Конспект урока «Н. В. Гоголь «Мертвые души»




Скачать 87.85 Kb.
НазваниеКонспект урока «Н. В. Гоголь «Мертвые души»
Дата публикации29.06.2013
Размер87.85 Kb.
ТипКонспект
shkolnie.ru > Информатика > Конспект
Схема-конспект урока «Н. В. Гоголь «Мертвые души».

(Урок повторения и обобщения по поэме Н. В гоголя «Мертвые души»).

Учебный проект:

« Цена за человеческую душу – два с полтиной…»

Следовать за мыслями великого человека

есть наука самая занимательная”

и “всякая строчка великого писателя

становится драгоценной для потомства.

А. С. Пушкин

ЦЕЛИ УРОКА:

– совершенствовать умение анализировать прозаическое произведение, навыки анализа литературного персонажа;

^ ЗАДАЧИ УРОКА:

Общеобразовательные:

  • совершенствование навыков анализа прозаическое произведения и литературного персонажа;

  • формирование навыков проектно-исследовательской деятельности.

Развивающие:

  • развитие речевых умений и навыков;

  • приобретение коммуникативных умений, работая в группах;

  • развитие навыков исследовательской работы.

Воспитательные:

  • способствовать воспитанию интереса к предмету;

  • воспитание гражданской позиции и гуманистического мировоззрения;

  • способствовать воспитанию культуры общения, творческой активности.

Тип учебного занятия: урок-защита проекта
Формы обучения: групповая, индивидуальная

Средства обучения: компьютер для учителя, проектор, творческие проекты учащихся.

^ Программное обеспечение: Microsof Power Point

ОБОРУДОВАНИЕ: портрет писателя, рабочие тетради, презентации учащихся, рабочие листы «Результаты тестирования», лист к.
^ СТРУКТУРА УРОКА:

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. (3 минуты)

  2. ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ (входной  контроль: повторение  изученного  ранее). (5 минут)

  3. ИЗУЧЕНИЕ ТЕОРИТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПО НОВОЙ ТЕМЕ. (20 минут)

      1. Постановка проблемного вопроса, определенного при постановке целей.

      2. Деятельность учащихся, направленная на решение проблемы.

А) Выступление группы « Приобретатели-предприниматели».

Б) Выступление группы «Живые души России».

  1. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ НА УРОКЕ ЗНАНИЙ. (5 минут)

      1. Работа с карточками-заданиями.

  2. ^ ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ.

  3. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА, ОЦЕНКА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ. (3 минуты)

  4. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. ( 2 минуты)

VIII. РЕФЛЕКСИЯ. (2 минуты)


^ ХОД УРОКА:

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. (3 минуты).

Выступление учителя. Объявление целей урока.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. На предыдущих уроках мы познакомились с незабываемыми образами помещиков из поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»: Маниловым, Коробочкой, Ноздрёвым, Собакевичем. Писатель стремился раскрыть в своих героях степень утраты человеческих начал, деградацию человека. Мертвые души… Это словосочетание можно написать без кавычек – и тогда оно будет  подразумевать не только умерших крестьян, усердно скупаемых Павлом Ивановичем Чичиковым, но и омертвение всех основных персонажей поэмы.

Учитель представляет слайд-презентацию темы.

^ СЛАЙД №1.

Записываем тему урока в тетрадь «В поисках живой души».

Эпиграфом к уроку послужат известные слова А. С. Пушкина:

Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательна и всякая строчка великого писателя становится драгоценной для потомства.

А. С. Пушкин

  1. ^ ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ (входной  контроль: повторение  изученного  ранее). (5 минут).

Цель: проверить знание содержания произведения путём воспроизведения цитат, соответствующих персонажам поэмы.

ТЕСТ.

  1. Определите жанр произведения Н.В.Гоголя «Мертвые души»/





  1. Определите, в какой последовательности Чичиков заезжал к помещикам.






  1. ^ Найдите ключевые слова, относящиеся к характеристике Коробочки.





4) Узнай героя по ключевым словам: «Кусочек яблочка, конфетка, орешек, душенька, ротик, бисерный чехольчик, сигарка, именины сердца, извольте проходить, удостоили посещением, прелюбезнейший, дух наслажденья”




^ 5) Узнай героя по ключевым словам: “Вековое стояние, крепкий дуб, неуклюжий порядок, бараний бок, христопродавцы, индюк ростом с теленка, обгрыз, обсосал, машинища, силища, омедведил”.




6) ^ Чей это господский дом:

«…комната была обвешана старенькими полосатыми обоями; картины с какими-то птицами;…за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок»





7) ^ Кому из героев произведения принадлежат следующие характерные черты:

наглость, хвастовство, паразитизм, страсть к скандалам и собачьему племени, бесцеремонность и безалаберность?





8) ^ В главах, посвященных помещикам, Н.В.Гоголь использует одну и ту же последовательность эпизодов. Восстановите эту последовательность.




9) Какие слова характеризуют Чичикова, главного героя произведения?









^ III. ИЗУЧЕНИЕ ТЕОРИТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПО НОВОЙ ТЕМЕ. (28 минут).

На этом занятии предстоит итоговая защита проекта следующих групп учащихся: «Приобретатели-предприниматели», «Живые души России». О выполненной работе надо не просто рассказать, ее, как и всякий настоящий творческий проект надо защитить.

  1. ^ Постановка проблемного вопроса, определенного при постановке целей:

Если нас интересует проблема человека и мы хотим понять, что есть истинно человеческое, вечное в людях, давайте попробуем ответить на вопрос:

? Как сохранить в себе человечность даже в такие моменты жизни, когда всё, казалось бы, против тебя и ты на самом деле беспомощен?

Задача каждого из вас – взять у групп подготовленную информацию, оставив записи в тетради, так как в учебнике она представлена очень скупо. Лист « Критерии оценки исследовательской работы учащихся» (Заполняется по ходу работы каждой группы).

^ 2. Деятельность учащихся, направленная на решение проблемы. Восприятие и осознание  материала, подготовленного учащимися в форме проектов по группам.

2.1 А) Выступление группы « Приобретатели-предприниматели» по вопросу:

  • Каким образом Чичиков вознамерился из “господина средней руки” выбиться, подняться до уровня, когда богатство даст ему “жизнь во всех довольствах”? (Анализ образа Чичикова). (10-12 минут)

2.2 б) Выступление группы «Живые души России» по вопросу:

  • Для чего писатель стремился в первом томе воссоздать страшные, безнадежные, уродливые картины современной ему России, обнажить со всей беспощадностью "пошлость пошлого человека"? (10-12 минут).

^ IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ НА УРОКЕ ЗНАНИЙ.

СЛАЙД № Практическое задание.

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ. Укажите черты характера господина Чичикова.

  1. практический ум,

  2. ловкая изобретательность, изворотливость, жизненная цепкость,

  3. праздная, слащавая мечтательность,

  4. умственная ограниченность, невежественность, суеверие,

  5. лицемерие,

  6. умение «постигнуть дух начальства»,

  7. в совершенстве постиг «великую науку нравиться», умение быстро разгадать человека, по-особому подойти  к каждому, тонко рассчитать свои ходы,

  8. жажда стяжательства, поклонение копейке,

  9. маниакальная скупость, болезненная подозрительность, недоверие и враждебность ко всему окружающему,

  10. терпение, энергия и упорство в достижении задуманного,

  11. нечистоплотность, полная неразборчивость в средствах для достижения задуманной цели,

  12. показная добродетель.

^ ОТВЕТЫ: (1,2,5,6,7, 8,10,11,12.)

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ. Укажите темы, стоящие в центре гоголевской поэмы:

  1. индивидуалистический бунт и его крушение;

  2. народ, судьба России и ее будущее;

  3. история жизни просвещенного дворянина, не желающего прислуживаться и делать карьеру;

  4. помещичья Русь;

  5. чиновничья Русь;

  6. Чичиков – «герой своего времени», представитель зарождающегося капитализма. ^ ОТВЕТЫ: (2, 4, 5, 6.)

V. ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ. (3 минуты)

Возвращение к теме урока, эпиграфу.

Так кого же в поэме Н. В. Гоголя мы назовем «живыми» душами, а кого «мертвыми»? Название поэмы оправдали ее герои - Собакевич, Плюшкин, Коробочка, Ноздрев, Манилов, Чичиков. Это - зловещие и безжизненные "восковые фигуры", олицетворяющие человеческое ничтожество, "вековечные гоголевские мертвецы". Вывод: людей превращает в мертвые души имущество, собственность.

^ VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА, ОЦЕНКА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ. (3 минуты)

Цель: дать анализ успешности урока.

Слово учителя. Итак, подведем итоги сегодняшнего урока.

  1. Выставление оценок за за тест.

  2. Выставление оценок за работу по карточкам-заданиям.

^ VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Письменно ответить на проблемный вопрос урока: Как сохранить в себе человечность даже в такие моменты жизни, когда всё, казалось бы, против тебя и ты на самом деле беспомощен?

^ VIII. РЕФЛЕКСИЯ.

– А сейчас давайте оценим свою работу на уроке. Возьмите листы рефлексии, оцените свою работу по шкале.

РЕФЛЕКСИЯ
Оцени уровень своей работы



“0” – не испытывал никаких эмоций на уроке;

“+” – было легко, понравилось;

“–” – трудно, не понравилось.


– Как вы думаете, уроки с использованием проектной деятельности интересны или нет?

ПРИЛОЖЕНИЕ.


^ РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ

ФИ


Правильных ответов



1

2

3

4

5

6

7

8

9

Оценка

РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ

ФИ




Похожие:

Конспект урока «Н. В. Гоголь «Мертвые души» iconРеферат по литературе на тему: “ Мертвые и живые души” в повести Н. В. Гоголя “Мертвые души”
Я выбрал поэму Н. В. Гоголя "Мертвые души" потому, что это грандиозное произведение, в котором автор стремился показать не только...
Конспект урока «Н. В. Гоголь «Мертвые души» iconСочинение на тему: «Крестьянская Русь в поэме Гоголя «Мёртвые души»
Чичиков, тем весомее оказывается его покупка. Эти души оживают, становятся реальностью, начинают жить своей жизнью вопреки воле хозяина....
Конспект урока «Н. В. Гоголь «Мертвые души» iconВ. В. Набоков Актуальность темы "Русь "помещичья", "Русь народная"...
Поэма Н. В. Гоголя "Мертвые души" величайшее произведение мировой литературы. В омертвении душ персонажей помещиков, чиновников,...
Конспект урока «Н. В. Гоголь «Мертвые души» iconУрок-суд над помещиками из поэмы Н. В. Гоголя "Мертвые души"
Мне хочется в этом романе показать хотя бы с одного боку всю Русь” (Н. В. Гоголь)
Конспект урока «Н. В. Гоголь «Мертвые души» iconСобакевич персонаж поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» (перв том 1842,...

Конспект урока «Н. В. Гоголь «Мертвые души» iconСводная таблица списка известных иллюстраторов поэмы гоголя «мертвые...
«Сто рисунков из сочинения Н. В. Гоголя «Мертвые души» 4листа с рисунками, далее по одному в неделю -72 рисунка (права на клише архангельский...
Конспект урока «Н. В. Гоголь «Мертвые души» iconИзображение помещиков в поэме н. В. Гоголя «мертвые души»
Центральное место в поэме Гоголя «Мертвые души» зани­мают пять глав, в которых представлены образы помещиков: Манилова, Коробочки,...
Конспект урока «Н. В. Гоголь «Мертвые души» iconПространственная модель в поэме «мертвые души» и функция мотива движения
Называя свое произведение «поэмой», Н. В. Гоголь ставил целью указать на особенность, непохожесть его на все, что было создано ранее,...
Конспект урока «Н. В. Гоголь «Мертвые души» iconТема урока: «Кто же он? Стало быть подлец?» (по поэме Н. В. Гоголя...
Оформление: портреты помещиков Манилова, Ноздрёва, Коробочки, Собакевича, Плюшкина; в центре портрет П. И. Чичикова
Конспект урока «Н. В. Гоголь «Мертвые души» iconУчебно-методическое пособие для абитуриентов, выпускников, учителей...
В 75 Воробьёва М. С. Н. В. Гоголь. «Шинель», «Ревизор», «Мёртвые души». Учебно-методическое пособие для абитуриентов, выпускников,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница