Методические указания к выполнению лабораторных работ №1 №4 по дисциплине «Государственные и региональные информационные системы»




НазваниеМетодические указания к выполнению лабораторных работ №1 №4 по дисциплине «Государственные и региональные информационные системы»
Дата публикации13.03.2013
Размер1.14 Mb.
ТипМетодические указания
shkolnie.ru > Информатика > Методические указания



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОУ ВПО «ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
КАФЕДРА ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

В ЭКОНОМИКЕ




МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
к выполнению лабораторных работ №1 - №4 по дисциплине

«Государственные и региональные информационные системы»

для студентов направления 230700 –

«Прикладная информатика»

Махачкала – 2011

УДК 681.3.06
Методические указания к выполнению лабораторных работ по дисциплине «Государственные и региональные информационные системы».- Махачкала, ДГТУ, 2011. – 84 с.

Методические указания предназначены для студентов дневной и заочной форм обучения направления ^ 230700 – «Прикладная информатика».


Методические указания содержат краткие теоретические сведения о создании Web-документов (начиная от простейших статических до документов на основе динамического HTML), включая форматирование текста, создание списков, таблиц, форм, фреймов, встраивание различных объектов, использование средств интерактивного общения с пользователем. В методических указаниях приведены индивидуальные задания к выполнению лабораторных работ.

Составители:
1. Ахмедханова С.Т., ассистент кафедры ИСЭ ДГТУ.


Рецензенты:

1. Петросянц В.З., зав. лабораторией информационного обеспечения института социально-экономических исследований ДНЦ РАН, главный научный сотрудник, д.э.н., профессор;

^ 2. Исабекова Т.И., зав. кафедрой информатики ДГТУ, к.ф.-м.н., доцент.

Печатается по решению ученого совета Дагестанского государственного технического университета от «____» _____________ 200__г.

Введение
XX век подарил миру множество удивительных открытий, среди которых можно совершено заслуженно выделить появление сети Интернет. Именно благодаря Интернету стали возможными не только передача и обмен данными между пользователями, разделенными морями и океанами, но и создание средства общемирового вещания, готовящегося оказать серьезную конкуренцию теле- и радиовещанию, а также возникновение среды для сотрудничества и общения людей и компьютеров, охватывающей весь земной шар.

В 1989г. ученым Европейской лаборатории физики элементарных частиц (CERN, Швейцария, Женева) Тимом Бернерс-Ли была создана технология гипертекстовых документов – World Wide Web, позволяющая пользователю иметь доступ к любой информации, находящейся в сети Интернет на компьютерах в любой точке земного шара. CERN – европейский научный центр, тематика исследований которого весьма широка. Здесь работает 50% всех физиков мира в этой области. Именно CERN можно считать родиной Web.

Всемирная паутина World Wide Web (WWW) соткана из Web-страниц, которые создаются с помощью так называемого языка разметки гипертекста HTML (Hyper Text Markup Language).

Язык HTML приобрел популярность в середине 90-х годов, благодаря экспоненциальному росту сети Internet. HTML – это язык разметки. Если есть необходимость выделить текст на экране полужирным шрифтом, то необходимо в начало текста конец вписать определенные символы, например:

Этот текст будет выведен полужирным шрифтом

Такие символы называют тэгами (tag – ярлык, признак). Все тэги выделяются символами ограничителями (<>), между которыми записывается имя тэга и его параметры. Закрывающий тэг записывается так же как и открывающий, но с символом / - прямой слэш.

Специальные программы просмотра HTML – документов, которые часто называют браузерами, служат для интерпретации файлов, размеченных по правилам языка HTML, форматирования их в виде Web – страниц и отображения их содержимого на экране компьютера пользователя. Национальный центр суперкомпьютерных предложений NCSA университета штата Иллинойс внес значительный вклад в развитие Web, также здесь был создан первый графический браузер – программа Mosaic. Существует большое количество программ – браузеров, разработанных различными компаниями, однако, на сегодняшний день из всего разнообразия программ явно выделяются две программы-лидеры – Netscape Communicator и Microsoft Internet Explorer.

Настоящие методические указания посвящены выполнению лабораторных работ по дисциплине «Государственные и региональные информационные системы» в виде лабораторных работ. В них приведены принципы построения как статических, так и динамических HTML-документов, также рассмотрены тэги форматирования текста, документа, создания списков, таблиц, карт изображений, встраивания различных объектов, форм и фреймов, использования средств интерактивного общения с пользователем.
^ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1
Тема: «Создание простейшей Web-страницы»
Краткие теоретические сведения
World Wide Web (WWW) - это сеть информационных ресурсов. Для того, чтобы сделать эти ресурсы доступными наиболее широкой аудитории, в Web используются три механизма:

  1. Единая схема наименования для поиска ресурсов в Web (например, URI).

