 4листа с рисунками, далее по одному в неделю -72 рисунка (права на клише архангельский... |
![]() | Изображение помещиков в поэме н. В. Гоголя «мертвые души» Центральное место в поэме Гоголя «Мертвые души» занимают пять глав, в которых представлены образы помещиков: Манилова, Коробочки,... | ![]() | Пространственная модель в поэме «мертвые души» и функция мотива движения Называя свое произведение «поэмой», Н. В. Гоголь ставил целью указать на особенность, непохожесть его на все, что было создано ранее,... |
![]() | Тема урока: «Кто же он? Стало быть подлец?» (по поэме Н. В. Гоголя... Оформление: портреты помещиков Манилова, Ноздрёва, Коробочки, Собакевича, Плюшкина; в центре портрет П. И. Чичикова | ![]() | Учебно-методическое пособие для абитуриентов, выпускников, учителей... В 75 Воробьёва М. С. Н. В. Гоголь. «Шинель», «Ревизор», «Мёртвые души». Учебно-методическое пособие для абитуриентов, выпускников,... |