  2. Протоколы для доступа к именованным ресурсам через Web (например, HTTP).

  3. Гипертекст для простого перемещения по ресурсам (например, HTML).

Связи между этими тремя механизмами становятся очевидными по прочтении этой спецификации.
^

Введение в URI.

Каждый ресурс в Web - документ HTML, изображение, видеоклип, программа и т.д. - имеет адрес, который может быть закодирован с помощью универсального идентификатора ресурсов (Universal Resource Identifier), или URI.


URI обычно состоят из трех частей:

  1. Схема наименования механизма, используемого для доступа к ресурсу.

  2. Имя машины, на которой располагается ресурс.

  3. Имя собственно ресурса, заданное в виде пути.

Рассмотрите URI этой спецификации HTML на сервере W3C:

http://www.w3.org/TR/PR-html4/cover.html

Этот URI может читаться следующим образом: этот документ можно получить по протоколу HTTP (см. [RFC2068]), он располагается на машине www.w3.org, путь к этому документу - "/TR/PR-html4/cover.html". Кроме того, в документах в формате HTML Вы можете увидеть схемы "mailto" для электронной почты и "ftp" для протокола FTP.

Вот еще один пример URI. Он относится к почтовому ящику пользователя:

...текст...

Комментарии отправляйте Джо Кулу.

Примечание. Большинство читателей уже знакомо с термином "URL", но не знает термина "URI". URL образуют подмножество более общей схемы наименования URI.

Некоторые URI указывают на местоположение внутри ресурса. Этот тип URI заканчивается символом "#", за которым следует указатель (идентификатор фрагмента). Например, следующий URI указывает на фрагмент с именем section_2:

http://somesite.com/html/top.html#section_2

^ Относительный URI не содержит информации о схеме наименования. Путь в нем указывает на ресурс на машине, на которой находится текущий документ. Относительные URI могут содержать компоненты относительного пути (например, ".." означает один уровень выше в иерархии) и идентификаторы фрагментов.

Относительные URI приводятся к полным URI с помощью базового URI. В качестве примера приведения относительного URI предположим, что у нас имеется базовый URI "http://www.acme.com/support/intro.html". Относительный URI в следующей ссылке:

Suppliers

будет преобразован в полный URI "http://www.acme.com/support/suppliers.html", а относительный URI в следующем фрагменте

logo

будет преобразован в полный URI "http://www.acme.com/icons/logo.gif".

В HTML URI используются для:

  • ссылки на другие документы или ресурсы (см. элементы A и LINK).

  • ссылки на внешние таблицы стилей или скрипты (см. элементы LINK и SCRIPT).

  • включения в страницу изображений, объектов или апплетов (см. элементы ^ IMG, OBJECT, APPLET и INPUT).

  • создания изображений-карт (см. элементы MAP и AREA).

  • отправки форм (см. FORM).

  • создания документов с использованием кадров (см. элементы FRAME и IFRAME).

  • ссылок на внешние источники (см. элементы ^ Q, BLOCKQUOTE, INS и DEL).

  • ссылок на соглашения о метаданных, описывающих документ (см. элемент HEAD).

Подробнее об URI см. в разделе о типах URI.
^

II. HTML – язык разметки текста


Чтобы представить информацию для глобального использования, нужен универсальный язык, который понимали бы все компьютеры. Языком публикации, используемым в World Wide Web, является HTML (Hyper Text Markup Language - язык разметки гипертекстов).

HTML дает авторам средства для:

  • публикации электронных документов с заголовками, текстом, таблицами, списками, фотографиями и т.д.

  • загрузки электронной информации с помощью щелчка мыши на гипертекстовой ссылке.

  • разработки форм для выполнения транзакций с удаленными службами, для использования в поиске информации, резервировании, заказе продуктов и т.д.

  • включения электронных таблиц, видеоклипов, звуковых фрагментов и других приложений непосредственно в документы.


Элементы


Каждое объявление типа элемента обычно включает три части: начальный тэг, содержимое и конечный тэг.

Символы, которые управляют отображением текста и при этом сами не отображаются на экране принято называть тэгами (от англ. слова tag – ярлык, признак).

Все тэги языка HTML выделяются символами-ограничителями (< >), между которыми записывается имя тэга и, возможно, его параметры. Единственным исключением из этого правила являются тэги комментария с более сложными ограничителями (). Имя элемента отображается в начальном тэге (пишется <имя-элемента>) и в конечном тэге (пишется ); не забывайте про слеш перед именем элемента в конечном тэге. Например, начальные и конечные тэги элемента UL определяют список:




  • ...элемент списка 1...


  • ...элемент списка 2...



Некоторые типы элементов HTML позволяют авторам опускать конечные тэги (например, типы элементов P или LI). Несколько типов элементов также позволяют опускать начальные тэги; например, HEAD и BODY. HTML DTD указывает для каждого типа элемента, являются ли начальный и конечный тэги обязательными.

Некоторые типы элементов HTML не имеют содержимого. Например, элемент перехода на следующую строку BR не имеет содержимого; его роль - прерывание строки текста. Такие пустые элементы никогда не имеют конечных тэгов. Определение типа документа и текст спецификации указывают, является ли тип элемента пустым (не имеет содержимого) или, если он может иметь содержимое, что является допустимым содержимым.

Атрибуты



С элементами могут быть связаны свойства, называемые атрибутами, которые могут иметь значения (стандартные или устанавливаемые авторами или сценариями). Пары “атрибут=значение” помещаются перед закрывающей скобкой ">" начального тэга элемента. В начальном тэге элемента может быть любое число (допустимых) пар “атрибут=значение”, разделенных пробелами. Они могут указываться в любом порядке.

В данном примере для элемента ^ H1 установлен атрибут id:

Это определенный заголовок, спасибо атрибуту id



По умолчанию необходимо, чтобы все значения атрибутов были разделены с помощью двойных (десятичный код ASCII 34) или одинарных кавычек (десятичный код ASCII 39). Одинарные кавычки могут включаться в значение атрибута, если значение отделяется двойными кавычками, и наоборот. Авторы могут также использовать цифровые ссылки на символы для представления двойных (") и одинарных кавычек ('). Для двойных кавычек авторы могут также использовать character entity reference ".

В определенных случаях авторы могут указывать значение атрибута без кавычек. Значение атрибута может включать только буквы (a-z и A-Z), цифры (0-9), знаки переноса (десятичный код ASCII 45) и точки (десятичный код ASCII 46). Рекомендуется всегда использовать кавычки.

Имена атрибутов всегда учитывают регистр. Значения атрибутов обычно учитывают регистр. Определение каждого атрибута в списке атрибутов указывается, учитывает ли значение регистр.

Список всех атрибутов, определенных в этой спецификации, приводится в указателе атрибутов.

Комментарии



Комментарии в HTML имеют следующий синтаксис:

он занимает несколько строк -->

Проблемы между открывающим разделителем разметки (""). Распространенной ошибкой является включение строки символов переноса ("---") в комментарий. Следует избегать использования в комментариях двух или более символов переноса.

Цвета


Значение атрибута типа "color" (%Color;) относится к определениям цветов. Значение цвета может быть шестнадцатеричным числом (которому предшествует знак диеза) или одним из следующих шестнадцати названий цветов указанных в приложении №2.
^

Замечания об использовании цветов


Хотя цвета могут существенно добавлять информации в документ и повышать удобство чтения, при использовании цветов имейте в виду следующие основные принципы:

  • Использование элементов и атрибутов HTML для указания цвета нежелательно. Вместо этого следует использовать таблицы стилей.

  • Не используйте комбинации цветов, вызывающие проблемы у пользователей.

  • Если Вы используете изображение в качестве фона или устанавливаете цвет фона, не забудьте установить и цвета текста.

  • Цвета, указанные в элементах BODY и FONT и в bgcolor в таблицах выгладят по-разному на разных платформах (на рабочих станциях, Mac, Windows и на панелях LCD и CRT), поэтому не рассчитывайте на определенный эффект. В будущем поддержка цветовой модели [SRGB] вместе с цветовыми профилями ICC должна устранить эти проблемы.

  • При возможности принимайте общие соглашения.

Длины



HTML определяет три типа значений длины для атрибутов:

  1. Пикселы: Значение ( %Pixels; в DTD) - это целое, представляющее число пикселов (на экране, на бумаге). Таким образом, значение "50" означает пятьдесят пикселов. Нормативную информацию об определении пиксела см. в [CSS1].

  2. Длина: Значение ( %Length; в DTD) может быть %Pixel; или доля вертикального или горизонтального расстояния в процентах. Таким образом, значение "50%" означает половину доступного пространства.

  3. МультиДлина: Значение ( %MultiLength; в DTD) может быть %Length; или относительной длиной. Относительная длина имеет форму "i*", где "i" - целое число. При распределении пространства между элементами, конкурирующими за это пространства, агенты пользователя сначала отводят место для длин, определенных в пикселах и процентах, а затем делят оставшееся место между относительными длинами. Каждая относительная длина получает часть доступного пространства, пропорциональную целому числу, предшествующему "*". Значение "*" эквивалентно "1*". Таким образом, если имеется 60 пикселов пространства после того, как агент пользователя распределит пространство для длин, определенных в пикселах и процентах, а конкурирующими относительными длинами являются 1*, 2* и 3*, 1* получит 10 пикселов, 2* - 20 пикселов, а 3* - 30 пикселов.




^

Введение в структуру документа HTML



Документ в формате HTML 4.0 состоит из трех частей:

  1. строки, содержащей информацию о том, что это документ HTML,

  2. раздела заголовков (определяемого элементом HEAD),

  3. тела, которое включает собственно содержимое документа. Тело может вводиться элементом BODY или элементом FRAMESET.

Перед каждым элементом или после каждого элемента может находиться пустое пространство (пробелы, переход на новую строку, табуляции и комментарии). Разделы 2 и 3 должны отделяться элементом HTML.

Вот пример простого документа HTML:





Мой первый документ HTML






Всем привет!

Похожие:

Методические указания к выполнению лабораторных работ №1 №4 по дисциплине «Государственные и региональные информационные системы» iconМетодические указания к выполнению лабораторных работ по дисциплине «Информационные системы»
Методические указания предназначены для студентов дневной и заочной форм обучения специальности 080801 «Прикладная информатика (по...
Методические указания к выполнению лабораторных работ №1 №4 по дисциплине «Государственные и региональные информационные системы» iconМетодические указания к выполнению лабораторных работ по дисциплине «Организация ЭВМ и систем»
Электронные методические указания к выполнению лабораторных работ по дисциплине «Организация ЭВМ и систем»/ Сост.: Андреева А. А.,...
Методические указания к выполнению лабораторных работ №1 №4 по дисциплине «Государственные и региональные информационные системы» iconМетодические указания по выполнению лабораторных работ по дисциплине...
Зрюмова, А. Г. Методические указания по выполнению лабораторных работ по дисциплине «Компьютерные технологии в приборостроении» /...
Методические указания к выполнению лабораторных работ №1 №4 по дисциплине «Государственные и региональные информационные системы» iconМетодические указания по выполнению лабораторных работ по дисциплине...
Лукьянов В. Г. Методические указания по выполнению лабораторных работ по дисциплине "Теоретические основы измерительных и информационных...
Методические указания к выполнению лабораторных работ №1 №4 по дисциплине «Государственные и региональные информационные системы» iconМетодические указания к выполнению контрольных работ по дисциплине «Информатика»
Методические указания предназначены для студентов-заочников специальностей: 2806, 2808, 1707, 2506. Дисциплина «вычислительная техника...
Методические указания к выполнению лабораторных работ №1 №4 по дисциплине «Государственные и региональные информационные системы» iconМетодические указания по выполнению курсового проекта по дисциплине...
Методические указания составлены на основании Государственных образовательных стандартов, утвержденных в 2000 году
Методические указания к выполнению лабораторных работ №1 №4 по дисциплине «Государственные и региональные информационные системы» iconПеречень экзаменационные вопросов по дисциплине "Государственные...

Методические указания к выполнению лабораторных работ №1 №4 по дисциплине «Государственные и региональные информационные системы» iconМетодические указания к выполнению лабораторных работ по дисциплине «Дискретный анализ»
Методические указания предназначены для студентов дневной и заочной форм обучения по специальностям 080801 «Прикладная информатика...
Методические указания к выполнению лабораторных работ №1 №4 по дисциплине «Государственные и региональные информационные системы» iconМетодические указания к выполнению лабораторных работ №1 - №4 по...
Методические указания к лабораторным работам №1 — №4 по дисциплине “Основы теории марковских процессов”/ Сост. Ю. В. Доронина.  — Севастополь:...
Методические указания к выполнению лабораторных работ №1 №4 по дисциплине «Государственные и региональные информационные системы» iconМетодические указания по выполнению лабораторных работ (курс «Базы данных и знаний», часть 1)
Методические указания предназначены для студентов экономического и механико-математического факультетов. Здесь определены цели и...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница